Специфика музеефикации нематериального культурного наследия: популярная музыка как объект музейной экспозиции

Уляшева Софья Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Объект исследования данной работы популярная музыка в рамках музейного пространства. Цель – выявление специфики популярной музыки как объекта музейной экспозиции. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: 1. Определить профильную группу музеев, которая выбирает в качестве объекта экспозиции популярную музыку; 2. Изучить историю музеев, посвященных популярной музыке, причины их появления; 3. Изучить современную литературы, освящающей проблему популярной музыки в музейной экспозиции; 4. Выделить проблемы, которые встают перед музеями, посвященными популярной музыке, и предложить пути их решения. 5. Предложить на основе проведенного анализа зарубежного опыта некоторые рекомендации для создания научной концепции экспозиции отечественного музея популярной музыки (на примере “Первого национального музея рок-музыки”). Дипломная работа выполнена на 71 странице, состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе приведена история возникновения музеев, посвященных популярной музыке, причины их появления, а также дальнейшие перспективы таких музеев. Вторая посвящена методам, которые используются при экспонировании музыки в музее, и проблемам, с которыми сталкиваются музеи популярной музыки в процессе отбора предметов в коллекцию и создания экспозиции. Третья глава – попытка применить опыт зарубежных музеев – рекомендации к созданию концепции экспозиции музея “Первый национальный музей рок-музыки”. В библиографическом списке представлено 38 источников по теме исследования.

Музеефикация нематериальной культуры – одна из самый обсуждаемых проблем в современном музееведении. Повышенный интерес к ней тесно связан с потребностью сохранить культуру традиционного общества, вымирающие языки, исчезающие культурные практики, традиции и обычаи. В 2003 году была принята Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия, где было сформулировано принятое на настоящий момент определение, согласно которому нематериальное культурное наследие включает в себя “обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия”.
Однако нематериальное культурное наследие присутствует не только в традиционной культуре; музыка, песня, танец, различные культурные практики, а также перформанс и хэппенинг – все это можно отнести к нематериальной культуре XX – XXI веков.
Таким образом, нематериальное культурное наследие проникает не только в этнографический музей, но и в другие, самые разные музеи, в том числе музей современного искусства; музыкальный же музей не просто включает нематериальное культурное наследие в музейное пространство, а выбирает его в качестве объекта экспозиции. В рамках данного исследования мы рассматриваем те музеи, которые пытаются сохранить современное нематериальное наследие – популярную музыку.
Музеи, посвященные популярной музыке, открываются во всем мире. Последние годы их число только растет. Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной науке проблема музеефикации популярной музыки в достаточной степени не разработана. Российские ученые ранее не обращались к этой проблеме, работы зарубежных исследователей крайне немногочисленны.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью проблемы музеефикации популярной музыки как в российской, так и в зарубежной науке. При этом, растущее количество музеев популярной музыки говорит о необходимости более глубокого анализа проблем, возникающих перед музейными работниками при создании экспозиций.
Что касается существующей научной литературы, большинство фундаментальных трудов, так или иначе затрагивающих тему популярной музыки в музейном пространстве, посвящены проблеме уместности популярной музыки, как элемента массовой культуры, в музейном пространстве. Здесь важно упомянуть труды Т.Адама “The museum and popular culture”, К.Мура “Museums and Popular Culture”, Ф. Щрёдера “Twentieth – Century Popular Culture in Museums and Libraries”. Последние два также затрагивают важную проблему систематизации и каталогизации музейных предметов, относящихся к популярной культуре.
Фундаментальных трудов, посвященный непосредственно теме популярной музыки в музейном пространстве, к сожалению, до сих пор нет. Самая крупная работа, концентрирующаяся именно на этой теме – диссертация К. Пирри Адамс “When Media Becomes Form: Declining conventions of materiality, space, and audience in the popular music museum”. Также необходимо упомянуть ряд важных статей, посвященных различным проблемам, с которыми сталкивается музей популярной музыки: статьи Сары Бэкер “Curating popular music heritage: storytelling and narrative engagement in popular music museums and exhibitions” об экспозиционных методах, к которым прибегают музеи популярной музыки “The sound of music heritage: curating popular music in music museums and exhibitions”, посвященная проблеме звука и песни в пространстве музейной экспозиции; Марион Леонард “Exhibiting popular music: museum audiences, inclusion and social history” о музеях популярной музыки как агентах социальной инклюзии, “Constructing histories through material culture: Popular music, museums and collecting ” о проблеме комплектования коллекций.
При разработке рекомендаций для концепции “Первого национального музея рок-музыки” мы также изучили литературу, посвященную истории отечественной рок-музыки. Крупнейшие работы, посвященные этой теме – работы А. Троицкого “Рок в Союзе: 60 – е, 70 – е, 80 – е” и “Back in the USSR”, А. Бурлаки “Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде–Петербурге. 1965–2005”, А. Запесоцкого, А. Бурлаки “В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок»”.
Итак, предметом нашего исследования является нематериальное культурное наследие как объект музейной экспозиции. Объектом – популярная музыка в рамках музейного пространства.
Целью нашего исследования является выявление специфики популярной музыки как объекта музейной экспозиции.
В рамках исследования темы популярной музыки в музейном пространстве можно выделить целых ряд проблем. Во-первых, уместность массовой культуры в музее: является ли музеем институция, экспонирующая популярную музыку. Во-вторых, проблема комплектования коллекции, посвященной популярной музыки. В-третьих, проблема звука в музейном пространстве: как включить в статичную экспозицию песню, которая всегда имеет строгий хронометраж.
Задачи исследования:
Определить профильную группу музеев, которая выбирает в качестве объекта экспозиции популярную музыку;
Изучить историю музеев, посвященных популярной музыке;
Изучить современную литературы, освящающей проблему популярной музыки в музейной экспозиции;
Выделить проблемы, которые встают перед музеями, посвященными популярной музыке, и предложить пути их решения.
Предложить на основе проведенного анализа зарубежного опыта некоторые рекомендации для создания научной концепции отечественного музея популярной музыки (на примере “Первого национального музея рок-музыки”).
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе приведена история возникновения музеев, посвященных популярной музыке и причины их появления, их основные особенности. Вторая посвящена методам, которые используются при экспонировании музыки в музее, а также описанию проблем, с которыми сталкиваются музеи, посвященные популярной музыке, на этапе отбора предметов в коллекцию и создания экспозиции. Также здесь приведен краткий анализ экспозиций двух музеев: американского Зала славы Рок-н-Ролла и английского “Британский музейный опыт”. Третья глава – попытка применить опыт зарубежных музеев – рекомендации к созданию концепции экспозиции музея “Первый национальный музей рок-музыки” . В библиографическом списке представлено 38 источников по теме исследования, в том числе 17 на русском языке и 21 на английском, а также 6 интернет – источников. Общий объем дипломной работы составил 71 страница. Объем приложений 10 страниц.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для музеев, посвященных популярной музыке.

Вторая половина XX века существенно изменила музейный мир. Количество резко увеличивается, а вместе с ним появляется стремление зафиксировать в музейном пространстве как можно больше сфер жизнедеятельности человека. До этого времени практически не существовало мемориальных музеев, музеев быта, музеев какого-либо класса предметов или какого-либо явления. Однако эти учреждения не всегда соответствуют основным функциям и направлениям деятельности музея, представляя собой скорее досуговые или культурно-развлекательные центры.
В ходе нашего исследования мы изучили один из таких “новых” музеев – музей популярной музыки. Отечественная наука ранее не сталкивалась с этой группой музеев, так как в российском музейном мире на данный момент музеи популярной музыки существуют только в частном секторе и напоминают ностальгические музеи советского быта. Однако за рубежом профильная группа музеев популярной музыки активно развивается, экспозиционеры ищут способы представления популярной музыки в музейном пространстве.
Итак, на основании проделанного нами исследования мы предлагаем следующее определение музея популярной музыки:
Музей популярной музыки – это профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию реликвий популярной музыки. Музеи популярной музыки можно разделить на: музеи жанра, музеи личности/ей и музеи инструмента.
Музеи популярной музыки появляются в конце XX века. Среди причин их появления стоит выделить следующие:
1. Изменение роли музея, музейной философии: ориентация на “широкого посетителя” при создании музейной экспозиции. Появление “новой музеологии” и развитие концепции “нового музея”.
2. Изменение отношения к популярной культуре в научной среде в целом. Признание популярной культуры ценной и значимой для общества открыло для нее двери в музей.
3. Взросление поколения бэби-бумеров, которые теперь работают в сфере культуры и могут диктовать свои правила музеям.
4. Развитие новых технологий и появление новых возможностей в музейном пространстве дали возможность экспонировать музыку.
Удалось установить, что в ходе своей работы музей популярной музыки сталкивается с рядом специфических проблем, связанных в первую очередь с особенностями, которыми обладает популярная музыка.
На стадии создания коллекции музей популярной музыки неизбежно сталкивается с конфликтом элитарного и массового: уместен ли вообще предмет массовой культуры в музее? Массовое производство существенно влияет на восприятие ценности предметов. То, что произведено большими тиражами не воспринимаются как достойное сохранения и музеефикации. Представление о том, что массовое является «одноразовым», быстро забывается и бесследно исчезает – принято в обществе и редко подвергается сомнению. Следующая проблема, которая возникает при комплектовании коллекции – отбор действительно необходимых музейных предметов среди огромной массы материалов, имеющих отношение к популярной музыке. Каждый музей выбирает свои критерии отбора согласно своей концепции комплектования. Одним из основных способов, который музей использует для определения ценности предмета, служит его социальная и экономическая значимость в обществе. Стоит заметить, что для музейной экспозиции он не всегда оказывается выигрышным, потому что при этом опускается огромный пласт материала, имеющего отношение к популярной музыке (афиши, билеты, фан-арт, постеры, сувениры и др.). Стоит заметить, что именно этот материал позволяет включить музыку в культурно-исторический контекст.
При создании экспозиции центральная проблема, с которой сталкивается музей популярной музыки, является включение в экспозицию звука, песни. В ходе нашего исследования мы выяснили, что зарубежные музеи музыки используют один из трех способов включения звука в экспозицию: наушники, фоновое музыкальное сопровождение, специальные мультимедийные комнаты, дающие доступ к музыкальным архивам. Однако на практике оказывается, что гораздо важнее для экспозиционеров оказывается визуальная составляющая экспозиции, ведь невозможно представить популярное музыкальное наследие в музее без ссылки на другие аспекты культуры – литературу, историю, моду, язык и т.д., которые влияют или находятся под влиянием популярной музыки.
Популярная музыка в музее – сложная многогранная проблема, которая требует глубоких исследований. К сожалению, в рамках данной работы, нам удалось только обозначить лишь основные проблемные вопросы, которые еще предстоит решить. Однако, на наш взгляд, очевидно, что музей популярной музыки необходим современному музейному обществу: музыка важная составляющая современной культуры, рассказать о XXI веке, не затрагивая тему популярной музыки – невозможно.
Однако зарубежные музеи нередко слишком увлекаются современными технологиями и упрощают экспозицию до аттракциона. Так, на наш взгляд, происходит в музее “Британский музыкальный опыт”. Несомненно, множество учреждений в современном мире эксплуатирует понятие “музея” в рекламных целях, на деле же представляя собой лишь культурно-досуговые центры, однако мы убеждены, что популярная музыка как объект экспозиции – не приговор, и представить популярную музыку в музейном пространстве комплексно и интересно – возможно. Мы попытались дать некоторые рекомендации для создания концепции такого музея.
Необходимо, чтобы создание такого музея осуществлялось целой командой профессионалов: как музеологов, так и специалистов непосредственно по популярной музыке – социологов, культурологов и историков.
ПРИЛОЖЕНИЕ

рис. 1 Adam T. R. The museum and popular culture. – American Association for adult education, 1939. – №. 14. – c.74

рис. 2 Экспозиция музея “Зал славы кантри”, фотография взята с портала livejournal.com (URL: https://ic.pics.livejournal.com/tm_viluy/59882164/383201/383201_600.jpg)

рис. 3 Музей “Зал славы Рок-н-Ролла”
фотография взята с портала wikipedia.com
(URL: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Rock_and_Roll_Hall_of_Fame,_May_2016.jpg)

рис 4. Зал славы Рок-н-ролла после реэкспозиции 2012 года, рисунок взят с портала cleveland.com (URL: http://www.cleveland.com/popmusic/index.ssf/2012/03/a_look_inside_the_redesign_of.html)

рис. 5 Экспозиция музея Зал Славы Рок-н-Ролла
фотография взята с портала share.america.com (URL:https://share.america.gov/ohio-rock-n-roll-twins-and-roller-coasters/)

рис.6. Экспозиция музея “Зал славы Рок-н-Ролла”
фотография взята с официального сайта музея (URL: https://www.rockhall.com/british-invasion)

рис. 7 Экспозиция музея “Британский музейный опыт”
рисунок взят с официального сайта музея “Британский музейный опыт”. (URL: http://www.britishmusicexperience.com/plan-your-visit/galleries/)

рис. 8 Экспозиция музея “Британский музейный опыт”
рисунок взят с wikipedia.com (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:British_Music_Experience_LONDON.jpg)

рис. 9 Экспозиция Первого национального музея рок-музыки

рис. 10 Экспозиция Первого национального музея рок-музыки

Абрамов Р. Н. Музеефикация советского. Историческая травма или ностальгия //Человек. – 2013. – №. 5. – С. 99-111.
Адорно Т. Избранное: социология музыки //М., СПб. – 1999. – 445 с.
Адорно Т. Философия новой музыки //М.: Логос. – 2001. – 352 с.
Ананьев В. Г., Майоров А. В. Историко-бытовые музеи как культурная форма (по архивным материалам) //Вопросы музеологии. – 2010. – №. 1. – С. 50-56.
Ананьев В. Г. Лестерская школа музеологии: История, персоналии, идеи //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. – 2013. – №. 2. – С.127-134.
Бурлака А. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде–Петербурге. 1965–2005. – Litres, 2017. – Т. 3. – 519 с.
Дриккер А. С. Музейный бум как феномен демократической культуры //Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2012. – №. 3. – С. 10-14
Запесоцкий А. С., Бурлака А. П. В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок». – 1994 – 88 с
Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. – Музыка, 1994. – 160 с.
Костина А. В. Популярная культура //Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №. 3. – С. 213-215
Мастеница Е. Н. Историко-бытовые музеи как явление культуры 1920-х годов // Быт как фактор экстремального влияния на историко-психологические особенности поведения людей: материалы XXII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 17 – 18 декабря 2007. СПб., 2007. Ч. 2.
Невская Т. Н. Становление молодежной рок – культуры в СССР в конце 50 – х начале 80 – х годов XX века //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 77. – С.343-349
Семенченко Е. В. Поп-музыка как социально-психологическое явление: теоретический аспект //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №. 12-1. – С.181-183
Троицкий А. К. Рок в Союзе: 60 – е, 70 – е, 80 – е.. – Искусство — 1991 – 207 с.
Троицкий А.К. Back in the USSR. — СПб.: Амфора — 2007. — 261 с.
Валиева Ю. М. Сумерки” Сайгона”. – 2009.
Шидер М. Рок как часть целостного искусства //Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2002. – №. 6. – с. 118-122
Adam T. R. The museum and popular culture. – American Association for adult education, 1939. – №. 14. – 202с.
Andermann J., Arnold-de Simine S. Introduction: memory, community and the new museum //Theory, Culture & Society. – 2012. – Т. 29. – №. 1. – С. 3-13.
Baker S., Istvandity L., Nowak R. Curating popular music heritage: storytelling and narrative engagement in popular music museums and exhibitions //Museum Management and Curatorship. – 2016. – С. 1 – 17.
Baker S., Istvandity L., Nowak R. The sound of music heritage: curating popular music in music museums and exhibitions //International Journal of Heritage Studies. – 2016. – Т. 22. – №. 1. – С. 70 – 81.
Bedford L. Storytelling: The real work of museums //Curator: the museum journal. – 2001. – Т. 44. – №. 1. – С. 27 – 34.
Brabazon T., Mallinder S. Popping the museum: the cases of Sheffield and Preston //museum and society. – 2006. – Т. 4. – №. 2. – С. 96 – 112.
Hoppenstand G. Collecting popular culture //The Journal of Popular Culture. – 2004. – Т. 38. – №. 2. – С. 235 – 238.
Knell S. Altered values: searching for a new collecting. – na, 2004 –.40 с.
Leonard M. Exhibiting popular music: museum audiences, inclusion and social history //Journal of new music Research. – 2010. – Т. 39. – №. 2. – С. 171 – 181.
Leonard M. Constructing histories through material culture: Popular music, museums and collecting //Popular music history. – 2007. – Т. 2. – №. 2. – С. 147-167
Moore K. Museums and popular culture. – A&C Black, 2000. – 192с.
Pearce S. On collecting: An investigation into collecting in the European tradition. – Routledge, 2013. – С. 456
Pirrie Adams K. When Media Becomes Form: Declining conventions of materiality, space, and audience in the popular music museum : дис. – School of Museum Studies, 2016. – 267 с.
Reising R. The Secret Lives of Objects; The Secret Stories of Rock and Roll: Cleveland’s Rock and Roll Hall of Fame and Museum and Seattle’s Experience Music Project //American Quarterly. – 2001. – Т. 53. – №. 3. – С. 489 – 510.
Reynolds S. Retromania: Pop Culture’s addiction to its own past. – Macmillan, 2011.
Sadie J. A. Museums of Music: A Review of Musical Collections in the United Kingdom //Early Music, 1993.
Schroeder F. E. H. (ed.). Twentieth – Century Popular Culture in Museums and Libraries. – Popular Press, 1981 – 271 с.
Shuker R. Understanding popular music. – Routledge, 2013. – 284с.
Tagg P. Analysing popular music: theory, method and practice //Popular music. – 1982 – С.1-22
Thornton S. Strategies for reconstructing the popular past //Popular Music. – 1990. – Т. 9. – №. 1. – С. 87-95.
Zolberg V. L. Displayed art and performed music: selective innovation and the structure of artistic media //The Sociological Quarterly. – 1980. – Т. 21. – №. 2. – С. 219 – 231.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Речевые особенности детского радиоэфира
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Механизм франшизы в современном медиапродюсировании
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет