Магистерская диссертация «особенности ответственности у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА И В СЕМЬЕ 9
1.1. Различные подходы к исследованию ответственности 9
1.2. Системный подход к изучению ответственности 20
1.3. Особенности и проблемы детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье 27
Выводы по I главе 36
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА И В СЕМЬЕ 38
2.1. Описание методики исследования 38
2.2.Корреляционный анализ психологической структуры ответственности студентов и учащихся средних учебных заведений 38
2.3.Факторная структура ответственности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье 58
Выводы по II главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 97
Актуальность исследования. Современная ситуация в нашем обществе требует наличия инициативности, ответственности, что является показателем социальной зрелости личности. Проблема осуществления свободного выбора и несение в связи с этим личной ответственности приобретает особенную значимость. Многочисленные исследования последних лет раскрывают как структуру ответственности (Л.А. Барановская, Е.Д. Дорофеев, И.Ю. Коробейникова, Е.И. Михайлова, Н.Н. Семененко, Т.Н. Сидорова, Д.И. Фельдтштейн, О.А. Шушерина) так и ее индивидуальные особенности (Т.Г. Гаевая, Л.И. Дементий, М.А. Осташева, Е.Д. Дорофеев), но раскрытие данного происходит вне учета целостной структуры данного свойства, компоненты ответственности рассматриваются изолированно друг от друга и не полно. Раскрытие индивидуально-типических особенностей ответственности позволяет обнаружить существование различных форм ответственности и разнообразные связи между ними.
Настоящее время многими учеными считается временем кризиса личной ответственности. Когда индивидуальная ответственность размывается, и человек становится частью всеобщей деятельности, от которого ничего не зависит. В связи с этим человек теряет свободу воли, возможность выбирать и самостоятельно превращать в жизнь свои планы. Но ответственность, возникшая как социальный феномен, обладает мощным свойством регуляции общественного поведения, причем поведения с необходимостью социально полезного. Кроме того, ответственность всегда конкретно – исторична, а в связи с переворотами в социальном строе кардинально меняется и перестраивается суть ответственности в жизни каждого человека. Исчезла возможность развития ответственности, основанная на эксплуатации идеологических тенденций, произошло разрушение прежних идеалов и ценностей.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью поиска путей и средств к организации требований деятельности личности с учетом ее индивидуальных особенностей. Однако решение этой проблемы не может быть успешным без анализа индивидуально-типических характеристик ответственности. Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы особенностей обусловили выбор темы и определили цель исследования: изучение психологической структуры ответственности личности студентов, индивидуально-типических характеристик ее реализации, изучении динамики ответственности и разработке условий гармонизации и развития выделенных типов ответственности.
Ответственность человека проявляется в организаторских способностях, позволяющих успешно вести предпринимательскую деятельность, самоактуализироваться, повышая самооценку. Как профессионально значимая черта, ответственность может быть включена в систему общепрофессиональных качеств, которые во многом определяют успешность различных видов деятельности.
Выбор ответственности в качестве одного из аспектов рассмотрения проблемы возрастных различий сделан из соображения того, что: ответственность – это такое свойство личности, которое отражает формальный аспект деятельности, оно устойчиво в течение длительного периода жизни человека, универсально, т.е. обнаруживается во многих сферах деятельности. В связи с этим возникает необходимость исследования свойств личности в зависимости от изменений условий. Опираясь на базовое понимание личности, как системы социально-психологических образований и свойств субъекта, которые формируются в процессе жизни, деятельности и общении можно выстроить структуру ответственности личности.
На наш взгляд, проявление ответственности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
Учебная деятельность – достаточно сложный, многоплановый, предъявляющий комплекс требований вид деятельности. Одно из них — сформированное умение планировать и своевременно выполнять намеченные действия, рационально расходовать время и средства при достижении поставленных целей. Выполнение данного требования обеспечивается достаточным уровнем развития ответственности субъекта деятельности.
Выявление уровня развития данного качества у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и семьи является актуальной, позволяя наметить научно-обоснованные подходы к ее развитию и формированию. В диссертационной работе изучались психологические особенности и структура ответственности личности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и семьи.
Цель исследования: изучение психологической структуры и индивидуальных особенностей ответственности личности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и семьи.
Объект исследования: ответственность как системное качество личности детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
Предмет исследования: сходства и различия в воспитании ответственности у детей из учреждений интернатного типа и семьи.
Гипотеза исследования. Структура ответственности детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семьи будет иметь свои психологические особенности, которые будут проявляться в специфике доминирования отдельных переменных ответственности у сопоставляемых групп.
Задачи исследования:
1) Проанализировать различные подходы к изучению ответственности, рассмотреть необходимость целостного, системного подхода в изучении ответственности как качества личности в учебной деятельности;
2) Определить особенности понятия ответственности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
3) Осуществить корреляционный анализ показателей ответственности детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
4) Осуществить факторный анализ структуры ответственности детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
5) Изучить трудности в реализации ответственных действий у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
Теоретической основой исследования ответственности являлись положения отечественной психологии о системном характере качеств личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л.И. Аныцеферова, А.А. Бодалев, Н.И. Рейнвальд, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также концепция многомерно-функциональной организации черт личности (А.И. Крупнов), реализованная в целом ряде исследований ответственности (О.Е. Брабаш, И.А. Куренков, В.П. Прядеин, Фалах Расми Абдул-Рахим Мохаммад и др.).
Методы исследования:
Использовались методы теоретического анализа, опрос, тестирование.
С целью диагностики ответственности применялась методика (бланковый тест) разработанная А.И. Крупновым. Беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методы обработки результатов: математическая и статистическая обработка данных, качественный и количественный анализ.
База эмпирического исследования: МБОУ «Школа-интернат №3» г. Уфа, МБОУ «Школа №61» г. Уфа Республики Башкортостан.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие дети в возрасте 9-10 лет воспитывающихся в МБОУ «Школа-интернат №3» г. Уфа (из них 19 мальчиков и 21 девочка), а так дети в возрасте 9-10 лет обучающихся в МБОУ «Школа №61» г. Уфа и проживающих в семьях (из них 23 мальчика и 17 девочек) всего 80 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе с февраля по июнь 2018 г. нами был проанализирован
теоретический фонд по проблеме исследования, сформулирована проблема
исследования, поставлены цель и задачи.
Второй этап, с июля 2018 по май 2019 г., заключался в подборе
диагностического инструментария для проверки выдвинутых гипотез. Также
на данном этапе было осуществлено эмпирическое исследование понятия ответственности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
На третьем этапе, с мая по сентябрь 2019 г., нами были
проанализированы данные эмпирического исследования, произведена их
статистическая обработка, проверены гипотезы на состоятельность,
сформулированы основные выводы, предложена программа развития
саморегуляции для родителей.
Апробация результатов:
Основные положения и результаты
диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры общей и
социальной психологии БГПУ им М. Акмуллы. Результаты исследования
представлены в содержании выступлений, тезисах и научных статьях:
1Сборник научных статей очной Международной научно-
практической конференции. Уфа, 2018
2 Сборник научных статей очной Международной научно-
практической конференции. Уфа, 2019
3 Тимеркаева Р.Р. Методология выявления существующего уровня ответственности у детей и способы его совершенствования.
Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 26-27 ноября 2019 г.) / Э.И. Карамова, Р.Р. Тимеркаева – Уфа: Аэтерна, 2019 – С. 126-132.
Положения, выносимые на защиту:
1 Эмпирическим путем установлено существование взаимосвязи
между различными понятиями ответственности детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
Научная новизна исследования:
– Выявлены особенности психологической структуры ответственности
У детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
– Проведен корреляционный анализ количественных показателей
ответственности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
– Даны качественные характеристики психологических проявлений
Ответственности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
– Показана специфика и своеобразие взаимосвязей между различными
Понятиями ответственности о особенностями проявления у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществленное в ней комплексное исследование ответственности доказывает ее системно-функциональное строение, которое отражается в связях и соотношениях мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических компонентов. Теоретически обоснована и эмпирически выявлена специфика доминирования отдельных переменных ответственности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье, проявляющаяся в особенностях ее психологической структуры.
Практическая значимость исследования заключается в системном изучении ответственности, раскрытии взаимосвязей между различными понятиями ответственности и особенностями проявления ответственности у детей воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и в семье .Определены основные пути психологической коррекции, способствующей более тщательному понятию развития ответственности. Разработанный методический материал может быть полезен психологам,социальным педагогам, классным руководителям, работающим в общеобразовательных учебных заведениях ,а так же родителям,воспитывающим младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, одной теоретической и одной эмпирической глав, выводов,
заключения, списка литературы и приложения.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности// Психол.журнал – 1985 , № 5. – С. 6.
2. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории.-М., 1995. -С. 27-48.
3. Ананьев Б . Г . Избранные психологические труды. Т. 1. М., Педагогика, 1980 . – 230 с.
4. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.,1990. – С. 61 – 78.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования . М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
6. Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности. Дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 1996. – 242 с.
7. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. – М.: Профессиональное образование, 1997. – 512 с.
8. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник (1984-1985). М., 1986. – С.80-160.
9. Блюмкин В. А. Этика и жизнь. – Издательство: Политиздат Год: 1987. – 111 с.
10. Бодалев , А.А. Психологическое общение: учеб. / А.А. Бодалев . – Воронеж: НПО «Модек», 1996. – 256 с.
11. Брушлинский A.B. К проблеме субъекта в психологической науке // Гуманистичкские проблемы психологической теории. М., 1995.- С. 5-14.
12. Введение в философию ответственности. Монография / А.И.Ореховский [и др.]; под общ. ред. А.И. Ореховского. – Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.
13. Выготский Л.С. Психологические особенности развития личности подростка. М.,1997.
14. Гаврилова Л.С. Организация процесса обучения на уроке как средство воспитания моральной ответственности у подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Иркутск, 1983.
15. Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1990.
16. Дементий Л.И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. – С. 204-213.
17. Завадская Ж . Е ., Шевченко Л.В. Воспитание ответственности у старшеклассников. Минск, 1981.
18. Закон “Об образовании” // “Первое сентября”. № 29. 14 марта. 1996.
19. Иванов В., Лурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. 1997. № 4. – С.44-49.
20. Ильин В., Разумов А. Догматизм теории — дефицит ответственности//Коммунист. 1988. № 12.
21. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 480 с.
22. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 111 с.
23. Капто A.C. Воспитание гражданского долга и ответственности // Сов. педагогика. 1981. – № 6. – С. 10-17.
24. Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984. № 3.
25. Кортуа Б.В. Сущность и специфика моральной ответственности личности социалистического типа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Тбилиси, 1988.
26. Косолапов Р., Марков В. Свобода и ответственность. М., 1968.
27. Косолапова JI.А. Формирование ответственного отношения подростков к учению в целостном учебно-воспитательном процессе // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. -Омск, 1990.-С.114-121.
28. Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. – М.: УДН, 1990. – С. 31 – 38.
29. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и базовых свойств // Психолого–педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. ¬ – М.: Изд–во УДН, 1988. – С. 28–39.
30. Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. – М., 1990. – С. 5–10.
31. Крупнов А.И., Митькин А.А. Системный подход в психологии: от восприятия к личности. ¬– М.: Вопросы психологии. 2001. № 3. ¬– С. 123.
32. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1990. – 142 с.
33. Кузнецова Н.В., Морозова В.С. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического ВУЗа // Сов. Педагогика. – 1983. – №5. – С. 93-96.
34. Марьенко И.С. Ответственность школьника: пути воспитания // Сов. педагогика. 1987.-№ 5.-С. 15-18.
35. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. – М.: Высш. шк., 1990 . – 144 с.
36. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.
37. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М.:Просвещение, 1986. – 144 с.
38. Пахомова К.С. Формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у студентов младших курсов технического вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Челябинск, 1991. – 20 с.
39. Педагогика. Уч. пособие для ст-тов вузов и пед. Колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Росс. пед. агентство, 1996. – 602 с.
40. Прядеин В.П. Ответственность как предмет психологического исследования. – Екатеринбург, 2007. – 209 с.
41. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. Пособие – УрГПУ.- Екатеринбург, 2001.
42. Прядеин В.П. Диагностика ответственности: научно-методическое пособие – УрГПУ.- Екатеринбург, 1995.
43. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М, 1973.
44. Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. – Минск, 1979.
45. Сафаров Н.С. Проблемы моральной ответственности: (Методологический аспект исследования). Баку, 1985.
46. Сафин В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности // Теория и практика формирования коммунистического сознания. – Уфа, 1986.
47. Сидорова Т.Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. – М., 1987. С. 51-54.
48. Смирнова Э.Ф. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. – Л., 1977.
49. Смирнова Э.Ф. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. – Томск, 1984.
50. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Издательство политической литературы, 1972. – С. 303.
51. Сухинская Л.А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой деятельности // Психологическая теория коллектива.-М., 1979-С. 94-104.
52. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. № 3. С.22-32.
53. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. – М., 1986.
54. Тульчинский Г . Л . Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л., 1990.
55. Уледова И.А. Моральная ответственность и ее формирование в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1982.
56. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
57. Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. — М. : Высш. школа, 1989 . — 254 с.
58. Чернер С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. 1998. № 5. – С.28-34.
59. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 186 с.
60. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.
61. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. – М., 1986.
62. Яноушек Я. Социальная детерминация и социальное поведение личности // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989. – С. 96-101.
63. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 89 – 105.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!