Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова

Унгурьянова Елена Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I. О принципах и задачах изучения художественного текста
в современной лингвистике………………………………………………………………………12
1.1. Текст. Художественный текст………………………………………………12
1.2. Художественная картина мира и художественный
концепт……………………………………………………………………………20
1.3. Интертекстуальность………………………………………………………..35
1.4. Лингвопоэтика, когнитивная поэтика и задачи изучения художественного
текста……………………………………………………………………………..37
1.5. Творчество Н.М. Кононова в аспекте современного литературного
процесса…………………………………………………………………………..43
Выводы……………………………………………………………………………48
ГЛАВА II. Способы лингвокогнитивной репрезентации оппозиции «Душа –
Тело» в рассказах Н. Кононова ……………..……………………………………..49
2.1. Концептуальная оппозиция «Душа – Тело» как предмет
лингвистического изучения…………………………………..…………………49
2.1.1. Концепты «Душа» и «Тело» в русской языковой картине
мира………….……………………………………………………………..……..52
2.1.2. Представления о душе в античной философии………..……………..…59
2.1.3. Представления о душе в религиозной картине
мира…………………….………………………………………………………….64
2.1.4. Душа в русской философии и литературе ………………………………68
2.2. О материале исследования……………………………………………..…..73
2.3. Портрет в рассказах Н. Кононова: способы создания и роль в
репрезентации оппозиции «Душа – Тело»…………………….…………………74
2.3.1. Маргинальные образы и их роль в репрезентации
оппозиции «Душа – Тело»……………………………………..………………..81
2.3.2. Андрогинные образы Н. Кононова и их роль в репрезентации
оппозиции «Душа – Тело»………………………………….….…………..….103
2.3.3. Роль образа автора в репрезентации оппозиции «Душа –
Тело»……………………………………………………………………………..109
2.4. Лингвокогнитивная репрезентация концепта «Еда» в рассказах
Н. Кононова……………………………………………………….…………….114
2.5. Роль концепта «Любовь» в репрезентации оппозиции «Душа –
Тело»…………………………………………………………………………….130
2.5.1. «Любовь» как концепт и философская
категория……………………….………….……………………………………130
2.5.2. Лингвокогнитивная репрезентация концепта «Любовь» в рассказе
«Амнезия Анастасии»…………………………………………………………..134
2.5.3. Миф об Амуре и Психее в концептуальной структуре рассказов
Н. Кононова …………………………………………………………………….139
Выводы………………………………………………………………………….155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………158
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………163
1. Теоретическая литература………………………………………………163
2. Словари и энциклопедические издания………………………………..183
3. Литературные источники……………………………………………….185

Во Введении обосновываются выбор темы исследования, его актуаль-
ность, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и
задачи, представляется обзор научной литературы, посвященный проблемам
изучения текстов, теории концептуализации и когнитивной лингвистики, во-
просам интертекстуальности и лингвокультурологии, эстетики, а также семио-
тики, философии, литературоведения, отмечаются научная новизна, теоретиче-
ская значимость и практическая ценность, выдвигаются основные положения,
выносимые на защиту, определяется структура работы.
В первой главе «О принципах и задачах изучения художественного тек-
ста в современной лингвистике», анализируются современные лингвистиче-
ские теории, в том числе понимание и определение терминов текст, художе-
ственный текст, произведение, концепт, художественный (индивидуально-
авторский) концепт, интертекстуальность, а также лингвопоэтика и когни-
тивная поэтика; трактуются понятия «картина мира», «языковая картина ми-
ра», «художественная картина мира», рассматривается роль Н. Кононова и
его место в современной отечественной литературе.
В первом параграфе «Текст. Художественный текст» рассматриваются
подходы к изучению понятий «текст» и «художественный текст».
Под текстом нами понимается завершенная с точки зрения его создателя,
но в смысловом и интенциональном плане открытая возможность для множе-
ственных интерпретаций линейная последовательность языковых знаков, вы-
раженных графическим или звуковым способом, семантико-смысловое взаимо-
действие которых создает некое композиционное единство. Разновидностью
текста является художественный текст.
Учитывая отмеченные особенности художественных текстов, в параграфе
делается вывод о том, что «художественный текст» – это модель, отражающая
объективную и субъективную реальности, а объектом моделирования в худо-
жественном тексте является сознание. Именно сознание способно сочетать от-
ражение объективного мира и авторский вымысел. Художественный текст мо-
делирует как существующие аспекты человеческой жизни – социальную среду,
взаимоотношения, так и выдуманные аспекты.
Объединяющим началом любого художественного текста является автор-
ское сознание. Особенности мышления автора определяют характер интерпре-
тации им того или иного жизненного явления. При этом оценка изображаемого,
авторские смысловые доминанты всегда связаны с поиском адекватного языко-
вого выражения, которые позволяют получить представление о художествен-
ной картине мира автора, о том, что волнует и является для говорящего в смыс-
ловом отношении значимым.
Во втором параграфе «Художественная картина мира и художествен-
ный концепт» излагаются существующие подходы к изучению понятий «кар-
тина мира», «художественная картина мира», «концепт», «художественный
концепт».
Ввиду многообразия взглядов на картину мира, представленных в науке,
внимание в диссертационной работе сосредоточено на трудах, в которых изла-
гаются теоретические воззрения о картине мира как о целостной модели мира,
являющейся результатом всей духовной жизни человека, особом виде миро-
ощущения, образном, чувственном представлении о явлениях природы и обще-
ственной жизни.
В современных исследованиях, как правило, различают два основных типа
картины мира: научную и наивную. Ряд исследователей выделяет иную оппо-
зицию картин мира: непосредственную (картина, которая возникает в результа-
те прямого познания сознанием окружающей действительности) и опосредо-
ванную, возникающую в результате фиксации вторичными знаковыми систе-
мами, которые материализуют, овнешняют существующую в сознании непо-
средственную когнитивную картину мира. Представляется, что к опосредован-
ным картинам мира можно отнести художественную (индивидуально-
авторскую) картину мира, которую выделяют в рамках языковой картины мира.
Под художественной картиной мира обычно понимают образ мира в эсте-
тической плоскости, неотъемлемую категорию художественного творчества,
которую называют внутренней индивидуальной моделью мира.
Базовой единицей художественной картины мира в российских исследова-
ниях принимается концепт, под которым понимается смысловая единица, име-
ющая отражение в языке, а значит, и в тексте. Поскольку текст трактуется как
один из возможных способов объективации индивидуально-авторской картины
мира, то можно говорить о концепте как глубинном смысле, изначально макси-
мально и абсолютно свернутой смысловой структуре текста, являющейся во-
площением мотива, интенций автора, приведших к порождениям текста и обра-
зующих художественную картину мира. Такой тип концепта называют художе-
ственным. Есть два подхода к пониманию художественного концепта: узкий и
широкий. Для задач нашего исследования актуален широкий подход, согласно
которому художественный концепт осмысляется как сложное культурное обра-
зование, принадлежащее не только индивидуально-авторскому, но и коллек-
тивному сознанию.
Третий параграф «Интертекстуальность» посвящен рассмотрению роли
интертекстуальности в творчестве Н. Кононова.
Существуют две трактовки данного понятия: узкая и широкая. В первом
случае интертекстуальность сводится к формальным признакам связей между
текстами. Эти связи основаны на включении в текст других текстов, принадле-
жащих иному субъекту речи или же фрагментов этого текста в виде символов,
цитат, реминисценций, аллюзий. В широком, актуальном для нашего исследо-
вания, понимании интертекстуальность мыслится как способ взаимодействия
текстов, при котором один текст воссоздает в своем внутреннем пространстве
другой.
В четвертом параграфе «Лингвопоэтика, когнитивная поэтика и задачи
изучения художественного текста» излагаются методологические принципы
исследования – лингвопоэтики и когнитивной поэтики, определяются их цели и
задачи.
Во второй половине XX столетия текст начинает рассматриваться как ди-
намическая многоаспектная единица высшего порядка, как речевое произведе-
ние, как форма опосредованной коммуникации. Такой взгляд на природу текста
требовал разработки нового теоретического направления, им становится линг-
вистическая поэтика. Новое научное направление формировалось под влиянием
сближения лингвистической и литературоведческой стилистической традиции в
изучении текста.
В современных работах лингвопоэтика определяется как раздел филоло-
гии, в рамках которого стилистически маркированные языковые единицы, ис-
пользованные в художественном тексте, рассматриваются в связи с вопросом
об их функциях и сравнительной значимости для передачи определенного
идейно-художественного содержания и создания эстетического эффекта.
Включение читателя в сферу изучения художественного текста инициировало
обращение к проблемам понимания художественного текста и его интерпрета-
ции, что способствовало формированию когнитивной поэтики. В своих рассуж-
дениях о текстах рассказов Н. Кононова опираемся на общие положения когни-
тивной поэтики, при которых значение и смыл языковых выражений и текста в
целом есть результат интерпретирующей деятельности исследователя, его зна-
ний и предпочтений.
Когнитивной поэтики более всего близки задачи и установки лингвопоэти-
ки. Представляется, что основной задачей когнитивной поэтики является изу-
чение стратегий восприятия художественного текста читателем и влияние тек-
ста на его мировосприятие. Целью когнитивной поэтики является систематиза-
ция психических эффектов, вызываемых поэзией. Предметом когнитивной поэ-
тики выступает прежде всего описание когнитивной функции, которая в союзе
с коммуникативной и аккумулятивной фнкциями позволяет осмыслить такие
процессы, как концептуализация и категоризация художественно воссозданного
мира в поэтическом языке, их репрезентация в тексте, а также установить взаи-
мосвязь и взаимодействие ментальных структур с языковыми структурами в
плане выявления и описания идиостиля писателя или поэта с учетом его вос-
приятия интерпретирующим сознанием читателя.
В пятом параграфе «Творчество Н.М. Кононова в аспекте современного
литературного процесса» дается краткая характеристика современной литера-
турной ситуации в России, рассматриваются постмодернистский художествен-
ный метод и его особенности, что позволяет характеризовать творческий путь
Н. Кононова на фоне современного литературного процесса.
Вторая глава «Способы лингвокогнитивной репрезентации оппозиции
«Душа – Тело» в рассказах Н. Кононова» посвящена описанию лингвокогни-
тивной репрезентации концептуальной оппозиции «Душа – Тело» в рассказах
Н. Кононова на фоне представлений о душе и теле в европейской традиции и
культуре и философии русского народа.
В первом параграфе «Концептуальная оппозиция «Душа – Тело» как
предмет лингвокогнитивного изучения» освещаются представления о душе и
теле в наивной и религиозной картинах мира. Рассмотрена специфика трактов-
ки духовного и телесного компонентов человека в античном и христианском
миропонимании. Отмечается, что изучаемая оппозиция относится к компле-
ментарному типу оппозиций. Бинарная оппозиция «Душа – Тело» состоит из
постоянного элемента – «Тело» и подвижного – «Душа». Концептуальная оп-
позиция «Душа – Тело» предполагает противопоставление души как нематери-
альной сущности телу, как реальной сущности.
Делается вывод о том, что представления о душе в наивной картине мира
многообразны. Для русской народной традиции характерно противопоставле-
ние тела и души. Это противопоставление сложилось под влиянием религиоз-
ных воззрений и традиционно для христианского миропонимания, которое
сформировалось не без участия античной культуры и философии, в частности
философии Платона.
В религиозном изображении природной сущности человека выявляются
два взгляда: трихотомия (дух-душа-тело), характерный для православной тра-
диции, и дихотомия (душа-тело), характерный для католической традиции. Со-
гласно нашим наблюдениям, в рассказах Н. Кононова представлен дихотомиче-
ский взгляд на сущность человека.
Философия Платона и религиозные воззрения о соотношении духовного и
телесного в человеке оказали существенное влияние на В. Соловьева, В. Ро-
занова и Н. Бердяева, философия которых повлияла на творчество поэтов и
мыслителей XX века (Д.С. Мережковского, И.А. Бунина, Н.С. Гумилева,
М.И. Цветаевой и др.). Тема противопоставления души и тела находит отраже-
ние и дальнейшее развитие и в творчестве Н. Кононова, находящегося под вли-
янием античной, русской и европейской культуры, отражение синтеза которых
мы обнаруживаем в его творчестве.
Во втором параграфе «О материале исследования» конкретизируется ма-
териал исследования и обосновывается выбор рассказов.
При описании концептов «Душа» и «Тело», изучении способов их репре-
зентации, опираемся на тексты рассказов «Гений Евгении» (1998), «Амнезия
Анастасии» (1999), «Светотомия» (2002) и рассказ «ЕГЭ в два этапа» (2012).
Такой подход к материалу исследования обусловлен необходимостью по-
нять философскую концепцию писателя, с позиций которой он творчески
осмысливает ряд «вечных», но актуальных для современного общества проблем
(проблемы восприятия гендерных норм, проблемы любви, одиночества, бытия),
и которая остается неизменной на протяжении нескольких десятилетий.
Анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что рассказы Н. Кононова
– это энциклопедия российской жизни конца XX – начала XXI вв. В рассказах
повествуется о проблемах семьи, о человеческих взаимоотношениях, о понима-
нии физического и духовного и их соотношении в человеческом облике. Из-
бранные для исследования тексты имеют общую проблематику, их объединяет
схожий сюжет и наличие героев, которых можно отнести к маргинальному ти-
пу. Герои Н. Кононова – это люди со сложной судьбой, часто одинокие, с иска-
женными моральными качествами и ценностями.
Третий параграф «Портрет в рассказах Н. Кононова: способы создания
и роль в репрезентации оппозиции «Душа – Тело» посвящен проблеме поня-
тия «литературный портрет» и типологии литературного портрета. Описаны
способы художественной портретизации героев, выявлены типологические чер-
ты героев, к числу которых относятся маргинальность, андрогинность, фемини-
стичность, установлена их роль в формировании оппозиции «Душа – Тело»;
установлена роль образа автора в репрезентации заявленной оппозиции.
Портрет является одним из важных средств характеристики художествен-
ного образа в литературном произведении. Под портретом понимаем не только
описание наружности, но и фиксацию поведения персонажа, сформированного
под влиянием социальной среды, культурной традиции, собственной индивиду-
альности.
Отличительной чертой постмодернистической литературы является созда-
ние образов, которые с позиций социологии характеризуются как «маргиналь-
ные». Интерес к проблемам маргинальности активизировался в русской литера-
туре в 1970-х годах, что обусловлено расцветом эпохи советского литературно-
го андеграунда. Н. Кононов, продолжая традиции писателей 70–90-х гг. (В.
Ерофеева, В. Маканина, А. Иличевского и др.), выражает свои взгляды на поли-
тические и социальные события, а также проявляет интерес к маргинальной
личности и проблемам маргинальности. Основной аспект, находящийся в поле
зрения писателя, – социологический. Н. Кононов описывает людей, оказавших-
ся в нестандартных жизненных ситуациях. По нашим наблюдениям, многих ге-
роев Н. Кононова можно характеризовать как «маргинальные» или находящие-
ся в маргинальной ситуации, поскольку их поведение, мировоззрение и прин-
ципы не соответствуют порядкам и нормам, принятым в обществе.
Персонажи писателя, как правило, телесно прекрасны и совершенны, что
подчеркивается различными приемами: 1) использованием свето- и цветообо-
значений: создавая некоторые женские персонажей используется белый цвет,
акцентируется внимание на их белотелости, белокожести, белокурости и т.д.
Преобладание белого цвета ассоциативно рождает в сознании читателя образы,
связанные с духовной чистотой, благодаря чему героини представляются непо-
рочными, обладающими возвышенной светлой сущностью, лёгкостью. Созда-
ется впечатление, что героини двигаются беззвучно, не ходят, а левитируют,
что подтверждается примерами из текста: «Ее [Евгению] сносили воздушные
потоки туда, где она становилась невидимой или вовсе не существовала» (c.
328), «[Евгения] стояла…будто левитировала» (c. 332), «[Света] порхает, выни-
мая тарелки-рюмки» (с. 420) и т.д.; 2) обращением к интертерконтекстуальному
методу: например, гений из рассказа «Гений Евгении» сравнивается с совет-
ским и российским актером В. Кореневым, многие женские персонажи сравни-
ваются с вилисами (одетыми в подвенечные платья призраками, умерших до
свадьбы девушек) из фантастического балета «Жизель, или Вилисы); 3) физи-
ческая чистота и легкость женских персонажей подчеркивается с помощью
этимологически родственных слов, восходящих к индоевропейскому корню
«dhou»: дух, духи, душный, душа, простодушие, простодушно, простодушный,
равнодушно, душенька, душечка, душевный, воздух, воздушный, воздушность,
дымиться.
Использование метафор и сравнений подчеркивает светлую сущность
героинь. Под влиянием этих характеристик читатель может представить образ
прекрасной женщины, обладающей высокими нравственными качествами.
Однако такой образ – лишь фикция, поскольку женская красота и воздушность
героинь Н. Кононова не соотносятся с их внутренним миром и социальным
поведением.
Анализируя мужские образы, обращаем внимание на повторяющийся
образ, для которого характерно сочетание феминных и маскулинных качеств. В
работе делается вывод о том, что андрогинность – частотная тема в творчестве
Н. Кононова.
Идея андрогинности заявлена в заглавиях рассказов «Гений Евгении» и
«Светотомия». В «Гении Евгении» эта идея репрезентируется через номинации
гений и Евгения. Имя Евгения соотносится с др.-греч. γυνή – ‘женщина’, γεννάω
– ‘рождать’ и приставкой, образованной от наречия ευ – ‘хорошо’. На
формальном уровне имя Евгения как бы включает в себя слово гений,
восходящее к лат. genius. Данные номинации имеют общий корень *gen-,
«образующий во многих языках название рода, а также глаголы со значением
‘порождать’, ‘рождать(ся)’. В античной культуре гениями изначально называли
духов-хранителей, заботящихся о человеке; по поверьям каждый мужчина имел
своего гения.
Таким образом, в названии рассказа «Гений Евгении» подчеркивается
андрогинная сущность Евгении, у которой женская ипостась проявляется через
репродуктивную функцию и формирует концепт «Тело». Мужская ипостась
высвечивается благодаря наличию гения. Наличие (злого) гения (духа, беса и
т.д.) указывает на преобладание отрицательных черт характера Евгении и
достраивает переход к концепту «Душа».
Можно предположить, что прозвище «гений» также подчеркивает
андрогинную сущность героя, у которого женская ипостась проявляется через
связь с женщиной и родами и женоподобную внешность (Н. Кононов пишет об
этом так: «надменно протягивал узкую ленивую немужскую ладонь», c. 339); а
мужская – через использование номинаций мужского рода и личного
местоимения он: «он приносил» (c. 330), «он многому успевал меня научить»
(с. 330) и т.д., а также через отождествление с духом-хранителем – гением.
Сын Томы в рассказе «Светотомия» часто представляется как оно (4).
Личное местоимение среднего рода оно выполняет в данном случае
неизосемическую функцию – андрогинную: «[оно] стояло» (с. 422), «сказало
гнусно оно» (с. 422), «оно пристально снимало» и т.д. Использование данного
местоимения также подчеркивает андрогинную сущность героя.
Анализ рассказов позволяет проследить эволюцию образа автора за период
1990-х. по 2012 год. В рассказах, написанных до первой половины 2000-х. гг.,
писатель избегает оценочных суждений. Н. Кононов с сочувствием относится к
своим героям – жертвам социально-политической ситуации, сложившейся в
России в период 90-х гг. Герои поздних рассказов, например, «ЕГЭ два этапа»,
«Аметисты» лишены авторского сочувствия, автор-рассказчик примеряет на
себярольобывателя,чтоподчеркиваетсястилемизложения,
пренебрежительно-ироничным, равнодушным отношением к героям и
описываемым ситуациям.
Таким образом, в работе делается вывод о том, что литературные
портреты Н. Кононова – это и описание внешности героев, и характеристика
их поведения, воспитания, нравственных качеств и моральных норм, а также
представление социального статуса (образование, профессия, возраст,
социальное положение и др.). Подобный подход при создании образов героя,
акцентирование деталей портрета формируют читательское представление не
только о внешних, телесных качествах, но и о внутренних, психических и
интеллектуальных свойствах современного человека.
Герои Н. Кононова одновременно привлекательны внешне и дифформны
социально и нравственно, это существа без определенного пола. Их образы
прорисованы в полном соответствии с канонами российского постмодернизма:
это, по определению Н.Б. Маньковской, пародийный симулякр «сверхчеловека»
(андрогина) – взбесившегося «маленького человека», циника, хама, хулигана и
жертвы одновременно – неблагородного героя.
В четвертом параграфе «Лингвокогнитивная репрезентация концепта
«Еда» в рассказах Н. Кононова» подчеркивается, что концепт «Еда» – один из
значимых культурных концептов русского ментального мира, находящийся в
тесной связи с другими ключевыми элементами русской концептосферы. Эта
связь обусловлена особенностями мифологического мышления, где еда пред-
ставлялась сложным знаковым комплексом, вовлеченным в ритуальную жизнь
общества.
Переосмысливая символические представления о приеме пищи,
Н. Кононов создает рассказы «ЕГЭ в два этапа» и «Светотомия». Концепт
«Еда» преломляется в разных контекстах и формирует «смысловое ядро» рас-
сказов: участвует в моделировании персонажей, является выражением автор-
ской оценки. Прием пищи в рассказах выходит за рамки физиологии пищеваре-
ния и отражает ментальную сторону жизни героев, раскрывает их внутренний
мир. Это позволяет говорить о том, что пища выступает в роли посредника
между соматическим (телесным) и духовным началом и тесно связана с ключе-
выми для русской картины мира концептами «Душа», «Тело», «Жизнь»,
«Смерть», «Любовь».
В пятом параграфе «Роль концепта «Любовь» в репрезентации оппози-
ции «Душа – Тело»» обосновывается актуальность изучения концепта «Лю-
бовь» для современных лингвистических исследований. В лаконичной форме
представлена эволюция осмысления любви в разные исторические эпохи; рас-
смотрена языковая репрезентация данного концепта в тексте рассказов Н. Ко-
нонова.
Концепт «Любовь» входит в систему духовно-нравственных ценностей
русской культуры, сформированных на основе христианских воззрений. В со-
временном русском языке любовь понимается как сугубо антропоцентрическая
категория, отражающей межличностные отношения.
Для человека эпохи постмодернизма характерны уход от классического
понимания любви в сторону взаимовыгодного партнерства, размытая сексуаль-
ная мораль, свобода самоопределения сексуальной ориентации и выбора парт-
нера. Все эти черты так или иначе находят свое отражение в литературном
творчестве постмодернистов, в частности Н. Кононова.
Значимым концептом для художественного мира писателя является
«Любовь». Любовь, выступая посредником между соматическим и духовным
началом, задает сюжетный фон, на котором разворачивается повествование. От
любви зависят все сюжетные ходы и композиция рассказов, по отношению к
ней можно достаточно глубоко охарактеризовать главных героев. В рассказах
Н. Кононова любовные отношения отражают современную концепцию любви и
помогают раскрыть центральную для художественного мира писателя
оппозицию «Душа – Тело».
В исследовании выявляется, что в рассказах Кононова «Гений Евгении» и
«Амнезия Анастасии» усматриваются отдельные образы и мотивы мифа
Апулея о Амуре и Психее. История мифологических персонажей присутствует
в рассказах как скрытый подтекст, актуализуются лишь отдельные стороны
древнего сюжета и представлена его художественно свободная реконструкция.
Рассказы Н. Кононова и миф Апулея объединяют схожие образы и вечная тема
– любовь. Однако любовь в «Амуре и Психее» глубокое чувство, построенное
на полном и безграничном доверии и умении прощать; любовь у Н. Кононова –
взаимовыгодное партнерство, сопряженное с эгоистичными внутренними
установками и размытой сексуальной моралью.
В заключении подведены общие итоги лингвокогнитивного анализа
художественных концептов «Душа» и «Тело». При рассмотрении способов
репрезентации художественных концептов «Тело» и «Душа» на примере
главных и второстепенных персонажей было выявлено, что реализация
художественных концептов «Душа» и «Тело» – многомерна, они представлены
на лексическом, ассоциативном и концептуальном уровнях, что отражено в
следующей таблице:

Лексический уровень

ТелоДуша

1. слова с корнем -тел-: тело (11), бе- этимологически родственные слова,
лотелая, телесный, телесно.восходящие к индоевропейскому корню
«dhou»: дышать, дыхание, дыхательный,
дышащий, задышавший, вздыхать, вздох,
вдох; дух (3), духи (2), душный, душа, пря-
модушный, простодушие, простодушно,
простодушный, равнодушно, душенька,
душечка (2), душевный (4), душка (2); воз-
дух (5), воздушный, воздушность; выду-
вать, выдох, выдохнуть, выдыхать, поды-
хать; дым (2), дымиться.

2. слова одной семантической группы: слова с греческим корнем -псих-: психо-
плоть (2), плотский, масса, материя, логия, психованный, психопат, психоз, пси-
оболочка, форма (2), организм, челове- хопатоподобный, психушка.
ческие останки, соматически.

3. слова и сочетания телесной семан- слова с корнем -чад-: (чад, начадить, ис-
тики (микрополе «голова человека»: чадие).
череп, голова (4), лицо (2), лик, балда,
репа, корнеплод, башка, харя, челка
(3), прядки, волосы, власа, кудри, пат-
лы, лоб (3), лобик, брови, ресницы, гла-
за (9), око, очи, зрачки, нос, щека (3),
губы (3), уста (2), рот (2), зубы, резцы
(2), язык, подбородок, шея (3); «ру-
ки»: плечи (3), кисть руки, ладонь (3),
ладошка, рука (4), ручка, ручонка,
длань, палец (2); «органы тела»:
кровь, вены, мозг, мозговое вещество,
сердце (3), желудочная кислота, кожа
(3), эпидерма (2); «ноги»: ноги (3),
безногий, ступни, пятки, ягодицы, зад,
филейная часть, бедра, лядвеи; «ин-
тимная сфера»: генитальный аппа-
рат, причиндалы, п.зда, отверствия
низа, лобок, матка (2), чрево; «туло-
вище»: грудь (2), плоскогрудый, вымя,
спина, стан; «болезнь тела»: рак, яз-
ва;
«фразеологические сочетания»: на
босу ногу, от головы до пяток, стоя
на ушах, рукой подать, с первого
взгляда, строить глазки).

4. слова и сочетания, характеризую- сочетания и выражения, позволяющие
щие описание внешности героев:домыслить присутствие «души»: мой ум,
1) анатомические признаки: зрелый, в отличие от моего сердца не обвиняет
развитый, безногий, крепкий, длинный, их; во мне что-то екнуло, то ли сердце, то
голенастый, тощий, большой, тонко- ли селезенка (актуализируются представ-
костный (2), стройный, плоскогрудый, ления о сердце как вместилище души); все
толстый, малюсенький, сухолядый, это исходило из глубины, было внутри;
мосластый, статный, пышный, спор- они почуяли какой-то странной железой,
которая глубоко есть в каждом человеке,
тивный, поджарый,
но до поры до времени спит; меня никогда
2) сопутствующие признаки: пре- не оставляло нехорошее подозрение; во
красный,роскошный,вымытый, мне закипал кошмар, я не мог есть…глагол
ущербный, корявый, голый, могучий, есть уже ко мне не относился, я стал не
симпатичный, ладный, изящный, коне- есть. Меня как бы уже не было; не почув-
подобный, сливочный, пожелтевший, ствовав сердечным мужским зрением;
золотой, неопрятный, скользкий, све- тревожно мыслила; это всегда в людях
жий.чувствуется, так как идет из особенной
3) особые приметы: похабно накра- глубины (актуализируются представления
шенная; нарядная; размытая татуи- о душе как о внутреннем органе человека).
ровка; висячие серьги а-ля помпадур;
брючки; жакетик грудь жмет; чёлоч-
ка наискосок; плющевый жакет;
вэобразный вырез легкого прекрасного
платья; голова в бигуди; легкий, еле
запахнутый халатик; павианий грим;
битловский пиджак; ленивая, но целе-
устремленная походка; влажные зали-
занные патлы; подбритые в косой
угол баки и т.д.

5. слова тактильной семантики: щу-слова, восходящие к праславянскому
пать, прикоснуться, проводить, по-корню o : вонючий (2), запах (2) (ак-
хлопывать, гладить.туализируются представления о связи
души с индивидуальным запахом человека).

6.номинации гений, Евгений, Светотомия.
безымянность героев. Отсутствие имени
сопряжено с «отсутствием души» героев.
Нам представляется возможным думать,
что в рассказах находят отражение древне-
египетские взгляды на душу, согласно ко-
торым имя – составная сокровенная часть
человека, одна из его душ – Рин. Утрата
или отсутствие имени не позволяет другой
душе – Ка (энергетическому двойнику че-
ловека) пребывать в земном мире и, следо-
вательно, воссоединяться с телом после
смерти человека. В рассказах Кононова, в
отличие от мифопоэтических воззрений
Древнего Египта, герои, лишенные имени,
теряют душу при жизни, что позволяет
считать их условно мертвыми.

Репрезентация концептов «Душа» и «Тело» на основе
текстовых ассоциатов

1.Тело – белоеДуша – черная

В портретных характеристиках персо-При описании внутреннего мира и взгляда
нажей преобладает белый цвет. Героигероев преобладает темный цвет и лексика
светлые, белые, белотелые, белоко-с негативной окраской: ровно в срок он
жие, белокурые, блондины, у них бе-вернулся потемневшим с исподу неисто-
лые руки.вым гением, изнутри он стал совершенно
темен, может быть даже черен, у героев
темный взор, темные бормотания, они с
ненавистью глядят, с ненавистью при-
стально смотрят (здесь актуализируют-
ся представления о глазах как о зеркале
души).

2.Тело – легкоеДуша – тяжелая

Героини Н. Кононова имеют прекрас-При прочтении текстов создается впечат-
ное тело, которое при всей своей мате-ление, что жизнь героинь ничем не обре-
риальности самоуничтожается, стано-менена: они с легкостью разводятся с му-
вится легче воздуха. Достигается это сжьями, строят новые отношения, занима-
помощью: 1) метафорических выра-ются бизнесом и т.д. Их жизнь можно оха-
жений и сравнительных оборотов:рактеризовать как «легкое бытие». Однако
существование виделось…абсолютноэта легкость особого свойства. Мы можем
бесследным, ее сносили воздушныепредположить, что за внешней легкостью
потоки туда, где она становилась не-скрывается тяжелая жизнь и душевные пе-
видимой или вовсе не существовала,реживания, возникшие в результате пору-
стояла…будто левитировала, загора-ганного детства, неудачного брака, соци-
ется от странных нисходящих на нееальной нереализованности и т.д. Для ха-
лучей, никому, кроме нее, не видимых,рактеристики внутреннего мира женщин
порхает, вынимая тарелки-рюмки иуместно использовать словосочетание
т.д.;«невыносимая легкость».
2) интерконтекстуального метода
(женские персонажи сравниваются с
вилисами – одетыми в подвенечные
платья умершими до свадьбы девуш-
ками из фантастического балета
«Жизель, или Вилисы» (фр. Giselle, ou
les Wilis).

Концептуальный уровень

1.«Тело – Еда»«Душа – Еда»

Существенную роль в формированииПринятосчитать,
структуры образа персонажей играетчто тело и душа человека питаются из раз-
еда. Концепт «Еда», репрезентирую-ных источников. Тело – материальными
щий с помощью лексем: аппетит, едапродуктами (мясом, молоком, хлебом и
(2), снедь (2), едок, незаглоченный,т.д.). Душа –
съедобный, голод, голодный, кормитьискусством, размышлениями, молитвой,
(2), покормить, попоить, облизывать,медитациями и т.п. Герои Н. Кононова
поилка, кормушка, съесть, пить, вы-лишены «душевной пищи», они ограниче-
пивать, есть (4), сладкий, пища (3),ны, интеллектуально не развиты, не само-
пищевой, сжирать, жрать, спороть,стоятельны и безнравственны.
заглотить, стянуть, лузгать тесно
связан с материальной жизнью глав-
ных героев и участвует в формирова-
нии концепта «Тело». Герои Н. Коно-
нова, имея материальное тело, пита-
ются материальной пищей, для вос-
полнения потраченной в процессе
жизнедеятельности энергии, для роста
и развития организма.
2.«Тело – Любовь»«Душа – Любовь»
В то же время концепт «Любовь» основы-
Индивидуально-авторская концепция
вается на общечеловеческие, общекуль-
любви на первый план выводит ин-
турные представления, художественные
тимные отношения, представленные в
образы и подразумевает душевную привя-
оппозиции «Тело – Любовь». Интим-
занность героев, выстраивая оппозицию
ные отношения репрезентируются
«Любовь – Душа». В качестве лексем, ре-
следующимисловосочетаниями:
презентирующих концепт, в текстах функ-
плотские отношения, любовный дур-
ционируют лексемы любовь (3), любовный
ман, прелюбодеяние, животный секс,
(2), любить (4), полюбить (2), влюбиться,
жаркие упражнения, сладкое дело,
влюбляться, люба, любушка, любимая (2).
возлечь; автор прибегает к сниженной
Любовные отношения героев в некоторых
и обсценной лексике: случки (2), е.ля,
случаях приводят к болезненному расста-
пое.ень(3),тр.хнуть,тр.хи,
ванию, что представлено с помощью соче-
объ.бывать.
таний душевные терзания, душевные муки.

Рассмотренная в данном исследовании концептуальная оппозиция «Душа
– Тело» в рассказах Н. Кононова открывает перспективы для дальнейшего ис-
следования прозы писателя, цель которого – углубленное изучение различных
аспектов индивидуально-авторской картины мира.

Художественный текст с помощью художественных средств
изображает реальность с позиций собственно человеческого видения, более
того, с позиций конкретного субъекта. При этом созданная автором текста
реальность не отражает действительность, а создает новую, согласно
традициям и/или новациям конкретного времени. Ситуация создания и
существования художественного текста порождает ряд проблем, изучение
которых представляет интерес для историков, философов, социологов,
психологов, но прежде всего для литературоведов и лингвистов.
Современные филологические изыскания существенно расширили круг
вопросов изучения художественных текстов. Представляется, что описание
текста осуществляется в трех основных направлениях, а именно:
художественный текст – автор – читатель; в рамках вышеобозначенной
триады изучению подвергаются:
– смысл и форма художественного текста (замысел, художественная
идея, форма текста, включая особенности языка и художественные средства);
– авторское мировоззрение, социальная мотивация, эстетические
воззрения создателя текста;
– проблемы понимания художественного текста, его интерпретация.
И если литературовед при изучении художественного текста идет
путем от замысла, смысла, образа – к форме (языку текста), то лингвист – от
языка к пониманию и интерпретации смысла и образа. Лингвистический
анализ характеризует текст как информацию, выраженную определенными
языковыми средствами, однако при этом приходится обращаться к элементам
литературоведческого анализа.
Особую злободневность как для лингвистического, так и для
литературоведческого анализа приобретает проблема понимания и
интерпретации текста, что детерминировано особенностями современного
литературного процесса. Постмодернистическая направленность
современной литературы, стирающая границы между своим и чужим,
традицией и новаторством, реальностью и абсурдом, провоцирует
исследователей к разработке принципов интерпретации текста, осмыслению
роли интерпретации в процессе понимания художественного произведения.
Произведения Николая Михайловича Кононова (род. 14 апреля 1958 г.,
Саратов) посвящены современной действительности. Темы и образы
произведений Н. Кононова демонстрируют философскую концепцию
писателя, с позиций которой он обращается к «вечным», но актуальным для
современного общества проблемам: физическое и духовное и их
соотношение в человеческом облике, проблемы восприятия гендерных норм,
любовь, ее проявления и осмысление, семья в современном обществе,
семейные отношения и др. К эмпирическим фактам произведений Н.
Кононова применимо высказывание М. Мамардашвили: «есть такие вещи,
которые должны быть пережиты и заново установлены, непрестанно вновь
рождаясь в лоне бесконечных потенций…» [Мамардашвили, 1994: 18].
Актуальность обращения к творчеству Н. Кононова объясняется
свойствами его художественного текста, понимание которого требует
профессионального прочтения и интерпретации, а также его ролью в
современном литературном процессе. Смысловое и стилистическое
своеобразие прозы писателя нуждается в комплексном филологическом
анализе, о чем свидетельствует возросший научный интерес к творчеству Н.
Кононова, его художественной картине мира.
Представляется, что основой герменевтического прочтения текстов в
данном случае может быть исследование базовых концептов,
функционирующих в текстах, в том числе образующих смысловые
оппозиции. Для рассказов Н. Кононова актуальна концептуальная оппозиция
«Душа – Тело»; она входит в систему культурно значимых оппозиций
русской ментальной системы и находится в определенных отношениях с
оппозициями «Высокое – Низкое», «Небесное – Земное», «Внутреннее –
Внешнее», «Сакральное – Профанное». В известных нам исследованиях
концепты «Душа» и «Тело» рассматриваются в произведениях Н. Кононова
эпизодически (см., например, [Дмитровская, Иванова, 2019; Дмитровская,
Скрябина, 2013]), комплексного научного представления она до сих пор не
получила, что свидетельствует о насущности обращения к данной проблеме.
Объект исследования – тексты рассказов Н. Кононова, вошедшие в
сборник «Саратов».
Предмет исследования – лингвопоэтические приемы реализации

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Современные исследования социальных проблем. Красноярск, 2No С. 251–371 (1,3 п.л.).Камалова А.А., Унгурьянова Е.А. «Светотомия» Н. Кононова и «Пир» Платона: диалог культур // Вестник Балтийского федерального университета22им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, философия, психология. Калинин- град, 2No С. 67–76 (0,6 п.л.).
    Международный научно- исследовательский журнал. Екатеринбург, 2No Часть С. 185–190 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»