Управление закупочной деятельностью на основе компетентностного подхода
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические концепции управления закупочной деятельностью
на основе компетентностного подхода ……………………………………………………… 12
1.1 Институциональное развитие системы государственных закупок
в современном обществе ………………………………………………………………………….. 12
1.2 Особенности современной организации контроля государственных
закупок в рамках контрактной системы ……………………………………………………. 32
1.3 Система ключевых компетенций в сфере управления
государственными закупками …………………………………………………………………… 60
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………………………………. 79
2 Методический инструментарий формирования системы ключевых
компетенций в закупочной деятельности ………………………………………………….. 80
2.1 Методика формирования ключевых компетенций при управлении
государственными закупками …………………………………………………………………… 80
2.2 Формирование портфеля ключевых компетенций при реализации
процесса управления госзакупками ………………………………………………………….. 94
2.3 Построение многомерной модели развития ключевых компетенций ….. 106
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………………………….. 114
3 Совершенствование управления государственными закупками
на основе компетентностного подхода ……………………………………………………. 115
3.1 Развитие управленческих компетенций сотрудников
контрактной службы ………………………………………………………………………………. 115
3.2 Оценка финансового контроля как технологии управления
при осуществлении государственных закупок ………………………………………… 138
3.3 Совершенствование практики управления государственными
закупками в условиях цифровизации экономики …………………………………….. 162
Выводы по 3 главе ………………………………………………………………………………….. 194
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 195
Список использованных источников ………………………………………………………. 203
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее разработанности, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна, теоретико- методологическая и информационная база исследования, его теоретическая и практическая значимость, указаны результаты исследования, внедренные в практическую деятельность организаций, описана апробация.
В первой главе «Теоретические концепции управления закупочной деятельностью на основе компетентностного подхода» рассматриваются содержательные характеристики институционального развития системы государственных закупок в современном обществе и особенности современной организации контроля государственных закупок в рамках контрактной системы. Предлагается использование системы ключевых компетенций в сфере управления государственными закупками и предложен сквозной (процессный) подход к формированию компетенций при управлении подобной деятельностью.
Во второй главе «Методический инструментарий формирования системы ключевых компетенций в закупочной деятельности» разработана методика формирования ключевых компетенций при управлении государственными закупками; сформирован портфель ключевых компетенций при реализации процесса управления госзакупками и представлена многомерная модель развития ключевых компетенций.
В третьей главе «Совершенствование управления государственными закупками на основе компетентностного подхода» раскрыт механизм совершенствования процесса закупочной деятельности на основе использования ключевых компетенций в различных направлениях, таких как развитие управленческих компетенций сотрудников контрактной службы, оценка финансового контроля как технологии управления при осуществлении государственных закупок, регулирование процесса государственных закупок в условиях цифровизации экономики
В заключении сформулированы обобщающие теоретические выводы и практические рекомендации, вытекающие из результатов исследования, указаны перспективы дальнейшей разработки темы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Осуществлена имплементация категории ключевых компетенций в сферу управления госзакупками и предложен сквозной (процессный) подход к формированию компетенций при управлении деятельностью.
В компетентностном подходе широкое распространение получила теория ключевых компетенций. Понятие ключевых компетентностей (key competencies) в экономической литературе в большей степени применяется относительно развития определенного субъекта, личности для определения компетенций, позволяющих эффективно участвовать во многих сферах публичной деятельности и при определении параметров, которые вносят
вклад в развитие качества общества в целом и личного успеха отдельного индивидуума.
Большинство исследователей делает акцент на компетенциях отдельной личности, а не организации в целом, т.е. экономисты в целом соглашаются, что направленность компетентностного подхода на повышение потенциала субъектов деятельности в большей степени описывают ключевые характеристики знаний, умений и навыки субъектов деятельности. Новым в компетентностном подходе является его институционализация и использование для оценки ключевых компетенций в организации компетентностных инструментов, таких как модели ключевых компетенций, профили компетенций, матрицы компетенций, технологии оценки компетенций. Таким образом, можно говорить о приоритизации компетенций более широкого профиля, в частности организационных компетенций, и возможности выделения нового профиля, процессных компетенций.
Нами предложено альтернативное направление использования концепции ключевых компетенций при реализации процесса управления, в частности, управления процессом государственных закупок. Данный подход позволяет одновременно учитывать как индивидуальные, так и организационные компетенции и отличается многоаспектным использованием инструментария компетентностного менеджмента. Таким образом, нами проведена имплементация дефиниции «ключевые компетенции» в систему управления государственными закупками. Поскольку ключевые компетенции представляют собой основной набор общих понятий, которые должны быть детализированы в процессе разработки комплекса ценностей и навыков, применительно к предмету исследования, в диссертационном исследовании разработан сквозной подход к формированию компетенций процесса управления госзакупками.
На основе традиционного компетентностного подхода, сочетающего диагностику индивидуальных и организационных компетенций, при управлении закупочной деятельностью предложено использовать сквозной (процессный) подход к формированию ключевых компетенций (рис. 1).
При этом, под «ключевыми компетенциями» в диссертации понимаются компетенции, обеспечивающие конкурентное преимущество и представляющие собой модель корпоративной стратегии (стратегического менеджмента), где в качестве базисных приняты сильные стороны организации процесса госзакупок, соответствующие признакам ключевых компетенций. Формирование ключевых компетенций обладает преимуществом перед стратегией планирования, поскольку направлено на постепенное улучшение процессов управления деятельностью организации.
Традиционный подход:
организационные компетенции
Инструментарий специфический: – тестирование; – интервью, анкетирование;
– аттестация;
– метод «180,360,540 градусов»
Традиционный подход:
индивидуальные компетенции (личностные и профессиональные)
Инструментарий специфический: -дизайн компании;
– бенчмаркинг;
– метод декомпозиции продуктов; – технологический аудит;
Рисунок 1 – Сквозной подход к формированию компетенций процесса
Источник: разработано автором
управления госзакупками
Ключевые компетенции при формировании системы госзакупок развиваются при реализации сквозного подхода на основе синергизма из-за совместного взаимного влияния двух рассмотренных факторов (организационных и индивидуальных компетенций).
2. Разработана методика формирования ключевых компетенций при управлении процессом госзакупок.
Несмотря на то, что в настоящий момент все большее число экономистов в области стратегического менеджмента выделяют ключевые компетенции как основу стратегического развития, однако практическое использование компетентностной концепции существенно ограничено из-за отсутствия унифицированных формализованных инструментов.
Ключевые компетенции формируют свойство эмерджентности отдельных процессов и организаций. Такие свойства не поддаются измерению, но возможна их интерпретация как результата процесса взаимодействия нескольких элементов системы (рис. 2).
Анализ подходов к идентификации ключевых компетенций компаний позволил нам понять их ограничения в части практического применения и предложить собственный подход, апробировав его на примере процесса управления государственными закупками. Данная методика формирования ключевых компетенций объединяет несколько подходов и различный экономический инструментарий (рис. 2).
Инструментарий общий: – анализ критических факторов успеха;
– экспертная оценка;
– модель компетенций;
-матрица компетенций; – профиль компетенций
Сквозной подход: процессные компетенции управления госзакупками
Формирование ключевых факторов успеха на основе ресурсоориентированной модели
Ранжирование ключевых факторов успеха
Индивидуальные компетенции
– компетентность персонала;
– обучение и развитие
Процессные компетенции
– технологии управления; – специфика организации процессов
Системные компетенции
– удовлетворенность клиента;
– потенциальные возможности
Разработка оценочных шкал и аналитические расчеты
Выявление ключевых компетенций
Рисунок 2 – Технология выявления ключевых компетенций Источник: разработано автором
Предложенная методика формирования ключевых компетенций при управлении процессом госзакупок состоит из четырех укрупненных этапов, включающих более детальные подэтапы (рис. 3).
Первый этап предполагает идентификацию ключевых компетенций на основе создание набора (библиотеки) потенциальных компетенций в результате формирования и работы специальной экспертной группы.
Второй этап, этап разработки ключевых компетенций, включает такие элементы как формирование системы потенциальных компетенций на основе их дифференциации на три группы (процессные ключевые компетенции, системные и индивидуальные ключевые компетенции) и выявление соответствия потенциальных компетенций признакам ключевых компетенций, на этой основе происходит сужение исследуемых компетенций и формирование группы ключевых компетенций.
Третий этап основан на оценке ключевых компетенций на базе экономического инструментария и предполагает формирование портфеля компетенций и разработку системы на основе матрицы «статус-риск».
Итоговый этап включает углубление или развитие ключевых компетенций за счет формирования их профилей, построения карты компетенций, разработки итогового портфеля ключевых компетенций и построения многомерной модели развития компетенций. Отметим, что именно ключевые компетенции, в отличие от потенциальных, будут содействовать эффективной реализации процесса или развитию организации.
Построение портфеля потенциальных компетенций
Этап идентификации ключевых компетенций
Создание набора (библиотеки) потенциальных компетенций
Этап разработки ключевых компетенций
процессные системные
Создание специальной экспертной группы в области стратегического управления
Определение фактического состояния элементов и области формирования ключевых компетенций
Дифференциация потенциальных компетенций и формирование их отдельных подсистем
индивидуальные (управленческие)
Выявление соответствия потенциальных компетенций признакам ключевых компетенций:
-тест Хэмела-Прахалада
-соответствие дополнительным внешним признакам
-соответствие внутренним признакам
Отбор потенциальных компетенций для включения в набор ключевых компетенций
Этап оценки ключевых компетенций
Этап углубления (развития) ключевых компетенций Разработка профилей компетенций
Построение карты компетенций
Формирование портфеля ключевых компетенций Построение многомерной модели развития компетенций
Рисунок 3 – Методика формирования ключевых компетенций при
управлении процессом госзакупок Источник: разработано автором
Формирование портфеля компетенций по 2 критериям: статус и проблемность ключевых компетенций
Разработка системы ключевых компетенций на основе матрицы «статус-риск»
Данная методика является универсальной и позволяет формировать ключевые компетенции компании или процесса и включает, помимо этапа непосредственного формирования ключевых компетенций, также оценку и дальнейшее развитие ключевых компетенций, что позволит использовать механизм упреждающего управления и прогнозировать развитие ситуации в будущих периодах.
3. Сформирован портфель ключевых компетенций при реализации процесса управления госзакупками.
В диссертации показано, что при реализации процедуры управления закупочной деятельностью с позиции компетентностного подхода одним из основных этапов является формирование портфеля ключевых компетенций. Однако основной проблемой при формировании портфеля является вопрос идентификации ключевых компетенций. Сложность данного процесса связана с тем, что ключевые компетенции являются категорией, которую проблематично определить напрямую и которая недоступна непосредственному восприятию.
Таким образом, основной методической проблемой исследования ключевых компетенций как организаций, так и отдельных процессов является идентификация ключевых компетенций. Подходы различных авторов к идентификации ключевых компетенций компаний могут быть как сходны, так и существенно различаться. Однако все эти подходы имеют определенные сложности с формализацией и зачастую носят субъективный характер. Тем не менее, при привлечении группы квалифицированных экспертов для выявления ключевых компетенций субъективизм можно минимизировать.
Для последующего формирования набора ключевых компетенций, нами представлена группа признаков ключевых компетенций и проведено сопоставления разработанных нами потенциальных компетенций и выявленных признаков. Признаки ключевых компетенций также разделены на три составляющие, включают: 1) внешние признаки (тест Хэмела- Прахалада) – стандартная оценка ключевых компетенций; 2) дополнительные внешние признаки, связанные с развитием макроуровня экономической системы; 3) внутренние признаки, связанные с развитием внутренних процессов, элементов и пр.
Потенциальные компетенции, получившие максимальные оценки, могут стать ключевыми компетенциями. В таблице 1 представлено соответствие потенциальных компетенций признакам ключевых компетенций. И на основе суммарных значений проведена оценка соответствия от 1 до 5.
В результате отобраны компетенции, которые соответствуют 10 и более признакам ключевых компетенций и, соответственно, получили оценку в диапазоне «4-5». На следующем этапе исследования нами проводится построение портфеля потенциальных компетенций по двум критериям: статусу потенциальной компетенции и уровню проблемности.
Таблица 1 – Соответствие потенциальных компетенций признакам ключевых компетенций
Признаки 1 2 3 4 5 6 7 8 91011121314151617181920
Ценность +++ + ++++++ для потребителя
«Кругозор» ++ + ++ +++
+11
+9 +7 +10 +7
Дифференциация
Устойчивость
Комплексность
Актуальность
Синергизм
Временной
Принадлежности ++ + Использования
Ресурсоемкость Гибкость
+ ++++
+ + + +++ +++ + +++++ + +++++
++++++++++ ++
+++ +20 +++++++ +8 ++ +++++++6 ++ +++ +9 ++++++ +8 +++7 +++++++7
+
81061211124 4 312
+++++
+++
3555335312
Оценка 23332232114435552225 («5» – 11-12 соответствий; «4» – 8-10 соответствий; «3» – 5-7 соответствий; «2» – 3-4 соответствия; «1» – 1-2 соответствия). Источник: разработано автором
Диагностика статуса компетенций проведена на основе оценки индекса важности компетенций, рассчитанной на основе экспертной оценки степени влияния данной компетенций на реализацию процесса госзакупок, и индекса соответствия, отражающего уровень соответствия потенциальных компетенций признакам ключевых компетенций.
Статус показывает наиболее «сильные» компетенции в ключевых бизнес-процессах при осуществлении процесса госзакупок (табл. 2).
Таблица 2 – Формирование портфеля потенциальных компетенций процесса
управления госзакупками
Компе- Потенциальные компетенции тенция
1 гибкость системы взаимодействия с поставщиками
2 способность быстрого поиска поставщиков
3 мониторинг нарушений в сфере закупок и
поиск инструментов снижения уровня;
4 постоянный поиск инструментов и
механизмов повышения эффективности и
результативности закупочной деятельности;
5 высокий уровень прозрачности закупок,
противодействие злоупотреблениям
6 грамотное определение поставщиков
(подрядчиков, исполнителей);
7 целевой мониторинг и аудит в сфере
закупок;
8 контроль ответственности заказчика за
результаты закупки;
9 дополнительное планирование и
согласование процедур всеми заказчиками;
10 упрощение процесса стандартизации
закупаемых работ, товаров, услуг;
I важ- I соот- St ности ветст-
вия
1 3/12 1,25
1 5/12 1,42 3 5/12 3,42
3 5/12 3,42
3 3/12 3,25 1 3/12 1,25 3 5/12 3,42 1 3/12 1,25 1 1/12 1,08 1 2/12 1,17
Уровень статуса
низкий
низкий средний
средний
средний низкий средний низкий низкий низкий
11 эффективность структуры управления, 5
организационных коммуникаций в сфере
госзакупок;
12 использование «эффекта специализации» при 5
построении организационной структуры
управления в сфере госзакупок;
13 использование современных бизнес-моделей 5
управления закупками;
14 использование электронных систем в 3
закупочной деятельности;
15 учет региональных особенностей при 3
проведении контроля госзакупок;
16 акцентирование внимания на процедурах 5
финансового контроля с опорой на механизм
ценообразования;
17 востребованность персонала организациями 1
конкурентами;
18 способность быстрой адаптации персонала к 1
изменениям
19 постоянство кадрового состава, в частности, 1
ведущих специалистов
20 уровень развития управленческих навыков 5
Окончание таблицы 2
8/12 5,67 10/12 5,83
6/12 5,5 12/12 4 11/12 3,92 12/12 6
4/12 1,33 4/12 1,33 3/12 1,25 12/12 6
высокий высокий
высокий средний средний высокий
низкий низкий низкий высокий
работников контрактной службы;
* I важности компетенции для реализации цели комплексного совершенствования процесса госзакупок, «5» – высокий, «3» – средний, «1» – низкий;
I соответствия – соответствие компетенции системе признаков.
Источник: разработано автором
При анализе индекса риска (проблемности) следует учитывать не только количество возможных проблем, возникающих при реализации определенной ключевой компетенции, но и воздействие на результат процесса. Нами построена матрица «статус – риск» для всех потенциальных компетенций, которая представляет собой визуализацию соотношения статуса компетенции и уровня ее проблемности (риска) (табл. 3).
Таблица 3 – Матрица «статус-риск»
Статус
Высокий (А) Средний (В) Низкий (С)
Источник: разработано автором
Высокий (с)
5
1, 8, 18
Риск (проблемность) Средний (b)
7
2, 9, 10, 17, 19
Низкий (а)
12, 16, 20 3, 4, 14, 15 6
К ключевым компетенциям на основе матрицы «статус-риск» можно отнести те, которые показывают сочетание высокого уровня статуса и низкого уровня риска (квадранты Аа, Аb, Ва).
Такая характеристика ключевых компетенций позволяет сформировать профиль компетенций и выделить, в дальнейшем, два основных направления их развития: 1) повышение статуса компетенции за счет увеличения уровня важности и исследования дополнительных возможностей использования той или иной ключевой компетенции; 2) снижение уровня риска или проблемности за счет более эффективного управления (табл. 4).
Таблица 4 – Профили ключевых компетенций процесса госзакупок
No Компетенция
3 мониторинг нарушений в сфере закупок и поиск инструментов снижения уровня
11 эффективность структуры управления, организационных коммуникаций в сфере госзакупок
14 использование электронных систем в закупочной деятельности
15 учет региональных особенностей при проведении контроля госзакупок
16 акцентирование внимания на процедурах финансового контроля с опорой на механизм ценообразования
20 уровень развития управленческих навыков работников контрактной службы
Источник: разработано автором
Номер Оценка квад- компе- ранта тенций
Ва 3
Аа 4
Ва 5 Ва 5 Аа 5
Аа 5
Статус Риск (проблем-
ность)
Оценка профиля
3,42 -1 5,42
5,83 -3 6,83
4 -1 8,00 3,92 -1 7,92
постоянный поиск инструментов и механизмов повышения эффективности и результативности закупочной деятельности
Ва
3
3,42
-1
5,42
использование «эффекта специализации» при построении организационной структуры управления в сфере госзакупок
Ав
4
5,67
-1
8,67
6 -1 6 -1
10,00
10,00
В качестве итогового элемента исследования нами разработан портфель ключевых компетенций, отражающий как функционал и направления ключевых компетенций, так и непосредственно оценку профиля (табл. 5).
Таблица 5 – Портфель ключевых компетенций (КК) процесса управления
госзакупками No
Компетенции
Функционал КК
процессная процессная
процессная процессная
системная системная системная
индивиду- альная
Задачи Оценка формирования профиля
КК
поддержка 5,42
поддержка 5,42 поддержка 6,83
поддержка 8,67 улучшение 8,00
улучшение 7,92
3 4
11 12
14 15 16
мониторинг нарушений в сфере закупок и поиск инструментов снижения уровня
постоянный поиск инструментов и механизмов повышения эффективности и результативности закупочной деятельности
эффективность структуры управления, организационных коммуникаций в сфере госзакупок использование «эффекта специализации» при построении организационной структуры управления в сфере госзакупок
использование электронных систем в закупочной деятельности
учет региональных особенностей при проведении контроля госзакупок
акцентирование внимания на процедурах финансового контроля с опорой на механизм ценообразования
уровень развития управленческих навыков работников контрактной службы
улучшение
использо- вание
10,00
10,00
Источник: разработано автором
В результате разработки портфеля ключевых компетенций процесса госзакупок нами выявлены задачи формирования ключевых компетенций, т.е. показано, что выявление ключевых компетенций позволит осуществить поддержку процесса закупочной деятельности, ее улучшение и обеспечит ресурсную составляющую.
4. Предложена многомерная модель ключевых компетенций, позволяющая сформировать кластеры ключевых компетенций.
Для выявления наиболее существенных ключевых компетенций, которые необходимо развивать и более подробно исследовать при стратегическом управлении госзакупками, нами предлагается построение многомерной модели развития компетенций. Имеющийся набор компетенций в многомерной модели можно определить на основании измерения профиля ключевых компетенций.
При формировании модели ключевых компетенций необходимо учитывать контекст исследования, в данном случае нами проводится оценка элементов системы формирования ключевых компетенций для процесса госзакупок. Гармонизацию ключевых компетенций и построение многомерной модели нами предлагается проводить на основе использования теории множеств, с помощью которой формализована разработанная модель развития ключевых компетенций (рис. 4).
Процессные КК Системные КК Индивидуальные КК
Гармонизация ключевых компетенций
Оценка профиля Уровень компетенций
Сбалансированный набор ключевых компетенций
Рисунок 4 – Модель гармонизации ключевых компетенций Источник: разработано автором
Согласно системной модели гармонизации компетенций для осуществления эффективного управления процессом госзакупок необходимо принимать во внимание ключевые компетенции различных измерений. В то же время, возможно пересечение «полей» различных видов ключевых компетенций.
Для построения многомерной модели развития компетенций на основе
теории множеств определен уровень развития каждого направления (вида)
компетенций и рассчитан интегральный уровень с учетом статуса
компетенций.
Уровень каждой группы компетенций рассчитан на основе данных
измерения оценок профиля
ключевых компетенций
. Всего нами
сформировано три направления (вида): 1) процессное (
системное (
3) индивидуальное (
3, 4, 11, 12); 2)
14, 15, 16);
ключевые компетенции: ключевые компетенции:
ключевая компетенция: 20) (табл. 6).
Таблица 6 – Оценка интегрального уровня компонент компетенций
Виды компетенций (направления)
процессные системные индивидуальные
Координата
Y Z X
Нормирование веса компетенций с учетом статуса
Интегральный уровень компетенций
Источник: разработано автором
0,19; 0,18 1,43 0,13; 0,12; 0,19 1,3 0,19 1,9
Нами осуществлена математическая интерпретация данных измерений и определено количественное выражение уровня развития компетенций на основе построения многомерной модели. Выбор наилучшего варианта (альтернативы) производен с помощью формализованных методов, должно выполняться условие: . При этом максимум уровня развития многомерных компетенций определяет наиболее эффективную многомерную систему.
С целью повышения эффективности управления госзакупками нами предложено выделить три кластера управления данным процессом:
1) кластер «Контроль», основой которого является приоритизация
процессов контроля различного уровня в процессе управления госзакупками. Основными элементами по совершенствованию процесса управления госзакупками является развитие механизма на основе анализа и контроля эффективности данного механизма для обеспечения принципов открытости и прозрачности;
2) кластер «Интеллект», учитывающий по большей части развитие организационного и интеллектуального капитала, в том числе
индивидуальных навыков, знаний, компетенций. Модель пересечения полей компетенций применяется с целью введения так называемого «общего языка проекта» между членами команды, выполняющими различные функции или как инструмент формирования программы развития команд на основе компетенций;
3) кластер «Синергия» представляет собой комплексное,
разностороннее развитие. При этом возможно создание дополнительного эффекта. Важным аспектом при развитии данного кластера является тот факт, что сущность ключевых компетенций заключается в способности интегрировать имеющиеся ресурсы, навыки, способности, возможности на основе принципов синергетического подхода. Обеспечение синергии возможно при взаимодействии различных контрагентов (клиентов, партнеров, поставщиков и пр.).
В таблице 7 представлены наборы ключевых компетенций,
соответствующие тому или иному кластеру развития системы госзакупок. Таблица 7 – Формирование кластеров ключевых компетенций по
направлениям компетенций
Таблица 8
Можно говорить о формировании многомерной модели компетенций,
3, 4 16 20 11, 12 14 20
Кластеры
Кластер 1
Характеристика ключевых компетенций
ориентация на развитие деятельности
Номера и направления компетенций
процессные
системные
индиви-
дуальные
«Контроль»
мониторинга и контроля
Кластер 2
«Интеллект»
акцент на развитие интеллектуального
капитала: капитала знаний и
организационного капитала
Кластер 3
комплексное развитие с учетом
«Синергия»
разнонаправленных вариантов
14, 15, 16
воздействия, совместно создающих
дополнительный эффект
Источник: разработано автором
поскольку каждый кластер представлен тремя направлениями, которые
уровни процессной, системной и индивидуальной компетенций в кластере (табл. 8).
отражают
–
Инди- виду-
Многомерное измерение в модели ключевых компетенций
Процессные
Системные
Многомерное измерение
Номера
0,2 0,5 0,3 0,2 0,5 0,3 YZXYZX
альные
Важность,
Кластер 1 «Контроль»
компетенций
3 4 0,542 0,542
11 12 0,683 0,867
0,867
16 15 20 1 0,792 1
14 20 0,8 1
141516 20 0,8 0,792 1 1
0,542 0,896 1
0,775 0,8 1
0,867 0,864 1
0,548
0,509
0,554
Оценка
профиля
Номера
Кластер 2 «Интеллект»
компетенций
Оценка
профиля
компетенций
Кластер 3 «Синергия»
Номера
Оценка
профиля
Источник: разработано автором
Таким образом, кластер «Синергия» позволяет выбрать оптимальный план действий, который способствует наиболее рациональному использованию ресурсов, их комбинаций; в частности, позволяет выбрать те ресурсы, которые трудно повторяемы для других конкурентов и формируют стратегические ключевые компетенции. Выявленные ключевые компетенции следует учитывать при разработке на основе компетентностно- ориентированного подхода управления стратегических карт процесса регулирования госзакупок.
П
ключевых компетенций
использование «эффекта специализации» при построении организационной структуры управления в сфере госзакупок;
использование электронных систем в закупочной деятельности (системные компетенции);
учет региональных особенностей при проведении контроля госзакупок (системные компетенции);
акцентирование внимания на процедурах финансового контроля с опорой на механизм ценообразования (системные компетенции);
уровень развития управленческих навыков работников контрактной службы (индивидуальные компетенции).
5. Предложены основные направления цифровизации управления процессом государственных закупок на основе совместного учета задач управления и комплекса управленческих инструментов.
В диссертации описано развитие информационной системы управления процессом закупочной деятельности в рамках реализации кластера «Синергия» при развитии ключевых компетенций. Задача состоит в создании комплексной контрактной системы в обеспечении соответствия показателей и результатов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным параметрам и утвержденному бюджету. Выполнение этой цели возможно посредством системной модернизации сферы обеспечения нужд публично-правовых образований как за счет развития существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания новых элементов управления расходами.
Сегодня модернизация в сфере закупочной деятельности обусловлена необходимостью исполнения требований нормативно-правовой базы РФ в сфере размещения государственных закупок и реализации инвестиционных проектов. С целью повышения эффективности формирования контрактной системы и уровня качества обеспечения государственных нужд необходимо повышение уровня цифровизации процесса контроля и мониторинга данной деятельности. Данные требования создали предпосылки для модернизации информационной составляющей процесса закупок.
На наш взгляд, достижению целей контрактной системы должно способствовать создание прозрачной структуры информационного обеспечения размещения государственного заказа, в которой будут отражены все стадии исполнения госконтрактов, включая их планирование, контроль реализацию и администрирование гарантийных обязательств в постконтрактный период. Актуальной задачей является расширение состава сведений, получаемых в рамках интеграции с внешними информационными системами и ресурсами, что, с одной стороны позволит сократить долю повторного ввода информации, а с другой – обеспечит ее унифицированное содержание. На основе проведенного исследования нами сформированы
риоритетным признано формирование многомерной модели
по направлению «Синергия», которое включает:
основные направления цифровизации управления процессом государственных закупок (рис. 5).
Комплекс управленческих инструментов:
-управление знаниями новейших аналитических технологий при осуществлении закупок; -управление повышением квалификации сотрудников при осуществлении закупок; -управление логистическими цепочками внутри организации при регулировании закупок; -управление информационными потоками между подразделениями организации
Основные направления цифровизации госзакупок
Задачи цифровизации процесса госзакупок:
-создание комплексной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и результатов выполнения госконтрактов плановым параметрам и бюджету;
-повышение прозрачности закупочного процесса и повышение качества планирования закупок;
-уменьшение коррупционной составляющей;
-унификация информации; -сокращение доли повторного ввода информации
1. Системная модернизация сферы обеспечения потребностей государства за счет:
1.1. Развития существующих стадий закупочного процесса
1.2. Создания новых элементов управления расходами
2. Регламентация процесса госзакупок: планирование, реализация заказов, исполнение контрактов 3. Интеграция в процессе госзакупок информационных ресурсов
4. Автоматизация:
4.1. Органов исполнительной власти, которые обеспечивают функционирование приоритетных сервисов закупочной системы
4.2. Технологии процессов проведения аукционов
Внедрение программно-проектного подхода в практику организации процесса госзакупок
Формирование систематизированной закупочной карты (СЗК)
Функции формирования СЗК:
Совершенствование деятельности в сфере государственных закупок
Отображение механизма объектов планируемой закупки для исполнения/поставки государственных закупок на географической карте
Систематическое обновление информации при формировании статической и аналитической отчетности о запланированных закупках
Возможность консолидации сведений о закупках, планируемых в пределах различных территориальных единиц региона и требующих согласования других территорий и интересов населения
Оперативный автоматизированный анализ активностей заказчиков для выявления потенциально возможных нарушений/пересечений и наступивших проблемных ситуаций исполнения контракта по унифицированным критериям с целью быстрого реагирования на проблему
Рисунок 5 – Основные направления цифровизации госзакупок Источник: разработано автором
Подводя итог исследования контрактной системы закупок, можно определить, что ее основной целью является обеспечение выполнения публичных обязательств государства при эффективном использовании ресурсов, которое осуществляется при помощи реализации единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, который не может существовать без
эффективного процесса планирования. Подобная организация закупочной системы позволяет осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг соответствующего потребностям заказчика качества. Практическая значимость планирования закупок заключается в точном определении потребности в товарах, работах, услугах в соответствии с финансовым обеспечением организации. Своевременное планирование закупок товаров, работ, услуг позволяет заблаговременно определить поставщика, подрядчика, исполнителя без нарушения сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза исследования о том, что компетентностный подход является одним из приоритетных инструментов управления закупочной деятельностью на уровне государства доказана. Цель исследования, состоящая в обосновании теоретико-методических положений и научно-практических рекомендаций по разработке инструментария управления закупочной деятельностью на основе использования принципов компетентностного подхода, достигнута. В диссертации реализованы поставленные задачи: обоснован сквозной подход к формированию компетенций при управлении госзакупками на основе имплементации категории ключевых компетенций в данную сферу управления; разработана методика формирования ключевых компетенций; сформирован портфель ключевых компетенций при управлении государственными закупками; разработана многомерная модель ключевых компетенций и выделен приоритетный кластер развития ключевых компетенций в рамках управления закупочной деятельностью; сформированы основные направления управления процессом государственных закупок в условиях цифровизации экономики. Полученные автором научные результаты обладают перспективами дальнейшего развития в сфере использования и адаптации инструментария, приемов, методик, принципов компетентностного менеджмента при регулировании закупочной деятельности, в том числе – путем автоматизации.
Актуальность темы исследования. Современные условия функциони-
рования экономики в России характеризуются высоким уровнем динамики
всех процессов, в частности – связанных с закупочной деятельностью. Госу-
дарственные закупки являются одним из приоритетных направлений функ-
ционирования любого государства и ключевым инструментом макроэкономи-
ческого регулирования. В этой связи, обеспечение их высокой эффективности
является одной из важных задач публичного управления. Одним из способов
решения данной задачи является использование компетентностного подхода
при осуществлении государственных закупок. Традиционная ресурсно-
ориентированная стратегия осуществления закупочной деятельности позволя-
ет сосредоточиться на формировании компетенций различного уровня и про-
извести их дифференциацию на различные подтипы. Базовые модели компе-
тенций являются одним из инструментов совершенствования деятельности в
сфере управления государственными закупками и при качественной разработ-
ке позволяют регулировать данный процесс не только в текущий период вре-
мени, но и включают в себя элементы упреждающего управления.
Постоянная трансформация условий осуществления закупочной деятель-
ности, меняющаяся нормативно-правовая база, цифровизация экономического
пространства, с одной стороны влечет за собой постепенное усложнение заку-
почного процесса, а с другой – создает стимулы для непрерывного поиска оп-
тимальных управленческих решений. Также можно говорить о том, что разви-
тие контроля закупочной деятельности и анализ полученных результатов от-
ражает приоритетность реализации принципов открытости, прозрачности
информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкурен-
ции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства
контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность
обеспечения государственных и муниципальных нужд и, в свою очередь, по-
вышает эффективность осуществления закупок.
Несмотря на концептуальные преобразования системы государственных
закупок, повышающие прозрачность и открытость конкурсных процедур, в
настоящее время сохраняется ряд недостатков организационно-
методического характера, препятствующих достижению целей и задач
управления в рамках контрактной системы. Так, в специальных докладах и
иных аналитических разработках государственных контролирующих органов
неоднократно отмечаются факты нарушения законодательства о контрактной
системе, снижение уровня конкуренции, неэффективное расходование бюд-
жетных средств.
Особенности управления закупочной деятельностью, в том числе и с ис-
пользованием принципов компетентностного подхода, частично обсуждаются
в российской и зарубежной литературе. Однако в большинстве своем подоб-
ные исследования ориентированы на анализ только индивидуальных или
только организационных компетенций и не используют сквозной подход к
управлению и возможность формирования процессных компетенций. Также
отсутствует общепризнанный инструментарий управления закупочной дея-
тельностью на основе компетентностного подхода, поэтому совершенствова-
ние теоретико-методических концепций, разработка инструментария подобно-
го регулирования является актуальной задачей, как с научной, так и с практи-
ческой точки зрения.
Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретическую и
методологическую основу управления государственными закупками пред-
ставляют исследования ведущих экономистов в области менеджмента и пуб-
личного управления, таких как: Абросимова М.А., Байкова А.Н., Вертако-
ва Ю.В., Воронина Л.А., Дегтев Г.В., Джиллингем М., Димитри Н., Загвозд-
кин В.К., Колесникова А.В., Конычева А.В., Лайсонс К., Мамедова Н.А.,
Петров К.А., Снеткова А.В., Трушанова О.Н., Шмелева М.В. и др.
Принципы институционального развития системы государственных за-
купок в современном обществе рассмотрены и систематизированы в работах
Галанова В.А., Гладилиной И.П., Гуияра Ф., Загорского В.С., Иванча Е.В.,
Курбанова А.Х., Никитина Ю.А., Павлова И.И., Плотникова В.А., Смотриц-
кой И.И., Федотовой Г.В. и др.
Особенности реализации компетентностного подхода в рамках страте-
гического управления раскрыты в работах: Албаниз C., Беляковой Г. Я., Вдо-
виной О.А., Грант Р.M., Драгнидиз Ф., Исаевой Т.Е., Катькало В.С., Мен-
тзас Дж., Мертенс Д., Морган Дж., Муни A., Овчарук А., Полянина А.В.,
Прахалада К., Равена Дж., Рэнделла Р., Субетто А.И., Фаэй Л., Хеффер-
нан M.M., Хохловой Т.П., Хэмела Г., Шимпан Дж.С. и др.
При этом особенностям формирования индивидуальных компетенций по-
священы работы Беловой Е.Н., Боятиз Р.E., Брэдли Дж., Герасимовой Е.А.,
Лайма М., Синяевой Л.П., Татур Ю.Г. и др.; инструментам идентификации ор-
ганизационных компетенций уделяют внимание такие ученые, как Бар-
ни Дж.A., Вонг K., Гилева Т.А., Гурков И.Б., Дэй Дж., Ефремов В.С., Катуни-
на И., Колб Д., Кузнецова С.А., Маркова В.Д., Сперроу П., Ходкинсон Д. и др.
Прикладные аспекты выделения ключевых компетенций на примере раз-
личных отраслей, сфер деятельности представлены в работах таких ученых,
как Андриссен Д., Андруник А.П., Варламова З.Н., Власова В., Кэмпион М.,
Люсия А.Д., Люнквист Ю., Санчес Р., Хуторской А.В., Цуркан М.В. и др.
Несмотря на достаточно полное изучение возможности использования
компетентностного подхода для анализа таких объектов, как отдельный ин-
дивидуум или конкретная организация, в исследованиях практически не по-
казана возможность формирования ключевых компетенций для сквозного
процесса, в частности процесса управления государственными закупками.
Таким образом, проведенный содержательный анализ исследований как
российских, так и зарубежных ученых показал, что, несмотря на полученные
научные теоретические и практические результаты, остается достаточно ши-
рокий круг неизученных вопросов, связанных с особенностями регулирования
закупочной деятельности на основе компетентностного подхода. Вышесказан-
ное предопределяет потребность в проведении исследований в области совер-
шенствования методов и инструментов управления закупочной деятельности с
учетом базовых принципов компетентностного подхода.
Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теоретико-
методических положений и научно-практических рекомендаций по разработ-
ке инструментария управления закупочной деятельностью на основе исполь-
зования принципов компетентностного подхода.
Задачи исследования:
обосновать сквозной подход к формированию компетенций при
управлении госзакупками на основе имплементации категории ключевых
компетенций в данную сферу управления;
разработать методику формирования ключевых компетенций при
реализации процесса управления государственными закупками;
сформировать портфель ключевых компетенций при управлении
государственными закупками;
разработать многомерную модель ключевых компетенций и вы-
делить приоритетный кластер развития данных компетенций в рамках управ-
ления закупочной деятельностью;
сформировать основные направления управления процессом го-
сударственных закупок в условиях цифровизации экономики.
Объектом исследования являются органы публичного управления, при-
нимающие участие в организации и осуществлении закупочной деятельности
для государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования являются процессы и управленческие отно-
шения, складывающиеся при регулировании закупочной деятельности в го-
сударственном секторе на основе компетентностного подхода.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!