Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Кузнецова Алёна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Автор: Кузнецова Алёна Андреевна.
Тема выпускной квалификационной работы “Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра”.
Научный руководитель: Колосова Татьяна Александровна, к.пс.н, доцент.
Для изучения особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС), а также для разработки и апробации тренинга функциональной коммуникации было обследовано 16 детей с РАС, которые были разделены поровну на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа проходила цикл индивидуальных тренингов 2 раза в неделю в течение двух месяцев. После истечения срока было проведено контрольное обследование детей обеих групп. Исследование призвано доказать или опровергнуть эффективность тренинга функциональной коммуникации для развития коммуникативных навыков у младших школьников с РАС.
Обработка данных: анализ средних показателей, корреляционный анализ и качественный динамический анализ.
Результаты: коммуникативные навыки, показавшие наибольшее количество корреляций (навыки отказа, просьбы, требования внимания и другие), были выбраны в качестве коррекционных «мишеней». По результатам проведенного анализа данных до и после эксперимента тренинг функциональной коммуникации показал свою эффективность в развитии навыков просьбы, но уже известных предметов и действий, навыков социального взаимодействия и навыков задавания вопросов и проявления инициативы в процессе общения. Дальнейшие исследования использования тренинга функциональной коммуникации для развития навыков, требующих вербальных средств коммуникации, позволит более детально раскрыть возможности данной методики в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития коммуникативных
навыков у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Понятие «аутизм», история его изучения. Классификации
аутизма…………………………………………………………………7
1.2 Современные коррекционно-развивающие методики работы с
детьми с расстройствами аутистического спектра………………….18
1.3 Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра…………………………….23
1.4 Тренинга функциональной коммуникации, как методика, в рамках
VВА-терапии…………………………………………………………..27
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Объект исследования…………………………………………………31
2.2 План исследования……………………………………………………32
2.3 Применяемые методики………………………………………………33
2.4 План тренинга функциональной коммуникации……………………42
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
3.1 Анализ средних показателей…………………………………………43
3.2 Корреляционный анализ………………………………………………46
3.3 Индивидуальный качественный анализ динамики развития
коммуникативных навыков………………………………………………….49
Выводы………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………….55
Приложение………………………………………………………………….60

Актуальность:

Согласно международной классификации болезней десятого
пересмотра (МКБ 10) расстройства аутистического спектра (РАС)
включают ряд нарушений функций, связанных с созреванием центральной
нервной системы. Эти состояния характеризуются варьирующимся
сочетанием нарушения способности к социально-коммуникативному
взаимодействию ограниченным стереотипным повторяющимся набором
интересов и видов деятельности. Уровень распространения аутизма во всём
мире возрастает с каждым годом. По данным Всемирной организации
здравоохранения распространённость аутизма в 2005 году составляла 1
случай на 300 человек, в 2008г. – 1 случай на 150 человек, а в 2017 – 1 случай
на 50 человек. Такой колоссальный рост людей с расстройствами
аутистического спектра способствует быстрому развитию специфических
подходов к помощи людей с подобными состояниями.

Данное исследование проводилось с целью разработки и апробации
тренинга функциональной коммуникации для детей младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра. В рабочей гипотезе
выдвигалось предположение об эффективности проводимого тренинга для
развития важных для коммуникации навыков, развивающихся у
нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Для методики качественной диагностики выше упомянутых навыков
нами была разработана количественная оценка, которая позволяет
проводить эмпирически значимые исследования в сфере развития
коммуникации и социальных навыков у детей с различными нозологиями.
Была доказана результативность мероприятий, проводимых в рамках
тренинга функциональной коммуникации, в формировании навыков
просьбы, привлечения внимания, социального этикета, предложения чего-
либо другому, задавании вопросов и проявлений социальной инициативы.
Данные выводы имеют прикладной характер, позволяющий разрабатывать
эффективные коррекционно-развивающие программы на основе
разработанного тренинга.
Необходимо продолжать исследования в заданных направлениях, для
получения более детальных результатов.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2007. 400с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет