Контроль поведения в связи с представлениями о свободе и ответственности в подростковом возрасте

Казаченко Ольга Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Для изучения связи контроля поведения с представления о свободе и
ответственности и уровнем самооценки свободы и ответственности было
обследовано 113 подростков общеобразовательных школ Санкт-Петербурга.
Измерялось: представления о свободе и ответственности (2 мини-сочинения на
темы «Свобода» и «Ответственность»); самооценка свободы и ответственности
(4 десятибалльные шкалы); контроль поведения («Стиль саморегуляции
поведения – 98» В. И. Моросановой, ЭмИн Д.В. Люсина, «Шкала контроля за
действием» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина). Обработка данных: контент-анализ, корреляционный анализ. Результаты. Наиболее распространенные
представления подростков о свободе: социальная свобода (независимость от
внешних влияний) и свобода поведения (возможность действовать в
соответствии со своими желаниями, самостоятельность в принятии решений), а
наиболее распространенные представления об ответственности: ответственность
за последствия своих действий и слов и ответственность за других. Самооценка
уровня ответственности подростков связана с уровнем сформированности
контроля поведения в подростковом возрасте: чем выше уровень
сформированности контроля поведения, тем более ответственными чувствуют
себя подростки. Таким образом, высокие показатели контроля поведения
связаны с высоким уровнем самооценки ответственности и не связаны с уровнем
самооценки свободы, что обусловлено спецификой представлений подростков о
свободе и ответственности.

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………………………. 4
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы понимания феноменов
свободы и ответственности в связи с контролем поведения в подростковом
возрасте …………………………………………………………………………………………………….. 9
1.1 Проблема свободы и ответственности в отечественной и зарубежной
психологии……………………………………………………………………………………………… 9
1.1.1 Психологическая сущность понятия «свобода» ……………………………. 9
1.1.2 Психологическая сущность понятия «ответственность» ……………… 15
1.2 Проявление свободы и ответственности в подростковом возрасте ……. 18
1.3 Особенности контроля поведения в подростковом возрасте ……………… 24

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ……………………………………….. 31
2.1 Описание выборки исследования……………………………………………………… 32
2.2 Процедура исследования …………………………………………………………………. 32
2.3 Методы исследования ……………………………………………………………………… 34
2.4 Математико-статистические методы обработки данных …………………… 38

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ………………………………. 39
3.1 Представления подростков о свободе и ответственности ………………….. 39
3.1.1 Представления подростков о свободе и ответственности ……………. 39
3.1.2 Самооценка уровня свободы и ответственности …………………………. 50
3.2. Представления и самооценка свободы и ответственности в группах с
разным соотношением самооценки свободы и ответственности …………….. 55
3.3 Характеристика контроля поведения и структурные взаимосвязи его
компонентов. ………………………………………………………………………………………… 64
3.3.1 Когнитивный компонент контроля поведения…………………………….. 64
3.3.2 Эмоциональный компонент контроля поведения ………………………… 65
3.3.3 Волевой компонент контроля поведения ……………………………………. 67
3.4. Анализ взаимосвязей самооценки уровня реальной свободы и
ответственности с показателями контроля поведения ……………………………. 74
3.5. Возрастные особенности подростков по всем изучаемым параметрам 80
Обсуждение результатов ……………………………………………………………………….. 86
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………… 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………. 94
ПРИЛОЖЕНИЕ A ………………………………………………………………………………….. 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б …………………………………………………………………………………… 104
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………………………….. 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г …………………………………………………………………………………… 112

Актуальность. Изучение феноменов свободы, ответственности и
контроля поведения в подростковом возрасте является актуальным в связи с
возникающей в данный период потребностью в автономии, которая реализуется
во всех сферах деятельности подростка.
В различных психологических подходах изучается специфика контроля
поведения и саморегуляции в подростковом возрасте в связи с агрессивным,
преступным, социально-дезадаптивным поведением. Проблема свободы в
подростковом возрасте исследуется в контексте регистрации поведенческих
проявлений, характерных для чувства взрослости, суверенности и автономии.
Исследования ответственности ведутся по пути изучения локуса контроля и
социальной ответственности.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность данной
проблематики, мы обнаруживаем, что имеющиеся исследования носят
фрагментарный характер, в них не представлено целостное, комплексное
изучение феноменов свободы, ответственности и контроля поведения в
подростковом возрасте.
Новизна предлагаемого нами подхода к изучению данной проблемы
заключается в системном рассмотрении описанных выше категорий. Данная
позиция обоснована тем, что: во-первых, это позволит определить тот круг
жизненных задач, решение которых подросток берет на себя (свобода), и понять,
сопряжено ли у него стремление к свободе с осознанием личной ответственности
за свое поведение; во-вторых, такой подход к проблеме сделает возможным
выявление того, насколько представления подростка опосредуют его поведение,
а именно специфику саморегуляции в единстве интеллекта, аффекта и воли; в-
третьих, рассмотреть конфликт автономия-зависимость, как проблему
соотнесения стремлений подростков с его возможностями и индивидуальными
ресурсами.
Теоретико-методологическую основа исследования: положения
системно-субъектного подхода (Е.А. Сергиенко), в основе которого лежат идеи

Данная работа была посвящена изучению представлений о свободе и
ответственности и контролю поведения в подростковом возрасте. Изучение
феноменов свободы, ответственности и контроля поведения в подростковом
возрасте является актуальным в связи с возникающей в данный период
потребностью в автономии, которая реализуется во всех сферах деятельности
подростка. Особенностью данной работы является системное рассмотрение
описанных выше феноменов, что определяет ее теоретическую и практическую
значимость.
Теоретическая значимость состоит в том, что оно уточняет научные
данные об особенностях представлений о свободе и ответственности подростков
и о микро-возрастных изменениях контроля поведения. В ходе исследования
была подтверждена 1 гипотеза о том, что степень сформированности показателей
контроля поведения имеет микро-возрастные особенности. Показано, что
способность распознавать, понимать эмоциональные переживания других
значимо выше в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза 2 подтверждена частично. Выявлено, что высокие показатели
контроля поведения связаны с высокой самооценкой ответственности.
Самооценка свободы не имеет взаимосвязей с показателями контроля поведения.
Практическая значимость состоит в возможности использования
полученных данных психологами, работающими с подростками и родителями.
На основании полученных результатов можно разработать развивающую
тренинговую программу для подростков по саморегуляции, волевому контролю,
эмоциональному интеллекту, основываясь на их представлениях о свободе и
ответственности, а также направленную на расширение понимания свободы и
ответственности, и их значимости для гармоничного взросления.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет