Аксиологические особенности русской языковой картины мира школьников (на материале текстов сочинений-рассуждений учащихся, отражающих концепты честь, совесть, трудолюбие, справедливость, бескорыстие)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы изучения русской языковой картины мира в аспекте аксиологических концептов……………………………………………14
1.1. Понятие языковой картины мира………………………………………14 1.2. Понятие концепта и его языковое воплощение……………………….20 1.3. Аксиология: ценности, оценки и их лингвистическое понимание……24 1.4. Концептологические аспекты текста…………………………………..30 1.5. Нравственно-ценностный компонент русского языкового сознания…36 1.6. Выводы по главе 1……………………………………………………….42
Глава 2. Принципы описания и реконструкции языковой картины мира
2.1. Теоретические принципы концептуального анализа…………………46
2.1.1. Понятие концептуального анализа……………………………….46 2.1.2. Структура и системные связи концептов………………………….47 2.1.3. Знаковая экспликация концепта……………………………………53
2.2. Методы и методики изучения концептов………………………………55 2.3. Методика анализа концептов, принятая в диссертации………………63
2.3.1. Методика анализа концептов в языковой картине мира………..63
2.3.2. Методика анализа аксиологических концептов
в сочинениях-рассуждениях……………………………………………….64
2.4. Выводы по главе 2……………………………………………………….67
Глава 3. Аксиологические концепты в школьном сочинении: план содержания, языковые и речевые средства выражения…………………….70
3.1. Характеристика изучаемого материала…………………………………70 3.2. Смысловое содержание концептов……………………………………..80
3.2.1. Смысловое содержание концепта «честь»………………………80 3.2.2. Смысловое содержание концепта «совесть»………………………82 3.2.3. Смысловое содержание концепта «трудолюбие»…………………87
3.2.4.Смысловое содержание концепта «справедливость»……………88
3.2.5. Смысловое содержание концепта «бескорыстие»………………89
3.3. Подготовительные материалы для написания сочинения как инструменты описания аксиологических концептов……………………….91
3.3.1. Толкования из толковых словарей и энциклопедических пособий как средство описания концептов………………………………………….91 3.3.2. Слово учителя, его текстовая и дискурсивная характеристика……………………………………………………………..106 3.3.3. Пословицы и поговорки как источник аксиологических
концептов…………………………………………………………………..109
3.4. Языковые и речевые средства выражения концептов в текстах сочинений……………………………………………………………………………………………115
3.4.1. Выражение концепта «честь» в школьных сочинениях………….116 3.4.2. Выражение концепта «совесть» в школьных сочинениях………123 3.4.3. Выражение концепта «трудолюбие» в школьных сочинениях…128 3.4.4. Выражение концепта «справедливость» в школьных сочинениях………………………………………………………………..134 3.4.5. Выражение концепта «бескорыстие» в школьных сочинениях…138 3.4.6. Обобщение результатов анализа по всему исследованному материалу………………………………………………………………….145 3.4.7. Обобщение результатов анализа по отдельным концептам……..151
3.5. Выводы по главе 3………………………………………………………….157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………161 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………166
Приложение 1.Исходные тексты для сочинений-рассуждений……………..183 Приложение 2.Тексты сочинений, содержащие изучаемые концепты……..200
Во введении формулируются актуальность исследования, объект,
предмет, материал исследования, цель и задачи работы, научная новизна,
теоретическая и практическая значимость, методологическая база и
методы исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы изучения русской языковой
картины мира в аспекте аксиологических концептов» определяются
важные для диссертации понятия лингвистики, лингвоаксиологии и
концептологии, раскрываются теоретические принципы и обосновывается
концепция исследования. В данной главе освещается понятие языковой
картины мира, раскрываются понятия концепта и его языкового
воплощения, аксиологические аспекты исследования (ценности, оценки и
их лингвистическое понимание), характеризуется нравственно-ценностный
компонент русского языкового сознания. Языковая картина мира
представляет собой иерархически организованное знаковое образование.
Концепты – единицы, которые образуют языковую картину мира и
которые определяются нами как идеальные образования, отражающие
процессыирезультатыкогнитивнойдеятельности,выражающие
особенности мировосприятия и культурно-исторического опыта народа,
имеющиеязыковоевоплощение.Концептобладаетсвойством
гипотетичности, что обнаруживается в различных суждениях о нём и в
различной вербализации этих суждений. Данные различия проявляются в
различных суждениях о концепте и в различном «видении» концептов
разными носителями языка. На первый план в семантике аксиологических
концептов выступает ценностный компонент. Под ценностью мы будем
понимать идеальное образование, представляющее собой важность
(значимость,значительность)предметовиявленийреальной
действительности для общества и индивида и выраженное в различных
проявлениях деятельности людей. Текст рассматривается как средство
воплощения концептов и как часть инструментария для их исследования.
Термин «дискурс» используется для того, чтобы обозначить текст в
совокупности с экстралингвистическими условиями его создания и
бытования. Нравственно-ценностный компонент языкового сознания
входит в состав частного дискурса школьных сочинений, посвящённых
аксиологическим концептам.
Во второй главе «Принципы описания и реконструкции языковой
картины мира» рассматриваются понятие концептуального анализа, его
история и классификация его методов, обосновывается методика анализа
аксиологических концептов, принятая в данной работе.
В разделе 2.1 речь идёт о теоретических принципах концептуального
анализа, понимаемого как деятельность исследователя, который в
результате наблюдения дискурса выделяет концепты, даёт им названия,
характеризует и классифицирует языковые средства их выражения и
описывает их содержание. Рассматривается соотношение концептуального
содержания и языкового значения, структура концепта и его средств
выражения (языковой экспликации). Проблема структурной организации
концепта связана с тем, что элементы и признаки концепта носят
идеальный характер и могут быть подвергнуты анализу только тогда, когда
они названы (имеют номинацию, терминированы). Поэтому концепты
неизбежно соотнесены со структурой и системой этих номинаций.
Средства языковой экспликации концепта образуют некоторую частную
семиотическую систему – своеобразный «язык» с характерной для него
системой единиц, включающей лексемы, фразеологические единицы,
синтаксические конструкции, тексты и их совокупности и используемый
метаязык исследования.
В разделе 2.2 представлен обзор методов и методик изучения
концептов,которыепозволилисформироватьрядобщепринятых
представлений о концепте как объекте исследования: концепт связан с
антропоцентромкультуры(человекомкакносителемкультуры),
отграничивается от смежных или подобных концепту явлений (слова,
значения, понятия), имеет диахронический и синхронический аспекты,
эксплицирован различными знаковыми средствами и поэтому представляет
собой частную семиотику, вторичную моделирующую систему, которая
может быть подвергнута лингвистическому анализу.
В разделе 2.3 описывается методика анализа концептов, принятая в
диссертации. Подраздел 2.3.1 характеризует методику анализа концептов в
языковой картине мира. Достаточно полная последовательность приёмов,
дающихвозможностьописатьвсесвойстваистороныконцепта,
представлена в концепции З.Д. Поповой и И.А. Стернина (воронежская
школа исследования концептов) и реализована в методике концептуального
анализа, разработанной на кафедре преподавания русского языка в других
языковых средах филологического ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Суть
данной методики заключается в выявлении когнитивных признаков концепта
на основе анализа энциклопедических, лексикографических и текстовых
источников и в характеристике языковой объективации концепта на основе
анализапарадигматических,синтагматических,деривационныхи
ассоциативных связей и отношений концепта. Составленный по этой
методике словарь концептов русской народной сказки является конечным
результатом изучения концепта – «ответом» к лингвистической задаче
концептуального исследования. В словаре содержится разнообразная
информацияоконцепте–заглавноеслово,егоэтимология,
парадигматические и синтагматические связи, словообразовательные связи,
речевая семантика, толкования слова в толковых словарях. Составленный
словарь носит комплексный характер, поскольку имеет свойства толкового,
этимологического, словообразовательного словарей. Эта комплексность
отражает комплексный характер такого объекта исследования, как концепт.
Поскольку русская народная сказка – сложный объект исследования,
изучаемый литературоведами, этнологами, лингвистами и учёными других
гуманитарных специальностей, концепты, реализованные в этом дискурсе,
связаны с разнообразными элементами конкретного содержания текстов.
Подраздел 2.3.2 характеризует методику анализа аксиологических
концептоввсочинениях-рассуждениях.Аксиологическоесодержание
представлено в таких материалах исследования, как словарные толкования,
паремиологические единицы (пословицы и поговорки), фразеологические
обороты, метафоры, возникающие при употреблении данных лексических
единиц,ихязыковаясочетаемость(синтагматика),словоучителя,
трактующее исследуемые концепты, тексты художественных произведений
русской литературы. На первом этапе анализа осуществляется верификация
лингвистическогоиэкстралингвистическогосодержанияуказанных
концептов в национальной культуре по данным их лексикографического
описания (представленности в словарях). На втором этапе исследования
изучаются особенности реализации данных концептов в текстах сочинений-
рассуждений. На третьем этапе предполагается выявление изменений в
содержании исследуемых концептов с помощью лингвистического анализа
текстов сочинений-рассуждений, в частности с помощью интерпретации
текстов сочинений. Окончательным результатом анализа аксиологических
концептоввшкольныхсочинениях-рассужденияхявляетсяописание
фрагментов картины мира учащихся, связанное с проанализированным
языковым, речевым, текстовым, концептуальным материалом исследования.
Втретьейглаве«Аксиологическиеконцептывшкольном
сочинении: план содержания, языковые и речевые средства выражения»
характеризуется дискурс школьного сочинения, описывается смысловое
содержание концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость»,
«бескорыстие» по данным энциклопедических и лексикографических
источников, используемых в данном дискурсе, осуществляется сбор,
классификация и интерпретация языковых и речевых средств выражения
указанных концептов в школьных сочинениях, устанавливаются особенности
функционирования этих концептов в текстах сочинений и фрагменты
языковой картины мира школьников, связанные с этими концептами.
В разделе 3.1 («Характеристика изучаемого материала») даётся
характеристика аксиологических концептов как элементов частного дискурса
школьного сочинения-рассуждения. Другими элементами данного дискурса
являются учебная коммуникативная сфера, наличие автора сочинения и
учителя русского языка как антропоцентров дискурса. Их взаимоотношение
определяется их ролью в учебном процессе. Взаимодействие текстов
сочинений с языковым кодом определяется стилем языка (публицистическим
характером сочинений) и индивидуальными особенностями ученика. При
выполнении заданий в процессе подготовки к государственному экзамену
учащиеся показали низкое владение учебным материалом аксиологической
сферы,чтотребуетособоговниманиякобучениюсочинениям
аксиологической тематики. Изучение материалов заданий для единого
государственного экзамена позволяет сделать вывод, что дискурс школьного
сочинения-рассуждения связан с ценностями и оценками и содержит
аксиологические концепты как в процессе их становления, так и в качестве
результата когнитивной деятельности участников дискурса.
В разделах 3.2. («Смысловое содержание концептов») и 3.3.
(«Подготовительные материалы для написания сочинения как инструменты
описанияаксиологическихконцептов»)даётсяописаниесмыслового
содержания концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость»,
«бескорыстие» и подготовительных материалов, являющихся инструментами
описания аксиологических концептов. Основой описания явилось смысловое
содержание аксиологических концептов, извлечённое из толковых словарей,
из трудов энциклопедического характера, из паремиологических материалов
и являющееся своего рода «эталоном», с которым сравнивалось содержание
сочинений. Данное смысловое содержание воплощено в языковом материале,
в состав которого входят различные средства выражения концептов:
толкованиялексики,выражающейконцепты,втолковыхи
энциклопедических словарях, словообразовательные связи данной лексики,
её лексическая и грамматическая сочетаемость. Формами, посредством
которых учащиеся овладевали содержанием аксиологических концептов,
являлось также слово учителя и выполнение заданий, подготавливающих к
написанию сочинений на соответствующие темы. Описание аксиологических
концептов на этом уровне и в таком объёме служит исходной информацией
для учащихся при написании сочинений-рассуждений.
В процессе исследования извлечение концептов из текстов школьных
сочинений осуществлялось путем поиска в данных текстах синонимов
наименования концепта, слов и словосочетаний одной тематической группы
(честь = достоинство, благородство, репутация, почет, уважение),
антонимов (честь – бесчестье); выявление ассоциативно связанных
концептов (честь = совесть, отвага). Данные слова и словосочетания
являютсяиндикатораминаличиясоответствующихконцептовв
анализируемомтексте.Фрагменттаблицыдляобнаружения
аксиологического содержания текста:
Наименование Языковая структура плана ПримерыКомментарии(на
концептавыражения концептафрагментовосновеиндикаторов
текстовналичия концептов)
сочинений,
содержащие
данный концепт
ЧестьЧесть–внутреннее Во-первых, людиИспользуетсяслово
нравственное достоинство забыли о чести ичесть и связанное с
человека,доблесть, гонятся только заним слово совесть, а
честность,благородство своейтакже слова честный и
души и чистая совесть; материальнойсовестливый,
условное,светское, выгодой.Во-связанные
житейское благородство, вторых, в своемсловообразовательными
нередко ложное, мнимое; произведениисвязями со словами
высокое звание, сан, чин, «Капитанскаячесть и совесть.
должность;внешнее дочка» Пушкин
доказательствоотличия, завещал: «береги
почёт, почесть, почтенье, честь смолоду». Я
чествование, изъявление считаю,что
уважения, признания чьего главная проблема
превосходстваидр. людей в том, что
(Словарь В.И. Даля)они забыли про
Честь – 1) достойныечесть лишь из-за
уваженияигордоститого, что считают
моральныекачестваеечем-то
человека;егонереальными
соответствующиеневозможным. У
принципы, 2) хорошая,людейслова
незапятнанная репутация,«честь»и
доброеимя,«выгода» стоят в
3) целомудрие,одномряду…
непорочность, 4) почёт,людине
уважение(Словарьзадумываются о
С.И. Ожегова.чести и «стыде» и
Н.Ю. Шведовой)прочих
Честь–понятие«ненужностях». И
морального сознания истремление нашей
категория этики, тесностраныстать
связанная и во многомодной из самых
сходнаяскатегориейбогатыхстран
достоинства.Подобномира, но почему-
достоинству,понятието до сих пор
честираскрываетостается бедной,
отношение человека кговорит о том, как
самому себе и отношение кважнадуша
нему со стороны общества.человека,быть
Честь дифференцированночестными
оценивает людей, чтосовестливым.
находит отражение в ихСамое главное в
репутации. Честь требуетжизни–не
от человека поддерживатьпредать честь и
(оправдывать)тубыть честным со
репутацию,которойвсеми людьми и
обладает он сам илине гнаться за
коллектив, к которому онвыгодой, если это
принадлежит. Но честь какпереступает через
положительночесть. К этому
оцениваемоесвойствонужно приучать с
может превратиться всамых маленьких
свойстволичности,лет и соблюдать
оцениваемое«свсю жизнь.
отрицательнымзнаком»
(Словарь по этике под ред.
Кона)
Слова,связанныесо
словом честь:
(нравственное)
достоинство, доблесть,
честность, благородство,
чистая совесть; высокое
звание, чин, должность;
внешнее доказательство
отличия, почёт, почесть,
почтение,чествование,
уважение,гордость,
моральныекачества,
репутация, доброе имя,
целомудрие, непорочность.
Слова,связанныесо
словомчесть
словообразовательными
связями: честить, чтить,
чествовать.
Таблица, имеющая такую структуру, служит инструментом выявления
текстовыхфрагментов,содержащихаксиологическиеконцепты,для
дальнейшего анализа текстов сочинений.
В разделе 3.4. анализируются языковые и речевые средства выражения
концептов в текстах сочинений и обобщаются результаты данного анализа по
отдельным концептам. В процессе лингвистического и смыслового анализа в
каждом сочинении выделялись следующие смысловые блоки, содержащие
языковые и речевые средства выражения концептов: 1) лексические единицы,
являющиеся названиями концептов, а также связанные с этими названиями
различными смысловыми отношениями (синонимическими, родо-видовыми,
ассоциативными);2)лексическиеединицы,выражающиезначения,
антонимичные значениям из первой группы; 3) лексика с экспрессивно-
эмоциональной коннотацией безотносительно к её связям с лексикой из
первой и второй групп; 4) паремиологические и фразеологические единицы;
5) подтексты, выражающие изучаемые концепты. При описании текстов эти
смысловые блоки нумеровались цифрами от 1 до 5. В конце каждого из 27
текстов приводятся комментарии исследователя. Каждый текст обозначается
начальными буквами названий концептов («Честь» – Ч, «Совесть» – С,
«Трудолюбие – Т, «Справедливость – Спр, «Бескорыстие – Б), и номером в
пределах каждого концепта. Например, Ч1 – текст № 1 по концепту «Честь».
Вследующемпримерепредставленанализодногоизсочинений,
посвящённого концепту «Честь».
Ч1. Во-первых, люди забыли о чести и гонятся только за своей
материальной выгодой.
Во-вторых, в своем произведении «Капитанская дочка» Пушкин
завещал: «береги честь смолоду».
Я считаю, что главная проблема людей в том, что они забыли про честь
лишь из-за того, что считают ее чем-то нереальным и невозможным. У людей
слова «честь» и «выгода» стоят в одном ряду… люди не задумываются о
чести и «стыде» и прочих «ненужностях». И стремление нашей страны стать
одной из самых богатых стран мира, но почему-то до сих пор остается
бедной, говорит о том, как важна душа человека, быть честным и
совестливым. Самое главное в жизни – не предать честь и быть честным со
всеми людьми и не гнаться за выгодой, если это переступает через честь. К
этому нужно приучать с самых маленьких лет и соблюдать всю жизнь.
1. Честь, (материальная) выгода, «стыд», (быть) честным и
совестливым, душа (человека).
2. — (прочерк означает, что данные сведения в тексте отсутствуют).
3. Гнаться (за материальной выгодой), (считают её чем-то) нереальным
и невозможным, «ненужность», важна (душа), (не) предать (честь), главная
(проблема), главное (в жизни).
4. Береги честь смолоду.
5. —
Комментарии. Не различаются концепты «честь» и «бескорыстие».
Характеризуется важность чести, но не сама честь. Собственная мысль
автора: главная проблема людей в том, что они считают честь нереальной и
ненужной. Содержание пословицы «береги честь смолоду» логически слабо
связано с рассуждением, которое содержится в сочинении (только в конце
отрывка сказано о «приучении» быть честным «с маленьких лет»). Автор
данного сочинения использует пословицу, не вникая в её смысл.
В разделах 3.4.6, 3.4.7 и 3.5 содержатся обобщения результатов
анализа по всему обследованному материалу и по отдельным концептам. При
этом сравнивались концепты из сочинений с их смысловым содержанием в
разделах 3.2 и 3.3. Во всех сочинениях отражены только некоторые стороны
изучаемыхконцептов.Например,всочиненияхнеотражены
психологическиеаспектыположительногоотношенияктруду,
добросовестность, старание. Иногда концепты отчётливо не различаются.
Например, говоря о чести, автор сочинения может затрагивать одновременно
и совесть, и бескорыстие: «…люди забыли о чести и гонятся только за своей
материальной выгодой». Для рассматриваемого дискурса характерны
недостатки в использовании паремиологического материала. Во многих
сочиненияхпословицывыглядятчужеродными,несвязаннымис
содержанием рассматриваемых концептов. Более успешно авторы сочинений
отражают и понимают понятийные связи концептов (построение дефиниций,
подведение концептов под определённые категории, выделение видовых
признаков).
Изучение активности языковых единиц показывает, что среди наиболее
активных единиц встречаются названия концептов и оценочные слова.
Например, слова хороший, добрый, важный, ценить, оценить, по-видимому,
являются наиболее типичными средствами оценки, которые употребляются
учащимися в данном частном дискурсе. В составе часто повторяющейся
лексики встречаются не только наименования концептов, но и однокоренные
к ним: уважение, уважать; честь, честный; помощь, помогать / помочь;
труд,трудолюбие.Средичастоповторяющихсяоценочныхслов
встречаются только слова с положительной оценкой.
По каждому концепту смысловые элементы рассматриваются в
следующем порядке: 1) смысловые элементы и языковые единицы,
отражающие «эталонные» сведения в сочинениях, посвящённых данному
концепту; 2) смысловые элементы и языковые единицы, отражающие
собственные мысли авторов (здесь учитывается не оригинальность этих
мыслей, а их отсутствие в «эталонных» материалах); 3) смысловые элементы
иязыковыеединицы,отражающие«эталонные»сведения,ноне
представленныевсочинениях.Например,отражённые«эталонные»
сведения: трудолюбие – хорошее качество человека, которое уважается,
ценится другими людьми; трудолюбие – любовь к труду. Отражённые
собственныемыслиучащихся:трудолюбиепротивопоставляется
продвижению по карьерной лестнице; трудолюбивые люди «заслуживают
большого спроса». Эталонные сведения, не отражённые в сочинениях: не
отражены такие смыслы трудолюбия, как психологические аспекты
положительного отношения к труду; в сочинениях почти нет рассуждений о
субъективном расположении личности к своей трудовой деятельности, о
добросовестности, старании.
В заключении содержатся основные результаты исследования и
обосновываются перспективы работы над ним. На основе принятого
определения концепта и описания его свойств характеризуются основные
черты дискурса школьных сочинений-рассуждений, в частности черты
создаваемых текстов (процессы и результаты оценочной деятельности,
категоризация аксиологических концептов, соотнесение аксиологических
концептовмеждусобойисдругимиотвлечённымипонятиями,
положительная оценка изучаемых аксиологических концептов с помощью
языковых оценочных средств, прагматические оценки данных концептов,
пробелы в их характеристике). Изучение текстов школьных сочинений
позволяют увидеть фрагменты языковой – и не только языковой – картины
мирашкольников.Школьникисклоннырассматриватьдобродетели
(трудолюбие, бескорыстие и т.д.) с точки зрения полезности для их
носителей и для себя лично. В процессе мыслительной деятельности в
формах понятий, суждений, умозаключений авторы сочинений дают
характеристику аксиологическим концептам, устанавливают (в пределах,
необходимых в процессе собственной деятельности) системные отношения
между отвлечёнными понятиями. Некоторые стороны концептов не
отражены в результатах речемыслительной деятельности учащихся. С другой
стороны, в индивидуально-авторском содержании письменных работ
отражены такие стороны концептов, которые не всегда попадают в «светлое
поле» сознания и в той или иной мере отражают личность пишущего.
Результатыисследованийаксиологическихконцептоввшкольных
сочинениях могут быть использованы в преподавании школьных и вузовских
дисциплин гуманитарного цикла, в изучении социальных процессов и
психологии личности.
Вприложенияхпредставленыисходныепублицистическиеи
художественные тексты, которые используются при написании сочинений-
рассуждений аксиологического содержания, и результаты дискурсивного
анализа 27 текстов сочинений-рассуждений.
Основныеположениядиссертацииотраженывследующих
публикациях.
Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК:
1.Круглова Н.Г. Лексико-семантическая структура аксиологических
концептов в школьных сочинениях // Современные проблемы науки и
образования. – 2015 – № 2. URL: http://www.science-education.ru/131-23360
(дата обращения: 30.11.2015).
2. Круглова Н.Г. Элементы языковой картины мира в школьном
сочинении // Вестник Нижегородского государственного лингвистического
университета им. Н.А. Добролюбова. –2016. – Вып. 34. – С. 40– 50.
3. Круглова Н.Г. Пословицы и поговорки как источник
аксиологических концептов и их отражение в текстах школьных сочинений //
Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета
им. Н.А. Добролюбова. – 2019. – Вып. 48. – С. 54–63.
4. Виноградов С.Н., Круглова Н.Г. Концептуальный анализ
аксиологическихконцептовв школьныхсочинениях//Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2021. – № 2. –
С. 193-197. (Автор. вклад – 50%).
Публикации в других научных изданиях:
5. Круглова Н.Г. Всегда ли плохо говорить штампами? //
Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин:
виды, принципы, приемы. Материалы III Всероссийской научно-
практической конференции 22-23 апреля 2010 г. Том I. – Н.Новгород: Изд-во
НГПУ, 2010. – С.19 – 21.
6. Круглова Н.Г. Нравственно-ценностный компонент русской
языковой картины мира // Проблемы языковой картины мира на современном
этапе. Вып. 9. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2010 – С. 186–190.
7.КругловаН.Г.Организациясамостоятельнойработы
старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку //
Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин:
виды, принципы, приемы. Т. II. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. – С. 175–
180.
8. Круглова Н.Г Роль паремиологического материала в осмыслении
школьниками нравственно-ценностного компонента русской языковой
картины мира (по предварительным результатам констатирующего
эксперимента) // Проблемы языковой картины мира на современном этапе.
Вып. 10. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. – С. 138–142.
9. Круглова Н.Г. Изучение категорий нравственно-ценностного
компонента русской языковой картины мира в процессе формирования у
школьников представления о нем // Проблемы языковой картины мира на
современном этапе. Вып. 10. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. – С.160–
164.
10 Круглова Н.Г Компетентностный подход в деятельности по
приобщению учащихся к чтению // Интеграционные технологии в
преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы. Т. II. –
Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. – С. 305–307.
11. Круглова Н.Г. Значение языковой картины мира в речевом развитии
школьников. – Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. –
340 с.
12. Круглова Н.Г. Некоторые черты дискурса школьных сочинений,
посвящённых аксиологическим концептам //Язык как новая
коммуникативная реальность. – Архангельск. Изд-во КИРА, 2020. – С. 102–
109.
13. Круглова Н.Г. Активные языковые и речевые средства выражения
концептов«честь»,«совесть»,«трудолюбие»,«справедливость»,
«бескорыстие» в дискурсе школьного сочинения // Активные процессы в
современном русском языке: национальное и интернациональное. – Москва:
ФЛИНТА, 2021. – С. 326–336.
Подписано в печать 23.06.2022 г. Формат 6084 1/16.
Бумага офсетная. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 1. Заказ № 800. Тираж 100 экз.
Отпечатано с готового оригинал-макета
в типографии ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
603000, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению аксиологических концептов русской языковой картины мира школьников на материале текстов сочинений-рассуждений учащихся и языковой экспликации концептов в современном русском языке.
В области современного гуманитарного знания все большую значимость приобретают стратегии научного поиска, основанные на антропоцентрическом подходе к изучению языковых и текстовых явлений. В
отечественной лингвистике в конце 80-х –– начале 90-х гг. XX в. была сформулирована лингвокультурологическая парадигма, позволяющая анализировать взаимосвязь языковых феноменов с национальной культурой. В рамках этой парадигмы очень важным является изучение элементов нравственно-ценностного компонента русской языковой картины мира – аксиологических концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие», которые относятся к ключевым концептам русской культуры. Данные концепты являются отражением психологической реальности духовной и культурной компетенций школьников – представителей нового поколения, репрезентируют важные аксиологические национальные особенности данной социальной группы и отдельной личности. Об этом свидетельствует всё более частое обращение к этим единицам при подготовке к Государственному экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах, в современной русской речи, активность аксиологических концептов в средствах массовой информации, политическом, школьном и индивидуальном дискурсе (в учебной коммуникативной сфере), в
художественной литературе.
Этими причинами обусловлена актуальность данного
диссертационного исследования, которое отражает идею сохранения универсальных, основополагающих духовных ценностей нравственной культуры, интерес современной лингвистической науки к изучению смысловой организации текстов, роль дискурса школьного сочинения- рассуждения в коммуникативных процессах современного российского общества с позиций лингвокультурологического подхода.
Объектом исследования выступает современная русская национальная концептосфера в ее языковом и текстовом воплощении. Непосредственным предметом исследования являются аксиологические концепты «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие», воплощённые в энциклопедических и лексикографических источниках и в текстах школьных сочинений-рассуждений.
Цель исследования – выявить особенности семантики и смыслового содержания концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» в современном русском языковом сознании на материале энциклопедических и лексикографических источников и в языковой репрезентации данных концептов при функционировании русского языка в дискурсе школьного сочинения.
Указанная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1) изучить существующие в науке элементы лингвокогнитивной и лингвокультурологической научной парадигмы (понятия языковой картины мира, концепта, концептуализации, концептуального анализа, языкового сознания, аксиологии, ценности и оценки) и понятия текста и дискурса с целью обоснования концепции исследования;
2) сформулировать и адаптировать принципы и методику концептуального анализа применительно к цели данного диссертационного исследования;
3) охарактеризовать дискурс школьного сочинения, содержащий изучаемые аксиологические концепты;
4) выделить языковые и речевые средства выражения аксиологических концептов (номинативные единицы) в словарях и текстах сочинений, классифицировать выделенные средства по семантике и стилистической окраске;
5) раскрыть семантику и экстралингвистическое содержание концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» по данным словарных источников, паремиологического материала и функционирования языковых единиц, выражающих эти концепты, в дискурсе школьного сочинения;
6) интерпретировать полученные данные с точки зрения функционирования аксиологических концептов в текстах сочинений и на
этой основе охарактеризовать некоторые черты языкового сознания школьников.
В качестве материалов для исследования использовались:
1) данные современных философских словарей, словарей по этике, энциклопедий, научных гуманитарных трудов;
2) данные различных лексикографических источников – русских толковых и этимологических словарей;
3) данные паремиологического и фразеологического материала (фразеологические словари, словари пословиц и поговорок; в толковых словарях приводятся пословицы, поговорки и фразеологизмы (в статьях с толкованием значений концептов); электронные словари пословиц, поговорок, фразеологизмов);
4) тексты школьных сочинений, посвящённые рассуждениям об аксиологических концептах.
Объем обследованного материала. Всего в словарных и текстовых
материалах изучено 160 словоупотреблений лексем-репрезентантов концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» (с учётом слов, входящих в толкования концептов, и однокоренных слов: честный, совестливый, труд и т.д.) по словарям (они перечислены в списке литературы) и по 27 текстам, представляющим собой сочинения-рассуждения. Данные 27 текстов отражают наиболее типичные особенности, недостатки и проблемы, характерные для школьных сочинений-рассуждений об аксиологических концептах. Весь изученный материал (203 текста сочинений) представлен в приложении 2 к диссертации. В качестве словарей использовались только такие, которые использовались в дискурсе написания сочинений и которые дальше условно названы нами «эталонными» материалами, содержащими информацию о концептах.
Степень изученности вопроса. Истоки описания понятий «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» относятся к 80-
гг. XIX в. Они встречаются в «Толковом словаре живого великорусского языка» в 4 томах В.И. Даля и научных трудах Ф.И. Буслаева, ещё раньше в русском фольклоре (сказках, фразеологических и паремиологических единицах). Более позднее обращение к этим концептам обнаруживается в словаре по этике И.С. Кона. В современном культурологическом подходе «обращают на себя внимание разнородность и фрагментарность форм изучения культурной специфики языковых единиц и передаваемого ими содержания, случайный характер выбора объектов и методов анализа, тенденциозность использования фактического материала и, в то же время, смелость выводов, претендующих на глобальные обобщения о специфике той или иной культуры» [Болдырев 2014: 77]. Несмотря на значительное количество изученных концептов, в том числе аксиологических, такое положение в современной науке о концептах сохраняется до сих пор. Отчасти это обусловлено сложностью культурной среды, в которой формируется и бытует языковая картина мира. В настоящее время есть
немало трудов по аксиологическим концептам. Но концепты «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «корысть/бескорыстие» исследуются либо в лексикографическом аспекте (в частности, с использованием толковых и энциклопедических, фразеологических и паремиологических словарных пособий, словарей сочетаемости), либо в сравнении разноязычных языковых картин мира (также с использованием лексикографических пособий). См., например, [Спивакова Е.М., Спивакова М.М. 2015; Ерёмина 2014; Муфазалова 2011; Гневашева 2014]. Иногда данные концепты рассматриваются в дискурсе их употребления (см., например, [Бочкарёв 2016: 41 – 53; Гаврилова 2006; Наградова 2016]), но дискурсный анализ этих концептов носит либо слишком общий, либо фрагментарный характер. В частности, не подвергались изучению аксиологические концепты в дискурсе школьных сочинений. Подобные работы нам неизвестны. В нашей диссертации сделана попытка восполнить
этот пробел. С опорой на сведения об аксиологических концептах, имеющиеся в лингвокультурологии, нами изучается динамический аспект аксиологических концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» в дискурсе обучения и написания школьных сочинений-рассуждений, посвящённых трактовке данных концептов.
Научная новизна исследования, таким образом, заключается, прежде всего, во введении в научную сферу нового предмета и материала для анализа с позиций лингвокультурологии, а также элементов когнитивного подхода к анализу ранее не описанных значимых явлений национальной культуры. Впервые дискурс школьных сочинений-рассуждений описывается на основе лексики, выражающей аксиологические концепты, рассматриваемой как средство выражения языковой картины мира школьников. Описывается мало изученный процесс функционирования лексики и других языковых единиц, выражающих концепты, в речи
школьных сочинений.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении
понимания концепта, его онтологии, принципов его описания на материале текстовых свойств аксиологических концептов, которые выражают ценностные смыслы и являются значимыми с точки зрения изучения плана содержания знаковых единиц. Концепты «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» являются важными элементами русской языковой картины мира, и их изучение необходимо для понимания русской ментальности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что конкретная технология анализа концептов в дискурсе, являющаяся одним из результатов работы, может быть использована при выработке методики обучения написанию сочинения (при подборе исходных словарных материалов, отборе необходимой для обучения культурологической
информации, составлении тренировочных заданий, выработке критериев оценки результатов). Основные результаты работы можно применять при разработке различных спецкурсов для школьников, вузовских курсов общего языкознания и теоретической семантики, современного русского языка (лексикологии, словообразования), в спецкурсах и спецсеминарах по лингвокультурологии и когнитивной лингвистике, а также в создании словарей концептов и лингвокультурологических тезаурусов.
Методологической основой исследования выступают теоретические положения в области лингвокультурологии, представленные в работах Н.Ф.Алефиренко, С.А. Аскольдова, В.И. Карасика, В.В. Колесова, В.А. Масловой, Ю.С. Степанова и др., в области языковой концептуализации мира, отражённые в трудах В. фон Гумбольдта, А. Вежбицкой, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой и др., идеи концептуального анализа в исследованиях И.А. Стернина, З.Д, Поповой, А.П. Бабушкина, Г.Г. Слышкина, Г.В. Токарева, С.Г. Воркачева и др.
Методы и методики исследования. В работе использован традиционный описательный лингвистический метод. Для описания и анализа концептов и дискурса их функционирования использовались методы когнитивного и дискурсивного анализа. Основная методика работы – методика концептуального анализа, разработанная на основе идей Воронежской школы анализа концептов на кафедре преподавания русского языка в других языковых средах филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского и адаптированная для «оттекстового» (З.Д. Попова, И.А.Стернин) изучения аксиологических концептов в частном дискурсе школьного сочинения. Кроме того, применяются методики наблюдения и описания, методика интерпретации текстов, контекстуального анализа, количественная методика.
Гипотеза исследования. Аксиологические концепты «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие», являющиеся
объектом рассуждения в школьных сочинениях, помимо общекультурного содержания, имеют индивидуальные черты, отражающие языковую картину мира школьников и обусловленные характером усвоения ими национальной языковой картины мира и динамикой данных концептов в социуме.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Аксиологические концепты являются элементами языковой картины мира, отражают нравственно-ценностный компонент обыденного сознания и, будучи идеальными образованиями, имеют гипотетический характер, что выражается в варьировании их содержания в процессе их функционирования в дискурсе.
2. При концептуальном анализе в дискурсе школьных сочинений- рассуждений в качестве «входов» в содержание концептов используются языковые и речевые знаковые единицы, которые вербализуют как концепт в целом, так и отдельные элементы его содержания, – слова, словосочетания, морфемы (в первую очередь корневые), текстовые высказывания,
источниками которых являются лексикографические пособия (словари и энциклопедии), готовые школьные сочинения и другие тексты данного дискурса.
3. Методика концептуального анализа аксиологических концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» включает следующие этапы: описание семантики концептов на основе языковых единиц, изучение языковой и речевой реализации данных концептов в текстах сочинений-рассуждений, изучение аксиологического концептуального содержания в текстах сочинений-рассуждений, описание фрагментов картины мира, выявляемых на основе всего процесса концептуального анализа.
4. В составе языковых и речевых средств выражения изучаемых концептов выделяются 1) лексические единицы, являющиеся именами концептов, а также лексика, связанная с ними по смыслу, 2) лексические
единицы, антонимичные словам из первой группы, 3) любая другая лексика, имеющая экспрессивно-эмоциональную коннотацию, 4) паремиологические и фразеологические единицы.
5. Наиболее активными в употреблении являются 1) слова – имена концептов, 2) слова, входящие в одно и то же словообразовательное гнездо с именами концептов, 3) лексика с общеположительной коннотацией (при малой активности лексики с отрицательной коннотацией), 4) слова, выражающие общие понятия (категории), 5) слова, часто используемые в определениях понятий.
6. Аксиологические концепты в школьном сочинении частично отражают содержание, представленное в сфере фиксации этих концептов (в лексикографических и энциклопедических источниках), а частично – индивидуально-авторскую картину мира учащихся – авторов сочинений. Несовпадение содержания концептов в сфере их фиксации и их функционирования обусловлены свойствами дискурса школьного сочинения.
7. В результате исследования аксиологических концептов обнаруживаются элементы языковой картины мира школьников, коррелирующие с национальной картиной мира (результаты категоризации, в которой участвуют имена концептов, установление связей аксиологически концептов с различными отвлечёнными понятиями, выражение индивидуальных представлений о концептах, акцентирование те или иных элементов их содержания и.т.д.).
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в ряде научных статей, докладов, монографическом научном источнике. Работа прошла апробацию на международных и всероссийских научных конференциях: на III Всероссийской научно-практической конференции «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы» (г. Нижний Новгород, 2010 г.); VIII Международной научной
конференции молодых ученых «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (Н.Новгород, 2010), IV Всероссийской научно- практической конференции «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы» (Н. Новгород, 2011 г.); IX Международной научной конференции молодых ученых «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (Н.Новгород, 2011); V Всероссийской научно-практической конференции «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы» (г. Н.Новгород, 2012); XI Международной научной конференции молодых ученых «Проблемы языковой картины мира на современном этапе». (Н. Новгород, 2012 г.) ; Международной научной конференции «Активные процессы в современном русском языке: национальное и интернациональное» (Н. Новгород 2020 г.), Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 90-летию профессора В.Я. Мыркина, «Чтения по теории языка и грамматике: «Язык как новая
коммуникативная реальность» (Архангельск, 2020 г.)
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из
введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении формулируются актуальность исследования, объект, предмет, материал исследования, цель и задачи работы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методологическая база и методы исследования, излагаются положения, выносимые на защиту. В первой главе (Теоретические основы изучения русской языковой картины мира в аспекте аксиологических концептов) определяются важные для диссертации понятия лингвистики, лингвоаксиологии и концептологии, раскрываются теоретические принципы и обосновывается концепция исследования. Во второй главе (Принципы описания и реконструкции языковой картины мира) рассматриваются понятие концептуального анализа, его история и классификация его методов, обосновывается методика анализа
аксиологических концептов, принятая в данной работе. В третьей главе (Аксиологические концепты в школьном сочинении: план содержания, языковые и речевые средства выражения) характеризуется дискурс школьного сочинения, описывается смысловое содержание концептов «честь», «совесть», «трудолюбие», «справедливость», «бескорыстие» по данным энциклопедических и лексикографических источников, используемых в данном дискурсе, осуществляется сбор, классификация и интерпретация языковых и речевых средств указанных концептов в школьных сочинениях, устанавливаются особенности функционирования этих концептов в текстах сочинений и фрагменты языковой картины мира школьников, связанные с этими концептами. В заключении содержатся основные результаты и обосновываются перспективы исследования.
Библиографический список состоит из двух разделов: 1) источники; 2) научная и научно-методическая литература, – включает в себя 180 наименований.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!