Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Кузнецова Алёна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Автор: Кузнецова Алёна Андреевна.
Тема выпускной квалификационной работы “Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра”.
Научный руководитель: Колосова Татьяна Александровна, к.пс.н, доцент.
Для изучения особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС), а также для разработки и апробации тренинга функциональной коммуникации было обследовано 16 детей с РАС, которые были разделены поровну на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа проходила цикл индивидуальных тренингов 2 раза в неделю в течение двух месяцев. После истечения срока было проведено контрольное обследование детей обеих групп. Исследование призвано доказать или опровергнуть эффективность тренинга функциональной коммуникации для развития коммуникативных навыков у младших школьников с РАС.
Обработка данных: анализ средних показателей, корреляционный анализ и качественный динамический анализ.
Результаты: коммуникативные навыки, показавшие наибольшее количество корреляций (навыки отказа, просьбы, требования внимания и другие), были выбраны в качестве коррекционных «мишеней». По результатам проведенного анализа данных до и после эксперимента тренинг функциональной коммуникации показал свою эффективность в развитии навыков просьбы, но уже известных предметов и действий, навыков социального взаимодействия и навыков задавания вопросов и проявления инициативы в процессе общения. Дальнейшие исследования использования тренинга функциональной коммуникации для развития навыков, требующих вербальных средств коммуникации, позволит более детально раскрыть возможности данной методики в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития коммуникативных
навыков у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Понятие «аутизм», история его изучения. Классификации
аутизма…………………………………………………………………7
1.2 Современные коррекционно-развивающие методики работы с
детьми с расстройствами аутистического спектра………………….18
1.3 Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра…………………………….23
1.4 Тренинга функциональной коммуникации, как методика, в рамках
VВА-терапии…………………………………………………………..27
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Объект исследования…………………………………………………31
2.2 План исследования……………………………………………………32
2.3 Применяемые методики………………………………………………33
2.4 План тренинга функциональной коммуникации……………………42
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
3.1 Анализ средних показателей…………………………………………43
3.2 Корреляционный анализ………………………………………………46
3.3 Индивидуальный качественный анализ динамики развития
коммуникативных навыков………………………………………………….49
Выводы………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………….55
Приложение………………………………………………………………….60

Актуальность:

Согласно международной классификации болезней десятого
пересмотра (МКБ 10) расстройства аутистического спектра (РАС)
включают ряд нарушений функций, связанных с созреванием центральной
нервной системы. Эти состояния характеризуются варьирующимся
сочетанием нарушения способности к социально-коммуникативному
взаимодействию ограниченным стереотипным повторяющимся набором
интересов и видов деятельности. Уровень распространения аутизма во всём
мире возрастает с каждым годом. По данным Всемирной организации
здравоохранения распространённость аутизма в 2005 году составляла 1
случай на 300 человек, в 2008г. – 1 случай на 150 человек, а в 2017 – 1 случай
на 50 человек. Такой колоссальный рост людей с расстройствами
аутистического спектра способствует быстрому развитию специфических
подходов к помощи людей с подобными состояниями.

Данное исследование проводилось с целью разработки и апробации
тренинга функциональной коммуникации для детей младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра. В рабочей гипотезе
выдвигалось предположение об эффективности проводимого тренинга для
развития важных для коммуникации навыков, развивающихся у
нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Для методики качественной диагностики выше упомянутых навыков
нами была разработана количественная оценка, которая позволяет
проводить эмпирически значимые исследования в сфере развития
коммуникации и социальных навыков у детей с различными нозологиями.
Была доказана результативность мероприятий, проводимых в рамках
тренинга функциональной коммуникации, в формировании навыков
просьбы, привлечения внимания, социального этикета, предложения чего-
либо другому, задавании вопросов и проявлений социальной инициативы.
Данные выводы имеют прикладной характер, позволяющий разрабатывать
эффективные коррекционно-развивающие программы на основе
разработанного тренинга.
Необходимо продолжать исследования в заданных направлениях, для
получения более детальных результатов.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2007. 400с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет