Взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шлапак Екатерина Константиновна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Изучалась взаимосвязь психологических границ личности консультантов и их чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента. Обследовано 30 консультантов (опыт – от полугода до года, средний возраст – 23,4 г.). Испытуемые были поделены на 2 группы: с низко (18 человек) и высоко (12 человек) проницаемыми границами. Исследовались: Психологические границы личности (Опросники «Психологические границы» Э. Хартмана и «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер); личностные черты (Пятифакторный личностный опросник «Big5» (Р. МакКрае, П. Коста)); чувствительность консультанта к восприятию метакоммуникативных посланий клиента (Анализ видеофрагментов психологических консультаций; Анкета). Обработка данных: контент-анализ; математико-статистические методы исследования. Были получены следующие результаты: Консультанты с высоко проницаемыми границами меньше оберегают суверенность своего психологического пространства, однако лучше распознают метакоммуниктивные послания клиента. Высокий уровень суверенности психологического пространства связан с низкой чувствительностью консультанта к клиента, а проницаемость границ – напротив, с высокой степенью чувствительности консультанта к метакоммуниктивным послания клиента. Гипотезы исследования подтвердились.

Актуальность исследования. По мнению целого ряда исследователей, современные психологические исследования в настоящее время должны быть направлены не столько на поиск новых феноменов, факторов и закономерностей психической жизни человека, сколько на более глубокое, под новым углом зрения, познание уже существующего в науке [5].
Согласно анализу имеющихся научных исследований по проблемам развития личности можно сделать вывод, что, с одной стороны, интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. С другой стороны, еще не нашел своего полного разрешения ряд вопросов, затрагивающих различные аспекты интерперсонального взаимодействия в системе «Человек-Человек». Одним из механизмов такого взаимодействия выступает метакоммуникация, как паттерн интра- и интерпсихических действий, направленных на собственное Я и на фигуру значимого Другого, призванных дополнить дефицитарную самоценность и обеспечить подконтрольность симбиотической эмоциональной связи.
Особый интерес данный вопрос принимает в рамках психологического консультирования, в аспекте проблемы подготовки консультантов, поскольку именно благодаря чувствительности к метакоммуникационным (далее – МК) посланиям клиента специалист может оказать ему наиболее эффективную психологическую помощь.
С данной проблемой тесно связан вопрос психологических границ консультанта и его способности и готовности «встретиться» с эмоциональным миром другого человека. Таким образом, актуальной проблемой становится также исследование психологического пространства и возможностей изменения его границ в контексте психологического консультирования.
Постановка проблемы исследования психологических границ в отечественной психологии осуществляется в рамках рассмотрения внешних и внутренних границ как диаметрально противоположных по целям, направлению и механизмам развития.
Рассмотрение понятия «психологические границы» как гармоничного целого подразумевает их динамику по горизонтали (смещение от внешних барьеров к внутренним и обратно) и по вертикали (осознание своей индивидуальности и своего места в мире) [7].
В зарубежных исследованиях границы психологического пространства выступают действенным фактором в становлении личности и ее самореализации, определяют поле возможностей и потребностей человека, его образ Я, Я-концепцию; включенные в социальные нормы и правила способствуют социально-психологической адаптации личности.
В данной работе под психологическими границами личности будем понимать совокупность характеристик (личностных, ментальных, и эмоциональных) уникального индивида, которые определяют принципиальные различия между «Я», моим пространством и «Другим», его пространством [56].
С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство как субъективно значимый фрагмент бытия, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом. Оно является «суверенным, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным — если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности и разрушенным — если деструктивные влияния имели тотальный характер» [32].
Таким образом, проблема чувствительности консультанта к метакоммуникативным посланиям клиента и её связи с психологическими границами его личности является крайне актуальной для исследования и представляет интерес как для теоретической, так и для эмпирической психологии. На основании данной проблемы были сформулированы цели и задачи исследования.
Цель: изучить взаимосвязь психологических границ личности консультанта с его чувствительностью к метакоммуникативным посланиям клиента.
Объект исследования: психологические границы личности консультанта.
Предмет исследования: взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты понятия границ личности человека и их значение в процессе психологического консультирования;
Проанализировать теоретические подходы к изучению процесса коммуникации и феномена метакоммуникации в процессе психологического консультирования;
Выявить уровень проницаемости психологических границ личности консультантов;
Исследовать уровень чувствительности (распознавания) консультантов к метакоммуникативным посланиям клиента;
Сравнить чувствительность консультантов с разным уровнем проницаемости психологических границ к метакоммуникативным посланиям клиента;
Проанализировать взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента.

Нами было проведено исследование взаимосвязи психологических границ личности консультанта с его чувствительностью к метакоммуникативным посланиям клиента.
В ходе исследования были выполнены поставленные теоретические задачи: изучены теоретические аспекты понятия границ личности человека и их значение в процессе психологического консультирования; проанализированы теоретические подходы к изучению процесса коммуникации и феномена метакоммуникации в процессе психологического консультирования. Также были выполнены и эмпирические задачи: выявлен уровень проницаемости психологических границ личности консультантов; исследован уровень чувствительности (распознавания) консультантов к метакоммуникативным посланиям клиента; проведён сравнительный анализ чувствительности консультантов с разным уровнем проницаемости психологических границ к метакоммуникативным посланиям клиента; проанализирована взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента.
В качестве методов исследования нами использовались метод анализа психологической литературы, тестирование и опрос. Для количественного анализа полученных данных использовались методы математической статистики.
В ходе разработки дизайна исследования нами был подобран диагностический инструментарий для исследования психологических границ и личностных свойств.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Гипотеза о том, что консультанты с высоко проницаемыми границами личности будут более чувствительны к восприятию метакоммуникативных посланий клиента, чем консультанты с низкой проницаемостью границ, подтвердилась.
Гипотеза о том, что консультанты с высокой проницаемостью границ личности будут обладать более низкой суверенностью психологического пространства, чем респонденты с низкой проницаемостью границ, подтвердилась.
Гипотеза о том, что респонденты с высокой проницаемостью границ личности будут характеризоваться более высоким уровнем эмоциональности, экстраверсии и привязанности, чем респонденты с низкой проницаемостью границ, подтвердилась частично.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены новые особенности проявления границ личности консультанта в консультационном процессе, обнаружены ранее неисследованные взаимосвязи проницаемости психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента.
Полученные данные могут использоваться для обучения психологов-консультантов, а также самими консультантами с целью повышения эффективности их работы.

Арюхина Е.Н. Метакоммуникативные высказывания, управляющие содержательной стороной диалога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. №1.
Беляева И.Н. Особенности коммуникативного поведения и личностных характеристик специалистов по продажам в зависимости от уровня успешности / И. Н. Беляева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – №10. – С. 76-90.
Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. /Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. 2004. С.133–148.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., 1996. – 345 с.
Буравцова Н.В. Взаимосвязь психологического пространства личности и эмпатии студентов-педагогов и психологов // КПЖ. 2009. №9-10. С. 89-97.
Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. — 320 с.
Володина Ю.А. Проблема определения границ психологического пространства личности // Вестник БГУ. – 2010. – №1. – c. 136-141.
Гавра Д. Основы теории коммуникации / Д. Гавра. – Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб: Питер, 2011. – 288 с.
Ганцева Е.И. Подходы к определению границ личности в логико-философских исследованиях [Текст] / Е. И. Ганцева // Журнал практического психолога. – 2015. – № 4: Специальный выпуск: Психологические пространства и границы. – С. 5-8.
Ганцева Е.И. Психоаналитические подходы к пониманию психологических границ личности [Текст] / Е. И. Ганцева // Журнал практического психолога. – 2015. – № 4: Специальный выпуск: Психологические пространства и границы. – С. 9-13.
Гуревич Л.С. Метакоммуникативные предикаты, их семантика и прагматика // Вестник ЗабГУ. 2008. №5.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [электронный ресурс] // URL.: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-13453.htm (дата обращения 20.01.18)
Дубровская Т.В. О роли метакоммуникативных средств в речи английского судьи // Известия ВГПУ. 2008. №7.
Дубровченко Е.М. К вопросу о метакоммуникации в современном мире // Русский язык. Литература. Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом: I Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Филол. ф-т, 5-12 октября, 23 ноября – 7 декабря 2009 г.: тр. и м-лы / Сост. А. Н. Богомолов, Л. А. Дунаева. – М.: МГУ, 2010. – С. 305-310.
Дубровченко Е.М. Роль метакоммуникативных речевых действий в процессе говорения / Е.М. Дубровченко // Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика». – 2010. – №1.
Ефимкина Р.П. В переводе с марсианского. Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании и психотерапии. – СПБ.: Речь, 2006. – 288 с.
Кейсмент П. Обучаясь у пациента. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, – 256 с.
Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. –СПб: Питер, 2002. – 960 с.
Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учебное пособие. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464 с.
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. – М.: Класс. – 1993. – 160 с.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [электронный ресурс] // URL.: http://www.twirpx.com/file/768830/ (дата обращения 27.01.18)
Леви Т.С., Краснова О.В. Взаимосвязь психологической границы и самосознания личности на примере подросткового возраста // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4.
Леви Т.С. Психологическая граница как телесный феномен / Т.С. Леви // Бюллетень АТОП. – 2007. – № 9. – С. 51-68.
Леонтьев Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2007.
Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А., Рягузова А.В. Понятие психологических границ: от Курта Левина до современности // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 11(68) – С. 8 – 11.
Ломова М.В. Видимые и невидимые пространства взаимодействия в диаде аналитик—клиент и их измерения // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 1(72) – С. 83 – 105.
Лэнгс Р. Рабочая книга психотерапевта. Бессознательные аспекты общения и их понимание. – М.: Эксмо. – 2003. – 192 с.
Малер, М. Психологическое рождение человеческого младенца / М. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман. – М.: Когито-Центр, 2011. – 416 с.
Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. № 3. С.59.
Матьяш О.И., Погольша В.М, Казаринова Н.ВБиби., С., Зарицкая Ж.В., Межличностная коммуникация: теория и жизнь. – Спб.: Речь, 2011. – 560 с.
Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. — М.: Прометей, 2005. — 312 с.
Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2003. – No 6. – С. 27-36.
Национальная экономическая энциклопедия [электронный ресурс] // URL.: http://vocable.ru/termin/metakommunikacija.html (дата обращения 22.03.18)
Огден Т. Мечтание и интерпретация: Ощущая человеческое / Перев. с англ. А.Ф. Ускова. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 160 с.
Остапенко Д. И. К трактовке понятия «Метакоммуникация» // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. №1.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.
Перлз Ф. Практика гештальт-терапии / Ф.Перлз; Отв. ред. М.В.Тресвятский; Пер. М.П. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 480с.
Пивненк Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.13/ Т.В.Пивненко – М.: МГППУ, 2008.
Психология от А до Я: словарь-справочник [электронный ресурс] // URL.: http://vocabulary.ru/termin/metakommunikacija.html#item-18478 (дата обращения 20.02.18)
Рягузова Е.В. Виды и функции границ в психологических исследованиях // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. №1.
Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. – М.: Смысл, 2015. – 895 с.
Толковый словарь по социологии [электронный ресурс] // URL.: http://sociology_dictionary.academic.ru/4362 (дата обращения 27.01.18)
Толковый словарь русского языка [электронный ресурс] // URL.: http://www.vedu.ru/expdic/12619/ (дата обращения 27.01.18)
Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы рациональности и свободы. – СПб, 2002.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Черничкина Е.К. Научающая коммуникация как коммуникативная метадеятельность // Известия ВГПУ. 2006. №3.
Шамов В.А., Дмитриева Т.В. Основы группового анализа: учебно-методическое пособи – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2009 – 80 с.
Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «границы я» Н. Браун // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4 (16). – С. 167 – 173.
Шамшикова О.А., Волхова В.И. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «психологические границы личности» Э. Хартманна // Мир науки, культуры, образования. – 2013 – № 5 (42). – С. 243 – 248.
Шамшикова О.А. Анализ топологических категорий психологического пространства человека в отечественной и зарубежной психологии / О.А. Шамшикова, Е.О. Шамшикова // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: Материалы Всеросс. н.-практ. конф., посвященной 80-летию доктора психологических наук В.Г. Леонтьева / Под ред. Н.Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – С. 251-263.
Шаповал И.А. Функции и дисфункции границ Я: эффекты самоорганизации и самодезорганизации системы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2016. Том 5. № 1. C. 19–32. doi: 10.17759/psyclin.2016050102
Щукина Ю.В., Сахарова Н.А. Феномен «Психологические границы личности в психологии» // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». № 3, 2014. – С. 1-9.
Bateson G. Information and codification: a philosophical approach / G. Bateson // Ruesch J., Bateson G. Communication: the social matrix of psychiatry. – New Brunswick: Transaction Publishers, 2009. – P. 168-211.
Bion W.R. Attacks on Linking .Int. J. Psycho-Anal., 1959. :308-315
Hartmann E. Boundaries of dreams, boundaries of dreamers: thin and thick boundaries as a new personality measure // Psychiatry Journal of University of Ottawa. – 1989. – № 14(4) – Pp. 557 – 560.
Hartmann E. The Concept of Boundaries in Counselling and Psychotherapy // British Journal of Guidance and Counselling. – 1997. – Vol.25. – № 2. – Pp. 147 – 162.
Hartmann, E., Harrison, R., Zborowski, M. Boundaries in the Mind: Past Research and Future Directions. North American Journal of Pyshcology. 2001. 347-368.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Мотивационные ресурсы обеспечения баланса работы и личной жизни
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет