Жизнестойкость как фактор психического здоровья преподавателей высшей школы
Аннотация к диссертации на соискание степени магистра психологии ДЖАРЛЫГАПОВА АЙГЕРИМ ЕРЖАНОВНА Тема: «Жизнестойкость как фактор психического здоровья преподавателей высшей школы» Научный руководитель – ДУДЧЕНКО ЗОЯ ФАДЕЕВНА, доцент, кандидат психологических наук Целью данного исследования было изучение жизнестойки как фактора психического здоровья преподавателей высшей школы. В исследовании приняло участие 120 преподавателей высшей школы, средний возраст которых составил 41 год. Измерялся уровень жизнестойкости преподавателей высшей школы (Тест жизнестойкости Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой) проводилась самооценка своего здоровья, качества жизни и профессионального благополучия (Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF), Методика оценки профессионального благополучия (МОПБ) Березовской Р.А. и Рут Е.И., Анкета представления о здоровье и здоровом образе жизни ). Обработка данных производилась с помощью корреляционного анализа, кластерного анализа и регрессионного анализа. Результаты. Были выявлены взаимосвязи жизнестойкости с показателями профессионального благополучия и оценки здоровья. Методом регрессионного анализа были выявлены предикторы высокого уровня жизнестойкости преподавателей высшей школы. Ключевые слова: жизнестойкость, психическое здоровье, профессионально благополучие, преподаватели высшей школы.
Забота и поддержание здоровья сотрудников в современной организации становится актуальной темой для изучения. На актуальный момент существует большое количество исследований, посвященных изучению факторов, оказывающих влияние на физическое здоровье человека. Исследователи рассматривают решение данной проблемы с разных позиций. Одни подтверждают данными своих исследований большее влияние биологических факторов (питание, физическая активность, бытовые условия и другое), другие выделяют значимость социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, начиная с формирования мировоззрения в кругу семьи и заканчивая влияниями социального окружения в более зрелом возрасте. Существуют также исследования, которые делают особый акцент на психическом здоровье, рассматривая функцию здоровой психики человека как адаптацию к новым условиям жизни, уменьшающей влияние стресса.
На данный момент существует большое количество исследований, посвященных изучению здоровья человека, но только малая часть из них уделяет внимание факторам, влияющих на психическое здоровье личности преподавателя в высшей школе. В нашей работе мы рассматриваем жизнестойкость как фактор психического здоровья преподавателей высшей школы.
Большое количество исследований занимается изучением здоровья человека, но только малая часть исследований уделяет внимание факторам, влияющих на психическое здоровье личности преподавателя высшей школы. В нашей работе мы рассматриваем жизнестойкость как фактор психического здоровья преподавателей высшей школы.
Преподаватель – профессия, играющая значительную социальную роль в настоящем и будущем общества, имеющая, на данный момент, несколько сотен тысяч представителей в стране. Профессиональная эффективность, работоспособность, воспитание и обучение будущих специалистов зависят от многих факторов. В качестве факторов, влияющих на здоровье преподавателей высшей школы, можно рассматривать и образ жизни преподавателя, и его место работы, а также смысложизненные ориентации. Изменения в образовательных стандартах ставят новые условия для развития личности преподавателя. В современное время преподаватель является субъектом, которому необходимо самостоятельно постоянно развиваться, повышая уровень своей профессиональной компетентности, преодолевая сложные ситуации как в организационной, так и непосредственно в преподавательской деятельности.
Анализ исследовательских работ показывает, что зачастую преподаватели испытывают сложности в поиске выхода из всевозможных рабочих перипетий. По мнению А.К.Маркова, деятельность преподавателя насыщена трудными ситуациями, которые могут привести к деформации профессиональных и личностных качеств [21]. Стереотипное поведение и профессиональные привычки также могут стать преткновением для успешного решения поставленных задач [11]. Медико-психологические исследования в свою очередь также подчеркивают проблему здоровья и деструкции личности преподавателей высшей школы (Камаева А.А. и др. 1990; Ваганова Л.И., 1998; Желагина Т.А, 2004; Козлова А.В., 2006; Микерова М.С., 2007, Степкина Т.В., 2007; Лобанова А.В., 2008 и др.).
Всё вышесказанное приводит исследователей и практиков к поиску решений данных проблем, способов профилактики нарушений здоровья и психолого-педагогических методов коррекции деструктивных изменений личности в условиях преподавательской деятельности в высшей школе (Дудченко З.Ф., 2003; Чайников С.А., 2004; Денеко М.В., 2007; Лещинский В.А., 2007). Так, многие исследователи указывают на необходимость улучшения психологической, психофизиологической и педагогической культуры преподавателя как факторов, способствующих успешной профессиональной деятельности (Мулькова С.А., 2003; Леженина А.А., 2007; Малярчук Н.Н., 2009). Большое внимание уделяется негативным тенденциям в отношении здоровья у преподавателей высшей школы, которые складываются у них еще на этапе получения образования и усугубляются в процессе преподавания (Васильеа О.А., 2001; Ахметова Е.В, 2003; Мухамедрахимова Л.В., 2004.) Другие работы предлагают решение проблемы с помощью формирования «здоровьесберегающей» компетенции, разработки и внедрения в педагогическую практику университетов программ, которые сформируют умения и навыки организации стиля здорового образа жизни у преподавателей высшей школы (Алешина Л.И., 1998; Перевозчикова Е.В., 2001; Анисимова О.А., 2002; Белолюбская Е.И., 2006; Лошаков А.М., 2006; Патрушева И.В., 2010). Таким образом, тенденция выявления факторов, влияющих на здоровье преподавателей и изучение их здоровья являются актуальными проблемами, требующих пристального внимания исследователей, в современном мире.
Актуальность темы магистерской диссертации заключается в изучении фактора жизнестойкости, как поддерживающем психическое здоровье качестве личности.
Исследование данного феномена как жизнестойкость и применение полученных результатов для здоровья будет способствовать повышению эффективности и успешности профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме был проведен по следующим темам: концепции жизнестойкости, теоретические основы изучения психического здоровья, факторы психического здоровья преподавателей высшей школы: понятие, концепции, детерминанты (анализ эмпирических исследований.
В эмпирическом исследовании проводилось изучение взаимосвязей жизнестойкости и ее компонентов с составляющими психического здоровья и профессионального благополучия. Также были выявлены различия и связи между преподавателями с разным уровнем жизнестойкости по полу и по возрасту.
В исследовании приняли участие 120 человек, в возрасте от 20 до 80 лет.
Гипотезы были подтверждены. Были выявлены взаимосвязи жизнестойкости с положительной самооценкой здоровья, с высоким уровнем физической работоспособности, физическим и психическим благополучием. Также жизнестойкость показала значимые связи с показателями профессионального благополучия: удовлетворенность уровнем компетентности, профессиональным развитием и профессиональным самопринятием.
Методом регрессионного анализа были выявлены предикторы высокого уровня жизнестойкости.
Полученные результаты исследования могут использоваться в высшей школе для создания программ по поддержанию и профилактики здоровья, при создании тренингов по повышению профессионального благополучия, жизнестойкости у преподавателей высшей школы.
Агаджанян Н. А. Человек и биосфера / Н.А. Агаджанян. –Москва: Знание, 1987.-98 с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – Москва, 1995.
Анцыферова Л. И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях// Психол. Журнал – 1996. – №1. – С. 3 – 12.
Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности /Л. И. Анцыферова// Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб: Питер, 2000, С 207-213.
Ахмерова, С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска: учебно-методическое пособие/ С.Г.Ахмерова, В. В. Шурыгина, Уфа : Баш ГПУ, 2001
Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.
Баевский Р.М. Измерьте ваше здоровье / Р. М. Баевский, С. Г. Гуров. – Москва: Советская Россия, 1988. – С. 49.
Большаков Б.Е., Наука устойчивого развития. Книга I. Введение. М.: РАЕН, 2011. – 272 с.
Бордовская Н.В. Психологическая адаптация преподавателей и студентов к новой образовательной модели в контексте Болонского процесса // Вестник Герценовского университета. 2009.
Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Москва: Академия, 2001. – 352 с.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. – Вып.3. – Ростов-на-Дону., 1998. – С.412-419.
Водопьянова Н.Е., Виданова Ю.И. Психическое выгорание как барьер профессиональной самореализации личности// Тезисы Первой Международной научно-практической конференции «Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих профессий»». Курск, 2007. С. 30-33.
Водопьянова Н.Е., Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. -160с.
Голиков, Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция: Монография/ Н. А. Голиков. М.: Экшен, 2007. 240с. ).
Густелеева А.Н. Личностные факторы устойчивости к синдрому выгорания в профессии учителя: Дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2009.
Дубровина И. В. Руководство практического психолога. – Москва, 1995.
Загвязинский В.И. Здоровье участников образовательного процесса. Научное издание/ В. И. Загвязинский, В.М.Чимаров, ханты- Мансийск: Вектор Бук, 2004, 92 2005,5
Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007, 208с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий/ Э. Ф. Зеер. М: Академия, 2003 320 с.
Калинина Н. В., Володона Т. В., 2013 .Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3(7)
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. (с. 35-36))
Кураев Г.А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России / Г.А. Кураев, С.К. Сергеев, Ю.В. Шленов // Валеология. 1996. –№ 1.
Лейфа А. В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: дис. д-ра пед. наук/ Вят. гос. Гуманитар. ун-т.-Благовещенск, 2007. – 412 с.
Леонтьев Д.А. 2 Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 4055
Леонтьев, Рассказова, Тест Жизнестойкости – М:Смысл, 2006 – 63с.
Мадди Сальвадоре Р. Смыслообразование в процессе принятия решений//Психол. журн. – 2005. – №6. – Т.26. – С.87-101.
Мадди Садьвадоре Р. Теории личности: сравнительный анализ./ Пер. с англ. – СПб., 2002 – 567с.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – Санкт-Петербург, 1997. – С. 430.
Маслоу А. 3 Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 322 с.
Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова // под общ. ред. Л.М. Митиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
Мушастая Н.В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций: Автореф. дис. канд. Ростов-на-Дону, 2007.
Никифоров Г. С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. –Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 256с.
Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. Питер, Спб, 2005
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наука; Институт русского языка; Российский фонд культуры. – Москва: АЗЪ, 1993. -960с.
Панкратов В. Н. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-352 с.
Панкратова Н.В. Здоровье социальная ценность / Н.В. Панкратова, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. – Москва, 1989. – 236с.
Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика. СПб., 2007. 352 с.
Попов М., Михайлова П. Здоровье как социальная ценность //Философские аспекты учения о здоровье и болезни. – М., 1975. – С. 51.
Рабинович, М. Границы учительских прав (социальная защита пелагогов)/ М. Рабинович// Народное образование 1993 №1,2, с 121).
Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза)/ В.М. Рогинский. М: Высшая школа 1990, 112с.
Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. // Мир психологии. Научно-методический журнал. №1 (21). Москва-Воронеж, 2000; – С.12-31.
Сарториус. Н. Охрана психического здоровья в рамках первичной медико-санитарной помощи //Журн. Невропат. и психиатр., 1990. – Т.90.-№3-С. 150-152
Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 736с.
Сыманюк, Э.Э. Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта/ Э.Э. Сыманюк, Ю.А.Тукачев// Образование и наука. 2005 №4 С. 69-105.
Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1990. № 2. С. 3336.
Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии.2004. № 6. С. 1833
Юнг К. Структура психики и процесса индивидуализации. – Москва, 1996. – С. 20.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 352 с.
Compas B.E, Coping with Stress during Childhood and Adolescence//Phychol. Bull. 1987.V. 101/ №3
Florian V, Mikulincer M., Taubman O., Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of appraisal and coping. Journal of Personality and Social Phycology. 1995 Apr. 68 (4): p. 687-695
Greenglass E. R., Schwarzer R., Taubert, S. The Proactive Coping Inventory (PCI): A multidimensional research instrument. 1999. [On-line publication]. Available at:
Khoshaba, D. And Maddi, S.(1999) Early Antecedents of Hardiness. Consulting Phycology Journal, Spring 1999, Vol.51, (n2); 106-117.
Kobasa S.C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study//J. Pers and Soc. Psychol. 1982 V. 42 №1.
Lee H.J. Relationship of Hardiness and current life events to perceived health in rural adults // Research in Nursing and Health. – 1991. – Oct. – Vol.14.- n 5. – P. 351-359.
Maddi S.R. Issues and interventions in stress mastery. In: H.S. Friedman (Ed.) Personality and disease. New York: Wiley, 1990. P. 121-154.
Maddi S.R, The seach for meaning // The Nebraska symposium on motivation 1970/ W.J. Arnold, M.H. Page (Eds.). Linkoln: University of Nebraska press, 1971. P. 137-186.
Maddi S. Developmental value of fear of death // Journal of mind and behavior, 1980, I.P. 85-92.
Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for meaning / Ed. By P.T.P. Wong, P.S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998, p.1 -25.
Maddi S. R., and Koshaba, Debora M. Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assesment, 1996 Oct, v63 (n2):265-274.
Sharley J., Christopher F., Dua, Jagdish K., Reynolds, Roisin and Acosta, Alicia. (1999). The direct and relative efficacy of cognitive hardiness, a behavior pattern, coping behavior and social support as predictors of stress and ill-health. Scandinavian Journal of Beavior Therapy, 1999 (1)
Sheier M.F., Carver Ch.S. Dispositional optimism and physical well being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health // Journal of Personality. – 1989. – Jun. – Vol. 55. – N 2. – P. 169-210/
Siddiqa, S. H., and Hasan Quamar (1998). Recall of past experiences and their self-evaluated impact on hardiness-related characteristics. Journal of Personality and Clinical Studies, Mar-Sep. 14 (1-2): p. 89-93/
Solcova, Irva, and Tomanek, Pavel. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness. Studia Psychologica, 1994, v36 (n5) :390-392.
Wiebe, Debora J. (1991)/ Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms. Journal of Personality and Social Psychology, 1991 Jan, v60 (n1).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!