Производственные конфликты и пути их решения на предприятии
В данной работе проводится анализ конфликтных ситуаций на предприятии, рассматриваются виды и типологии этих конфликтных ситуаций, причины их возникновения, а также анализируются стратегии решения этих конфликтных ситуаций. Также, в практической части работы производится анализ конфликтов на предприятии в зависимости от типа организации на основе спиральной динамики. Подробно рассматривается консенсусный принцип в сфере решения конфликтных ситуаций. Предлагается разработанная политика поддерживающая культуру принятия сложных решений и регламент решения конфликтных ситуаций на основе консента и алгоритм внедрения на предприятие любого типа.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 12
1. Общая теория конфликта в организации ……………………………………………….. 14
1.1 Сущность конфликта в организации ……………………………………………………. 14
1.2 Типология конфликтов в организации и причины их возникновения …… 18
1.3 Формы завершения конфликта ……………………………………………………………. 23
1.4 Прогнозирование и профилактика конфликтов ……………………………………. 31
2.1 Решение конфликтов в компаниях разной культуры ……………………………. 39
2.1. Теория Спиральной динамики ……………………………………………………………. 39
2.2 Анализ конфликтов в компаниях разной культуры ……………………………… 47
2.3 Политика эффективного решения конфликтов…………………………………….. 56
2.4 Регламент решения конфликтов ………………………………………………………….. 58
2.5 Поддержка культуры принятия решений …………………………………………….. 64
3. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение.. 67
3.1 Потенциальные потребители результатов исследования ……………………… 67
3.2 Анализ конкурентных технических решений ………………………………………. 67
3.3 Технология QUAD ……………………………………………………………………………… 69
3.4 Планирование научно-исследовательских работ………………………………….. 70
3.4 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) …………………………….. 77
4. Производственная безопасность……………………………………………………………. 84
4.1 Обоснование мероприятий по защите исследователя от действия опасных
факторов ………………………………………………………………………………………………….. 94
4.2 Опасные факторы ……………………………………………………………………………….. 97
4.3 Экологическая безопасность ……………………………………………………………….. 99
4.4 Безопасность в ЧС …………………………………………………………………………….. 100
4.5 Перечень нормативно-технической документации …………………………….. 101
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 103
Список использованных источников ………………………………………………………. 105
Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 109
Конфликты — часть нашей повседневной жизни. От того, насколько
успешно мы справляемся с такими ситуациями, напрямую зависит качество
нашей жизни и насколько хорошо мы добиваемся поставленных целей перед
предприятием.
Благодаря становлению современного видения конфликта в организации
тема управления конфликтами становится все популярнее и востребованнее
среди руководителей. Многие осознают стратегическое значение управления
конфликтами для организации и для собственного роста, как в карьере, так и
в межличностных отношениях и, чтобы расти в этом направлении, читают
специализированную литературу, или посещают тренинги и семинары.
Примечательно, что информации много, так как тема конфликта является
актуальной для разных наук – конфликтами занимается не только психология
и конфликтология, но и политология, правоведение, философия, история,
педагогика и социология.
Современные российские компании только начинают осваивать
возможности управления конфликтами, а соответственно еще есть масса
возможностей для развития.
Поэтому, мною было принято решение ознакомиться с таким новейшим
инструментом управления как спиральная динамика, которая представляет из
себя методы интегрального развития предприятия и проанализировать
конфликты присущие всем уровням развития компании и найти пути их
решения.
Эффективное управление конфликтами должно быть сосредоточено
прежде всего на их предотвращении. Создавая работникам организации
условия, при которых они чувствуют, что их ценят, эффективно
взаимодействуют с коллегами и с внешним миром, хорошо представляют себе
цели организации, в которой работают, можно добиться того, что энергия,
которую они раньше расходовали на конфликты, направится к общей выгоде
в мирное русло: на выполнение их непосредственных рабочих обязанностей.
Современная школа менеджмента пришла к выводу, что конфликт,
несмотря на негативные черты, играет и положительную роль – способствует
движению организации вперед и определяет факторы, мешающие этому
процессу. Термин «конфликт» можно определить, как источник творческой
энергии, которой следует управлять, т.е. направлять ее в желаемое русло.
Однако, бывает и обратная сторона медали, например, когда возникает
конфликт, между хирургом и анестезиологом, напряженная атмосфера
создается для половины команды. Эффект? Больше ошибок во время
операции, иногда фатальных, как забывание инструментов в теле пациента. То
же самое происходит в компаниях, которые не имеют ничего общего с
медициной. Бухгалтеры, автомеханики, редакторы и ИТ – специалисты чаще
всего ошибаются в напряженной обстановке.
Однако, чтобы спор привел к чему-то положительному, нужно атаковать
проблемы, а не людей. Кадровые атаки только усугубляют конфликты и не
дают решения.
Целью магистерской диссертации является анализ конфликтов в
компаниях разных культур по спиральной динамике и разработка метода
решения. Для достижения цели ставились следующие задачи:
• изучить теоретические основы управления организационными
конфликтами;
• проанализировать типологию конфликтов и причины их
возникновения;
• провести сравнительный анализ типов стратегий решения
конфликтных ситуаций;
• рассмотреть возможные варианты профилактики конфликтов;
• проанализировать возможные конфликтные ситуации в
зависимости от типа организации;
• предложить стратегию решения производственных конфликтов.
1.Общая теория конфликта в организации
Возникновение конфликтных ситуаций в организации является
довольно частым явлением. Появление таких ситуаций возможно в любой
рабочей среде, независимо от отрасли и масштабов компании. Наличие любых
конфликтов может сказаться на производстве. Как правило реализация
конфликтных ситуаций влечет за собой последствия отрицательного
характера. Но на сегодняшний день имеется ряд современных решений,
которые помогают определить среду и направленность конфликтов. Это
способствует принятию правильных решений в отношении конфликта и
извлечению из конфликта максимальной выгоды.
В данной работе были изучены типы конфликтных ситуаций и
рассмотрены причины таких ситуаций. Для решения конфликтных ситуаций
существуют определенные стратегии их решения. Проанализировав эти
стратегии, можно сделать вывод, что каждая из них имеет свои недостатки и
преимущества. При выборе стратегии решения конфликтной ситуации, важно
учитывать среду возникновения конфликта, а также ресурсные возможности.
Наиболее частой в использовании является стратегия компромисса. И это не
удивительно, поскольку сотрудники, как правило, всегда стремятся решить
проблему, учитывая интересы каждого.
Для минимизации конфликтных ситуаций следует разрабатывать
профилактические мероприятия и применять методы прогнозирования таких
ситуаций.
Каждой организации присуща своя рабочая среда и уровень развития,
а это значит, что и способы решения конфликтных ситуаций, в зависимости от
этих факторов, имеет определенные характер решения. В данной работе
проводится аналогия этих сред, на основе метода спиральной динамики.
Приведенные способы решения конфликтных ситуаций являются типичными
для рассматриваемых сред, но не обязательными.
Конфликт по своему характеру можно поделить на две основные
группы – непроизводственные и производственные конфликты. К первой
группе относятся те конфликты, которые могут быть связаны с разными
ценностями сотрудников, разными политическими, религиозными взглядами
и прочее, а под производственными понимаются такие конфликты, которые
связны непосредственно с производственными процессами, которые
возникают у сотрудников вследствие разных взглядов на выполняемую
работу.
В работе предлагается регламент решения производственных
конфликтных ситуаций, который подойдёт любому из уровней спиральной
динамики. Данный регламент построен на том, что сотрудники организации
должны принимать решения в производственных конфликтах с учетом
лучшего исхода для организации. То есть, имея разногласия, нужно подходить
к принятию решения объективно, а не просто доказывая, что их решение
лучше. В работе приведены примеры того, как данный регламент может быть
применен в организации.
Важно понимать, что применение данного регламента возможно лишь
в случае, когда организация готова осознанного управлять конфликтными
ситуациями. Только так можно будет достичь максимального эффекта и
пользы для организации. Для большей приверженности к эффективному
решению производственных конфликтов, была разработана политика, которой
стоит придерживаться и внедрять в свою организацию, а также описана
культура принятия сложных решений в конфликтных ситуациях.
Осознанное управление конфликтными ситуациями позволяет извлечь
из этих ситуаций наибольшую выгоду. Решение производственных
конфликтов с помощью предложенного регламента и политики, дает
возможность эффективного развития организации.
1.АгафоноваМ.С.,ПолянскаяУправлениеконфликтамив
организации // Современные наукоемкие технологии [Электронный ресурс].-
2014.- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-
organizatsii-4
2.Алиев В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. – М.:
Экономика, 2015. – 429 c.
3.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для
вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2014. — 591 с.
4.Анучин А.А. Управление конфликтом в менеджменте: менеджер
как медиатор // Журнал «Менеджмент сегодня», 2017. №4.
5.Бек Д., Ларсен Т. Спиральная динамика на практике. Модель
развитияличности,организацииичеловечества//Менеджменти
предпринимательство, 2019. –С. 78-84.
6.Бойчук, Н. И. Организация и нормирование труда: учебно-
методический комплекс / Н. И. Бойчук – ООО «Проспект», электронная версия
книги, 2016. -87с.
7.Братишко Ю. С. Роль корпоративной культуры при формировании
системы социальной ответственности фармацевтических предприятий//
Молодий вчений, 2014. – № 12 (15). – С. 232 – 239.
8.Богачева Т.В. Система мотивации как совокупность материальных
инематериальныхформвоздействиянаперсоналорганизации//
Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2017. – № 6. – С. 55-61.
9.Брылина И.В. Конфликтология: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том.
политехн. ун-т, 2015. 128 с
10.Бубякина Г.И. Рациональное поведение в конфликтахв
инновационной организации // Современные тенденции в экономике и
управлении: новый взгляд [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http
//elibrary.ru
11.Верхоробин В.И. Современные методы управления персоналом //
Деньги и кредит. 2016. – №8. – С.39-42.
12.Горбунов С.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. –
Н. Новгород: НГаС, 2016. – 286 с.
13.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость
личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.
14.Дятлов В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А.
Дятлов.- М.: ПРИОР, 2014. – 365 с.
15.Емельянов С.М.. Практикум по конфликтологии-2-е издание. . –
СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2017. – 233 с.
16.ИвановаЕ.Н.Идунаконфликт.«Разнимательная»
конфликтология. 2-е издание. – СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2015.
252 с.
17.Ивановская Л.В. Корпоративная культура и организационные
изменения / Л.В. Ивановская // Кадровый вестник. – 2016. – № 12. – С.21-28.
18.Ланг Л., Зигерт B. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика,
2015. — 335 с.
19.Лаптева Д.А. В Ставрополе урегулирован конфликт между
собственниками и управляющей компанией [Электронный ресурс] /
Ставропольское краевое информационное агентство, 25.04.2016. URL:
http://pobeda26.ru/novosti/v-stavropole-uregulirovan-konflikt-
mezhdusobstvennikami-zhilya-i-upravlyayushhej-kompaniej
20.Литвак М. Психологический вампиризм. Учебное пособие по
конфликтам // Учебное пособие, 2016. – С. 111-112.
21.Магомедов Г. М. Конфликты в организации: сущность и
особенности// Фундаментальные исследования, 2014. – № 8-1. – С. 234 -241.
22.МагомедовГ.М.Концептуальнаямодельуправления
конфликтами в организации// Фундаментальные исследования, 2014. – № 8-1.
– С. 228 – 234.
23.Милецкий В.П., Черезов Д.Н. Институты конфликторазрешения и
поддержка мира // Учебное пособие. – 2019. –С. 134-155.
24.МясницынР.В.Современныетехнологииурегулирования
конфликтов в организациях // Инновационная наука. – 2015. – № 1. – С. 102-
155.
25.Кибанова А.Я. Управление персоналом: теория и практика.
Управление конфликтами и стрессами, 2016. – С. 56-57.
26.Козилова Л.В Учебно-методическое пособие по дисциплине
«Конфликтология» Москва, 2014. – С.33.
27.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Норма,2014. –
180 с.
28.Пономаренко В. Практическая конфликтология: от конфронтации
к сотрудничеству. Издательство АСТ, 2019. – 235-238.
29.Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы
преодоления / Пер. с нем. — Харьков: Институт прикладной психологии
«Гуманитарный Центр», 2015. — 396 с.
30.Робетсон Б. Холакратия. Революционный подход в менеджменте
// Учебное пособие. – 2017. С. 23-36.
31.Скородумова Э. З. Конструктивное управление конфликтами в
организациикакпсихологическийфеномен//Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 261–265.
32.Социально-психологические методы практической работы в
коллективе: диагностика и воздействие. – М.: из-во МГУ, 2015. – 138 с
33.Тёрнер Д. Теоретическая и практическая конфликтология. Книга
2 // Исследования. -2019. –С.289.
34.Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликторогия // Учебное
издание. – 2016. –С. 145-151.
35.Шейнов В. Управление конфликтами // Учебное пособие. – 2014.
–С. 367-375.
36.Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их
возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент
инновационных технологий [Электронный ресурс]. 2013.-Режим доступа:
http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610
37.Коуон Кристофер К., Бек Дон Э. Спиральная динамика. Управляя
ценностями и изменениями в XXI веке // Психология. – 2010. – С. 45-56.
38.Дон Бек Спиральная динамика на практике. Модель развития
личности, организации и человечества. Москва: Альпина Паблишер , 2019. 409
с.
39.Организациибудущего//spiraldynamics.ruURL:
https://spiraldynamics.ru/spiralnaja-dinamika-opisanie-urovnej-chast-2-spiralnaja-
dinamika-opisanie-urovnej-chast-2/ (дата обращения: 01.05.2020).
40.Спиральная динамика и циклы организации // blog.iteam.ru URL:
https://blog.iteam.ru/spiralnaya-dinamika-i-tsikly-organizatsii/ (дата обращения:
06.05.2020).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!