Особенности поведения китайских и российских пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях

Чжоу Чжолинь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено изучению особенностей поведения китайских и российских пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях. Выборкой данного исследования выступают 140 постов и комментариев в социальных сетях двух стран и 82 человека (от 16 до 60 лет, из них 41 граждан Китая, 41 граждан России, 59 девушек и 23 юношей). В теоретической части представлен анализ понятий «конфликт», «конфликт в интернет-среде», «справедливость». Методы: контент-анализ высказываний в социальной сети, разработка кейса с конфликтными ситуациями, психодиагностические методики «Вера в справедливый мир» (С. К. Нартова-Бочавер, 2013, Su Zhiqiang, 2012), «Чувствительность к справедливости» (С. К. Нартова-Бочавер, 2018, Xie Xuxian, Liu Yi, 2012), тест «Смысло-жизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев, 2006, Yin Meiqi, 1988). Обработка и анализ данных: сравнительный, факторный, корреляционный, качественный анализы. Выявлены сходства (в образе оппонентов, эмоциональных оценках, атрибуции вины) и различия (в апелляции к социальной идентичности, отношению к общественным моральным нормам, ценностям и др.) в поведении в конфликте в социальной сети пользователей двух стран в связи с разным отношением к справедливости и осмысленности жизни, отражающие влияние культуры на поведение личности.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..8

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей поведения человека в

конфликте в цифровом пространстве…………………………………………………………….. 12

1.1 Конфликт как предмет психологического исследования………………………… 12

1.1.1 Понятие конфликта в психологии………………………………………………………….. 12

1.1.2 Регуляторы конфликтного взаимодействия……………………………………………. 19

1.1.3 Культурные и национальные нормы взаимодействия в конфликте…………. 21

1.2 Конфликты в интернет-среде как новая реальность в современном мире..24

1.2.1 Специфика конфликтов в интернет-пространстве………………………………….. 24

1.2.2 Кибербуллинг как составляющая часть конфликтов в виртуальном

пространстве………………………………………………………………………………………………….28

1.3 Особенности отношения к справедливости в разных культурах как регулятор

поведения в конфликте………………………………………………………………………………….. 32

1.3.1 Вера в справедливый мир……………………………………………………………………… 32

1.3.2 Чувствительность к справедливости……………………………………………………… 37

Резюме по главе 1…………………………………………………………………………………………..40

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования…………………………………………….. 42

2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования……………………………………………42

2.2 Описание дизайна и выборки исследования………………………………………………44

2.3 Методы исследования……………………………………………………………………………….45

2.3.1 Контент-анализ………………………………………………………………………………………45

2.3.2 Разработка кейса…………………………………………………………………………………… 47
2.3.3 Психодиагностические личностные методики:……………………………………….48

2.3.4. Описание процедуры исследования……………………………………………………… 53

2.3.5. Методы математической обработки……………………………………………………….54

3.1 Результаты контент-анализа конфликтного дискурса в китайских и

российских социальных сетях……………………………………………………………………….. 56

3.1.1 Описательные статистики распределения особенностей поведения

пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях по всей выборке,

отдельно по российской и китайской выборке……………………………………………….. 56

3.1.2 Сравнительный анализ частоты встречаемости составляющих

конфликтного взаимодействия………………………………………………………………………. 61

3.1.3 Качественный анализ обсуждения конфликтных ситуаций в социальных

сетях………………………………………………………………………………………………………………70

3.1.4 Сравнительный анализ частоты всех конфликтных категорий в

зависимости от наличия упоминания о справедливости………………………………….73

3.2 Результаты исследования взаимосвязи особенностей конфликтного

взаимодействия в социальных сетях с личностными характеристиками

участников……………………………………………………………………………………………………..77

3.2.1 Описательные статистики выраженности личностных характеристик в

китайской и российской выборках………………………………………………………………….78

3.2.2 Анализ различий в поведении российских и китайских пользователей

социальных сетей с разной степенью чувства к справедливости и

осмысленности жизни…………………………………………………………………………………… 79

3.2.3 Результаты корреляционного анализа оценки высказываний пользователей
социальных сетей с разной степенью выраженности чувствительности к

справедливости, Веры в справедливый мир и смысло-жизненных ориентаций.84

3.2.4 Качественный анализ поведения пользователей социальных сетях в

конфликте в Интернете со степенью выраженности чувствительности к

справедливости, Веры в справедливый мир и смысло-жизненных ориентаций 88

3.3 Обобщение и обсуждение результатов………………………………………………….93

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………………… 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………102

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 109

Социальные сети играют важную роль в жизни современных людей, поскольку большинство использует соцсети для повседневного сообщения и как способ получения информации. В последние годы конфликты, происходящие в интернет-пространстве оказывают влияние на нашу реальную жизнь, участники конфликтов, которые происходят в соцсетях, иногда страдают не только психически, а даже физически в реальности. Виртуальное пространство уже стало «второй реальностью» для нас, это означает, что онлайн-действительность влияет на офлайн-жизнь (реальную жизнь) человека. Конфликты в соцсетях во всем мире становятся массовыми, и конфликтный дискурс в них очень радикальным и жестким (Белинская Е. П., Илюхина С.Н., 2018).
В научной литературе исследование конфликта все время занимало важное место, однако, понятие конфликта получило новые ракурсы в современных изучениях – конфликт не обязательно включает отрицательные переживания и стремление победить оппонента. Гришина Н. В. сущностными характеристиками конфликта считает биполярность как противостояние двух начал; активность, направленную на преодоление противоречия; наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта (Гришина, 2008). Конфликт в сети Интернета исследуется многими учеными в разных аспектах – изучение феномена кибербуллинга (Бочавер А. А., 2014), проблемы регуляции социального поведения в сети (Белинская Е. П., Вознесенская В. С., 2016),
влияние субъективной оценки социального статуса на поведение личности в 8
Интернете (Hou Yubo, Wang Ting, 2019).
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке
выявления межкультурных различий в таких личностных особенностях, как чувство к справедливости и осмысленности жизни, проявляющихся в поведениях личности в конфликте в социальных сетях. Полученные результаты дополняют имеющиеся научные данные о культурной детерминации поведения человека.
Практическая значимость состоит в использовании полученных данных для практического урегулирования конфликтов с учетом особенностей участников, обусловленных влиянием культуры.
Цель исследования – описание сходства и различий в поведении в конфликте в социальных сетях пользователей двух стран: Китая и России.
Объект исследования – конфликтное взаимодействие пользователей в социальной сети.
Предмет исследования – ценностные, этические и социально-перцептивные составляющие конфликта в социальной сети во взаимосвязи с личностными особенностями китайских и российских пользователей (на примере ситуаций, вызвавших конфликтные обсуждения).
Выделяются гипотезы исследования:
– поведение китайских и российских пользователей в конфликте в социальных сетях имеет общие черты, связанные с ситуативными характеристиками конфликта (протеканием в сети Интернет) и различия,
связанные с ценностно-смысловыми характеристиками пользователей. 9

1. Сходство в том, что большую часть в конфликтных высказываниях занимают социально-перцептивные характеристики (образ оппонентов и атрибуции вины), дизъюнктивные эмоции; есть поведенческий компонент (призывы к переходу к действиям офлайн);
2. Различия будут проявляться в содержании и количестве ценностных, этических и нормативных (о законности) суждений, количестве апелляций к социальной идентичности, атрибуции вины участникам конфликта, эмоциональных оценках конфликта;
3. Различия в обосновании своей позиции, приписывании/отрицании вины участникам конфликта связаны с ценностно-смысловыми характеристиками личности – отношением к справедливости (верой в справедливый мир, чувствительностью к справедливости), смысложизненными ориентациями и их взаимосвязями.
Исследование разделяется на 2 части.
– В 1-й части исследования выборкой выступают тексты постов и комментариев 140 пользователей в популярных социальных сетях России и Китая (по 35 китайских и 35 российских текстов для каждой из двух анализируемых ситуаций);
– Во 2-й части – выборку составили 82 человека от 16 до 60 лет, из них 41 граждан Китая, 41 граждан России, 59 девушек и 23 юношей. Средний возраст участников: 26 года.
Методы исследования.
1. Для изучения высказываний пользователей социальных сетей в 10

конфликте мы использовали метод контента-анализа.
2. Для выявления различий в поведения пользователей двух стран:
 На основе отобранных конфликтных ситуаций и пилотажного исследования было разработано 2 кейса с набором высказываний для оценки степени согласия с ними участников исследования
 Методика «Вера в справедливый мир» (адаптация русскоязычного варианта С. К. Нартовой-Бочавер , китайскоязычного Su Zhiqiang);
 Методика «Чувствительности к справедливости» (адаптация русскоязычного варианта С. К. Нартовой-Бочавер, китайскоязычного Xie Xuxian, Liu Yi);
 Тест «Смысло-жизненных ориентаций» (адаптация русскоязычного варианта Д. А. Леонтьевым, китайскоязычного Yin Meiqi).
Методы математической обработки и анализа включали сравнительный, факторный и корреляционный анализ, с помощью статистического пакета SPSS критерия U Манна-Уитни, метод главных компонент и коэффициент корреляции r-Спирмена.

Цель данного исследования заключалась в описании сходства и различий

в поведении в конфликте в социальных сетях пользователей двух стран: Китая и

России. Поставленные задачи являются выполненными. В ходе выполнения

работы проведен теоретический анализ понятий «конфликт», «виртульный

конфликт», «осмысленность жизни» и «справедливость», проанализированы

подходы к изучению конфликта в сети Интернета. Проанализированы

эмпирические подходы к изучению конфликта в сети, и на их основе, с учетом

пилотажного этапа исследования, разработаны категории и процедура

проведения контент-анализа для изучения поведения пользователей Интернета

в конфликтном взаимодействии с разной степенью чувства справедливости и

осмысленности жизни. Сравнительный, корреляционный анализы полученных

данных показали, что существуют как сходные характеристики, так и различия

в поведениях участников конфликта в социальных сетях с разной

выраженностью Веры в справедливый мир, чувствительность к справедливости

и смысло-жизненных ориентаций. Итак, поведение китайских и российских

пользователей в конфликте в социальных сетях имеет общие черты, связанные с

ситуативными характеристиками конфликта (протеканием в сети Интернет) и

различия, связанные с ценностно-смысловыми характеристиками

пользователей.

Полученные результаты представляют собой дополнение к уже имеющимся

знаниям о влияющих факторах на поведения личности в конфликтных

взаимодействиях в интернет-пространстве. Результаты могут применить для
будущего транскультурного исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет