«Свои» и «чужие» в традиционной лингвокультуре Северного Приангарья (на материале устных текстов конца XX – начала XXI вв.)

Смирнов, Евгений Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования
мегаконцептов «свои» и «чужие» в традиционной лингвокультуре
Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв………………………………. 13
1.1. Лингвокультура как объект лингвистического исследования………. 13
1.2. Лингвокультура, языковая картина мира и ценностная картина
мира…………………………………………………………………………………………………. 17
1.3. Исследование лингвокультурной дихотомии «свои–чужие» в
философии, литературоведении, фольклористике……………………………… 26
1.4. Исследование лингвокультурной дихотомии «свои–чужие» в
лингвистике……………………………………………………………………………………… 32

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 2. Структура и содержание мегаконцепта «свои» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX –
начала XXI вв…………………………………………………………………………………….. 44
2.1. Влияние культурных кодов на структуру и содержание
мегаконцепта «свои»………………………………………………………………………… 44
2.2. Лингвокультурный концепт «сибиряки»……………………………………… 47
2.3. Лингвокультурный концепт «ангарцы»………………………………………. 55
2.4. Лингвокультурный концепт «деревенские»…………………………………. 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………………………… 71
ГЛАВА 3. Структура и содержание мегаконцепта «чужие» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX –
начала XXI вв…………………………………………………………………………………….. 74
3.1. Влияние культурных кодов на структуру и содержание
мегаконцепта «чужие»……………………………………………………………………… 74
3.2. Лингвокультурный концепт «ссыльные»…………………………………….. 77
3.3. Лингвокультурный концепт «вербованные»……………………………….. 90
3.4. Лингвокультурный концепт «городские»……………………………………. 97
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3……………………………………………………………………… 102
ГЛАВА 4. Языковые средства экспликации категории эмотивности в
устных текстах старожилов Северного Приангарья о «своих» и
«чужих»……………………………………………………………………………………………… 105
4.1. Проблема классификации эмоций……………………………………………….. 105
4.2. Языковые средства выражения эмоций в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «своих»……………………………………. 112
4.3. Языковые средства выражения эмоций в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «чужих»…………………………………… 122
4.4. Экспликация категории эмотивности в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «своих» и «чужих»…………………… 131
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4……………………………………………………………………… 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………… 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ПРИНЯТЫХ
СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………………………………………. 191
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Список источников исследования…………………………. 193
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Устные тексты старожилов Северного Приангарья о
«своих»………………………………………………………………………………………………. 196
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Устные тексты старожилов Северного Приангарья 2
о «чужих»…………………………………………………………………………………………… 236
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Образцы анкет………………………………………………………. 300

Настоящее диссертационное исследование выполнено на стыке
психолингвокультурологии и лингвистической эмотиологии. В центре внимания
находятся мегаконцепты «свои» и «чужие» в традиционной (народной)
лингвокультуре Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв.
Изучение традиционных региональных лингвокультур осуществляется в
основном в рамках коммуникативного и лингвокультурологического направлений
русской диалектологии [Банкова, Агапова, Угрюмова, 2017; Банкова, 2014;
Букринская, Кармакова, 2019; Волошина, 2016; Гольдин, Крючкова, Сдобнова,
2008; Гынгазова, Иванцова, 2015; Калиткина, 2007; 2015; Кармакова, 2013;
Фельде, 2014, 2015, 2019 и др.]. Существенен также вклад диалектной и
лингвокультурной лексикографии в формирование эмпирической базы изучения
региональных лингвокультур [Афанасьева-Медведева, 2007–2020; Банкова, 2018;
Традиционная культура Ульяновского Присурья, 2012; Язык русской
деревни,1994 и др.]. Одним из основных путей исследования традиционной
лингвокультуры является анализ базовых лингвокультурных концептов, таких как
«свои» и «чужие».
Дихотомия «свои–чужие» имеет давнюю традицию исследования в разных
науках, в том числе в философии [Бодрийяр, 2016; Гуссерль, 2010; Сартр, 2000;
Фуко, 2007 и др.]; литературоведении [Бахтин, 1986; Лотман, 1996 и др.];
фольклористике [Выходцева, 2006; Пропп, 2000 и др.]. В лингвистике дихотомия
«свои–чужие» рассматривается преимущественно на материале художественных
и публицистических текстов с позиций лингвокультурологии [Иванова,
Чанышева, 2010; Карасик, 2002; Степанов, 2004]; психолингвокультурологии
[Зыкова, 2017; Красных, 2003]; этнолингвистики и этнопсихолингвистики
[Балясникова, 2003; Березович, 2007; Марковина, 2004; Толстая, 2013; Толстой,
1995]; когнитивной лингвистики [Бабушкин, 2003; Болдырев, Куликов, 2006;
Лаптева, 2016]; теории межкультурной коммуникации [Детинко, Куликова, 2017;
Куликова, 2010; Наместникова, 2003; Троегубова, 2008]; политической
лингвистики [Баженова, Мальцева, 2009; Красильникова, 2005] и др. На
материале диалектных и региолектных текстов дихотомия «свои–чужие»
исследована недостаточно.
Актуальность работы определяется, во-первых, её включенностью в
коммуникативно-дискурсивную парадигму современной лингвистики; во-вторых,
необходимостью расширить эмпирическую базу для решения фундаментальных
проблем «язык и культура», «язык и эмоция»; в-третьих, недостаточной
изученностью содержания и структуры мегаконцептов «свои» и «чужие» в
концептосфере региональной лингвокультуры; в-четвёртых, важным
социокультурным значением исследования традиционной лингвокультуры
Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв., которая переживает этап
кардинальной трансформации в результате строительства каскада ангарских ГЭС
и индустриализации региона.
Объектом работы выступают мегаконцепты «свои» и «чужие» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв.
Под лингвокультурным мегаконцептом понимается сложно организованный
многомерный концепт, в структуру которого включены взаимообусловленные
концепты, которые детерминированы теми или иными культурными кодами
[Зырянова, 2011, с. 39–40; Малышева, 2011, с. 39; Орлова, 2005, с. 4–5].
Предмет диссертационного исследования – особенности структуры и
содержания мегаконцептов «свои» и «чужие», а также языковые средства
экспликации эмоций в устных текстах старожилов Северного Приангарья о
«своих» и «чужих».
Целью настоящего исследования является комплексное
психолингвокультурологическое и лингвоэмотиологическое изучение

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»