Русская воинская песня и ее место в армейской музыкальной практике XIX века
Во Введении охарактеризована актуальность работы, определены объ-
ект, предмет и цель исследования, сформулированы задачи, обоснованы ме-
тоды, теоретическая, практическая значимость диссертации, содержатся све-
дения о разработанности темы в научной литературе.
В первой главе – «Исторический аспект армейской музыкальной
практики XIX века» – предпринята попытка создать целостное представле-
ние о бытовании объекта данной работы в рамках выбранного исторического
периода путем освещения такого аспекта, как социокультурный контекст су-
ществования жанра, а также анализа содержательной направленности воин-
ских песен, включающей значительный пласт исторически достоверной ин-
формации.
В разделе 1.1 «Культурно-историческая среда существования жан-
ра» развитие музыкального искусства и воинской песни рассматривается в
двух плоскостях – гражданское общество и армейская музыкальная практика.
В Российской империи XIX века на фоне мощного научно-
технического подъёма можно было наблюдать заметную активность передо-
вых культурно-общественных деятелей в продвижении музыкального обра-
зования среди народных масс, а также в популяризации хорового пения. При
поддержке членов императорской семьи были приняты меры по развитию
музыкальной науки и искусства: учреждены консерватории, музыкальные
училища и школы, общества исполнителей, композиторов и любителей му-
зыки, проводились кратковременные музыкальные курсы. Но профессио-
нальное музыкальное образование не было общедоступным по экономиче-
ским причинам.
Российское государство рассматриваемого периода обладало одной из
самых крупных армий мира, многоэтнической по своему составу, однако по
большей части необразованной. И противоречия, возникавшие вследствие
столкновения не в полной мере подготовленных военнослужащих с быстро
изменяющимися условиями боя, постоянно усложняющимися образцами во-
оружения, постепенно укорачивавшимися сроками военной службы, застав-
ляли командование заниматься внедрением различного рода учебных посо-
бий в армейскую практику, обращать особое внимание на процесс подготов-
ки новых военных кадров. Программа военно-учебных заведений содержала
в себе часы, отведённые на занятия музыкой, пением, танцами и способство-
вала развитию армейской музыкальной практики, что, в свою очередь, помо-
гало командному составу в управлении и обеспечении благоприятной психо-
логической атмосферы в войсках. Это было немаловажно в связи с наличием
множества факторов, оказывавших моральную нагрузку на психику солдат.
Жестокая рекрутская повинность, неукомплектованность воинских подраз-
делений, низкое денежное жалованье, частые и кровопролитные войны (око-
ло 61 года за сто лет), нередкие издевательства или безразличие со стороны
начальства создавали подчас невыносимые условия службы для низших чи-
нов. В такой обстановке воинская песня приносила облегчение и помогала
находить силы воинам для дальнейших ратных подвигов. Этой же цели слу-
жили ежедневные воинские ритуалы и, в частности, церковные парады, во
время которых исполнялись духовные песнопения, взывавшие к высоким
чувствам бойцов и к их патриотическим идеалам.
Зачастую сами ветераны боевых действий становились авторами тек-
стов – С. Т. Аксаков, А. А. Андреев, А. М. Астафьев, рядовой Буканов,
Н. Ф. Верёвкин, Н. В. Высоцкий, Ф. Н. Глинка, Д. П. Горчаков, А. Х. Дуроп,
В. А. Жуковский,А. А. Леонов,М. Ю. Лермонтов,С. Н. Марин,
А. Молчанов, И. Е. Молчанов, А. И. Полежаев, А. Пономарёв, полковник
Пржеплавский,Вел. Кн.К. К. Романов,К. Ф. Рылеев,Н. Г. Соколов,
И. Старченко,И. Стелмах,В. Тельгин,Л. Н. Толстой,А. В. Туроверов,
П. А. Федотов, штаб-ротмистр Хромов, А. Шмаков, Н. Я. Языков – и мело-
дий–Н. П. Брянский,К. П. Вильбоа,С. Зайцев,А. Ф. Львов,
П. Д. Перепелицын и другие. Равно как и составителями военных песенников
становилисьпрофессиональныевоеннослужащие–казачийгенерал
В. Ф. Железнов, генерал-майор А. А. Ресин, генерал-майор К. К. Шишло, ка-
зачий полковник Н. Г. Мякушин, полковник Д. С. Натиев, штаб-капитан
Г. М. Попов, капитан П. Троцкий-Сенютович, сотник А. И. Мякутин и дру-
гие.
Воинские песни, зафиксированные офицерами-составителями в своих
трудах, часто становились мелодической основой для военных маршей,
сборники которых были выпущены уже в начале столетия. Одним из первых
печатных нотных военных песенников стал «Сборник солдатских, казацких и
матросских песен» Е. К. Альбрехта и Н. Х. Весселя 1875 года, основу которо-
го составили именно воинские песни, а не фольклоризованные сочинения,
какнапример,в«Собраниирусскихпростыхпесенснотами»
В. Ф. Трутовского, опубликованном ещё в 1776 году. А издания, подобные
«Сборнику песен для солдат, положенных для мужского хора без сопровож-
дения» Е. С. Швидченко, содержали в себе гимны и песни различных стран,
что само по себе положительно влияло на интернациональный характер по-
литических взглядов военнослужащих и помогало спаять их в общей массе.
Объединяющим фактором в такой ситуации стала русская народная,
городская и воинская песня. Но не только идеологические причины стали
предпосылкой этому. Низкий уровень образования большей части армии
предполагал развитие музыкального искусства в войсках на основе фолькло-
ра. Новобранцам, не умеющим читать, трудно было выучивать большой объ-
ём новых для них воинских песен на слух с голоса, особенно в условиях со-
кращённых сроков военной службы. Поэтому использование легко узнавае-
мых фольклорных мелодий в воинском песнетворчестве было практически
обоснованно. Немалую роль в данном процессе сыграла деятельность
В. В. Андреева, Е. К. Альбрехта, Ф. М. Истомина, И. В. Некрасова и многих
других проводников народного творчества в солдатское общество.
На почве воинского музыкального искусства образовывались друже-
ственные отношения между военнослужащими разных рангов, выдающимися
деятелямикультурыинауки(М. П. Мусоргский–А. П. Бородин,
А. С. Даргомыжский – Ц. А. Кюи, П. Д. Перепелицын – И. П. Бунин), что до-
полнительно сплачивало армейские коллективы и приносило пользу в разви-
тии отечественной музыкальной культуры.
В разделе 1.2 «Отражение истории в жанре русской воинской пес-
ни» аналитическая работа сконцентрирована на важных характеристиках во-
инского хорового исполнительства – аккумулирование и транслирование со-
бытийной информации прошлого и настоящего. Рассматривается ценность
военно-исторического направления жанра как носителя информации, прояв-
ляющейся в описании мест ведения войсковых операций, маршрутов пере-
движения, фигурировании военно-политических персон, их значимости и
влияния на исход сложившейся ситуации. Отдельно выделены те образцы
воинского песнетворчества, в которых увековечился боевой путь полков и
подразделений. Такие произведения воинского фольклора не только инфор-
мировали о жизнедеятельности военнослужащих в неразрывной связи с по-
литическими процессами, но и получили своё продолжение в современных
военных песнях. Данная часть диссертации также затрагивает вопрос опреде-
ления места казачьей песни в армейском музыкальном искусстве, в контексте
которого ключевую роль играли исторические казачьи сочинения.
Во второй главе – «Жанровый портрет русской воинской песни
XIX века» – рассматриваются как индивидуальные признаки воинской пес-
ни, представляющие её в качестве жанра музыкального искусства, так и чер-
ты, связывающие её с народным и городским творчеством.
В разделе 2.1 «Черты народного и городского творчества в русской
воинской песне» изучение общих признаков начинается с такой характери-
стики как прикладная приуроченность предмета исследования, которая про-
являлась в ориентации на военно-политические события, историческая при-
надлежность сюжета которых разделялась на: песни, ранее существовавшие в
обиходе, относительно рассматриваемого периода; сочинения современные
происходящему событию; вновь написанные – повествующие о предыдущих
кампаниях. Например, во время Отечественной войны 1812 года в русских
войсках звучали как песни, появившиеся во время этой войны («Что Москва
в руках французов это, право, не беда» И. А. Кованько, «Для российского
солдата пули, бомбы – ничего»), так и звучавшие в более ранних кампаниях,
что особенно характерно для начального этапа войны, когда поэты и компо-
зиторы ещё не воплотили новые творения в жизнь («Солдатушки-
ребятушки», «Ныне времячко военно»). Во время русско-французских войн
также исполнялись и песни-воспоминания о прежних победах русского ору-
жия, созданные позднее описываемых событий, и поднимавшие боевой дух
солдат («Встань, Пожарский князь», «Пойдём, братцы, за границу», «Ну-ка,
молодцы солдаты»).
Музыкальная форма воинских, народных и городских песен XIX века
обычно куплетная, строфическая, изредка простая или сложная трёхчастная.
Куплеты состояли из нескольких музыкально-поэтических строк (мелострок),
от двух до шести. Структура куплетов (мелостроф) могла быть составной и
включать в себя повторения мелострок, а также построенной по принципу
«тирадности», т.е. иметь постоянно изменяющееся количество слогов в стро-
ке и местоположение смыслового ударения.
В процессе исследования, опираясь на научный инструментарий
В. П. Авенариуса,Ф. Е. Корша,А. В. Рудневой,Н. М. Савельевой,
В. А. Цуккермана, В. М. Щурова, были рассмотрены следующие формообра-
зующие приёмы: вариантность (в меньшей степени свойственная для марше-
вых песен), повторность (словоповторы, повторы одной или двух строк, при-
певные слова, мелострофы в качестве припевов), полиударность в досуговых
медленных песнях (сочетание ритмичного текста, положенного на прихотли-
вую мелодию, в результате чего местоположения сильного времени напева и
метрических акцентов стиха не совпадают), несимметричность структуры
некоторых песен. В ритмике напева и стиха были идентифицированы общие
мелодико-поэтические системы: тоническая (которой принадлежит истори-
ческое первенство в армейской музыкальной практике), силлабическая, сил-
лабо-тоническая, равномерно-акцентная, стопная.
Структуру организационно-образной классификации воинских песен,
имеющую схожие черты с фольклорной классификацией, можно представить
как двухуровневую: первый – по типу художественной образности
(Б. М. Добровольский, В. М. Щуров) – лирические (звучавшие во время отды-
ха или досуга, обращённые к эмоциям человека), эпические (военно-
исторические песни), драматические (песни, исполнявшиеся во время воин-
ских ритуалов, маршевые, а также плясовые), эпико-драматические (военно-
исторические на марше), лирико-эпические (эмоциональный аспект сочетал-
ся с историческим); второй – организация соответствующих движений – по-
ходные, танцевальные (предусматривавшие специальные движения), при-
вальные песни (без движений).
Схожие сюжетно-тематические черты некоторых былин и воинских пе-
сен проявлялись в первую очередь посредством сочетания народного напева
с поэтическим текстом на военную тематику, а также в употреблении мета-
форических характеристик с богатырскими подвигами военно-политических
героев XIX века (Пётр I преподносился с определённой долей схожести по
отношению к Илье Муромцу). Введение сравнений с элементами живой и
неживой природы (чистое, свободное от растительности, поле символизиро-
вало конец жизни воина, место его смерти; туча – войско; сокол – русский
герой; гуси и вороны – враги; зелёный сад – незамужняя жизнь девицы; ягод-
ка – сама девица и т.д.) вызывало на ассоциативном уровне ощущение фоль-
клорного характера.
В разделе 2.2 «Особенности исполнения воинских песен» обращено
внимание на самостоятельные черты жанра. В ходе исследования установле-
но, что основной массив воинских песен изложен в куплетной форме, вступ-
ление хора, как правило, следует после партии запевалы, повторяя её. Но
встречаются сочинения другого склада: вся песня исполняется только хором
военнослужащих; хор не повторяет текст запевалы, но сохраняет мелодию;
партия хора может иметь индивидуальные напев и слова; тема запевалы мо-
жет состоять из двух частей (высокие голоса поют первую фразу, а вторую
исполняют низкие – после чего вступает хор), изредка она следовала после
хоровой.
Припев не был обязательным элементом формы и встречался чаще в
сочинениях второй половины XIX века, что создавало в некотором смысле
ощущение статичности музыкальной мысли. В целом, прослеживалась тен-
денция сведения вариантности исполнения маршевых песен к минимальным
изменениям. Искомое разнообразие вносила звукоизобразительность, кото-
рая улучшала настроение и помогала поднимать морально-боевой дух воинов
– во время пения военнослужащие часто применяли специфический свист,
притопывания, удары в ладоши и звукоподражание выстрелам из артилле-
рийского и стрелкового оружия.
Ладовая организация напевов ограничивалась неполной диатоникой –
мезотоникой – и полным ладом с общей тенденцией к переменности функци-
ональных устоев. Полная диатоника была представлена натуральным мажо-
ром, гармоническим и натуральным минорами. Изредка встречалась дорий-
ская окраска (высокая VI ступень в миноре), но это было характерно лишь
для казачьего репертуара. Отчётливо прослеживалось внедрение и укорене-
ние западноевропейских норм голосоведения и фактурного изложения мело-
дии. Этот процесс ускоряли собиратели и составители военных сборников,
воспитанные на принципах классической гармонии, аранжировавшие запи-
санные ими образцы армейского песнетворчества, и часто публиковавшие их
под аккомпанемент фортепиано, баяна, гитары или балалайки, что ещё боль-
ше сближало воинскую песню с городской. Тональности для записи этих со-
чинений использовались наиболее удобные для пения и чтения нотного ма-
териала – в основном не более четырёх знаков при ключе и преимущественно
бемольные.
Типы фактуры были представлены гомофонным пением, гетерофонией
и контрастным двухголосием (в казачьих песнях). Функции голосов распре-
делялись следующим образом: у казаков ведущая роль принадлежала сред-
нему голосу (при наличии дисканта и баса) или басовому (в двухголосном
исполнении), в песнях других видов и родов войск чаще всего доминировал
верхний голос.
Отличительными чертами воинской песенности XIX века, наряду с
разросшимися припевными строками до размера строфы и отдалением ладо-
вой палитры от средневековых систем, стали: особенности голосоведения –
иногда допускались перекрещивания голосов, скачки на увеличенные интер-
валы, движения параллельными и скрытыми чистыми квинтами и октавами;
ориентированность темпа драматических песен на скорость и характер пере-
движения подразделения; связь исполнения кавалерийских – со спецификой
конной службы; отражение тематики военной деятельности в тезаурусе поэ-
тических текстов; пёстрая мелодико-поэтическая структура некоторых песен,
состоявшая из нескольких контрастных по мелодике, темпу и ладовому из-
ложению тем.
Региональные вокальные черты в армейской музыкальной практике
представлены в меньшей степени, чем в народной песенности, по причине
стирания территориальных отличий в процессе бытования и публикации ис-
следуемого жанра. Фактором, влияющим на сохранение территориальных
признаков, стала селекционная систематизация, а также опубликование каза-
чьих песенных сборников с описанием паспорта песни и сохранением диа-
лектно-разговорных элементов текста. Другими словами, неказачьи сочине-
ния выглядели в нотной записи однотипно. Следует отметить, что для боль-
шинства воинских песен было характерно, как правило, равномерное в рит-
мическом отношении начало куплета, без употребления синкопированного
ритма (за исключением некоторых казачьих песен).
В целом можно говорить о том, что армейское песнетворчество XIX
века тяготело к элементарности и унификации средств музыкальной вырази-
тельности в сравнении с фольклорной песенностью.
Аналитическая работа, проведённая в разделе 2.3 «Развитие жанра
русской воинской песни», дала возможность выявить некоторые законо-
мерности, позволившие классифицировать армейскую песенность XIX века
следующим образом: русские народные и городские сочинения, исполнявши-
еся без изменений или с текстами на темы военно-политических событий ис-
следуемого периода, созданные по принципу контрафактуры; оригинальные
воинские (в т.ч. военно-исторические, военно-бытовые и т.п.) – мелодия и
слова которых могли изменяться в разной степени в процессе их существова-
ния, иметь несколько вариантов; песни, написанные отечественными автора-
ми от лица врагов.
Тенденция к универсальности проявлялась в «переходных» образцах
армейского песнетворчества, исполнявшихся как в разных родах и видах
войск, так и в гражданской среде. Многие воинские песни XIX века пред-
ставляли собой один из вариантов, появившихся в XVIII веке. Некоторые со-
чинения связывали между собой на ассоциативном уровне ставшие легко
узнаваемыми поэтические строки и словосочетания («ночи тёмны, тучи гроз-
ны», «гремит слава трубой», «станем, братцы, в круговую»2).
Общее развитие армейской музыкальной практики, появление офици-
ального Государственного гимна (с декабря 1833 года «Боже, Царя храни»,
музыка А. Ф. Львова, слова В. А. Жуковского), его исполнение во время про-
ведения воинских ритуалов и торжественных событий, частое привлечение
военных певцов на концертную эстраду, проведение крупных концертных
хоровых выступлений положительным образом отразилось на уровне подго-
товки военных певческих коллективов.
В третьей главе – «Систематизация репертуарной практики рус-
ской воинской песни XIX века» – исследуются предпосылки развития жан-
ра, систематизирована хронология по сюжетам и принадлежности сочинений
к определённым историческим событиям, выделены тематические направле-
ния поэтических текстов и их функции.
В разделе 3.1 «Тематика воинских песен» высвечена репертуарная
связь народного, городского и воинского песнетворчества, которая проявля-
лась не только в опубликовании народных сборников, содержавших воин-
ские песни, в свою очередь, многие военные песенники также содержали
народные и городские сочинения, но и в пропаганде фольклорного творче-
ства на высшем командном уровне. Поэтому вполне закономерным стал факт
сближения народного и военного песенного искусства, на что указывают
Орфография оригиналов сохранена.
также программы концертных выступлений полковых хоров на открытых
площадках за пределами воинских частей.
Тематика воинских песен XIX века содержала в себе:
– историко-политические сюжеты с упоминанием важных историче-
ских событий, героев войн и значимых политических личностей, описанием
некоторых маршрутов передвижения войск;
– сюжеты мотивирующей направленности воплотились в сочинениях о
родине и родственниках, а также религиозно-монархической направленно-
сти;
– песни родов и видов войск освещали в своих текстах радость от сов-
местного выполнения воинского долга и значимость боевого товарищества,
картины войсковой службы различной принадлежности – солдатской (артил-
лерийской, егерской, гренадерской, инженерной), гвардейской, казачьей, ка-
валерийской (драгунской, уланской, гусарской) и матросской.
Песни гимнического характера, о тяжёлом быте русского воина, похо-
ронные, шуточные, любовные создавали разнообразную палитру эмоцио-
нальных характеристик, свойственную русской песне в целом. Следует отме-
тить, что для некоторых народных и воинских песен характерно противопо-
ставление окраски лада общей эмоциональной направленности сочинения. К
концу столетия прослеживалась тенденция изменения характера жанра в сто-
рону «приказного» оптимизма, вытеснения грустных рекрутских бодрыми
солдатскими напевами, что говорит о строгой цензурованности поэтических
текстов. Вместе с тем встречаются и песни, рассказывающие о неуверенно-
сти императорских особ в принятии решений, коррупционных действиях чи-
новников и офицеров. Но стоит отдать должное патриотическому воспита-
нию в российской армии – уверенность в силе русского оружия оставалась на
высоком уровне. Многие сборники демонстрировали тенденцию к опублико-
ванию в некотором роде сформировавшегося перечня песен – «Боже, Царя
храни», «Славься», «Коль славен», Слава на небе», «Многая лета» и др.
Из трудов В. М. Гаршина и Н. А. Бестужева становится известно, что в
армейском обиходе бытовали достаточно легкомысленные, а также револю-
ционные сочинения. Однако если разбойничьи песни исторического содер-
жания ещё находили своё место в военных, особенно казачьих, сборниках, то
все прочие записывались в личные блокноты офицерами и вольноопределя-
ющимися.
В разделе 3.2 «Функции жанра русской воинской песни» освещена
исполнительская практика военных хоров XIX века, объединение функций
по направленности воздействия на военнослужащих не имеет чётких границ,
но помогает всесторонне оценить влияние предмета исследования на армей-
скую музыкальную практику.
Воспитательную и патриотическую направленность имели функции
идеологической связи поколений, различных национальных, институцио-
нальных, классовых групп общества и собственно воспитательная (воинские
песни укрепляли в сознании военнослужащих религиозно-монархические
идеалы, уверенность в непобедимости русской армии). Воспитательная
функция имела в некотором смысле эстетическое значение, формируя музы-
кальный вкус у гражданского населения и военнослужащих, поскольку про-
граммы хоровых выступлений воинских коллективов на открытых площад-
ках и в зданиях театров часто включали в себя довольно сложные произведе-
ния академической вокальной и хоровой музыки.
На поддержание боевого духа солдат были ориентированы функции
психологической разгрузки и мотивирующая. Обычай всё делать с пением и
исполнение некоторых песен, обличающих противозаконные действия воен-
но-политических деятелей, помогали воинам привести своё морально-
психологическое состояние к балансу.
За единение армии и народа, сплочение многонациональных воинских
подразделенийотвечалосоциально-коммуникативноефункциональное
направление армейской песенной практики. Тесное взаимодействие армии и
гражданской части общества, масштабные концертные мероприятия с уча-
стием военных певцов положительным образом влияли на развитие патрио-
тических чувств как военнослужащих, так и всего населения. Высокий коэф-
фициент сплочённости большинства социальных групп оказал решающее
воздействие на итоги войн, что, в свою очередь, повлияло на определение
места России XIX века в системе международных отношений.
Информационная нагрузка проявлялась в передаче через песни боевого
опыта молодому пополнению воинских подразделений, а также в достовер-
ном описании событий. Современному исследователю подобные сочинения
помогают получить информацию о жизни и быте русской императорской ар-
мии. В этом контексте функция психологической разгрузки и информацион-
ная примыкают друг к другу, давая возможность исполнителям реализовать
свои отрицательные эмоции в певческой деятельности. Полезной и важной
для науки традицией стала публикация в юбилейных очерках полков их пе-
сен, раскрывавших не только боевой путь каждого воинского формирования,
но вместе с ним и историю государства.
Таким образом, «арсенал» функций изучаемого жанра полностью соот-
ветствовал всем потребностям армейского служения.
В Заключении подводятся итоги проведённого исследования, даётся
определение воинской песне в армейской музыкальной практике XIX века
как самостоятельному, многогранному явлению русского музыкального ис-
кусства.
В процессе работы стала очевидна тенденция взаимного интегрирова-
ния элементов воинской, фольклорной и городской песенности. Это явление,
по-видимому, помогло сохранить традицию жанра, но не воздвигло препят-
ствий к постановке вопроса об индивидуальном жанровом портрете предмета
диссертации.
Эволюция русского фольклора в ХХ веке привела к значительным из-
менениям в его идейном содержании, что связано с трансформацией обще-
ственного сознания. Вместо старинной солдатской и казачьей песни на пер-
вый план выходят произведения советских и современных поэтов и компози-
торов. Принимая во внимание тот факт, что культура, являясь средой сохра-
нения ценностных ориентиров социума, воспитывает индивидуума как лич-
ность, прививает ему понятия о добре и зле, морали, значимости исполнения
социальной и гендерной ролей, становится очевидной необходимость береж-
ного отношения к армейскому музыкальному наследию, особенно в непро-
стых условиях внешних и внутренних политических отношений, сложив-
шихся в настоящее время. А искусствоведческая деятельность в области изу-
чения военного музыкального искусства, и в частности воинской песенности,
имеет большое значение не только для музыковедения, но и в процессе пат-
риотического воспитания населения Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью воин- ской1 песни в жизнедеятельности Вооружённых Сил российского государ- ства на протяжении нескольких веков. Укреплению обороноспособности ар- мии служили традиции, среди которых было систематическое проведение воинских ритуалов и праздников. Неотъемлемым элементом музыкального оформления этих мероприятий, а также организации досуга военнослужащих была воинская песня.
В настоящее время противоборство между различными государствами ведётся не только на поле боя, но и с помощью влияния на объекты немате- риального культурного наследия, к числу которых принадлежит и воинская песня. Картина мира граждан нашей страны формируется с учётом образцов западноевропейской популярной музыкальной культуры, которые трансли- руются большинством радиостанций и телеканалов, звучат с концертных и танцевальных площадок досуговых учреждений, мест отдыха населения. По- этому можно говорить о том, что армейская музыкальная практика в некото- ром смысле существует в условиях западноевропейской культурной экспан- сии. Хотя следует отметить, что темп ассимиляции отечественной культуры в последние годы сильно снизился в связи с проведением политики поддержки патриотических организаций и работой над возрождением государственной идеологии.
Воинская песня имела большую силу воздействия на эмоциональный фон личности воина, занимала одно из главных мест в армейской музыкаль- ной практике XIX века и влияет на поведение современных военнослужащих, в частности, на выражение патриотических чувств. Осмысление её роли яв- ляется, несомненно, важной задачей, так как армия, прежде всего, это необ-
1 Далее в тексте исследования под термином «воинская» песня подразумеваются и все её разно- видности: строевая (походная, маршевая), солдатская, лирическая, танцевальная, патриотическая, хвалебная, песня рода и вида войск и т.п. В смежных трудах других авторов термин «военная пес- ня» часто употребляется в синонимичном значении «воинской песни».
3
ходимый институт общества, и армейская музыкальная практика является ча- стью музыкального искусства в целом. По этой причине в настоящей работе решается научная задача выявления и обобщения разрозненных сведений о бытовании, характерных чертах русской воинской песни в армейской музы- кальной практике XIX века; её изучение поможет обратить внимание музы- коведческой науки на военно-музыкальную культуру, до сих пор недоста- точно исследованную в этом направлении, а также даст возможность воспол- нить ряд пробелов в сведениях о развитии песенных жанров.
Хронологические рамки исследования. В настоящее время в отече- ственном музыкознании отсутствует целостное представление о русской во- инской песне прошлых веков, в связи с чем и назрела необходимость прове- сти данное научное изыскание. Разумеется, в пределах одной работы невоз- можно осветить особенности бытования и развития жанра за всё время суще- ствования российского государства, поэтому период исследования намеренно ограничен XIX веком, ввиду объективных причин, в том числе наличия письменных и печатных исторических источников.
Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что рассматривае- мый жанр начал формироваться как самостоятельная ветвь фольклорного творчества ещё в XVIII веке, песенные сборники того времени содержали в себе материалы, никак не систематизированные по принадлежности к источ- нику песнетворчества, как например, народная или крестьянская песня, го- родская баллада или романс, воинские, тюремные или иного рода сочинения, за исключением сборника Н. А. Львова и Я. И.-Г. Прача. Однако уже в XIX веке работе по вопросам жанровой дифференциации было уделено внимание Е. К. Альбрехтом и Н. Х. Весселем. Авторы издания, материал которого был подготовлен непосредственно в войсках и записан от лучших запевал воин- ских подразделений, определили прикладную функцию некоторых произве- дений. В это же русло направили свои усилия П. Ф. Егоров, Ф. М. Косинский, А. А. Ресин и В. Т. Насонов, Е. С. Швидченко, дифферен- цировав в своих трудах собранные ими воинские песни по родам войск. А. Д. Бигдай, немало переделав первоначальные записи, начал разделять ма- лороссийский воинский репертуар на острожный, семейный и военно- бытовой. Ему также удалось опубликовать песни неугодные правительству. А хронологическую систематизацию такого рода сочинений осуществил штабс-капитан Г. М. Попов. Выделить из всего массива русского песенного творчества рекрутские и воинские (солдатские) песни смогли в своих работах Г. О. Дютш и Ф. М. Истомин, П. В. Киреевский, Н. М. Лопатин и В. П. Прокунин, Н. Е. Пальчиков, П. Н. Рыбников. Ценность вышеуказанных трудов очевидна, но аналитические результаты, содержащиеся в них, на се- годняшний день уже недостаточны.
Составители песенников часто относили тематическую направленность песни ко времени её существования, что, как представляется, не всегда было оправданно. Некоторые наблюдения о стилистике воинской песни встреча- ются уже в предисловиях к печатным сборникам XIX века, составителями которых были следующие собиратели: В.П.Авенариус, Е.К.Альбрехт и Н.Х.Вессель, А.В.Железнова и В.Ф.Железнов. Практически все музы- кальные фрагменты сборников записаны с сохранением ведущего голоса по возможности без изменения, но гармонизованного по принципам классиче- ской гармонии, что, по-видимому, не отражало в полной мере их подлинного звучания. В то же время интересен приём, найденный Е. К. Альбрехтом и Н. Х. Весселем: при записи гармонических голосов тех песен, хорового ис- полнения которых этим авторам услышать не удалось – фиксировались ноты, образующие аккорд, спетые запевалой в различных вариантах исполнения одной и той же песни. Тем самым собиратели старались сохранить аутентич- ную гармонизацию воинских песен, в особенности это относится к натураль- ной VII ступени в минорном ладу.
Довольно подробно инструменты, сопровождавшие воинское пение, описал Г. М. Попов. Слог и стопу украинских народных песен, классифици-
5
ровав их на былевые, женские, гулливые и обрядные, рассмотрел в своём со- брании М.А.Максимович, немало проработав фонетически оправданное написание песенных текстов, что выглядит намного основательнее, чем запи- си А. Д. Бигдая.
Нельзя не отметить общую идею, преследуемую всеми собирателями XIX–XX веков – сохранение песенного наследия народных и военных хоров, благодаря реализации которой современные исследователи получили воз- можность расширить представления о воинской песенности и тем самым продвинуть музыковедческую науку в этом направлении.
Изучение феномена указанного жанра неизбежно приводит к проблеме патриотического воспитания общества. Связанные с этим вопросы освещали в своих работах Ю. Е. Бирюков, Н. А. Колесникова, В. С. Цицанкин, В. И. Чичеров. Ю. Е. Бирюков, опираясь на свой многолетний опыт службы в войсках и преподавательской деятельности в Военном университете Мини- стерства обороны, кратко обозначил функции военной песни, дал ей опреде- ление и описал её значение в процессе военно-политического воспитания во- ина. Но в силу собирательской направленности деятельности Ю. Е. Бирюкова, сделанные им выводы в предисловиях к своим работам, не имеют должной научно-доказательной базы. Однако исследование Н. А. Колесниковой подтверждает заложенный в военной песне восстанови- тельный потенциал к предотвращению личностного распада, формированию нравственных норм и морально-психологического баланса исполнителей. К такому же выводу, но с позиции исторического развития культуры офицера российской армии, пришёл и В. С. Цицанкин. В. И. Чичеров развивает мысль о периодической смене фольклорных героев, в числе которых выступает и солдат XVIII–XIX вв. Эта смена обусловлена одним из принципов формиро- вания идеологии, основанном на специфической роли фольклора, как факто- ра, организующего человеческое сознание. Несомненно, некоторые черты воинской, городской и русской народ- ной песни во многом схожи и являются частью национальной культуры, по- этому исследование по заявленной теме должно вестись в контексте изуче- ния соответствующего фольклора. Так, стилевые черты последнего, взаимо- действие его основных элементов (музыкальной формы, средств музыкаль- ной выразительности, региональных стилевых особенностей, поэтического текста и мелодики) рассмотрены Е. В. Гиппиусом, М. А. Енговатовой, В. И. Ерёминой, И. И. Земцовским, Н. П. Колпаковой, Т. В. Поповой, Н. М. Савельевой, В. М. Щуровым.
Анализом морфологии, семиотики и функционального универсализма русской народной песни занималась О. И. Алексеева; ритмикой и мелодикой – Е.В.Гиппиус. Проблемы исторического фольклора были рассмотрены В. И. Игнатовым, П. В. Киреевским, Н. И. Кравцовым, Б. Н. Путиловым, В. И. Чичеровым. Вопросы, связанные с изучением феномена казачьей песни, подробно и глубоко освещены в работах О. В. Капля, А. М. Листопадова, Т. С. Рудиченко, П. В. Ярешко.
Анализ научных изысканий в сфере русского песенного творчества по- мог проведению исследовательской деятельности в области происхождения воинской песни. Основой для этого послужили фундаментальные труды о певческом искусстве донских казаков Т. С. Рудиченко, о жанровой организа- ции и стилистике русского музыкального фольклора Е. В. Назайкинского, Т.В.Поповой, В.М.Щурова, о формах русской песни Н.М.Савельевой, А. Н. Сохора, об историческом аспекте музыкальной культуры российской армии В. С. Цицанкина.
Выводы и методология исследования вышеуказанных учёных были применены в данном труде по отношению к воинской песенности XIX века.
Объектом данного исследования является русская воинская песня ХIХ века. Предметом – жанровая специфика русской воинской песни, её разви- тие и функционирование в армейской музыкальной практике XIX века.
Цель исследования – создание целостного представления о бытова- нии, стилистике и функциональности жанра русской воинской песни XIX ве- ка.
Задачи данной работы продиктованы целью исследования, для до- стижения которой необходимо:
1) рассмотретькультурно-историческуюсредуразвитияпесенногоис- кусства в России XIX века и проанализировать исторический аспект русской воинской песни изучаемого периода;
2) выявить жанровые признаки, дифференцировать специфические и схожие с народным, городским репертуаром черты воинской песни;
3) осветить условия существования армейской музыкальной практики XIX века и пути развития предмета исследования;
4) изучить и систематизировать по тематике и функциональности ре- пертуарную практику военных хоров согласно хронологическим рамкам.
Методология исследования. Общий подход к изучению предмета данной работы является междисциплинарным в связи с тем, что воинская пе- сенность XIX века рассматривается с позиций таких областей науки как му- зыкознание, отечественная история, культурология. В диссертации исполь- зуются две основные группы методов – общенаучные и прикладные музыко- ведческие.
Работа над проблематикой армейского музыкального искусства была основана на культурно-историческом подходе, который позволил осветить условия существования и пути развития изучаемого жанра. В процессе все- стороннего освещения предпосылок эволюции воинской песни был применён социогуманитарный подход, проявившийся в спектре своих методов – пси- хологический детерминизм развития искусства военных хоров, классифика- ция песен с помощью семиотического метода, экзистенциально- коммуникативный аспект в рассмотрении боевых, разбойничьих и песен о тяжести солдатского быта.
В ходе исследования наметились две методологические области, харак- теризовавшие стилевые основы воинской песенности – признаки националь- ного фольклора и специфические черты указанной сферы музыкального ис- кусства. При изучении сходства разновидностей русской фольклорной, го- родской и воинской песни были применены метод анализа фактологического материала и метод сравнения, что помогло выявить, в свою очередь, особен- ности, присущие жанру русской воинской песни. На этом этапе был исполь- зован метод классификации, благодаря которому удалось рассмотреть жан- ровые признаки, тематику и функциональность предмета исследования. Взгляд через призму феноменологического подхода обусловил осмысление жанра в рамках его эволюции.
Специализированная оценка и характеристика воинской песни рас- сматриваемого периода немыслимы без применения анализа комплекса вы- разительных средств, исполнительских условий и стилистики музыкального материала. Именно указанный музыковедческий инструментарий помог со- здать индивидуальный портрет русской воинской песни XIX века в жанрово- стилевом отношении.
Материалы исследования. Основной объём носителей фактической информации составили песни, содержащиеся в сборниках народных и воин- ских песен, среди которых: «Сборник солдатских, казацких и матросских пе- сен» Е. К. Альбрехта и Н. Х. Весселя, «Антология военной песни» В. И. Калугина, «Русские народные песни» М. А. Балакирева, «Песни кубан- ских казаков» А. Д. Бигдая, «Наши деды – славные победы» Ю. Е. Бирюкова, «Боевые и народные песни 1812–1815 годов», «Боевые песни русского солда- та» Г. М. Попова, «Былины и песни астраханских казаков» А. А. Догадина, «Военный досуг» А. А. Ресина и В. Т. Насонова, «Военный песенник» Г. А. Савкова, «Песни донских казаков» Н. Н. Голубинцева, «Донские каза- чьи песни» А. Н. Пивоварова, «Исторические песни» С. Н. Азбелева, «Исто-
рические песни XIII–XIX веков» Б. Н. Путилова,
А. Д. Соймонова, В. Г. Базанова, «Кавказский
Д. С. Натиева, «Книга былин» В. П. Авенариуса,
Н. Е. Пальчиковa, «Русские народные лирические песни» Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, «Собрание народных русских песен» Н. А. Львова и Я. И.- Г. Прача, «Украинские народные песни» М. А. Максимовича, «Песни геро- ев», «Новейшие песни русские, живые, молодецкие», ноты и тексты русских народных песен, записанные Г.О.Дютшем и Ф.М.Истоминым, «Песни нашей армии» С. П. Орлова и Ф. Н. Щеглова, «Песни Оренбургских казаков» А. И. Мякутина, «Песни севера, частушки, пословицы, загадки» К. И. Коничева, «Песни русского матроса» Ф. М. Косинского, «Песни, со- бранные П. В. Киреевским», «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», «Песни уральских казаков» А. В. Железновой и В. Ф. Железнова, «Полный народный песенник» Н.М.Лопатина, «Русские военные песни. Марш лейб-гвардии Семёновского полка» А. М. Астафьева, «Русские народные песни» К. П. Вильбоа, «Русские народные песни» Д. Н. Кашина, «Русские народные песни Астраханской области» В. П. Самаренко и М. А. Этингера, «Русские народные песни казаков-некрасовцев» Т. И. Сотникова, «Русские народные песни» Е. В. Гиппиуса, «Русские народные песни для хора» А. Г. Новикова, «Русские песни» И. Н. Розанова, «Сборник донских народных песен» А. А. Савельева, «Сборник избранных песен для солдатского хорового пе- ния» П. Ф. Егорова, «Сборник кавказских военных песен» М. П. Колотилина, «Сборник песен для солдат» Е. С. Швидченко, «Сборник песен историче- ских, народных и солдатских» П. Троцкого-Сенютовича, «Сборник хоров» Ф. Ф. Шпейера, «Сёстры солдатские» В. К. Кузнецова, «Великорусские пес- ни» П. К. Симони, «Собрание лучших песен и романсов, исполняемых хора- ми песенников: Ив. Молчанова, Гр. Соколова, М. Молодцова и друг.», «Со- Б. М. Добровальского,
военный песенник» «Крестьянские песни»
брание разных песен Чулкова», «Словацкие песни» И.И.Срезневского, «Список песен Преображенского полка», «Родной Парнас» К. К. Шишло.
Некоторые сборники, изданные уже в XX веке, преследовали цель со- хранения армейского музыкального наследия. Примерами тому служат: «Пе- сенник российского воина» В. Н. Мантулина, в котором материалы XIX века претерпели бережную авторскую обработку, не потеряв своих стилистиче- ских черт. В. И. Игнатов в своей хрестоматии «Русские исторические песни» и В. Г. Базанов, Ф. Я. Прийма, А. Д. Соймонов в «Памятниках русского фольклора» систематизировали военно-исторические песни по сюжетам и хронологии.
Важную роль при подготовке данной работы сыграли архивные источ- ники, которые помогли уточнить некоторые исторические аспекты исследо- вания: отношение власти к армейской музыкальной практике, последова- тельность действий военного командования в укреплении роли воинского пения, развитие системы профессиональной подготовки военных кадров и определение места песенного искусства в иерархии учебных дисциплин во- енных учебных заведений.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
– развитие военной хоровой культуры рассматривается через призму соотношения эволюции музыкального искусства в гражданском и военном обществе XIX века, обобщены и углублены сведения о бытовании воинской песни в определённом хронологическими рамками работы историческом пе- риоде;
– освещены жанровые черты воинской песни и разнообразие в практи- ческом применении предмета исследования, как многогранного, синергети- чески развивающегося явления в культурной жизни российского общества;
– обобщены и систематизированы тематические направления песенных текстов, определены роль и функции воинских песен в системе подготовки военнослужащего русской императорской армии; – предложен вариант развития жанра на современном этапе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может стать опорным звеном в цепи научных трудов о военном песнетворчестве с древних времён до начала XX века в силу доступности необходимого объёма материалов, на которых основана диссертация, а также верифицируемости её выводов. Теоретическая ценность исследования выражается и в применении не только музыковедческого, но и культурно-исторического, социогумани- тарного подходов при изучении бытования и некоторых жанровых особенно- стей предмета научного поиска, чем выводит данный труд на междисципли- нарный уровень, наиболее предпочтительный в современной науке.
Практическая значимость исследования выражается в том, что его методология и результаты могут стать основой для дальнейших исследова- ний, способствовать расширению исторических сведений, используемых в процессе составления материалов лекций по курсам отечественной музыки и музыкальной культуры в учреждениях среднего профессионального и выс- шего образования, а также в музыкальных школах.
Материалы данной работы возможно использовать при подготовке специалистов в области военной музыки, дирижёрско-хорового искусства, найти им применение в деле воспитания патриотизма, в процессе формиро- вания общественно-значимых качеств личности, в том числе и в Вооружён- ных Силах Российской Федерации, для оптимизации морально- психологического обеспечения деятельности войск в опоре на русскую воин- скую песню.
Полный текст диссертации, равно как и её отдельные части, могут быть употреблены должностными лицами учреждений культуры, ответственными за организацию и проведение концертов и бесед с населением, а также воен- ными дирижёрами для составления репертуарных планов подготовки воен- ных оркестров ВС РФ и программ их выступлений. Диссертационные сведе- ния принесут пользу при изучении российской армейской культуры, психо- логии военной деятельности, в филологических и социологических исследо- ваниях русской поэзии и истории развития отечественного песенного искус- ства. Результаты настоящей работы могут быть использованы в процессе са- мостоятельной подготовки студентов и преподавателей средних и высших образовательных учреждений, руководителей оркестров разного уровня. Не- которые положения диссертации применимы для психологического сопро- вождения военнослужащих.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Русской воинской песне в армейской музыкальной практике XIX ве- ка присущи специфические жанровые черты, характеризующие её со сторо- ны исторической ценности, функциональных связей и ладовой окраски, му- зыкально-поэтической организации, семантики текстов, композиционной структуры, функционально-прикладной систематизации и вариантов бытова- ния.
2. Востребованность творчества полковых хоров в гражданском обще- стве XIX века была во многом обусловлена схожестью стилевых черт воин- ской, городской и народной песни, а также связана с одобрительным отно- шением высшей власти империи к армейской музыкальной практике.
3. Роль составителей военных песенников по отношению к эволюции бытования жанра в условиях сокращения сроков военной службы после 1874 года была скорее сдерживающей, чем развивающей, и вместе с тем служила идее сохранения воинского фольклора.
4. Военные сборники второй половины XIX века, записанные их авто- рами от лучших полковых запевал непосредственно в войсках, с паспортами песен и вступительными статьями, свидетельствовали о прогрессе исследуе- мого жанра, а также о начале его научного осмысления.
5. Выявление тематико-функциональных характеристик жанра вносит в музыковедческую науку военно-политический аспект, что усиливает её при- кладную сторону, не ослабляя теоретической. Достоверность полученных результатов обеспечена объективным изучением значительного числа искусствоведческих трудов; системностью рассмотрения предмета данной работы в его содержательных, структурных и функциональных компонентах; стройностью методологических позиций; комплексным использованием различных теоретических методов и практи- ческих подходов в настоящей диссертации на основе этических норм и прин- ципов научной деятельности.
Апробация результатов исследования проводилась в два этапа. Пер- вый этап, выразившийся в разучивании с подразделениями отдельных воин- ских частей и воспитанниками Белокалитвинского казачьего кадетского кор- пуса имени Матвея Платова строевых песен, предполагал отбор, изучение и анализ большого объёма музыкального материала, бытовавшего в армейской среде с 2013 по 2018 год, в том числе воинских песен, история возникнове- ния которых восходит к военным кампаниям XIX века. Таким образом, про- изошла первичная апробация изучаемого в данной работе фактологического материала. Прежде чем приступить ко второму этапу потребовалось провести критический разбор многочисленных доступных источников, что позволило выйти на новый уровень осмысления и анализа темы диссертации.
Второй этап апробации проводился с 2019 года и включал в себя исто- рический, теоретический и практический аспекты. Параллельно с глубоким изучением исторических источников проводилось теоретическое осмысление черт народного, городского творчества, особенностей исполнения и развития жанра воинских песен. Основные результаты диссертации изложены в 6 ра- ботах общим объёмом 6,88 печ. л., опубликованных автором. Исторические и теоретические исследования повлияли на практическую апробацию результа- тов, выявление закономерностей, тенденций, общих черт и различий в сфере воинского песнетворчества. В ходе апробации были разработаны лекции для обучающихся военного института (военных дирижёров) Военного универси- тета по теме режиссуры общественных мероприятий с участием воинских подразделений и по вопросам служебно-творческой деятельности военного дирижёра штатного военного оркестра. Также эти лекции были апробирова- ны на курсах повышения квалификации военных дирижёров. В процессе апробации были созданы и представлены публично два плац-концерта воен- ного института (военных дирижёров) Военного университета на территории Главного Храма Вооруженных Сил Российской Федерации и на Красной площади в ходе XIV Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Музыкальный ряд плац-концертов включал в себя попу- лярные воинские песни XIX века.
Структура работы. Диссертация состоит из трёх глав, введения, за- ключения, списка литературы и пяти приложений: No 1 «Хоровой репертуар кадетских корпусов», No 2 «Нотные примеры», No 3 «Таблица критериев ис- следования воинских песен XIX века», No 4 «Классификация воинских и не- которых народных песен XIX века», No 5 «Предложения по итогам научного исследования».
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!