Особенности организационной культуры негосударственных корпораций Европы, России и Восточной Азии: сравнительный анализ ценностей сотрудников
Социологический анализ организационной культуры в негосударственных корпорациях приобретает все большее значение для всех стран мира, в том числе в европейских странах, в восточноазиатских странах и в России. При этом в негосударственных корпорациях часто применяются пассивные подходы к формированию организационной культуры.
Объектом данной работы являются сотрудники российских, европейских и восточноазиатских негосударственных корпораций. Предметом выступают ценности этих сотрудников относительно позитивных и негативных эталонов и самооценки. Исходя из этого, цель научно-исследовательской работы по данной теме – выявить и охарактеризовать ценности данных сотрудников и сформировать методику их сетевой диагностики.
В качестве теоретико-методологических оснований для исследования был предложен синтетический или комплексный подход к изучению ценностей сотрудников корпораций. В интересах эмпирической апробации и подтверждения полученных выводов и результатов было проведено социологическое исследование корпораций России, Испании и КНР.
В рамках исследования были проанализированы особенности организационной культуры в РФ, Европе и Восточной Азии; систематизированы основные теоретические подходы к изучению ценностей сотрудников; выявлены ценности сотрудников на основе проведения эмпирического исследования; осуществлен сравнительный анализ основных аспектов ценностей сотрудников; определены особенности взаимосвязи между организационной культурой и ценностями сотрудников в современных условиях.
В итоге можно понимать организационную культуру как концепцию организационной теории, которая описывает возникновение и развитие моделей культурных ценностей в организациях. В подтверждение сформулированной ранее гипотезы исследования, в европейских организациях переоценивается роль самооценки как фактора организационной культуры, при этом недооценивается роль других сотрудников организаций. Кроме того, деловые качества оцениваются значительно более важными, чем нравственные качества. Напротив, в российских организациях, и в организациях, которые действуют в рамках восточноазиатских культур, эти соотношения будут складываются в пользу нравственных качеств.
Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 – Теоретические основания исследования организационной культуры
………………………………………………………………………………………………………………… 14
§1.1. Теоретические подходы к изучению организационной культуры …… 14
§ 1.2. Теоретические основания современной организационной культуры 36
§1.2.1. Западные представления организационной культуры ………………. 36
§1.2.2 Восточноазиатские представления организационной культуры …. 55
Выводы по первой главе ……………………………………………………………………….. 64
Глава 2: Методологические основания эмпирического исследования
организационной культуры………………………………………………………………………. 67
§2.1. Основные теоретико-методологические положения проведения
сравнительного сетевого анализа ценностей сотрудников ……………………… 67
§2.2. Эмпирическое исследование ценностей сотрудников …………………….. 82
§2.2.1. Программа исследования ценностей сотрудников ……………………. 82
§2.2.2. Основные результаты эмпирического исследования ценностей
сотрудников ………………………………………………………………………………………. 84
Выводы по второй главе ……………………………………………………………………… 111
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 116
Список литературы ………………………………………………………………………………… 123
Приложение 1. Анкета для выявления ценностей сотрудников ……………….. 131
Приложение 2. Единство корпоративных ценностей……………………………….. 133
Приложение 3. Сети позитивного эталона ………………………………………………. 135
Приложение 4. Сети негативного эталона……………………………………………….. 136
Приложение 5. Сети самооценки ……………………………………………………………. 138
Приложение 6. Связи между коллективистскими и деловыми качествами . 140
Приложение 7. Связи между качествами хорошего человека и деловыми
качествами …………………………………………………………………………………………….. 141
Актуальность темы. Социологический анализ организационной
культуры в негосударственных корпорациях приобретает в
глобализирующемся мире особое значение и особую важность:
негосударственные корпорации повсеместно становятся главными
локомотивами рыночной экономики, как в европейских странах, так и
восточно-азиатских странах, так и в современной России (Кузубов и Шашло,
2016; Сюдов и Фихтер, 2012; Калин и Реалии, 2001). При этом, в
негосударственных корпорациях зачастую применяется пассивный подход к
формированию организационной культуры. В частности, нередко руководство
негосударственных корпораций считает, что это не то, чем они могут или
должны заниматься – формировать, контролировать и нести ответственность
за состояние организационной культуры. Напротив, часто считается, что, если
оставить этот вопрос в покое, все сработает само собой – организационная
культура корпорации сформируется сама по себе. Но невнимание к
организационной культуре и своеволие в данном случае приносит больше
вреда, чем пользы для жизни корпорации (Субботин, 2014).
К тому же, в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19
организационная культура подвергается небывалым изменениям. Множество
пертурбаций влияют на деятельность организаций всех регионов мира, как
например сокращение персонала, перевод для работы на дом, изменение
критерий наймы и так далее, и не отметить этого нельзя. Все виды
организации обязаны бороться с новыми проблемами, вызванными COVID-19,
и успех мер организаций, и даже выживание организаций, в большой степени
связаны с и зависят от организационной культурой. В России, Европе и Китае
уже начались многие трансформации, которые обусловлены
распространением COVID-19, и впоследствии этого, ожидается существенные
изменения в ценностях сотрудников всех стран.
Организационная культура всегда была важна, но сегодня она
становится больше, чем просто модным словом. Организационная культура –
это важный фактор, который отличает организации друг от друга и от
конкурентов (Шухно, 2016). Это также то, что привлекает правильный талант
и привлекает правильных клиентов. Кроме того, по данным
исследовательского центра Pew, в настоящее время в европейских
негосударственных корпорациях более 30% рабочей силы составляют
миллениалы, то есть, поколение людей, родившихся примерно с 1981 по 1996
год, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся
прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Миллениалы
хотят работать для организации, которые разделяют их ценности. Они хотят
чувствовать, что их работа имеет цель и имеет значение (Водопьянова, 2020).
Ануфриев А. Ф. (2006). Психологический диагноз. – М. : “Ось-89”.
Баруздин И. А., Дерюгин П. П., Цзинь Цзюнькай, Сивоконь М. В.,
Шиляева А. С. (2017). Сетевая диагностика ценностей предпринимательства.
Дискурс. №4.
БасовН.В.,ВасильковаВ.В.(2014).Семантическиесети
социологического знания. Журнал социологии и социальной антропологии.
№17.
Водопьянова Е. В. (2020). Миллениалы: российская и европейская
версии. Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. №1.
Градосельская Г.В. (2004). Сетевые измерения в социологии: Учебное
пособие. Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Издательский дом «Новый учебник».
Давыдов С.А., Юдина А.А. (2014). Социальные сети и сетевой подход к
анализу социальной структуры. Теория и практика сервиса: экономика,
социальная сфера, технологии. №4.
Дерюгин П.П., Курапов С.В., Шиляева А.С. (2017). Социальная
идентификация курсантов в казачьих кадетских корпусах: актуальность,
методология и диагностика на основе сетового подхода. Труды XIV
Всероссийскойнаучнойконференции«Информация-Коммуникация-
Общество» (ИКО-2017).
Здравомыслов А.Г. (1986). Потребности. Интересы. Ценности. М.:
Политиздат.
Калин А.А. (2001). Реалии и перспективы формирования российской
модели корпоративного управления. Финансы и кредит. №3 (75).
Климанова Н. Г., Трифонова Т. А., Кабирова А. А. (2017). Специфика
ценностейииндивидуально-типологическихособенностейличности
работниковкомпанийсразнымтипоморганизационнойкультуры.
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. №2
(20).
КорнееваМ.Ю.(2011).Cоциологическаядиагностикасистемы
ценностейгосударственныхимуниципальныхслужащихметодом
сократического диалога. Logos et Praxis. №7-13.
Кузубов А. А., Шашло Н. В. (2016). Глобализация мировой экономики в
развитии международных корпоративных структур. АНИ: экономика и
управление. №3 (16).
Лебединцева Л.А., Дерюгин П.П., Сивоконь М.В. Шиляева А.С. (2017).
Опыт построения методики социологической диагностики корпоративных
ценностей на основе сетевого подхода. Труды XIV Всероссийской научной
конференции «Информация-Коммуникация-Общество» (ИКО-2017).
МакеевВ.A.(2009).Организационнаякультуракакфактор
прогрессивного развития российского общества. Народонаселение. №2.
13.05.2020).
Мальцева Д.В. (2014). Реляционная социология: новый этап в развитии
анализа социальных сетей или самостоятельное направление. Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. №4.
Назарчук А.В. (2011). О сетевых исследованиях в социальных науках.
Социологические исследования, №1.
Рэдклифф-Браун А.Р. (2005). Структура и функция в примитивном
обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ.
Субботин А. А. (2014). Кризис и экологическая стратегия глобальных
компаний Европы. АПЕ. №1.
Сюдов Й., Фихтер М. (2012). Глобальные производственные сети:
организация глобальной работы посредством международных рамочных
соглашений? ЖССА. №5.
Трубицына Н. О. (2008). Матрица лояльности для определения политики
в области управления человеческими ресурсами. ЭКОНОМИНФО. №10.
Ушкин С.Г. (2013). Cоциология социальных сетей: ретроспективный
анализ. Социологический журнал. №1.
Хойслинг Р. (2003). Социальные процессы как сетевые игры.
Социологические эссе по основным аспектам сетевой теории. Пер. с нем. М.:
Логос-Альтера.
ШухноЕ.В.(2016).Концепторганизационнойкультуры:
социологический анализ. Проблемы деятельности ученого и научных
коллективов. №2 (32).
Щербина В.В. (2007). Социолого-диагностические технологии в
управлении: теоретико- методологические аспекты развития и применения.
Социологические исследования. №3. С. 33
Adkins, B., Caldwell, D. (2004). Firm or subgroup culture: Where does fitting
in matter most?. Journal of Organizational Behavior. 25 (8): 969–978.
Argote, L. (2013). Organizational Learning: Creating, Retaining and
Transferring Knowledge. Springer. pp. 115–146.
Burman, R., Evans, A. (2008). Target Zero: A Culture of safety. Defence
Aviation Safety Centre Journal, pp. 22–27.
Cameron, K., Quinn, R. (1999), Diagnosing and Changing Organizational
Culture: Based on the Competing Values Framework. Prentice Hall
Clarke, S. (2006). The relationship between safety climate and safety
performance: A meta-analytic review. Journal of Occupational Health Psychology,
11(4), 315–327
Cooke, R. (1987). The Organizational Culture Inventory. Plymouth, MI:
Human Synergistics, Inc.
Cummings, T., Worley, C. (2004). Organization Development and Change.
8th Ed., South-Western College Pub.
de Caluwé, L., Vermaak, H. (2004). Change Paradigms: An Overview.
Organization Development Journal; Chesterland Vol. 22, Iss. 4: 9-18.
Deal T., Kennedy, A. (1982). Corporate Cultures: The Rites and Rituals of
Corporate Life. Harmondsworth, Penguin Books, 1982; reissue Perseus Books, 2000
Denison, D. (1990). Corporate culture and organizational effectiveness.
Wiley.
Denison, D., Haaland, S. and Goelzer, P. (2004). Corporate Culture and
Organizational Effectiveness: Is Asia Different from the Rest of the World?
Organizational Dynamics, pp. 98–1 09
Dong, L., Glaister, K. (2007). National and corporate culture differences in
international strategic alliances: Perceptions of Chinese partners. Asia Pacific
Journal of Management, 24 (June 2007), pp. 191–205
Elliott, J. (1951). The changing culture of a factory. Tavistock Institute of
Human Relations. London: Tavistock Publications. p. 251
Elliott, J. (1998). Requisite organization: a total system for effective
managerial organization and managerial leadership for the 21st century (Rev. 2nd
ed.). Arlington, VA: Cason Hall.
Emirbayer, M., Goodwin, J. (1994). Network Analysis, Culture, and the
Problem of Agency. American J. of Sociology. Vol. 99, Issue. 6.
Farish, P. (1982). Career Talk: Corporate Culture. Hispanic Engineer, issue
1, year 1, 1982
Feld S.L. (1981). The Focused Organization of Social Ties. American Journal
of Sociology. Vol. 86. No. 5
Feld S.L. (1982). Social Structural Determinants of Similarity among
Associates. American Sociological Review. Vol. 47. No. 6.
Flamholtz, E. (2001). Corporate Culture and the Bottom Line. European
Management Journal, 19 (3), 268-275.
Flamholtz, E. (2005). Conceptualizing and Measuring Human Capital of the
Third Kind: Corporate Culture. Journal of Human Resource Costing & Accounting,
9 (2) pp. 78–93.
Flamholtz, E., Narasimhan-Kannan, R. (2005). Differential Impact of Culture
upon Financial Performance: An Empirical investigation. European Management
Journal, 23 (1), pp. 50–64.
Flamholtz, E., Randle, Y. (2011). Corporate Culture: The Ultimate Strategic
Advantage. Stanford University Press, Stanford California, pp. 5–6 and 26–27.
Flamholtz, E., Randle, Y. (2014). Implications of organizational Life Cycles
for Corporate Culture and Climate. The Oxford Handbook of Organizational
Climate and Culture. Oxford Library of psychology. Oxford: Oxford University
Press. p. 247.
Freeman L.C. (2004). The development of social network analysis: a study in
the sociology of science. BookSurge, LLC.
Granovetter M.S. (1973). The Strength of Weak Ties. American Journal of
Sociology. Vol. 78, No. 6
Grant, A. (2013). Givers take all: The hidden dimension of corporate culture.
McKinsey.
Halpin, A., Croft, D. (1963). The organizational climate of schools. Chicago:
Midwest Administration Center of the University of Chicago.
Handy, C. (1976). Understanding Organizations. Oxford University Press
Handy, C. (1978). Gods of Management: The Changing Work of
Organizations. Oxford University Press.
Harris, S. (1994). Organizational Culture and Individual Sensemaking: A
Schema-Based Perspective. Organization Science. 5 (3): 309–321.
Harrison, R. (1972) Understanding your organisation’s character. Harvard
Business Review
Helge H., Sheehan M., Cooper C., and Einarsen S. (2010). Organisational
Effects of Workplace Bullying. Bullying and Harassment in the Workplace:
Developments in Theory, Research, and Practice
Hofstede, G. (1980). Culture’s Consequences: International Differences in
Work Related Values. Beverly Hills, CA, Sage Publications
Hofstede, G. (1991). Cultures and Organizations: Software of the Mind.
McGraw-Hill Professional
Hofstede, G. (2001). Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors,
Institutions, and Organizations Across Nations. Sage Publications.
Janis, I. (1972). Victims of Groupthink. Boston. Houghton Mifflin Company.
Johnson, G. (1988). Rethinking Incrementalism. Strategic Management
Journal 9: 75–91.
Kosorukoff A. (2011). Social Network Analysis Theory and Applications.
Passmore, D. L.
Kotter, J. (1995). The New Rules. Free Press
Kotter, J., Heskett, J. (1992). Corporate Culture and Performance. New
York: Free Press
Lejeune, C., Vas, A. (2010). Comparing the processes of identity change: A
multiple-case study approach.
Logan, D., King, J., and Fischer-Wright, H. (2009). Tribal Leadership:
Leveraging Natural Groups to Build a Thriving Organization. HarperCollins
Marquis, C., Tilcsik, A. (2013). Imprinting: Toward A Multilevel Theory.
Academy of Management Annals: 193–243
McGuire, S. (2003). Entrepreneurial Organizational Culture: Construct
Definition and Instrument Development and Validation, Ph.D. Dissertation. The
George Washington University, Washington, DC.
Miller, Alice Lyman (2009). Some Things We Used to Know About China’s
Past and Present (but Now, Not So Much). Journal of American-East Asian
Relations. 16 (1–2): 41–68
Modaff,D.,DeWine,S.andButler,J.(2011).Organizational
communication: Foundations, challenges, and misunderstandings (2nd Ed.).
Boston: Pearson Education. (Chapters 1–6)
Montana, P., Charnov, B. (2008). Management (4th ed.). Barrons Educational
Series, Hauppauge:NY
O’Reilly, C., Chatman, J. and Caldwell, D. (1991). People and organizational
culture: A profile comparison approach to assessing person-organization fit.
Academy of Management Journal. 34 (3): 487–516.
Parker, M. (2000). Organizational Culture and Identity. London: Sage.
Parsons, T., Shils, E., Tolman, P., Stouffer, S. and Kluckhohn, C. (2001),
Toward a General Theory of Action: Theoretical foundations of the Social Sciences.
Transaction Publishers
Peters, T., Waterman, R. (1982). In Search of Excellence. Harper & Row
(New York).
Rasskazov S., Rubtcova M., Derugin P., Prujel N., Malyshev V. (2016).
Social Network Analysis as an Organizational Diagnostic Tool: The Case of Small
Business in Russia. International Review of Management and Marketing. Vol 6 .
Issue 1. P.170-176.
Ravasi, D., Schultz, M. (2006). Responding to organizational identity threats:
Exploring the role of organizational culture. Academy of Management Journal. 49
(3): 433–458.
Rosauer, B (2013). Three Bell Curves: Business Culture Decoded.
Salin D., Helge H. (2010). Organizational Causes of Workplace Bullying. In:
Bullying and Harassment in the Workplace: Developments in Theory, Research, and
Practice
Schein, E. (1992). Organizational Culture and Leadership: A Dynamic View.
San Francisco, CA: Jossey-Bass. pp. 9
Schein, E. (2004). Organizational culture and leadership (3rd ed.). San
Francisco: Jossey-Bass. pp. 26–33.
Schneider, S. (1988). National vs. Corporate culture: Implications for human
resource management. Human Resource Management. 27 (2): 231–246.
Schrodt, P. (2002). The relationship between organizational identification
and organizational culture: Employee perceptions of culture and identification in a
retail sales organization. Communication Studies. 53 (2): 189–202.
Selart, M., Schei, V. (2011): Organizational Culture. In: Mark A. Runco and
Steven R. Pritzker (eds.): Encyclopedia of Creativity, 2nd edition, vol. 2. San Diego:
Academic Press, pp. 193–196.
Sharma D. (2011). Integrating Social Network Analysis & Organizational
Development. SSRN.
Smircich, L. (1983). Concepts of Culture and Organizational Analysis.
Administrative Science Quarterly, Volume: 28, Issue: 3, pp. 339–358
Smith, P.S., Trygstad, P.J., Hayes, M.L. (2018). Social network analysis: a
simple but powerful tool for identifying teacher leaders. International Journal of
Leadership in Education. Vol. 21, Issue 1, P.95-103
Takeda B. (2007). Investigation of employee tenure as related to relationships
of personality and personal values of entrepreneurs and their perceptions of their
employees. ProQuest, p. 2
Teuke, M. (2007). Creating culture of innovation. Oracle Magazine
Trompenaars, F. (1993). Riding the Waves of Culture: Understanding
Cultural Diversity in Business. London, UK: Economist Books.
Trompenaars, F., Hampden-Turner, C. (2003). Riding The Waves of Culture:
Understanding Cultural Diversity in Business. London-UK, Nicholas Brealey
Publishing, 2nd Edition
Wasserman S., Faust K. (1994). Social Network Analysis. Р. 17.
Wellman B. (1997). Structural analysis: from method and metaphor to theory
and substance. Cambridge, Cambridge University Press. Social Structures a
Network Approach.
Zhang, X. (2009). Values, Expectations, Ad Hoc Rules, and Culture
Emergence in International Cross Cultural Management Contexts. New York: Nova
Science Publishers.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!