Социальные представления молодежи о супергерое

Солнцева Ангелина Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена изучению особенностей социальных представлений молодёжи о супергерое. На сегодняшний день супергероика получила распространение по всему миру, Россия не стала исключением. Целью исследования являлось изучение особенностей социальных представлений современной молодёжи о супергерое. В исследовании участвовало 135 человек (62 мужчины и 73 женщины), относящихся к разным поколениям и являющихся учащейся молодёжью города Санкт-Петербурга. Изучаемая выборка разделена на два поколения Y – 1993-1999 год рождения (91 человек) и Z – 1999-2003 год рождения (44 человека). В результате контент-анализа и статистической обработки данных (коэффициента различий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, корреляционный анализ Спирмена) были получены следующие выводы. Подавляющее число респондентов не только знакомо с понятием «супергерой», но и регулярно или же время от времени, следит за выходом фильмов, комиксов, сериалов, где использован образ супергероя. Проведенный контент-анализ выявил, что социальные представления молодых россиян о супергерое не ограничиваются представлением о нём как о «сверхчеловеке» – супергерой должен, прежде всего, обладать интеллектуальным потенциалом, моральными качествами, быть смелым и уметь сопереживать. Полученные результаты, подтверждая актуальность изучаемой проблемы, дают возможности их практического применения и определяют дальнейшие пути её изучения в социально-психологических исследованиях.

Актуальность исследования обусловлена все более возрастающей популярностью феномена супергероя. Многие исследователи говорят о феномене супергероя как о современной мифологии. Древние греки в своих мифах представляли героев как идеальных сверхлюдей, которые, однако, обладали схожими с обычным человеком чертами: чувствами, слабостями и т.д. Историки отмечают, что именно через мифы можно увидеть, как развивалось общество того времени, в том числе и рассматриваются социальные представления человека о супергерое как об образце для подражания.
В условиях современного глобального общества географические границы мифов размываются. Супергероика, как продукт американской культуры, сегодня получила распространение по всему миру, Россия не стала исключением. Появившись в американских комиксах начала 20 века, супергерои сегодня – это уже массовое, глобальное явление. Ежегодно выпускаются фильмы, посвященные супергероям, существует множество Интернет-ресурсов, где поклонники супергероики создают виртуальные сообщества, общаются, объединяются. Массовость этой культуры обусловила то, что супергерой в современном мире представляет собой бренд, который востребован как среди подростков, так и среди взрослых.
Настоящее исследование посвящено проблеме включения его образа в социальный мир молодёжи, изучению социальных представлений о супергерое. Глобализация и трансформации социальных процессов, рост научно-технического прогресса значительно повлияли на процессы передачи социокультурного опыта между поколениями в современной России.

В работе был проведён теоретический анализ подходов к понятию социальных представлений, проанализировано понятие ценностей и смысложизненных ориентаций, раскрыта теория поколений. Также были проанализированы история и истоки становления героики, определена роль и функции героя в системе общественных отношений. В работе были описаны основные направления исследования супергероики, изучено становление феномена супергероя. На основе современных исследований определены наиболее узнаваемые, характерные черты современного супергероя, его отличительные особенности.
В работе были подтверждены ряд гипотез:
По результатам исследования было обнаружено, что супергероика действительно является популярной среди российской молодёжи. Большая часть опрошенных регулярно или время от времени следит за выходом фильмов, комиксов, сериалов, где использован образ супергероя.
Гипотеза: супергероика является популярной среди российской молодёжи личности, подтверждена.
Социальные представления молодёжи о супергерое статистически значимо не различается по полу.
Однако между представителями поколений Z и Y были обнаружены статистически значимые различия, связанные с превалированием поколенческих ценностей, также были обнаружены различия в предпочтении личностей, относимых к разряду супергероев. Согласно анализу средних значений, среди опрошенной молодёжи, наиболее предпочитаемыми ценностями стали «самостоятельность», «доброта», «гедонизм». Отвергаемыми ценностями стали «стимуляция», «власть», «традиции».
Статистически значимых различий между поколениями по показателям СЖО личности обнаружено не было. Таким образом, гипотеза: между представителями поколений Z и Y существуют различия, связанные с превалированием поколенческих ценностей и СЖО личности подтвердилась частично.
Обнаружены взаимосвязи между изучаемыми параметрами: результатами анкеты, опросника ценностей Шварца, теста смысложизненных ориентаций Д.А Леонтьева. Связь между предпочитаемыми респондентами персонажами, их качествами, ценностями и СЖО личности даёт более глубокое понимание о социальных преставлениях опрошенной молодёжи об образе современного супергероя, его качествах.
Проведенное научное изучение социальных представлений молодёжи о супергерое может быть полезно для выстраивания медиа такого героического образа, который будет отражать актуальные ценности молодёжи, их преставления о качествах характера, которыми должен обладать супергерой, а, следовательно, сделать его более привлекательным для целевой аудитории. Также представленные в работе результаты будут полезны для понимания образа лидера, который может пользоваться популярностью среди молодого поколения россиян.
Дальнейшая работа в области изучения социальных представлений о супергерое представляется довольно актуальной и интересной. Одним из вариантов дальнейшего изучения социальных представлений о супергерое может быть расширение и углубление данного исследования: изучить отношение к образу супергероя среди представителей других поколений, изучение специфики фанатской аудитории и их потребительских практик супергероики, изучение того, как формируется образ супергероя культурными индустриями.

Алексеев Д.С, Бекишева А.В Образ богатыря в эпосе киевской Руси и современный «супергерой» : сравнительный анализ // Вестник БГУ . 2012. №6. С.248-253
Алиев Р. Т. Дихотомия образов супергерой-суперзлодей в американских комиксах//Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
Алиев Р. Т. Дихотомия природного и техногенного в образах героев американских комиксов//Философия. Социология. Культурология. Астраханский государственный университет
Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учебных заведений. — 3-е изд. перераб. и доп. / Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 С.
Беляева К. А. Молодежные субкультуры: социально-философский феномен // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2010. №2.
Беляев Д.А. Древнегреческий герой как инвариант сверхчеловека в контексте генезиса античной культурыД // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики . 2011. №8-3. С.29-31.
Беляев Д.А Одиозно-натуралистические рецепции ницшеанской философии и идеи сверхчеловека в пространстве массового искусства// Аналитика культурологии . 2011. №21. С.141-145.
Бендас Т.В. Психология лидерства. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
Березовская С.С. Культурный герой: динамика развития // Вестн. Том. гос. ун-та . 2014. №387. С.75-83.
Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5-23.
Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал, 2010. Том. 0. № 3. C. С. 5-20.
Больц Н. Азбука медиа. / Пер. с нем. Л.Ионин, А.Черных. – М.: Европа, 2011. – 136 с. — ISBN 978-5-9739-0194-3 — Серия «Политучеба».
Борщ К.О Образ супергероя в американской культуре 20-21 века // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences . 2014. №5-6. С.63-65.
Боряз В. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1973.
Валиахметова Г. Н. Супергерои-мусульмане: комиксы против исламофобии и радикального исламизма / Г. Н. Валиахметова, Т. С. Климова // Уральское востоковедение : международный альманах. — Екатеринбург : [Изд-во Урал. ун-та], 2015. — Вып. 6. — С. 190-201.
Вебер Э. И. Ценностные ориентиры современной молодежи России // ИСОМ. 2011. №4.
Вербицкий Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии // Вестник ГУУ. 2015. №11.
Владленова И.В. Образ человека будещего: социальнофилософские исследования // Future Human Image . 2014. №2
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982, 504 с.
Дмитриева Д.Г. Век супергероев: Истоки, история, идеология американского комикса. – М.: Изотека, 2015. – 320 с.
Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. СПб.: Интерсоцис, 2008. 446 с.
Ионин Л.Г. Парад меньшинств. М., 2014
Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 – 70 с
Карчевская К.С. О проявлениях архетипических образов в мифических и кинематографических сюжетах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №101. С.332-335
Кошкин А. П., Мельков С. А. Герои и патриоты в современном кинематографе // Власть . 2011. №01. С.74-76.
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000
Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. – М.: Статут, 2007.-. 542с.
Костюк О. В. Особливості формування та трансформації релігійного міфу (релігієзнавчий аспект): дис. … канд. філос. наук. К., 2006. 170 с.
Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой = The Hero with thousand faces / пер. с англ. А. П. Хомик. — К., М.: Ваклер; Рефл-бук; АСТ, 1997. — 384 с.
Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001, 572 с.
Леонтьев. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд . – М.: Смысл, 2003. — 487 с.
Матецкая А. В. Социология культуры : учебное пособие / А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 317 с. — (Высшее образование).
Мещеркина, Е. Бытие Мужского Сознания: опыт реконструкции маскулинной идентичности среднего и рабочего класса // О муже(N)ственности: Сборник статей. Сост. С.А.Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – С. 268 – 287.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования
Михайловский Н.К., Герои и толпа: Борьба за индивидуальность Избранные труды по социологии в двух томах, Алетейя, СПб 1998 – 267 c.
Михельсон О. К. Археология поп-культуры: новая религиозность и мифологический код в семантическом поле блокбастера // Религиоведение. 2010.- № 4. – С. 56-62.
Московиси, С. От коллективных представлений к социальным / С. Московиси // Вопр. социологии. – М.,1992. – Т. 1. – № 2. – C. 82.
Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. -1995. – Т. 16. – № 1. – С. 3-18; – 1995. – Т. 16. -№ 2. – С. 3-14.
Найдорф М.И. «Герой культуры» в картине мира: к теории культурологического исследования // Вестник РХГА . 2013. №4. С.293-304.
Нюттен Ж. Н 982. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.
Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. №1
Обыденные представления молодежи о России в современном мире / И. Б. Бовина, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая и др. // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 2.
Панкратов Владимир Николаевич К вопросу о героизации, или кто, как и зачем формирует легендарную личность // Вестник МИЭП. 2015. №1 (18).
Петров Н.В, Федотов В.А. Миф как социально-исторический феномен// Вестник ЧГУ . 2014. №3. С.46-51
Погорелов А. Г., Погорелова Е. И. Процесс преодоления в мифах о герое // Известия ЮФУ. Технические науки . 2002. №1. С.161-166
Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб. : Питер, 2010. – 672 с.
Почебут Л.Г., Газогареева Е.Н. Социальные представления о лидерстве // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №1.
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010
Рягузова Елена Владимировна Герой как культурное означающее // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. №2.
Самойлова В. Е. Миф о герое и миф о супергерое // Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2012. №37. С.86-89
Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.
Тросби, Д. Т75 Экономика и культура [Текст] / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей.
Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Изд. группа «Прогресс-Литера», 1992. – 568с.
Хезмондалш, Д. Культурные индустрии [Текст] / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»
Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. — М. Прогресс – Универс, 1993, 346 с.
Цыркун Нина Александровна Супергерои комиксов и обратная сторона титанизма // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. №14
Чернобровкина С. В. Образ героя современных подростков // ОмГУ. 2013. №2.
Шевякова А.В. Культурный герой и трикстер: функциональные и онтологические сходства // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология . 2015. №1 (21). С.32-42.
Эко. У. Роль читателя: исследования по семиотике текста / У. Эко. – М.: Симпозиум: РГГУ, 2005. – 510 с.
Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости – М. : Рефл-бук, 1997 . – 330 с.
Юнг К. Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. — М.: Наука, 1993. — 192 с.
Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общей редакцией С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998. 127 c.
Шичанина Ю.В. Сверхчеловек как элитарный и массовый феномен современной культуры //Горизонты культуры: от массовой до элитарной. Материалы IXежегодной международной конференции 16-17 ноября 2007 года – СПб., Санкт-Петербургское философское общество. Роза мира. 2008.- 343 стр.
Abric J.-C. L’analyse structurale des représentations sociales // Les méthodes des sciences humaines / Sous la dir. S. Moscovici, F. Buschini. Paris: Presses Universitaires de France, 2003
Coogan, P. Superhero: The Secret Origin of a Genre / P. Coogan. – Austin: MonkeyBrain Books, 2006. – 290 p.
Doise W. Human rights studied as normative social representations // Representations of the social: bridging theoretical traditions / Ed. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers, 2001.
Jodelet D. Représentation sociale // Grand dictionnaire de la psychologie. Paris : Larousse, 1991.
Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values. London, 1980. 475 р.
Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values. London, 1980. 475 р.
McCloud, S. Understanding Comics / S. McCloud. – NY.: WILLIAM MORROW, 1993. – 216 p.
MERVI MIETTINEN Truth, Justice, and the American Way? The Popular Geopolitics of American Identity in Contemporary Superhero Comics.
Moscovici, S. Foreword // C. Herzlich Health and Illness: A Social Psychological Analysis / S. Moscovici. – London: Academic Press, 1973. – P. 3 17.
Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Farr R., Moscovici S. (eds.). Social Representations. — Cambridge ; Paris, 1984
Scott LaBarge. Heroism: Why Heroes are Important URL: http://www.scu.edu/ethics/publications/ethicsoutlook/2005/heroes.html.
Superheroes and Philosophy / Eds. T. Morris, M. Morris. – Illions: Open Court, 2005. – 281p.
Wright, B.W. Comic Book Nation: The Transformation of Youth Culture in America / B.W. Wright. – Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 2003. – 344 p.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет