Поиск национальной идентичности народами России (на примере финнов)
Данная работа посвящена изучению финской национальной идентичности, период становления которой относится к периоду формирования независимого государства – Финляндии. Процессы политического и интеллектуального обособления относятся к концу XIX – началу XX века. В рамках исследования, внимание уделяется финскому искусству конца XIX века, основанному на идеях национального романтизма – карелианизму. Отдельные параграфы посвящены рассмотрению финской литературы, дизайна, и влиянию карелианизма на искусство начала XX века. Также рассматривается языковой аспект как основа национального своеобразия и фактор, влияющий на становление национальной идентичности.
Задачей данного исследования является концептуализация термина «карелианизм», введение в российский культурологический научный оборот таких имен как Галлен-Каллела, Сааринен, Газеллиус, Топелиус и других, а также – демонстрация того, каким образом реализуется поиск национальной идентичности через карелианизм. Дополнительно мы планируем показать, как идентичность формируется на основе пересечения исторической, социально-психологической, культурной и других сфер, в процессе столкновения и взаимодействия с русской культурой. В связи с этим объектом исследования является финская национальная идентичность в культуре и искусстве Финляндии конца XIX – начала XX веков, а предметом –карелианизм. Для удобства исследования, в качестве исходного определения карелианизма примем здесь самое общее: карелианизм – направление финско-карельского искусства, основанное на восприятии и творческом переосмыслении национального эпоса «Калевала», северных пейзажей и традиций культуры и быта финского народа, сложившееся в период, когда Финляндия входила в состав Российской империи.
На русском языке исследованию карелианизма не уделено достаточно внимания, литературы по данному вопросу мало. В англоязычной литературе используется термин «карелианизм», хотя он и не считается окончательно оформившимся, концептуализированным. Тем не менее, существуют исследования финно-угорской культуры и представителей финской философско-политической мысли. Более исследованной является область финского искусства – живопись, архитектура, дизайн и литература. В любом случае все проявления карелианизма в тех редких русскоязычных исследовательских текстах рассматриваются как независимые явления. Конечно, сами понятия нации и этноса (Э. Балибар, И. Валлерстайн, Ю.С. Семенов, П. Сорокин, В.Ю. Сухачев и др.), идентичности, в том числе национальной и этнической (Ф. Барт, П. Бергер, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, Т. Лукман, В. Малахов, В.А. Тишков, В.П. Торукало, Ю.В. Хотинец и др.) широко представлены в литературе, но в данной работе нас интересует конкретное воплощение этих исследовательских концептов в карелианизме, в связи с чем планируется обобщить отрывочные сведения, описать цельную концепцию финской идентичности XIX – начала XX века, как этическое основание для жителей «страны тысячи озер», основу дальнейшим идентификационным трансформациям.
Практически все известные современные модели коллективной идентичности на территории Финляндии несут в себе печать карелианизма, поэтому описание карелианизма кажется делом не только новым, но и важным. В связи с процессами глобализации, сохранение национальных культур и осознание представителем конкретной нации своей идентичности является важным элементом дальнейшего мирового культурного развития. Представители различных социальных групп испытывают необходимость в нахождении своего места в социуме. При этом в процессе усиленного взаимодействия различных культур, наций и этносов между собой, возникает необходимость к сохранению этнического и национального своеобразия.
Вместе с тем ретроспективный взгляд на культурное явление, сложившееся и идеологически оформившееся сто лет назад, позволяет выявить и подробно исследовать сами механизмы построения идентичности от фенномании до Nordic Identity.
Использование сложившихся исследовательских стратегий по отношению к идентификационным процессам в Финляндии как государстве, с одной стороны, и как национальной целостности, с другой, вызывает явную сложность. Принятое и более или менее успешно применяемое к другим европейским странам деление на этапы экономической и политической истории, к Финляндии практически неприменимо. Финская история демонстрирует ряд индустриальных, культурных, экономических «прыжков». Поэтому «классические» методы исследования идентичности в ходе исследования пришлось корректировать исходя из специфики материала. Кроме того, важным аспектом, следующим отчасти из «исторических прыжков», что при всем индустриальном развитии очень большое значение для финнов имеет связь с природой, окружающей средой, а в отношениях финнов с природой можно различить черты языческого анимализма и анимизма. В связи с этим аналитика финской культуры должна исходить из невозможности мыслить культуру отдельно от природы, хотя в других культурных традициях мы находим представление о взаимной самостоятельности культуры и природы и возможности их независимого исследования. Все это вынуждает искать новые методы, наряду с такими устоявшимися, как, например, культурно-исторический, историко-литературный с элементами анализа литературного текста, структурно-семантический и семиотический, методы интеллектуальной истории и истории идеологии, а также анализ изобразительного искусства и произведений декоративно-прикладного искусства. Совокупные данные, полученные в ходе применения этих методов, совпадение основных параметров позволяют делать заключения о тенденциях в культуре Финляндии в этот период.
Учитывая определенную экзотичность и малоизвестность интересующей нас проблематики, а также маленькую информированность российских ученых об основных деятелях карелианизма и шире – культуры Финляндии, мы посчитали необходимым добавить в приложении к иллюстративному материалу, на который есть ссылки в работе, еще и краткий биографический указатель основных персоналий.
Ахо Юхани Выселок. СПб.: М. М. Ледерле, 1896. http://az.lib.ru/a/aho_j
Ахо Юхани Тревожные вести. Перевод М. К. Аргамаковой.
Гаджиев К. С. Вопросы Философии. Национальная идентичность: концептуальный аспект. 2011.
Евсеева Л. Н. Диссертация «Роль языка в формировании национальной идентичности». Архангельск, 2009.
Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. СПб: Изд. Государственного Эрмитажа, 2015. – 304 с.
Карху Э. Г. Финская литература [первой половины XIX в.] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т.
Карху Э. Г. Малые народы в потоке истории: исследования и воспоминания. Петрозаводск: Изд. Петрозавод. гос. университета, 1999. – 256 с.
Карху Э. Г. История литературы Финляндии (от истоков до конца XIX века). Ленинград: Наука, 1979. – 510 с.
Кипарский В. А. «Финляндия в русской литературе», Л.: Лениздат, 1945. – 256 с.
Кириллов В. В. Северный модерн: образ, символ, знак. М.: Издательские решения, 2015. – 210 с.
Клинге Матти Имперская Финляндия / Перевод с финск. И. Соломеща, В. Мусаева и А. Рупасова. – Спб.: Изд. дом «Коло», 2005. – 616 с., ил.
Клинге Матти На чужбине и дома / Перевод с финск. Л. Суни. – Спб.: Изд. дом «Коло», 2005. – 304 с., ил.
Колесников, Д. Е. Фенномания как система взглядов Й. В. Снелльмана.
Колесников Д. Е. Формирование национальной и исторической идентичности Финляндии. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-natsionalnoy-i-istoricheskoy-identichnosti-finlyandii
Левко Е. Герои, образы, предметы и способы их номинации в сказках Туве Янссон. Сборник Детские чтения, выпуск 9, №1. Екатеринбург – СПб – Bloomington (USA): Изд. Кабинетный ученый, 2016. – 202 с.
Курбатов Ю. И. Хельсинки. Образы города. СПб.: Изд. дом «Коло», 2013. – 272 с.
Мысливченко А. Г. Философская мысль в Швеции. М.: Наука, 1972. – 264 с.
Найлунд Дж. Sisu: Финские секреты упорства, стойкости и оптимизма. М.: Изд. «Эксмо», 2018. – 168 с.
Нилова В. Финская культура в поисках национальной идентичности. http://21israel-music.net/Suomen_kultuur.htm#_ftn8
Новикова Я. Сказка в военное время: «Песси и Иллюзия». Сборник Детские чтения. №1, выпуск 9. Екатеринбург – СПб – Bloomington (USA): Изд. Кабинетный ученый, 2016. – 202 с.
Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон – СПб.: Н. А. Frager & Со – «Советский композитор», 1992. – 408 с.
// / Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ.ред. . : 2004.
Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. — М.: Ладомир, 1999. – 440 с.
Рехал Йоханссон А. Этика и художественные методы в повестях Туве Янссон о муми-троллях. Детские чтения. №1, выпуск 9. Екатеринбург – СПб – Bloomington (USA): Изд. Кабинетный ученый, 2016. – 202 с.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М.: Прогресс, 1993. – 656 с.
Сто замечательных финнов. Коллекция биографий. (. 100 suomalaista pienoiselämäkertaa venäjäksi / Ред. Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen); пер. с И. М. Соломеща. — : Общество финской литературы (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura), 2004. — 814 с.).
Суни Л. Очерк общественно-политического развития Финляндии. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979. – 247 с.
Такала И. Р. От феннофильства к фенномании: Хенрик Габриэль Портан и становление национальной мысли Финляндии. / Ученые записки Петрозаводского государственного университета. №3, 2014.
Таркиайнен К. Хенрик Габриэль Портан // Сто замечательных финнов. Хельсинки, 2004. – 814 с.
Фихте И. Г. «Речи к немецкой нации». СПб: Изд. Наука, 2009. – 350 с.
Хакулинен Л., Развитие и структура финского языка, пер. с финск., ч. 1–2, М., 1953–55; Основы финно-угорского языкознания, в. 2, М., 1975; Suomen kielen käsikirja, Hels., 1968. – 300 с.
Шиловский П. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. СПб., 1903. – 145 с.
Янссон Туве Дитя-неведимка / Пер. С. Б. Плахтинского. – М.: РИД «Имидж»-Издательство «Рудомино», 1991. – 125 с.
Alhoniemi, P. Isanmaan korkeat veisut: Turun ja Helsingin romantiikan runouden patrioottiset ja kansalliset motiivipiirit [Text]/ P. Alhoniemi. – Helsinki: Suomalaisen kirjallisuuden seura, 1969. – 352 p.
Antti Aho Juhani Aho elämä ja teokset. Porvoo – Helsinki: Edellinen osa, 1951. – 336 p.
Encyclopedia Britannica
Gottlund K. A. Ruotsin suomalaismetsiä samoilemassa (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura 1928). – Helsinki, 2004. – 240 p.
Juslenius D. Vanha ja uusi Turku. Helsinki: SKS, 1987. – 466 p.
Jaakkola J. Suomen historian isä // Historiallinen aikakauskirja № 3. Helsinki, 1939. – 152 p.
40.Kaarlo Voionmaa La langue du perkele
http://spraktidningen.se/artiklar/2009/02/la-langue-du-perkele
Lundstrom G. Frans Michael Franzén. Liv och diktning under Kumlatiden, Göteborg, 1947. – 236 p.
Von Nicolay Ludwig Heinrich: Das Landgut Monrepos in Finnland 1804. Elfström, Wiborg 1875. – 112 p.
Riikonen H K.J.G. Herderin tuntemus Turun akatemian piirissä Porthanin ja Franzénin aikana // Herder, Suomi, Eurooppa. Helsinki, 2006. – 526 p.
Smith John Boulton. The Golden Age of Finnish Art; Art Nouveau and the national spirit. Otava, 1985. – 237 p.
Snellman J.V.Kuka Porthan oli // Snellman J. V. Kootut teokset. Osa X. Porvoo: WSOY, 1930. – 169 p.
Teperi J. Vanhan Suomen suomalaisuusliike – Helsinki: Suomen historiallinen seura, 1967. – 409 p.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!