Аксиологические константы речевой коммуникации по данным русской фразеологии и афористики : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.01

📅 2020 год
Дао, Д. Т.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Фразеология и афористика: эвристические возможности
лингвоаксиологической интерпретации ………………………………………………………. 12
1.1. Системный подход к описанию фразеологических единиц. Афоризм и
афористика……………………………………………………………………………………………….. 12
1.2. Интерпретация фразеологизмов и афоризмов в границах научной
антропоцентрической парадигмы ………………………………………………………………. 38
1.2.1. Лингвокультурологический аспект интерпретации фразеологизмов и
афоризмов …………………………………………………………………………………………….. 39
1.2.2. Коммуникативно-прагматический аспект интерпретации
фразеологизмов и афоризмов …………………………………………………………………. 47
1.2.3. Лингвоаксиологический аспект интерпретации фразеологизмов и
афоризмов …………………………………………………………………………………………….. 53
Выводы ……………………………………………………………………………………………………. 64
Глава 2. Фразеологизмы, номинирующие и характеризующие речь и
речевое общение ……………………………………………………………………………………………. 67
2.1. Структура тематической группы фразеологических единиц «Речь и
речевое общение»: опыт семантического и лингвоаксиологического анализа .. 67
2.2. Аксиологические константы речевой коммуникации по данным
фразеологии ……………………………………………………………………………………………. 128
2.3. Лингвокультурные типажи ………………………………………………………………… 138
Глава 3. Аксиологическое содержание афористических высказываний о
языке и речевой коммуникации …………………………………………………………………. 143
3.1. Базовые коммуникативные ценности в зеркале афористики …………………. 143
3.2. Аксиологические константы кооперативной речевой коммуникации ……. 158
3.3. Лингвокультурные типажи: опыт лингвоаксиологической
интерпретации ………………………………………………………………………………………… 177
Выводы ………………………………………………………………………………………………….. 187
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 190
Список использованных словарей русского и вьетнамского языков ……….. 192
Сборники афоризмов ………………………………………………………………………………… 195
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 196
Приложение к главе 3. Указатель имен ……………………………………………………. 224

Диссертационная работа посвящена исследованию аксиологических
констант речевой коммуникации, отраженных в русской фразеологии и
афористике.
В общей системе национальных ценностей выделяются ценности
коммуникативные [Дементьев 2013; Ларина 2009: 43–51 и др.]. Представления о
коммуникативных ценностях и правилах речевого общения в определенной
лингвокультурной среде складываются исторически, закрепляются и сохраняются
языковой традицией. Ценности номинируются, отражаются в значениях
фразеологических единиц. Ценностные предпочтения, правила речевого поведения
фиксируются прецедентными текстами, интерпретируются писателями в
литературно-художественных произведениях.
Актуальность работы определяется необходимостью целостного
лингвистического описания тематически связанных подсистем фразеологических
единиц, семантика которых содержит компоненты ‘язык’, ‘речь’, выявлением
эвристических возможностей лингвоаксиологической интерпретации
фразеологизмов и афористических высказываний о языке и речевой
коммуникации.
Степень разработанности проблемы. В рамках диссертационного
исследования выделяется несколько тематических полей, являющихся объектом
теоретического осмысления.
Исследования по общим вопросам фразеологии (Н. Ф. Алефиренко, Н. Н.
Амосова, В. Л. Архангельский, О. С. Ахманова, А. М. Бабкин, В. В. Виноградов, В.
Г. Гак, В. П. Жуков, М. Л. Ковшова, Б. А. Ларин, В. М. Мокиенко, А. И. Молотков,
В. Н. Телия, А. И. Федоров, Н. М. Шанский, С. Г. Шулежкова, Cao Đình Tú, Hoàng
Văn Hành, Nguyễn Văn Ngọc, Nguyễn Văn Mệnh, Nguyễn Thiện Giáp и др.).
Труды, в которых освещаются лингвокультурологические, коммуникативно-
прагматические и лингвоаксиологические проблемы, связанные с изучением
фразеологизмов (Л. В. Балашова, А. Н. Баранов, Е. М. Верещагин, Т. А. Гридина,
Д. О. Добровольский, М. Л. Ковшова, Н. И. Коновалова, Ле Дык Тху, Ли Вэньлу,
В. М. Мокиенко, В. Н. Телия, Фунг Чонг Тоан, Л. В. Христолюбова, С. Г.
Шулежкова, Dương Quảng Hàm, Nguyễn Xuân Hòa и др.).
Исследования по афористике (Н. Л. Векшин, Е. М. Верещагин, М. Л.
Гаспаров, О. А. Дмитриева, Е. Е. Иванов, А. В. Королькова, Д. С. Лихачев, Ю. Е.
Прохоров, Л. И. Сокольская, Н. Т. Федоренко, М. Н. Эпштейн, Nguyễn Như Ý и др.).
Труды по проблемам речевой коммуникации (Н. Д. Арутюнова, А. Г.
Балакай, М. М. Бахтин, И. Н. Борисова, Л. Г. Викулова, Т. Г. Винокур, В. Г. Гак, Б.
Н. Головин, В. Е. Гольдин, Г. П. Грайс, Д. Б. Гудков, В. В. Дементьев, Е. А. Земская,
О. С. Иссерс, М. А. Кормилицына, В. Г. Костомаров, В. В. Красных, Л. П. Крысин,
Р. Лакофф, А. А. Леонтьев, Дж. Лич, Ю. Е. Прохоров, К. Ф. Седов, И. А. Стернин,
Е. Ф. Тарасов, В. С. Третьякова, Н. И. Формановская и др.).
Проблема ценностей всесторонне исследована российскими философами (С.
Ф. Анисимов, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. А. Ивин, В. В. Ильин, Н. О. Лосский,
В. В. Розанов, Н. С. Рыбаков, Л. Н. Столович и др.).
В настоящее время активно развивается лингвистическая аксиология –
самостоятельное научное направление (Г. И. Богин, И. Т. Вепрева, Е. М.
Верещагин, С. Г. Воркачев, В. В. Дементьев, В. И. Карасик, Ю. Н. Караулов, Н. И.
Коновалова, В. Г. Костомаров, Н. А. Купина, Т. В. Ларина, О. А. Михайлова, Е. Ф.
Серебреникова, С. Г. Тер-Минасова, И. В. Шалина и др.).
В процессе обработки языкового материала выдвинута следующая гипотеза:
сформировавшаяся в русской фразеологии тематически определенная группа
устойчивых единиц, в семантике которых содержатся семы ‘язык’, ‘речь’,
имплицитно транслирует конвенциональные принципы кооперативной речевой
коммуникации, которые эксплицитно передаются авторскими афористическими
установками и суждениями.
Уточним рабочие определения опорных терминов «аксиологема»,
«аксиологическая константа».
Аксиологемами называют «концепты (смыслы), которые воспринимаются
носителями языка (точнее – лингвокультуры) как абсолютные ценности и
игнорирование которых обществом, обслуживаемым данным языком, осуждается»
[Кретов 2016: 140]. В диссертационной работе аксиологема понимается как
вербальный знак базовой ценности. Система аксиологем составляет
общенациональный «аксиологический лексикон» [Купина 2020: 31], включающий
подсистему номинированных коммуникативных ценностей. Если принять
предложенное Н. О. Лосским [1931: 64] разграничение ценностей «первичных» и
«производных», то целесообразно выделить соответствующие типы аксиологем.
Производные аксиологемы конкретизируют концептуальный смысл первичной
аксиологемы. Например: добро – добрый, доброта, добродетельный,
добродетельность. Представляется, что производные аксиологемы могут быть
образованы от двух универсальных первичных аксиологем: д о б р о + д уш а –
добродушный, добродушие. Как первичные, так и производные аксиологемы
входят в состав аксиологического лексикона.
Под константой понимается «некий постоянный принцип культуры»
[Степанов 1993: 13]. Мы выявляем принципы, т. е. исходные константные правила,
кооперативного речевого общения, отталкиваясь от определения Ю. С. Степанова.
Аксиологемы являются регулятивной основой данных принципов. Гипотетически
можно предположить, что авторами афоризмов аксиологемы используются в
границах сформулированных установок и суждений об эффективной
коммуникации.
Цель исследования – выявление семантической и аксиологической
специфики фразеологизмов, номинирующих и характеризующих речь и речевое
общение, систематизация коммуникативных ценностей и аксиологических

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»