Развитие художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики
Введение………………………………………………………………………………4 Глава 1 Теоретические основы развития художественно-эстетической культуры учителя………………………………………………………………………………….15 1.1 Художественно-эстетическая культура учителя: сущность, структура и роль в формировании педагогического мировоззрения………………………………………………………………………..15 1.2 Театральная педагогика как раздел педагогической науки и учебный предмет в структуре формирования компетенции современного учителя………………………………………………………………………………..36 1.3 Модель развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики и ее потенциал в системе профессиональной подготовки учителя………………………………………………………………….43 1.4 Педагогические условия формирования художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики…………………………………81 Выводы по главе 1……………………………………………………………………84 Глава 2 Методы и организация исследования………………………………………87 2.1 Методы исследования……………………………………………………………87 2.2 Организация исследования……………………………………………………..101 Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно- эстетической культуры студентов бакалавриата средствами театральной педагогики…………………………………………………………………………..105 3.1 Констатирующее исследование процесса подготовки бакалавров к развитию художественно-эстетической культуры средствами театральной педагогики………………………………………………………………………………107 3.2 Формирующий эксперимент развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики в условиях бакалавриата…………………………………………………………………………..114
3.3 Контрольный эксперимент процесса развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики……………………………125 Выводы по главе 3……………………………………………………………………129 Заключение……………………………………………………………………………133 Список литературы…………………………………………………………………..138 Список иллюстративного материала……………………………………………………..155 Приложение 1………………………………………………………………………..157 Приложение 2 …………………………………………………………………………..179 Приложение 3………………………………………………………………………..189 Приложение 4 ………………………………………………………………………198
Во введении диссертационного исследования обоснована его актуальность в современных социокультурных условиях, указаны проблема, цель, предмет, объект, гипотеза, задачи и методы исследования, обоснованы критерии и методы проведения исследования, приведены положения, выносимые на защиту.
Первая глава исследования «Теоретические основы развития художественно- эстетической культуры учителя» посвящена разработке теоретических основ профессиональной подготовки бакалавров к процессу развития художественно- эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики. В результате проведенного теоретического исследования уточнено понятие художественно- эстетической культуры учителя и ее компонентный состав; выявлены факторы, влияющие на процесс и результаты эффективности ее формирования; определены критерии ее сформированности. Выявлен потенциал театральной педагогики в отношении развития всех компонентов художественно-эстетической культуры учителя. На основании вышеизложенного была разработана модель развития художественно-эстетической культуры средствами театральной педагогики (рисунок 1) на основе аксиологического, личностно-деятельностного и системного подходов.
В рамках данной модели предложены технологии, разработанные на основании принципов театральной педагогики.
1. Технология решения проблемно-творческих задач. Цель — способствовать развитию самостоятельного образного мышления субъектов образовательной деятельности в условиях решения проблемно-творческих задач.
Данная технология включает в себя основы проблемного обучения (цель, принципы, образовательные результаты) и технологии К. С. Станиславского «я» в предлагаемых обстоятельствах (этюдный метод, метод физических действий) и описывает способы преодоления проблемных профессионально значимых ситуаций учителем в ходе учебно-воспитательного процесса.
Результаты реализации технологии:
1. Повышение мотивации к решению профессионально значимых проблемно-творческих задач.
Рисунок 1 — Модель развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики
2. Осознание субъектами образовательной деятельности характера собственной умственной деятельности и роли образного мышления в процессе решения проблемно-творческих задач в профессиональной педагогической деятельности.
3. Расширение инструментария в решении проблемно-творческих задач.
4. Повышение способности студентов к самообразованию и
самовоспитанию посредством решения проблемно-творческих задач.
2. Технология формирования профессиональных инструментальных действий педагога. Цель — способствовать развитию пластического образа учителя и его способностей в отношении развития голоса и речи.
Данная технология основана на постулатах традиционного обучения и «биомеханики» В. Э. Мейерхольда. Содержит необходимый инструментарий для развития психофизического личностного потенциала будущего учителя, а именно по формированию навыка работы педагога с собственным телом (движение и речь).
Результаты реализации технологии:
1. Освоение субъектами инструментальных действий обеспечивающих успешное выполнение профессиональных трудовых функций будущими педагогами на основании ценностного образа учителя.
2. Осознанное овладение методом личного примера для дальнейшей профессиональной деятельности.
3. Технология формирования профессиональных творческих действий педагога. Цель — способствовать процессу постоянного обновления и развития образа учителя на основании свободного владения им творческими действиями в рамках этого образа.
Данная технология основана на постулатах теории поэтапного формирования умственных действий и научных понятий П. Я. Гальперина и технологии поэтапного формирования образа М. Чехова и содержит приемы по развитию и применению профессиональных творческих действий.
Компоненты ХЭК
Ценностно- потребностный
Знаниевый
Деятельностный
Эмоционально- мотивационный Интегральный показатель
Показатели сформированности ХЭК Бакалавры (%)
Высокий Оптимальный Критический
5,2 30 64,8 9,8 50,1 40,1
16,7 9,2 63,1 17,5 76,5 6
3,4 56,5 40,1
Результаты реализации технологии:
1. Развитие эмоционального отношения будущих учителей к процессу творческих действий посредством работы с художественными образами и творческими актами в условиях высшего профессионального образования.
2. Повышение способности субъектов образовательного процесса к отбору внешних и внутренних выразительных средств для формирования необходимых образов.
Во второй главе исследования «Методы и организация исследования» определены этапы исследования и подобраны методы, соответствующие задачам каждого этапа.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетической культуры студентов бакалавриата средствами театральной педагогики» доказана эффективность авторской модели развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики.
В рамках констатирующего исследования были определены уровни и качественные характеристики компонентов художественно-эстетической культуры студентов бакалавриата. Было проведено вводное исследование, результаты которого приведены в таблице 1.
По результатам исследования 886 респондентов было выявлено, что исходный уровень развития ценностно-потребностного и деятельностного компонентов у студентов 1, 2 курсов бакалавриата оказался критическим.
Таблица 1 — Уровни сформированности компонентов художественно-эстетической культуры (ХЭК) обучающихся в процентах до разделения на ЭГ и КГ
Общий уровень развития художественно-эстетической культуры будущих педагогов находится в пределах ниже среднего показателя. На основании проведенного констатирующего исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы по принципу единообразия в отношении исследуемых показателей.
По завершении внедрения модели было проведено повторное исследование уровня сформированности компонентов художественно-эстетической культуры учителя в экспериментальной и контрольной группах. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Результаты сформированности художественно-эстетической культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп
Результаты по ценностно-потребностному компоненту
Факторный признак
Результативный признак
Высокий Оптимальный
Сумма Критический (при χ2 = 91,118)
ЭГ
КГ
Всего
Критическое значение χ2 составляет 9,21 при р=0,1. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости p<0,01 Уровень значимости p<0,01
Факторный признак
67 285 39 163 106 448
101 453 231 433 332 886
Результаты по знаниевому компоненту Результативный признак
Сумма Критический (при χ2 = 12,326)
Высокий Оптимальный
ЭГ
КГ
Всего
Критическое значение χ2 составляет 9,21 при р=0,1. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости p<0,01 Уровень значимости p=0,003
Факторный признак
ЭГ
КГ
Всего
Критическое значение χ2 составляет 9,21 при р=0,1. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости p<0,01 Уровень значимости p<0,001
68 296 56 237 96 458
89 453 140 433 332 886
Результаты по деятельностному компоненту Результативный признак
Высокий Оптимальный
Сумма Критический (при χ2 = 67,659)
118 188 75 99 193 287
147 453 259 433 406 886
Продолжение таблицы 2
Результативный признак
Высокий Оптимальный
Сумма Критический (при χ2 = 12,405)
Результаты по эмоционально-мотивационному компоненту
Факторный признак
ЭГ
КГ
Всего
Критическое значение χ2 составляет 9,21 при р=0,1. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости p<0,01 Уровень значимости p=0,003
Результаты по интегральному показателю уровня художественно-эстетической культуры
96 338 69 323 165 670
19 453 41 433 60 886
Результативный признак
Высокий Оптимальный Критический
При использовании метода Р. Пирсона для непараметрических исследований выявлено достоверное улучшение уровня показателя художественно-эстетической культуры учителя в экспериментальной группе на 32,9 %, достоверность различий по угловому коэффициенту Р. Фишера составляет φ*эмп = 10,956 по сравнению с контрольной группой, где φ*эмп = 1,03.
Также в экспериментальной группе достоверно возросли все компоненты художественно-эстетической культуры учителя. Эти данные представлены в условных единицах на рисунке 2.
Таким образом, эффективность модели развития художественно-эстетической культуры у будущего учителя средствами театральной педагогики является доказанной.
В ходе исследования уточнены педагогические условия, способствующие повышению эффективности развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики, и определена степень их значимости. Наиболее значимыми педагогическими условиями являются: модульно-рейтинговая организация образовательного процесса; участие студентов в социально значимой проектной деятельности.
Факторный признак
Сумма
(при χ2 = 26,250)
ЭГ
КГ
Всего
Критическое значение χ2 составляет 9,21 при р=0,1. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости p<0,01 Уровень значимости p<0,001
46 302 105 23 249 161 69 551 271
453 433 886
Ценностно-
потребностный
1.421.55
2 1.92
1.401
0
До После
ЭГ КГ
Деятельностный
1.92 2
1 0
1.421.55
ЭГ КГ
До После
1.40
2 1 0
1.771.8
Знаниевый
1.95 1.69
ЭГ КГ
До После
2 1 0
До После
Эмоционально- мотивационный
2.072.16
2.022.06
ЭГ КГ
Рисунок 2 — Итоговый средний коэффициент сформированности компонентов художественно-эстетической культуры студентов
Эффективность модели также подтверждается успешностью участия студентов из экспериментальной группы в публично просветительской деятельности: в творческих педагогических и социальных конкурсах, фестивалях, конвентах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования была выявлена проблема содержательно- технологического обеспечения развития художественно-эстетической культуры будущего учителя как значимого компонента его профессиональной культуры в условиях педагогического вуза. Была определена потребность в расширении арсенала педагогических технологий по развитию художественно-эстетической культуры учителя и необходимость выявления потенциала театральной педагогики в указанном процессе. На основании результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Художественно-эстетическая культура учителя представляет собой тип профессиональной культуры, включающий в себя ориентацию педагога на познание в образовательном процессе терминальных художественных (красоты, свободы, труда, познания, творчества) и эстетических инструментальных (методов
Баллы Баллы
Баллы Баллы
гармонизации профессиональной деятельности, значимости личности и творчества, расширения художественного кругозора) ценностей посредством применения художественных образов и творческих актов в профессиональной деятельности. Установлено, что художественно-эстетическая культура учителя включает в себя ценностно-потребностный, знаниевый, деятельностный и эмоционально- мотивационный компоненты.
2. Потенциал театральной педагогики состоит в ее специальных функциях в отношении формирования художественно-эстетической культуры учителя как компонента его профессионального педагогического мировоззрения, среди которых: обогащение образного мышления на основании достижений мировой художественной культуры и эстетических ценностей (ценностно-потребностный компонент); подготовка к решению проблемно-творческих профессиональных задач на основании применения технологий формирования инструментальных и творческих действий педагога (знаниевый компонент); обеспечение диагностики и проектирование культуры общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (деятельностный компонент); повышение уровня эмоционального интеллекта и развитие адекватного отношения к творческой деятельности как условия актуализации и развития разных видов одаренности (эмоционально- мотивационный компонент). Все указанные функции реализуются в просветительской и проектной деятельности, осуществляемой учителем в рамках профессиональных позиций предметника, классного руководителя, организатора спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, а также педагогом дополнительного образования — тренером спортивной секции.
3. Модель развития художественно-эстетической культуры средствами театральной педагогики в условиях педагогического вуза разработана на основе аксиологического, личностно-деятельностного и системного подходов в интересах саморазвития творческой индивидуальности педагога. Модель включает взаимосвязь следующих компонентов: целесмыслового, содержательного, технологического и рефлексивно-оценочного и нацелена на достижение оптимального уровня сформированности художественно-эстетической культуры учителя на основании театральных технологий, представленных в контексте
развивающего обучения. В качестве критериев сформированности художественно- эстетической культуры будущего учителя выступают: ценностное отношение к художественной культуре и потребность саморазвития в эстетическом направлении; система знаний в области мировой художественной культуры и уровень образного мышления; способность диагностировать культуру других субъектов образовательного процесса в общении и создавать условия для ее развития во взаимодействии и деятельности; эмоциональное отношение к произведениям мировой художественной культуры, выраженное в уровне эмоционального интеллекта педагога и в мотивации достижения успеха творческой деятельности, а также интегральный показатель сформированности художественно-эстетической культуры в целом.
4. Содержание процесса развития художественно-эстетической культуры бакалавров педагогического вуза представлено образовательным модулем «Театральное мастерство педагога», состоящего из восьми дисциплин. «Театральная педагогика»: цель данной дисциплины — сформировать у студентов представление о потенциале театральной педагогики в формировании эстетически направленного мировоззрения студентов. «Развитие личностных ресурсов»: цель — актуализация личных ресурсов студентов посредством работы с художественными образами и творческими актами; «Социально-педагогическая работа с одаренными детьми»: цель — формирование у педагога системы по выявлению и развитию одаренности субъектов образовательного процесса, координация деятельности семьи и школы по развитию таланта; «Диагностика стиля межличностного взаимодействия»: цель — создание условий для осуществления студентами оценки и самооценки ресурсов личности в ходе решения творческих задач, а также овладения ими навыками самоорганизации и самообразования в отношении развития компонентов художественно-эстетической культуры; «Педагогическая коммуникация»: цель — сформировать представление об организационной и управленческой структуре образовательной организации, месте и роли в ней творческой деятельности и задачах развития личности в процессе освоения принципов театральной деятельности, «Практикум межличностного взаимодействия»: цель — организация сотрудничества на материале
художественного творчества средствами театральной деятельности, овладение умением работать в команде; «Педагогический артистизм»: цель — способствовать формированию у студентов собственных имиджевых характеристик, индивидуального стиля педагогического общения в процессе применения театральных технологий; «Театральное мастерство педагога»: цель — обеспечить возможность организации будущими педагогами театральной деятельности в учебно-воспитательном процессе для повышения уровня собственной художественно-эстетической культуры и культуры обучающихся. Благодаря представленному модулю развитие компонентов художественно-эстетической культуры учителя происходит системно.
5. Технологическая основа процесса развития художественно- эстетической культуры будущего учителя представлена следующими технологиями: технологией решения профессиональных проблемно-творческих задач (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, К. С. Станиславский), технологией формирования профессиональных инструментальных действий (Я. А. Коменский, В. Э. Мейерхольд), технологией формирования профессиональных творческих действий (П. Я. Гальперин, М. Чехов).
6. В ходе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность модели развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики и выявлено достоверное улучшение уровня ее сформированности в экспериментальной группе (на 32,9 %, φ*эмп = 10,956) по сравнению с контрольной группой (φ*эмп = 1,03). Также в экспериментальной группе достоверно возросли уровни сформированности отдельных компонентов художественно-эстетической культуры учителя. Содержание образовательного модуля «Театральное мастерство педагога» может быть реализовано в ходе подготовки бакалавров и магистров направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».
7. В ходе исследования выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия, способствующие повышению эффективности развития художественно-эстетической культуры будущего учителя средствами театральной педагогики, среди которых наиболее значимы: модульно-рейтинговая организация
образовательного процесса; активное участие студентов в социально значимой проектной деятельности в рамках творческой деятельности с художественными образами; участие в публичной просветительской деятельности.
8. Разработаны учебно-методические материалы, которые позволяют оптимизировать процесс подготовки бакалавров к творческой деятельности с художественными образами в условиях учебно-воспитательного процесса: «Театральная педагогика для учителя: теоретические основы», «Театральная педагогика для учителя. Образовательные технологии», «Театральное мастерство педагога: интерактивные технологии обучения».
Таким образом, задачи, поставленные в настоящем исследовании, выполнены, гипотеза доказана. Перспектива дальнейших исследований связана с выявлением потенциала театральной педагогики для развития иных видов профессиональной культуры учителя, а также с расширением инструментария развития художественно-эстетической культуры учителя на основании средств разных видов искусства.
Актуальность темы исследования и степень ее разработанности. В настоящее время роль учителя, осуществляющего процесс воспитания и обучения, существенно усложнилась. Исходя из содержания Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, педагог, осуществляющий инновационные виды педагогической деятельности, должен обладать гуманистическим мировоззрением и высоким уровнем профессиональной культуры. Также в стандарте определены виды деятельности (проектная, публично-просветительская и др.), для осуществления которых педагогу необходимо обладать высоким уровнем культурного развития. Приведенные в документах виды деятельности имеют творческий характер, в них активно включается образное мышление, и их результаты становятся наиболее личностно значимыми, обогащаясь за счет системы образов мировой художественной культуры.
Анализ педагогических исследований показал, что творческий характер педагогической деятельности должен поддерживаться за счет развития творческого потенциала личности учителя. Творческий характер педагогической деятельности обеспечивается художественно-эстетической культурой педагога и является основой в выборе наиболее продуктивных путей решения целого ряда педагогических задач. Эта идея заложена во ФГОС для формирования художественно-эстетической компетенции учителя в структуре высшего образования.
Исходя из вышеизложенного, встает задача расширения границ художественно-эстетической культуры учителя в рамках высшего педагогического образования. Средства театральной педагогики, представленные в координатах педагогического знания, в качестве инструментария ранее не рассматривались.
Все вышесказанное позволило определить проблему исследования: каким образом следует осуществлять целенаправленное развитие художественно- эстетической культуры учителя
профессионального мастерства в условиях высшего образования и каков потенциал театральной педагогики в указанном процессе?
Можно заключить, что развитие художественно-эстетической культуры личности будущего педагога средствами театральной педагогики в условиях педагогического вуза позволит решать целый спектр значимых педагогических задач в современном образовательном пространстве. Наиболее значимыми средствами театральной педагогики выступают собственно театральные технологии, рассмотренные в рамках педагогического знания в условиях высшего педагогического образования.
Цель исследования — повысить эффективность процесса развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики в условиях педагогического вуза.
Объект исследования — процесс развития художественно-эстетической культуры учителя в условиях высшего педагогического образования.
Предмет исследования — технологии театральной педагогики как средства развития художественно-эстетической культуры учителя в условиях педагогического вуза.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс развития художественно-эстетической культуры будущего учителя в условиях системы высшего педагогического образования будет эффективен, если:
художественно-эстетическая культура учителя выступает значимым компонентом профессиональной культуры учителя;
технологии организации деятельности по развитию художественно- эстетической культуры студентов на основании ведущих школ актерского мастерства отвечают актуальным задачам личностного и профессионального развития учителя;
выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию художественно-эстетической культуры учителя и включающие
как значимого компонента его
творчески направленную деятельность по работе с художественными образами в условиях высшего образования.
Проблема, цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основании теоретического исследования уточнить структуру и сущность понятия «художественно-эстетическая культура учителя», этапы ее развития и критерии сформированности.
2. Разработать модель развития художественно-эстетической культуры будущих учителей средствами театральной педагогики в условиях высшего образования и выявить потенциал технологий театральной педагогики в развитии художественно-эстетической культуры учителя.
3. Выявить педагогические условия повышения эффективности развития художественно-эстетической культуры учителя.
4. Экспериментально подтвердить эффективность модели развития художественно-эстетической культуры учителей средствами театральной педагогики в условиях педагогического вуза.
Методологическую основу исследования составляют:
— аксиологический подход: В. В. Ильин, А. А. Ивин, Н. С. Розов, А. А. Макейчик, А. С. Хоцей, Н. С. Ерохин, Л. В. Ведерникова, В. Н. Кругликов, А. К. Маркова, Н. И. Мешков, А. Б. Орлов, М. И. Парвин, Н. Г. Печенюк, Н. Ф. Талызина;
— личностно-деятельностный подход: С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Алексеев, А. Г. Асмолов, В. П. Беспалько, З. В. Кураченко, Г. К. Селевко;
— системный подход: А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, С. А. Минюкова, А. И. Мищенко, Э. П. Юдин.
Теоретическую основу исследования составили труды приведенных ниже авторов. Исследования проблемы профессионального становления будущих педагогов рассмотрены в трудах В. И. Андреева, С. И. Архангельского, Б. С. Гершунского, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, И. Э. Рахимбаевой и др.
Исследования теоретических основ культуры и искусства в отношении образовательной деятельности осуществлены А. А. Радугиным, Ю. Б. Боревым, В. П. Деминым, И. М. Быховской, В. В. Бычковым, Б. Р. Виппером, М. С. Каганом, Н. И. Киященко, О. В. Суходольской-Кулешовой, Т. Д. Сусловой, О. Ш. Боймирзаевой, А. Р. Асаевой и др.
Наличие потребности овладения педагогом средствами вербальной и невербальной коммуникации, различными способами передачи своих чувств были разработаны А. Е. Дмитриевым, О. А. Антоновой, Н. Э. Басиной, Е. З. Крайзель, А. П. Ершовой, В. М. Букатовым и др.
— концепции педагогики высшей школы (В. И. Андреев, С.И. Архангельский, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский);
— теории профессиональной подготовки будущих педагогов (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, П. И. Пидкасистый);
— технологии развивающего обучения (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);
— теории проблемного обучения (А. В. Брушлинский, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. В. Хуторской);
— концепции развития художественной и эстетической культуры учителя (А. А. Радугин, С. Д. Давыдова, М. С. Каган, В. Б. Кошаев);
— теории применения технологий театральной педагогики в деятельности учителя (В. М. Букатов, А. П. Ершова, А. Б. Никитина, В. А. Ильев, В. А. Петров);
— теории развития актерских и режиссерских способностей К.С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, М. Чехова, Б. Е. Захавы, Г. А. Товстоногова. Несмотря на значительное количество трудов, в которых изучены различные аспекты проблемы развития художественно-эстетической культуры учителя в условиях его профессионального становления, следует отметить, что существуют вопросы в развитии этой культуры именно с применением средств театральной педагогики, разработке критериев ее оценивания, а также способах мотивации педагогов к применению этой культуры в профессиональной деятельности.
Технолого-методическую основу данного исследования составили следующие методы.
Ведущие методы на первом этапе исследования: анализ научной, учебно- методической литературы, а также нормативно-правовой базы профессионального педагогического образования, анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, анализ существующих программ высших учебных заведений; метод педагогического наблюдения включенного и невключенного, открытого и скрытого с фиксацией результатов, моделирование.
Основными методами на втором этапе исследования явились: анализ результатов, обобщение опыта экспериментального и теоретического исследований; психолого-диагностические методы, метод педагогического наблюдения; педагогический эксперимент; методы контроля знаний: методы тестового контроля, оценка качества знаний, методика определения сохранности и восполняемости знаний по педагогическим и психолого-педагогическим дисциплинам.
Основные методы заключительного обобщающего этапа исследования — статистические методы обработки полученных данных критерий χ2 К. Пирсона и коэффициент углового распределения Р. Фишера. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в реферируемых журналах, монографиях.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа по реализации разработанной модели развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики и оценке ее эффективности проводилась на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (НГПУ им. К.Минина). В
эксперименте приняли участие студенты 1, 2 курсов бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» — 886 человек.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2016 г. по май 2020 г., в три этапа в течение 4 лет.
Теоретический этап (сентябрь 2016 — сентябрь 2017 гг.). Для анализа степени разработанности проблемы был проведен анализ научной и научно- методической литературы по теме исследования, а также нормативно-правовой базы педагогического образования, в частности закона «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профессиональных стандартов «Педагог», «Педагог дополнительного образования». На основании проведенного анализа определены параметры исследования (объект, предмет, цель, задачи) и критерии исследования: его актуальность, принципы организации, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также сформулирована рабочая гипотеза о развитии художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики. В ходе данного этапа было уточнено содержание ключевых понятий, определены принципы и функции художественно-эстетической культуры, ее компонентный состав, а также сформулированы критерии сформированности данного компонента профессионально направленного мировоззрения педагога. В результате были определены задачи по достижению поставленной цели, выбраны методологические подходы, соответствующие задачам данного исследования, разработаны технологии и методы достижения цели. Все вышеперечисленное позволило провести констатирующее исследование, которое показало, что исходный уровень сформированности художественно-эстетической культуры учителя и ее компонентов у студентов педагогического вуза (бакалавриат) не соответствует требованиям образовательных стандартов, и разработать модель развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики.
Опытно-экспериментальный этап (сентябрь 2017 — июнь 2019 гг.). По результатам констатирующего исследования была скорректирована модель развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики и разработаны материалы для проведения формирующего эксперимента (учебно-методические пособия «Театральная педагогика для учителя», «Театральная педагогика: образовательные технологии», «Театральное мастерство педагога: интерактивные технологии обучения»). Проведен формирующий эксперимент: внедрение модели формирования художественно- эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики и уточнение педагогических условий ее эффективного освоения.
Рефлексивно-оценочный этап (июнь 2019 — май 2020 гг.). Произведен сбор и обработка данных. Произведена систематизация теоретической и эмпирической информации, полученной в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, к анализу которой применены критерии достоверности, научной новизны, теоретической и практической значимости. Сформулированы выводы и заключение, и результаты исследования изложены в тексте диссертации и автореферате.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается адекватным теоретико-методологическим обоснованием параметров исследования, разработкой и применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, по своему содержанию и структуре соответствующего параметрам и критериям исследования, в соответствии с логикой настоящего исследования. Она подтверждена полученными релевантными положительными результатами экспериментальной части исследования, проведенного с репрезентативной выборкой эмпирических данных и непротиворечивостью выводов, сделанных на основании теоретического анализа и результатов экспериментального исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана и научно обоснована модель развития художественно- эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики в структуре высшего педагогического образования;
2) разработаны технологии развития художественно-эстетической культуры учителя на основе педагогических технологий и ведущих школ театрального мастерства: технология решения профессиональных проблемно- творческих задач педагогом (А. М. Матюшкин, К. С. Станиславский); технология формирования профессиональных инструментальных действий педагога (Я. А. Коменский, В. Э. Мейерхольд); технология формирования профессиональных творческих действий педагога (П. Я. Гальперин, М. Чехов);
3) выявлены и обоснованы педагогические условия реализации модели, способствующие эффективному развитию художественно-эстетической культуры учителя: модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса, участие будущих педагогов в социально значимой проектной и публичной просветительской деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1) уточнено понятие «художественно-эстетическая культура учителя» и определена ее структура, а также критерии сформированности ее отдельных компонентов в условиях педагогического вуза;
2) определено содержание театральной педагогики в контексте профессионального педагогического знания и выявлен ее потенциал в развитии художественно-эстетической культуры учителя;
3) уточнен инструментарий театральной педагогики (технологии, методы, образы), способствующий развитию художественно-эстетической культуры будущего учителя;
4) разработанные технологии развития художественно-эстетической культуры учителя были применены при реализации учебно-методического комплекса дисциплин модуля «Театральное мастерство педагога».
Практическая значимость:
1) апробирована и реализована авторская модель развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики в условиях бакалавриата, эффективность которой доказана теоретически и экспериментально;
2) разработан и реализован образовательный модуль «Театральное мастерство педагога», применимый для развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики, состоящий из 8 дисциплин: «Театральная педагогика», «Развитие личностных ресурсов», «Социально-педагогическая работа с одаренными детьми», «Диагностика стиля межличностного взаимодействия», «Педагогическая коммуникация», «Педагогический артистизм», «Театральное мастерство педагога» и «Практикум межличностного взаимодействия»;
3) разработана система мониторинга художественно-эстетической культуры учителя, включающая в себя рабочую тетрадь как сквозной инструмент самодиагностики, тестовые методики, а также авторский опросник;
4) сформирован учебно-методический комплекс развития художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики: «Театральная педагогика для учителя», «Театральная педагогика для учителя: образовательные технологии» и «Театральное мастерство педагога: интерактивные технологии обучения».
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Художественно-эстетическая культура учителя представляет собой тип профессиональной культуры, включающий в себя ориентацию педагога на познание в образовательном процессе терминальных художественных (красоты, свободы, труда, познания, творчества) и эстетических инструментальных (методов гармонизации профессиональной деятельности, значимости личности и творчества, расширения художественного кругозора) ценностей посредством применения художественных образов и творческих актов в профессиональной деятельности. Художественно-эстетическая культура учителя включает в себя следующие компоненты: ценностно-потребностный, знаниевый, деятельностный и эмоционально-мотивационный компоненты. Критериями ее сформированности являются: ценностное отношение к художественной культуре в целом и система базовых знаний в области мировой художественной культуры; высокий уровень потребности в эстетическом саморазвитии и высокий уровень образного мышления; способность диагностировать культуру субъектов образовательного процесса в общении и высокий уровень эмпатии.
2. Модель развития художественно-эстетической культуры учителя
основана на принципах аксиологического, личностно-деятельностного и
системного подходов и включает в себя содержательно-технологические основы работы студентов с художественными образами и творческими актами, а также педагогические условия саморазвития творческой индивидуальности педагога средствами театральной педагогики.
3. Образовательные технологии: решения профессиональных проблемно-
творческих задач педагогом, формирования профессиональных инструментальных действий педагога, формирования профессиональных творческих действий педагога – разработаны на основании ведущих школ театрального мастерства и в соответствии с принципами инструментального и развивающего обучения и способствуют обогащению инструментария развития художественно-эстетической культуры учителя в условиях педагогического вуза.
4. Педагогические условия эффективного развития художественно- эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики: модульно- рейтинговая организация образовательного процесса; высокий уровень включенности студентов в социально значимую проектную и публично- просветительскую деятельность.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты научной, научно-методической и опытно-экспериментальной работы обсуждались на международных и всероссийских научно-практических и научно-методических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции молодых
исследователей (НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, 2017 г.); Фестивале к 90- летию со дня рождения российского педагога-новатора И. П. Волкова (НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, г. Н. Новгород, 2018 г.); Всероссийской научно- практической конференции «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры» (НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, 2019 г.); V международном форуме по педагогическому образованию, (г. Казань, 2019 г.); 24 Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки)(г. Н. Новгород, 2019 г.).
Основное содержание диссертационного исследования и опытно- экспериментальная работа были предметом обсуждения на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами НГПУ им. К. Минина. Внедрение результатов исследования осуществлено в НГПУ им. К. Минина. Материалы исследования получили отражение в 11 публикациях автора, одна из которых — в изданиях базы данных «Web of science», пять — в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (170 источников) и 4 приложений. Общий объем диссертации составляет 246 страниц, в том числе 6 рисунков и 15 таблиц.
Публикации автора в научных журналах
- 03.00.00 Биологические науки
- 07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода)
- 07.00.00 Исторические науки и археология
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!