Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Кузнецова Алёна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Автор: Кузнецова Алёна Андреевна.
Тема выпускной квалификационной работы “Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра”.
Научный руководитель: Колосова Татьяна Александровна, к.пс.н, доцент.
Для изучения особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС), а также для разработки и апробации тренинга функциональной коммуникации было обследовано 16 детей с РАС, которые были разделены поровну на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа проходила цикл индивидуальных тренингов 2 раза в неделю в течение двух месяцев. После истечения срока было проведено контрольное обследование детей обеих групп. Исследование призвано доказать или опровергнуть эффективность тренинга функциональной коммуникации для развития коммуникативных навыков у младших школьников с РАС.
Обработка данных: анализ средних показателей, корреляционный анализ и качественный динамический анализ.
Результаты: коммуникативные навыки, показавшие наибольшее количество корреляций (навыки отказа, просьбы, требования внимания и другие), были выбраны в качестве коррекционных «мишеней». По результатам проведенного анализа данных до и после эксперимента тренинг функциональной коммуникации показал свою эффективность в развитии навыков просьбы, но уже известных предметов и действий, навыков социального взаимодействия и навыков задавания вопросов и проявления инициативы в процессе общения. Дальнейшие исследования использования тренинга функциональной коммуникации для развития навыков, требующих вербальных средств коммуникации, позволит более детально раскрыть возможности данной методики в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития коммуникативных
навыков у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Понятие «аутизм», история его изучения. Классификации
аутизма…………………………………………………………………7
1.2 Современные коррекционно-развивающие методики работы с
детьми с расстройствами аутистического спектра………………….18
1.3 Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра…………………………….23
1.4 Тренинга функциональной коммуникации, как методика, в рамках
VВА-терапии…………………………………………………………..27
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Объект исследования…………………………………………………31
2.2 План исследования……………………………………………………32
2.3 Применяемые методики………………………………………………33
2.4 План тренинга функциональной коммуникации……………………42
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
3.1 Анализ средних показателей…………………………………………43
3.2 Корреляционный анализ………………………………………………46
3.3 Индивидуальный качественный анализ динамики развития
коммуникативных навыков………………………………………………….49
Выводы………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………….55
Приложение………………………………………………………………….60

Актуальность:

Согласно международной классификации болезней десятого
пересмотра (МКБ 10) расстройства аутистического спектра (РАС)
включают ряд нарушений функций, связанных с созреванием центральной
нервной системы. Эти состояния характеризуются варьирующимся
сочетанием нарушения способности к социально-коммуникативному
взаимодействию ограниченным стереотипным повторяющимся набором
интересов и видов деятельности. Уровень распространения аутизма во всём
мире возрастает с каждым годом. По данным Всемирной организации
здравоохранения распространённость аутизма в 2005 году составляла 1
случай на 300 человек, в 2008г. – 1 случай на 150 человек, а в 2017 – 1 случай
на 50 человек. Такой колоссальный рост людей с расстройствами
аутистического спектра способствует быстрому развитию специфических
подходов к помощи людей с подобными состояниями.

Данное исследование проводилось с целью разработки и апробации
тренинга функциональной коммуникации для детей младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра. В рабочей гипотезе
выдвигалось предположение об эффективности проводимого тренинга для
развития важных для коммуникации навыков, развивающихся у
нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Для методики качественной диагностики выше упомянутых навыков
нами была разработана количественная оценка, которая позволяет
проводить эмпирически значимые исследования в сфере развития
коммуникации и социальных навыков у детей с различными нозологиями.
Была доказана результативность мероприятий, проводимых в рамках
тренинга функциональной коммуникации, в формировании навыков
просьбы, привлечения внимания, социального этикета, предложения чего-
либо другому, задавании вопросов и проявлений социальной инициативы.
Данные выводы имеют прикладной характер, позволяющий разрабатывать
эффективные коррекционно-развивающие программы на основе
разработанного тренинга.
Необходимо продолжать исследования в заданных направлениях, для
получения более детальных результатов.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2007. 400с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет