Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Кузнецова Алёна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Автор: Кузнецова Алёна Андреевна.
Тема выпускной квалификационной работы “Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра”.
Научный руководитель: Колосова Татьяна Александровна, к.пс.н, доцент.
Для изучения особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС), а также для разработки и апробации тренинга функциональной коммуникации было обследовано 16 детей с РАС, которые были разделены поровну на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа проходила цикл индивидуальных тренингов 2 раза в неделю в течение двух месяцев. После истечения срока было проведено контрольное обследование детей обеих групп. Исследование призвано доказать или опровергнуть эффективность тренинга функциональной коммуникации для развития коммуникативных навыков у младших школьников с РАС.
Обработка данных: анализ средних показателей, корреляционный анализ и качественный динамический анализ.
Результаты: коммуникативные навыки, показавшие наибольшее количество корреляций (навыки отказа, просьбы, требования внимания и другие), были выбраны в качестве коррекционных «мишеней». По результатам проведенного анализа данных до и после эксперимента тренинг функциональной коммуникации показал свою эффективность в развитии навыков просьбы, но уже известных предметов и действий, навыков социального взаимодействия и навыков задавания вопросов и проявления инициативы в процессе общения. Дальнейшие исследования использования тренинга функциональной коммуникации для развития навыков, требующих вербальных средств коммуникации, позволит более детально раскрыть возможности данной методики в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития коммуникативных
навыков у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Понятие «аутизм», история его изучения. Классификации
аутизма…………………………………………………………………7
1.2 Современные коррекционно-развивающие методики работы с
детьми с расстройствами аутистического спектра………………….18
1.3 Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра…………………………….23
1.4 Тренинга функциональной коммуникации, как методика, в рамках
VВА-терапии…………………………………………………………..27
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Объект исследования…………………………………………………31
2.2 План исследования……………………………………………………32
2.3 Применяемые методики………………………………………………33
2.4 План тренинга функциональной коммуникации……………………42
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
3.1 Анализ средних показателей…………………………………………43
3.2 Корреляционный анализ………………………………………………46
3.3 Индивидуальный качественный анализ динамики развития
коммуникативных навыков………………………………………………….49
Выводы………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………….55
Приложение………………………………………………………………….60

Актуальность:

Согласно международной классификации болезней десятого
пересмотра (МКБ 10) расстройства аутистического спектра (РАС)
включают ряд нарушений функций, связанных с созреванием центральной
нервной системы. Эти состояния характеризуются варьирующимся
сочетанием нарушения способности к социально-коммуникативному
взаимодействию ограниченным стереотипным повторяющимся набором
интересов и видов деятельности. Уровень распространения аутизма во всём
мире возрастает с каждым годом. По данным Всемирной организации
здравоохранения распространённость аутизма в 2005 году составляла 1
случай на 300 человек, в 2008г. – 1 случай на 150 человек, а в 2017 – 1 случай
на 50 человек. Такой колоссальный рост людей с расстройствами
аутистического спектра способствует быстрому развитию специфических
подходов к помощи людей с подобными состояниями.

Данное исследование проводилось с целью разработки и апробации
тренинга функциональной коммуникации для детей младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра. В рабочей гипотезе
выдвигалось предположение об эффективности проводимого тренинга для
развития важных для коммуникации навыков, развивающихся у
нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Для методики качественной диагностики выше упомянутых навыков
нами была разработана количественная оценка, которая позволяет
проводить эмпирически значимые исследования в сфере развития
коммуникации и социальных навыков у детей с различными нозологиями.
Была доказана результативность мероприятий, проводимых в рамках
тренинга функциональной коммуникации, в формировании навыков
просьбы, привлечения внимания, социального этикета, предложения чего-
либо другому, задавании вопросов и проявлений социальной инициативы.
Данные выводы имеют прикладной характер, позволяющий разрабатывать
эффективные коррекционно-развивающие программы на основе
разработанного тренинга.
Необходимо продолжать исследования в заданных направлениях, для
получения более детальных результатов.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2007. 400с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет