Речевая контрманипуляция в русскоязычных политических видеоблогах

Петрова, Марина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
РЕЧЕВОЙ КОНТРМАНИПУЛЯЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-
ДИСКУРСЕ…………………………………………………………………………… 15
1.1 Речевое воздействие как объект лингвистического исследования………. 15
1.1.1 Речевое воздействие: вопрос об определении понятия………….. 15
1.1.2 Лингвистические аспекты изучения речевого воздействия: крат-
кая характеристика………………………………………………… 18
1.2 Понятие речевой манипуляции: дискуссионные вопросы трактовки…… 22
1.2.1 Проблема определения лингвистического статуса речевой
манипуляции………………………………………………………. 22
1.2.2 Речевая манипуляция в аспекте соотношения со смежными
понятиями…………………………………………………………… 30
1.3 Речевая контрманипуляция: дискуссия об объеме и содержании
понятия ……………………………………………………………………… 36
1.3.1 Речевая контрманипуляция и ответная речевая манипуляция:
проблема разграничения…………………………………………… 36
1.3.2 Речевая контрманипуляция, контраргументация и контр-
суггестия: соотношение понятий…………………………………. 44
1.4 Метаязык описания стратегии речевой контрманипуляции……………… 45
1.4.1 Речевая стратегия – речевая тактика – речевой ход:
лакунарность 45
цепочки……………………………………………………………………
1.4.2. Проблема терминирования и классификации составляющих
стратегии речевой контрманипуляции…………………………… 54
1.5 Политический видеоблог в системе жанров политического интернет-
дискурса.……………………………………………………………………. 56
1.5.1 Политический интернет-дискурс: понятийная и жанровая
характеристика…………………………………………………… 56
1.5.2 Политический видеоблог: определение понятия и специфика….. 60
Выводы по главе 1 ……………………..……………………………………….. 63
ГЛАВА 2. СУБСТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОЙ
КОНТРМАНИПУЛЯЦИИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВИДЕОБЛОГАХ: ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ……………………………… 66
2.1 Субстратегия речевого контрманипулятивного сопротивления и
реализующие ее тактики…………………………………………………. 66
2.1.1 Тактика обнажения намерения манипулятора…………………… 69
2.1.2 Тактика постановки вопроса о намерениях манипулятора……… 72
2.1.3 Тактика обнажения манипулятивных речевых 75
действий…………
2.1.4 Тактика приведения контраргумента……………………………… 82
2.1.5 Тактика отказа изменить поведение в нужную манипулятору
сторону……………………………………………………………… 88
2.2 Субстратегия речевого контрманипулятивного маневрирования и
реализующие ее тактики…………………………………………………… 89
2.2.1 Тактика повтора слов манипулятора……………………………… 90
2.2.2 Тактика мнимого согласия с манипулятором……………………. 92
2.2.3 Тактика указания на правомерность личной позиции / мнения … 94
Выводы по главе 2.………………………………………………..…………….. 95
ГЛАВА 3. РЕЧЕВАЯ СИНТАКТИКА В КОНТРМАНИПУЛЯТИВНОМ
СЦЕНАРИИ РУССКОЯЗЫЧНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ВИДЕОБЛОГА… 98
3.1. Контрманипулятивный коммуникативный сценарий и речевая
синтактика: определение и соотношение понятий……………………. 98
3.2 Контрманипулятивные речевые стратагемы………………………..…… 106
3.2.1 Контрманипулятивные речевые стратагемы бинарного типа.. 106
3.2.2 Контрманипулятивные речевые стратагемы тернарного типа.. 112
Выводы по главе 3.…………………………………………………………….. 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 123
ПРИЛОЖЕНИЕ. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ РЕЧЕВЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 147

Данная диссертационная работа посвящена комплексному
лингвистическому исследованию стратегий и тактик речевой контрманипуляции
и их языковому воплощению в русскоязычных политических видеоблогах.
Объектом исследования является речевая контрманипуляция, используемая
в русскоязычных политических видеоблогах; предметом – реализующие ее
речевые стратегии и тактики, а также особенности их взаимодействия
и языкового / речевого оформления.
Актуальность изучения речевой контрманипуляции объясняется
востребованностью лингвистических данных о ней современной наукой
и практикой речевого общения прежде всего в связи с эскалацией
информационно-психологического противоборства в политической
коммуникации, основу которого составляет манипулирование общественным
сознанием: «Рост манипулятивного воздействия порождает поиск способов
выявления манипулятивных технологий и противодействия им» [Карасик, 2015,
с. 219]. Она обусловлена также необходимостью разработки и внедрения новых
методик исследования речевого взаимодействия коммуникантов, оказывающих
влияние на формирование политических взглядов общества в интернет-
пространстве.

Предпринятое исследование речевой контрманипуляции в русскоязычных
политических видеоблогах значимо для дальнейшего развития русистики, для
которой характерно внимание к изучению закономерностей функционирования
современного русского языка в разных сферах общения.
В процессе исследования установлено, что речевая контрманипуляция
представляет собой генеральную стратегию речевого воздействия, направленную
на нейтрализацию влияния манипулятора с помощью прямого сопротивления ему
и/или речевого маневрирования. Речевое сопротивление выступает как
субстратегия (частная стратегия), включающая речевые тактики, направленные на
разоблачение манипулятора путем обнажения цели и/или действий манипулятора
или опровержение его слов. Речевое маневрирование состоит в уклонении от
влияния манипулятора путем привлечения внимания адресата к манипулятивным
речевым действиям без его прямого разоблачения и тем самым предоставления
адресату возможности более критического осмысления ситуации. Данные выводы
позволили заполнить лакуну в системе терминопонятий лингвистической
прагматики, связанную с изучением речевых способов реагирования адресата на
манипулятивное воздействие.
Субстратегия контрманипулятивного речевого сопротивления реализуется
с помощью следующих тактик: тактики обнажения намерения манипулятора,
направленной на обличение манипулятивной цели путем ее вербализации;
тактики постановки вопроса о намерениях манипулятора, указывающей на
наличие манипулятивного намерения или ставящей под сомнение открытость
истинной цели; тактики обнажения манипулятивных речевых действий,
состоящей в назывании и/или описании тактики и/или приема(-ов)
манипуляции; тактики отказа изменить поведение в нужную манипулятору
сторону, представляющей собой отрицательный ответ на просьбу или требование
манипулятора совершить то или иное действие и тактики приведения
контраргумента. Субстратегия речевого маневрирования реализуется с помощью
таких тактик, как повтор слов манипулятора, мнимое согласие с ним для
привлечения внимания аудитории к речи манипулятора с целью вызвать сомнение
в достоверности представленной в ней информации, указание на правомерность
личной позиции / мнения.
В процессе анализа языкового материала выявлено, что характерной
особенностью речевой контрманипуляции в русскоязычном
контрманипулятивном видеоблоге является наличие контрманипулятивных
маркеров. В их роли выступают речевые единицы, выполняющие функцию
актуализации намерения контрманипулятора в пределах той или иной
применяемой им речевой субстратегии или тактики, сигнализирующие об этом
намерении. Для субстратегии контрманипулятивного сопротивления характерны
речевые конструкции с использованием лексем, входящих в лексико-
семантическое поле «ложь, обман»: миф, фейк, фейк-история, фейк-новости,
легенда, выдумка, брехня (разберем миф; я расскажу вам, как создаются фейки,
(кто-либо) превращает (что-либо) в фейк-историю; (какая-либо) легенда
появилась и т.п.). В качестве контрманипулятивных маркеров названной
субстратегии в различных тактиках широко используются речевые конструкции,
указывающие на действия манипулятора (Х играет на <…> чувствах / отлично
<…> пропиарился / противоречит сам себе / дают повод для критики / вешает
лапшу (на кого-либо) / предлагает поверить и т.п.). Выделение
контрманипулятивных речевых субстратегий, тактик и маркеров представляется
значимым для дальнейшей разработки технологии противостояния манипулятору.
Наиболее частотными в политических видеоблогах являются тактика
обнажения манипулятивных речевых действий (41,4% от общего употребления
тактик) и тактика приведения контраргумента (30,6%), тактика обнажения
намерения манипулятора (8,7%). Реже используются тактика постановки вопроса
о намерении манипулятора (4,7%,) тактика повтора слов манипулятора (5,4%),
тактика мнимого согласия с манипулятором (3,8%), тактика отказа изменить
поведение в нужную манипулятору сторону (2,7%), тактика указания на
правомерность личной позиции / мнения (2,7%). Таким образом, субстратегия
контрманипулятивного сопротивления используется чаще субстратегии
контрманипулятивного маневрирования, поскольку составляющие ее тактики
преобладают в процентном отношении и составляют 88,1% от общего
употребления контрманипулятивных тактик. Наблюдение над частотностью
тактик речевой контрманипуляции в политических видеоблогах дало
возможность получить новое знание об этом жанре интернет-коммуникации, его
воздействующем потенциале.
В политических видеоблогах используются речевые контрманипулятивные
стратагемы, которые характеризуются строгой и неоднократно реализуемой
последовательностью в расположении речевых тактик, позволяющей объекту
манипуляции оптимальным образом нейтрализовать влияние манипулятора.
Выявлены характерные для политического видеоблога речевые
контрманипулятивные стратагемы двух типов: стратагемы бинарного типа
(тактика обнажения манипулятивных речевых действий => тактика постановки
вопроса о намерении манипулятора; тактика обнажения манипулятивных речевых
действий => тактика обнажения намерения манипулятора; тактика постановки
вопроса о намерениях манипулятора => тактика обнажения намерения
манипулятора; тактика мнимого согласия => тактика обнажения манипулятивных
речевых действий) и стратагемы тернарного типа (тактика повтора слов
манипулятора => тактика приведения контраргумента => тактика обнажения
намерения манипулятора; тактика обнажения речевых действий => тактика
приведения контраргумента => тактика обнажения намерения манипулятора;
тактика обнажения манипулятивных речевых действий => тактика повтора слов
манипулятора => тактика указания на правомерность личной позиции/мнения).
Выделение генеральной преобладающей контрманипулятивной стратегии
в видеоблоге позволяет говорить существовании особого типа политического
видеоблога, который может быть назван контрманипулятивным.
Исследование показывает, что для русскоязычных политических
видеоблогов характерна субстратегия контрманипулятивного сопротивления, что
подтверждает как частотное преобладание ее тактик, так и их завершающая
позиция в контрманипулятивных стратагемах. Этот факт связан с намерением
блогеров не только развенчать манипулятора, но и привлечь на свою сторону
аудиторию.
Полученные выводы позволили дополнить существующее в науке
представление о дискурсивных практиках современной интернет-коммуникации.
Перспективу научных исследований составляет изучение
контрманипулятивных речевых тактик в других жанрах политической
коммуникации (ток-шоу, теледебаты), в том числе в сопоставительном аспекте.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»