Управление нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной оранизации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 3
1.1 Понятие и сущность нравственного воспитания и нравственного развития детей 4-5 лет 3
1.2 Теория и практика управления нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации 3
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 3
ГЛАВА 2.ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА 3
2.1. Проектирование, ход и результаты формирующего эксперимента в ДОО «Сказка» 3
2.2. Методические рекомендации по управлению нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации 3
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
ПРИЛОЖЕНИЯ 3
Актуальность исследования. Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач в условиях дошкольного образования. Именно нравственное воспитание является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного образования.
Процесс нравственного воспитания рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, как одно из направлений личностного развития дошкольника. Сегодня существует общепринятый государственный образовательный стандарт дошкольного образования федерального уровня [58], имеющий направленность на объединенность процесса обучения и воспитания, сформированность ценностей духовно-нравственного и социокультурного характера, принятых в общественности правил и норм поведения человека, формирование культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
На этом основании, при изучении системы нравственного воспитания, главное место отводится методикам, формам и средствам, которые направлены на сформированность необходимых нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста.
Основной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является формирование у воспитанников нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни.
Степень разработанности проблемы.
Разные педагоги уделяли пристальное внимание вопросам нравственного воспитания детей. Такие педагоги как Выготский Л.С., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., считают, что период зарождаемости и сформированности этических ориентиров, нравственных норм и морали закладывается в дошкольном возрасте.
В настоящий момент времени многих исследователей волнует вопрос о нравственном воспитании детей, среди которых выделяются Попова В.В., Болотина Л.Р., Богдамова О.С., Логинова В.И., и Романова Л.И [9].
Рассматривая нравственное воспитание, Ларионовой С.О [58] в учебном пособии «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду», выделяется психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Автором приводится определение нравственного воспитания, выделяются и описываются методики, формы и средства по нравственному воспитанию дошкольников в рамках ДОО.
В работе Чекиной Е.В [106] «Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние» особое внимание автор уделяет исследованиям, таких авторов как: Архангельский Н.В, Болдырева Н.И. По мнению данных авторов, если исходить из когнитивного подхода, то под нравственным воспитанием подразумевается процесс сформированности самостоятельного суждения и устойчивых суждений в области нравственных норм, которые призваны производить регулирование взаимоотношений, а также определять содержательную характеристику нравственных ценностей.
О. С. Богданова и Л. И. Катаева в пособии «О нравственном воспитании детей» выражают мнение, что нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь [9].
Противоречия
В ходе теоретического анализа работ и обобщения педагогического опыта по изучаемой проблеме были выявлены противоречия между:
– требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДОО.
– о необходимости создания условий для нравственного развития детей 4-5 лет, формирования первоначальных представлений о нравственных ориентирах дошкольников, целенаправленная работа педагогов ДОО в направлении нравственной воспитанности дошкольников.
Проблема исследования: какова, эффективность системы управления нравственным воспитанием и как она отразится на развитии дошкольников.
Тема исследования: «Управление нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: создать систему управления нравственным воспитанием детей 4-5 лет в ДОО.
Задачи исследования
1. Уточнить определения понятий ” нравственное развитие детей”, ” “нравственное воспитание детей”, ” управление нравственным воспитанием”;
2. Определить критерии нравственного развития детей 4-5 лет.
3. На основе изучения и обобщения педагогического опыта выявить методы и средства нравственного воспитания детей в ДОО.
4. Разработать теоретическую модель управления нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации.
5. На основе теоретической модели создать программу управления нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации.
6. Проверить программу управления нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации в ходе формирующего эксперимента.
7. Разработать методические рекомендации по управлению нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: нравственное воспитание детей в ДОО.
Предмет исследования: управление нравственным воспитанием детей в ДОО.
База исследования: МБДОУ «Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования «Рязанский муниципальный район Рязанской области», дети 4-5 лет.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методологические подходы – психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретические основы – составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории нравственного воспитания дошкольников.
Методы научного исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ работ по проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; теоретическое моделирование.
2. Эмпирические методы: Методика «Закончи историю»; Методика «Сюжетные картинки»; Методика «Что мы ценим в людях»; Методика «Как поступать?»; наблюдение, формирующий эксперимент.
3. Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что система управления нравственным воспитанием детей в ДОО включает этапы: диагностический; аналитико-обобщающий; проектировочный; этап конструирования; этап организации разнообразных форм нравственного воспитания; этап итоговой диагностики; контрольно-оценочный этап; этап коррекции.
Научная новизна работы: создана система управления нравственным воспитанием детей в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
Теоретическая значимость: уточнены определения понятий “нравственное развитие детей”, “нравственное воспитание детей”, “управление нравственным воспитанием”; определены критерии нравственного развития детей 4-5 лет; на основе изучения и обобщения педагогического опыта выявить методы и средства нравственного воспитания детей в ДОО; разработана теоретическую модель управления нравственным воспитанием детей в дошкольной образовательной организации.
Практическое значение. Разработана программа и методические рекомендации по управлению нравственным воспитанием детей в ДОО.
Настоящая магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с. – ISBN 978-5-534-07731-5. – Текст: непосредственный.
2.Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/ Л.М. Аболин. – Казань: Изд-во КазГУ, 2014. – 320с.
3.Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности/ К.А. Абульханова-Славская. — М., 2012.
4.Абульханова, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова. — М.: Наука, 2013.
5.Абульханова, К. А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств/ К.А. Абульханова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. – Ч. 1. — М.: Институт психологии РАН, 2018. — С. 49-62.
6.Асмолов, А.Г. Деятельность и установка/ А.Г. Асмолов. – М., 2007. – 150 с.
7.Абраменкова, В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка / В. В. Абраменкова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2015. – Вып. 1. – С. 103-113. – ISBN 1991-6493. – Текст: непосредственный.
8.Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2012. – 461 с.
9.Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение, 2013. – 213 с.
10.Бабаева Т.И.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2019. – ISBN 978-5-906797-74-2. – Текст: непосредственный.
11.Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.
12.Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2014. – 318 c.
13.Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
14.Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2018. – 151 с. – ISBN 5-88081-148-4. – Текст: непосредственный.
15.Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. – ISBN 2072-0297 . – Текст: непосредственный.
16.Бениаминова, М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада / М.В. Бениаминова. – М.: Медицина, 2017. – 300 с. – ISBN 5-225-00821-6. – Текст: непосредственный.
17.Бурмистрова, Е. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет / Е. Бурмистрова. – М.: Дар, 2019. – 384 c. – ISBN 978-5-485-00570-2. – Текст: непосредственный.
18.Блюмкин, В.А. и др. Нравственное воспитание: философско-этические основы. / В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. – Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2013. -141с. – ISBN 5-7455-0327-0. – Текст: непосредственный.
19.Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. / Н.И. Болдырев. – М.: Педагогика, 2012. – 224с.
20.Буре Р.С. и др. Особенности формирования начал нравственной активности у детей дошкольного возраста / Р.С. Буре, Л.В. Крайнева /Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ дошк. восп. /отв. ред. Н.Н. Поддъяков. – М.: АПН СССР, 2010. – 84 с.
21.Богуславская, З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская; Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2016. – 215 с. – ISBN 5-09-003256-4. – Текст: непосредственный.
22.Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. – М., 2015. – 112 с.
23. Виноградова, Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет / Е. Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 1. – С. 47–56. – ISBN 1814-2052. – Текст: непосредственный.
24.Вендров, Е.Е. Психологические проблемы управления / Е.Е. Вендров. – М., 2009.
25. Вареца, Е.С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки/ Е.С.Вареца // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3 Педагогика и психология. – 2014 – № 4 С. 34-38. – ISBN 2074-1065. – Текст: непосредственный.
26.Ветлугина Н.А.Нравственное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина и др. Под ред.Н.А.Ветлугиной. М: Просвещение, 2014.
27.Веракса Н.Е.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2018. — 368 с. – ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст: непосредственный.
28.Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. – М.: КД Либроком, 2019. – 400 c.
29.Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2007. – 1008 с. – ISBN 5-04-004708-8. – Текст: непосредственный.
30. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П. Гаврилова – М.: Просвещение, 2013. – 117 с.
31.Гукин, Дэн. Воспитание детей / Дэн. Гукин. – М.: Диалектика, 2016. – 304 c.
32.Голоюс, Е.А. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок дошкольников: 19.00.07 :дисс. … кан. псих. наук / Е.А. Голоюс. – Саратов, 2019. – 236 с.
33. Дергунова Н. Проект «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» / Н. Дергунова / [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-nravstvenoe-
34. Жукова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми / Г.Н. Жукова. – М.: Гном и Д, 2016. – 205 с. – ISBN 5-296-00060-9. – Текст: непосредственный.
35. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2015. – 240 с. – ISBN 5-9268-0404-3 . – Текст: непосредственный.
36.Зосимовский, А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей/ А.В. Зосимовский. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 115 с.
37.Зосимовский, А.В. Формирование общественной направленности личности: дис. д-ра психол. наук / А.В. Зосимовский. – М., 2016.
38.Зосимовский, А.В. Критерии нравственной воспитанности / А.В. Зосимовский // Педагогика. -2009. – №11-12. – С. 22-25.
39.Иванова, В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье / В.М. Иванова. – М.: Знание, 2013. – 231 с.
40.Ибрагимова, У. Б. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / У. Б. Ибрагимова, Р. Т. Мейрбекова, Г. А. Умирзахова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1. – С. 8–12. – ISBN 2618-7159. – Текст: непосредственный.
41.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольное воспитание: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 416 . – ISBN 978-5-7695-8395-7. – Текст: непосредственный.
42.Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. – М.: Перспектива, 2020. – 903 c. – ISBN 5-94916-063-0. – Текст: непосредственный.
43.Каиров, А. И. Азбука нравственного воспитания / А. И. Каиров, О. С. Богданов. – М. : Просвещение, 2009. – 17 с.
44.Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. М. 2010.
45.Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 2014. – 176 с.
46. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. -№ 9. – 2017. – С. 98 – 101. – ISBN 5-7155-0125-3. – Текст: непосредственный.
47.Кузнецова Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников. / Под ред. Л.В. Кузнецовой; М.А. Панфиловой. – М.: Сфера, 2019. – 64с. – ISBN 5-89144-284-1. – Текст: непосредственный.
48.Калинина P.P. Знакомство с моральными качествами: Программа нравственного воспитания для старших дошкольников // Школьный психолог. 2013. – №17. – С.6-10.
49.Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л.Д. Короткова. – М., 2019. – 25 с.
50.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 135 с. – ISBN 978-5-4315-0133-3. – Текст: непосредственный.
51.Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 2015.
52.Короминас, Ф. Воспитание детей. Всему свое время / Ф. Короминас. – СПб.: Питер, 2018. – 352 c. – ISBN 978-5-4461-0344-7. – Текст: непосредственный.
53.Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников /С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Издательство Московского Университета, 2010. – 279 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!