Фреймовое моделирование лексико-словообразовательных гнезд с вершинами – именами соматических объектов (на материале русского языка)

Пономарева, Екатерина Александровна

Введение…………………………………………………………………………………………………………4
Глава I Когнитивная лингвистика и ее влияние на теорию словообразования…14
1.1 Истоки когнитивизма. Базовые понятия когнитивной лингвистики………..14
1.2 Идеи когнитивного направления в словообразовании…………………………….23
1.3 Лексико-словообразовательное гнездо как фрагмент концепта……………….31
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………………36
Глава II Когнитивно-ориентированные методики анализа гнезд однокоренных
слов………………………………………………………………………………………………………………..38
2.1 Обзор когнитивных методик представления гнезд однокоренных слов…..38
2.2 Фреймовая модель лексико-словообразовательного гнезда…………………….49
2.3 Электронная база данных как средство репрезентации лексико-
словообразовательных гнезд……………………………………………………………………….60
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………………66
Глава III Фреймовое моделирование лексико-словообразовательных гнезд рус-
ского языка с вершинами – именами соматических объектов…………………………..68
3.1 Соматизмы как важнейший пласт лексики русского языка……………………..68
3.2 Фреймовое моделирование соматических лексико-словообразовательных
гнезд…………………………………………………………………………………………………………..77
3.2.1 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной сердце…………………………………………………………………………………….77
3.2.2 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной душа……………………………………………………………………………………….89
3.2.3 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной рука………………………………………………………………………………………105
3.2.4 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной голова……………………………………………………………………………………118
3.2.5 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной нога………………………………………………………………………………………142
3.3 Сопоставительный анализ лексико-словообразовательных гнезд с верши-
нами сердце, душа, рука, голова, нога………………………………………………………..159
3.4 Слот «каритивность» в соматических гнездах русского языка………………165
Выводы по главе 3…………………………………………………………………………………….181
Заключение………………………………………………………………………………………………….184
Литература………………………………………………………………………………………………….189
Список источников……………………………………………………………………………………..210
Список принятых сокращений…………………………………………………………………..212
Приложение 1. Дериваты гнезда с вершиной сердце, включенные в кон-
текст……………………………………………………………………………………………………………..213
Приложение 2. Дериваты гнезда с вершиной душа, включенные в контекст….227
Приложение 3. Дериваты гнезда с вершиной рука, включенные в контекст…..243
Приложение 4. Дериваты гнезда с вершиной голова, включенные в кон-
текст……………………………………………………………………………………………………………..264
Приложение 5. Дериваты гнезда с вершиной нога, включенные в контекст…..288

Диссертационное исследование направлено на когнитивное моделирование
лексико-словообразовательных гнезд русского языка с вершинами – именами со-
матических (телесных) объектов.
Работа выполнена в русле когнитивной лингвистики, которая начала актив-
но развиваться с конца XX столетия. Именно тогда были обозначены объект и
предмет изучения, выделены методы анализа языкового материала, чему в отече-
ственном языкознании значительно способствовали труды Е. С. Кубряковой и ее
учеников. В основу теории когнитивной лингвистики было положено утвержде-
ние о том, что язык служит средством получения, переработки и хранения ин-
формации об окружающем мире через призму человеческого опыта. Изучение
языка таким образом способствует объяснению некоторых мыслительных осо-
бенностей человека, к которым, среди прочего, относятся факты концептуализа-
ции и категоризации знаний.
Стоит отметить, что на многие проблемные вопросы, рассматриваемые сей-
час в рамках представляемого направления, ученые обратили внимание гораздо
раньше. Например, идеи антропоцентризма, которыми пропитана когнитивная
наука, высказывались философами античности и эпохи Возрождения (И. Кант,
Платон, Сократ и др.), а проблема связи языка и мышления человека стояла перед
учеными уже в конце XVIII века (В. фон Гумбольдт). Рассматривается она и в
трудах И. А. Бодуэна де Куртене, Л. фон Витгенштейна, Н. В. Крушевского,
А. А. Потебни и нек. др.
Большой вклад в развитие идей когнитивной лингвистики внесли как зару-
бежные, так и отечественные ученые, интерпретирующие языковые единицы с
позиции различных направлений: когнитивной семантики (Ю. Д. Апресян,
А. Н. Баранов, Н. Н. Болдырев, Анна А. Зализняк, Г. Е. Крейдлин, Е. В. Рахилина,
З. И. Резанова, Э. Рош, Л. Талми, С. М. Толстая, А. Д. Шмелев и др.), когнитивной
грамматики (Р. Джекендофф, А. В. Кравченко, Дж. Лакофф, Р. Лангакер,
Ч. Филлмор, Н. Хомский и др.), когнитивной дериватологии (Л.А. Араева,
Н. Д. Голев, И. В. Евсеева, П. А. Катышев, О. Ю. Крючкова, Е. С. Кубрякова,
М. С. Осадчий, М. Д. Тагаев и др.), теории когнитивно-дискурсивного анализа
(Н. Д. Арутюнова, В. З. Демьянков, В. И. Карасик, А. А. Кибрик и др.) и нек. др.
Труды всех этих ученых объединяет общая идея – объяснение всего, что связано с
языковым знанием.
Представляемое исследование выполнено в рамках одного из направлений
когнитивной лингвистики – когнитивной дериватологии. Переосмысление многих
лингвистических проблем и фактов в аспекте когнитивистики привело к новому
взгляду на процессы словообразования в языке. Работы таких отечественных уче-
ных, как Ю. С. Азарх, Л. А. Араева, Е. Л. Гинзбург, Н. Д. Голев, Е. С. Кубрякова,
Л. В. Сахарный, М. Н. Янценецкая и других, выполненные на стыке парадигм
научного знания – системно-структурной и антропоцентрической, значительно
продвинули словообразование к когнитивизму. Например, изучение производных
слов, как следует из трудов Е. С. Кубряковой, позволяет по-новому охарактеризо-
вать процессы речемыслительной деятельности человека.
Одним из перспективных и популярных методов анализа единиц словообра-
зования является когнитивное моделирование этих единиц, позволяющее не толь-
ко вскрыть некоторые механизмы словопорождения, но и продемонстрировать
упорядоченность и системность информации об окружающем мире, хранящейся в
сознании человека.
Метод когнитивного моделирования единиц деривации в современной оте-
чественной лингвистике активно разрабатывается представителями кемеровской
дериватологической школы. Особый вклад в развитие данного направления вслед
за руководителем, Л. А. Араевой, внес М. А. Осадчий, разработавший методику
пропозиционально-фреймового моделирования гнезда однокоренных слов. Как
морфемно-словообразовательную концептосферу оценивает гнездо в докторской
диссертации М. Д. Тагаев. Когнитивную модель комплексных единиц словообра-
зования – словообразовательных типов и гнезд – строит И. В. Евсеева, анализи-
рующая данные единицы с единых теоретических и методологических позиций.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»