Характер и особенности индоктринации фёлькишского движения их прессой в период Веймарской республики
В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются характер и особенности индоктринации фёлькишского движения через их прессу в немецком социальном пространстве в период Веймарской республики. После окончания первой мировой войны (1914-1918) и поражения, Германия оказалась в катастрофическом положении, немецкое общество было подавлено. Последствия этих событий стали питательной средой для становления народно-почвеннического движения фёлькише, которое поставило перед собой задачу возродить Германию, проведя этническую мобилизацию немецкой нации и объединив немцев во всем мире. Главным способом интеграции фёлькишского мировоззрения в немецкое социальное пространство являлась пресса. На основе анализа фёлькишских периодических изданий были выявлены три направления дискурса фёлькишского движения, которые сыграли роль инструмента этнической мобилизации немецкой нации в Веймарской республики и подготовили почву для становления тоталитарного режима.
Актуальность темы исследования. 11 ноября 1918 г. между странами Антанты и Германской империи было заключено перемирие, первая мировая война (1914-1918 гг.) подошла к концу. 28 июня 1919 г. в Версале был подписан мирный договор с немецким государством, по которому Германия была объявлена главной виновницей войны, на нее налагалась большая сумма военных репараций, вводились военные ограничения, изымалась ¼ территории и колониальные владения. Для немцев, которые с первых дней войны были уверенны, что они обороняют и защищают свое государство, это было национальной катастрофой. 11 августа 1919 г. на заседании национального собрания в городе Веймар была принята новая немецкая конституция, которая знаменовала ликвидацию монархии и образование республики.
Последствия этих событий стали питательной средой для становления народно-почвеннического движения фёлькише (völkische – прилагательное от слова das Volk – народ). Это движение, образовавшееся еще в Германской империи в 1870-е гг., поставило перед собой задачу возродить Германию, проведя этническую мобилизацию немецкой нации и объединив немцев во всем мире. Основой своей идеологии движение ставило племенной национализм, в котором переплетались раса, народ и «германство». Деятели движения желали пробудить в немцах германский дух и создать нацию в новом ее понимании, которая бы представляла из себя бесклассовую «народную общность» (Volksgemeinschaft). Характерным элементом фёлькишской идеологии являлся антисемитизм, что не позволяло движению занять какие-либо прочные позиции в политической или социальной жизни в кайзеровской Германии. Но все изменилось после мировой войны, у движения появились все условия для подъема.
Национальная трагедия немцев нашла отклик в мировоззрении фёлькише, движение оказало значительное влияние на формирование нового мира у деморализованного немецкого общества как в Германии, так и за ее пределами. Главным инструментом индоктринации идеалов фёлькише являлась периодическая печать. Это был самый проверенный и надежный способ распространить свое мировоззрение. Здесь важно вспомнить и замечание Б. Андерсона, который в своей фундаментальной работе «Воображаемые сообщества», заметил, что газета исторически закладывала основы национального самосознания. Поэтому в условиях сильного послевоенного кризиса фёлькишская риторика в прессе оказалась наиболее привлекательна для немцев.
На сегодняшний день в Германии усиливается общественное внимание в СМИ, политических дискуссиях и дебатах к понятиям «фёлькише», «фёлькишская идеология», «Фёлькишское движение» (Völkische Bewegung). Это связано с увеличением популярности ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland), которая немцами воспринимается как партия, распространяющая фёлькишскую идеологию. Действительно, на фоне миграционного кризиса, развернувшегося в Европе в 2015 г., эти идеи вновь начали вызывать интерес у некоторых слоев немецкого общества. Однако о фёлькише сегодня говорят как о предтече национал-социализма, а современную политическую ситуацию в Германии сравнивают с положением в Веймарской республике. Поэтому в обществе зреет желание не допустить повторения событий прошлого столетия.
Научная актуальность. Большой интерес к фёлькишскому движению сегодня наблюдается и в среде ученых-историков. На эту тему написано большое количество диссертаций, монографий, статей. Исследователи пытаются изучать внутреннюю структуру фёлькише, организацию и состав, их идеологию и истоки, способы презентации. Но, несмотря на это, в данной теме есть еще множество белых пятен, в том числе и по перечисленным аспектам. В особенности не изучен главный инструмент индоктринации фёлькише – пресса и ее дискурсивные практики. Во многих работах периодическая печать фёлькишского движения описана в общих чертах. Специальных трудов, посвященных особенностям фёлькишского дискурса в прессе, не наблюдается.
Цель работы – изучение периодической печати фёлькишского движения в период Веймарской республики как инструмента проведения этнической мобилизации.
Задачи исследования:
− выявить фёлькишскую прессу, издателей, круг статей и авторов в ней публиковавшихся.
− выявить главные направления, проблемы и задачи фёлькишской пропаганды.
− изучить характер и особенности фёлькишских дискурсивных практик в прессе в период Веймарской республики.
Объект выпускной квалификационной работы – периодическая печать, издававшаяся фёлькише в период Веймарской республики.
Предмет исследования – статьи, эссе и размышления, публиковавшиеся в периодической печати фёлькишского движения.
Хронологические рамки исследования затрагивают период существования Веймарской республики − подъем фёлькишского движения и их периодической печати в 1920 г. до окончательной утраты своей самостоятельности в 1931 г.
Территориальные рамки обусловлены границами Веймарской и Чехословацкой республик, где активно печаталась, издавалась и распространялась фёлькишская периодическая печать.
Методология исследования носит дифференцированный подход и включает в себя историко-типологический анализ, на основе которого осуществлялось изучение исторического периода и социальных предпосылок появления и формирования фёлькишской периодической печати. А также типологический анализ, который помог выявить типообразующие признаки, понять почему газету или журнал можно отнести к фёлькишскому, изучить цели и задачи изданий, издателя, авторский состав, периодичность. Основой нашего исследования стал критический дискурс-анализ, который предполагает выявление и изучение паттернов фёлькишского дискурса в прессе, то есть речевых образцов и конструкций, с помощью которых она передавала свои идеи, конструировала социальный мир читателя. При написании работы мы придерживались принципа историзма, непредвзятости и объективности с полным неприятием идей фёлькише.
Источники. Исследование состоит из оцифрованных и опубликованных материалов на сайтах Австрийской национальной библиотеки (Österreichische nationalbibliothek), Берлинской государственной библиотеки (Staatsbibliothek zu Berlin – Preußischer Kulturbesitz), библиотеки оцифрованного форума Центральной и Восточной Европы (die Bibliothek des Digitalen Forums Mittel- und Osteuropa), интернет-архива − «Интернет Архив» (Internet Archive), интернет-архива исторических документов и собрания источников по немецкой истории с 1800 г. − «ДокументАрхив» (DocumentArchiv.de, der historischen Dokumenten- und Quellensammlung zur deutschen Geschichte ab 1800.).
Для раскрытия темы исследования использовались основные и вспомогательные источники, которые условно можно разделить на следующие группы: 1. Периодическая печать. 2. Законодательные акты. 3. Публицистика и политические сочинения.
1. К периодической печати относятся фёлькишские газеты и журналы. Нам были доступны следующие издания:
1) Журнал видного деятеля фёлькише и антисемита графа Эрнста цу Ревентлова под названием «Райхсварт» (нем. der Reichswart / рус. Имперский страж), который издавался в Берлине 1920-1943 гг. В 1920-е гг. в журнале уделялось большое внимание защите немецких меньшинств и антисемитской борьбе, что позволило стать «Райхсварт» ведущим изданием фёлькишского движения в северной Германии. Впоследствии журнал распространял комплекс идей социально-политической программы фёлькишского движения.
2) Литературный журнал «Дойчес Шрифттум» (нем. Deutsches Schrifttum / рус. Немецкая литература), издавался фёлькишским теоретиком и историком литературы профессором Адольфом Бартельсем в Веймаре с перерывами с 1909 по 1917 и с 1920 по 1933 гг. С 1923 г. по 1931 гг. журнал выпускался как дополнение к «Райхсварт». Основной контент «Дойчес Шрифттум» бы посвящён «оздоровлению» и развитию немецкой духовно-культурной жизни на фёлькишских началах. Особое внимание уделялось антисемитской борьбе в немецкой культуре.
3) Фёлькишский еженедельный журнал «Брюннер Монтагсблатт» (нем. Brünner Montagsblatt / рус. Брюннский листок по понедельникам), издавался в городе Брно (нем. Брюнн / Brünn) в 1912-1929 гг. Издатель и главный редактор на период исследования – Леопольд Уер, ответственный за печать Оскар Тиллер. Журнал пропагандировал обособление немецкого меньшинства в Чехословацкой республике от других народов и выступал за право на самоопределение. «Брюннер Монтагсблатт» также характерен ярый антисемитизм.
4) Еженедельная фёлькишская газета политической партии Чехословакии «Союз фермеров» (Bund der Landwirte) ‒ «Дойчер Ландруф» (нем. Deutscher Landruf / рус. Немецкий крестьянский зов), издавалась в 1923-1938 гг. в городе Брно. Издатель на период исследования ‒ др. Георг Ханрайх, главный редактор ‒ Леопольд Рашл. Журнал излагал идею о необходимости объединения всех немцев вокруг одного крестьянского сословия как истинно германского, чтобы достичь национального пробуждения.
5) Газета национал-социалистического движения (nationalsozialistische Bewegung) в Чехословакии, базировавшийся на фёлькишской доктрине ‒ «Фольксвер» (нем. Volkswehr / рус. Народное ополчение), издавалась в городе Яблонец-над-Нисоу (нем. Габлонц-ан-дер-Нейсе / Gablonz an der Neiße) в 1927-1933 гг. Издатель и главный редактор ‒ Рудольф Ротцлер. В газете излагалось враждебное отношение к Чехословацкой республике и ее народам, регулярно публиковались идеи наделить автономией немецкое меньшинство для последующего вхождения в состав Германии.
2. К законодательным актам можно отнести конституции Германской империи 1871 и 1919 гг., которые помогают разобрать особенности организации немецкого общества. А также Версальский мирный договор, заключенный 28 июня 1919 г. с Германией, раскрывающий положение, в котором оказалось немецкое государство после окончания первой мировой войны.
3. К публицистике и политическим сочинениям относится трактат пангерманиста Генриха Класса «Если бы я был Кайзером» (Wenn Ich der Kaiser wäre, 1912), опубликованный под псевдонимом Даниэль Фрюманн. Данный труд являлся политическим кредо фёлькишского движения в период Веймарской республики и помогает разобрать структуру фёлькишской доктрины в период Веймарской республики. А также работа Отто Бонхарда «История пангерманского союза» (Geschichte des Alldeutschen Verbandes, 1920), которая также позволяет рассмотреть деятельность, программу и идеологию пангерманского движения, из которого, после первой мировой войны, вышли влиятельные деятели фёлькише.
Историография. Изучение фёлькишского движения на западе началось сразу после второй мировой войны, но в общих чертах. Так уже в 1946 г. немецкий историк Ф. Мейнеке в своей работе «Немецкая катастрофа» разбирал фёлькишское движение и отмечал, что многие идеи фёлькише были заимствованы нацистами. В 1950 г. вышла фундаментальная работа немецкого исследователя А. Молера под названием «Консервативная революция в Германии 1918-1932 гг.», где автор попытался проклассифицировать и охарактеризовать немецкую правую идею в период Веймарской республики, в том числе одну главу он посвятил фёлькише. Анализируя фёлькишское движение, А. Молер пришел к выводу, что это было очень разнородное явление, которое включало в себя различные идеи. При этом он смог выделить характерные черты – антиинтернационализм, антидемократизм, антисемитизм, но и это тоже могло быть субъективным набором, потому как, заметил сам же А. Молер, были фёлькише, которые относились к еврейскому сообществу нейтрально, а кто-то даже имел среди них друзей. Для немецкого общества фёлькише представляли из себя религиозное движение, которое занималось оккультистскими направлениями. При этом некоторые оценивали большой вклад фёлькише в подъем национального немецкого чувства в 1920-е гг. А кроме того, по мнению автора, своей деятельностью фёлькишское движение заложило религиозный корень для национал-социалистов. Эти тезисы положили начало целого ряда исследований идейных истоков национал-социализма и роли в этом фёлькише. Философ Х. Арендт в своем труде «Истоки тоталитаризма», появившимся в 1951 г., провела исторический анализ и пришла к выводу, что немецкому пандвижению, к которому относилось и фёлькише, были характерны такие отличительные черты как племенной национализм, расизм и антисемитизм, поэтому оно оказало самое непосредственное влияние на А. Гитлера и его чудовищные политические практики.
В 1966 г. вышла интересная работа британского исследователя Н. Кона «Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и “Протоколах сионских мудрецов”», которая была посвящена истории фабрикации и разоблачения печально известной лжеработы «Тайны сионских мудрецов», представлявшую «миф о всемирном еврейском заговоре». В своем труде Н. Кон рассмотрел то, как эта фальшивка распространялась в Германии в 1920-х гг. и набрала большую популярность в немецком обществе. Автор пришел к выводу, что главную роль в этом сыграли теоретики фёлькише, в том числе и Э. Ревентлов, который активно продвигал эту лжетеорию через свой журнал «Райсхварт». И даже когда ее разоблачили, он продолжал отстаивать ее истину. Этим примером исследователь продемонстрировал один из инструментов индоктринации антисемитизма фёлькише.
Подробнее тема фёлькишского движения исследовалась на протяжении всей второй половины XX и начала XXI вв. в работах немецких историков К. Зонтхаймера, У. Лохальма, Р. Вулффа.
В 1968 г. из-под пера историка Р. Вулффа вышла работа «Немецко-фёлькишская партия свободы 1922-1928 гг.», где автор разобрал деятельность самой крупной политической партии фёлькише, действовавшей на севере Германии.
Стоит выделить труд У. Лохальма «Фёлькишский радикализм. История немецко-фёлькишского союза защиты и отпора 1919-1923», изданную в 1970 г. В своем исследовании ученый смог проанализировать самую крупную фёлькишскую организацию, которая в пик своего развития включала 200 тыс. участников по всей Германии. Он разобрал внутреннюю структуру организации, идеологию, способы пропаганды и что впоследствии заимствовали себе нацисты. Это работа внесла очень большой вклад в изучении данной темы.
Доктрина данной организации была широко проанализирована в диссертации философа В. Юнга, защищенной в 2001 г. Автор, в своей работе, выделил отдельные параграфы, где провел исторический анализ появления понятия фёлькише, формирования организации и идеологии. Кроме того, в работе рассмотрены идеи, которые были взяты нацистами, и кто из теоретиков фёлькише в будущем стал видными деятелями в государстве А. Гитлера.
Радикальные проявления фёлькишского движения, выраженные давлением на правительство и политическими убийствами Веймарских политиков, подробно рассматриваются в обобщающих работах по истории Веймарской республики немецких исследователей Х. Мёллера «Веймарская республика: Опыт одной незавершенной демократии» и Г.А. Винклера «Веймар 1918-1933: история первой немецкой демократии», вышедшие в 2010 и 2013 гг. В данных трудах разбираются конкретные примеры ненависти фёлькишского движения к немецкой демократии и правительству Веймарской республики. Во многом это являлось следствием стремления Веймарского правительства в условиях сильного кризиса скорее выполнить все мирные установления, что вызывало раздражение у фанатиков фёлькише.
В отечественной историографии стоит выделить работу О.Ю. Пленкова «Триумф мифа над разумом (немецкая история и катастрофа 1933 года)», изданную еще в 1997 г. под названием «Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм», переизданную в 2011 г. Автор также посвятил параграф фёлькишскому движению и заметил, что безусловно фёлькише подготовило почву для нацистов, которые заимствовали почвенно-народнические ценности и пропагандистские уловки движения, но фёлькише никогда не было тождественно нацизму, они не имели какого-либо влияния при нацистах, к ним относились как к чудакам, при этом значимость движения было вне всякой критики.
В 2002 г. из под пера историка С.В. Артамошина вышла работа «Идейные истоки национал-социализма», в которой исследователь провел широкий анализ фёлькишских организаций и пришел к выводу, что фёлькишское движение являлось предтечей национал-социализма, а расово-фёлькишское мировоззрение и многие участники движения впоследствии были унифицированы нацистами.
Как исключительно религиозное движение фёлькише обозначил религиовед А.В. Кондратьев в своей историко-философской диссертации «Религиозно-философские идеи движения фёлькиш», защищенной в 2009 г. В своей работе он отмечал, что фёлькише ошибочно относят к такому явлению как «Консервативная революция». В действительности это было движение, занимавшееся изучением мистического христианства и пытавшееся германизировать религию.
Также стоит выделить статьи Б. Зауера, Д. Баура, У. Пушнера, А.А. Турыгина, А. Пуфельски, которые освещают некоторые моменты деятельности фёлькише в Веймарской республике.
В целом историография по данному вопросу развивается, при этом есть еще множество недосказанности. Отсутствуют исчерпывающие исследования по данной теме, есть еще белые пятна в отдельных составляющих фёлькишского движения. Внимание к фёлькише в большинстве случаев уделяется лишь в общих работах по правой мысли Веймарской республики, и, по нашему мнению, носит обобщающий характер. Однако из-за эклектичности фёлькише, чтобы сделать исчерпывающие исследование, необходимо еще рассмотреть и проанализировать отдельные аспекты этого движения. Поэтому специальные исследования, посвященные фёлькишскому движению, направлены на изучение конкретных фрагментов их существования, чтобы постепенно дополнять мозаику. Так в историографии еще не затрагивались подробно фёлькишская пресса Веймарской республики и их дискурсивные практики.
Новизна нашего исследования заключается в том, что мы впервые подвергаем анализу фёлькишскую периодическую печать, издававшуюся в период Веймарской республики, на основе которой попытаемся изучить и представить дискурсивные практики фёлькишского движения как инструмент этнической мобилизации. На конкретных примерах мы рассмотрим то, каким образом они заставили всех немцев понимать, что они немцы. Каким образом у них получилось вызвать «великую солидарность» немецкого общества, поверженного Версальским мирным договором. Это поможет продвинуться в анализе пропагандистских уловок и дискурсе фёлькишского движения. Позволит дополнить пробелы в анализе их социально-политической программы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Главы разделены на три параграфа. В первой главе дается краткий исторический анализ фёлькишского движения и его развития, а также рассматриваются предпосылки и процесс складывания фёлькишской периодической печати в период Веймарской республики, выявляется круг издателей, редакторов, статей и авторов, публиковавшихся на страницах изданий. Во второй главе анализируются главные направления и задачи пропаганды фёлькишского движения в Веймарской республике, выявляются и представляются характер и особенности их дискурса в период 1920-1931 гг.
Период немецкой истории после первой мировой войн характеризуется большими изменениями, произошедшими в жизни Германии. Немецкое государство по итогу Версальского договора оказалось в тяжелом положении, оно было объявлено главным виновником войны и подвергнуто тяжким условиям мира. Германия лишалась некоторых территорий и населения, колоний, армии и флота, а взамен получала многомиллиардную сумму военных репараций. Немецкое общество, убежденное в том, что вело оборонительную войну, было повергнуто. Прекратила существование немецкая монархия, а вместе с ней и старое кайзеровское самосознание, начиналась эпоха немецкой республики. Эти события стали толчком для пробуждения общественных движений, которые ранее немецкое общество не наблюдало. Так в социальном пространстве Веймарской республики появилось народно-почвенническое и расово-биологическое фёлькишское движение. Берущее свое начало еще со времен кайзеровской Германии, но не способное в то время широко заявить о себе, фёлькише, воспользовавшись сложившейся ситуацией, решило интегрироваться в немецкое общество и восстановить Германию, а также создать новую народную общность и новое государство. Но сделать это движение собиралось с праворадикальных позиций через свое расово-фёлькишское мировоззрение. Основой своей идеологии движение ставило племенной национализм, в котором переплетались раса, народ и «германство». Деятели фёлькише смогли грамотно сформировать свою социально-политическую программу, которая соответствовала всем чаяниям немцев.
Фёлькишское движение было не единственным в то время в правом пространстве Веймарской республики, но самым колоритным и успешным в первые годы существования нового государственного строя. Основным инструментом осуществления фёлькишской программы безусловно стала периодическая печать, так как она исторически оказывала большое влияние на настроения общества и формировала его идентичность. Печатные издания фёлькише развернули активную пропаганду своего мировоззрения в первые годы существования Веймарской республики и начали успешно привлекать внимание массового читателя. В результате сложился особый фёлькишский дискурс, выработавший три направления конструирования новой социальной реальности для восстановления Германии: защита и поддержка немецких меньшинств, конструирование образа внутреннего врага и борьба с ним, «оздоровление» и развитие духовно-культурной немецкой жизни.
Все три направления развивались в фёлькишских печатных изданиях стихийно, однако первостепенной задачей являлась защита и поддержка немцев за границей, так как это считалось отправной точкой на пути к пробуждению немецкой нации и немецкого племенного единства. Немецкие меньшинства, оказавшиеся по Версальскому мирному договору, на территориях новых национальных государств были подвергнуты дискриминации со стороны титульных наций. Потому эта категория немцев более успешно усваивала фёлькишский дискурс, так как он помогал, во-первых не потерять свою идентичность, а во-вторых пробудить национальное чувство и даже придать ощущение превосходства над титульными нациями. В результате индоктринации этих элементов, немецкие меньшинства начали успешно закрепляться в политической, экономической и социальной жизни новых государств. Так, например, в Чехословацкой республике немцы организовывали газеты, общественные организации и получили возможности иметь свои политические партии. Также в Чехословакии образовалось свое фёлькишское движение, которое занимало сильные позиции в прессе и имело даже собственную партию в национальном собрании – Союз Фермеров. В результате немецкие меньшинства за границей внезапно почувствовали себя немцами и частью германского рейха. Поэтому с того момента все чаще и чаще стали раздаваться призывы воссоединиться с отечеством. В свою очередь фанатичная и эмоциональная риторика дискурса фёлькишской прессы в самой Германии заставила немцев обратить внимание на проблемы этнонациональных соотечественников и заняться поиском их решения.
Второе направление фёлькишского дискурса заключался в выработки ответа на вопрос: кто виноват во всех неудачах? Аргументы фёлькише на первый взгляд были очень просты и банальны, но тем успешнее усваивались обществом, так как во всех потрясениях немецкого государства фёлькишское движение обвиняло внутренних предателей. Но этими врагами были не военные преступники, а еврейское сообщество, которое якобы было не заинтересовано в великой Германии и потому желало ее разложения и разрушения. В этом направлении вскрылась главная характерная черта фёлькишского движения – антисемитизм. Он был абсолютно безумным и носил шизофренический характер у деятелей фёлькише. Они ненавидели евреев, считали их инородным организмом в немецком теле и всячески хотели его либо германизировать, либо исключить из немецкого общества. Потому воспользовавшись удачным моментом, они смогли воплотить в жизнь свою антисемитскую борьбу. Фёлькишская пресса буквально гипнотизировала своего читателя на ненависть к евреям, обвиняя их во всех неудачах и проблемах Германии. Причина таилась в представлении у фёлькишского движения, будто представители еврейского сообщества постепенно заполняли все сферы немецкой жизни, вытесняя оттуда немцев. Деятели фёлькише считали, что таким образом они хотели овладеть немецким народом и истребить Германию, а поражение в войне, удар в спину германской армии и политика исполнения являлись удачным доказательством этих предположений. В результате через фёлькишскую прессу в немецкое общество проникли различные лжетеории о якобы существующем «еврейском заговоре» поработить все народы и истребить их. Такое когнитивное воздействие привело к тому, что антисемитская борьба перенеслась из газетных статей в реальную жизнь. Так в 1921-1922 гг. Веймарскую республику потрясли убийства двух политиков, которые по мнению фёлькишских фанатиков были сторонниками «еврейского заговора». Одновременно с этим в Чехословакии происходили выступления студенческих организаций против преподавания в немецких вузах педагогов еврейского происхождения. А в национальном собрании члены немецких партий устраивали провокации, чтобы добиться своих политических целей. Эти события констатировали успешное проведение второго направления дискурса фёлькишской периодической печати, но они же стали и началом постепенного ослабления и разложения фёлькише.
Третье направление заключалось в «оздоровлении» и развитии духовно-культурной немецкой жизни. Первоначальной задачей фёлькишской прессы являлась необходимость сформировать новое понимание нации и национального чувства, заключенные в одном термине – народная общность. Фёлькишское движение считало, чтобы возродить Германию и установить в ней фёлькишскую идеальную жизнь, необходимо было трансформировать немцев в бесклассовое, объединенное общими социальными и национальными идеями, общество, что они и пытались донести через свою прессу. Чтобы успешно осуществить эту трансформацию пресса пыталась сформировать правильный немецкий дух на страницах своих периодических изданий. Для этого фёлькишское движение конструировала народные места памяти, национальные празднества и манифестации, которые бы аккумулировали национальный дух, привлекая через прессу к этим мероприятиям немецкое общество. Кроме того, успешно через прессу внедрялось понимание, что крестьянское сословие и немецкая деревня заключали в себе лучшие германские качества и поэтому в фёлькишской прессе раздавались призывы покинуть бездуховные города и последовать к природе. Также через прессу выдвигались призывы к очищению немецкого языка от иностранных слов, которые действовали разлагающе, аналогичные дискурсивные практики применялись в отношении культуры и искусства, расы и религии, фёлькишская печать старалась заставить общество исключить все инородные элементы из этих сфер. Еще одним мероприятием для формирования немецкого духа являлось внедрение культуры физического воспитания, в фёлькишской прессе регулярно публиковались статьи с призывами вступать в гимнастические организации для физического здорового развития «народной общности».
Все выше перечисленное фёлькишское движение попыталось институционализировать и оптимизировать в виде немецких крестьянских высших школ, где более глубинно внедряли расово-фёлькишское мировоззрение. Привлечением учащихся в эти фёлькишские учебные учреждения осуществлялось также через периодическую печать.
Таким образом, можно сделать вывод, что фёлькишское движение безусловно являлось своеобразным национальным движением и этническим актором, который через такой надёжный инструмент как пресса смог провести этническую мобилизацию немецкой нации в период Веймарской республики. Все мероприятия преследовали вперед идущие планы по созданию немецкой народной общности, фёлькишского государства и идеальной фёлькишской жизни, включающие всех немцев земного шара.
Однако несмотря на то, что у фёлькише был хорошо развит пропагандистский аппарат, само движение было организовано слабо, оно не имело центра, попытки ДФСТБ занять это место не увенчались успехом, не получилось это и у НФПС. Потому начиная с 1923 г. инициативу этнического актора постепенно начала перехватывать НСДАП, уводя за собой участников фёлькише. По нашему мнению, окончательный распад фёлькишских сил начался с марта 1927 г. после того, как Э. Ревентлов и его коллега Ф. Штер покинули НФПС и перешли в партию нацистов. Уже в 1931 г. о фёлькише как о самостоятельном движении говорить трудно, так как в «Райхсварт» сообщалось о новом фёлькишском движении, развивающемся в пространстве национал-социализма. Нацисты в свою очередь, включая в свою партию бывших участников фёлькише, интегрировали их расово-фёлькишское мировоззрение, пропагандистские уловки, а также унаследовали фундамент, который фёлькише заложили в обществе, для реализации уже своих планов. А. Гитлеру очень нравились их идеи и потому в нацистском государстве мировоззрение фёлькише стояло выше всякой критики.
Опубликованные источники
Периодическая печать
Bruenner Montagsblatt. Brünn, 1922-1923, 1929.
Der Reichswart. Berlin, 1920-1925, 1927, 1929, 1931.
Deutsches Schrifttum. Weimar, 1923, 1931.
Deutscher Landruf. Brünn, 1923-1924, 1935.
Deutsche allgemeine Zeitung. Berlin, 1922.
Gewissen. Berlin, 1921-1922.
Volkswehr. Gablonz, 1927.
Публицистика и политические сочинения
Меттерних К. В. фон. Записки князя Меттерниха о состоянии умов в Европе и об обязанностях правительств в 1848 годах / Сообщ. П. А. Мухановым // Русская старина, 1873. Т. 8. № 11. С. 782-799.
Никиш Э. Жизнь, на которую я отважился. Встречи и события. ‒ СПб: Владимир Даль, 2012. – 557 с.
Bartels A. Der völkische Gedanke. Ein Wegweiser. ‒ Weimar, Fink, 1922. – 63 s.
Bonhard O. Geschichte des Alldeutschen Verbandes. ‒ Leipzig und Berlin: T. Weicher, 1920. – 291 s.
de Lagarde P.A. Deutsche schriften.: Gesammtausgabe letzter Hand. ‒Göttingen: Dieterische Verlagsbuchhandlung, 1878. – 462 s.
Frymann D. Wenn ich der Kaiser wäre. Politische Wahrheiten und Notwendigkeiten. ‒ Leipzig: Dieterich, 1912. – 230 s.
Langbehn J. A. Rembrandt als Erzieher. ‒ Leipzig: Hirschfeld, 1890. 329 s.
Riehl W.H. Die bürgerliche Gesellschaft. Band 1 // Die Naturgeschichte des Volkes als Grundlage einer deutschen Social-Politik, 1851–1869, 4 Bd. Stuttgart: J.G. Cotta, 1854. – 416 s.
Riehl W.H. Land und Leute. Band 2 // Die Naturgeschichte des Volkes als Grundlage einer deutschen Social-Politik, 1851–1869, 4 Bd. ‒ Stuttgart: J.G. Cotta, 1854. – 304 s.
Литературные памятники
Polenz W. Der Büttnerbauer. ‒ Berlin: Fontane, 1895. – 427 s.
Renn L. Krieg. — Frankfurt-am-Main: Frankfurter Societats-Druckerei, 1928. ‒ 415 S.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!