Жизнь и идейно-художественные особенности творчества Шах Ниматуллаха Вали

Мадимарова Гулхаё Мадимаровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШАХ НИМАТУЛЛАХА
ВАЛИ…………………………………………………………………………………………………………….. 13
1.1. Социально-политическая обстановка времени жизни поэта……………… 13
1.2. Место рождения и родословная Шах Ниматуллаха Вали…………………. 19
1.3. Странствия и подвижнеческо-аскетическая жизнь Шах Ниматуллаха
Вали…………………………………………………………………………………………………………….. 32
1.4. Проживание в Кирмане и последние годы жизни……………………………….43
1.5. Поэт и его современники……………………………………………………………………..46
ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРНОЕНАСЛЕДИЕ ШАХНИМАТУЛЛАХА
ВАЛИ…………………………………………………………………………………………………………….. 53
2.1. Диван Шах Ниматуллаха Вали……………………………………………………………53
2.2 Структура дивана: содержание и разновидность стихов……………………. 58
2.3 Трактаты поэта……………………………………………………………………………………… 78
ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ШАХ
НИМАТУЛЛАХА ВАЛИ…………………………………………………………………………. 87
3.1 Особенности стиля поэзии Шах Ниматуллаха Вали………………………….. 87
3.2 Содержание и особенности
газелей…………………………………………………………………………………………………………….. 96
3.3. Использование средств художественной изобразительности………….. 121
3.4 Назидательно-оброзавательныесочиненя Шаха Ниматуллаха Вали… 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. 145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….150

Во введении излагаются основные предпосылки настоящей работы,
обосновывается выбор темы, актуальность и научная новизна, характеризуется
объект изучения, кратко излагается история изучения проблемы, раскрывается
теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования,
формулируются его цель, задачи, методологическая основа, а также
определяются положения, выносимые на защиту.
Глава I «Жизнедеятельность Шаха Ниматуллаха Вали» и состоит из
пяти параграфов.
В разделе 1.1. «Социально-политическая обстановка времени жизни
поэта» изучается теоретический материал, посвященный политической
обстанове и состоянию литературной атмосферы XIV-XV вв., рассмотренный в
трудах ученых-востоковедов, таких как Хондамир, Шарафиддин Али Язди,
Мухаммад Касыми, Акбар Сабури, Хиндушах Астарабади и др.; в исследованиях
отдельных отечественных и зарубежных ученых – Б. Гафурова, В.В. Бартольда,
Бертельса, Ашрафин, З. Сафо.
В данном разделе подытожены основные тезисы и умозаключения этих
ученых и вкратце представлена картина политической и научно-литературной
обстановки Мавераннахра, Хоросана и Ирана, в атмосфере которой протекала
жизнь Шаха Ниматуллаха Вали.
Согласно утверждению многих ученых, время рождения Шаха Ниматуллаха
Вали пришлось на период правления оставшихся потомков монголов в
Мавераннахре, Хоросане, Фарсе и Ираке, известных в истории как эльханы. Если
быть более точными, поэт родился в последние годы правления одного из самых
могущественных эльханских правителей Абусаида Бахадурхана.
Как известно, вся территория Мавераннахра, начиная со времен её
завоевания чингизидами до первой половины XIV века, находилась во власти
второго сына Чингизхана – Чагатая – и его последователей. Согласно
утверждению Б. Гафурова, «в конце 50-х годов XIV века государство чагатайцев
разделилось примерно на 30 отдельных владений». После ухода с политической
арены системы правления чагатайцев под владением монголов остались только
Восточный Туркестан и провинция Хафтруд [7, 413].
Беспорядки, хаос и междоусобицы местных правителей, их борьба за
независимость продолжались до прихода к власти Тимура, известного в истории
под именем Хромой Тимур. По словам А.М. Гуревича, самым мрачным периодом
Мавераннахра в XIV веке принято считать время после смерти эмира Азахана и до
прихода к власти Тимура, после чего произошло воссоединение малых и
разрозненных государств, что привело к рождению единой и могущественной
державы.
Согласно сведениям, приведенным Рашиддадином, Мангук-хан из братских
побуждений посоветовал Халук-хану стянуть все свои войска к границе Турана и
Ирана. После захвата Халук-ханом Ирана ему, по воле Хубуланкаона, был
присвоен титул эльхан (высший чин монгольского шаха).
В 1261 году Халук-хан в этой части Ирана создает государство эльханов –
Эльханиян, прилагая усилия к благоустройству этой части Ирана. Государство
Эльханиян продержалось до 1334 года и прекратило свое существование как
государство после смерти последнего эльханского правителя – султана Абу
Сайид-хана Бахадура.
В исследованиях С. Айни, Х. Мирзозода, С. Брагинского, Е.Э. Бертельса,
З. Сафо, С. Нафиси, Р. Шафака, Ш. Нуъмона, Э. Брауна, Г. Этте и др.,
посвященных литературной и культурной обстановке этого периода, дана оценка
социально-исторической атмосферы. Согласно сведениям, приведенным
Шарофиддином Али Язди в книге «Зафарнаме», последним представителем
династии чингизидов в Мавераннахре был Казон Султан-хан.
Казон Султан-хан прославился в истории неслыханной жестокостью, во
времена его правления многие монгольские эмиры, не имеющие отношения к
роду Чингизхана, стали проповедовать идею независимости и
самостоятельности в управлении своими владениями, что вынудило Казона
Султан-хана в дальнейшем прибегнуть к тяжким наказаниям в отношении этих
эмиров. Одним из таких эмиров был Амир Казхан, свергнувший с престола
Казон Султан-хана. На политическую арену взошла монголо-тюркская династия
во главе с Амиром Казханом [16, 154].
Но с приходом к власти Амира Казхана обстановка не стабилизировалась, и
вскоре он был свергнут с престола. Историки утверждают, что после свержения
Амира Казхана и пришествия к власти Амира Тимура в истории Мавераннахра
наступили мрачные времена. Как пишет Хондамир в «Хабибуссияр», после
смерти Амира Казхана в Мавераннахре было введено большое количество
налогов, и в каждом городе, области подняли голову строптивцы, которые под
различными предлогами стали требовать самостоятельности [13, 445]. О
политической жизни Мавераннахра и Хорасана XIV века известный ученый
А.Ю. Якубовский пишет «… XIV век в сравнении сXIII веком сопровождался
яростными противоборствами различных прослоек общества». [20, 5-7]. К концу
правления монголов и началу прихода к власти династии тимуридов социально-
экономические отношения в этих владениях были очень плачевными.
Беспорядки и хаос, царившие в конце правления династии монголов и начале
междоусобиц правления династии тимуридов, еще больше усугбили тяжелое
положение общества.
В разделе 1.2. «Место рождения и родословная Шаха Ниматуллаха
Вали» автор попытался восстановить дату и место рождения Вали, для чего
были использованы многие сведения из самых различных источников.
Творческая биография поэта рассматривается на основе литературных
исследований тех ученых, которые занимались этой проблемой. Выяснилось, что
Шах Ниматуллах Вали жил в такой политической, общественной и культурной
среде, которая являлась ареной развития ряда школ, различных философских и
литературных течений. Это была эпоха противостояния между правителями,
чиновниками, фанатичными священниками и свободолюбивой интеллигенцией.
Из существующих основных источников о жизни и творчестве Шаха
Ниматуллаха Вали целесообразно в первую очередь опираться на творения
самого поэта, так как в отдельных стихотворениях и стихотворных отрывках он
порой отображает какие-то моменты и фрагменты своей жизни.
Другими источниками, способствующими раскрытию отдельных
периодов жизни поэта, становления его творческой личности являются
антологии, письменные литературные и исторические источники, научно-
теоретическая литература.
Так, одним из важных источников исследования жизни и творчества Шаха
Ниматуллаха Вали является антология Абдураззока Кирмани, современника
поэта, который с согласия самого Вали описал его биографию. В антологии
Кирмани отмечатеся, что в период жизни поэта были составлены еще две
антологии, одна из которых называется «Трактат о путешествиях Шаха
Ниматуллаха Вали» («Рисола дар сайри Шоҳнеъматуллоҳи Валӣ», автор –
Абдулазиз Шермалики Воизи) [15, 93].
Помимо этого, подробную информацию можно извлечь в таких книгах, как
«Бустон-ус-сайёҳа» («Цветник странствий»), «Тароиқ-ул-ҳақоиқ», «Риёз-ул-
орифин» («Воздержание суфия»), «Номаи Донишварон» («Письмо ученых») и
других источниках.
Важно подчеркнуть, что о времени и месте рождения Шаха Ниматуллаха
Вали в литературных и исторических источниках нет конкретной информации.
Лутфалибек Озар в своей антологии «Оташкада» («Храм огнепоклонников»)
дату рождения Вали относит приблизительно к 730-731 годам хиджры. Автор
антологии пишет: «Сайид Нуриддин Шах Ниматуллах Вали ибн Абдулла ибн
Мухаммад ибн Абдулла ибн Камолиддин Халаб Кухбинон Кирмони является
основоположником так называемого образа жизни нематуллохия в мистицизме и
родился в четверг, 22-го в 7-ой месяц по лунному календарю 730 или 731 года в
городе Халаб» [9, 345].
В другом источнике, известном под названием «Таърихи Кирмон»
(«История Кирмана»), датой рождения Шаха Ниматуллаха Вали называется 731
год хиджры: «Его прозвище – Нуриддин, предки проживали в провинции Халаб.
Сам тот господин родился в Язде в четверг 22-го в 7-ой месяц по лунному
календарю в 731 году» [5, 174].
Абдуррофе Хакикат в своей книге «Таърихи ирфон ва орифони эронӣ»
(«История мистицизма и иранские мистики») датой рождения поэта
называет четверг 22-го в 7-ой месяц по лунному календарю 731 года:
«Сайид Нуриддин сын Абдуллаха сын Мухаммада сын Абдуллаха сын
Камолиддина Яхя Кухбинон Кирмони, известный по имени Шах
Ниматуллах Вали, является основателем религиозного течения Шах
Ниматуллах Валихия в суфизме и родился в четверг 22-го месяца раджаб
730 или 731 года хиджры в Халабе» [2, 345].
Между учеными есть расхождения не только по поводу времени рождения,
но и места рождения. Шермалик Воизи пишет, что «Поэт родился в городе
Халабе, его мать относилась к сословию персидских чабанов, а отец был
выходцем из Халаба» [17,16]. Автор книги «Риёз-ул-орифин» местом рождения
поэта называет горный массив Герата, а в произведении «Бустон-ул-саёҳа»
указан город Кухбанон.
Другого мнения придерживается Забеуллах Сафо: «Предки Шаха
Ниматуллаха Вали проживали в городе Халаб. Его отец мигрировал из Халаба в
район Кеджу Мукрон, где, заключив брак с дочерью одного из персидских
эмиров сословия пастухов, связал себя родственными узами с этим сословием и
остался жить в Кирмане. Шах Ниматуллах Вали родился в этом городе в 730 или
731 году» [12, 229].Таким образом, одна часть источников считают поэта
уроженцем города Халаб, а другая – уроженцем иранского Кирмана и Махана.
Хамид Фарзом в «Таҳқиқдар аҳвол ва нақди осору афкори
Шоҳнеъматуллоҳи Валӣ» («Исследование жизни и критика наследия и мыслей
Шаха Ниматуллаха Вали») приводит больше сведений о жизни поэта, отрицая
при этом утверждение, что поэт родился в иранском Кирмане: «Бесспорно
можно сказать, что местом рождения Шаха Ниматуллаха Вали является
известный город Халаб, а не Кирман. Авторы антологий и писатели, жившие и
творившие три века назад, ошибались в этом вопросе» [15,73].
Существуют также другие источники, в которых местом рождения поэта
указан город Халаб. Есть мнение, что его мать относилась к сословию пастухов
Фарса, а отец являлся уроженцем города Халаб. Это мнение подтверждают
следующие строки стихотворения самого поэта:
Нематуллоҳ Нуриддин дорам лақаб,
Нури дин аз Неъматуллоҳ металаб.
Муддате будам муҷовир дар Аҷам,
Гарчи аслам бошад аз мулки Араб.
Ман муҷовир ҳолиё дар мулки форс,
Ҷадди ман осуда дар шаҳри Ҳалаб [1, 17].
Мое прозвище Ниматуллах Нуриддин,
От Ниматуллаха ожидают света религии.
Некоторое время я проживал в Аджаме,
Хотя родом я из страны Аравия.
Сейчас я живу на земле Персии,
Мои предки покоятся в городе Халаб.
Известный востоковед Эдвард Браун считает датой рождения поэта 730 г.
хиджры (1329 год н.э.), а местом рождения указывает город Халаб и отмечает,
что Шах Ниматуллах Вали большую часть детства провел в этом городе [6, 384].
Следует отметить, что многие исследователи придерживаются мнения, что
родным городом и местом рождения Шаха Ниматуллаха Вали является город
Халаб.
Говоря о происхождении поэта, З. Сафо в своей истории литературы
приводит следующий факт: «Саид Нуриддин Негматулла ибн Абдуллах ибн
Мухаммад Кухбанани Кирмани по происхождению был саидом хусейнидов и его
род связывался с имамом Мухаммадом Бокиром» [15, 59]. Происхождение поэта,
как отмечается в антологиях и источниках, относится к Пророку Расулу
(Мухаммаду) в 19 колене. Говоря о полном имени поэта, Абдураззок Кирмони
опирается на стихи поэта:
Неъматуллоҳам ва аз оли расул,
Марҳами орифони раббонӣ.
Қурратулъайни Мир Абдуллоҳ,
Муршиди вақту пири рӯҳонӣ.
Падари он Муҳаммади Сайид,
Ки набудаш ба ҳеҷ ру сонӣ.
Боз султони авлиёиҷаҳон,
Мир Абдуллоҳ аст, то донӣ.
Пири комил Камолиддини Яҳё,
Сайиди маснади сулаймонӣ.
Падараш Ҳошим асту ҷадд Мусо,
Модараш шоҳзодаи сомонӣ.
Дигар он Ҷаъфари хуҷасталиқо,
Авҷи маҳзу латифу нуронӣ.
Сайидсаллоҳ асту Аҳмад ном,
Ҷамъ мебуд аз парешонӣ.
Пас Муҳаммад, ки назди ҳиммати ӯ
Мухтасар буд олами фонӣ.
Боз Ҷаъфар, ки буд олиқадр,
К-он эҳсони баҳри ирфонӣ.
Пас Ҳасан, пас Муҳаммад, он Сайид,
Рӯҳбахшандаи суханронӣ.
Подшоҳи мамолики дониш,
Ҷаъфари акбар аст хоқонӣ.
Мир Муҳаммад, ки бандагони дараш,
Дарҷаҳон ёфтаанд султонӣ.
Шоҳи содот Сайид Исмоил,
Офтоби сипеҳри субҳонӣ.
Абуабдуллоҳ, он ки рӯҳи амин
Гуфт ӯро, ки ҷумларо ҷонӣ.
Боз имом Муҳаммади Боқир,
Мухарриби куфру динро бонӣ.
Падари ӯ Алӣ ибни Ҳусайн,
З-он, ки з-ин алъибод мехонӣ.
Боз имомиҳақҲусайни шаҳид,
Нури чашми Алии имронӣ.
Он васии расул ба амри Худо
Волии мулкати сулаймонӣ [1, 20-25].
Я, Неъматуллах, из великих,
Милостью божьей.
Свет очей Мира Абдуллоха.
Отец его Муҳаммад Сайид,
Каких не было никогда.
Мир Абдуллох был еще
Известным святейшим, чтобы ты знал.
Отец его Хошим, дед – Мусо,
Мать – принцесса самандская.
Другой Джаъфар луноликий,
В рассвете изящества и света.
Имя его Сайидсаллох Аҳмад,
Объединил всех вокруг.
Затем, Мухаммад,
Перед которым преклонялся бренный мир.
А еще был Джафъар великий,
Дар для мира мистики.
Затем Хасан, а после Мухаммад, он Сейид,
Вдохновитель слова.
Правил миром знания
Великий хаканский Джафъар.
Мир Мухаммад, слуги которого
Правят миром.
Царь святейший Сейид Исмаил,
Солнце святое на заре.
Абуабдуллох, верный дух
Сказал ему, что он в числе родных.
Еще Мухаммад Бокир,
Уничтожающий безбожье.
Его отец – Али ибни Хусайн,
Еще имам правды раб Хусайн,
Свет очей Али.
Тот святой поэт по велению Всевышнего,
Наместник святого мира.
Абдураззак Кирмони отмечает, что полное имя поэта «Шах Ниматуллах
Вали ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн Камолиддин Яхя ибн
Хашим ибн Муса ибн Джафар ибн Сале ибн Мухаммад ибн Джафар ибн
Алхусайн ибн Мухаммад ибн Исмаил ибн Абуабдуллах ибн Мухаммад Бокир
ибн Зайнулобиддин ибн Хусайн ибн Алӣ…» [1, 17].
В нижеприведенном кытъа поэт сообщает о своем происхождении и
указывает на родство с пророком Мухаммадом в девятнадцатом поколении:
Нуздаҳум ҷадди ман расули Худост,
Ошкорост, нест пинҳонӣ [1, 26]
Мой девятнадцатый предок – пророк,
Это, очевидно, не является тайной.
В этих строках, как мы наблюдаем, поэт несколько раз приводит слово
«Сайид» – с намеком на то, что он представитель рода Пророка Мухаммада и
Имама Али:
Неъматуллоҳ бувад пири валӣ,
Ёдгори Муҳаммад асту Алӣ [18, 69].
Ниматуллах является гуру (наставником) Вали,
Он память о Мухаммаде и Али.
Следует отметить, что определение генеалогического древа Шаха
Ниматуллаха Вали имеет определенную ценность для нашего
исследования, так как летописцы, писавшие о каком-либо поэте, зачастую
упоминали имя Шаха Ниматуллаха Вали. Например, автор книги
«Антология Насрободи» («Тазкираи Насрободӣ») Мухаммад Тахир
Насрободи, описывая личность Музаффара Хусайна Мирзо, пишет:
«Наместник индийского правителя Санджара Мирзо, являющийся по
материнской линии родственником покойного царя Шаха Тамопса, по отцу
имеет родственное отношение к султану Шаху Ниматуллаху Вали»:
Ба рӯзгор аз он рӯ саромадан эшон,
Ки дар насаб зи ду ҷониб ба офтоб расанд [15, 43].
По жизни он относится к выдающимся деятелям,
По генеалогии с обеих сторон исходит от солнца.
Хандамир в своей книге «История характера приятеля» («Таърихи ҳабиб-
ус-сияр»), представляя сведения о Мавляна Ахли Ширази, подчеркивает, что «…и
тот почтенейший, являясь звеном в цепочке великого рода Сайида Ниматуллаха
Вали, был зафиксирован, как единца его благочестия и продолжения в событиях,
связанных с жизнью хокона Сайида Шохруха Мирзо» [14, 154].
В разделе 1.3. «Странствия и подвижническо-аскетическая жизнь Шаха
Ниматуллаха Вали» диссертант прослеживает, по каким местам путешествовал
Вали в поисках истины. В «Истории Кирмана» («Таърихи Кирмон») и ««Царские
сокровища правителя Махана»» (“Ганҷинаи подшоҳии Шоҳи Моҳон”) и других
источниках описывается его маршрут, что он посетил такие места, как:
– Карбала, гробница счастливого мученика Хусейна;
– Город Наджаф, паломничество к гробнице Али;
– Египет и посещение высокочтимых этой земли;
– Мекка, паломничество к шейху Абдуллаху Ёфеи, который провел семь лет
в этом городе;
-Самарканд и встреча с амиром Тимуром;
-Путешествие в Мешхед в 790 г.;
-Герат и вступление в брак с дочерью Сайида Хамзы Хусейна;
-Кухбанон и семь лет жизни там;
-Язд, проживание в селе Тафт и путешествие в Бофик;
-Возвращение в Кухбанон;
-Гувашир, столица Кирмана;
-Махан, где он прожил до конца жизни.
Поэт в своем диване очень часто указывает на эти путешествия. К примеру,
в этом стихотворном отрывке:
Солҳо дар сафар ба сар гаштем,
Ошиқона ба баҳру бар гаштем.
То бубинем нури дидаи худ
Пой то сар ҳама назар гаштем,
Гирд бар гирди нуқтаву ҳадис,
Ҳамчу паргор паи сар гаштем.
Ошиқу масту лобалоивор
Дар паи дӯст дар ба дар гаштем [18, 67].
Многие лета мы провели в путешествиях,
Наслаждаясь, странствовали по морям и сушам.
Чтобы узреть свет, исходящий из наших очей,
С головы до ног превратились мы во взор,
Кружа вокруг точки отсчета и хадисов,
Мы, словно циркуль, вращались вокруг своей оси.
Влюбленные и пьяные, стеная,
В поисках друга по свету скитались.
Упоминания о том, как поэт «странствовал по морям и сушам», мы можем
прочитать и в другой газели:
Муддате гаштем гирди баҳру бар,
Ғайри нури ӯ наёмад дар назар [18, 67].
Некоторое время странствовали по сушам и морям,
Нашему взору не явилось ни что иное, как лучи Его лица.
Забеуллаха Сафо так описывает аскетический образ жизни Шаха
Ниматуллаха Вали: «Сайид после долгих познаний и освоения наук начал вести
аскетический образ жизни. Он отправился в Египет и страны Магриба, Мекку и
Медину, Балх и Мавераннахр, в Самарканд, где посетил известных шейхов этих
городов. В дальнейшем поэт путешествовал по Кирману, Персии, Хорасану,
Язду. В Кирмане и в Махане построил обитель, баню и возвел сад. После
приглашения Мирзо Искандара ибн Тимура он отправился в свое последнее
путешествие в Шираз» [12, 289].
Диссертант проводит краткий экскурс путешествий поэта по городам
Карбало и Наджаф, в Мекку, Египет, Балх, Самарканд, Мерв, Язд, Тафт,
Шираз. При этом автор исследования опирается на сведения из различных
источников и на произведения самого Шаха Ниматуллаха Вали,
анализирует данные о дате смерти поэта. Как оказалось, здесь ряд
летописцев допускал некоторые неточности. Например, Давлатшохи
Самарканди датой смерти поэта называл 827 год, и произошло это, когда
поэту было 75 лет. Но Абдураззок Кирмани считал, что Шах Ниматуллах
умер в 834 году лунного календаря. Автор «Истории Кирман» («Таърихи
Кирмон») писал: «25 последних лет своей жизни он провел в Махане
Кирмана, и его смерть пришлась на 834 год» [5, 210].
Саналлах Негматуллах в своей книге «Ҷомеъи муфидӣ» также называет эту
дату и указывает день рождения и смерти поэта, которая произошла в четверг 22-
го числа лунного календаря. Возраст Шаха Ниматуллаха составлял 104 года. Сам
поэт писал:
Ангуштзанон бар дари ҷонон рафтем,
Пайдо будем, агарчӣ пинҳон рафтем.
Гӯянд, ки рафт Неъматуллоҳ зи ҷаҳон,
Рафтем, вале ба нури имон рафтем [18, 169].
Ходили мы к любимой, постукивая в её дверь,
Были наяву мы, хотя ушли тайно (не видно).
Говорят, что покинул сей мир Шах Ниматуллах Вали,
Ушли мы, но ушли озаренными светом веры в сердце.
По мнению диссертанта, поэт умер 22-го числа 7-го месяца лунного
календаря в 834 году (1431 г.) в возрасте 103-х лет. В данном случае автор
исследования опирается на сведения, приводимые Эдуардом Брауном и Хамидом
Фарзом.
В разделе 1.4. «Проживание в Кирмане и последние годы жизни»
анализируется период жизни поэта в Кирмане, куда он вернулся после долгих
путешествий. Диссертант приводит факты из различных источников, где
говорится о том, что, достигнув Кирмана, Шах Ниматуллах Вали в Заранде
посетил богослова Абдулмаоли Заранди, считавшегося одним из знатных и
уважаемых мистиков.
Шах Ниматулла Вали покинул сей мир в возрасте 103-104 лет, 22-го числа
7-го месяца лунного календаря (соответственно, в 1431 г.) и был похоронен в
городе Махан Кирмана. В знак уважения поэта правитель Дакана амир
Султанахмад Бахмани на месте его погребения возвел гробницу, строительство
которой завершилось в 840 году. Во времена правления царя Аббаса в честь
поэта было построено множество зданий, которые сохранились по сей день и
являются объектами паломничества мистиков течения негматуллахи [15, 92].
В разделе 1.5. «Поэт и его современники» дается краткая характеристика
взаимоотношений Вали с современниками.
Из различных литературных и исторических источников, введенных в
научный оборот в последние годы, а также наследия Шаха Ниматуллаха Вали,
следует, что поэт имел прямые и косвенные интеллектуальные отношения со
многими известными личностями своего времени, в частности с именитыми
поэтами Абдуррахманом Джами и Хафизом Ширази.
Согласно исследованиям, некоторых ученых, таких как Хамид Фарзом,
Джавод Нурбахш и других, Шах Ниматуллах Вали имел не совсем хорошие
отношения с Абдуррахманом Джами, причиной чего были противоречия в их
убеждениях. Но востоковед Жан Апен считает, что причиной взаимной
неприязни Абдуррахмана Джами и Шаха Ниматуллаха Вали были не
религиозные убеждения, а то что они принадлежали и руководили различными
суфийскими течениями. Джами был последователем течения накшбандия, а Шах
Ниматуллах Вали – основателем течения негматуллахия.
Автор книги «Ҷомеъи Муфиди» Мухаммад Муставфи отмечает: «В то
время (в период жизни Шаха Ниматуллаха Вали. – Прим. автора) дервиш по
имени Фахриддин Номи, состоявший в ордене накшбандия, высказывающий
свое расположение к Хаджи Абдуллаху Исфахони и получивший статус
проводника наставлений течения накшбандия, посетил собрание Шаха
Ниматуллаха и примкнул к его течению» [15, 184].
Глава II. «Литературное наследие Шаха Ниматуллаха Вали» включает
три параграфа.
В разделе 2.1. «Диван Шаха Ниматуллаха Вали» отмечается, что в XIV-
XV вв. в персидско-таджикской поэзии о себе заявили такие выдающихся поэты,
как Хафизи Шерози и Абдуррахман Джами, а также множество других поэтов,
творчество которых было наполнено самым разным содержанием. Исследование
диванов этого периода показало, что в стихах поэтов поднимались самые
разнообразные темы: любовь, мистицизм, бог, человек, печаль, нравоучение,
разлука, сомнения, восхваление, воспевание и др. Эти темы отображены в
диванах Абдуррахмана Джами, Шаха Ниматуллаха Вали, Хилоли Чагатои, Ахли
Шерози, Бобофигона Шерози, Шахкасыма Анвора, Котиби и др. В те же века
получили особенно активное развитие такие литературные жанры, как газель,
ода, элегия, лугз, шахрошубов, загадки и короткие бейты.
Автор в этом параграфе обращается к анализу дивана Шаха Ниматуллаха
Вали. По свидетельству составителей списка полных и неполных копий дивана и
сборника стихов Шаха Ниматуллаха Вали, все они хранятся на Западе и в
странах Востока, в частности, в библиотеках Центральной Азии.
Первое литографическое издание стихов поэта было напечатано в 1276 году
в Иране. Как пишет Хамид Фарзом, лучшее издание дивана поэта,
откорректированное Абулкасымом Шерджани, вышло в свет в 1338 году. В
библиотеках «Остони Кудси», «Маджлиси», «Мулк» и «Центральная» в Иране
хранятся письменные копии дивана поэта. По мнению этого исследователя,
наиболее полная копия хранится в библиотеке «Остони кудси», хотя она не имеет
начальных и последних страниц. Эта копия якобы была составлена еще при
жизни поэта. Следует отметить, что копий дивана Шаха Ниматуллаха Вали
достаточно много, и именно поэтому мнения ученых в области литературы и
летописцев относительно количества стихотворений поэта расходятся. Стихи
Вали, скорее всего, собирались в диван его учениками и последователями,
которые и занимались их распространением. Его газели переходили из рук в руки
и становились доступными для любителей стихов. В «Бустонуссайёҳа»
указывается, что от Шаха Ниматуллаха Вали до нас дошли 1100 бейтов, включая,
конечно же, его диваны [15, 389].
Ризакулихан Хидаят отмечает, что Шах Дои – один из учеников поэта,
объединил все его стихотворения в один диван, состоящий из 10-12 тысяч
бейтов, и даже написал к нему предисловие [10, 213]. Эдвард Браун в своей книге
указывает на то, что диван поэта охватывает 14 тысяч бейтов [6, 533]. Но Саид
Нафиси в книге «История поэзии и прозы Ирана» («Таърихи назм ва наср дар
Эрон») пишет, что диван Шаха Ниматуллаха Вали состоит из 13 тысяч бейтов.
Это количество подтверждает также Забехулла Сафо, по словам которого
«действующий диван Шаха Ниматуллаха Вали состоит из 13 тысяч бейтов,
газелей, месневи, китъа, четверостиший и двустиший» [12, 313].
В разделе 2.2. «Структура дивана, содержание стихов и разновидности
их жанровых форм» автор пишет о том, что диван поэта состоит из китъа,
касыд, газелей, четверостиший, двустиший, месневи и неоконченных газелей,
отличающихся увлекательным и высоким содержанием. В некоторых из его
газелей воспевалась пламенная мистическая любовь, предающая душевную боль
поэта и оригинальность его внутренней природы.
В диване поэта представлено и большое количество бейтов. Касыд в
сборнике много, и все они включают от 20 до 34 бейтов. Самой большой
является касыда «Қиссаи бас ғариб», (Удивительное сказание) которая состоит из
58 бейтов. В диване поэта имеются и другие касыды, в частности, «Восхваление
Мавло Али, да будет мир с ним» («Дар манқабати Мавло Алӣ алайҳсалом»), «О
единобожии» («Дар тавҳид»), «Жизнь без любви» («Умри беишқ»), «Душа»
(«Дил»), «Что происходит?» («Чӣ хабар?»), «Благословение» («Салавот»),
«Положение бытия» («Маротиби вуҷуд»), «Осведомленный тайнами вселенной»
(«Воқиф ба асрори олам»), «Стали явными единство и множество» («Ваҳдат ва
касрат ошкор шуд»), «Мудрецы того почтеннейшего» («Орифони ҳазрати ӯ») и
др. (всего 38 касыд). Самая маленькая касыда состоит из 8 бейтов. Большая их
часть посвящена воспеванию и восхвалению Пророка Мухаммада, Пророка Али,
мистицизма, суфизма, их последователей, пантеизма, тайн истины и др. Имеются
также касыды, которые были написаны в ответ на стихи других суфийских
поэтов – Мавлана Джалолиддина Балхи, Абусаида Абулхайра и Носира Хисрава.
Кроме того, в диване изложены 21 вопрос и ответов, 71 месневи, 3 стихотворения
(«Ганҷулорифин», «Имония», «Фақрия»), 19 неоконченных газелей, 118 китъа,
170 рубаи и 266 отрывочных бейтов.
В творчестве Шаха Ниматуллаха Вали встречаются также бейты,
посвященные назиданию последователей суфизма, близких и родственников.
Имеются и полустишья с критикой поэтов-современников.
Вопрос-ответ как одна из разновидностей стихотворения занимают свое
место в творчестве поэта. Таких стихотворных форм в его диване 21, каждый
стих состоит из 2-13 бейтов. Как следует из названия жанра, эти стихи написаны
в форме вопросов и ответов, и поэт использовал их для ответа на вопросы своих
учеников, последователей и единомышленников. Они посвящены таким
спорным темам, как познание истины, бога, рассуждениям о суфизме,
мистицизме, пантеизме.
Диван поэта содержит 71 месневи, которые состоят из 2-63 бейтов. Темами
этих месневи также являются восхваление Всевышнего и пантеизма.
В диване Шаха Ниматуллаха Вали имеются 118 китъа, состоящие из 2-22
бейтов. Темами этих китъа преимущественно являются идеи мистицизма и
пантеизма. Иногда затрагиваются социальные вопросы, несколько из них
посвящены высокочтимым мистикам и одна-две китъи написаны про самого
себя.
Двустишья также занимают достойное место в творчестве Шаха
Ниматуллаха. Поэт написал 170 двустиший в основном мистического и
суфийского содержания. Но в отдельных случаях в двустишьях имеют место
полезные нравоучения.
Несмотря на многочисленные путешествия в различные части Востока,
благодаря чрезвычайным способностям, Шах Ниматуллах Вали находил
возможность заниматься сочинением научно-художественных произведений, и
его творчество по сегодняшний день привлекает внимание деятелей науки и
мистицизма. Наследие поэта по прошествии длительного времени не потеряло
своего большого исторического, философского и мистического значения. Оно
включает множество прозаических и поэтических произведений, в которых
ведется диспут на различные темы, в том числе философии мистицизма,
литературы, богословия, теологии, познания человеческого бытия, солидарности,
почетного статуса человека как одного из существ, созданных Богом.
Произведения Шаха Ниматуллаха Вали хранятся в больших библиотеках
мира, в частности в Иране, Индии (Хайдарабад, Дели), Пакистане, Афганистане,
Турции и Англии. В наследие Шаха Ниматуллаха Вали, кроме дивана
стихотворений, входят и несколько трактатов. Как отмечает исследователь
творчества Вали Хамид Фарзом, «Шах Ниматуллах Вали в дополнение к
воспеванию творчества приступил к сочинению и написанию многочисленных
трактатов по различным вопросам мистицизма и суфизма» [15, 483].
Раздел 2.3. назван «Трактаты поэта». Мавлана Садалидин Насрулла
отмечает, что один из современников поэта в Сирии собрал 240 его трактатов. В
Индии изданы три тома трактатов Шаха Ниматуллаха Вали. Первый том
включает 150, второй – 64 и третий – 50 трактатов. Между тем, Абдураззок
Кирмани указывает на то, что поэтом было написано 106 трактатов, причем
большая их часть – на персидском и арабском языках. Все они отличаются
сложностью изложения мистического знания.
В книге «Ганҷинаи подшоҳии шоҳи Моҳон» Ризонура Нематулла
указывается на то, что количество трактатов Шаха Ниматуллаха Вали превышает
300, из них 82 он хранит лично. [11,89]
Мирзомухаммад Али в трактате «Райҳонатулодоб» упоминает о 20
трактатах Сайида: «Порядочность, середина, душа, буквы, символ, пояснение
искренности, пояснение победителя, пояснение цветника тайн, благодеяние,
проект, камилия, познание души, мукошафа, колыбель, наставление имущества,
маленькие и новые изречения» [15, 342].
Автор перечисляет и кратко анализирует некоторые трактаты поэта:
«Преобразование суфизма» («Истилоҳот ал суфия»), «Мукошифот»,
«Восхваление» (рисолаи «Таърифот»), «Буквы последних слов Корана» (рисолаи
“Ҳуруфи мақтаоти қуръонӣ”), «Положение» (рисолаи “Маротиб”), «Сборник
произведений» (рисолаи “Маҷмӯъ аласъор”), «Восхваление в тысяча
четырехстах бейтов» (рисолаи “Авсоф дар ҳазору чаҳорсад байт”), “Завқиёт
шомил бар панҷ завқу дар сад байт”, «Вдохновение в пределах 400 бейтов»
(рисолаи “Илҳомот дарҳудуи чаҳорсад байт”), «Сборник анекдотов в 50 бейтах»
(рисолаи “Маҷмӯъаи латоиф, дар панҷоҳ байт”).
Глава III. «Художественные особенности поэзии Шаха Ниматуллаха
Вали» и состоит из четырех параграфов.
В разделе 3.1. «Особенности стиля поэзии Шаха Ниматуллаха Вали»,
автор рассматривает поэтический стиль поэта. Отмечается, что особенностью
поэтической речи Вали является синтез общеупотребительной лексики с
религиозными, мистическими и философскими терминами. Поэт широко
использует суфийские определения и понятия, что свидетельствует о
приверженности Шаха Ниматуллаха к тематике поэзии Мухиддина Араби,
особенно к его книгам «Благородство Маккии» («Футуҳоти Маккия») и
«Познание красноречия» («Фусусалҳикам»), которые оказали влияние на весь
его тарикат. Поэт пишет:
Каломоти Фусус дар дили мо,
Чу нигин дар макоми худ бинишаст.
Аз расули Худо расид баӯ,
Боз аз рӯҳи ӯ ба мо пайваст [15, 312].
Слова книги Фусус в нашем сердце,
Подобно камню перстня, глубоко засели.
Устами посланника бога пришли к нему
И вновь от духа его к нам возлетели.
Английский востоковед Леонард Луизин отмечает, что «…одним из
источников поэтической речи Шаха Ниматуллаха Вали были переложенные в
простой стихотворной форме воззрения Ибн Араби, которые, возможно,
запомнились его ученику и последователю» [8, 245].
Иранский литературовед Забехуллах Сафо называл стиль изложения поэта
простым, а его стихотворения – свободными от поэтического мастерства.
В истории персидско-таджикской литературы Шах Ниматуллах Вали
признан мудрецом, суфием и создателем течения негматуллахия. Большинство
стихотворений Шаха Ниматуллаха Вали посвящено пантеизму, а некоторые –
мистической любви, познанию истины, Бога, пути суфия.
В период жизни и творческой деятельности Шаха Ниматуллаха Вали
одним из самых распространённых стихотворных жанров была газель. В
это время творили такие известные певцы газелей, как ХафизШерози,
Убайди Зокони, КамолХуджанди, АбдуррахманДжами и другие. Поэты и
поклонники этого жанра как будто мерились талантом в их создании. Но
родоначальником всех создателей и чтецов газелей того времени
безусловно считался ХафизШерози. Это был истинный мастер газелей и
прекрасно их читал. В итоге и другие поэты, его современники, стали
обращать внимание на чтение газелей. Идеи и темы газелей того времени в
большинстве случаев носили лирический и социальный характер, иногда
политический. И всё же идеи любви, жизнелюбия, мистические откровения
и свободомыслие в них были всепобеждающими. При этом автор отмечает,
что лирические, эпические темы и средства выражения в газелях этого
периода не имели серьезных отличий от газелей других времен.
Газели Шаха Ниматуллаха Вали не отличаются от газелей предшествующих
поэтов и его современников по образным свойствам. В ритме, рифме и редифе
он следовал традиции написания газелей своих предшественников. С редифом
Шах Ниматуллах написал около 400 газелей, а без редифа – до 100.
Шах Ниматуллах Вали был последователем таких великих суфиев и
мистиков, как Мавлана Джалолиддин Балхи, Атори Нишапури, Хаким Санои
Газнави и шейх Фахриддин Ираки, избрав путь пантеизма. Об этом он пишет во
многих своих газелях, в том числе:
Дар мазҳаби мо муҳибу маҳбуб якест,
Рағбат чӣ бувад, роғибу мағруб якест.
Гӯянд маро, ки айни ӯро биталаб,
Чӣ ҷои талаб, толи буматлуб якест [19, 345].
В религии нашей друг и возлюбленный одинаковы,
Что есть желание, желающий и магруб одинаковы.
Мне говорят, потребуй ее сердце.
Что требовать, когда просящий и требуемый одинаковы.
В разделе 3.2. «Содержание и формообразующие особенности газелей
поэта». В нем раскрывается специфика содержания творчества поэта. Как
показало исследование, газели Шаха Ниматуллаха Вали в большинстве своем
отображают любовную страсть и приключения, красоту и обаяние
возлюбленной, горькую долю влюбленного, каприз и кокетство любимой и
счастливые моменты жизни. Главное же место в содержании газелей Вали
отводится любви к Всевышнему.
Мыслями о разлуке и любви «наполнены» почти все газели Шаха
Ниматуллаха Вали. Саид Нафиси в своей книге пишет: «Следует сказать, что в
стихотворениях Шаха Ниматуллаха Вали в противовес другим его
современникам не использовалась литературная изысканная любезность, которая
считалась особенностью стихотворений этого времени. Так как Шах Ниматуллах
писал стихи не ради наживы и славы, а для себя и испытания своих
современников» [15, 334].
Диссертант подробно рассматривает каждую тему творчества поэта.
Отмечается, что Шах Ниматуллах Вали нередко воспевал земную любовь:
Духтаре бар бод дода ғунчаи хандони гул,
Булбули сармаст монда волаву ҳайрони гул.
Хушг улистоневу дар вай андалеби ҷони мо,
Ҳар замоне достоне созад аз дастони гул [3, 74].
Девушка пустила по ветру бутон цветка,
Влюбленный остался очарованным и пораженным цветком.
Прекрасен цветник, и в нем соловьи нашей души.
Каждый миг сложит легенду из букетов цветов.
В диване Шаха Ниматуллаха есть стихотворения, которые посвящены
суфийским лидерам и исламскому мистицизму, например Баязиду Бастоми. «С
точки зрения Шаха Ниматуллаха Вали Баязид является частицей совершенного
мудреца, который стал бренным и Истинным. Так что между ним и Истиной нет
ничего другого» [15, 281].
Шах Ниматуллах Вали, будучи одним из известных мыслителей и поэтов
второй половины XIV-XV вв. занимает особое положение в персидско-
таджикской литературе, культуре, этике и истории суфизма и мистицизма. Его
стихи, как у и других поэтов классической литературы, имели свою собственную
форму и стиль. Затрагивая вопросы мистицизма, философии, науки, разума,
любви и другие проблемы человечества, Шах Ниматуллах Вали излагал их
весьма точными фразами, ёмкими предложениями. Как известно, многие
великие поэты в истории персидской литературы, в том числе Мавлоно
Джалолиддин Балхи, Фаридаддун Аттор, Санои Газнави, Боязид Бастоми, были
привержены мистицизму, его вечным вопросам. Не был исключением и Шах
Ниматуллах Вали. Можно сказать, что благодаря именно мистическим мотивам в
своей поэзии Шах Ниматуллах Вали и сникал славу в таджикско-персидской
литературе, философии и культуре в целом.
Язык стихотворений поэта также заслуживает внимания. Он использует
самые распространенные слова и интерпретации, и все это свидетельствует о
богатом словарном запасе поэта. Многие стихотворения поэта – китъа, газели и
четверостишия – просты и доступны по стилю и форме.
Шах Ниматуллах Вали был непревзойдённым мастером дидактической
поэзии, его газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира.
Мастерство поэта в использовании тропов раскрывается в разделе 3.3.
«Использование средств художественной изобразительности».
Основным показателем мастерства поэта в написании стихотворений
является использование им средств художественной выразительности и способов
литературного изображения. Средства художественной выразительности в
диване Шаха Ниматуллаха Вали прослеживаются особенно ярко. Изучение
особенностей стиля его дивана указывает на то, что он был знаком с тонкостями
и секретами написания стихотворений, осведомлен об эстетических и духовных
традициях. Благодаря своему таланту Шах Ниматуллах Вали всё это смог
воплотить в творчестве. Вали не писал стихотворения спонтанно или только для
изложения своих суфийских воззрений. Он стремился проявить себя именно как
мудрый поэт, имеющий литературные знания.
Анзобинаджод Ризои отмечает, что «одним из способов гурезия,
встречающихся в суфийских текстах, является повторение, признанное поэтами
как инструмент избавления от плавности и связанности речи» [4, 39]. Шах
Ниматуллах Вали, как и другие великие мистики, использовал стихотворение как
средство выражения мистических идей.
Хамид Фарзом по этому поводу пишет: «Шах Ниматуллах Вали больше
внимание обращает не на слово, а на значение. Стих для него служит в качестве
инструмента выражения мистических мыслей» [15, 399].
В диване поэта часто использовалось повторение, посредством
которого автор усиливал свои мысли. Сарфи Мухаммадризо писал:
«Начальный вопрос, который обращает на себя внимание во время чтения
первого стихотворения Шаха Ниматуллаха Вали, – это устный и смысловой
элемент повторения. Повторение можно заметить в архитектуре, музыке и
даже в размере аруза стихотворения. Аналогия также является видом
повторения. Если быть внимательным, то можно наблюдать частое
использование повторения в творчестве Вали».
Из числа поэтических тропов Вали нередко использовал уподобление. Он
предпочитал уподобление и широко использовал этот прием в своих
стихотворениях:
Гар туро азми олами адам аст,
Сар фидо кардан аввалин қадам аст [18, 214].
Если твоя цель – мир небытия,
Пожертвование – первый шаг.
В приведенном бейте было использовано несовершенное уподобление, а
слова «небытие» и «шаг» выражают основу уподобления. Только с опущением
первых букв их значения полностью будут отличаться друг от друга.
Как показывает сравнительный анализ стихов Вали, поэт часто
использовали аллегорию:
Офтоб аст ӯву олам соябон,
Шоҳбоз аст ӯву ошиқ фохта [18, 549].
Она – солнце, а мир – ее зонт,
Она – сокол, а влюбленный – вяхирь.
Он также применял антитезу (радость – горе, чужое – родное, дервиш –
падишах, ночь – утро, друг – враг, внутренний – внешний, отклонять –
принимать) и парадокс:
Он каъба равонем, ки дар бодияи роз,
Хомўшии ҷовид фиғони ҷарраси мост [18, 82].
Мы идем в ту каабу, где в кубке тайн
Вечное безмолвие наш громкий крик.
Также искусно поэтом использовались гипербола, намек, образ, этимология,
метафора, метонимия, отступление др.
Особое место в творчестве Шаха Ниматуллаха Вали занимали
стихотворения, демонстрирующие его религиозно-нравственные взгляды. Этой
теме автор посвятил раздел 3.4. «Назидательно-образовательные сочинения
Шаха Ниматуллаха Вали».
Нельзя не оценить тот вклад, который внесла восточная дидактическая
поэзия в общемировую культуру. В этом есть заслуга и таджикско-персидских
поэтов XIV-XV вв., творчество которых по сей день не перестаёт быть
неисчерпаемым источником вдохновения. Осуждая несправедливость и
вероломство, взяточничество и праздность, стихи Шаха Ниматуллаха Вали
призывали к активной борьбе за счастье и справедливость, жестоко высмеивали
тиранов-угнетателей, а также тех, кто так или иначе способствовал этому
угнетению.
В заключении работы подводятся итоги и даются выводы исследования
жизни и творчества Шаха Ниматуллаха Вали. Поэт жил и творил в период
правления династии Тимуридов. Полное его имя Саид Нуриддин Шах
Ниматуллах Вали, но в некоторых источниках упоминается как Ниматулла и
Шах Вали.
В ходе исследования творчества Вали выяснилось, что поэт умер в 834
(1431) году в городе Махане Ирана.
В различных литературных источниках, в том числе в литературоведческих
произведениях [12, 15, 2, 10] толковых словарях, различнних антологиях [1, 17]
перечислены практически все стихотворения Шаха Ниматуллаха Вали. Его
известность и признание не вызывают сомнений. Письменные копии дивана
Шаха Ниматуллаха храняется в разных библиотеках мира. Относятся они к
XVII-XIX вв. Одна из таких копий XVII вв. находится у автора диссертации.
Диван поэта был издан исследователями его творчества Саъидом Нафиси, Ании
Козими, Джаводом Нурбахшом, Мухаммадом Расо и др. Одну из лучших работ о
диване Шаха Ниматуллаха Вали написал Саид Нафиси. Вместе с тем до сих пор
продолжается работа по сбору, научному исследованию и публикации дивана
Шаха Ниматуллаха.
Период жизни Шаха Ниматуллаха Вали является временем расцвета таких
жанров, как газели и касыды. В диване Вали касыда также занимает заметное
место. Любовь в газелях поэта так же, как и в персидской литературе, является
одной из приоритетных тем. Многие стихотворения Шаха Ниматуллаха
отличаются простотой и ясностью.
Важнейшей особенностью стихотворений Шаха Ниматуллаха является его
приверженность к Ибн Араби и традициям, предшествующих ему поэтов. По
мнению исследователей, творческий стиль Шаха Ниматуллаха идентичен
творчеству поэтов-современников и поэтов периода начала правления
Газневидов.
Шах Ниматуллах Вали своим творчеством оказал большое влияние на
развитие персидской литературы, что отразилось на поэзии последующих
поэтов.
Разумеется, выводы автора отнюдь не исчерпывают весь спектр вопросов,
возникающих при изучении жизни и творчества Шаха Ниматуллаха Вали.
В список литературы вошли главным образом цитированные и упомянутые
в диссертации источники, а также справочная и научная литература,
посвященная жизнеописанию и творческой деятельности поэта.

Актуальность исследования. В изучении закономерностей и
выявлении особенностей развития национальных литератур на современном
этапе большое значение должно отводиться исследованию художественного
своеобразия наследия писателей и поэтов, творчество которых представляет
значительное явление в национальном литературном процессе. В истории
персидско-таджикской литературы Шах Ниматуллах Вали признан одним из
видных поэтов и мыслителей, чей стиль и мастерство словотворчества,
глубина произведений оказали заметное влияние на процесс развития поэзии
и прозы не только его времени, но и последующих веков.
Опыт исследования литературных процессов прошлого со всей
очевидностью показал, что изучение жизни и творчества выдающихся
художников слова различных эпох является важнейшей частью истории
классической литературы. Неслучайно во второй половине ХХ в. в
Таджикистане и других центрах изучения персоязычной литературы
значительно возрос интерес литературоведов-иранистов к исследованию
отдельных творческих личностей, как литературному явлению в истории
культуры народа. К числу наиболее интересных по своей манере
стихотворчества и творческих исканий художников слова, внесших заметную
лепту в развитие и совершенствование персидско-таджикской литературы,
следует отнести одного из литераторов XIV-XV вв. Шаха Ниматуллаха Вали,
изучению жизни и творческой деятельности которого и посвящено
настоящее исследование.
В данном исследовании проведен анализ поэтического творчества
Шаха Ниматуллаха Вали, известного в истории персидско-таджикской
литературы своими эстетическими взглядами, особым стилем, разнообразием
поэтических форм и содержания, созданных им произведений, внесшего
весомый вклад в развитие поэзии указанного периода. Поэт является автором
отдельного дивана поэзии и многочисленных трактатов, посвященных в
основном проблемам мистицизма, познания, науки, нравственности,
человеколюбия и другим. Исследование Шах Ниматуллаха Вали Кирмани
особенно важно для истории персидско-таджикских народов и их культуры,
так как многие представители культурной и общественно-политической
мысли его эпохи были его последователями, а его учение живо до сих пор.
До настоящего времени данный аспект творчества поэта и ученого еще
не стал в должной степени объектом внимания исследователей
литературоведения и истории литературы. Поэтому всестороннее
исследование жизни и творчества Шаха Ниматуллаха Вали обретает особое
значение и привлекает к себе внимание литературоведов и культурологов.
Степень изученности темы. Следует отметить, что по количеству
трактатов, посвященных проблемам нравственности, познания, образования,
мистической поэзии, логики и другим вопросам Шаху Ниматуллаху Вали нет
равных. Некоторые исследователи в своих работах пользовались трудами
Шаха Ниматуллаха Вали, но до настоящего времени творчество этого
ученого и поэта остается неизученным в полной мере.
Изучение жизни и творческой деятельности видного поэта, мистика и
ученого, коим является Шах Ниматуллах Вали, еще при его жизни в краткой
форме нашло отражение в отдельной книге. Согласно утверждению
Абдураззока Кирмони, один из его муридов (учеников) и почитателей,
Шермалик Ваизи, по просьбе самого поэта приступил к написанию истории
его жизни [1,6].
Рассмотрение биографии и творчества Шаха Ниматуллаха Вали в
диссертации опирается на данные антологий, творения самого поэта,
теснейшим образом связанные с культурно-поэтическими традициями и
являющиеся блестящим образцом их воплощения в его творчестве,
представляя, таким образом, крайне ценный материал для исследования
процессов литературного творчества.
Основными источниками исследования послужили сочинения
современников Шаха Ниматуллаха Вали «Трактат о восхвалении
почтеннейшего Шаха Ниматуллаха Вали» Абдураззока Кирмони и «Трактат
первого путешествия» Шермалика Ваизи.
Первый научно-исследовательский труд о жизни и творческой
деятельности Шаха Ниматуллаха Вали принадлежит перу Хамида Фарзома,
который приложил все усилия к тому, чтобы раскрыть различные грани
жизни и творческой деятельности поэта, своеобразия его творчества.
Несмотря на то, что Фарзом не дал высокую оценку поэзии этого художника
слова, он особо подчеркнул ту значимую роль и место, которые Вали
занимал на небосводе персидско-таджикской литературы и науки.
Помимо указанных сочинений современников поэта, основными
источниками данного исследования явились диван и трактаты Шаха
Ниматуллаха Вали, собранные и опубликованные в 1347 году доктором
Джаводом Нурбахшем, который при подготовке дивана к публикации
использовал и сравнил 4 копии. Основным источником стала копия дивана
Ш аха Ниматуллаха Вали, изданная в 996 году по лунному календарю.
Древняя копия дивана Шаха Ниматуллаха Вали, хранившаяся в
библиотеке Мулк, была переписана после смерти поэта, в 860 году по
лунному календарю. По утверждению исследователя, кроме дивана
стихотворений, Шах Ниматуллах Вали создал более 70 трактатов. Из
сохранившихся до наших дней трактатов 6 были изданы в 1066-1085 гг., их
копии относятся к обители (дервишский монастырь) Шамсулирфона. Другие
копии были переписаны в 1255-1264 гг. лунного летоисчисления хиджры и
позже.
Необходимо подчеркнуть, что в современной таджикской литературе, в
отличие от западной, в двадцатом столетии заметно усилилось внимание к
творчеству Шаха Ниматуллаха Вали. Однако при этом его творчеству, как с
формальной, так и с содержательной точки зрения, давалась лишь самая
общая характеристика, и в фокусе исследования чаще всего оказывалось
именно мистическое мировоззрение поэта-суфия.
На современном этапе интерес к личности и творчеству Шаха
Ниматуллаха Вали не ослабевает не только в таджикском
литературоведении, пытающемся по-новому взглянуть на наследие поэта, но
и в трудах востоковедов Запада, в связи с появлением множества новых
литературных школ и направлений, полемизирующих друг с другом и
высказывающих свое специфическое видение.
Некоторые статьи носят научно-популярный характер и насыщены
лишь общими сведениями о творчестве поэта, другие, более обстоятельные,
представляют большую ценность для изучения его творчества. Однако среди
целого ряда статей и нескольких монографий, непосредственно посвященных
различным аспектам творчества Шаха Ниматуллаха Вали, нами не было
обнаружено ни одного исследования, направленного на комплексное
изучение всех вопросов, связанных с литературной составляющей его
произведений, в частности литературно-эстетических проблем и
индивидуального стиля его творчества, особенностей мировосприятия.
Отметим, что художественные особенности творчества поэта подробно
рассмотрены в «Саропардаи ишк;» («Шатер любви») – в сборнике статей по
материалам конференций, посвященных Шаху Ниматуллаху Вали,
опубликованном стараниями Мухаммадризо Сарфи и Мухаммеда Содика
Басири. Многие исследователи по сей день опираются на информацию о
биографии и творчестве поэта, извлеченную из трактатов Шермалика Ваизи
и Абдураззока Кирмони.
Уместно отметить, что многие факты в исследовательских трудах часто
дублируются, среди них есть и такие, которые не находят своего
подтверждения, как, например, то, что местом рождения поэта является
город Мохон в Иране, как об этом сообщается в антологиях Давлатшоха
Самарканди и Лутфалибека Озара, составленных в XIV-XV веках.
В последние годы в исследованиях западных ученых, посвященных
изучению наследия отдельных представителей суфизма, определению их
мировоззренческих особенностей, часто упоминается имя Шаха Ниматуллаха
Вали. Научный интерес вызывает книга Жан Упен о творческой биографии
поэта «Matrin uxpour In biographie de Shah M ‘m a M ^ h Wali Кптааш»
(«Сборник переводов о биографии Ш аха Ниматуллаха Вали Кирмани»).
Исследователь в своей книге выявляет общие черты творчества поэта,
размышляет об аскетическом образе жизни Ниматуллаха Вали, относя
манеру его лирики к иракскому стилю. Ученый в своем исследовании
опирается на факты, приведенные в трактатах Абдураззока Кирмони и
Шермалика Ваизи. В книге также имеются интересные размышления,
достойные внимания факты о поэтической деятельности Шаха Ниматуллаха
Вали.
Э.Браун в своей книге «История литературы Ирана», приводя более
подробные сведения о Шахе Ниматуллахе Вали, определяет точную дату и
место рождения поэта. Исследователь относит Вали к числу выдающихся
поэтов-суфиев.
Несомненная актуальность данного диссертационного исследования
состоит в выявлении и характерных особенностей творчества этого
известного поэта и ученого, жизнь и наследие которого до сих пор не
подвергались отдельному монографическому изучению литературоведами
Средней Азии и, в частности, Таджикистана. В этой связи нами предпринята
попытка не только постигнуть существо творчества Шаха Ниматуллаха Вали,
но и понять истоки и грани его национального художественного своеобразия,
важным компонентом которого являются нравственно-этические и
лирические национальные традиции и суфийское учение.
В связи с этим целесообразным представляется исследование
творчества Шаха Ниматуллаха Вали в культурно-историческом контексте.
Своевременность такого исследования объясняется, прежде всего, тем, что,
несмотря на репутацию талантливого певца мистической любви в истории
таджикско-персидской поэзии, творчество Вали изучено недостаточно, в
частности, не исследовано искусство художественной изобразительности и
стиль поэта.
Существующие источники о жизни и творчестве поэта можно
разделить на следующие группы: а) антологии и исторические труды; б)
перечень каталогов библиотек мира; в) исследования или упоминания,
посвященные непосредственно жизни и творчеству Шаха Ниматуллаха Вали.
Предлагаемое диссертационное исследование призвано восполнить
теоретические пробелы, чем и определяется его академическая актуальность.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационного
исследования заключается в монографическом исследовании творческой
биографии Шах Ниматуллаха Вали и определение его роли и места в истории
персоязычной литературы. Для достижения данной цели необходимо было
решить следующие задачи, которые определили бы специфику творчества
Шах Ниматуллаха Вали, спсосбствовали бы выявлению его роли места в
литературном процессе своего времени:
• анализировать биографию Шах Ниматуллаха Вали;

Шах Ниматуллах Вали (1331-1431) является великим поэтом XIV-XV
веков, и его жизнь прошла в период правления династии тимуридов. Как
известно из политического и социального положения того времени, переход
правления от одной династии к другой всегда сопроваждалось кровавыми
столкновениями, разорением и страданием трудового народа. Но местные
правители и тимуридские эмиры, которые правили в Меваранахре и
Хурасане, в какой-то мере по достоинству отмечали культуру и
цивилизацию, в частности оказывали поддержку поэтам мистикам.
Поэты времен тимуридов также, как и предшествующие им поэты в
своих творчествах уделяли внимание науке, знаниям и нравоучениям. Ярким
примером тому является изучение творчества Шах Ниматуллах Вали.
Несмотря на то, что стихотворения и поэзия времен тимуридов отличаются
от других периодов правления в Хурасане и Мовароунахре, некоторые из
представителей поэтических кругов смогли заполнить пустое место в
культуре и литературе между эпохами монголов и тимуридов. Развитие
литературы во времена тимуридов больше всего было отмечено сначало на
территории, захваченных персами, в том числе Хурасане, Меваранухре,
Шахрисабзе, Самаканде, Бухаре, Малой Азии и других регионах с
различными языками, такими как Индия, а затем и в самих странах с
персидским языком.
Полное имя изучемого нами поэта Сайид Нуриддин Шах Ниматуллах
Вали, но в некоторых источниках упоминается как Шах Ниматуллах Вали и
Шах Вали, что свидетельствует о его научной и просвятительской
результативности. В ходе изучения творчества поэта нами было установлено,
что в своих стихотворениях он использовал различные научные
терминологии, что указывает на его знание в области метрики, грамматики,
астрономии и музыки. Основным вопросом его жизни является год рождения
и смерти, который согласно описания самого поэта в одном из трактатов (Зол
бар валодати ман дол малфуз аст). По нашим подсчетам пятница 22-го
месяца раджаба (седьмой месяц года по лунному календарю) 330 лунного
года хиджри равно 22 сентября 1331 года до нашей эры. Большинство
мгновений жизни поэта отражены в его стихотворениях, которые были
использованы при восстановлении научного жизнеопсания. Последние дни
жизни поэта известны, изучение его творчества и отдельных эпизодов
показывают, что он умер в 431 году хиджри равно 1432 году наше эры в
городи Махани Кирмани. Также, в различных литературных источниках, в
том числе в литературоведческих произведениях [65, 85, 79, 12], толковых
словарях, антологических произведениях [1, 18, 99, 82] отображена основная
часть стихотворений Шах Ниматуллах Вали, указываеющие на его
известность и признание со сторны научных кругов. Из письменных копий
дивана поэта также имеются несколько копий в библиотеках мира, которые
относятся к 18 – 19 векам. Одна из таких копий 17 века находится у автора
диссертации. Диван поэта был напечатан исследователями Саъид Нафиси,
Ании Козими, Джавод Нурбахш, Мухаммад Расо, Мухаммад Илми и других
отпечатан литографическим (Бомбей, Тегеран) и современным способами.
Самым лучшим, совершенным и научным является работа Сайида Нафиси.
Вместе с тем, продолжается работа по концентрации, научном исследовании
и публикации дивана Шах Ниматуллах Вали, которая считается основной
задачей будущих литературоведов персидско-таджикской литературы.
Период жизни Шах Ниматуллах Вали является время рассвета
литературного вида газели и касыды. С преиода становления персидской
литературы касыда стала одной из основных и ключевых ее видов и в XI веке
заняла ведущую позицию в диванах поэтов того времени. В диване Шах
Ниматуллах Вали касыда также занимала высокое положение по сравнению с
основным и хвалебным видами. Любвь в газелях поэта является извечной
темой персидской литературы и считается самыми лучшими стихами этого
направления и изображением специфического воображения занимает особое
место в литературе xv веков. Литературная ценность касыд Шах Ниматуллах
Вали наравне с действительной осведомленностью о специфическом времени
и месте в демонстрации поэтического таланта является и способ их
сочинения. Важнейшей особенностью стихотворений Шах Ниматуллах Вали,
которые постоянно повторяют исследователи, является его приверженность к
ибн Араби и изображения воображения предществующих ему поэтов. По
мнению всех исследователей, творческий стиль Шах Ниматуллах Вали
идеиентичен с творчеством поэтов современников и поэтов периода начала
правления газневидов, но среди стихотворений Шах Ниматуллах Вали
встречаемся с изображениями, которые отличаются своей простотой от
иракского творчества. Для выражения своих тонких, нежных и
воображаемых мыслей он неизбежно ищет понятия, которые бы определяли
их. Теория совершенного человека является основой философских воззрений
Шах Ниматуллах Вали в ого поэзии. Он связывает совершенство мира с
совершенным человеком, таким образом, как жизнь и совершенство тела
связаны с душой.
Адолат – справедливость – понимается Шах Ниматуллах Вали, как
категория нравственной оценки личности, предполагающая правомочность
поступка с позиции намерения совершить зло. Эта категория имеет
социальное значение и существует в двух видах – абсолютная, божественная
и относительная – людская. Особенную важность справедливости он
подчеркивает для царей и правителей, которые должны править в
соответствии с земными и божественными законами и не причинять насилие
и гнет своим подопечным. «Справедливость преимущество и удел царей»-
считает Шах Ниматуллах Вали. А суфии должны отрешиться от вопроса
справедливости, ибо они должны воспринимать этот мир, как воплощение
Абсолютно справедливого Бога. «Совершенный человек» определяется Шах
Ниматуллах Вали как место отражения Бога, как наичистейшее существо на
свете, но не абстрактная идея. «Совершенного человека» мыслитель
приравнивает к пророкам и полюсам, святым и приближенным к Богу.
«Совершенного человека» он считает избранником Бога. Он – наставник
праведных, проводник путников пути и истины.
Одной из важных категорий этики Шах Ниматуллах Вали является
любовь, которую он считает также средством познания истины. По
Ниматуллаху, мир полон любви, все имеет влечение друг к другу, а это
влечение миру подарено Богом. Любовь имеет для Ниматуллаха великую
преобразующую силу, она является причиной возникновения всего, она
многокрасочна как мир и содержит все эмоции, радость и страдание. Она –
средство закалки характера и мост для соединения с единой Душой.
В этических взглядах Шах Ниматуллах Вали закладываются основы
учения «не обижай и не обижайся» – «маранчу маранчон» или
«непротивления злу насилием», которое берет начало в этических теориях
Мавлоно Джалолуддина Руми и развивается во многих суфийских течениях.
Проповедуя совершенствование души и избавление от недостатков –
негативных качеств, Шах Ниматуллах Вали приходит к решению, что зло
нельзя уничтожить злом. Эта тема стала традиционной для такого течения
суфизма, как накшбандия, этика представителей которого была выражена в
девизах «дил ба ер, даст ба кор», «дил ба хак, тан ба халк», «дар зохир ба кор,
дар ботин бо ер», составила основу социального учения суфизма и приобрела
большое социальное значение.
Учение Шах Ниматуллах Вали о любви к человеку, провозглашение
его совершеннейшим творением, стало основой его гуманистических идей.
Все этическое учение Шах Ниматуллах Вали, как адепта течения
ниматуллахи, так популярного до настоящих дней в мире, пронизано
уважением к человеку, признанием его силы и возможностей, всевышнием
его роли и приоритета над творениями Вселенной, идеями о не причинении
вреда и зла человеку. Гуманизм Шах Ниматуллах Вали стал основной
причиной его авторитета, народной любви к его творчеству, а его этические
воззрения наполнил глубоким социальным значением, прогрессивными
идеями, ставшими достойным вкладом в развитие философской, социально­
политической и этической мысли народов Востока. Именно эти аспекты
учения Шах Ниматуллах Вали, ярчайшего представителя суфизма Х1У-ХУ
веков, приковывают интерес ученых и любителей мудрости мира к его
жизни, творчеству и воззрениям. Шах Ниматуллах Вали своим творчеством
оказал большое влияние на развитие персидской литературы которые можно
встретить в стихах последующих поэтов.

I. На таджикском и персидском языке
1. Абдуразок,Кирмонй.Тазкирадарманокибихазрати
Шохнеъматуллохи Валй/Абдуразок, Кирмонй. – Ч,узъе аз мадмуа дар
тардумаи ахволи Шохнеъматулохи Валии Кирмонй. Бо тасхех ва
мукаддимаи Жан Упен. – Техрон: Забон ва Фарханги Эрон, 1453. – 374
с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Тимур. (опыт краткой характеристики) ВИ. А.Ю.Якубовский
    Известия АН СССР.- Отд. общ. наук, М., 1№ 8,

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету