Рекламные коммуникации в продвижении музыкальных брендов поп-музыки
Аннотация магистерской диссертации Ватаману Веры Алексеевны «РЕКЛАМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ БРЕНДОВ ПОП-МУЗЫКИ» «ADVERTISING COMMUNICATIONS IN CREATING POP MUSIC-BRAND» Н. рук. – Брындина Галина Всеволодовна, кандидат культурологии, доцент Направление подготовки – журналистика Профиль – реклама Ключевые слова: музыкальный шоу-бизнес, рекламные коммуникации, бренд, рекламные коммуникации в сфере поп-культуры, рекламная кампания, массовая культура, популярная музыка, имидж. Key words: musical show business, advertising communications, brand, advertising communications in the field of pop culture, advertising campaign, mass culture, popular music, image. Актуальность исследования. Музыкальное искусство всегда было особенным, так как его репрезентация в вербальных знаках (в том числе и в буквенной системе) осложнялась некинестетической природой музыкального произведения. На музыкальную индустрию современной жизни свой отпечаток накладывает популярная, массовая культура, которая упрощает процессы создания произведения. Развитие технологий (таких, как Интернет) приводит к перенасыщению музыкального рынка, существованию большого количества музыкальных брендов и практически неконтролируемому появлению новых. В сложившейся ситуации деятелям музыкальной индустрии необходимо заявлять о себе, чтобы быть замеченными. С этой целью они и прибегают к рекламным коммуникациям. Но в данном случае появляется проблема взаимодействия нематериальной составляющей (искусства) и материальной (бизнеса). С одной стороны, часто для крупных музыкальных корпораций не так важно создание музыки, сколько продажа (в том числе и с помощью рекламы) примитивного музыкального контента и привлекательных образов. Но, с другой, рекламные коммуникации помогают талантливым, но неизвестным музыкантам продвигать своё творчество, что обеспечивает существование альтернативной музыкальной сцены. Научная новизна нашего исследования заключается в осмыслении накопленного опыта в сфере музыкального продвижения и попытке сформулировать новейшие принципы процесса рекламирования брендов поп-музыки как за рубежом, так и в нашей стране. Апробация исследования. Особенности трансляции музыкального творчества на массовую аудиторию было начато в выпускной квалификационной работе бакалавра «Особенности современной музыкальной журналистики (на примере изданий Америки, Великобритании и России)». Некоторые результаты настоящего магистерского исследования были представлены на Международной научной конференции «Ломоносов» (Москва, 9-13 апреля 2018 года), а также на Международной научно-практической конференции «Культура в фокусе научных парадигм» (Донецк, 3-4 апреля 2018 года). Цель настоящей работы заключается в выявлении и изучении рекламных коммуникаций в сфере популярной музыки и определении принципов формирования и продвижения брендов данной индустрии. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: – дать характеристику музыке как специфическому виду искусства и объекту продвижения; – изучить процессы, происходящие в современном обществе и музыкальной индустрии и обуславливающие необходимость привлечения рекламных коммуникаций; – изучить понятие «бренд» и определить рекламные коммуникации, направленные на его продвижение; – проанализировать рекламные коммуникации, участвующие в создании уже существующих зарубежных и российских брендов; – составить рекламную кампанию, направленную на продвижение музыкального петербургского бренда Amy Pieterse. Объектом нашего исследования стала российская и зарубежная музыкальная индустрия, сфера распространения популярной музыкальной продукции. В качестве предмета способы продвижения музыкальных брендов, выраженные в рекламных коммуникациях, обеспечивающих сбыт музыкальной продукции. . Теоретическую базу составили работы по музыковедению, культурологии, социологии, философии, рекламе и берндингу, в том числе работы таких крупных учёных, как Ж. Бодрийяр, М. Маклюэн, Э. Дюркгейм, Ф. Котлер, М. Вебер, Т. Лэтроп, Д. Петтигрю, а также российских исследователей А.В. Крыловой, О.А. Феофанова, Д.В. Ольшанского, Е.В. Ромата и многих других. Методы исследования. Исторический метод, теоретический анализ, компаративный. В процессе работы с эмпирическим материалом мы обратились к таким методам как контент-анализ, сравнительно-типологический анализ, конкурентный анализ, SWOT-анализ и фокус-группа. Эмпирическую базу составили рекламные материалы, направленные на продвижение зарубежных и отечественных музыкальных брендов, распространяемые по различным массовым каналам (через СМИ, Интернет, наружные носители) и представленные во всем многообразии форм (афиши, анонсы, рецензии, топ-чарты, тизер-трейлеры, синглы, клипы). Всего в рамках работы мы исследовали 30 молодых музыкальных проектов. Структура работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы и приложений A и B. В первой главе исследуется своеобразия музыки как объекта рекламного продвижения, а также социально-культурные трансформации, влияющие на процесс продвижения музыкального бренда. Вторая глава посвящена рекламе в сфере музыкального искусства. В третьей главе представлен анализ эмпирической базы, состоящий из двух частей – исследования процесса продвижения средствами рекламы уже существующих популярных музыкальных брендов, а также описания возможных рекламных коммуникаций, направленных на продвижение малоизвестного музыкального проекта. Положения, выносимые на защиту: 1. Музыкальное произведение – специфический продукт сферы искусства и объект продвижения, который накладывает свои требования на рекламную деятельность; 2. Реклама, журналистика и культура сближаются в рамках массовой коммуникации: они могут имплицитно проникать друг в друга, увеличивая эффект от использования разных средств репрезентации и продвижения творчества; 3. Основа рекламных коммуникаций – имидж, носителем которого могут выступать исполнитель (в группе музыкантов – фронтмен), продюсер и лейбл; 4. Имидж фронтмена – синтез харизмы, архетипа и мифа; синтез реальности и ирреальности; синтез личности исполнителя, рекламного имиджа и образа лирического героя. Это позволяет использовать противоположные по эффекту рекламные приёмы. 5. Продвижение бренда происходит на нескольких уровнях (творческая составляющая, имидж исполнителя и репутация лейбла). Основные поводы для выхода рекламного сообщения: анонс альбома, выход сингла, релиз альбома (и его презентация), анонс концертов и концертный тур. А основные формы подачи рекламного сообщения: имиджевая реклама, вирусная реклама, тизерная реклама, шоковая реклама. 6. Зарубежные рекламные кампании музыкальных брендов более интенсивны, что объясняется не только активной конкурентной борьбой и наличием профильных изданий, освещающих музыкальные проекты, но и особенностью законодательства об охране авторских права. У слушателя практически нет возможности бесплатно прослушать песню, поэтому маркетинговые коммуникации часто единственная возможность ознакомиться с композицией.
С развитием массового общества и массовой культуры количество продукции – как в материальной, так и в духовной сфере – увеличивается всё стремительнее. На современном этапе можно отметить коммерциализацию сферы искусства, когда культурная продукция становится товаром. Популярная музыка, будучи частью искусства, становится благодатной почвой для развития в искусстве товарно-денежных отношений. Люди платят за готовый продукт – альбом, концерт или песню, тщательно раскрученные и разрекламированные. При этом в современной музыкальной культуре готовый продукт – это не столько музыкальная составляющая, сколько синтез звука, визуального сопровождения (музыкальный клип, концертное шоу и так далее) и имиджа исполнителей.
В условиях перенасыщенности сферы искусства произведениями, поступающими во внешнюю массовую среду через различные каналы информации (радио, телевидение и, особенно, Интернет); в условиях глобализации, влияющей на способ взаимодействия человека с произведениями искусства; а также в условиях интерактивности, когда каждый пользователь сети Интернет может создать своё произведение искусства, необходимо не только уметь создать творчески качественный продукт, но и правильно подать его массовой аудитории. Для этого в сферу искусства, в том числе и музыкального, привлекаются различные маркетинговые коммуникации, среди которых одно из важнейших мест занимает реклама.
Реклама оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, во многом определяя его образ жизни и потребительские предпочтения не только в материальной, но и в духовной сфере. Реклама указывает, не только на то, что надо употреблять в пищу, во что одеваться, но и как отдыхать, чем занять свой досуг, какую музыку слушать. Тем самым реклама стандартизирует не только предметы быта, но и сферу духовного потребления человека, привнося значительные изменения в сферу культуры и искусства.
Музыка является органичной составляющей культуры, самодостаточной областью художественного творчества, произведения которой оказывают уникальный эффект на слушателя, поэтому особенно востребованы в обществе. Исследователь М.С. Бондарева пишет: «Мы являемся свидетелями наиболее масштабного омассовления сферы музыки за всю историю ее существования. Музыка в своих самых разнообразных проявлениях заявляет о себе практически во всех сферах жизни современного общества, что позволяет говорить о подлинной музыкальной пандемии. Происходящие качественные изменения привели к формированию ранее не существовавшего социокультурного образования – звучащего, «омузыкаленного» социума». В подобных условиях необходимо наблюдать за процессом коммерциализации искусства (элементом этого процесса становится внедрение рекламы в духовную сферу), чтобы создавать посыл эффективный не только с точки зрения формирования спроса на музыкальный продукт, но и с точки зрения формирования ценностных и эстетических ориентиров общества.
В музыкальном менеджменте продвижение рассматривается как создание продукта массового спроса и доведении музыкального продукта (альбома, песни, концерта) до массового потребителя. Речь идет о популяризации и «раскрутке» исполнителя или коллектива через создание успешного имиджа. Успешность продвижения музыкального бренда зависит от правильно организованной рекламной кампании, выстраивания стратегических коммуникаций с аудиторией слушателей.
Новые технологии дают исполнителям широкие возможности для создания уникального, необычного звучания, но популярная музыка, наоборот, с каждым годом становится всё более стандартизированной и шаблонной, теряет функцию формирования музыкального вкуса у аудитории. Именно поп-культура, транслируемая всеми средствами массовой коммуникации, оказывает самое широкое влияние на общество, способствуя примитивизации широких слоёв слушателей.
Продукт популярной музыки часто перестаёт быть искусством, результатом творческого поиска, выпадает из сферы эстетического и становится продуктом ежедневного потребления. При этом классическая музыка различных направлений либо не рекламируется вообще, либо в очень скромных объёмах. Синтез элементов популярной и альтернативной музыки более известен кругу слушателей, но благодаря своему звучанию, а не дополнительным рекламным коммуникациям. Как правило, к маркетинговым средствам активно апеллируют музыкальные продюсеры крупных лейблов, чтобы привлечь к подопечным исполнителям внимание ещё не вовлечённой аудитории. Поэтому популярное становится ещё более популярным, а менее известные исполнители становятся ещё менее известными, так как их вытесняет популярное, массовое.
Искусство в подобном окружении, становясь массовым, модифицируется, меняются его функции и задачи, и, в конце концов, оно само становится рекламным каналом. «Глобальные коммерческие СМК, – пишет социолог В.В. Касьянов. – Распространяют в первую очередь ту культурную продукцию, которая обеспечивает продвижение товаров…». Таким образом, произведения искусства становятся частью креативной концепции рекламной кампании, фоном для презентации продукта, элементом бренда и так далее. В этом аспекте мы говорим о рекламно-культурной интеграции, так как произведение искусства не является основным объектом продвижения, а играет лишь вспомогательную роль для продвижения того или иного товара.
Кроме того, как мы уже отметили, с развитием процесса коммерциализации искусства, культурная продукция сама становится товаром. «Массовая культура однородна, стандартизована, предсказуема и совершенно не отличается от других форм производства: культурный продукт – такой же товар, как машины или обувь». Именно в этом аспекте мы и будем говорить о рекламе с сфере популярной музыки.
Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью использования рекламных коммуникаций в продвижении продукта музыкального искусства. Однако культурная сфера накладывает свои особенности на рекламный процесс, которые необходимо учитывать, чтобы создать качественный музыкальный бренд. Эти особенности мы и постараемся выделить и изучить в данной научной работе.
Рекламному продвижению музыкальных брендов посвящено немного научных исследований. Наша работа будет отличаться от существующих тем, что в ходе анализа эмпирического материала мы попытаемся проследить и сравнить процесс рекламного продвижения зарубежных и отечественных музыкальных проектов. Кроме того, мы попытаемся разработать уникальный проект для музыкальной группы из Санкт-Петербурга Amy Pieterse. В этом заключается новизна нашего исследования.
Объектом исследования стали российские и зарубежные музыкальные бренды.
Предмет данной работы – способы продвижения музыкальных брендов, выраженные в рекламных коммуникациях, обеспечивающих сбыт музыкальной продукции.
В связи с обозначенными объектом и предметом цель настоящей работы заключается в выявлении и изучении рекламных коммуникаций в сфере популярной музыки и определении принципов формирования и продвижения брендов данной индустрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику музыке как специфическому виду искусства и объекту продвижения;
изучить процессы, происходящие в современном обществе и музыкальной индустрии и обуславливающие необходимость привлечения рекламных коммуникаций;
изучить понятие музыкальный «бренд» и определить рекламные коммуникации, направленные на его продвижение; проанализировать рекламные коммуникации, участвующие в создании уже существующих зарубежных и российских брендов;
составить рекламную кампанию, направленную на продвижение музыкального бренда Amy Pieterse.
Теоретическую базу исследования составили научные работы сферы культуры, музыкального искусства, рекламы и брендинга. Процессы трансформации музыкальной культуры в современном массовом обществе и распространение рекламных коммуникаций в сфере искусства мы постарались проследить с помощью трудов таких исследователей как: А. Мидлер, Ж. Бодрийяр, А. Моль, В. Беньямин, Г. Герднер, Н.И. Киященко и М.С. Бондарева и некоторые другие. Кроме того, мы обратились к работам исследователей в области популярной культуры, таких как А.В. Костина, Н.С. Зырянова, П.А. Сорокин, Д.В. Ольшанский и другие.
Очень важны для нашей работы труды, исследующие рекламные коммуникации в сфере искусства. Для освещения данного аспекта темы мы обратились к исследователям в области арт-менеджмента: Ф. Колберу, Ж. Нантэлю, Д. Ричу, Я. С. Матковской, Н.Н. Королёвой, С. Корнеевой. Более подробно трансформацию рекламных форм в продвижении объектов массовой культуры мы изучили с помощью фундаментальных работ теоретиков рекламы: Ф. Котлера, Е.В. Ромата, К. Хопкинса, О.А. Феофанова.
Особенности брендинга в сфере искусства и продвижения продуктов музыкальной индустрии изучали учёные из самых разных научных сфер: рекламы, культурологии, музыковедении и так далее. Основными для нашей работы стали труды А.В. Крыловой, Г.Л. Тульчинского, А. Притчина, О.Н. Кобцева, Н.Д. Романова, Д.С. Овсепяна, И.Д. Новгородцева, Т. Лэтропа, Д. Петтигрю, О.В. Синеокого (в рамках музыкального продвижения), а также А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина, М. Полиенко (в рамках брендинга) и других.
Не менее важны труды исследователей по отдельным аспектам рекламы в сфере музыкального искусства: о концепции харизмы – М. Вебера и Д. Б. Гениндоржиева; об архетипах – К. И. Белоусова и Е. В. Тетерина; о шокирующей приёмах в рекламе – И. В. Грошева и Л. В. Морозова; об особенностях афиши и рецензии в продвижении музыкальных событий – У. Перси, И.Л. Викентьева, О.И. Десюкевича; о тизерной рекламе – Д. А. Полякова и Д. А. Радушинского и многих других.
Также хотелось бы отметить, что для изучения феномена массовизации общества и его культуры, а также формирования общества потребления мы обратились к некоторым программным исследованиям XX века. Именно в прошлом столетии начинает развиваться массовое общество, поэтому работы Э. Дюркгейма, Э. Фромма, М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра, О. Шпенглера, Г. Макрузе и некоторых других учёных помогают понять причины, которые повлекли становление популярной музыки и необходимость использования рекламных коммуникаций в искусстве.
В основу методологии работы был положен комплексный подход, в рамках которого мы использовали общенаучные (исторический метод, теоретический анализ) и культурологические методы (компаративный метод). В процессе работы с эмпирическим материалом мы обратились к таким методам как контент-анализ, сравнительно-типологический анализ, конкурентный анализ, SWOT-анализ и фокус-группа.
Эмпирическую базу исследования составили рекламные и рекламно-музыкальные материалы, направленные на продвижение зарубежных и отечественных молодых исполнителей. Всего мы исследовали рекламные коммуникации 30 музыкальных проектов, представленные в СМИ (в виде анонсов, рецензий), наружной и Интернет-рекламе (афиши, рекламные посты), видеорекламе (тизер-трейлер, видеоклип, фильм-концерт), а также в виде специфических рекламно-музыкальных формах (сингл, концерт, тур).
Цели и задачи исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений A и В. Первая и вторая главы работы теоретические. Первая глава посвящены специфике музыкального творчества как объекта продвижения. Вторая глава раскрывает особенности рекламных коммуникаций в сфере искусства. В третьей главе мы применяем теоретические выводы в анализе эмпирической базы. Кроме того, последняя глава описывает проект автора работы по продвижению петербургского музыкального бренда Amy Pieterse.
Чтобы не допустить двусмысленности в толковании выводов нашего исследования, приведём некоторые основные понятия, которыми мы будем оперировать в данной научной работе:
Популярная культура – «область культуры, доступная для понимания представителями всех социальных слоёв и групп и получившая широкое распространение в обществе, в том числе в молодёжной среде».
Популярная музыка – «это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме… Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев – расчет на успех у массового слушателя».
На этапе развития СМК термин «популярная культура» неразрывно связан с понятием «массовая культура», который демонстрирует масштабы распространения незамысловатых форм искусства. Так, в западной социологической и философской литературе эти понятия отождествляются, однако их семантические поля не равны – первое понятие включает в себя второе. Поэтому определим и второй термин.
Массовая культура – «1. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культ. ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации (коммуникации). 2. Вид культуры, характеризующийся ориентацией на усреднённый массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчётом на коммерческий успех».
С термином «массовая культура» тесно связано понятие «массовой аудитории» как совокупности потребителей продуктов массовой культуры. Дадим определение целевой аудитории:
Массовая аудитория – «все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ – читатели газет, журналов и книг, радиослушатели и телезрители, пользователи Интернета и покупатели программ для компьютеров, посетители дискотек и покупатели пластинок, кассет и дисков со звуковыми и видеозаписями, посетители кинотеатров и т.д».
Кроме того, обратимся к основным терминам нашего исследования:
Рекламные коммуникации – «закодированное в тексте, звуке и цвете сообщение, которое адресовано потенциальному покупателю товара либо услуг, а также ответ на него… Благодаря такой коммуникации удаётся не только лишь познакомиться с различными видами товаров, но ещё и сформировать общественные стереотипы, ценности и стандарты. Другими словами – это инструмент для социокультурных преобразований».
Бренд – 1) «торговая марка товара или продукта в наиболее предпочтительном образе, имеющем высокую репутацию у потребителя»; 2) «знак, образ предмета или явление; имидж».
Теперь, когда мы определили основные положения нашей работы, мы можем перейти к её основной части.
Учебные пособия:
Антинази А. Энциклопедия социологии. М.; 2009.
Апполонов В. С., Виноградова А. И. Роль и значение музыки в молодежных субкультурах //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – Т. 2. – №. 11.
Атаева Т. А. Событийный маркетинг как инструмент продвижения товара и создания его имиджа //Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 9.
Белоусова К. И., Тетерина Е. В. Архетипы в рекламе //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – Т. 2. – №. 9.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. – 2006.
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла [Текст] / Ж. Бодрийяр — М.: Добросвет, 2000.
Бондарева М. С. Масскульт и музыка. Проблемы звучания и потребления //Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – Т. 14. – №. 4.
Бородулина Н. Ю., Макеева М. Н., Гуляева Е. А. Лингвистические средства в обеспечении продвижения вирусной рекламы //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №. 9-1 (75).
Ваниянц Д. Ю. Реклама в социальных сетях //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 6.
Вариясова Е. В. Лексические повторы как суггестивный приём в рекламных текстах (на материале экспериментальных рекламных текстов) //Актуальные проблемы современной науки. – 2012.
Вдовина М. Е., Савельева Е. П. Выразительные средства воздействия рекламы на аудиторию в контексте теории коммуникации Н. Лумана //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2011. – №. 2.
Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. – Манн, Иванов и Фербер, 2010.
Гениндоржиева Д. Б. Концепция харизмы Макса Вебера //Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – №. 5.
Геращенко Л. Л. Реклама как миф //Обсерватория куль туры. – 2006. – №. 2
Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом. – 1999.
Грошев И. В., Морозова Л. В. Особенности воздействия элементов шокирующей рекламы на поведение потребителя //Социальная психология и общество. – 2012. – №. 1
Десюкевич О. И. Композиционно-стилистические и дискурсивные характеристики жанра рецензии. – 2012.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Ефремова Т. Ф. Толковый словарь //М.: Дрофа. – 2000.
Еремеева А. В. Отождествление моды с современным искусством: новые возможности для продвижения //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2007. – Т. 175.
Зелинский С., Нагавкина Л. С., Фёдоров А. В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание: средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. – Скифия, 2008.
Зырянова Н. С. Особенности рекламного текста как средства коммуникации в обществе массового потребления //Социум и власть. – 2012. – №. 2 (34).
Иншакова Н. Помощник рекламиста, или Редактор ре- кламных текстов. – М.: МЦФЭР, 2005.
История музыки: Учебное пособие (для студентов немузыкальных специальностей факультета культуры и искусств) / Авт.- сост.: И.А. Никеева, Л.Р. Фаттахова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004.
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика //М.: Юнитидана. – 2005.
Касьянов В. В. Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №. 5.
Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек:
Издательство КРСУ. А. А. Князев. 2002.
Кобцева О. Н., Романова Н. Д., Овсепян Д. С. Музыкальный брэндинг //Редакционная коллегия: Юсупов РГ, доктор исторических наук; Ванесян АС, доктор медицинских наук; Калужина СА, доктор химических наук; Шляхов СМ, доктор физико-математических наук. – 2016.
Колбер Ф., Нантель Ж., Рич Д. Д. Маркетинг культуры и искусства //СПб.: Арт Пресс. – 2004.
Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – 2006.
Кончаловский А. Победа рынка над искусством //Российская газета. – 2005. – Т. 3694.
Корнеева С. Как зажигают” звезды”. – Издательский дом” Питер”, 2004.
Корсакова И. А. Онтологические характеристики музыки в структуре мироздания //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – №. 2-3.
Костарева А. М., Старкова Н. О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – №. 88.
Костина А. В. Популярная культура //Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №. 3.
Костылев С. В. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 1.
Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. – М.: Альпина Паблишер, 2011.
Кривоносов А., Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы пиарологии. – СПб.:Роза мира, 2008.
Крылова А. В. Реклама художественных событий //Проблемы музыкальной науки. – 2011. – №. 2.
Лимонов Э. Дисциплинарный санаторий. – СПб: Амфора, 2002.
Литвинцева Г. Ю. Реклама как направление массовой культуры //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №. 5-1.
Лэтроп, Т., Петтигрю Д. Промоушн музыкальных проектов // “Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт”. – М., 2008.
Маклюэн М. Законы медиа //История философии. – 2001. – №. 8.
Массовая культура. -М.: «Альфа-М», 2004.
Марочкина С. С., Вегенер Ю. С. Коммуникативные возможности героев рекламы //Омский научный вестник. – 2014. – №. 1 (125).
Матковская Я. С., Королева Н. Н. Арт-рынок: специфика, новые тенденции и перспективы развития //Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2014. – №. 4.
Муравьёва Н. С., Гурская Е. И. Вирусный маркетинг. – 2017.
Новгородцева И. Д. Музыкальный проект: специфика позиционирования и продвижения //Контентус. – 2016. – №. 1.
Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – Litres, 2017.
Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб: Питер, 2001.
Перси У. Афиша как средство художественной и маркетинговой коммуникации (эпоха стиля Модерн). – 2015.
Поляков Д. А., Радушинский Д. А. Инфографика и тизерная реклама–актуальные техники привлечения зрительского внимания //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №. 5-2.
Притчин А. Теоретические проблемы рекламы художественных событий. Эстетичский аспект: автореф. дис. … канд. философ. наук. – М., 1999.
Ромат Е. В. Реклама. – Издательский дом” Питер”, 2008.
Самсонова Т. П. Понятие «архетипическое» в культурной антропологии на материале музыкальной культуры //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – №. 11.
Синеокий О. В. Профессиональная продюсерская культура: право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии //Социодинамика. – 2015. – №. 4.
Соловьева В. Ю., Матвеева Н. Ю. Коммерциализация культуры в современном обществе //ББК 74.05 М75. – 2014. – С. 153.
Старовойт М. В. Лингвостилистические особенности текстов вирусной рекламы //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №. 8-1 (62).
Теременко Б. С. Реклама и современная культура //Общественные науки и современность. – 2002. – №. 1.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – Аспект Пресс, 2006.
Толкачев А. Реклама и PR в бизнесе. – Litres, 2017.
Ушаков Д. Толковый словарь современного русского языка. 100 000 слов и словосочетаний. – Litres, 2017.
Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России //СПб.: Питер. – 2000. – Т. 2003.
Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000.
Фромм Э. Бегство от свободы. – Litres, 2017.
Хевеши М. А. Массовое общество в XX веке //Социологические исследования. – 2001. – №. 7.
Хопкинс К. Моя жизнь в рекламе //М.: Эксмо. – 2010. – Т. 304.
Чернышов А. В. // ЭНЖ «Медиамузыка». — 2014. — № 3.
Шапинская Е. Н. Пространства эскапизма и бегство от повседневности: религия, любовь, искусство //Культура культуры. – 2017. – №. 3 (15).
Ягодкина М. В. и др. Реклама в коммуникационном процессе. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Издательский дом” Питер”, 2013.
Якина Л. Н. Буктрейлер культурное явление? //Человек в мире культуры. – 2014. – №.1.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!