Мотивационные ресурсы обеспечения баланса работы и личной жизни
Целью данного исследования было выявление определенных мотивационных ресурсов, обеспечивающих баланс между рабочей и личной жизнью. В исследовании приняли участие военнослужащие среднего звена воинского подразделения в количестве 44 человек, средний возраст которых составил 30,5 лет. Изучались имплицитные отношения в работе и отдыху (имплицитный ассоциативный тест), значимые мотивы и возможность их реализации в организации (методика «Возможность реализации мотивов» В.И. Доминяка и Е.А. Родионовой), субъективные отношения к работе и личной жизни (методика «Субъективный баланс работы и личной жизни» А.Н. Моспан, Е.Н. Осин и др.), и жизненные цели (методика «Жизненные цели» Э. Деси, Р. Райан, авторы адаптации: Клюева Н.В., Чирков В. И.) Обработка данных производилась с помощью сравнительного и корреляционного анализа. Результаты. Для военнослужащих, положительно относящихся к отдыху, значимыми целями являются внешняя привлекательность и чувственные удовольствия. У военнослужащих, положительно относящихся к отдыху, мотивы «потребность в самореализации» и «управление другими людьми» не являются приоритетными. Таким образом, у военнослужащих среднего звена были обнаружены положительные взаимосвязи между положительным отношением к отдыху и жизненными целями «привлекательность» и «чувственные удовольствия и наслаждения».
В современном мире образ успешного человека характеризуется наличием хорошей работы, способствующей материальному достатку и профессиональному развитию, надежной семьи, показывающей стабильность и ответственность, а также возможностью заниматься хобби и вести здоровый образ жизни. Развитие информационных технологий привело к ускорению темпа жизни. Современным людям нужно успевать грамотно совмещать работу и личную жизнь в условиях ограниченности времени. Стрессовое состояние сопровождает современного человека постоянно, поэтому проблема сохранения и поддержания баланса между работой и личной жизнью в настоящее время очень актуальна.
Проблема поддержания и сохранения баланса между работой и личной жизнью стала изучаться с конца 1970-х годов, когда понятие «Work-life balance» впервые было использовано в статье британских авторов, в которой рассматривалась проблема совмещения женщиной нескольких ролей в работе, материнстве и супружестве. В настоящее время эта проблема остается актуальной, но исследования направлены на представителей обоих полов. Изучаются разные аспекты баланса между работой и личной жизнью, выдвигаются интересные теории и концепции.
В 70–80-е года прошлого века подавляющая часть руководителей разных компаний рассматривали работу и личную жизнь своих сотрудников как взаимоисключающие и конкурентные составляющие, где сосредоточенность на одном означал потерю в другом. Сейчас ситуация постепенно меняется в сторону ориентации компаний на принцип заботы о своих сотрудниках.
В настоящее время руководители организаций осознают, что именно благодаря работающим в компании людям можно достичь поставленных целей, и придают особое значение определению мотивов сотрудников в профессиональной сфере и их реализации, формированию и развитию грамотной и комфортной организационной культуры, оценке лояльности сотрудников к организации, а также учету важности их личного времени и интересов. Работодатели в большей степени стали уделять внимание разнообразным нематериальным бонусам, куда входит в том числе и возможность сокращенного рабочего дня, индивидуальный график, работа из дома.
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме был проведен по следующим темам: баланс между работой и личной жизнью, мотивация, ресурсы, а также особенности профессиональной деятельности военнослужащих.
В эмпирическом исследовании проводилось изучение взаимосвязей мотивационно-ценностной сферы и баланса между работой и личной жизнью на примере военнослужащих. В исследовании приняли участие 44 человека отдельного целостного военного подразделения в возрасте от 18 до 46 лет.
Одна из гипотез получила частичное подтверждение. Были выявлены положительные взаимосвязи между положительным отношением к отдыху и жизненными целями «привлекательность» и «чувственные удовольствия и наслаждения». Отрицательные значимые взаимосвязи были получены между положительным отношением к отдыху и мотивами «потребность в самореализации» и «управление другими людьми».
В ходе работы был проведен контент-анализ ассоциаций респондентов к понятиям «работа» и «отдых», а также построен и проанализирован мотивационный профиль с точки зрения значимости мотивов и возможности их реализации в организации.
Исследовались взаимосвязи между возрастом респондентов и значимостью для них ряда мотивов, а также возможность реализации этих мотивов в организации.
Полученные результаты исследования могут использоваться в данной организации для того, чтобы оптимизировать систему мотивации военнослужащих.
Данное исследование можно продолжить, в дальнейшем увеличив выборку путем исследования аналогичных военных подразделений, а также изучения проблемы на выборке гражданских, и, на основании полученных по выборкам данных, провести их сравнительный анализ.
Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. Владивосток, ДВГУ, 2003 г. 71 стр.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976
Богатырев Е.Д. Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии. – Материалы научно-теоретической конференции. – М.: Военный ун-т, 1998. – С.340.
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 – 122.
Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – Изд. 3-е. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб. Питер, 2009.– 336 с.
Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103–121.
Дрожалкин В. А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 848-850.
Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс профессионального развития // Актуальные проблемы современной науки. — 2002. — № 4 (7). — С. 269-272.
Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 260 с.
Иваницкий А.В. Психологический ресурс как интегральная характеристика личности. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 3)
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с.
Источник: Галяутдинов Р.Р. Содержательные теории мотивации: краткий обзор // Сайт преподавателя экономики. [2014]
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Ю.М.Забродина, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1984
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ.// Журнал социологии и социальной антропологии. – Том 1. – 1998. – №2. – С. 100 – 109.
Толочек В. А. Cтили деятельности: ресурсный подход. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 366 с.
Толочек В. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — Т. 4, № 2. — С. 115-123.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,”Педагогика” 1986. С. 33-48.
Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3.
Штроо В.А., Кольцова Е. А. Work life balance, или есть ли жизнь после работы? Психология в экономике и управлении. 2012. № 2. С. 30-37.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М, 1969.
Bunting M. Willing slaves: how the overwork culture is ruling our lives. L.: Harper Collins, 2004.
Deci E. L. The psychology of self-determination. Lexington books, Toronto, 1980.
Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Plenium press, New York, 1985а.
Deci E. L., Ryan R. M. The Causality orientation scale: self-determination in personality // Journal of research in personality 19, 109 – 134 p.
Deci E. L., Ryan R. M. The dynamics of self-determination in personality and development. In R. Schvarzer (Ed.) Self-related cognitions in anxiety and motivation. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Deci E.L. and Ryan R. M. A motivational approach to self: integration in personality // Nebraska symposium on motivation 1990. Volume 38. University of Nebraska Press. Lincoln and London, 1991.
Grenhaus, J. H. When work and Family are Allies : A Theory of Work-Family Enrichment / J. H. Grenhaus, G. N.Powell // Academy of Management Review. — 2006. — Vol. 31,№ 1. — P. 72—92.
Susan M. Heathfield. Work-Life Balance. Employers Assist Employee Work-Life Balance with Flexible Policies.
Ken Burnett. Practical Contact Center Collaboration. Rosedog Pr, 2011. 442р.
M.S. Rangaraju, S. Hanuman Kennedy. Innovation in Management Challenges and Opportunities in the next decade. New Delhi: Allied Publishers, 2012.
Ryan R. M. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development. // Developmental perspectives on motivation. Nebraska symposium on motivation. Volume 40. University of Nebraska Press. Lincoln and London, 1993.
Ryan R. M. and Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being. // American psychologist, 2000, vol. 55, N 1, p. 68-78.
Ryan R. M., Deci E. L., and Grolnic W. S. Autonomy, relatedness, and the Self: their relation to development and psychopathology // D. Cicchetti and D. J. Cohen (Ed.) Developmental psychopathology. Vol. 1. New York, A Willey –interscience publication, 1995, 618-655.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!