Исследование мотивации профессионального самоопределения и выбора профиля обучения учащимися в старших классах
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Теоретико-методологические предпосылки исследования мотивации профессионального самоопределения и выбора профиля обучения учащимися в старших классах …………………………………………………………………………..8
1.1 Мотивация, как объект психологического исследования в трудах зарубежных и отечественных ученых………………………………………………………………….8
1.2 Психологические особенности мотивации учения в старшем школьном
возрасте ……………………………………………………………………………………9
1.3 Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников и направления их разрешения…………………………………………………………….15
2 Эмпирическое исследование мотивационных побуждений выбора профиля обучения в старших классах МБОУ “Кадуйская средняя школа”……………………………………………………………………………………27
2.1 План практического исследования, характеристика испытуемых и методов сбора эмпирических данных …………………………………………………………………..27
2.2 Сбор, анализ и интерпретация результатов исследования влияния мотивационных факторов на выбор профиля обучения старшеклассников………………………………………………………………….……27
2.3 Апробация Программы психологического сопровождения развития мотивации выбора старшеклассниками профиля обучения и рекомендации по её реализации в МБОУ “Кадуйская средняя школа” ……………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………………….51
Глоссарий…………………………………………………………………………………53
Список использованных источников…………………………………………………..56
Приложения………………………………………………………………………………61
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения темы мотивация выбора профиля обучения в старших классах состоит в том, что обычно старшеклассники не просто задумываться, но и начинают сами планировать свое будущее, строить собственные планы, прогнозы, намерения, выбирают, кем и какими они будут в будущем. В старших классах ученики стремятся к самоопределению себя как личности и как человека, являющегося частью общественного производства, выбирают будущую трудовую деятельность. Поэтому старшеклассники оказываются в трудном положении, ведь им предстоит не только выбрать путь продолжения своего образования, но и будущую профессию. Поэтому, сегодня психологическое сопровождение формирования готовности личности к сознательному выбору профессиональной направленности стоит на особом месте.
Состояние научной разработанности темы исследования. Проблема развития мотивационных факторов старшеклассников к формированию готовности к выбору будущей профессиональной направленности в большей степени изучалась психологами в контексте анализа других аспектов профессионального самоопределения и саморазвития: Пашкова, С. С., Рубинштейн, С.Л., Родичев, Н. и др. Как объект психологического анализа эта актуальная проблема к настоящему моменту не получила достаточно полного освещения в психолого-педагогической литературе, в работах: Гордеева Т.О., Зеер, Э.Ф., Ильин, Е.П.
Объект исследования: мотивация профессионального самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования: мотивационные побуждения, обусловливающие выбор профиля дальнейшего обучения.
Цель исследования – на основе анализа теоретико-методологических предпосылок системного исследования мотивации профессионального самоопределения учащихся старших классов, исходя из практического выявления мотивационных побуждений к выбору конкретного профиля дальнейшего обучения в старших классах, разработать Программу психологического сопровождения, а также практические рекомендации по её внедрению в работу школы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические предпосылки исследования мотивации профессионального самоопределения и выбора профиля обучения учащимися в старших классах
2. Рассмотреть мотивацию, как объект психологического исследования
3. Изучить психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте
4. Определить проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
5. Провести эмпирическое исследование психологических мотивационных побуждений выбора профиля обучения в старших классах МБОУ “Кадуйская средняя школа”
6. Описать план практического исследования, характеристику испытуемых и методов сбора эмпирических данных
7. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования влияния мотивационных факторов на выбор профиля обучения старшеклассников
8. Разработать и реализовать Программу психологического сопровождения развития мотивации выбора профиля обучения у старшеклассников МБОУ “Кадуйская средняя школа”
9. Оценить эффективность реализации Программы и разработать рекомендации по её внедрению в работу школы.
Гипотеза исследования опиралась на научное предположение о том, что развитие мотивационных побуждений, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников, происходит более эффективно под воздействием специального профориентационного воздействия, например, с помощью Программы психологического сопровождения развития мотивации выбора профиля обучения у учеников старших классов.
Методы исследования:
-теоретические методы: обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ трудов российских и зарубежных исследователей по изучаемой теме; терминологический анализ;
-эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент («Мотивы выбора профессии» по С.С. Гриншпуну, Опросник «Кем быть» Н.С. Пряжникова, Тест определения типа личностной направленности по Дж. Голланду, Методика С.И. Вершинина, Методика В.Б. Успенского “Готовность учащихся к выбору профессий”); методы математико-статистической обработки данных (систематизация, обобщение, метод ранговой корреляции Спирмена);
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую основу исследования составили работы в области мотивации профессиональной деятельности Братусь Б. Г., Замфир К., Берг В., Иващенко Ф.И., Ильина Е.П., Климова Е.А., Леонтьева Д.АПряжникова Н.С., Ценципер А.Б. и др. В исследовании использовались следующие методики:
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ “Кадуйская средняя школа”. В исследовании приняли участие учащиеся 9 классов, всего в исследовании были задействованы 40 учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении исследований по проблеме мотивации выбора профессии и профиля обучения в старшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении мотивов выбора профиля обучения старшеклассниками, разработке рекомендаций по развитию актуальных мотивов выбора профиля обучения старшеклассниками. Результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическое сопровождение выбора профиля обучения, как сложная многофункциональная система открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса, обусловленная совокупностью психологических факторов, влияющих на выбор профиля обучения, осуществляется по следующим направлениям: аналитико-диагностическому, просветительско-консультативному, организационно-деятельностному.
2. Психолого-педагогическая поддержка учеников старших классов, осуществляется последовательно и включает в себя следующие этапы: предварительную диагностику интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников — диагностический этап; создание условий для проявления учеником активности в самостоятельном поиске решений собственных проблем, в том числе — выбора профиля обучения – этап целеполагания; обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута дальнейшей образовательной деятельности – деятельностный этап; анализ образовательных ситуаций, позволяющих выявить основные ограничители свободы выбора профиля обучения, пробы выбора профиля обучения — аналитический этап; выбор профиля обучения с учетом результатов диагностики, с целью принятия самостоятельного обоснованного решения – этап принятия решения.
Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения, глоссария, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, описано современное состояние изучаемой проблемы, объект и предмет исследования, гипотеза исследования, сформирована цель и задачи исследования, описаны методы исследования, представлена практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования мотивации профессионального самоопределения и выбора профиля обучения учащимися в старших классах» изучено понятие и сущность мотивации выбора профиля обучения старшеклассниками, указано место и особенности мотивации выбора профиля обучения в мотивационной сфере старшеклассников.
Во второй главе «Эмпирическое исследование психологических мотивационных побуждений выбора профиля обучения в старших классах МБОУ “Кадуйская средняя школа”», описаны подходы, методы и организация эмпирического исследования, так же проведен анализ и интерпретация результатов исследования влияния мотивационных факторов на выбор профиля обучения старшеклассников, показана разработка и апробация Программы психологического сопровождения развития мотивации выбора профиля обучения старшеклассников и представлены результаты ее реализации. Даются рекомендации по внедрению указанной программы в работу школы.
В заключении делается резюмирование итогов исследования, сформулированы заключительные положения и выводы.
Список использованных источников
1. Абакумова, И. И. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения. – Москва: Кредо, 2016. – 115 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев – М., 2016. – 500 с.
3. Авазхов, К. Х. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / К. Х. Авазхов – Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 2. – С. 111– 118.
4. Асанова, Л. Н. Социальный проект “Сетевое взаимодействие в организации профессиональной ориентации старшеклассников” / Л. Н. Асанова, О. Н. Дунаева – Исследовательская работа школьников. – 2017. – С. 64–69.
5. Бондарев, В. П. Успешный выбор профессии. 8-11 классы / В. П. Бондарев, С. О. Кропивянская. – М. : ВАКО, 2017. – 144 с.
6. Балабанова, Е. А. Программа элективного курса “Профориентация” для учащихся 9-11-х классов / Е. А. Балабанова – Справочник педагога-психолога. Школа. – 2018. – С. 46–55.
7. Богданова, О. Н. Профессиональное самоопределение учащихся основной школы / О. Н. Богданова, И. В. Лаврентьева – Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – С. 32–36.
8. Выбираем профессию. Классные часы и мероприятия / под редакией Н. М. Ивашко. Н. Г. Осипян, Т. В. Ряшикова. – Минск : Красико-Принт, 2018. – 128 с.
9. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2015. – с.47-102.
10. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер, М.: Смысл, 2017.- 256 с.
11. Иванова, Н. Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования / Н.Л. Иванова, С.А. Котова М.: Издательство Московского психолого-социального института серия: Психология. Педагогика. 2017. С. 3-10.
12. Ильин, Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е.П. Ильин. – Киев: Высшая школа, 2017. – 130с.
13. Калуцкая, Е. К. Профессиональный выбор старшеклассников: интегрированный урок “Обществознание–ИКТ” / Е. К. Калуцкая, М. С. Шобик – М.: Академия, – 2019. – № 2. – С. 35–38.
14. Колесников, И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое понятие / И.А. Колесников – Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019. № 31. С. 71-76.
15. Лаврентьева, И. В. К чему готовит профильная школа? / И. В. Лаврентьева, О. Н. Богданова – Управление образованием. – 2018. – № 5. – С. 47–53.
16. Левицкая, И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности / И .А. Левицкая – Концепт. 2017. № 01. С.116- 112
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 352с.
18. Маркова, А. К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. – М., 2015. – 300с.
19. Медведев, Д. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Д. С. Медведев – М.: Академия, – 2015. – С. 33–37.
20. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин – Пермь, 2018. – 120 с.
21. Морозова Н. И., Ерина А. В. Роль мотивации выбора профессии в процессе становления социального работника. – Экзистенциальная и гуманистическая психология: http://www.hpsy.ru.
22. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва: Сфера, 2016. – 118 с.
23. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: / Н. С. Пряжников М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2015. 400 с.
24. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2015. – 288 с
25. Профориентационный тренинг для старшеклассников “Твой выбор”/ под ред. Н. В. Афанасьевой. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 365 с.
26. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2016. – 46 с.
27. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З. В. Горбачева, О. Н. Кащеева, Т. Н. Кузьмина, М .Н. Хахунова /Под ред. И. В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2017. 120 с.
28. Парнов, Д. Беседы о выборе профессии: рекомендации классному руководителю / Д. Парнов – Методическая работа в школе. – 2017. – С. 39–49.
29. Парнов, Д. Технология, помогающая выпускникам школ в выборе профессии. Программа “Моя профессия” / Д. Парнов – Методическая работа в школе. – 2015. – № 2. – С. 16–23.
30. Пашкова, С. С. Проект “Все профессии важны” / С. С. Пашкова – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – С. 58–61.
31. Резапкина, Г. В. Слагаемые эффективной системы профориентационной работы в школе / Г. В. Резапкина – Школьные технологии . – 2016. – № 6. – С. 18–26.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2015. – 712с.
33. Родичев, Н. Социально-профессиональное самоопределение молодежи в контексте современного отечественного образования / Н. Родичев, Л. Грачева – Социальная педагогика в России. – 2016. – С. 18–25.
34. Скрипова, Н. Е. Движущие силы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии / Н. Е. Скрипова – Педагогическое образование и наука. – 2016. – С. 134–138.
35. Сорокина, И. Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования / И. Р. Сорокина // Педагогическое образование в России. – 2016. – С. 79–84.
36. Суржик, Э. В. Азбука профессий : классный час / Э. В. Суржик, О. В. Шидловская СПб.: Астрель, – 2015. – С. 36–42.
37. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2016. – 108 с
38. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. – Феникс, 2015.
39. Таболова, Е. Формирование профессионального самоопределения / Е. Таболова – Воспитание в школе. – 2017. – С. 119–128.
40. Таланова, С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С. И. Таланова СПб.: Астрель, 2015. С. 226-228.
41. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2016.
42. Филимонова, О. Г. Как научиться выбирать профессию? : программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 11-х классов / О. Г. Филимонова. – М. : Чистые пруды, 2016. – 32 с.
43. Формирование профориентационного самосознания учащихся / сост. О. Е. Ероховец. – Минск : Красико-Принт, 2016. – 128 с.
44. Чистякова, С. Н. Педагогическая поддержка выбора профессиональной карьеры учащегося / С. Н. Чистякова, Л. Ю. Грачева СПб.: Астрель, Педагогика. – 2016. – С. 8–17.
45. Чистякова С. Н. Критерии ипоказатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М. – 2017.
46. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
47. Шалавина, Т. И. Педагогическое сопровождение социально- профессионального самоопределения детей-сирот / Т. И. Шалавина, М. П. Пальянов, Е. А. Пахомова СПб.: Астрель, Педагогика. – 2016 – С. 53–61.
48. Шаг в профессию / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2017. – 128 с.
49. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2016. – 175 с.
50 Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. – Москва: Сфера, 2006. – 119 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!