Контроль поведения в связи с представлениями о свободе и ответственности в подростковом возрасте

Казаченко Ольга Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Для изучения связи контроля поведения с представления о свободе и
ответственности и уровнем самооценки свободы и ответственности было
обследовано 113 подростков общеобразовательных школ Санкт-Петербурга.
Измерялось: представления о свободе и ответственности (2 мини-сочинения на
темы «Свобода» и «Ответственность»); самооценка свободы и ответственности
(4 десятибалльные шкалы); контроль поведения («Стиль саморегуляции
поведения – 98» В. И. Моросановой, ЭмИн Д.В. Люсина, «Шкала контроля за
действием» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина). Обработка данных: контент-анализ, корреляционный анализ. Результаты. Наиболее распространенные
представления подростков о свободе: социальная свобода (независимость от
внешних влияний) и свобода поведения (возможность действовать в
соответствии со своими желаниями, самостоятельность в принятии решений), а
наиболее распространенные представления об ответственности: ответственность
за последствия своих действий и слов и ответственность за других. Самооценка
уровня ответственности подростков связана с уровнем сформированности
контроля поведения в подростковом возрасте: чем выше уровень
сформированности контроля поведения, тем более ответственными чувствуют
себя подростки. Таким образом, высокие показатели контроля поведения
связаны с высоким уровнем самооценки ответственности и не связаны с уровнем
самооценки свободы, что обусловлено спецификой представлений подростков о
свободе и ответственности.

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………………………. 4
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы понимания феноменов
свободы и ответственности в связи с контролем поведения в подростковом
возрасте …………………………………………………………………………………………………….. 9
1.1 Проблема свободы и ответственности в отечественной и зарубежной
психологии……………………………………………………………………………………………… 9
1.1.1 Психологическая сущность понятия «свобода» ……………………………. 9
1.1.2 Психологическая сущность понятия «ответственность» ……………… 15
1.2 Проявление свободы и ответственности в подростковом возрасте ……. 18
1.3 Особенности контроля поведения в подростковом возрасте ……………… 24

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ……………………………………….. 31
2.1 Описание выборки исследования……………………………………………………… 32
2.2 Процедура исследования …………………………………………………………………. 32
2.3 Методы исследования ……………………………………………………………………… 34
2.4 Математико-статистические методы обработки данных …………………… 38

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ………………………………. 39
3.1 Представления подростков о свободе и ответственности ………………….. 39
3.1.1 Представления подростков о свободе и ответственности ……………. 39
3.1.2 Самооценка уровня свободы и ответственности …………………………. 50
3.2. Представления и самооценка свободы и ответственности в группах с
разным соотношением самооценки свободы и ответственности …………….. 55
3.3 Характеристика контроля поведения и структурные взаимосвязи его
компонентов. ………………………………………………………………………………………… 64
3.3.1 Когнитивный компонент контроля поведения…………………………….. 64
3.3.2 Эмоциональный компонент контроля поведения ………………………… 65
3.3.3 Волевой компонент контроля поведения ……………………………………. 67
3.4. Анализ взаимосвязей самооценки уровня реальной свободы и
ответственности с показателями контроля поведения ……………………………. 74
3.5. Возрастные особенности подростков по всем изучаемым параметрам 80
Обсуждение результатов ……………………………………………………………………….. 86
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………… 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………. 94
ПРИЛОЖЕНИЕ A ………………………………………………………………………………….. 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б …………………………………………………………………………………… 104
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………………………….. 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г …………………………………………………………………………………… 112

Актуальность. Изучение феноменов свободы, ответственности и
контроля поведения в подростковом возрасте является актуальным в связи с
возникающей в данный период потребностью в автономии, которая реализуется
во всех сферах деятельности подростка.
В различных психологических подходах изучается специфика контроля
поведения и саморегуляции в подростковом возрасте в связи с агрессивным,
преступным, социально-дезадаптивным поведением. Проблема свободы в
подростковом возрасте исследуется в контексте регистрации поведенческих
проявлений, характерных для чувства взрослости, суверенности и автономии.
Исследования ответственности ведутся по пути изучения локуса контроля и
социальной ответственности.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность данной
проблематики, мы обнаруживаем, что имеющиеся исследования носят
фрагментарный характер, в них не представлено целостное, комплексное
изучение феноменов свободы, ответственности и контроля поведения в
подростковом возрасте.
Новизна предлагаемого нами подхода к изучению данной проблемы
заключается в системном рассмотрении описанных выше категорий. Данная
позиция обоснована тем, что: во-первых, это позволит определить тот круг
жизненных задач, решение которых подросток берет на себя (свобода), и понять,
сопряжено ли у него стремление к свободе с осознанием личной ответственности
за свое поведение; во-вторых, такой подход к проблеме сделает возможным
выявление того, насколько представления подростка опосредуют его поведение,
а именно специфику саморегуляции в единстве интеллекта, аффекта и воли; в-
третьих, рассмотреть конфликт автономия-зависимость, как проблему
соотнесения стремлений подростков с его возможностями и индивидуальными
ресурсами.
Теоретико-методологическую основа исследования: положения
системно-субъектного подхода (Е.А. Сергиенко), в основе которого лежат идеи

Данная работа была посвящена изучению представлений о свободе и
ответственности и контролю поведения в подростковом возрасте. Изучение
феноменов свободы, ответственности и контроля поведения в подростковом
возрасте является актуальным в связи с возникающей в данный период
потребностью в автономии, которая реализуется во всех сферах деятельности
подростка. Особенностью данной работы является системное рассмотрение
описанных выше феноменов, что определяет ее теоретическую и практическую
значимость.
Теоретическая значимость состоит в том, что оно уточняет научные
данные об особенностях представлений о свободе и ответственности подростков
и о микро-возрастных изменениях контроля поведения. В ходе исследования
была подтверждена 1 гипотеза о том, что степень сформированности показателей
контроля поведения имеет микро-возрастные особенности. Показано, что
способность распознавать, понимать эмоциональные переживания других
значимо выше в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза 2 подтверждена частично. Выявлено, что высокие показатели
контроля поведения связаны с высокой самооценкой ответственности.
Самооценка свободы не имеет взаимосвязей с показателями контроля поведения.
Практическая значимость состоит в возможности использования
полученных данных психологами, работающими с подростками и родителями.
На основании полученных результатов можно разработать развивающую
тренинговую программу для подростков по саморегуляции, волевому контролю,
эмоциональному интеллекту, основываясь на их представлениях о свободе и
ответственности, а также направленную на расширение понимания свободы и
ответственности, и их значимости для гармоничного взросления.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Мотивационные ресурсы обеспечения баланса работы и личной жизни
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет