Формирование личностной идентичности подростков с умственной отсталостью
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
8
1.1. Анализ исследований и публикаций по проблеме личностной идентичности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
8
1.2. Особенности детей подросткового возраста с умственной отсталостью
15
1.3. Закономерности формирования личностной идентичности у подростков с умственной отсталостью
23
Выводы к главе 1
28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
30
2.1. Организация и методы исследования личностной идентичности у подростков с обычных и вспомогательных классов средней школы
30
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента
35
2.3. Рекомендации по формированию личностной идентичности у подростков с умственной отсталостью
61
Выводы к главе 2
63
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
67
3.1. Теоретический анализ программ формирования личностной идентичности у подростков с умственной отсталостью
67
3.2. Психокоррекционная программа формирования личностной идентичности у подростков вспомогательной школы
80
3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего исследования
87
Выводы к главе 3
97
ВЫВОДЫ
99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
102
ПРИЛОЖЕНИЯ
111
ВВЕДЕНИЕ
Успешное решение задач, связанных с развитием общества, требует значительного внимания к вопросам формирования личности. Изучение особенностей личностной идентичности умственно отсталых подростков, как представлений индивида о себе, и отождествление себя с окружающим миром является важным вопросом их адаптации в социуме. Личностная идентичность является отражением самосознания, она играет важную роль в адаптации и саморегуляции человека, выступает фундаментом в установлении адекватных отношений с окружающим миром. Одним из важных направлений социализации умственно отсталых подростков является формирование личностной идентичности (Д. Исаев, Л. Шипицина и др.). Умственно отсталые дети характеризуются недоразвитием мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, недостаточно разбираются в понятиях морали, нормах и правилах поведения в обществе, им трудно устанавливать межличностные отношения и адекватно себя оценивать (И. Белякова, Л. Белопольськая, В. Петрова, С. Рубинштейн и др.). Подростки с интеллектуальной недостаточностью характеризуются слабостью интересов относительно самоопределения в различных аспектах жизни, отсутствием стойкости и целеустремленности (К. Турчинская). Одной из трудностей адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями является несоответствие их отношения к себе, а также несоответствие их потребностей и возможностей (Н. Коломинский, Н. Морозова, Ж. Намазбаева). Личностная идентичность в отечественной психологии рассматривается в контексте развития самосознания и самоотношения и определяется развитием саморегулятивных процессов, что в свою очередь проявляются в использовании и принятии норм социальных отношений. Известно, что умственно отсталые дети характеризуются несоответствием внутреннего и внешнего планов самооценки, недоразвитием рефлексии, низким уровнем саморегуляции.
Л. Белопольская указывает на нарушение у умственно отсталых подростков разных типов идентификаций. Это может приводить к нарушению формирования идентичности как личностной, так и социальной, что в свою очередь негативно влияет на процесс социализации человека. В работах отечественных исследователей (И. Белякова, И. Бгажнокова, Д. Исаев, Ю. Матасова, В. Петрова, С. Рубинштейн, В. Синев, О. Хохлина, А. Шаповалова, Л. Шипицина), посвященных личности умственно отсталых детей и подростков, вопросы развития личностной идентичности не были предметом специального исследования. Изучение особенностей личностной идентичности у умственно отсталых подростков дает возможность выявить основные факторы ее нарушенного формирования. Все это определило выбор темы работы «Особенности формирования личностной идентичности умственно отсталых подростков».
Объект исследования – личностная идентичность умственно отсталых подростков.
Предмет исследования – особенности формирования личностной идентичности умственно отсталых подростков.
Цель исследования – изучение особенностей формирования личностной идентичности умственно отсталых подростков.
Гипотеза исследования – формирование личностной идентичности умственно отсталых детей подросткового возраста возможно в условиях специально-организованного обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные исследования по проблеме личностной идентичности умственно отсталых подростков. Раскрыть особенности формирования личностной идентичности умственно отсталых подростков.
2. Подобрать методы и методики исследования и провести констатирующий эксперимент уровня сформированности личностной идентичности умственно отсталых подростков.
3. Опираясь на результаты исследования, разработать психокоррекционную программу развития личностной идентичности, как фактора социализации умственно отсталых подростков.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию личностной идентичности у подростков с умственной отсталостью.
5. Проанализировать эффективность использования психокоррекционной программы по развитию личностной идентичности подростков с умственной отсталостью.
Методологической основой исследования стали психологические подходы к проблеме личностной и социальной идентичности, разработанные отечественными (Г. Андреева, И. Кон, Т. Стефаненко, Г. Шлет) и зарубежными (И. Гоффман, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид, Д. Тернер, Г. Тэджфел, Ю. Хабермас) учеными, положения отечественной психологии о структуре и развитии личности, а также трьохкомпонентной структуре самосознания (Л. Божович, А. Леонтьева, В. Мерлин, В. Мясищев, С. Рубинштейн, В. Столин, И. Чеснокова), исследования О. Агавелян, Н. Белопольской, Т. Кузьмицкой, В. Лубовского, М. Певзнер, В. Петровой, В. Синева, Ж. Шиф, посвященных проблеме изучения личности умственно отсталых детей.
Методы исследования:
– теоретические: анализ общей и специальной психолого-педагогической научной литературы с целью выяснения состояния изученности исследуемой проблемы, обобщения и систематизации теоретических положений;
– эмпирические: целенаправленное наблюдение за коррекционно-воспитательным процессом в условиях специальных общеобразовательных заведений, беседа, анкетирование, констатирующий эксперимент с целью определения уровня развития основных компонентов личностной идентичности учащихся вспомогательной школы; анализ продуктов деятельности умственно отсталых подростков с целью выявления особенностей личностной идентичности;
– статистические: количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, их статистическая обработка и сравнение с помощью t-критерий Стьюдента.
Надежность и вероятность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологических и теоретических положений, комплексным использованием методов и их соответствием заданиям исследования, использованием надежных и валидных методик, репрезентативностью выборки исследуемых, соединением количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Научная новизна результатов исследования:
– впервые: определены экспериментальным путем уровни сформированности компонентов личностной идентичности подростков с умственной отсталостью;
– углублено: изучены особенности предпосылок формирования личностной идентичности;
– конкретизировано: содержание понятия «личностная идентичность» по отношению к умственно отсталым подросткам как составляющая самосознания, имеющая трехкомпонентную структуру (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компонент);
– получило дальнейшее развитие: исследования в области самосознания, а также разработка программ формирования личностной идентичности подростков с умственной отсталостью.
Теоретическое значение исследования. Заключается в комплексном исследовании проблемы личностной идентичности в подростковом возрасте, а также в изучении особенностей формирования личностной идентичности у подростков с умственной отсталостью.
Практическое значение исследования определяется социальной востребованностью рекомендаций по оптимизации прохождения кризиса самоопределения подростками в обществе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и организации психокоррекционной работы с умственно отсталыми подростками, в частности по развитию личностной идентичности, для реализации социальных программ психологической поддержки, в консультативной практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 разделов, выводов, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 100 страниц основного текста, 8 таблиц, 18 рисунков, 3 приложений, список использованной литературы состоит из 90 источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К.А.Абульханова-Славская // Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1999. – 221 с.
2. Абушенко В.Л. Идентичность. Новая философская энциклопедия: в 4т. [Текст] / В.А.Абушенко. – М.:Знание, 2001. – Т.1. – 490 с.
3. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г.Ананьев. // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976. – С. 13-35.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 621 с.
5. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии – Москва: МГФАК. – №1, 1996, с. 15.
6. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О.Н. Арестова // Вопросы психологии – Москва: МГАФК – №4, 2000, С. 23.
7. Белопольская Н. Л. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. – М.: Изд-во „Институт психологии РАН”, 2007. – 332 с.
8. Белинская Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных: изменений/ Е.П. Белинская // Вестник МГУ – Москва, №4, 1997, С. 25-31
9. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности/ Е.П. Белинская // Мир психологии – М. МГУ, № 3. – 1999, С. 140-147.
10. Бернс Р. Развитие „Я – концепции” и воспитание / Р. Бернс. – М.: Педагогика, 1986. – 421 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.-Воронеж, 1995. – 268 с.
12. Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская. – Мн.: НИО, 2007. – 360 с.
13. Быструшкин С.К. Психологические механизмы формирования адаптационных возможностей [автореф. дисс.канд.н.] / С.К. Быструшкин. – Новосибирск: ОПК, 2002. – 332с.
14. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием / Г. Ш. Габдреева – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 453 с.
15. Гаурілюс А. І. Динаміка становлення міжособистісних відносин і уявлень про себе і своє соціальному оточенні в учнів початкових класів допоміжної школи / А. І. Гаурілюс // Дефектологія. – 1995, № 2. – С. 27 – 31.
16. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения/ М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994, №3. – С.43-52.
17. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинг / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.
18. Гунгер Н.Н. Психологические средства коррекции идентичности в период нормативного возрастного кризиса [автореф. дис.канд. психол. н.] / Н.Н.Гунгер. – Новосибирск: НГУ, 2006. – 24с.
19. Гусев И.Ю. Психологические средства становления идентичности созависимой личности [автореф. дис.канд. психол. н.] / И.Ю.Гусев. – Новосибирск: НГУ, 2006. – 22 с.
20. Дмитриева, Н. В. Идентичность в норме и патологии [Текст] / Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко, Е.Н.Загоруйко. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 256 с.
21. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова// Дефектология – 1972.— №2. – С. 32-41.
22. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1939. – 64 с.
23. Зелеева, В.П. Психодрама в оценках ее участников / В.П.Зелеева // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической теории и практики. – Казань: ЗАО Новое знание, 2006. – С. 348-253.
24. Иванова И. В. Процесс социализации и становление социальной идентичности/ И.В. Иванова // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: Материалы VII конференции молодых ученых/ Под общ. ред. А. Л. Бугаевой. – М: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. – С. 156 – 158.
25. Иванова И. В. Развитие социальной идентичности в процессе социализации./ И.В. Иванова // Проблемы развития речи детей в системе современного дошкольного образования: Сборник материалов региональной научно-практической конференции, г. Киров, 29-30 апреля 1999 г. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. – С. 60-61.
26. Иванова И. В. Социализация и формирование социальной идентичности и в период детства. / И.В. Иванова // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Выпуск 5. – М.: Изд – во МГУ, 2000. – С. 276-277.
27. Иванова И.В. Исследования развития идентичности в онтогенезе./ И.В. Иванова //Проблемы дошкольного образования XXI века: материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е.А. Флериной. МПГУ, М., 2000. – С.190-193.
28. Иванова И.В. Сравнительный анализ исследований идентичности в зарубежной психологии./ И.В. Иванова // Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – С. 21-28.
29. Иванова И.В. Переживание как проявление субъектности в трудах отечественных психологов./ И.В. Иванова // Психология субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. – С. 21-25.
30. Идентичность: хрестоматия для вузов / сост. Л. Б. Шнейдер. – М.: Изд-во Моск. психол. – социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК”, 2008. – 272 с.
31. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.
32. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления : кн. для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. – 2-е изд., доп. – М. ; СПб. : Питер, 2008. – 282 с.
33. Карвялис В. Ю. О семьях бывших воспитанников специальных школ для аномальных детей / В. Ю. Карвялис // Дефектология.– 1975, № 4. –С. 28 – 34.
34. Кимберг А.Н. Личность и идентичность: подходы к исследованию и пониманию/ А.Н. Кимберг // Психологические проблемы самореализации личности. – 2001, № 6. – С. 126-135.
35. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов / П.Ф.Келлерман. – М.: Класс, 1998. – 240 с.
36. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Д.Киппер. – М.: ТОО Класс, 1993. – 224 с.
37. Кожалієва Ч. Б. Особливості змісту образу Я у молодших розумово відсталих учнів шкільного віку / Ч. Б. Кожалієва // Дефектологія.– 1995, № 1. – С. 42.
38. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательных школ / Н. Л. Коломинский. – Киев : Рад. шк., 1987. – 81с.
39. Кон И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
40. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. / И.С. Кон – М.:Просвещение, 1984. – 245 с.
41. Кононко О. Соціально-емоційний розвиток особистості / О. Кононко. – К.: Освіта, 1998. – 255 с.
42. Короленко Ц.П. Идентичность в норме и патологии / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 256 с.
43. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д.Бокум – СПб: Питер. – 2005. – 112 с.
44. Кузьміна В. В. Діти з розладами поведінки / В. В. Кузьміна. – К. : Рад. шк., 1981. – 81 с.
45. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г.И.Макартычева. – СПб.: Речь, 2007.- 368 с.
46. Матвєєва М. П. Особливості „Я-образу” розумово відсталих підлітків : дис. канд. психол. наук : 19.00.08 / Матвєєва Світлана Петрівна. – К., 1994. – 163 с.
47. Методы и техники практической психологии / под ред. Л.М.Попова, С.В.Петрушина. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
48. Могилевская Е.В. Метод психодраматерапии в русле основных тенденций культуры постмодерна / Е.В.Могилевская // Психодрама и групповая психотерапия. – 2007, № 2. – С. 7-8.
49. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Писхологический журнал – 2002. – Т . 23., № 6. – С. 5-17.
50. Мухина В. С. Особенности идентификации с собственным „Я”. Кризис личности в отрочестве / В. С. Мухина // Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Знание, 1998. – С. 398 – 408.
51. Намазбаева Ж. И. Изучение самооценки умственно отсталых школьников пятых – восьмых классов / Ж. И. Намазбаева // Дефектология. –1971, № 1. – С. 24 – 30.
52. Некрасова Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте [автореф. дис.канд. психол. н.]./ Е.В. Некрасова// – М.: -1998. – 33с.
53. Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности/ Ю.Г. Овчинникова// Мир психологии. –2004, №2 – С. 124-133.
54. Осипова А.А. Общая психокорекция: учебное пособие./ А.А, Осипова – М.: Сфера, 2002 г. – 510с.
55. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965. – 344с.
56. Павленко, В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии/ В.И.Павленко // Вопросы психологии.–2000, №1– С.135 – 142.
57. Питцеле, М. Подростки изнутри: интрапсихическая психодрама / М.Питцеле // Психодрама – вдохновение и техника. – М.: Класс, 1997. – с.37-63.
58. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / В. Г. Петрова. – М.: Просвещение, 1968. – 160с.
59. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160с.
60. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой. – М.: Педагогика, 1980. – 176с.
61. Психология индивидуальных различий : тексты : учеб. пособие для психол. фак. ун-тов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 319 с.: ил.
62. Психология самосознания: хрестоматия по социал. психологии личности / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 671 с.
63. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 „Дефектология” / С. Я. Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
64. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. – М.: Изд-во „Институт психологии РАН”, 2007. – 332 с.
65. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодейтсиве с социальной средой.- Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 187 с.
66. Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми [Текст] / Е.В.Сидоренко. – Спб.: Речь, 2001. – 90с.
67. Синёв В. Н. Особенности воспитания учащихся вспомогательной школы / В. Н. Синев, // Воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. В. Ф. Мачихиной. – М., 1980. – С. 16 – 23.
68. Синёв В. Н. Проблема понимания и личностное развитие учащихся вспомогательной школы / В. Н. Синёв // Изучение личности аномального ребенка: тез. докл. конф., 12 – 13 апр. 1977. – М., 1977. С. 105 – 106.
69. Синьов В. М. Корекційна психопедагогіка. Олігофренопедагогіка / В. М. Синьов. – К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2007. – 238 с.
70. Синьов В. М. Психологія розумово відсталої дитини : підручник / В. М. Синьов, М. П. Матвєєва, О. П. Хохліна. – К.: Знання, 2008. – 359 с.
71. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности: учеб. Пособие / Е. Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 174 с.
72. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности./ Е.Т. Соколова – М.: Просвещение, 1989. – 203 с.
73. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьев. – М.: Просвещение, 1966. – 223 с.
74. Сорокин В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин. – СПб. : Речь, 2004. – 216 с.
75. Столин В. В. Психодиагностика самосознания / В. В. Столин // Общая психодиагностика. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 245 – 289.
76. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.
77. Столин, В.В. Мотивация и самосознание / Мотивация личности / В.В. Столин. – М., 1982.-С. 58-67.
78. Таганова, А.А. Личностная идентичность и понимание значимых других: Автореф. дисс…канд. психол. н. / А.А. Таганова. – Краснодар, 2006 – 22 с.
79. Тарасенко Н. В. Особенности усвоения нравственных понятий и понимание оценки поступков человека учащимися вспомогательной школы: сб. ст. / Н. В. Тарасенко, А. И. Капустин. – М.: Просвещение, 1988. – 120 с.
80. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 184 с.
81. Успенская, О.А. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности [автореф. дисс.канд.н.] / О.А.Успенская. – Новосибирск, 2005. – 24 с.
82. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психологии. – 1988. – № 6. – С. 31 – 41.
83. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987. – 184 с.
84. Ходаковская, О.В. Социальная и личносткая идентичность в юности [автореф. дисс.канд.н.] / О.В.Ходаковская. – СПб: 2006. – 22с.
85. Хохліна О. Формування усвідомленості діяльності в процесі трудового навчання учнів допоміжної школи : навч.-метод. посіб. / О. Хохліна, Г. Мерсіянова, О. Глоба. – Луганськ : Альма-матер, 2002. – 60 с.
86. Чекалина А. А. Идентичность в пространстве семьи / А. А. Чекалина // Мир психологии. 2004, С. 106 – 113.
87. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. №2 – С. 144.
88. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1978.- 335 с.
89. Шипицина Л. М. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. – СПб. : Изд-во „Дидактика Плюс”, 2002. – 496 с.
90. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие / Э. Г. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых; пер. с англ. Андреева А. Д. и др. – 2-е изд. – М.: Флинта [и др.], 2006. – 341 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!