Интерактивные образовательные технологии для развития метапредметных компетенций учащихся старших классов по информатике

📑 117 стр.
📅 2020 год
1 107 ₽
Стоила эта работа
Екатерина П. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" 2000, мировой экономики и мировой политики, выпускник
1 107 ₽
Стоила эта работа

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 5
1.1 Метапредметные компетенции учащихся старших классов по информатике ФГОС СОО 5
1.2 Инновационные образовательные технологии: особенности и классификация 15
1.3 Интерактивные образовательные технологии как средство развития метапредметных компетенций 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАК-ТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕТА-ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 49
2.1 Методика использования интерактивных образовательных технологий в обучении учащихся старших классов по информатике 49
2.2 Разработки уроков с применением интерактивных образовательных 66
технологий 66
2.3. Описание экспериментальной работы, анализ результатов и методические рекомендации по применению интерактивных технологий в рамках тем информатики в старшей школе 75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЯ 93

Актуальность темы исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования требует наряду с результатами освоения основной образовательной программы достижения учащимися метапредметных компетенций. В процессе выполнения данных требований перед учителем встает вопрос, как этого добиться на уроке. В таком случае необходимым средством достижения метапредметных компетенций является использование потенциала интерактивных образовательных технологий.
Проблема: Как развить метапредметные компетенции на уроках информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС?
Объект исследования: процесс развития метапредметных компетенций на уроках информатики в старшей школе.
Предмет исследования: интерактивные образовательные технологии как средство развития метапредметных компетенций в обучении информатике в старшей школе.
Гипотеза: Можно ожидать, что наибольшее развитие метапредметных компетенций на уроках информатики по ФГОС СОО будет достигнуто, если выявить педагогические условия применения интерактивных образовательных технологий, разработать по ним методику и уроки.
Цель исследования: Разработка методики применения интерактивных образовательных технологий в учебном процессе по информатике, как средства для развития метапредметных компетенций старшеклассников
Задачи:
1. Изучив и проанализировав литературу по метапредметным компетенциям в ФГОС СОО, выявить особенности инновационных образовательных технологий, обосновать их классификацию
2. разработать методику по использованию интерактивных образовательных технологий на уроках информатики в старшей школе
3. выявить педагогические условия применения интерактивных ОТ для развития метапредметных компетенций по информатике
4. апробировать методику и выполнить анализ полученных результатов
5. разработать методические рекомендации
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные уроки могут использоваться учителями в образовательной деятельности.
В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования, такие как сравнительный анализ, наблюдение, опрос и тестирование.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной диссертационной работы были изучены нормативные документы, научно-педагогическая и методическая литература. Были выделены основные особенности организации внеурочной деятельности по информатике. А также, были рассмотрены три этапа организации внеурочной деятельности в работе Е.Н. Степанова:
1. Проектный – диагностика интересов, привязанностей, требования детей, а также запросов их родителей, и проектирование на основании ее результатов структуру организации внеурочной деятельности;
2. Организационно-деятельностный – создание и функционирование созданной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения
3. Аналитический – анализ и оценка функционирования созданной системы
Анализировав работу А.А. Кузнецова, был выбран универсальный подход организации внеурочной деятельности. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук.
Далее были рассмотрены что из себя представляют метапредметные компетенции в требования ФГОС ООО.
В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [1, с. 53–57]. Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:
1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:
– личностные,
– регулятивные,
– познавательные;
– коммуникативные.
Исходя из этого, можно сказать, что универсальные учебные действия являются метапредметными результатами обучения.
Выносимые на защиту положения: На уроках информатики по ФГОС СОО нельзя ограничиваться традиционными методами преподавания, нужно идти в ногу со временем и, применяя интерактивные технологии обучения, можно достичь метапредметных компетенций в намного большей степени , чем без применения этих технологий.
Новизна заключается в том, что ФГОС СОО только вступил в свои права и недостаточно разработаны методики обучения, включающие в себя содержание, развивающее метапредметные компетенции учащихся.
База ОЭР: МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Н.С.Степанова».

1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования” [Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480] // Российская газета от 21 июня 2012 г. N 139 – Текст : непосредственный.
2. Аксенова. Л.Н. Педагогика. Учебно – методическое пособие для студентов 1 ступени высшего образования / Л.Н. Аксенова. – Текст: непосредственный // М.: «Профессиональное обучение», 2019. – 397 с.
3. Алиухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе: учебное пособие / Т.Г. Алиухина. – Текст: непосредственный // Н. Новгород: ННГАСУ, 2020. – 497 с.
4. Анашкина И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И.В. Анашкина. – Текст: непосредственный // Тамбов: изд. ООО Орион, 2019. – 239 с.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский – Текст: непосредственный // М.: Просвещение, 2019. – 541 с.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Большая российская энциклопедия. / Б.М. Бим-Бад – Текст: непосредственный // М: ТЦ Сфера, 2020. – 107 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский – Текст: непосредственный // М.: Педагогика, 2019. – 358 с.
8. Габай Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. – Текст: непосредственный // М.: Академия, 2019. – 240 с.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенок / П.Я. Гальперин – Текст: непосредственный // М.: изд. МГУ, 2020. – 259 с.
10. Гончаренко С.В. Педагогический словарь / С.В. Гончаренко. – Текст: непосредственный // М.: Просвещение, 2019. – 374 с.
11. Гончарова Н.П. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Н.П. Гончарова, Абрамян Г.С. – Текст: непосредственный // М: Просвещение, 2019. – 61 с.
12. Гусакова М.А. Интерактивное обучение как условие формирования познавательной активности учащегося как субъект обучения / М.А. Гусакова. – Текст: непосредственный //М.: Просвещение, 2019. – 96 с.
13. Дерюгина Л.И. Выявление уровня познавательного интереса на уроках / Л.И. Дерюгина – Текст: непосредственный //Уфа: Лето, 2020. – 91с.
14. Дубровина И.В. Практическая психология образования. Учебное пособие / И.В. Дубровина. – Текст: непосредственный //М: ТЦ Сфера, 2019. − 274 с.
15. Захарийченко Ю.А. Проект концептуального проведения внешнего независимого оценивания / Ю.А. Захарийченко, А.В. Школьный – Текст: непосредственный //Вестник ТИМО. – 2018. – №9. – 29 с.
16. Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении математики / М.Д. Касьяненко – Текст: непосредственный //М: Просвещение – 2019. – 375 с.
17. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: Том 2 / Я.А. Коменский – Текст: непосредственный //М.: Педагогика, 2019. – 191 с.
18. Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – Текст: непосредственный //М.: Просвещение, 2018. – 79 с.
19. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2019 г. № 2506‐р.- 52 с.
20. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности обучающихся / И.В. Курышева. – Текст: непосредственный // М: Просвещение, 2020. – 163 с.
21. Колмогорова С.Е. Интерактивные формы и методы работы / С.Е. Колмогорова Текст: непосредственный // Педагогическая техника, 2020. – 53 с.
22. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский – Текст: непосредственный // М.: Издательский центр «Педагогический поиск», 2019. – 160 с.
23. Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана – Текст: непосредственный // Граф, 2019. – 374 с.
24. Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — Текст: непосредственный //М.: Вентана – Граф, 2018. – 368 с.
25. Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания математики / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко – Текст: непосредственный //Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2020. – 235 с.
26. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.10 г. Текст: непосредственный // приказ №271. – 50 с.
27. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия: Текст : непосредственный //РИПОЛ классик, 2019. – 530 с.
28. Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / М.М. Новик Текст : непосредственный //СПб.: СПбГНЭУ, 2019. – 59 с.
29. Омельян Т.В. Описание современных приёмов и методов обучения, используемых на уроке. / Текст : электронный // Инфоурок библиотека материалов – 29.01.2020 – Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=89607. (дата обращения: 04.02.2020).
30. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Текст: непосредственный //М.: Изд. Центр «Академия», 2020. – 276 с.
31. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. − Текст: непосредственный //2–е изд.– М.: 2019. – 287 с.
32. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е.С. Савинов. — Текст: непосредственный //М.: Просвещение, 2020. — 495 с.
33. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – Текст: непосредственный //М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 125 с.
34. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. – Текст: непосредственный //М.: Изд. МГУ, 2020. – 512 с.
35. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: учебник для вуза / А.А. Темербекова. – Текст: непосредственный //М: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2019. – 162 с.
36. Фельдштейна Д.И. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: сборник материалов / Д.И. Фельдштейна. – Текст: непосредственный //М.: Баласс, 2019. – 320 с.
37. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных задач / Л.М. Фридман. – Текст: непосредственный //М.: Педагогика, 2020. – 207 с.
38. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в школе / О.Н. Хижнякова – Текст: непосредственный //М.: Издательство «Владос», 2019. – 360 с.
39. Черкасова И.И. Интерактивная педагогика: учебно−методическое пособие / И.И. Черкасова, Т.А. Яркова – Текст: непосредственный// СПб.: НОУ «Экспресс», 2020. – 190 с.
40. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко. Текст: непосредственный // М: Просвещение, 2019 – 17 с.
41. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины “Информационные системы и технологии” //Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 Текст: электронный //. URL: http://human.snauka.ru/19/03/8954 (дата обращения: 02.02.2020).
42. Белоусова И.Д. К вопросу о формировании требований к результатам обучения ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, И.Д. Белоусова Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. –2019. – № 4. — С. 174.
43. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2019. — с. 247-251
44. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении/ О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VIIМеждународ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта 2018 г.). Текст : непосредственный // Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..- пед.ун-т», 2018. — С. 470-475
45. Попова И.В. Исследовательская подготовка будущих специалистов по информационным технологиям в университете. Текст : непосредственный // Магнитогорск: МаГУ, 2018. — 144 с.
46. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Общие критерии отбора предметного содержания заданий по дисциплине «Информационные технологии в образовании» Текст : непосредственный // Педагогическая информатика. — 2019. — № 1. — С. 51-59. (0,5 п.л.)
47. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Критерии отбора и построения предметного содержания дисциплины «Информационные технологии в образовании» Текст : непосредственный // Педагогическая информатика. — 2019. — № 2. — С. 113-119.
48. Гилёва Г.Д. Инновационные технологии в развитии метапредметных компетенций / Г.Д. Гилёва – Текст : непосредственный // Известия Байкальского государственного университета, 25 (5), 834-841.
49. Сабойдалова М. А. Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ» / М. А. Сабойдалова – Текст : электронный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 120-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12067/ (дата обращения: 04.02.2020).
50. Насырова Э.Ф. Оценка сформированности универсальных учебных действий учащихся в ходе проектной деятельности на уроках технологии / Насырова Э.Ф., Васенина Н.Л. – Текст : непосредственный // Наука и школа, no. 4, 2019, с. 112-117.
51. Николаева А.Д.,Метапредметные компетенции как педагогическая категория / Николаева А.Д., Маркова О.И. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (дата обращения: 03.02.2020).

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету