Управление развитием культурно–событийного туризма в регионах Российской Федерации

Соболева Ольга Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО–СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РФ………………………………….11 1.1. Культурно-событийный туризм: истоки, понятие и отличительные характеристики…………………………………………………………………………………………….11 1.2. Классификация видов культурно-событийного туризма по направленности культурного мероприятия и по источнику происхождения туристского продукта……………………………………………………………………………………………………….20 1.3. Анализ мирового опыта развития культурно-событийного туризма…………31 1.4. Современное состояние и перспективы развития культурно–событийного туризма в регионах РФ………………………………………………………………………………….40 Выводы по первой главе……………………………………………………………………………….60 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО– СОБЫТИЙНЫМ ТУРИЗМОМ В РФ…………………………………………………………….63 2.1. Структурная модель культурно-событийного туризма как туристской системы………………………………………………………………………………………………………..63 2.2. Совершенствование нормативной базы стратегии развития туристской индустрии РФ на период до 2035 года…………………………………………………………..72 2.3. Направления отечественного изобразительного искусства перспективные для развития культурно-событийного туризма в РФ………………………………………86 Выводы по второй главе……………………………………………………………………………….95 ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО–СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1. Анализ мероприятий культурно-событийного туризма в Тульской области в контексте мирового опыта
3.2. Методические рекомендации по развитию культурно–событийного туризма на региональном уровне………………………………………………………………………………129 3.3. Рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки культурно-событийного туризма на законодательном уровне субъектов РФ………………………………………………………………………………………………………………146 Выводы по третьей главе…………………………………………………………………………….154 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..155 БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………………………159

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного
исследования, сформулирована основная цель и ключевые задачи работы,
определены предмет и объект исследования, показаны научная новизна,
практическая значимость и пути реализации полученных результатов.
В первой главе «Культурно–событийный туризм как перспективный вид
развития сферы туристских услуг РФ» обоснована целесообразность выделения
новой разновидности событийного туризма в области культуры, уточнен
понятийный аппарат, осуществлена классификация культурно–событийного
туризма, проведен анализ мирового опыта и современного состояния этой
разновидности событийного туризма в регионах РФ.
В начале исследования необходимо обратить внимание, что для
обозначения событийного туризма в сфере культуры, в данном
диссертационном исследовании, впервые предложено использовать более
краткий термин «культурно–событийный туризм» – в научной литературе,
посвященной туризму, до настоящего времени, такой термин не встречался.
Анализ современных тенденций развития туристской индустрии показал,
что существуют уникальные мероприятия культурной направленности, которые
из-за особенностей их проведения вышли за рамки культурно–познавательного
туризма, но не нашли свое место в классификации событийного туризма. Как
показано на рис. 1 существует область туристской деятельности, находящаяся
на пересечении культурно–познавательного и событийного туризма, но до сих
пор не нашедшая свое самостоятельное место в классификации туристской
деятельности.
Культурно–Культурно –Событийный
познавательныйсобытийныйтуризм
туризматуризм

Рис. 1. Возникновение культурно–событийного туризма на пересечении
культурно–познавательного и событийного туризма

Необходимость разделения культурно–познавательного туризма и
туризма, связанного с уникальными событиями в сфере культуры связана с
принципиально разными подходами к управлению этими двумя только
формально близкими разновидностями туристской деятельности. В
организации культурных мероприятий событийной направленности принимают
участие не только специалисты в области культуры и туризма, как это
характерно для культурно–познавательного туризма, но и специалисты по
событийным акциям, что нашло отражение в схеме, изображенной на рис. 2.
Действительно, использование по отдельности накопленного опыта управления
туристской деятельностью, событийными и культурными мероприятиями не
приводит к наилучшим результатам.
Именно по этой причине можно говорить об объективной необходимости
возникновения культурно–событийного туризма, который позволяет
одновременно использовать накопившиеся знания и опыт как в туристской
сфере, так и в области проведения событийных мероприятий для привлечения
максимально возможного количества туристов. В связи с этим в классификации
событийного туризма рекомендуется отдельным пунктом выделить культурно-
событийный туризм – в этом случае уточненная классификация видов
событийного туризма будет учитывать новые тенденции в международной
туристской индустрии.
Обзор научной литературы показал следующую общую проблему – в
существующихклассификацияхсобытийноготуризмамероприятия,
относящиеся к области культуры, не отличаются полнотой охвата, не
скреплены логикой и не отобраны на научной основе. В связи с этим предложен
новый подход для классификации видов культурно–событийного туризма по
направленности культурного мероприятия. В качестве основы новой
классификациирекомендованоиспользоватьсуществующеев
искусствоведении деление искусств по видам с последующим дополнением
отдельными культурными мероприятиями, которые соответствуют специфике
событийного туризма.
Менеджмент культурных
мероприятий и исследования в
области организации
мероприятий в сфере культуры

Ивент –
МенеджментМенеджментменеджмент и
туризма икультурно –исследования в
исследования всобытийногообласти организации
области туризматуризмсобытийных
мероприятий

Рис. 2. Менеджмент культурно–событийного туризма на стыке
менеджмента туризма и накопленного опыта управления мероприятиями
культурной и событийной направленности

Создание новой классификации позволило уточнить понятийный аппарат
– под культурно–событийным туризмом понимается разновидность
событийного туризма, связанного с разнообразными мероприятиями
культурной направленности, в рамках которого имеется возможность
генерировать туристские потоки на необычные выставочные проекты в области
живописи, графики, декоративно–прикладного искусства, скульптуры,
фотографии, а также на редкие акции связанные с музыкой, оперой, эстрадой,
балетом, цирком, национальными фестивалями и праздниками, с театром, кино
и литературой, путем использования накопленного опыта проведения
событийных мероприятий.
Разработана классификация видов культурно–событийного туризма по
источнику происхождения – предлагается различать собственный туристский
продукт и привлечённый туристский продукт культурно–событийного
назначения. Наличие в туристском регионе собственного, а не привлечённого
туристского продукта, повышает туристический потенциал данного региона.
В соответствии с предложенной классификацией видов культурно–
событийного туризма по направленности культурного мероприятия, было
изучено современное состояние культурно–событийного туризма как за
рубежом, так и в РФ (рис. 3).
Проведенное исследование показало существенное различие (до 26 раз) в
количестве культурных мероприятий событийной направленности в Алтайском
крае, Астраханской, Белгородской, Иркутской, Калининградской, Калужской,
Кировской, Костромской, Псковской и Тульской областях. В ряде
перечисленных субъектов РФ региональные центры не осуществляют процесс
управления культурно–событийными мероприятиями на муниципальном
уровне (рис. 4). Однако, как это следует из сравнительного анализа,
существует реальная возможность развития туризма в субъектах РФ за счет
проведениясобытийныхмероприятийкультурнойнаправленности
всероссийского, межрегионального, регионального и муниципального уровней
как в областных центрах, так и в населенных пунктах муниципальных
образований (рис. 4).

а)

б)
в)
Рис. 3. Количество кинофестивалей (а), театральных фестивалей (б) и
фестивалей джазовой музыки на 1 000 000 жителей в различных странах мира
по данным Евростата

Рис. 4. Количество запланированныхмероприятийкультурно–
событийного туризма в областях РФ на 2020 год

Вторая глава «Проблемы развития и управления культурно–
событийным туризмом в РФ» посвящена анализу проблем, возникающих при
формировании отечественной индустрии этого вида событийного туризма.
Для использования столь важного системного подхода к управлению
событийными мероприятиями в сфере культуры необходимо иметь
представление о перечне элементов организационной структуры культурно–
событийного туризма, описание которой в литературе, посвященной туризму, в
данный момент отсутствует. В результате понимания объективных причин
возникновения событийного туризма в сфере культуры, разработана
структурная модель культурно–событийного туризма как туристской системы,
без понимания которой невозможно начать успешно развивать культурно–
событийный туризм в регионах России.
Для подтверждения того, что структурная модель действительно является
системой необходимо вспомнить определение этого понятия в самом общем
смысле, данное В.К. Батовриным в словаре по системной и программной
инженерии. Cистема – это «совокупность интегрированных и регулярно
взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для
достижения определенных целей, причем отношения между элементами
определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность
системы лучше, чем у простой суммы элементов». Данное определение в
полной мере соответствует представленной организационной структуре
культурно–событийноготуризма.Действительно,довозникновения
культурно–событийного туризма происходило накапливание знаний и опыта в
туристической сфере, в области проведения разнообразных событийных
мероприятий, в сфере организации культурных мероприятий, но использование
накопленного опыта управления туризмом, событийными и культурными
мероприятиями по отдельности не приводило к наилучшим результатам. И
только использование системного подхода к рассмотрению культурно–
событийного туризма как к совокупности взаимозависимых элементов,
ориентированных на достижение единой цели, позволяет добиться лучшего
результата, чем у простой суммы элементов.
Из анализа организационной структуры культурно–событийного туризма
следует, что для успешного функционирования этой разновидности
событийного туризма в регионах России необходимо одновременно привлекать
специалистов в области культуры, туризма и событийных мероприятий, а также
представителей органов, осуществляющих государственное управление
туризмом и культурой на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и местного
самоуправления.
Следующая проблема, связанная с развитием культурно–событийного
туризма, возникла в связи с тем, что начиная с 2020 года комплексное развитие
туризма в РФ и определение приоритетных направлений развития
отечественной туристской индустрии осуществляется в соответствии со
«Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035
года», утвержденной распоряжением Правительства в сентябре 2019 года.
Общий анализ новых приоритетов туристской индустрии, проведенный в
диссертационном исследовании, показал принципиальную особенность,
которая проявляется в недостаточном внимании к развитию событийного
туризма в целом. Этот недостаток ощущается по всему тексту принятого
документа и этим качеством новая стратегии на период до 2035 года
значительно уступает предыдущей стратегии развития туризма РФ на период
до 2020 года.
Предложены рекомендации, позволяющие усилить роль событийных
мероприятий в области культуры, которые целесообразно внести в качестве
дополнений к новой стратегии в соответствии с существующей
законодательной процедурой внесения изменений.
Также, во второй главе диссертации установлено, что перспективы
привлечения иностранных туристов на выставки, признанных в мире
отечественных мастеров изобразительного искусства, достаточно ограничены.
В связи с этим для развития культурно-событийного туризма в РФ и
привлечения иностранных туристов предлагается ориентироваться на
событийные мероприятий, связанные с различными видами современного
изобразительного искусства. В качестве примера выявлена целесообразность
проведения комплекса событийных мероприятий, связанных с таким
направлением современного искусства, как лэнд–арт.
Третья глава «Методические рекомендации по управлению развитием
культурно–событийного туризма в регионах РФ (на примере Тульской
области)» посвящена анализу культурных мероприятий событийной
направленности в Тульской области в контексте мирового опыта и разработке
практических рекомендаций по созданию и управлению индустрией
культурно–событийного туризма на региональном уровне.
Установлено, что рентабельность инвестиций в проведение фестиваля
«Дикая мята» (Тульская область) находится в пределах 0,33–0,83.
Рентабельность инвестиций в проведение аналогичного фестиваля «Цвета
Остравы» (Чехия) находится в пределах 0,04–0,11 и в среднем в 7 раз уступает
рентабельности инвестиций фестиваля в Тульской области (рис. 5)

Рис. 5. Сравнение рентабельности инвестиций в музыкальные фестивали
«Дикая мята» (Россия) и «Цвета Остравы» (Чехия)
Сравнительный анализ рентабельности инвестиций в фольклорный
фестиваль «Двенадцать ключей» (Веневский район, Тульская область) и в
музыкальное представление «Ночь на Карлштейне» (город Карлштейн, Чехия)
показал принципиальное различие – мероприятие в Европе полностью
окупается, акция аналогичного масштаба в муниципальном образовании РФ
убыточна (рис. 6).

Рис. 6. Сравнение рентабельности инвестиций в фольклорный фестиваль
«Двенадцать ключей» (Россия) и в музыкальное представление «Ночь на
Карлштейне» (Чехия)

В связи с тем, что в настоящее время перед законодательными и
исполнительными органами власти субъектов РФ стоит задача по созданию
индустрии культурно–событийного туризма, в рамках проводимого
диссертационногоисследованияосуществленаразработканаучно-
обоснованных рекомендаций, которые способны оказать помощь региональной
власти в ее практической деятельности в обозначенном направлении.
Разработанные методические рекомендации необходимы для осознанного
принятия конкретных управленческих решений, способствующих развитию
культурно-событийного туризма на определенной территории и предполагают:
– разработку модели взаимодействия органов власти субъекта РФ при
подготовке событийных мероприятий культурной направленности (рис. 7);
– создание алгоритма, позволяющего унифицировать создание стратегии
развития культурно–событийного туризма в регионах РФ (рис. 8);
– разработку алгоритма создания регионального центра по проведению
мероприятий культурно–событийной направленности (рис. 9).
Региональный центр по организации культурно-событийных
мероприятий в субъекте РФ (при обязательном участии
специалистов по проведению событийных мероприятий)

Правительство ТульскойАдминистрацииТульская областная
областимуниципальныхДума
образований (МО)

Комитет Тульской области поОтдел по культуре комитетаКомитет по социальной
развитию туризмапо социальным вопросамполитике

Информационный туристскийМуниципальные
центр (туристический порталкультурные центры,
Тульской области)центры развития народных
ремесел

Отдел развития музейно–Муниципальные
выставочной деятельности иучреждения культуры
культурно–познавательного«Межпоселенческие
туризмакультурно-досуговые
центры» МО

Музеи, культурные центры,
центры развития народных
ремесел

Рис. 7. Предлагаемая модель взаимодействия органов власти субъекта РФ
при подготовке событийных мероприятий культурной направленности

Необходимо обратить внимание на то, что предлагаемая модель
предполагает обязательное участие специалистов, специализирующихся на
проведении событийных мероприятий, в составе регионального центра, а также
учитывает роль региональной законодательной власти при подготовке
событийных мероприятий культурной направленности (рис. 8). Выделенным
качеством предлагаемая модель отличается, например, от варианта,
предложенного О.В.Алексеевой, в которой имеется принципиальный
недостаток, заключающийся в том, что не отражено участие законодательной
власти субъекта РФ в подготовке культурно–событийных мероприятий.
Рис.8. Основные этапы формирования стратегии развития культурно–
событийного туризма в регионе РФ.
Рис. 9. Алгоритм создания регионального центра по проведению
мероприятий культурно-событийной направленности.

Следующим важным этапом комплексного управления культурно–
событийным туризмом является разработка типовых методических
рекомендаций для законодательных органов государственной власти субъектов
РФ, позволяющих унифицировать процесс оказания государственной
поддержки для развития культурно–событийного туризма в российских
регионах. Предлагается перечислить в тексте новой статьи регионального
закона о туристской деятельности основные направления государственной
поддержки, выделенные в результате проведенного исследования, для создания
благоприятных условий развития культурно–событийного туризма в регионах
РФ.
III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Проведенное диссертационное исследование дает основание сделать
следующие выводы и предложения:
1. Обоснована целесообразность разделения культурно–познавательного
туризма и туризма, связанного с уникальными событиями в сфере культуры,
исходя из принципиально разных подходов к управлению развитием этих двух
только формально близких разновидностей туристской деятельности. В связи с
этим для обозначения новых явлений в мировой и отечественной туристской
индустрии впервые предложен и введен в научный оборот термин «культурно–
событийный туризм».
2. Реализован новый подход к классификации культурно–событийного
туризма по направленности культурного мероприятия, основанный на
принятом в искусствоведении делении искусств по видам и проявляющийся в
проведении уникальных выставочных проектов в области живописи, графики,
декоративно–прикладного искусства, скульптуры, фотографии, а также в
осуществлении редчайших событий связанных с музыкой, оперой, эстрадой,
балетом, цирком, национальными фестивалями и праздниками, с театром, кино
и литературой.
3. Разработана классификация видов культурно–событийного туризма по
источнику происхождения. Предлагается различать собственный и
привлечённый туристский продукт культурно–событийного назначения,
причем туристский продукт может располагаться в диапазоне от полностью
собственного до полностью привлечённого туристского продукта. Наличие в
туристском регионе собственного, а не привлечённого туристского продукта
культурно–событийного назначения является стратегическим конкурентным
преимуществом данного региона.
4. Разработана структурная модель культурно–событийного туризма, как
туристской системы, и определены функции организаций, необходимых для
формирования индустрии культурно–событийного туризма в регионах РФ.
5. Выявлено, что в РФ, как и во всем мире, только начинают проводить
выставкиживописи,графики,декоративно–прикладногоискусства,
скульптуры, фотографии, которые бы воспринимались потенциальными
зрителями, как исключительные, неповторимые и редчайшие события.
Современная ситуация с мероприятиями культурно–событийного туризма в
области музыки, оперы, эстрады, балета, театра, кино, национальными
фестивалями и праздниками выглядит менее благополучно. По количеству
проводимых культурных акций событийного характера на миллион жителей
Россия на порядок отстает от передовых стран.
6. Проведенный сравнительный анализ современного состояния
культурно–событийного туризма в Алтайском крае, Астраханской,
Белгородской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кировской,
Костромской, Псковской и Тульской областях с одной стороны показал
существование реальной возможности увеличения количества культурных
акций событийной направленности всероссийского, межрегионального,
регионального и муниципального масштабов в областных центрах и в
населенных пунктах муниципальных образований, с другой стороны
установлено, что в ряде перечисленных регионов РФ не уделяется должного
внимания увеличению культурно-событийных мероприятий на муниципальном
уровне.
7. Установлено, что «Стратегия развития туризма в Российской
Федерации на период до 2035 года», утвержденная распоряжением
Правительства в сентябре 2019 года, не позволяет в полной мере использовать
возможности как событийного туризма в целом, так и культурно-событийного
туризма в частности для развития отечественной туристской индустрии и этим
качеством значительно уступает предыдущей стратегии развития туризма РФ
на период до 2020 года.
Разработаны рекомендации, позволяющие усилить роль событийных
мероприятий в области культуры, которые целесообразно внести в качестве
дополнений к новой стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, в
соответствии с существующей процедурой внесения изменений.
8. Установлено, что перспективы привлечения иностранных туристов на
выставки признанных в мире отечественных мастеров изобразительного
искусства, ограничены. В связи с этим, усилия российской индустрии туризма
целесообразнонаправитьнасозданиеконкурентоспособногона
международном рынке собственного туристского продукта, связанного с
различными видами современного отечественного изобразительного искусства.
В качестве примера можно сослаться на целесообразность организации в
регионах РФ событийных мероприятий, опирающихся на такую разновидность
современного искусства, как лэнд–арт. Международные фестивали
ландшафтной архитектуры в различных регионах РФ, учитывающие опыт
проведения ежегодного фестиваля «Архстояние» в Калужской области и
организованные на принципах и правилах функционирования фестиваля
«Burning Man» в США, который является образцом для проведения подобных
мероприятий в мире, способны регулярно заинтересовывать иностранных
туристов.
9. Сравнительный анализ экономических показателей культурно–
событийных мероприятий в Тульской области («Дикая мята» и «Двенадцать
ключей») и в Чехии («Цвета Остравы» и «Ночь на Карлштейне») показал, что
в российских регионах накоплен как позитивный, так и негативный опыт
проведениякультурно–событийныхмероприятий,позволяющийв
определенных случаях соответствовать международному уровню, приносить
прибыль организаторам, способствовать экономическому и социальному
развитию территорий. В качестве ориентира для проведения культурных
мероприятий событийной направленности в регионах РФ целесообразно
выделитьмеждународныймузыкальныйфестиваль«Дикаямята»
рентабельность инвестиций в проведение которого (0,33–0,83) в среднем в 7 раз
превышает рентабельность инвестиций в проведение подобного фестиваля
«Цвета Остравы» в Чехии (0,04–0,11).
10. Созданы методические рекомендации по управлению развитием
культурно–событийного туризма в регионах РФ на примере Тульской области.
Предложена модель взаимодействия органов власти субъекта РФ при
подготовке событийных мероприятий культурной направленности, разработан
алгоритм, позволяющий унифицировать создание стратегии развития
культурно–событийного туризма в регионах РФ, обоснован алгоритм создания
регионального центра по проведению мероприятий культурно–событийной
направленности, разработаны типовые методические рекомендации для
законодательных органов государственной власти субъектов РФ, позволяющие
повысить эффективность процесса оказания государственной поддержки
культурно–событийному туризму в российских регионах.

Актуальность темы исследования. В XXI веке наблюдается новое явление в сфере событийного туризма – на международной арене увеличилось количество редких и во многом неповторимых акций в области культуры, привлекающих значительно большее количество посетителей и тем самым обеспечивающих более высокую прибыль, чем обычные мероприятия культурно–познавательной направленности.
В качестве примеров можно сослаться на уникальные выставки «Шедевры французских импрессионистов» (763512 посетителей, 2015, Токио), «Жалость и террор. Путь Пикассо к “Гернике”» (681127 посетителей, 2016, Мадрид), «Эдгар Дега. Странная красота» (608 102 посетителей, 2017, Нью– Йорк), которые представляют собой уникальное мероприятие в области культуры, относящееся к событийному, а не к культурно-познавательному туризму. Подобные исключительные события в области культуры происходят и в России – выставку «Иван Айвазовский. К 200–летию со дня рождения» в Москве в 2017 году посетило 598 832 зрителей, ретроспективную выставку И.Е. Репина в 2019 году посетило 601 299 человек.
Устойчивое развитие событийного туризма в сфере культуры, как и событийного туризма в целом, способствует решению целого комплекса проблем: увеличиваются поступления в бюджеты всех уровней, привлекаются инвестиции в регионы Российской Федерации (в дальнейшем РФ); создаются новые рабочие места как в туристской индустрии, так и в смежных секторах экономики; увеличиваются личные доходы граждан, занятых в обслуживании туристов; обеспечивается доступность жителей РФ к культурным ценностям в сфере искусства; проводятся реставрационные работы, сохраняется и улучшается техническое состояние объектов культурного наследия; используется культурный потенциал России для формирования положительного образа страны за рубежом. Однако, в России событийный туризм в сфере культуры стал формироваться позже, чем в передовых странах, и анализ его современного состояния свидетельствует о том, что в нашей стране потенциал этой разновидности событийного туризма пока недостаточно понят и осознан на всех уровнях управления. Увеличение количества культурных мероприятий событийной направленности в современных условиях России затруднено из–за ряда причин, к которым относятся: отсутствие методических рекомендаций по
организации и управлению культурно–событийным туризмом в регионах РФ; дефицит, а часто – полное отсутствие в регионах, специалистов по проведению событийных мероприятий культурной направленности; не достаточно эффективная государственная поддержка культурно–событийного туризма на уровне федерального и регионального законодательства.
В связи с этим, перед всеми участниками индустрии культурных мероприятий событийной направленности возникает проблема создания эффективной системы управления культурно–событийным туризмом в России, и дальнейшего повышения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу нашей страны, как ведущей мировой державы XXI века.
Диссертация представляет собой по существу одну из первых попыток системного исследования культурно–событийного туризма и формирования в России эффективной системы комплексного управления этой разновидностью событийного туризма на региональном уровне. Решение данной проблемы способствует развитию перспективных форм и методов эффективного управления событийным туризмом в культурной сфере как в отдельных российских регионах, так и в целом по стране. В связи с этим, тема данной диссертации является, однозначно, актуальной и имеет как теоретическую, так и значимую практическую ценность.
Степень разработанности проблемы. Научные позиции автора по
исследуемой теме формировались на основе изучения и анализа теоретических
и методологических разработок отечественных и зарубежных ученых, посвященных экономическим исследованиям в сфере туризма (О.В.Александровой, О.В.Алексеевой, А.В.Бабкина, Д.Гетца, С.Ю.Гришина, А.В.Дроздова, М.А.Жуковой, Н.А.Зайцевой, М.В.Ефремовой, Г.А.Карповой, А.В.Коновалова, А.В.Кормишевой, Ф.Котлера, Т.А.Кравчука, Е.А.Лакомова, Д.Магретта, М.Портера, Г.М.Романовой, М.Д.Сущинской, Л.В.Хоревой, Е.Е. Шарафановой, А.Д.Чудновского).
Анализ литературы показал, что вопросам эффективного управления событийным туризмом в сфере культуры посвящено относительно небольшое количество исследований, которые, к сожалению, носят фрагментарный, разрозненный характер и пока далеки от создания комплексных, научно обоснованных рекомендаций, обеспечивающих поступательное развитие культурно–событийного туризма в РФ в современных и перспективных условиях. Практически отсутствуют работы, посвященные управлению культурно–событийным туризмом в регионах РФ.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является разработка теоретических, методологических и методических подходов к формированию и развитию культурно–событийного туризма в регионах Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи, которые необходимо решить в рамках диссертационного исследования:
– обосновать целесообразность разделения культурно–познавательного туризма и туризма, связанного с событийными акциями в сфере культуры;
– уточнить понятийный аппарат культурно–событийного туризма и разработать классификации его видов;
– определить основные элементы структурной модели культурно– событийного туризма, как туристской системы;
– дать оценку современному состоянию культурно–событийного туризма в РФ в контексте мирового опыта;
– определить перспективные направления отечественного изобразительного искусства для расширения культурно-событийного туризма в РФ; – разработать рекомендации по повышению эффективности развития культурно-событийного туризма в РФ на основе совершенствования законодательства на федеральном и региональном уровнях;
– разработать комплекс методических рекомендаций по управлению развитием культурно–событийного туризма в российских регионах, в том числе на примере Тульской области.
Объектом исследования являются предприятия и организации сферы рекреации и туризма всех организационно–правовых форм и форм собственности, федеральные, региональные и муниципальные органы управления, которые участвуют в процессе развития и управления культурно– событийным туризмом в РФ.
Предметом исследования являются социально–экономические и организационно-управленческие отношения в сфере культурно-событийного туризма, а также процессы взаимодействия экономических субъектов мезо– и микроэкономического уровня и их функции по совершенствованию управления и развития этого вида событийного туризма в регионах РФ.
Теоретической основой исследования являются научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых в сфере экономической теории управления, оценки и управления деятельностью организаций, функционирующих в сфере туризма и культуры. В ходе проведения исследования использовались монографии, статьи в научной периодике, аналитические отчеты, статистические данные, данные официальных сайтов министерств, иные официальные данные, размещенные в сети интернет, материалы научно-практических конференций по проблемам, рассмотренным в диссертации.
Методологическую основу исследования составляют такие
общенаучные методы, как системный подход к анализу проблем управления,
комплексный экономический анализ, логическое моделирование, метод
сравнительного анализа. Автор в своем исследовании опирался на научные
достижения отечественных и зарубежных исследователей в области управления в сфере туризма, региональной экономики, маркетинга и менеджмента в данной отрасли экономики, на стратегии развития туризма, на законодательные акты и нормативно–правовые документы федерального и регионального уровней, на материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров.
Информационная база представлена законодательными и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, статистическими данными международных организаций и Федеральной̆ службы государственной статистики, личными опросами, наблюдениями и выводами автора, полученными в ходе исследования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается использованием нормативно-правовой базы РФ; статистических данных, характеризующих культурные мероприятия событийной направленности как в России, так и за рубежом.
Обоснованность результатов диссертационного исследования подтверждается аналитическими и информационными материалами исследований по вопросам развития событийного туризма в регионах России, нормативно–правовыми актами как федерального, так и регионального уровня.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Профиль диссертации соответствует: пунктам 15.2. «Совершенствование организационных форм управления в сфере рекреации и туризма в условиях рынка на федеральном, региональном и местном уровнях», 15.4. «Государственное регулирование и поддержка деятельности предприятий, организаций и комплексов в сфере рекреации и туризма» паспорта специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм)».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
обосновании целесообразности разделения культурно-познавательного туризма
и туризма, связанного с масштабными и уникальными событиями в сфере
культуры, и состоит в разработке и развитии теоретических основ и методических инструментов управления культурно–событийным туризмом в регионах РФ.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем, состоят в следующем: • Предложен и введен в научный оборот термин «культурно-событийный
туризм», как результат разделения культурно–познавательного туризма и туризма, связанного с событийными акциями в сфере культуры, исходя из принципиально разных подходов к управлению этими двумя только формально близкими разновидностями туристской деятельности.
• Разработана: классификация культурно–событийного туризма по направленности культурного мероприятия, позволяющая на научной основе охватить большинство возможных проявлений событийного туризма связанного с культурой, а также классификация видов культурно–событийного туризма по источнику происхождения, в соответствии с которой предлагается различать собственный и привлечённый туристский продукт культурно– событийного назначения, что позволяет более точно оценивать перспективы развития в регионах РФ событийного туризма в области культуры.
• Обоснована структурная модель культурно–событийного туризма как туристской системы, предполагающая сотрудничество специалистов в области туризма, культуры и событийных мероприятий, а также представителей государства, участвующих в управлении туризмом и культурой на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и местного самоуправления.
• Предложен комплекс методических рекомендаций для развития культурно-событийного туризма в российских регионах: на примере Тульской области предложена модель взаимодействия органов власти субъекта РФ при подготовке событийных мероприятий культурной направленности, разработан алгоритм, позволяющий унифицировать создание стратегии развития культурно–событийного туризма в регионах РФ, обоснован алгоритм создания регионального центра по проведению мероприятий культурно-событийной направленности. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в формировании комплекса знаний, методов и функций управления процессом развития событийного туризма в области культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Практическая значимость диссертационной работы связана с тем, что результаты научного исследования были доведены до конкретных рекомендаций и определяется возможностью применения предложенных моделей и методик для системного развития культурно–событийного туризма в регионах России. Полученные в диссертации результаты и рекомендации могут быть использованы как представителями региональных и муниципальных органов власти, так и работниками сферы туризма и культуры в процессе принятия управленческих решений.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные
научные положения, методические рекомендации и практические результаты
диссертации докладывались и обсуждались на восьми научно–практических
конференциях, в том числе на XI международной научно–практической
конференции «Туризм и рекреация: инновации и гис–технологии» (Астрахань,
2019), на XXI–XXII международной научно–практической конференции
«Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента»
(Новосибирск, 2019), на международной научно–практической конференции
«Становление и развитие нового гуманитарного и экономического знания»
(Белгород, 2019), на VIII международной научно–практической конференция
студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально–экономического
развития: город, регион, страна, мир» (Санкт–Петербург, 2019), на IХ
международной научно–практической конференции «Современные подходы к
повышению качества сервиса в индустрии туризма» (Екатеринбург, 2019), на
XXIX международной научно–практической конференции «Научный форум:
экономика и менеджмент» (Москва, 2019), на XII международной научно–
практической конференции «Туризм и рекреация: инновации и гис–
технологии» (Астрахань, 2020), на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы и технологии в сфере туризма, гостиничного дела, сервиса. Государственное и муниципальное управление туристско-рекреационным комплексом: российский и зарубежный опыт» (Ростов–на–Дону, 2020), а также на научных семинарах ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».
Отдельные положения диссертационного исследования и разработанные рекомендации получили одобрение и были приняты к использованию в практической деятельности ряда организаций, занимающихся культурно– событийным туризмом. Некоторые результаты теоретических исследований используются при подготовке лекций и семинарских занятий в учебном процессе в Пражской высшей школе торговли и предпринимательства (Прага, Чехия).
Публикации. Результаты диссертационного исследования отражены в 17 работах, написанных автором лично, общим объемом 6,3 п.л. (лично автору принадлежит 6,3 п. л.). Из них 7 работ, общим объемом 3,3 п.л. опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (лично автору принадлежит 3,3 п. л.).
Структура и содержание диссертации определены поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В работе 158 страниц основного текста, 2 таблицы и 55 рисунков. Библиографический список включает 205 наименований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    О.В.Соболева // В центре экономики. - 2- № URL:https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/40/63 (дата обращения: 2021). -0,2 п.л.
    Структура индустрии культурно–событийного туризма и механизм ее формирования в регионах Российской Федерации
    О.В.Соболева // Вестник Национальной академии туризма. - 2- № - С.18-- 0,4 п.л.
    Использование потенциала культурно–событийного туризма в стратегии развития туристской индустрии Российской Федерации на период до 2035 года
    О.В. Соболева // ВестникНациональной академии туризма. - 2- № - С. 9-- 0,5 п.л.
    Алгоритм создания стратегии развития культурно-событийного туризма в регионах Российской Федерации
    О.В. Соболева //Российский экономический интернет-журнал. - 2- № URL:http://www.e-rej.ru/upload/iblock/c00/c008977ffd155db53de6cae0d019bdpdf(дата обращения: 2021). - 0,6 п.л.
    Классификация видов культурно–событийного туризма по направленности культурного мероприятия
    О.В. Соболева // ВестникНациональной академии туризма. - 2- № - С. 25–- 0,4 п.л.
    Особенности организационной структуры культурно-событийного туризма
    О.В. Соболева // Вестник Национальной академиитуризма. - 2- № - С. 36–- 0,4 п.л.
    Повышение эффективности государственной поддержки культурно–событийного туризма на законодательном уровне регионов Российской Федерации
    О.В. Соболева // Российский экономическийинтернет-журнал.-2-№ URL:http://www.e-rej.ru/Articles/2019/Soboleva.pdf (дата обращения: 2021). - 0,5 п.л.
    Современное состояние культурно-событийного туризма в Российской Федерации
    О.В. Соболева // В центре экономики. - 2- № URL:https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/35/58 (датаобращения:
    Отечественные фестивали лэнд-арта как перспективный туристский продукт Российской Федерации на международном рынке
    Современные проблемы и технологии в сфере туризма, гостиничного дела,сервиса. Государственное и муниципальное управление туристско-рекреационным комплексом: российский и зарубежный опыт: IIIМеждународной научно-практической конференции студентов, аспирантов имолодых ученых / О.В. Соболева. - Ростов–на–Дону: Южный федеральныйуниверситет, 2- С. 333–- 0,2 п.л.
    Местоположение мероприятий связанных с культурой в классификации видов событийного туризма
    Актуальные вопросыэкономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XXI–XXIIмеждунар. науч.–практ. конф. № 4–5 (15). / О.В. Соболева. - Новосибирск:СибАК, 2- С. 57–- 0,5 п.л.
    Классификация туристского продукта культурно–событийного назначения по источнику происхождения
    Становление иразвитие нового гуманитарного и экономического знания: сб. науч. трудовмеждунар. науч.–практ. конф. / О.В. Соболева. - Белгород: АПНИ, 2019, ч. -С. 168–- 0,4 п.л.
    Повышение эффективности въездного туризма в Россию при проведении культурно–событийных мероприятий
    Туризм и рекреация:инновации и гис–технологии: сб. матер. XI междунар. науч.–практ. конф. / О.В.Соболева. - Астрахань: Новая линия, 2- С. 189–- 0,3 п.л.
    Особенности влияния культурно–событийного туризма на социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации
    Проблемы и пути социально–экономического развития: город, регион, страна,мир: VIII–ая международная научно–практическая конференция студентов иаспирантов / О.В. Соболева. - Санкт–Петербург: Ленинградскийгосударственный университет им. А.С. Пушкина, 2- С. 89–- 0,2 п.л.
    Современное состояние и перспективы развития культурно-событийного туризма в России
    Современные подходы к повышению качествасервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурнойкоммуникации: сб. ст. по матер. IХ междунар. науч.–практ. конф. / О.В.Соболева. - Екатеринбург: 25–26, 2- С. 56–- 0,2 п.л.
    Повышение роли культурно–событийного туризма в стратегии развития туристской индустрии Российской Федерации
    Научныйфорум: экономика и менеджмент: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.–практ. конф. № 6 (29). / О.В. Соболева. - Москва: МЦНО, 2- С. 13–0,4п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации