Дискурсивные практики взаимодействия врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах
Работа посвящена исследованию дискурсивных практик взаимодействия врачей и пациентов на медицинских онлайн-форумах, на примере форума «Health.mail.ru». В качестве теоретико-методологических оснований исследования был использован критический дискурс-анализ Н.Феркло. в основе которого лежит трехмерная модель анализа дискурса. В соответствии с этой моделью дискурс представлен в трех диалектически взаимосвязанных формах: как текст, как дискурсивная практика и как социальная практика. На основе анализа текста и дискурсивных практик могут быть сделаны предположения о социальных практиках. В качестве методов исследования были выбраны дискурс-анализ и контент-анализ. Обработка и анализ данных осуществлялись в программе «R». По результатам эмпирического исследования были выявлены и охарактеризованы дискурсивные практики врачей и пациентов на медицинских онлайн форумах, а также сформулированы предположения об их социальной значимости.
Оглавление ……………………………………………………………………………………….. 2
Введение…………………………………………………………………………………………… 4
1 Теоретико-методологические основания изучения дискурсивных
практик взаимодействия врачей и пациентов на медицинских интернет-
форумах 10
1.1 Социологическое изучение взаимодействия врачей и пациентов
«лицом-к-лицу»: классические теории и современные исследования ……… 10
1.2 Медицинские интернет-форумы как новое пространство
взаимодействия врача и пациента ………………………………………………………….. 22
1.3 Взаимодействие врача и пациента онлайн: опыт теоретических и
эмпирических исследований …………………………………………………………………. 29
Выводы по главе ………………………………………………………………………….. 40
2 Эмпирическое исследование «Дискурсивные практики
взаимодействия врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах» … 45
2.1 Теоретико-методологические основания исследования
«Дискурсивные практики взаимодействия врачей и пациентов на
медицинских интернет-форумах» ………………………………………………………….. 45
2.2 Дизайн исследования «Дискурсивные практики взаимодействия
врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах» ………………………. 51
2.3 Анализ результатов исследования «Дискурсивные практики
взаимодействия врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах» 55
Выводы по главе ………………………………………………………………………….. 82
Заключение …………………………………………………………………………………….. 86
Список литературы и источников ……………………………………………………. 92
Литература …………………………………………………………………………………… 92
Источники……………………………………………………………………………………. 96
Приложения ……………………………………………………………………………………. 98
Приложение 1. ……………………………………………………………………………… 98
Программа исследования «Дискурсивные практики взаимодействия
врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах ………………………… 98
Методологический раздел …………………………………………………………. 98
Методический раздел………………………………………………………………… 99
Приложение 2. Корреляция между вопросами пациентов в разных
рубриках……………………………………………………………………………………………… 101
Приложение 3. Корреляция между ответами врачей в разных рубриках
……………………………………………………………………………………………………………. 105
Актуальность. Взаимодействие «лицом-к-лицу» между врачом и
пациентом является классической темой для социологии. В результате
исследования различных аспектов такой коммуникации социологи
(Т.Парсонс1, Дж.А.Дентон2, Э.Фрейдсон3.и др.) разработали ряд моделей
взаимодействия между врачом и пациентом. Однако, в последние десятилетия
значительная часть коммуникации переместилась в пространство интернет. В
течение последнего десятилетия доля интернет-пользователей по России
увеличилась почти в два раза (ВЦИОМ)4. Не остается в стороне и
коммуникация между врачом и пациентом. Интенсивно развиваются
интернет-сервисы для решения самых разных задач, в числе которых задачи в
сфере здравоохранения. Так, мы можем наблюдать широкое распространение
медицинских форумов и других видов виртуальных платформ, на которых
можно получить медицинскую консультацию онлайн. У многих медицинских
учреждений есть собственные сайты, где пациенты имеют доступ к
необходимой им информации. Развиваются цифровое здравоохранение и
телемедицина, поддерживаемые в том числе государством5. Развитие
телемедицины стимулируется в рамках реализации госпрограммы
«Медицинская система 4П» (Прогнозирование, Профилактика,
Парсонс, Т. Профессии и социальная структура / Пер. с англ.: В.Г.Николаев / Социальные
и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология.
Реферативный журнал. – с. 153-170.
Парсонс, Т. Социальные системы
2
Denton, J.A. Merical sociology. – Houghton Mifflin, 1978. – PP.448.
3
Hughes, E.C. Book review: Profession of Medicine. A Study of the Sociology of Applied
Knowledge. Eliot Freidson. Dodd, Mead, New York, 1970. Science 28 Aug 1970. Vol. 169, Issue
3948, p. 846.
4
ВЦИОМ: Пользование Интернетом. URL:
https://wciom.ru/news/ratings/polzovanie_internetom/ (Дата посещения: 22.02.2019).
5
С 1 января 2018 года в России вступил в силу закон, регулирующий взаимодействие в
сфере телемедицины:
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных
технологий в сфере охраны здоровья»
Партисипативность, Персонификация)1. Телемедицина – один из компонентов
этой программы. Она служит для упрощения доступа пациентов к нужной им
медицинской информации и оформления записи к врачу, что способствует
своевременному выявлению и решению проблем со здоровьем. Все это
свидетельствует о широком распространении практик взаимодействия между
врачом и пациентом онлайн.
Однако, в настоящее время современная социология сравнительно редко
обращается к изучению онлайн-взаимодействия врачей и пациентов. Тем не
менее, веб-площадки для взаимодействия врачей и пациентов представляют
собой ценный информационный ресурс для исследователей. Мы наблюдаем
распространение новых практик взаимодействия между врачом и пациентом,
специфика и особенности которых также могут быть изучены социологически.
Изучение коммуникации врачей и пациентов на интернет-форумах позволяет
получить информацию об их потребностях, актуальных проблемах врачей,
пациентов и сферы здравоохранения, а также многих других вопросах.
В данной работе предполагается изучение взаимодействия врачей и
пациентов на медицинских интернет-форумах как одном из видов
медицинских коммуникативных интернет-площадок и как составляющей
системы современного здравоохранения. В фокусе внимания – дискурсивные
практики врачей и пациентов на медицинских онлайн-форумах.
Объект – взаимодействие врачей и пациентов на медицинских
интернет-форумах
Предмет – дискурсивные практики взаимодействия врачей и пациентов
на медицинских интернет-форумах.
Цель: выявить, описать и охарактеризовать дискурсивные практики
взаимодействия врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах в
контексте их предполагаемой социальной значимости.
Синицын, В. Скворцова рассказала, как в России будет работать цифровая медицина
будущего. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201802221759-lo9l.htm (Дата
посещения: 09.03.2019).
Задачи:
1. Описать и систематизировать актуальные исследования
взаимодействия врачей и пациентов «лицом к лицу» и в режиме онлайн, а
также смежные релевантные исследования;
2. Рассмотреть медицинские интернет-форумы как новое пространство
взаимодействия врача и пациента;
3. Выработать теоретико-методологический подход к изучению
взаимодействия врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах;
4. Провести эмпирическое исследование по изучению
коммуникативных практик взаимодействия врачей и пациентов на
медицинских интернет-форумах при помощи методов критического дискурс-
анализа и контент-анализа;
5. На основе анализа результатов исследования составить описание и
характеристику дискурсивных практик взаимодействия врачей и пациентов на
медицинских интернет-форумах, сформулировать предположения об их
социальной значимости.
Обзор литературы. В сфере взаимодействия врачей и пациентов
«лицом к лицу» помимо теоретических концепций (Т.Парсонс1, Э.Фрейдсон2
и др.) можно отметить корпус эмпирических исследований. В работе был
использован потенциал разработанных моделей взаимодействия врачей и
пациентов «лицом к лицу» (Д.А.Изуткин3, Н.Л.Антонова4 и др.), анализ этико-
Парсонс, Т. Профессии и социальная структура.
Парсонс, Т. Социальные системы.
2
Hughes, E.C. Book review: Profession of Medicine. A Study of the Sociology of Applied
Knowledge. Eliot Freidson. Dodd, Mead, New York, 1970. Science 28 Aug 1970. Vol. 169, Issue
3948, p. 846.
3
Изуткин, Д.А. Роли врача и пациента в различных моделях отношений / Д.А.Изуткин //
Социология медицины. – 2015. – №1. – С.45-48.
4
Антонова, Н.Л. Модели взаимодействия врачей и пациентов в системе медицинского
обслуживания / Н.Л.Антонова // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
– 2016. – Т.5. – №2(15).
психологических аспектов взаимодействия (Ф.Г.Майленова1, Т.В.Рябова2 и
др.), правовых вопросов и аспектов информированности пациентов о своих
правах (Ю.Н.Филлипов, О.П.Абаева3, Р.В.Мяконьский и К.О.Каплунов4 и др.),
и др. Был сделан вывод о том, что взаимодействие «лицом к лицу» изучалось
преимущественно методами опроса, тогда как для исследования онлайн-
коммуникации в большей степени подходят методы анализа текста.
Первые исследования в области онлайн-взаимодействия врачей и
пациентов начали появляться только десятилетие назад, когда практика
медицинской онлайн-коммуникации получила достаточно широкое
распространение. Если проблематика взаимодействия врача и пациента
«лицом к лицу» в настоящее время является хорошо разработанной и
затрагивает широкий спектр проблем в данной сфере, то проблематика онлайн
взаимодействия мало изучена и перспективна для изучения. Современные
исследования онлайн-взаимодействия врачей и пациентов носят в основном
описательный характер и чаще проводятся лингвистами, чем социологами.
Изучаются стратегии самопрезентации субъектов взаимодействия
(Е.Ю.Гагарина5, П.М.Дайнеко и О.К.Ирисханова6 и др.), специфика
взаимодействия в режиме онлайн в рамках интернет-форума (К.В.Ахнина7,
Майленова, Ф.Г. Взаимодействие врача и пациента в системе персонализированной
медицины: этико-психологический аспект / Ф.Г. Майленова // Знание. Понимание. Умение.
– 2016. – №4. – С.86-95.
2
Рябова, Т.В. Психологические особенности врача, важные при сотрудничестве с
пациентом / Т.В.Рябова // Практическая медицина. – 2015. – №5(90). – С.51-54.
3
Филлипов, Н.Ю. Значение уровня образования и места жительства пациента в построении
его правозаконных отношений с врачом муниципального лечебного учреждения / Ю.Н.
Филлипов, О.П. Абаева // Социология медицины. – 2009. – №1(14). С.27-29.
4
Мяконьский, Р.В. Самобезопасность пациента в хирургической практике:
социологические аспекты / Р.В. Мяконьский, К.О. Каплунов // Социология медицины. –
2016. – Т.15. – №2. – С.106-109.
5
Гагарина, Е.Ю. Способы самопрезентации языковой личности врача в медицинских
интернет-форумах / Е.Ю.Гагарина / Гуманитарные исследования. – 2014. – №2(50). – С.20.
6
Дайнеко, М.П. Речевые стратегии и тактики конструирования статуса эксперта /
специалиста в институциональной интернет-коммуникации / П.М.Дайнеко,
О.К.Ирисханова // Вестник МГЛУ. – 2010. – Вып.18. – С.118-199.
7
Ахнина, К.В. Коммуникативно-речевые особенности сетевого медицинского дискурса /
К.В.Ахнина // Вестник РУДН. – 2015. – №3. – С.7-11.
Е.Ю.Гагарина1 и др.), специфика отдельных компонентов взаимодействия и
некоторые другие темы (А.А.Демина и И.Ю.Марковина2 и др.).
Эмпирическая база исследования.
В основании эмпирического исследования лежит нереактивная
стратегия3. При нереактивной стратегии исследования данные для анализа не
создаются специально для нужд исследования, а используются уже
существующие данные, которые были созданы ранее с какими-либо другими
целями. В отличие от реактивных методов, таких как, например, опрос,
нереактивные методы позволяют изучать реальное поведение людей, а не его
интерпретацию; избегать влияния на результаты личности интервьюера; как
намеренного, так и ненамеренного искажения информации респондентом;
проводить повторные исследования, получая точно такой же результат.
Нереактивная стратегия исследования хорошо подходит для изучения
медицинского онлайн-взаимодействия, тогда как возможности его изучения
реактивными методами сильно ограничены.
Эмпирическое исследование проведено методом критического дискурс-
анализа по методологии Н.Феркло. В соответствии с теорией дискурс-анализа
Н.Феркло дискурс представлен в виде письменного или устного
лингвистического текста. В основе методологии – модель трехмерного
дискурс-анализа Н.Феркло, в соответствии с которой анализ дискурса
предполагает 3 уровня. На первом уровне дискурс представлен как текст
(лингвистические конструкции), на втором – как дискурсивные практики
Гагарина, Е.Ю. Прагматический аспект речи языковой личности врача в интернет –
форумах / Е.Ю.Гагарина // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. –
С.255-258.
2
Демина, А.А. Межкультурные сопоставления коммуникации “врач – пациент” в сети
интернет: фрагмент исследования / А.А.Демина, И.Ю.Марковина // Динамика
взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей
международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Уфа: Омега Сайнс. – 2017.
– С.52-55.
3
Николаенко, Г.А. Нереактивная стратегия: применимость незаметных методов сбора
социологической информации в условиях Web 2.0 на примере цифровой этнографии и Big
Data. / Г.А.Николаенко, А.А.Федорова // Социология власти. – 2017. – №4. – С.37-56.
(практики производства и восприятия текста), на 3 уровне – как социальные
практики, выражающиеся недискурсивно. Дискурс-анализ по методологии
Н.Феркло позволяет на основе изучения текстов и дискурсивных практик
делать выводы и предположения о социальных практиках. Дополнительный
метод исследования – контент-анализ, при помощи которого результаты
дискурс-анализа будут дополнены количественными характеристиками.
Новизна исследования. В работе фактически впервые реализован
анализ дискурсивных практик врачей и пациентов на медицинском интернет-
форуме, что позволяет делать предположения об изменении социальных
аспектов коммуникации между врачом и пациентом в условиях развития
цифрового здравоохранения. Использование нереактивной стратегии
исследования, учет и анализ значительного объема текстовой информации, а
также сочетание количественных и качественных методов анализа также
свидетельствуют о новизне и актуальности реализованного исследования.
Практическая значимость работы. Полученные в результате
исследования выводы о специфике онлайн-взаимодействия между врачом и
пациентом могут стать частью политики развития цифрового здравоохранения
и телемедицины в нашей стране, а также служить основанием оптимизации
онлайн-коммуникации между врачом и пациентом.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и источников и приложений. В первой главе представлены
теоретико-методологические основания изучения взаимодействия врачей и
пациентов «лицом к лицу» и онлайн, рассмотрены основные теории и
актуальные исследования по данной теме. Во второй главе описаны дизайн и
методология эмпирического исследования «Дискурсивные практики
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!