Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Кузнецова Алёна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Автор: Кузнецова Алёна Андреевна.
Тема выпускной квалификационной работы “Развитие навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра”.
Научный руководитель: Колосова Татьяна Александровна, к.пс.н, доцент.
Для изучения особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС), а также для разработки и апробации тренинга функциональной коммуникации было обследовано 16 детей с РАС, которые были разделены поровну на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа проходила цикл индивидуальных тренингов 2 раза в неделю в течение двух месяцев. После истечения срока было проведено контрольное обследование детей обеих групп. Исследование призвано доказать или опровергнуть эффективность тренинга функциональной коммуникации для развития коммуникативных навыков у младших школьников с РАС.
Обработка данных: анализ средних показателей, корреляционный анализ и качественный динамический анализ.
Результаты: коммуникативные навыки, показавшие наибольшее количество корреляций (навыки отказа, просьбы, требования внимания и другие), были выбраны в качестве коррекционных «мишеней». По результатам проведенного анализа данных до и после эксперимента тренинг функциональной коммуникации показал свою эффективность в развитии навыков просьбы, но уже известных предметов и действий, навыков социального взаимодействия и навыков задавания вопросов и проявления инициативы в процессе общения. Дальнейшие исследования использования тренинга функциональной коммуникации для развития навыков, требующих вербальных средств коммуникации, позволит более детально раскрыть возможности данной методики в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития коммуникативных
навыков у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Понятие «аутизм», история его изучения. Классификации
аутизма…………………………………………………………………7
1.2 Современные коррекционно-развивающие методики работы с
детьми с расстройствами аутистического спектра………………….18
1.3 Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с
расстройствами аутистического спектра…………………………….23
1.4 Тренинга функциональной коммуникации, как методика, в рамках
VВА-терапии…………………………………………………………..27
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Объект исследования…………………………………………………31
2.2 План исследования……………………………………………………32
2.3 Применяемые методики………………………………………………33
2.4 План тренинга функциональной коммуникации……………………42
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
3.1 Анализ средних показателей…………………………………………43
3.2 Корреляционный анализ………………………………………………46
3.3 Индивидуальный качественный анализ динамики развития
коммуникативных навыков………………………………………………….49
Выводы………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………….55
Приложение………………………………………………………………….60

Актуальность:

Согласно международной классификации болезней десятого
пересмотра (МКБ 10) расстройства аутистического спектра (РАС)
включают ряд нарушений функций, связанных с созреванием центральной
нервной системы. Эти состояния характеризуются варьирующимся
сочетанием нарушения способности к социально-коммуникативному
взаимодействию ограниченным стереотипным повторяющимся набором
интересов и видов деятельности. Уровень распространения аутизма во всём
мире возрастает с каждым годом. По данным Всемирной организации
здравоохранения распространённость аутизма в 2005 году составляла 1
случай на 300 человек, в 2008г. – 1 случай на 150 человек, а в 2017 – 1 случай
на 50 человек. Такой колоссальный рост людей с расстройствами
аутистического спектра способствует быстрому развитию специфических
подходов к помощи людей с подобными состояниями.

Данное исследование проводилось с целью разработки и апробации
тренинга функциональной коммуникации для детей младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра. В рабочей гипотезе
выдвигалось предположение об эффективности проводимого тренинга для
развития важных для коммуникации навыков, развивающихся у
нормотипичных детей до двухлетнего возраста.
Для методики качественной диагностики выше упомянутых навыков
нами была разработана количественная оценка, которая позволяет
проводить эмпирически значимые исследования в сфере развития
коммуникации и социальных навыков у детей с различными нозологиями.
Была доказана результативность мероприятий, проводимых в рамках
тренинга функциональной коммуникации, в формировании навыков
просьбы, привлечения внимания, социального этикета, предложения чего-
либо другому, задавании вопросов и проявлений социальной инициативы.
Данные выводы имеют прикладной характер, позволяющий разрабатывать
эффективные коррекционно-развивающие программы на основе
разработанного тренинга.
Необходимо продолжать исследования в заданных направлениях, для
получения более детальных результатов.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2007. 400с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет