Психологические факторы саморазвития и самообразования взрослых

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Живакова Мария Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено выявлению особенностей самообразовательной и саморазвивающей активности у взрослых людей. В исследовании приняли участие взрослые люди, в возрасте от 22 до 58 лет, получающие дополнительное образование: слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета философии и политологии, отделения конфликтологии (3 человека); студенты отделения ДО «Университета технологии и дизайна» (13 человек); слушатели учебного центра «Базис» (36 человек); слушатели вечерних курсов «Института иностранных языков» (14 человек); слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета психологии (15 человек). Самообразовательная активность участников исследования и их психологические характеристики изучались при помощи специально разработанной анкеты самообразовательной/саморазвивающей деятельности и стандартизированных психологических методик (методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; опросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, А. М. Эткинда, Е. А. Голынкина; опросник дифференциации направленной субъектной активности В.И. Гинецинского; методика Ш.Шварца на изучение ценностей личности и их анализа на уровне личности; диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина). В результате исследования были выявлены факторы, индуцирующие саморазвитие у взрослых, а также изучена различная степень включенности испытуемых в самообразовательную активность. Ключевые понятия: саморазвитие, самообразовательная активность, предикторы самообразовательной деятельности, степень вовлеченности в самообразовательную деятельность.

Феномен саморазвития стал активно изучаться с начала 2000гг. Можно сказать , что теоретическая проблематика довольно хорошо разработана. Сложность состоит лишь в том, что у различных авторов нет единого терминологического инструментария для эмпирического исследования данного феномена.
В.И.Слободчиков, В.Г.Маралов, М.А.Щукина, М.И. Фризен, А.А.Деркач, Д.А.Леонтьев в своих работах с разных сторон рассматривают процесс самостоятельного развития человека. Анализ многочисленной отечественной и зарубежной литературы по этой проблематики показывает, что исследование предикторов саморазвития изучен недостаточно хорошо, что порождает проблему запуска процесса саморазвития.
Несмотря на наличие большого количества работ на эту тему в последнее время , саморазвитие как явление выступает в них как некая самоочевидная ценность, для раскрытия которой используются многочисленные психолигические методики.
Само по себе саморазвития и сопутствующие ему понятия остаются аюстракциями, требующими перевода в практическую плоскость.На наш взгляд, теоретические наработки советской психологии ( С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев) и практика деятельностного подхода в психологии позволяют наиболее полно изучить данную проблематику.
Саморазвитие – целенаправленное изменение личности, осуществляемое управлением самой личности как субъекта развития. Субъектность личности играет здесь ключевую роль, т.к. способность быть субъектом свой жизни, быть автором изменений в собственной жизни актуализирует целый пласт личностных характеристик, которые традиционно понимаются как важнейшие критерии глубины и целостности личности.
Как правило, в актуализации саморазвития у отдельного человека заинтересованы педагоги, но здесь мы сталкиваемся как правило с изучением детской и пдростковой психики. Ряд статей посвящен саморазвитию студентов, что также говорит скорее о педагогической заинтересованности в успехах учащихся ( саморазвитие студентов ВУЗа). Психолого-педагогическое сопровождение – сфера наибольшей заинтересованности в саморазвитии. Здесь сходятся интересы педагога-психолога в развитии подопечного, заинтересованность образовательной системы в развитии сотрудника для повышения качества услуг и заинтересованность самого педагога-психолога в профессиональном и личностном развитии. В меньшей степени заинтересованность в саморазвитии проявляют общественные институты связанные с необходимостью развития и поддержки общественно значимых профессий – педагогов и врачей творческое саморазвитие учителя, саморазвитие медицинского работника).
Исследование саморазвития взрослых людей, находящихся вне структуры образовательный системы и не находящихся в профессиональной обусловленности саморазвития ( как педагоги, психологи, врачи) является сферой мало исследованной.
На наш взгляд исследование этого феномена заслуживает отдельного внимания так как концепция образования на протяжении всей жизни (Lifelong education) требует понимания какие механизмы позволяют взрослому человеку развиваться несмотря на повседневные противоречия. Практические наработки, большое количество разнообразных методик, помогающих человеку развиваться и становиться личностью, должны беть обоснованы эмпирическими исследованиями. Знание предикторов саморазвития позволяет на качественно ином уровне подбирать методы для актуализации самообразования взрослого человека.
Сморазвитие взрослого человека имеет свои проявления в реальной жизни. Потребности человека в развитии зачастую удовлетворяются самообразованием – приобретением систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала. Таким образом, самообразование является особым типом деятельности сопутствующим саморазвитию, детерминированным самом человеком и на всем его протяжении корректирующим его результат в соответствии с целями. В связи с этим, была выработана гипотеза о наличии личностных характеристик, которые обуславливают самообразовательную активность взрослого человека.
Целью исследования выступило изучение особенностей самообразования и саморазвития взрослых в контексте их активной повседневной жизни.
Объектом исследования стал процесс саморазвития и самообразования взрослых людей.
Предметом исследования стало изучение взаимосвязи личностных особенностей и степени включенности в самообразовательную деятельность.
В соответствии с целью исследования было необходимо решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы посвященной проблематике саморазвития и самообразования.
Найти методы изучения личностных характеристик взрослых.
Разработать анкету изучения самообразовательной деятельности взрослых людей.
На основе теоретического анализа организовать изучение испытуемых.
Провести анализ данных анкетирования.
Подобрать валидные методы эмпирического исследования.
Сопоставить данные анкетирования и данные писходиагостических методик для выявления значимых предикторов самообразовательной активности.
В качестве основной гипотезы выступило предположение о том, что существует такое сочетание личностных характеристик, которое обуславливает степень включенности взрослого человека в самообразование и саморазвитие.
Частные гипотезы:
Динамика включенности одного и того же человека в процесс саморазвития и самообразования различается в зависимости от уровня его самостоятельности/автономности и жизенстойкости.
Ключевыми личностными предикторами, обуславливающими уровень самообразования (степень включенности в процесс самообразования) и саморазвития (степень включенности в процесс саморазвития) является направленность субъектной активности и особенности самоактуализации личности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы: метод анкетирования и стандартные психодиагностические методики.
В исследовании принял участие 81 человек: слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета философии и политологии, отделения конфликтологии (3 человека); студенты отделения ДО «Университета технологии и дизайна» (13 человек); слушатели учебного центра «Базис» (36 человек); слушатели вечерних курсов «Института иностранных языков» (14 человек); слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета психологии (15 человек). Возраст участников – от 22 до 58 лет.
Структура диссертационной работы обусловлена логикой проведения исследования. В первой главе приведен теоретический обзор изучаемых феноменов, приведены данные исследований ученых в смежных областях. Рассмотрены различные подходы к изучению саморазвития и особенностей самообразования взрослых.
Во второй главе приведен обзор используемых методик и охарактеризована выборка испытуемых, выделены независимые переменные исследования.
В третьей главе приведены результаты и анализ эмпирического исследования.
В заключении диссертации сделаны общие выводы по проведенному исследованию.

В результате организации и проведения исследования можно заключить, что поставленные задачи научно-исследовательской работы решены полностью. Основная гипотеза исследования подтверждена.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в определении проявлений самообразовательной деятельности и саморазвития и в установлении предикторов самообразовательной активности взрослых людей.
Полученные данные могут быть использованы для актуализации саморазвития и самообразования взрослых. При системном подходе эти данные могут быть использованы для структурирования процесса развития взрослого человека и повышения качества жизни и благополучия взрослых.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Большая советская энциклопедия, т.22, М. 1975.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гинецинский В.И. Антропогогика. СпбГУ.2005.
Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-235.
Леонтьев А.Н О формировании способностей// Вопросы психологии. – 1960.
Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева, СПб.2005.
Маралов В. Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. 2017.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития // учеб. пособие для студентов пед. учреждений сред. проф. образования / В.Г. Маралов. Москва, 2004. Сер. Педагогическое образование (2-е изд., стер.)
Маралов В.Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (91). C. 72-76.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Соч., т. 3. М.,1955г.
Машарова Т.В. Развитие педагогических взглядов на сущность самообразования; самообразование как феномен в современной отечественной педагогике // материалы Межрегиональной научной конференции «Образовательный кластер региона: синтез обучения и личностного развития. Восточно-Европейский институт. 2017.
Низовских Н. А. Личностное саморазвитие человека: психосемантика и психотехника // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №7 С.182-183.
Плотницкая М.Р., Фризен М.А., Шучковская Е.С. Психологическая готовность личности к саморазвитию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 136-141.
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики)// Вопросы психологии / №4. 1986.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. , 1959, с. 122.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Развитие субъективности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов ; под общ. ред. В. Г. Щур. — М. : Школа-Пресс, 2000.
Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.
Современная психология мотивации. Под.ред. Д.А.Леонтьева. М.Смысл- 2002.
Фризен М.А. // Психология саморазвития : монография /; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. .
Фризен М.А. Феномен «саморазвития» в проблемном поле современной психологии//Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки» №1, (21)2013.
Щукина М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009.С.154-164
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Ardelt, M. (2008). Self-development through selflessness: The paradoxical process of growing wiser. Transcending Self-Interest: Psychological Explorations of the Quiet Ego., 221–233.
Balan V. et al. Physical Education–Longlife Learning Factor //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Т. 46. – С. 1328-1332.
Bevitt, S. (2015). Assessment innovation and student experience: a new assessment challenge and call for a multi-perspective approach to assessment research. Assessment & Evaluation in Higher Education, 40(1), 103–119.
Brookfield S. The getting of wisdom: What critically reflective teaching is and why it’s important //Becoming a critically reflective teacher. – 1995. – С. 1-28.
Cremers, P. H., Wals, A. E., Wesselink, R., Nieveen, N., & Mulder, M. (2014). Self-directed lifelong learning in hybrid learning configurations. International Journal of Lifelong Education, 33(2), 207-232.
Dave R. H. (ed.). Foundations of Lifelong Education: Studies in Lifelong Education. – 2014.
Houston D. K. et al. A long‐term intensive lifestyle intervention and physical function: The look AHEAD Movement and Memory Study //Obesity. – 2015. – Т. 23. – №. 1. – С. 77-84.
Kim Koh, J. B., & Wang, Q. (2012). Self-development. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, 3(5), 513–524. https://doi.org/10.1002/wcs.1187
Kitiashvili A., Tasker P. B. The relationship between attitudes, motives and participation of adults in continuing education: The case of Georgia. – 2016.
Kolb David A., Richard E. Boyatzis, and Charalampos Mainemelis. “Experiential learning theory: Previous research and new directions.” Perspectives on thinking, learning, and cognitive styles 1.8 (2001): 227-247.
Kolb, Alice Y., and David A. Kolb. “Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education.” Academy of management learning & education 4.2 (2005): 193-212.
Merriam S. B., Kee Y. Promoting community wellbeing: The case for lifelong learning for older adults //Adult Education Quarterly. – 2014. – Т. 64. – №. 2.
Merriam S. B., Kee Y. Promoting community wellbeing: The case for lifelong learning for older adults //Adult Education Quarterly. – 2014. – Т. 64. – №. 2. – С. 128-144.
Nesbit, Paul L. The Role of Self-Reflection, Emotional Management of Feedback, and Self-Regulation Processes in Self-Directed Leadership Development – Human Resource Development Review, 2012.
Rapp S. R., LaCroix A. Z., Shumaker S. A. Living Long and Living Well: Results from the Women’s Health Initiative //The Journals of Gerontology Series A: Biological Sciences and Medical Sciences. – 2015. – С. glv215.
Reichard, R. J., & Johnson, S. K. (2011). Leader self-development as organizational strategy. Leadership Quarterly, 22(1), 33–42.
Yamashita, T., López, E. B., Keene, J. R., & Kinney, J. M. (2015). Predictors of Adult Education Program Satisfaction in Urban Community-Dwelling Older Adults, 41(11), 825–838.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Психологические факторы саморазвития и самообразования взрослых»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Мотивационные ресурсы обеспечения баланса работы и личной жизни
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет