Социально-проектная деятельность как средство формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование эффективности формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци- альной работы с использованием возможностей социально-проектной деятельности
1.1. Педагогическая культура в системе профессионально важных качеств будущих бакалавров социальной работы
1.2. Направленность социально-проектной деятельности на фор- мирование педагогической культуры будущих бакалавров соци- альной работы
1.3. Проектирование модели формирования педагогической куль- туры будущих бакалавров социальной работы 73
Выводы по первой главе 101 Глава 2. Разработка и экспериментальная апробация методики фор- мированию педагогической культуры будущих бакалавров социаль-
ной работы с использованием возможностей социально-проектной деятельности
2.1. Организация экспериментальной работы по апробации мето-
дики формирования педагогической культуры будущих бакалав-
ров социальной работы
2.2. Методика формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с использованием возможностей социально-проектной деятельности
2.3. Анализ и оценка результативности экспериментальной ра-
боты
Выводы по второй главе Заключение Библиографический список
173
180
Во введении доказывается актуальность темы исследования, раскрывается
степень ее разработанности; выдвигаются объект, предмет, цель, гипотеза и за-
дачи исследования; обозначаются научная новизна, теоретическая и практиче-
ская значимость; приводятся положения, выносимые на защиту; излагаются дан-
ные об апробации и внедрении результатов.
В первой главе «Теоретико-методологическое обоснование эффективности
формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной ра-
боты с использованием возможностей социально-проектной деятельности»
определена теоретико-методологическая основа исследования, уточнено содер-
жание его ключевых понятий, обоснованы принципы применения социально-
проектной деятельности в процессе формирования педагогической культуры бу-
дущих бакалавров социальной работы, представлены модель и педагогические
условия успешного осуществления данного процесса.
Исходя из анализа федеральных государственных образовательных стандар-
тах высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02
«Социальная работа», профессиональных стандартов («Специалист по социаль-
ной работе», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовер-
шеннолетних», «Специалист по работе с семьей»), а также научных публикаций,
определена специфика профессиональной деятельности в области социального
обслуживания населения. Подчеркивается при этом широкий спектр решаемых
задач: предоставление мер социальной поддержки различным категориям граж-
дан (уход за престарелыми, инвалидами, детьми); содействие лицам, оказав-
шимся в трудной жизненной ситуации (детям-сиротам, молодежи, опекунам,
правонарушителям); овладение целым комплексом знаний (правовых, психо-
лого-педагогических, медицинских, социологических). На этом основании отме-
чается важность формирования у будущих бакалавров социальной работы це-
лого ряда профессиональных качеств, которые подходят под описание педагоги-
ческой культуры.
Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы опреде-
ляется в диссертации как интегративное личностно-профессиональное качество,
конгруэнтное с моральными ценностями личности бакалавра, способствующее
решению разнообразных профессиональных задач, выстраиванию успешных
профессиональных отношений, отражающее наиболее ценные практики соци-
ально-педагогической помощи населению. Педагогическая культура исследуе-
мой категории будущих специалистов представлена в виде системы, аккумули-
рующей профессиональное общение, психолого-педагогические знания, мораль-
ные ценности, критическое мышление и проактивную позицию.
Профессиональное общение предполагает умение понимать скрытый смысл
сообщений, готовность и способность поддерживать других людей в самых раз-
ных ситуациях, аргументировать свою позицию и убеждать в нецелесообразно-
сти применения неконструктивных форм поведения. Психолого-педагогические
знания проявляются в области возрастной психологии, педагогики, социальной
педагогики, конфликтологии, семейной психологии. Моральные ценности про-
являются в чувстве долга, ответственности, доброте, сострадании, справедливо-
сти, милосердии, принятии человека как самоценности, несмотря на его социаль-
ные обстоятельства. Критическое мышление позволяет хорошо ориентироваться
в многообразии противоречивой информации, применять проверенные подходы
к клиенту и адекватные стратегии социальной помощи. Проактивная позиция
представлена как личностная независимость, умение находить ресурсы для пре-
одоления сложных обстоятельств, внешних неблагоприятных условий.
Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы высту-
пает необходимым элементом их профессиональной успешности. Для ее форми-
рования целесообразно использовать социально-проектную деятельность. По-
следняя представляет собой социально-значимую активность, включающую раз-
работку и реализацию проектов, направленных на позитивное изменение про-
блемной ситуации путем оказания социальной поддержки нуждающимся в ней
субъектам. В качестве аргументов, разъясняющих возможность использования
для формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной
работы социально-проектной деятельности, приводятся следующие: направлен-
ность социально-проектной деятельности на совершенствование социальной
компетенции; заметные возможности данного вида деятельности в развитии
представлений в области применения психолого-педагогических инструментов,
способствующих жизненной самореализации личности; высокий потенциал в
воспитании морально-нравственных качеств, а также формировании поливариа-
тивного, критического, проектного мышления и активизации личностных ресур-
сов, индивидуально-своеобразных способов разработки социальных проектов.
Для эффективной организации социально-проектной деятельности, направ-
ленной на формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци-
альной работы, важно руководствоваться комплексом принципов: поливариа-
тивности, моральной оценки, наставничества, исследовательской позиции, взаи-
мопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презентации, содействия
самореализации.
Наиболее общее представление о целевых, содержательных и процессу-
ально-технологических средствах формирования педагогической культуры бу-
дущих бакалавров социальной работы обеспечивает модель (рис. 1). Она состоит
из целевого, методологического, информационно-содержательного, процессу-
ально-технологического, контрольно-измерительного блоков и определяет ха-
рактер использования ресурсных возможностей социально-проектной деятель-
ности для формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци-
альной работы.
Целевой блок определяет целевые установки, которые будут положены в ос-
нову проектируемого процесса. Цель – усиление направленности профессио-
нальной подготовки будущих бакалавров социальной работы в вузе на формиро-
вание их педагогической культуры, в том числе за счет использования возмож-
ностей социально-проектной деятельности.
Методологический блок включает методологические подходы и принципы.
Первые задают общую направленность, а вторые – исходные позиции для осу-
ществления исследуемого процесса. В числе методологических подходов выде-
лены системный, культурологический, антропологический и проектный. Приме-
нение положений данных методологических подходов в единстве позволяет
определить и обоснованность исследуемый процесс с разных точек зрения: опре-
деления ключевого понятия и ожидаемого результата – педагогической куль-
туры, которая может быть рассмотрена в системе профессионально важных ка-
честв будущих бакалавров социальной работы; позиционирования самих буду-
щих бакалавров как субъектов культуры; рассмотрения исследуемого процесса в
контексте предстоящей продуктивной профессиональной деятельности в сфере
социальной работы; обоснования ресурсных возможностей социально-проект-
ной деятельности для формирования педагогической культуры.
ФГОС ВО: 39.03.02Профессиональные стандарты: «Специалист по социальной работе», «Специалист органаОсобенности профессиональной де-
«Социальная работа»опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по работе с семьей»ятельности социальных работников
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Этапы: вводно-ознакомительный, мотивационно-
аналитический, содержательно-практический,
Цель – усиление направленности профессиональной подготовки будущих бакалавров социальнойрефлексивно-прогностический
работы в вузе на формирование их педагогической культуры, в том числе за счет использования
ресурсных возможностей социально-проектной деятельности
Задачи в соответствии с этапами
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Методологические подходы: системный, культуро-Принципы: поливариативности, моральной оценки, наставничества, исследовательской позиции,
логический, антропологический и проектныйвзаимопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презентации, содействия самореализации
ИНФОРМАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Педагогическая культура как личностно-професси-Дисциплины учебного плана (5-8 семестр):Дисциплина по выбору студентов (7-8 се-
ональное качество будущих бакалавров социальной«Социальная педагогика», «Методика исследова-местр): «Социально-педагогическое проектиро-
работы: а) профессиональное общение, б) психолого-ний в социальной работе», «Педагогика социаль-вание в деятельности бакалавра социальной ра-
педагогические знания, в) моральные ценности,ной работы», «Психология социальной работы»боты»
г) критическое мышление, д) проактивная позиция
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОККОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Формы: классическая лекция,Методы: визуализация, дис-Средства: диагностиче-Критерии и показатели эффективности
мини-лекция, лекция вдвоем, се-куссия, перевернутый класс,ские средства, цифровые
минарские и практические заня-социально-педагогическоесервисы, дидактические
тия, производственная практикапроектирование, фокус-группасредстваУровни сформированности
РЕЗУЛЬТАТ – увеличение количества студентов – будущих бакалавров социальной работы, показывающих по результатам
педагогической диагностики более высокие значения показателей и критериев педагогической культуры
Рис. 1 – Модель формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы
В основу разработки информационно-содержательного блока были поло-
жены теоретические положения А.К. Марковой о структуре профессионализма
будущего специалиста, которая представляет собой ориентир для интеграции
ценностного, когнитивного, практического и личностного компонентов содер-
жания профессионального образования. Приведенное в диссертации развернутое
представление о педагогической культуре как ожидаемом результате професси-
ональной подготовки является достаточным основанием для того, чтобы, во-пер-
вых, актуализировать имеющиеся содержательные ресурсы реализуемой по дан-
ному направлению профессиональной подготовки профессиональной образова-
тельной программы, и, во-вторых, обогатить ее содержание, например, посред-
ством включения в действующие учебные программы содержательных модулей
или же разработки дисциплин по выбору студентов. Поэтому здесь подчеркива-
ются содержательные возможности дисциплин учебного плана («Социальная пе-
дагогика», «Методика исследований в социальной работе», «Педагогика соци-
альной работы», «Психология социальной работы»), а также разработанной нами
дисциплины по выбору студентов «Социально-педагогическое проектирование
в деятельности бакалавра социальной работы».
Процессуально-технологический блок реализуется с использованием форм,
методов и средств профессиональной подготовки будущих бакалавров социаль-
ной работы, которые поддерживаются поставленными задачами формирования
педагогической культуры и одновременно обеспечивают реализацию выделен-
ных содержательных контекстов, в том числе в рамках дисциплины по выбору
студентов. В качестве ведущих форм используются следующие: классическая
лекция, мини-лекция, лекция вдвоем, семинарские и практические занятия, про-
изводственная практика. В числе методов обучения рассматриваются визуализа-
ция, дискуссия, перевернутый класс, социально-педагогическое проектирование,
фокус-группа. В качестве средств предлагаются: диагностические средства (ан-
кеты, отчеты о практике, тесты, анализ успеваемости по дисциплинам педагоги-
ческой направленности), цифровые сервисы (на сайтах образовательных органи-
заций, порталах социальных проектов), дидактические средства (кейсы, анали-
тические таблицы, рефлексивные схемы).
Контрольно-измерительный блок содержит педагогические инструменты,
которые применяются при проведении диагностических исследований с целью
оценки результативности протекания процесса формирования педагогической
культуры. Рассматриваемый блок включает критерии (ментально-знаниевый,
морально-ценностный, коммуникативно-аффилиативный, деятельностно-воле-
вой), показатели и уровни (критический, базовый, умеренный, выраженный)
сформированности указанного личностно-профессионального качества будущих
бакалавров социальной работы.
Успешную реализацию модели в системе вузовской подготовки будущих
бакалавров социальной работы, и, наряду с этим, усиление ресурсных возмож-
ностей социально-проектной деятельности обеспечивают следующие педагоги-
ческие условия: развитие педагогической интуиции в процессе осуществления
исследовательских задач; совершенствование моральных качеств путем проек-
тирования стратегий поддержки социально незащищенных слоев населения;
освоение возможностей цифровых сервисов для реализации алгоритмов соци-
ально-педагогического проектирования; улучшение навыков командной работы
при подготовке к презентации проекта и самопрезентации.
Определяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что педа-
гогическая интуиция дает возможность быстро и неосознанно найти правильное
решение в проблемной ситуации. Оказывая педагогическую поддержку соци-
ально незащищенным категориям населения, будущие бакалавры социальной ра-
боты далеко не всегда могут располагать широким набором педагогических тех-
нологий, приемов и способов работы. Но при этом они вполне могут довериться
собственной интуиции, которая базируются на прежнем опыте, возможно своего
детства, опыте других людей. Такие интуитивные представления могут поддер-
живаться полученными в школе и вузе знаниями, сведениями из средств массо-
вой информации или других источников. Значительным потенциалом для разви-
тия педагогической интуиции обладает исследовательская деятельность.
Для эффективной поддержки граждан будущим бакалаврам социальной ра-
боты важно не только владеть глубокими психолого-педагогическими знаниями,
но и обладать развитыми морально-нравственными качествами. Этим определя-
ется необходимость введения второго педагогического условия. Причем для раз-
вития моральных качеств предлагается проектирование стратегий поддержки со-
циально незащищенных слоев населения. В такой социально-проектной деятель-
ности в поле основного внимания удерживаются наиболее уязвимые категории
граждан: дети-сироты, инвалиды, пожилые люди. Проектирование стратегий
поддержки предполагает не только информирование таких категорий людей о
полагающихся им льготах и содействие в их получении, но и оказание психо-
лого-педагогической помощи.
В части третьего педагогического условия предлагается задействовать раз-
личного рода цифровые сервисы для реализации алгоритмов социально-педаго-
гического проектирования. Сегодня наиболее успешные социальные проекты
размещаются в различных открытых источниках, освещаются на сайтах образо-
вательных организаций, в средствах массовой информации, научных публика-
циях, интернет-порталах. Используя данные сервисы, целесообразно знакомить
будущих бакалавров социальной работы с лучшими практиками социального
проектирования. Для этого студентам рекомендуется изучать тематику социаль-
ных проектов, анализировать тенденции в изменении ее направленности, приоб-
щаться к содержанию выполненных в разные годы проектов.
Четвертое педагогическое условие связано с улучшением навыков команд-
ной работы будущих бакалавров социальной работы при подготовке к презента-
ции проекта и самопрезентации. Подчеркивается важность согласованной ра-
боты команды при подготовке социального проекта на всех этапах его выполне-
ния. Особая роль отводится командной работы на этапе презентации социаль-
ного проекта. В соответствии с выдвигаемым условием для улучшения навыков
командной работы целесообразно проводить с будущими бакалаврами социаль-
ной работы различные игры, задания, мероприятия на сплочение.
Во второй главе «Разработка и экспериментальная апробация методики
формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной ра-
боты с использованием возможностей социально-проектной деятельности» рас-
крыто содержание экспериментальной работы, представлена методика осу-
ществления исследуемого процесса, охарактеризованы результаты ее внедрения.
Цель экспериментальной работы заключалась в эмпирической проверке по-
ложения о повышении эффективности процесса формирования педагогической
культуры будущих бакалавров социальной работы в случае применения ресурс-
ных возможностей социально-проектной деятельности. В качестве задач экспе-
риментальной работы выделены: разработка методики формирования педагоги-
ческой культуры у исследуемой категории будущих специалистов; проведение
констатирующего эксперимента для установления начальных значений исследу-
емых параметров педагогической культуры; проведение формирующего экспе-
римента по апробации разработанной методики; обработка результатов экспери-
ментальной работы, включая применение методов математической статистики.
Для оценки сформированности педагогической культуры применялись сле-
дующие критерии: ментально-знаниевый, морально-ценностный, коммуника-
тивно-аффилиативный, деятельностно-волевой. В качестве диагностических
средств применялись различные методы и методики. Для оценки сформирован-
ности ментально-знаниевого критерия использовались такие методы, как реше-
ние педагогических ситуаций и разработка студентами анкеты. Кроме того, учи-
тывалась академическая успеваемость студентов по таким дисциплинам, как
«Социальная педагогика», «Педагогика социальной работы», «Психология соци-
альной работы». Для оценки сформированности морально-ценностного критерия
применялась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Также учитыва-
лись продукты деятельности студентов в рамках социально-педагогического
проектирования. Для оценки сформированности коммуникативно-аффилиатив-
ного критерия применялась методика «Мотивация аффилиации» М. Меграбяна,
а также результаты наблюдения за студентами в процессе дискуссии и участия
их в командных формах работы. Для оценки сформированности деятельностно-
волевого критерия проводились фокус-группы, осуществлялся анализ продуктов
деятельности студентов по результатам их участия в социально-педагогическом
проектировании. Кроме того, оценка формировалась на основании анализа отче-
тов о прохождении производственной практики.
Экспериментальная и контрольная группы были образованы на базе двух
организаций высшего образования г. Грозного, где осуществляется профессио-
нальная подготовка студентов по направлению 39.03.02 «Социальная работа». В
числе таких организаций Чеченский государственный университет имени А.А.
Кадырова и Чеченский государственный педагогический университет. На базе
первой организации сформирована экспериментальная группа в количестве 41
студента, на базе второй – контрольная группа в количестве 43 студентов.
Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и форми-
рующий. На констатирующем этапе основная задача была связана с определе-
нием и фиксацией стартовых значений педагогической культуры будущих бака-
лавров социальной работы в двух сравниваемых группах: экспериментальной и
контрольной. Для обоснования однородности выборочных совокупностей при-
менялся статистический критерий 2 .
Разработанная нами методика апробировалась только в экспериментальной
группе. Апробация проводилась на третьем и четвертом курсах и включала
вводно-ознакомительный, мотивационно-аналитический, содержательно-прак-
тический и рефлексивно-прогностический этапы. На вводно-ознакомительном
этапе осуществлялось изучение содержания осуществляемых бакалаврами соци-
альной работы педагогических функций и ознакомление их с лучшими практи-
ками социального проектирования. На материалах содержания учебной дисци-
плины «Социальная педагогика» преподаватель знакомил студентов с положени-
ями и требованиями профессиональных стандартов, соответствующих професси-
ональной подготовке по направлению 39.03.02 «Социальная работа» (бака-
лавриат). Были определены педагогические знания, необходимые для профессио-
нальной деятельности бакалавра социальной работы. На учебных занятиях сту-
денты получали представления о специфике социально-педагогической деятель-
ности и особенностях взаимодействия служб социальной защиты с населением.
В рамках дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирова-
ние» студенты развивали свои представления о социальном предвидении, нор-
мативном и поисковом прогнозировании, методологии социального проектиро-
вания. Анализировалась документация конкурсов научно-исследовательских и
проектных работ, изучались материалы конференций, грантов, обсуждались ре-
зультаты конкурса «Лучшие социальные проекты России». Внимание обраща-
лось на три тематические группы проектов: «Поддержка социально незащищен-
ных слоев населения», «Образование и наука», «Культура, искусство, религия»,
которые обладают значительным потенциалом для формирования педагогиче-
ской культуры.
Реализация первого педагогического условия предполагала развитие педа-
гогической интуиции в процессе осуществления исследовательских задач. Для
студентов была проведена мини-лекция, тематика которой связана с педагогиче-
ской культурой и педагогической интуицией. Предлагались игры на развитие ин-
туиции, основное внимание уделялось развитию этого явления в процессе иссле-
довательской деятельности. Будущие бакалавры исследовали научные проекты,
анализировали интересные педагогические решения, предлагаемые в области об-
разования, социальной педагогики, практической психологии; поддерживалась
практика обращения к трудам великих классиков педагогической и психологи-
ческой науки, разработкам современным специалистов в области педагогиче-
ской конфликтологии, образовательных технологий, воспитательных систем.
Студенты осваивали социально-педагогические условия профилактики насилия,
коррекции социальной ситуации, вызывающей данные поведенческие наруше-
ния. Применялся кейс-метод, исследовались алгоритмы решения педагогических
ситуаций, наиболее удачные способы коммуникации с обучающимися с учетом
их возрастных особенностей. Ведущей содержательной линией первого этапа яв-
лялось содействие студентам в выявлении педагогического потенциала соци-
ально-проектной деятельности.
На мотивационно-аналитическом этапе выявлялась внутренняя мотивация
студентов к социально-педагогической деятельности, оказывалось содействие
им в определении целевой группы, нуждающейся в социально-педагогической
поддержке. На предметном содержании учебной дисциплины «Методика иссле-
дований в социальной работе» осваивались методы и приемы научного познания
в социальной сфере и педагогике (наблюдение, беседа, проективные рисуночные
тесты и пр.). Рассматривались условия самостоятельной разработки инструмен-
тов исследования, в частности, освоение алгоритмов создания анкеты. Студен-
там предлагалось изучить различные варианты анкет, формы их представления,
обработки, способы конструирования обращения к респондентам. Была постав-
лена задача разработать анкеты по выявлению мотивации студентов к развитию
психолого-педагогических знаний. Это способствовало развитию навыков про-
ведения научного исследования, лежащих в основе большинства социальных
проектов, и повышению мотивационной готовности студентов к расширению
психолого-педагогических знаний, базирующихся в основе более сложного фе-
номена – педагогической культуры.
В рамках практики по получению профессиональных умений и опыта про-
фессиональной деятельности студенты определяли, какие знания им требуется
расширить для оказания педагогической поддержки лицам, находящимся в труд-
ной жизненной ситуации. Также они исследовали личностные качества, необхо-
димые для решения социально-педагогических проблем детей, молодежи, пожи-
лых, инвалидов. Происходила реализация второго педагогического условия – со-
вершенствование моральных качеств путем проектирования стратегий под-
держки социально незащищенных слоев населения. В ходе производственной
практики студентам следовало осуществлять наблюдение за деятельностью спе-
циалистов служб социальной помощи и отмечать, какие морально-нравственные
качества способствовали более продуктивному взаимодействию с населением.
Важно было оценить сформировать данных качеств у себя, определить перспек-
тивы их совершенствования.
При проектировании стратегий поддержки социально незащищенных
слоев населения студентам предлагался примерный алгоритм работы: изучение
социальных условий жизни клиента, выявление его прав и обязанностей, опре-
деление психологических особенностей личности, обнаружение педагогических
затруднений, поиск способов педагогической поддержки, реализация данных
способов, оценка их эффективности. Студенты апробировали данные стратегии,
оценивали собственную готовность к оказанию социально-педагогической под-
держки. В ходе представления отчетов по практике демонстрировалась педаго-
гическая компетентность будущих бакалавров социальной работы. Основным
содержательным элементом данного этапа было развитие личностно-професси-
ональных качеств, необходимых для социально-педагогической деятельности.
На содержательно-практическом этапе происходило освоение студентами
методики разработки социальных проектов при решении педагогических задач.
Внимание преподавателя было направлено на ознакомление студентов с содер-
жанием этапов создания проекта, помощи им в определении ресурсов, необхо-
димых для разработки и реализации социально-педагогических проектов. Дан-
ные задачи решались с использованием содержания разработанной дисциплины
по выбору студентов «Социально-педагогическое проектирование в деятельно-
сти бакалавра социальной работы». Она включала следующие темы: «Социаль-
ное проектирование как вид проектной деятельности», «Методика выбора акту-
альных тем проектов», «Ключевая идея социально-педагогического проекта»,
«Алгоритмы разработки социально-педагогических проектов», «Ресурсная база
социального проектирования», «Тайм-менеджмент в социальном проектирова-
нии», «Современные сервисы как эффективный инструмент проектирования»,
«Проектная команда», «Этика и эстетика проекта», «Самопрезентация автора в
защите проекта». Данная дисциплина реализовывалась в течение всего четвер-
того года обучения.
Здесь нашло отражение третье педагогическое условие – освоение возмож-
ностей цифровых сервисов для реализации алгоритмов социально-педагогиче-
ского проектирования. Студенты знакомились с порталами, на которых разме-
щались наиболее успешные продукты социального проектирования. Требова-
лось провести анализ всевозможных открытых источников, включая сайты обра-
зовательных организаций (прежде всего, высшего образования), интернет-пор-
талы регионального и федерального уровней. Студенты изучали цифровые сер-
висы, которые необходимы для оформления паспорта социально-педагогиче-
ского проекта, осуществления коммуникаций между его участниками в дистан-
ционном формате, сбора необходимых данных.
В рамках учебной дисциплины «Педагогика социальной работы» будущие
бакалавры исследовали возможности различных образовательных технологий:
игровых, интерактивных, здоровьесберегающих, информационных. Внимание
уделялось таким направлениям в педагогике, как педагогика сотрудничества, гу-
манно-личностная технология и пр. Обучение проходило на основе метода «пе-
ревернуый класс». Студенты самостоятельно изучали материал по данному
направлению, а на занятиях делились своими знаниями с преподавателями и со-
курсниками. Таким образом, на третьем этапе реализации методики формирова-
ния педагогической культуры будущие бакалавры социальной работы осваивали
способы и приемы социально-педагогического проектирования, содержание его
этапов и необходимые для этого ресурсы.
Рефлексивно-прогностический этап был завершающим, его основное со-
держание связывалось с развитием групповой сплоченности в социально-педа-
гогическом проектировании. Здесь решались такие задачи, как определение
условий педагогического самопроектирования, освоение правил эффективной
самопрезентации. Все эти аспекты формирования педагогической культуры бу-
дущих бакалавров социальной работы получили развитие в рамках второй части
дисциплины по выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятель-
ности бакалавра социальной работы», в частности, рамках таких тем, как «Тайм-
менеджмент в социальном проектировании», «Проектная команда», «Этика и эс-
тетика проекта», «Самопрезентация автора в защите проекта».
Реализация четвертого педагогического условия – улучшение навыков ко-
мандной работы при подготовке к презентации проекта и самопрезентации –
обеспечивалась при изучении указанных выше тем. Изначально студенты осваи-
вали на практике различные роли в командах, апробировали технологии коман-
дообразования, механизмы сплочения группы. Распределялись роли на этапе
подготовки к презентации проекта; здесь же определялись сроки решения задач,
способы их соблюдения. Осваивались этические аспекты социально-педагогиче-
ского проектирования, презентации социальных проектов в очном и заочном
формате. Внимание уделялось важным факторам, способствующим успешной
самопрезентации. Обсуждению подлежали вопросы цифрового этикета в комму-
никации и представлении данных в открытых источниках с сохранением конфи-
денциальности респондентов.
Защита разработанных проектов проводилась в форме моделируемой дис-
куссии – фокус-группы. Преподаватель выступал модератором группы, а сту-
денты – в качестве докладчиков. В ходе свободной дискуссии студенты презен-
товали свои разработки, направленные на решение актуальных социально-педа-
гогических проблем. Им необходимо было показать не только достигнутые ре-
зультаты, но и перспективы дальнейшего разворачивания данных проектов или
создания на их основе новых разработок. Тематика социально-педагогических
проектов касалась оказания психолого-педагогической поддержки детям-сиро-
там, детям-мигрантам, детям, пострадавшим от насилия. Анализу подлежали как
достижения, так и возникшие трудности на разных этапах социально-педагоги-
ческого проектирования. Вопросы самопроектирования нашли развитие при изу-
чении отдельных тем учебной дисциплины «Психология социальной работы»,
проводимых в форме лекции вдвоем (с участием психолога и социолога). Сту-
дентам предлагалось составить план саморазвития, выделить смыслы лич-
ностно-профессионального самосовершенствования, конкретные показатели, по
которым можно ощутить достижения. Основное содержание четвертого этапа
было связанно с развитием групповой сплоченности студентов при осуществле-
нии задач социально-педагогического проектирования.
Таким образом, методика формирования педагогической культуры будущих
бакалавров социальной работы представляет собой детализированный алгоритм
педагогической деятельности, выстроенный в соответствии с моделью и педаго-
гическими условиями. Она отражает контекстные и организационно-педагогиче-
ские особенности включения студентов в социально-проектную деятельность в
зависимости от усложняющихся ее задач и содержания на вводно-ознакомитель-
ном, мотивационно-аналитическом, содержательно-практическом и рефлек-
сивно-прогностическом этапах.
В плане проведения мониторинга реализации разработанной нами мето-
дики, помимо начальной диагностики, проводились две промежуточные диагно-
стики и завершающая диагностика. Сроки их осуществления были согласованы
с этапами формирования педагогической культуры, которые определены в апро-
бируемой методике. Представим сравнительные данные, полученные по резуль-
татам проведения начальной и завершающей диагностик (таблицы 1 и 2).
Таблица 1 – Сравнение результатов диагностики в экспериментальной
группе до и после проведению формирующего эксперимента
КритерииКритический уровеньБазовый уровеньУмеренный уровеньВыраженный уровень
педагогической культурыдо (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)
Ментально-знаниевый39,0217,07 ↓34,1512,20 ↓17,0739,02 ↑9,7631,71 ↑
Морально-ценностный29,2714,63 ↓36,599,76 ↓14,6331,71 ↑19,5143,90 ↑
Коммуникативно-аффилиативный41,4614,63 ↓34,1519,51 ↓17,0731,71 ↑7,3234,15 ↑
Деятельностно-волевой39,0214,63 ↓34,1512,20 ↓19,5143,90 ↑7,3229,27 ↑
Таблица 2 – Сравнение результатов диагностики в контрольной
группе до и после проведению формирующего эксперимента
КритерииКритический уровеньБазовый уровеньУмеренный уровеньВыраженный уровень
педагогической культурыдо (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)
Ментально-знаниевый41,8634,88 ↓27,9127,9118,6023,26 ↑11,6313,95 ↑
Морально-ценностный32,5623,26 ↓25,5827,91 ↑27,9130,23 ↑13,9518,60 ↑
Коммуникативно-аффилиативный44,1932,56 ↓27,9132,56 ↑18,6023,25 ↑9,3011,63 ↑
Деятельностно-волевой46,5130,23 ↓20,9330,23 ↑20,9323,26 ↑11,6316,28 ↑
Анализ приведенных в таблицах данных показывает, что по результатам за-
вершающей диагностики в экспериментальной группе самый высокий (выражен-
ный) уровень сформированности ментально-знаниевого критерия демонстри-
руют 31,71 % респондентов. Это на 21,95 % большей соответствующей вели-
чины, зафиксированной по результатам начального среза в рамках констатирую-
щего эксперимента. В контрольной группе по указанному критерию были полу-
чены следующие результаты: 13,95 % по результатам завершающей диагно-
стики; 11,63 % по результатам начальной диагностики. Увеличение по мен-
тально-знаниевому критерию в контрольной группе составило 2,32 %.
Выраженный уровень сформированности морально-ценностного критерия
показали 43,90 % респондентов экспериментальной группы и 18,60 % респон-
дентов контрольной группы. В ходе начальной диагностики были зафиксиро-
ваны такие результаты: 19,51 % в экспериментальной группе и 13,95 % в кон-
трольной группе. Соответственно, была вычислена разница: 24,39 % в экспери-
ментальной группе и 4,65 % в контрольной группе.
По коммуникативно-аффилиативному критерию получены следующие дан-
ные для выраженного уровня: по результатам завершающей диагностики –
34,15 % в экспериментальной группе и 11,63 % в контрольной группе. Разница с
данными начальной диагностики составила: 26,83 % в экспериментальной
группе и 2,33 % в контрольной группе.
По деятельностно-волевому критерию получены следующие данные для вы-
раженного уровня: по результатам завершающей диагностики – 29,27 % в экспе-
риментальной группе и 16,28 % в контрольной группе. Разница с данными
начальной диагностики составила: 21,95 % в экспериментальной группе и 4,65 %
в контрольной группе.
Все это указывает на эффективность предложенного подхода к формирова-
нию педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. Таким
образом, полученные в процессе экспериментальной работы эмпирические дан-
ные, подвергнутые сравнительному анализу, позволили сформулировать следу-
ющее заключение: внедрение в практику профессиональной подготовки буду-
щих бакалавров социальной работы методики формирования педагогической
культуры является эффективным. Достоверность полученного вывода поддер-
живают результаты применения статистического критерия 2 . Данное заключе-
ние подтверждает выдвинутую в диссертационном исследовании гипотезу.
В заключении обобщены теоретико-экспериментальные результаты иссле-
довательской работы, сформулированы следующие выводы:
1. Наиболее значимыми теоретическими предпосылками для решения ис-
следуемой проблемы являются: уточнение содержания понятий «педагогическая
культура будущих бакалавров социальной работы», «социально-проектная дея-
тельность»; определение психолого-педагогического механизма формирования
педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с использова-
нием возможностей социально-проектной деятельности; разработка методологи-
ческих оснований исследуемого процесса.
2. Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы пред-
ставляет собой интегративное личностно-профессиональное качество, конгру-
энтное с моральными ценностями личности бакалавра, способствующее реше-
нию разнообразных профессиональных задач, выстраиванию успешных профес-
сиональных отношений, отражающее наиболее ценные практики социально-пе-
дагогической помощи населению.
3. Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы высту-
пает необходимым элементом их профессиональной успешности. Для ее форми-
рования целесообразно использовать социально-проектную деятельность. Она
представляет собой социально-значимую активность, включающую разработку
и реализацию проектов, направленных на позитивное изменение проблемной си-
туации путем оказания социальной поддержки нуждающимся в ней субъектам.
4. Определению единых подходов к управлению процессом формирования
педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с использова-
нием возможностей социально-проектной деятельности способствуют прин-
ципы поливариативности, моральной оценки, наставничества, исследователь-
ской позиции, взаимопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презен-
тации, содействия самореализации.
5. Модель формирования педагогической культуры будущих бакалавров со-
циальной работы задает целевые установки и эффективные педагогические сред-
ства совершенствования гибких компетенций с использованием дисциплины по
выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятельности бакалавра
социальной работы»; обеспечивает интенсификацию учебных занятий актив-
ными методами, расширяющими спектр психолого-педагогических знаний, раз-
вивающих педагогическую интуицию и способности социально-педагогической
поддержки социально незащищенных слоев населения.
6. Успешную реализацию модели в системе вузовской подготовки будущих
бакалавров социальной работы, усиление ресурсных возможностей социально-
проектной деятельности обеспечивают следующие педагогические условия: раз-
витие педагогической интуиции в процессе осуществления исследовательских
задач; совершенствование моральных качеств путем проектирования стратегий
поддержки социально незащищенных слоев населения; освоение возможностей
цифровых сервисов для реализации алгоритмов социально-педагогического про-
ектирования; улучшение навыков командной работы при подготовке к презента-
ции проекта и самопрезентации.
7. Методика формирования педагогической культуры будущих бакалавров
социальной работы определяет детализированный алгоритм педагогической де-
ятельности, выстроенный в соответствии с моделью и педагогическими услови-
ями; контекстные и организационно-педагогические особенности включения
студентов в социально-проектную деятельность в зависимости от усложняю-
щихся ее задач и содержания на вводно-ознакомительном, мотивационно-анали-
тическом, содержательно-практическом и рефлексивно-прогностическом этапах.
8. Всесторонняя оценка эффективности модели и условий формирования пе-
дагогической культуры будущих бакалавров социальной работы осуществляется
с использованием совокупности критериев: ментально-знаниевого, морально-
ценностного, коммуникативно-аффилиативного и деятельностно-волевого.
9. Экспериментальная работа подтвердила правомерность теоретических
положений о том, что социально-проектная деятельность может служить сред-
ством формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной
работы. Сравнение результатов диагностики, проведенной в процессе констати-
рующего и формирующего экспериментов, показало, что более высокие значе-
ния сформированности педагогической культуры зафиксированы в эксперимен-
тальной группе, в которой исследуемый процесс осуществлялся в соответствии
с предложенной моделью и педагогическими условиями.
Перспективы исследования целесообразно видеть в таких направлениях:
расширение состава и содержания условий формирования педагогической куль-
туры будущих бакалавров социальной работы, в том числе с учетом возможно-
стей цифровых технологий и ресурсов; обогащение методики формирования пе-
дагогической культуры будущих бакалавров социальной работы дополнитель-
ными рефлексивными средствами развития педагогической интуиции.
Актуальность темы исследования. Обеспечение высокого качества жизни граждан, повышение статуса государства в мировом сообществе связы- вается не только с технологическими инновациями, но и с квалифицирован- ными кадрами. В национальной доктрине образования в Российской Федера- ции в качестве одной из стратегических целей выделяется преодоление соци- ально-экономического и духовного кризиса за счет подготовки высокообразо- ванных людей, профессионально мобильных специалистов. В этой связи про- фессиональное обучение будущих бакалавров социальной работы должно быть направлено на их всестороннее развитие и воспитание, повышение об- щекультурного уровня.
Социальная работа полифункциональная, требует компетентных про- фессиональных решений, гуманизации среды, выстраивания этических взаи- моотношений с различными категориями лиц. Государственная программа со- циальной поддержки граждан предполагает модернизацию социального об- служивания населения, повышение доступности социальных услуг для раз- личных категорий граждан: детей-сирот; семей, имеющих детей; граждан старшего поколения. Качество осуществляемой социальной поддержки насе- ления определяется высокой организованностью социальных работников, сформированным нравственным самосознанием, устойчивостью ценностных ориентиров. Миллионы российских граждан получают различные социальные услуги. Социальные службы должны обеспечивать как сохранность прав граждан, так и профилактику социального неблагополучия населения, содей- ствие им в преодолении трудных жизненных ситуаций. Эти позиции ориенти- руют будущих бакалавров на овладение психолого-педагогическими знани- ями, совершенствование коммуникативной компетентности, освоение и со- блюдение моральных принципов социального сопровождения граждан, оказа- ния им педагогической поддержки. Указанные личностно-профессиональные качества, интегрируясь в единый комплекс, составляют педагогическую куль- туру бакалавра социальной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего об- разования 3+ в качестве видов деятельности будущих бакалавров социальной работы выделяет педагогическую деятельность и описывает соответствующие ей компетенции, которые важно сформировать в вузе. В новом варианте обра- зовательных стандартов 3++ указывается, что профессиональные компетен-
ции могут формироваться на основе профессиональных стандартов («Специа- лист по социальной работе», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по работе с семьей»). В дан- ных документах выделяются трудовые действия и умения, связанные с педа- гогическими знаниями социального работника, социокультурными основами деятельности, этическим подходом. Содержание требований к профессиональ- ной компетентности социального работника позволяют утвердиться в необхо- димости формирования педагогической культуры будущего бакалавра как ин- тегративного феномена его личностно-профессиональных характеристик.
Вместе с тем наше исследование показало, что только порядка половины студентов старших курсов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), связывают свою профессиональную успешность и конкурентоспособность с педагогиче- ской культурой. В то же время их потенциальные работодатели считают это
качество немаловажным и ценным для оказания качественной социальной поддержки населению. При этом студенты высказывают потребность в обога- щении своих психолого-педагогических знаний, совершенствовании профес- сиональной коммуникации и освоении стратегий педагогической поддержки социально уязвимых категорий граждан.
Несмотря на то, что в программах обучения будущих бакалавров содер- жатся дисциплины, расширяющие общекультурные, в том числе педагогиче- ские знания, студенты отмечают необходимость изучения социально-педаго- гического проектирования, тактик педагогической поддержки граждан. Все указанное выше подтверждает целесообразность формирования такого лич- ностно-профессионального качества, как педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы. Для этого требуется интенсификация образо- вательного процесса, насыщение содержания профессионального образования социально-педагогическими знаниями, в частности, имеющими непосред- ственное отношение к осуществлению работы с социально уязвимыми катего- риями населения.
Степень разработанности темы исследования. Изучению личностно- профессиональных качеств будущих социальных работников, профессиональ- ных компетенций студентов социального профиля посвящено множество научных работ (А.Г. Князева, Е.С. Милованова, О.В. Минкина, Е.С. Пайгина, В.В. Поладова, Е.Н. Софинская, В.Н. Стрельникова, А.В. Федоров, Ю.А. Чер- касов, Д.Р. Шарифулина, В.Ю. Ярецкий и др.). В научной литературе описы- ваются условия подготовки будущих специалистов к социальному сопровож- дению семьей (Т.В. Кашликова, Л.Л. Романова, И.Н. Сыкеева, В.Н. Турчани- нова), осуществлению поддержки детей (А.Д. Абашина, Н.Ю. Андрусяк, Ю.В. Большакова, Е.А. Кучукян, Ю.П. Филатова), в том числе с инвалидностью, со- вершающих правонарушения, воспитывающихся в приютах. В связи с этим подчеркивается важность педагогических знаний для социальных работников и ценностных ориентиров, выраженных в культуре личности.
Психолого-педагогические особенности формирования у будущих спе- циалистов социального профиля профессиональной культуры и ее разновид- ностей раскрываются в работах Н.А. Бочарниковой, И.В. Бурцевой, Л.М. Ис- маиловой, Р.М. Куличенко, Н.В. Курилович, А.В. Логинова, Ю.В. Макаровой, И.И. Муртаевой, А.П. Позднякова, С.Р. Умархаджиевой и других. Ученые вы- деляют большое количество разновидностей профессиональной культуры, ко- торые важно сформировать: интеллектуальную, спортивную, исследователь- скую, рефлексивную, проектную, коммуникативную, речевую, правовую, пат- риотическую и т.п. Ряд публикаций посвящен феномену педагогической культуры, которая чаще всего рассматривается в разрезе профессиональной деятельности пред- ставителей системы образования: преподавателей вузов (П.И. Александрович, Н.Н. Алова, Е.Е. Бухтеева, И.Ф Исаев, С.В. Шмачилина-Цибенко и др.), учи- телей (И.В. Афонина, Е.В. Коваленко, О.Е. Плеханова, Е.А. Селиванова, Р.Н. Эргашев и др.), других педагогических работников (А.В. Наседкина, О.А. Кор- нилова, Ф.А. Мустаева, Н.Е. Хабибова, Т.Б. Морозова и др.). Отмечается по- вышение роли педагогической культуры в других сферах профессиональной жизнедеятельности: юридической (Н.А. Давыдов и др.), органах внутренних дел (Н.В. Ерошенков и др.), социально-культурной (Т.Н. Шевченко и др.). Не являются исключением сфера социального обслуживания населения. В.В. Волков описывает процесс ориентирования специалиста социальной работы на культуротворческую деятельность. А.А. Смирная обозначает необходи- мость приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-пе- дагогическим ценностям. Ю.В. Карпова раскрывает процесс формирования профессионально-педагогической культуры.
Появляется все больше исследований, посвященных проектной деятель- ности (Х.Э. Абдулшехидова, В.В. Антропова, Т.А. Ашурова, Н.Е. Веракса, Н.В. Гузенко, Е.А. Гилева, И.А. Дралюк, С.А. Ермолаев, Е.В. Макаренко, Т.В. Москвина, О.В. Полозова, Г.К. Селевко, М.В. Усынин, А.А. Федорова и др.) и развитию проектной компетентности студентов (Е.В. Вехтер, С.Б. Гулиянц, Ж.А. Жумагазина, П.А. Ковешников, П.Н. Медведев, Е.В. Миронова, А.А. Пи- калова, Е.А. Потапова, Е.А. Смагина, Т.В. Шутова и др.). Подчеркивается зна- чимость проектного обучения и применения проектных технологий на всех уровнях образования (О.Н. Белинская, Е.А. Матвеева, С.С. Рачева, Е.А. Сви- стунова, И.Н. Смирнова, Л.Е. Судоргина и др.). Проектный подход называется в качестве важного методологического основания для достижения наилучших результатов в обучении и управлении социальными изменениями (С.В. Абра- мович, В.Ф. Аитов, А.Н. Бедов, М.А. Бисакаева, Н.Р. Гукасова, Н.Н. Киселева, Ф.В. Курзюкова, С.В. Матюшок, Т.В. Юрьева и др.). Описываются широкие возможности проектной деятельности в профес- сиональной подготовке будущих специалистов социальной сферы (Т.В. Васи- льева, А.Н. Ковтунова, Е.В. Мартынова, Н.В. Милютина и др.); раскрывается направленность социального проектирования на достижение личностных и образовательных результатов обучающихся (Д.Ф. Ильясов, О.Н. Малова, Т.Г. Насонова, О.В. Шилина и др.). Социально-проектная деятельность также находится в поле зрения ученых (И.С. Алаторцева, Т.С. Борисова, И.В. Вагнер, Е.А. Новикова, Г.И. Окань, Л.С. Пастухова, В.П. Скворцова, О.А. Фиофанова, О.В. Шилина и др.), которая отличается выраженным воспитательным потен- циалом и нередко применяется в рамках профессиональной подготовки бака- лавров по направлению «Социальная работа».
Вместе с тем в данных работах не указаны возможности социально-про- ектной деятельности для формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. Теоретический анализ литературы также по- казал отсутствие научно обоснованных принципов эффективной организации социально-проектной деятельности; также не обнаружено методическое обес- печение формирования педагогической культуры у студентов средствами со- циально-проектной деятельности.
Изложенные выше положения позволили установить объективно суще- ствующие противоречия:
– между социальным заказом на качественное оказание социальных услуг населению, предполагающих профессиональное психолого-педагогиче- ское сопровождение уязвимых категорий граждан, и недостаточным уровнем сформированности педагогической культуры будущих бакалавров социаль- ной работы, интегрирующей в себя знаниевые, мотивационные и ценностные аспекты работы с населением;
– между необходимостью совершенствования образовательного про- цесса в университете, направленного на формирование у будущих бакалавров
7
социальной работы личностно-профессиональных качеств, моральных ценно- стей, педагогических знаний и недооценкой потенциала социально-проектной деятельности в совершенствовании данных компетенций и качеств;
– между необходимостью применения способов и педагогических средств подготовки будущих бакалавров социальной работы, которые гаран- тированно обеспечат формирование у них педагогической культуры и нераз- работанностью соответствующего методического обеспечения с использова- нием возможностей социально-проектной деятельности.
Указанные противоречия служат основанием для определения следую- щей проблемы исследования: как обеспечить эффективное применение воз- можностей социально-проектной деятельности для формирования педагогиче- ской культуры будущих бакалавров социальной работы?
В соответствии с этим выбрана тема исследования: «Социально-про- ектная деятельность как средство формирования педагогической культуры бу- дущих бакалавров социальной работы».
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих бака- лавров социальной работы в вузе.
Предмет исследования – процесс формирования педагогической куль- туры будущих бакалавров социальной работы с использованием возможно- стей социально-проектной деятельности.
Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке эффективности модели и педагогических условий формирования пе- дагогической культуры будущих бакалавров социальной работы, основанных на использовании возможностей социально-проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы в вузе будет более эффективным, если:
– указанный процесс будет осуществляться с использованием возможно- стей социально-проектной деятельности и в соответствии с методологией, об- разованной положениями системного, культурологического, антропологиче- ского и проектного подходов; – при определении целевых, содержательных и организационно-педаго- гических оснований данного процесса будет учитываться специфика социаль- ной работы, а также положительный опыт применения социального проектиро- вания в сфере социального обслуживания различных групп населения;
– направленность социально-проектной деятельности на достижение ожидаемого результата будут обеспечивать специально разработанные прин- ципы, модель, педагогические условия и методика, предусматривающие воз- можность обогащения раздела учебного плана, формируемого участниками об- разовательных отношений, содержанием, связанным с овладением основами социально-педагогического проектирования, интенсификации учебных заня- тий активными методами и приемами обучения, обеспечивающими расшире- ние психолого-педагогических знаний, развитие педагогической интуиции, освоение стратегий психолого-педагогической поддержки социально незащи- щенных слоев населения;
– оценка сформированности педагогической культуры будущих бакалав- ров социальной работы будет производится на различных этапах реализации методики с использованием ментально-знаниевого, морально-ценностного, коммуникативно-аффилиативного и деятельностно-волевого критериев.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научной литературы и в соответствии с этим определить теоретико-методологическую основу исследования, уточнить со- держание его ключевых понятий.
2. Обосновать возможность рассмотрения социально-проектной дея- тельности в качестве средства формирования педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы.
3. Обосновать принципы эффективной организации социально-проект- ной деятельности, направленной на формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. 4. Разработать модель и педагогические условия формирования педаго- гической культуры будущих бакалавров социальной работы, основанные на применении возможностей социально-проектной деятельности.
5. Составить методику формирования педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы с использованием возможностей соци- ально-проектной деятельности; апробировать ее в процессе эксперименталь- ной работы.
Методологическую основу исследования составляют:
– системный подход (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), позволяющий рассматривать педагогическую культуру и процесс ее фор- мирования в качестве целостных систем, которые состоят из взаимосвязанных частей, обладающих свойством эмерджентности;
– культурологический подход (В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, А.Н. Галагу- зов, И.Ф. Исаев, Т.Ф. Новикова и др.), обеспечивающий направленность про- фессионального образования на усиление его культурных функций, рассмат- ривающий будущих бакалавров социальной работы как субъектов культуры;
– антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, Л.А. Липская, Л.М. Лузина, Е.А. Савченко, К.Д. Ушинский, Г.Б. Хасанова и др.), опирающийся на инте- грацию биологического, психолого-педагогического и социального в образо- вании, рассматривающий рефлексию и духовность личности в качестве пси- хологических механизмов обновления личностных смыслов, ценностных ори- ентаций и стратегий поведения;
– проектный подход (В.Ф. Аитов, В.Д. Васильева, В.Н. Давыдов, Л.А. Филимонюк и др.), подчеркивающий роль проектной деятельности в развитии профессионализма будущих бакалавров социальной работы, активизации творческого процесса и социального взаимодействия.
Теоретическую базу исследования составляют:
– теории и концепции, обосновывающие влияние обучения на личност- ное и профессиональное развития человека (А.Г. Асмолов, С.И. Архангель- ский, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, Н.М. Яковлева и др.); – теоретические обобщения, раскрывающие подходы к совершенствова- нию профессиональной подготовки кадров в системе высшего образования (А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, Ю.Г. Татур, Б.А. Тахохов, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов, Н.У. Ярычев и др.);
– концептуальные положения, подчеркивающие преобразующую роль педагогической культуры личности в ее профессиональном развитии (Т.И. Бе- резина, И.Ф. Исаев, Т.Е. Исаева, В.В. Кузнецов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сласте- нин и др.);
– теоретические положения, определяющие направления и движущие силы профессионального становления специалистов в области социальной ра- боты (С.О. Авчинникова, Т.С. Базарова, Т.П. Дьячек, Д.Е. Иванов, Т.Л. Крем- нева, Н.В. Курилович, В.В. Сизикова, Н.А. Соколова, Н.Б. Шмелёва и др.);
– исследования, раскрывающие ресурсные возможности социального проектирования для повышения эффективности профессиональной подго- товки студентов в вузе (И.В. Власюк, Л.Н. Глебова, С.Г. Марфин, Г.В. Оле- нина, Н.В. Ходякова, В.З. Юсупов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов: теоретических (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, систематизация, проектирование, сравнительный анализ, теоретическое моделирование), эмпи- рических (наблюдение за деятельностью студентов, анкетирование, тестиро- вание, педагогический эксперимент, анализ отчетов по производственной практике, изучение продуктов социально-проектной деятельности, обобщение эмпирического материала), количественных (математические методы обра- ботки данных).
Базой исследования выступили ФГБОУ ВО «Чеченский государствен- ный университет имени А.А. Кадырова» и ФГБОУ ВО «Чеченский государ- ственный педагогический университет».
Организация исследования и его этапы. Исследование осуществля- лось в период с 2016 по 2021 гг. и содержало три этапа: На установочном этапе (2016-2017 гг.) осуществлялась актуализация темы исследования, изучалась степень ее теоретической разработанности; уточнялось содержание ключевых понятий исследования, обосновывались возможности социально-проектной деятельности для повышения эффективно- сти процесса формирования педагогической культуры будущих бакалавров со- циальной работы; обоснованы принципы организации социально-проектной де- ятельности, разработаны соответствующая модель и педагогические условия.
На экспериментальном этапе (2018-2019 гг.) определялась база иссле- дования, проводился констатирующий эксперимент; на основе разработанных модели и педагогических условий составлена методика формирования педаго- гической культуры будущих бакалавров социальной работы, которая прохо- дила экспериментальную проверку в ФГБОУ ВО «Чеченский государствен- ный университет имени А.А. Кадырова»; для проведения экспериментальной работы был уточнен критериально-оценочный аппарат, подбирались валид- ные и надежные диагностические средства.
На оценочном этапе (2020-2021 гг.) осуществлялся анализ, интерпрета- ция и обобщение полученных эмпирических данных, на основе которых сде- ланы выводы об эффективности модели и педагогических условий; проводи- лась корректировка научного аппарата; основные результаты и выводы иссле- дования представлялись на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кады- рова»; подводились итоги диссертационного исследования; определялись пер- спективы дальнейшего развития вопроса и внедрения методических разрабо- ток в широкую практику профессионального обучения.
Научная новизна исследования:
1. Доказано, что социально-проектная деятельность, оказывая заметное влияние на развитие представлений в части применения психолого-педагогиче- ских знаний в деятельности по социальному обслуживанию населения, способ- ствуя жизненной самореализации личности, воспитывая морально-нравствен- ные качества и совершенствуя гибкие компетенции, является средством форми- рования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы.
2. Разработана модель формирования педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы, которая основывается на положениях и требованиях системного, культурологического, антропологического и проект- ного подходов; определяет общий план применения принципов организации социально-проектной деятельности (поливариативности, моральной оценки, наставничества, исследовательской позиции, взаимопомощи и поддержки, са- момотивации и успешной презентации, содействия самореализации); задает целевые установки и эффективные педагогические средства совершенствова- ния гибких компетенций с использованием дисциплины по выбору «Соци- ально-педагогическое проектирование в деятельности бакалавра социальной работы»; обеспечивает интенсификацию учебных занятий активными мето- дами (визуализация, дискуссия, перевернутый класс, фокус-группа), расширя- ющими спектр психолого-педагогических знаний, развивающих педагогиче- скую интуицию и способности социально-педагогической поддержки соци- ально незащищенных слоев населения.
3. Определены педагогические условия успешной реализации модели в вузовской практике: развитие педагогической интуиции в процессе осуществ- ления исследовательских задач; совершенствование моральных качеств путем проектирования стратегий поддержки социально незащищенных слоев насе- ления; освоение возможностей цифровых сервисов для реализации алгорит- мов социально-педагогического проектирования; улучшение навыков команд- ной работы при подготовке к презентации проекта и самопрезентации
4. Спроектирована методика формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы, определяющая детализированный алгоритм педагогической деятельности, выстроенный в соответствии с моде- лью и педагогическими условиями, а также контекстные и организационно- педагогические особенности включения студентов в социально-проектную де- ятельность в зависимости от усложняющихся ее задач и содержания на вводно-ознакомительном, мотивационно-аналитическом, содержательно- практическом и рефлексивно-прогностическом этапах.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие методологии и технологии профессионального образо- вания посредством: а) расширения теоретических представлений о педагоги- ческой культуре будущих бакалавров социальной работы и уточнения си- стемы знаний о возможностях социально-проектной деятельности для ее фор- мирования; б) определения принципов, которые увеличивают возможности социально-проектной деятельности в решении задач профессиональной под- готовки будущих бакалавров социальной работы; в) обогащения критери- ально-оценочной базы внутривузовского мониторинга качества профессио- нального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обос- нованные принципы, разработанная модель и укрепляющие ее педагогические условия формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци- альной работы могут использоваться в широкой практике профессионального образования специалистов социального профиля и способствуют получению более высоких значений сформированности педагогической культуры по срав- нению с традиционными педагогическими подходами к обучению. Предло- женные методические материалы и инструменты могут применяться при про- ектировании содержания профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, обогащении учебных дисциплин педагогического цикла рефлексивными средствами, определении вопросов производственной прак- тики, наполнении образовательного процесса новыми дисциплинами по вы- бору. Апробированные диагностические (анкеты, отчеты о практике, тесты) и дидактические (кейсы, аналитические таблицы, рефлексивные схемы) сред- ства, а также цифровые сервисы могут использоваться для совершенствования универсальных проектировочных компетенций студентов других направле- ний профессиональной подготовки. Содержательные линии дисциплины по выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятельности бака- лавра социальной работы» могут стать основой для разработки дополнитель- ных профессиональных программ повышения квалификации практикующих специалистов социальной сферы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-проектная деятельность является средством формирова- ния педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы, так как: направлена на совершенствование социальной компетенции; развивает представления в области применения психолого-педагогических инструмен- тов, способствующих жизненной самореализации личности; воспитывает мо- рально-нравственные качества; формирует поливариативное, критическое, проектное мышление и активизирует личностный потенциал, индивидуально- своеобразные способы разработки социальных проектов. Она содержит все элементы проектирования (цель, средства, условия, результат) и обладает по- тенциалом для развития общечеловеческих и профессиональных ценностей будущих бакалавров социальной работы и других субъектов социального про- ектирования.
2. Определению единых подходов к управлению процессом формирова- ния педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с ис- пользованием возможностей социально-проектной деятельности способ- ствуют принципы поливариативности, моральной оценки, наставничества, ис- следовательской позиции, взаимопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презентации, содействия самореализации.
3. Модель формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы основывается на методологии культурологического, си- стемного, антропологического и проектного подходов, дает общее представ- ление о целевых, содержательных и процессуально-технологических сред- ствах осуществления данного процесса. Ее целевая основа сводится к опреде- лению возможностей социально-проектной деятельности для продуктивного осуществления исследуемого процесса. Содержательная основа модели свя- зана с включением в раздел учебного плана, формируемого участниками об- разовательных отношений, программы по выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятельности бакалавра социальной работы», насыщением других учебных дисциплин рефлексивными средствами. Процессуально-тех- нологическая основа модели в сбалансированном виде объединяет формы, ак- тивные методы и средства организации социально-проектной деятельности будущих бакалавров социальной работы.
4. Успешную реализацию модели в системе вузовской подготовки буду- щих бакалавров социальной работы, усиление ресурсных возможностей соци- ально-проектной деятельности обеспечивают следующие педагогические условия: развитие педагогической интуиции в процессе осуществления иссле- довательских задач; совершенствование моральных качеств путем проектиро- вания стратегий поддержки социально незащищенных слоев населения; осво- ение возможностей цифровых сервисов для реализации алгоритмов соци- ально-педагогического проектирования; улучшение навыков командной ра- боты при подготовке к презентации проекта и самопрезентации.
5. Методика формирования педагогической культуры будущих бакалав- ров социальной работы содержит указания и рекомендации по поводу приме- нения содержательных и процессуально-технологических средств педагогиче- ской работы на вводно-ознакомительном, мотивационно-аналитическом, со- держательно-практическом и рефлексивно-прогностическом этапах. В ней из- ложены методические особенности организации социально-проектной дея- тельности для развития у будущих бакалавров социальной работы профессио- нального общения, моральных ценностей, критического мышления и других гибких навыков, необходимых для педагогической поддержки граждан. В ме- тодике предусматриваются указания по использованию активных методов обучения, направленных на выявление педагогического потенциала соци- ально-проектной деятельности, освоение способов разработки социальных проектов, развитие личностной успешности и групповой сплоченности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обу- словливается всесторонним анализом научных источников и нормативных до- кументов, логичностью общей структуры исследования, применением ком- плекса теоретических, эмпирических и статистических методов исследования, проверкой гипотезы и положительными статистически значимыми результа- тами экспериментальной работы, продуктивным опытом применения разрабо- танной методики в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Чеченский госу- дарственный университет имени А.А. Кадырова».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные резуль- таты диссертационного исследования получили отражение в выступлениях, тезисах и статьях, которые были представлены на международных и всерос- сийских научно-практических конференциях: «Инновации в профессиональ- ном и профессионально-педагогическом образовании» (г. Екатеринбург, 2020 г.); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы по- вышения квалификации кадров» (г. Челябинск, 2020 г.); «Модернизация си- стемы профессионального образования на основе регулируемого эволюциони- рования» (г. Челябинск, 2020 г.); «Современное состояние и перспективы раз- вития современной науки и образования» (г. Петрозаводск, 2021 г.); «Педаго- гика и психология в современном мире: теоретические и практические иссле- дования» (г. Москва, 2021 г.); «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 2021 г.); «Глобализация науки и техники в условиях кризиса» (г. Ростов-на-Дону, 2021 г.). Положения исследовательской работы представлялись на методологических и научно- практических семинарах кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Че- ченский государственный университет имени А.А. Кадырова». Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список (372 наименования). Объем диссерта- ции 222 страницы, из них 179 страниц основного текста. Диссертация иллю- стрирована 43 рисунками и 19 таблицами.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!