Особенности поведения китайских и российских пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях

Чжоу Чжолинь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено изучению особенностей поведения китайских и российских пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях. Выборкой данного исследования выступают 140 постов и комментариев в социальных сетях двух стран и 82 человека (от 16 до 60 лет, из них 41 граждан Китая, 41 граждан России, 59 девушек и 23 юношей). В теоретической части представлен анализ понятий «конфликт», «конфликт в интернет-среде», «справедливость». Методы: контент-анализ высказываний в социальной сети, разработка кейса с конфликтными ситуациями, психодиагностические методики «Вера в справедливый мир» (С. К. Нартова-Бочавер, 2013, Su Zhiqiang, 2012), «Чувствительность к справедливости» (С. К. Нартова-Бочавер, 2018, Xie Xuxian, Liu Yi, 2012), тест «Смысло-жизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев, 2006, Yin Meiqi, 1988). Обработка и анализ данных: сравнительный, факторный, корреляционный, качественный анализы. Выявлены сходства (в образе оппонентов, эмоциональных оценках, атрибуции вины) и различия (в апелляции к социальной идентичности, отношению к общественным моральным нормам, ценностям и др.) в поведении в конфликте в социальной сети пользователей двух стран в связи с разным отношением к справедливости и осмысленности жизни, отражающие влияние культуры на поведение личности.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..8

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей поведения человека в

конфликте в цифровом пространстве…………………………………………………………….. 12

1.1 Конфликт как предмет психологического исследования………………………… 12

1.1.1 Понятие конфликта в психологии………………………………………………………….. 12

1.1.2 Регуляторы конфликтного взаимодействия……………………………………………. 19

1.1.3 Культурные и национальные нормы взаимодействия в конфликте…………. 21

1.2 Конфликты в интернет-среде как новая реальность в современном мире..24

1.2.1 Специфика конфликтов в интернет-пространстве………………………………….. 24

1.2.2 Кибербуллинг как составляющая часть конфликтов в виртуальном

пространстве………………………………………………………………………………………………….28

1.3 Особенности отношения к справедливости в разных культурах как регулятор

поведения в конфликте………………………………………………………………………………….. 32

1.3.1 Вера в справедливый мир……………………………………………………………………… 32

1.3.2 Чувствительность к справедливости……………………………………………………… 37

Резюме по главе 1…………………………………………………………………………………………..40

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования…………………………………………….. 42

2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования……………………………………………42

2.2 Описание дизайна и выборки исследования………………………………………………44

2.3 Методы исследования……………………………………………………………………………….45

2.3.1 Контент-анализ………………………………………………………………………………………45

2.3.2 Разработка кейса…………………………………………………………………………………… 47
2.3.3 Психодиагностические личностные методики:……………………………………….48

2.3.4. Описание процедуры исследования……………………………………………………… 53

2.3.5. Методы математической обработки……………………………………………………….54

3.1 Результаты контент-анализа конфликтного дискурса в китайских и

российских социальных сетях……………………………………………………………………….. 56

3.1.1 Описательные статистики распределения особенностей поведения

пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях по всей выборке,

отдельно по российской и китайской выборке……………………………………………….. 56

3.1.2 Сравнительный анализ частоты встречаемости составляющих

конфликтного взаимодействия………………………………………………………………………. 61

3.1.3 Качественный анализ обсуждения конфликтных ситуаций в социальных

сетях………………………………………………………………………………………………………………70

3.1.4 Сравнительный анализ частоты всех конфликтных категорий в

зависимости от наличия упоминания о справедливости………………………………….73

3.2 Результаты исследования взаимосвязи особенностей конфликтного

взаимодействия в социальных сетях с личностными характеристиками

участников……………………………………………………………………………………………………..77

3.2.1 Описательные статистики выраженности личностных характеристик в

китайской и российской выборках………………………………………………………………….78

3.2.2 Анализ различий в поведении российских и китайских пользователей

социальных сетей с разной степенью чувства к справедливости и

осмысленности жизни…………………………………………………………………………………… 79

3.2.3 Результаты корреляционного анализа оценки высказываний пользователей
социальных сетей с разной степенью выраженности чувствительности к

справедливости, Веры в справедливый мир и смысло-жизненных ориентаций.84

3.2.4 Качественный анализ поведения пользователей социальных сетях в

конфликте в Интернете со степенью выраженности чувствительности к

справедливости, Веры в справедливый мир и смысло-жизненных ориентаций 88

3.3 Обобщение и обсуждение результатов………………………………………………….93

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………………… 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………102

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 109

Социальные сети играют важную роль в жизни современных людей, поскольку большинство использует соцсети для повседневного сообщения и как способ получения информации. В последние годы конфликты, происходящие в интернет-пространстве оказывают влияние на нашу реальную жизнь, участники конфликтов, которые происходят в соцсетях, иногда страдают не только психически, а даже физически в реальности. Виртуальное пространство уже стало «второй реальностью» для нас, это означает, что онлайн-действительность влияет на офлайн-жизнь (реальную жизнь) человека. Конфликты в соцсетях во всем мире становятся массовыми, и конфликтный дискурс в них очень радикальным и жестким (Белинская Е. П., Илюхина С.Н., 2018).
В научной литературе исследование конфликта все время занимало важное место, однако, понятие конфликта получило новые ракурсы в современных изучениях – конфликт не обязательно включает отрицательные переживания и стремление победить оппонента. Гришина Н. В. сущностными характеристиками конфликта считает биполярность как противостояние двух начал; активность, направленную на преодоление противоречия; наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта (Гришина, 2008). Конфликт в сети Интернета исследуется многими учеными в разных аспектах – изучение феномена кибербуллинга (Бочавер А. А., 2014), проблемы регуляции социального поведения в сети (Белинская Е. П., Вознесенская В. С., 2016),
влияние субъективной оценки социального статуса на поведение личности в 8
Интернете (Hou Yubo, Wang Ting, 2019).
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке
выявления межкультурных различий в таких личностных особенностях, как чувство к справедливости и осмысленности жизни, проявляющихся в поведениях личности в конфликте в социальных сетях. Полученные результаты дополняют имеющиеся научные данные о культурной детерминации поведения человека.
Практическая значимость состоит в использовании полученных данных для практического урегулирования конфликтов с учетом особенностей участников, обусловленных влиянием культуры.
Цель исследования – описание сходства и различий в поведении в конфликте в социальных сетях пользователей двух стран: Китая и России.
Объект исследования – конфликтное взаимодействие пользователей в социальной сети.
Предмет исследования – ценностные, этические и социально-перцептивные составляющие конфликта в социальной сети во взаимосвязи с личностными особенностями китайских и российских пользователей (на примере ситуаций, вызвавших конфликтные обсуждения).
Выделяются гипотезы исследования:
– поведение китайских и российских пользователей в конфликте в социальных сетях имеет общие черты, связанные с ситуативными характеристиками конфликта (протеканием в сети Интернет) и различия,
связанные с ценностно-смысловыми характеристиками пользователей. 9

1. Сходство в том, что большую часть в конфликтных высказываниях занимают социально-перцептивные характеристики (образ оппонентов и атрибуции вины), дизъюнктивные эмоции; есть поведенческий компонент (призывы к переходу к действиям офлайн);
2. Различия будут проявляться в содержании и количестве ценностных, этических и нормативных (о законности) суждений, количестве апелляций к социальной идентичности, атрибуции вины участникам конфликта, эмоциональных оценках конфликта;
3. Различия в обосновании своей позиции, приписывании/отрицании вины участникам конфликта связаны с ценностно-смысловыми характеристиками личности – отношением к справедливости (верой в справедливый мир, чувствительностью к справедливости), смысложизненными ориентациями и их взаимосвязями.
Исследование разделяется на 2 части.
– В 1-й части исследования выборкой выступают тексты постов и комментариев 140 пользователей в популярных социальных сетях России и Китая (по 35 китайских и 35 российских текстов для каждой из двух анализируемых ситуаций);
– Во 2-й части – выборку составили 82 человека от 16 до 60 лет, из них 41 граждан Китая, 41 граждан России, 59 девушек и 23 юношей. Средний возраст участников: 26 года.
Методы исследования.
1. Для изучения высказываний пользователей социальных сетей в 10

конфликте мы использовали метод контента-анализа.
2. Для выявления различий в поведения пользователей двух стран:
 На основе отобранных конфликтных ситуаций и пилотажного исследования было разработано 2 кейса с набором высказываний для оценки степени согласия с ними участников исследования
 Методика «Вера в справедливый мир» (адаптация русскоязычного варианта С. К. Нартовой-Бочавер , китайскоязычного Su Zhiqiang);
 Методика «Чувствительности к справедливости» (адаптация русскоязычного варианта С. К. Нартовой-Бочавер, китайскоязычного Xie Xuxian, Liu Yi);
 Тест «Смысло-жизненных ориентаций» (адаптация русскоязычного варианта Д. А. Леонтьевым, китайскоязычного Yin Meiqi).
Методы математической обработки и анализа включали сравнительный, факторный и корреляционный анализ, с помощью статистического пакета SPSS критерия U Манна-Уитни, метод главных компонент и коэффициент корреляции r-Спирмена.

Цель данного исследования заключалась в описании сходства и различий

в поведении в конфликте в социальных сетях пользователей двух стран: Китая и

России. Поставленные задачи являются выполненными. В ходе выполнения

работы проведен теоретический анализ понятий «конфликт», «виртульный

конфликт», «осмысленность жизни» и «справедливость», проанализированы

подходы к изучению конфликта в сети Интернета. Проанализированы

эмпирические подходы к изучению конфликта в сети, и на их основе, с учетом

пилотажного этапа исследования, разработаны категории и процедура

проведения контент-анализа для изучения поведения пользователей Интернета

в конфликтном взаимодействии с разной степенью чувства справедливости и

осмысленности жизни. Сравнительный, корреляционный анализы полученных

данных показали, что существуют как сходные характеристики, так и различия

в поведениях участников конфликта в социальных сетях с разной

выраженностью Веры в справедливый мир, чувствительность к справедливости

и смысло-жизненных ориентаций. Итак, поведение китайских и российских

пользователей в конфликте в социальных сетях имеет общие черты, связанные с

ситуативными характеристиками конфликта (протеканием в сети Интернет) и

различия, связанные с ценностно-смысловыми характеристиками

пользователей.

Полученные результаты представляют собой дополнение к уже имеющимся

знаниям о влияющих факторах на поведения личности в конфликтных

взаимодействиях в интернет-пространстве. Результаты могут применить для
будущего транскультурного исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет