Этнокультурный подход в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

Джегистаева Лариса Исаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные требования к деятельности педагога по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
1.2 Эколого-образовательный потенциал этнокультуры и его реализация в профессионально-педагогической подготовке педагога
1.3 Модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация экспериментальной работы и анализ состояния проблемы этнокультурной подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация модели этнокультурной подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
2.3 Мониторинг этнокультурной подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

В первой главе «Теоретические основы этнокультурного подхода
в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего
дошкольного возраста» решались задачи, связанные с определением и описанием
теоретических основ исследования, в которых с научной точки зрения
раскрывается сущность и специфика профессиональной подготовки педагога к
реализации экологического образования детей дошкольного возраста средствами
этнокультуры, также предложено теоретическое обоснование модели реализации
этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию
детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный в диссертации аналитический обзор программ экологической
(«Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой,
«Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Цветовая
экология» Е.П. Кочеткова и Т.В. Шпотова, «Экологическая дорожка»
А.В. Королевой, «Я познаю мир» Э.Э. Баранниковой и др.), социально-
экологической («Детский сад XXI века» Т.В. Потаповой, «Мы — земляне» Н.Н.
Вересова, «Я, ты, мы» О. Князевой и Р.Б. Стеркиной, «Экономика и экология»
Л.М. Клариной), этико-культурно-экологической («Планета — наш дом» И.Г.
Белавиной и Н.Г. Найденской, «Семицветик» В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой,
«Природа и художник» Т.А. Копцевой, «Мир вокруг нас» Т.И. Поповой)
направленности в ДОУ позволил прийти в выводу, что экологическое образование
дошкольников наиболее успешно осуществляется педагогом посредством
приобщения детей к природе средствами этнокультуры, где педагогический
процесс основывается на главных идеях и понятиях экологии с опорой на
эмоционально-образное восприятие детей с учетом этнокультурных особенностей
конкретного региона.
В старшем дошкольном возрасте происходит качественный скачок в развитии
будущей личности, в значительной степени определяющий процесс развития
этнокультуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка
осознанного отношения к окружающему миру, к природе родного края, его
этнокультуре: формирующаяся личность начинает выделять себя из окружающей
среды, преодолевает в своём мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я
и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой
я? за что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению –
сверстникам, взрослым.
В старшем дошкольном возрасте в содержание включаются сведения о народах,
проживающих в данной местности, их обычаях, традициях, истории, культуре.
Рекомендуется проводить краеведческую работу, знакомить детей с природой
родного края, с основными экосистемами, характерными для него,
с экологической обстановкой в регионе, учить их вносить посильный вклад
в сохранение и улучшение социоприродной среды места проживания. Анализ
психолого-педагогической литературы, программ свидетельствуют о большом
интересе к этнокультурному подходу в подготовке педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа работ С.Н. Глазачева, Б.Г. Иоганзена, Н.В. Кузьминой, Л.А.
Реут, Г.П. Южаковой и др. под профессиональной готовностью педагога к
экологическому образованию детей старшего школьного возраста средствами
этнокультуры мы понимаем интегративное свойство гармонично развитой
личности,обладающейпрофессиональнозначимымикачествами,
складывающимися в систему педагогических, психологических, методических,
специально-предметных знаний, умений и навыков применения средств
этнокультуры в профессиональной деятельности.
Познание местных обычаев и традиций, а также природы родного края
становится ключевым в экологическом образовании средствами этнокультуры,
под которой мы понимаем осмысление и принятие экологических запретов и
табу, предписаний и требований, отображенных в мифологии и религиозных
верованиях, фольклоре, национальных традициях и обычаях, применение знаний и
умений в социально одобряемом экологическом поведении. Развитие этнокультуры
является главной целью экологического образования подрастающего поколения,
реализуемой на основе трансформации взаимоотношений человека и природы.
Этнокультура в экологическом образовании представлена взаимосвязью
следующих компонентов:
– мотивационного, реализуемого посредством пробуждения национальных
чувств и смыслов, обеспечивающего потребность в использовании средств
этнокультуры в профессиональной деятельности, а также положительную
мотивацию к реализации экологического образования, хотя знания и умения
применения средств этнокультуры в экологическом образовании дошкольников с
учетом национальных ценностей отсутствуют, что соответствует фрагментарной
готовности педагога;
– когнитивного, выражающегося через принятие этнокультурных норм и
представленного знаниями по теории и методике экологического образования
дошкольников. Функционирование когнитивного компонента этнокультуры
происходит в мыслительной деятельности человека, а именно в аналитических,
диалектических и синтетических навыках познания, в рефлексивном отображении
поступающей информации о гносеологическом, онтологическом, ценностно-
ориентационном и практическом уровнях экологического знания, а также
сущности экологии, что входит в понятие базовой готовности педагога к
экологическому воспитанию детей;
– деятельностного компонента, который включает экологические знания, а
также умения и навыки использования средств этнокультуры в экологическом
образовании дошкольников с учетом национальных ценностей, диагностических
методик в оценке эффективности экологического образования дошкольников,
воспринимать, оценивать, понимать этнокультуру, что соответствует проявлению
специальной готовности.
Таким образом, научный анализ экологообразовательного потенциала
этнокультуры позволил установить в ее составе мотивационный, когнитивный,
деятельностный компоненты, в основе которых лежат смыслы, нормы и ценности
этнокультуры. Их развитие происходит через обеспечение следующих
составляющих подготовки педагога:
– предметно-пространственной, сущность которой состоит в том, что педагог
учится организовывать НОД по экологическому образованию в искусственно
созданных условиях),
– информационной, смысл которой в обучении сопровождению взаимодействия
детей с информационным полем (например, формирование в классной комнате
уголка с собранием печатных изданий для «путешествий» по стране знаний в
области экологии),
– событийной, сущность которой – в создании специальных ситуаций с
эмоциональным акцентом на экологическую составляющую; особую роль в этой
составляющей играют мероприятия, становящиеся яркими событиями в жизни
дошкольников, поэтому педагогу необходимо уметь их организовывать.
Обозначенные составляющие профессиональной подготовки педагога к
экологическому образованию детей дошкольного возраста средствами
этнокультуры характеризуют ее как деятельность, систему и процесс.
С целью реализации подготовки будущих педагогов к осуществлению
экологического образования детей дошкольного возраста была разработана
модель, представленная на рис.1.

Целевой блок
Цель – профессиональная подготовка педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
средствами этнокультуры
Задачи:
– содержательная: определить составляющие подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего
дошкольного возраста средствами этнокультуры, а также выделить принципы подготовки;
– организационно-процессуальная: на основании выделенных компонентов этнокультуры в экологическом образовании
разработать этапы профессиональной подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного
возраста средствами этнокультуры с раскрытием форм и методов работы на каждом этапе;
– оценочно-результативная: оценить функциональность представленной модели на основании итогового уровня
подготовленности педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста средствами
этнокультуры.

Содержательный блок
Составляющие подготовки
эколого-ориентированного опыта педагога; 3)
создание эколого-ориентированной среды; 2)
Организационно-педагогические условия: 1)

деятельности, способствующей обогащению

предметно-пространственнаяинформационнаясобытийная
активизация поисково-исследовательской

организация педагогической поддержки

(зимний сад, зона коллекций,(уголок книги (книжные(экскурсии на птицеферму, на
живые уголки, лабораторияпериодические издания, энциклопедиивыставки цветов, в тепличное
природы для независимыхдля детей)хозяйство, прогулки в лес/парк)
исследований, экологические
тропинки, интерьер коридоров
помещений для обучения
педагогов экологическому
образованию детей старшего
дошкольного возраста с учетом
этнокультурного подхода)
Принципы подготовки
гуманитарностиэкологичностидемократичностиэтнокультурности

Организационно-процессуальный блок
Компоненты этнокультуры в экологическом образовании
мотивационныйкогнитивныйдеятельностный
(национальные чувства(национальные нормы)(национальные ценности)
и смыслы)
Этапы профессиональной подготовки
ДиагностическийПроцессуальныйИнтегральный
Цель: формированиеЦель: формирование базовойЦель: формирование специальной
фрагментарнойпрофессиональной готовностипрофессиональной готовности
профессиональной
готовности
Формы и методы
мотивационный тренинг «Я –выполнение тестов на знаниеориентирование в экологических
компетентный педагог»,предмета, проведениеситуациях, создание видеотеки
сценки с мультимедиаэкологических экскурсий в парки г.фрагментов занятий с
сопровождением,Грозного, разработка туристскихдошкольниками, «Экспресс-
отобранным на основемаршрутов по изучению фольклора,презентация», «Аквариум», создание
экологических запретов инациональных традиций и обычаев,видеокниги по экологии, проекты по
табу, требованийвиртуальных путешествий поэкологии, направленные на
национальных традиций ипамятным местам г. Грозного, мини-знакомство с природой родного края
обычаев, аудиопазлы,сочинение, анкетирование, деловаяи навыков бережного отношения к
видеопазлы, работа сигра, совместное обсуждениеней «копилка» педагогического
природными объектами,проблемных вопросов,мастерства, создание банка
обучающие видеокурсы попредставление опыта, игровойинновационных идей, мастер-
созданию уголка природы спрактикум, смотр открытых занятийклассы, издательская деятельность,
элементами этнокультуры,с детьмитворческие конкурсы
тренировочно-
коммуникативные
упражнения, направленные
на проявление социально
одобряемого экологического
поведения

Оценочно-результативный блок
Критерии и показатели готовности педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного
возраста средствами этнокультуры
Экологическое побуждениеЭкологические знанияЭтноэкологическое
поведение
положительная мотивация к знания о национальной культуре умения и навыки применения
осуществлениюрегиона и его этнических традицияхсредствэтнокультурыв
экологического образованиязнания по теории и методике экологическомобразовании
личностно-ценностноеэкологическогообразования дошкольников,умение
отношениекприроде дошкольниковсредствами прогнозироватьбудущую
родногокрая,принятие этнокультурыпрофессиональную деятельность
этнокультурных
особенностей региона
устойчивая потребность в
использованиисредств
этнокультурыв
профессиональной
деятельности
Уровни готовности педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
средствами этнокультуры
низкийсреднийвысокий
(фрагментарная готовность)(базовая готовность)(специальная готовность)
Результат – профессиональная готовность педагога к экологическому образованию детей старшего
дошкольного возраста средствами этнокультуры
Рисунок 1 – Модель реализации этнокультурного подхода в профессиональной подготовке педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста

Блоки модели отражают особенности организации целостного учебного
процесса, направленного на подготовку педагога к экологическому образованию
детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры.
Целевой блок модели определяет ее цель, которая заключается в
профессиональной подготовке педагога к экологическому образованию детей
старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры.
Содержательный блок педагогической модели представлен составляющими
подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного
возраста средствами этнокультуры, которые реализуются через систему
следующих принципов: гуманитарности (развитие предметно-пространственной
составляющей подготовки и мотивационного компонента; выстраивание
приоритетов, стимулирующих смысловую наполненность деятельности педагога,
уважение к педагогу, признание его личностного роста и профессиональной
готовности), экологичности (развитие информационной составляющей
подготовки и когнитивного компонента; признание значимости педагога со
стороны участников образовательного процесса посредством гармонизации
ценностейиндивидаипрофессиональнойсреды;ориентацияна
личностносообразные, ненасильственные, «экологически чистые» способы
влияния на получение экологических знаний средствами этнокультуры),
демократичности (развитие событийной составляющей подготовки педагога и
деятельностного компонента; свобода самовыражения педагога с учетом
требований профстандарта и ФГОС; создание условий осознанного и
ответственного отношения педагога к профессиональной деятельности в области
экологического образования детей старшего дошкольного возраста средствами
этнокультуры) и этнокультурности (развитие межличностных отношений с
учетом развитых мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов
этнокультуры в экологическом образовании детей старшего дошкольного
возраста соответственно).
Организационно-процессуальный блок раскрывает особенности осуществления
поэтапной деятельности по подготовке педагога к экологическому образованию
детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры с опорой на
чувственное отношение к природе, применение современных образовательных
технологий, а также обеспечение их профессионального роста. Анализ
существующих психологических теорий становления специалиста в системе
профессионального образования позволил выделить основные фазы
формирования профессиональной готовности педагога (диагностическая,
процессуальная, интегральная).
Оценочно-результативный блок педагогической модели предусматривает, что
оценивание уровня профессиональной готовности педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры
должно быть целенаправленным, систематичным и проводиться с обязательным
наблюдением за качеством обучения. На основе выделенных критериев
(экологическое побуждение, экологические знания и экологическое поведение) и
соответствующих им показателей охарактеризованы три уровня готовности
педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
средствами этнокультуры. Результатом подготовки являются педагоги с высоким
уровнем готовности к экологическому образованию детей старшего дошкольного
возраста средствами этнокультуры.
Подготовка педагога к экологическому образованию детей старшего
дошкольного возраста средствами этнокультуры осуществляется при соблюдении
следующих педагогических условий:
1) создание эколого-ориентированной среды;
2) активизация поисково-исследовательской деятельности, способствующей
обогащению эколого-ориентированного опыта педагога;
3) обеспечение педагогической поддержки.
Во второй главе «Апробация модели этнокультурной подготовки педагога к
экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста» проведен
анализ практического использования модели этнокультурной подготовки
педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Для получения более полной картины реализации этнокультурного подхода в
профессиональной подготовке педагога к экологическому образованию детей
дошкольного возраста проанализированы ФГОС ВО по направлениям подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование, основная профессиональная образовательная программа
бакалавриата, профиль подготовки «Дошкольное образование», учебные планы,
фонд оценочных средств, рабочие программы дисциплин («Дошкольная
педагогика», «Теория и методика экологического образования дошкольников»,
«Этнопедагогика», «Детская субкультура и традиционное поведение детей»).
На формирование этнокультуры педагогов профиля «Дошкольное
образование» направлены такие учебные дисциплины, как «Этнопедагогика»,
«Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»,
«Социально-личностное развитие ребенка», «Формирование личности в процессе
воспитания», «Развитие познавательных процессов дошкольного возраста»,
«Основы профессионального саморазвития и самообразования педагога».
На основании выделенных в первой главе компонентов этнокультуры в
экологическом образовании определены критерии, показатели и индикаторы
готовности педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного
возраста средствами этнокультуры, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Критерии, показатели и индикаторы готовности педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры
Индикатор
КритерийПоказатель
позитивныйнегативный
ЭкологическоеПоложительнаяАдекватная самооценкаНеадекватная самооценка
побуждениемотивация к
осуществлению
экологического
образования
Личностно-Уважительное отношение кПренебрежительное
ценностноеприроде родного края,отношение к природе
отношение кпринятие этнокультурныхродного края, непринятие
природе родноготрадицийособенностей региона
края, принятие
Индикатор
КритерийПоказатель
позитивныйнегативный
этнокультурных
особенностей
региона
УстойчиваяСпециальная готовностьФрагментарная готовность
потребность в
использовании
средств
этнокультуры в
профессиональной
деятельности
ЭкологическиеЗнание оНаличие знаний оОтсутствие знаний о
знаниянациональнойнациональной культуре инациональной культуре и
культуре иэтнических традицияхэтнических традициях
этнических
традициях
взаимодействия с
природой
Знания по теории иПринятие этнокультурныхНепринятие этнокультурных
методикетрадиций и обычаевтрадиций и обычаев
экологического
образования
дошкольников
средствами
этнокультуры
ЭкологическоеУмения и навыкиВысокой уровень готовностиНизкий уровень готовности
поведениеприменения средствпедагога к экологическомупедагога к экологическому
этнокультуры вобразованию детей старшегообразованию детей старшего
экологическомдошкольного возрастадошкольного возраста
образованиисредствами этнокультуры –средствами этнокультуры –
дошкольниковспециальная готовностьфрагментарная готовность
Умение
прогнозировать
будущую
профессиональную
деятельность

На основе выделенных критериев, показателей и индикаторов
охарактеризованы три уровня готовности педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры –
высокий (специальная готовность), средний (базовая готовность) и низкий
(фрагментарная готовность).
Выявление уровней готовности педагога к экологическому образованию детей
старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры осуществлялось с
помощью диагностических методик (анкетирование, разработка конспектов
непосредственно образовательной деятельности (НОД) по экологическому
образованию средствами этнокультуры, тест на определение уровня знания
экологии, сообщения в виде презентаций, виртуальных экскурсий, задание
«Наполнение конспекта НОД по экологическому образованию дошкольников»,
проведение НОД с последующим самоанализом, деловые игры).
Данные констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Уровень готовности педагога к экологическому образованию
детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры
на констатирующем этапе эксперимента (%)
Группы
Уровни
ЭкспериментальнаяКонтрольная
Фрагментарная готовность4452
Базовая готовность3832
Специальная готовность1816

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что педагоги имеют
мотивацию к формированию своей готовности к экологическому образованию
детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры. Хотя у
большинства педагогов профессиональная готовность к экологическому
образованиюдошкольниковограничиваетсятолькоэкологическими
побуждениями к использованию средств этнокультуры. Результаты выполнения
заданий свидетельствовали о недостаточном владении знаниями о национальной
культуре и этнических традициях, непринятии этнокультурных традиций и
обычаев, особенностей конкретного региона.
Качественный и количественный анализ результатов констатирующего
эксперимента свидетельствует о недостаточном уровне сформированности
готовности педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного
возраста средствами этнокультуры и позволяет определить его, в основном, как
«низкий» и «средний», что обуславливает апробацию модели реализации
этнокультурного подхода к экологическому образованию детей старшего
дошкольного возраста.
Реализация предложенной модели включала три фазы (диагностическая,
процессуальная, интегральная).
Целью первой (диагностической) фазы профессиональной подготовки педагога
к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста средствами
этнокультуры являлось формирование устойчивой мотивации педагогов к
экологическому образованию дошкольников в процессе профессиональной
подготовки. На этом этапе было реализовано первое организационно-
педагогическое условие – создание эколого-ориентированной среды. Были
предложены следующие задания: мотивационный тренинг «Я – компетентный
педагог», аудиопазлы, видеопазлы, обучающие видеокурсы по созданию уголка
природы, тренировочно-коммуникативные упражнения, направленные на
осознание значимости этнокультуры в профессиональной деятельности педагога.
В результате выполнения предложенных заданий педагоги продемонстрировали
адекватную самооценку, уважительное отношение к природе родного края,
осмыслили этнокультурные традиции региона, что обусловило проявление
устойчивого экологического побуждения, и, соответственно, мотивационного
компонента этнокультуры в экологическом образовании.
Целью второй (процессуальной) фазы профессиональной подготовки педагога
к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста средствами
этнокультуры являлось формирование у педагогов компетенций в области
основных методов, способов и средств использования этнокультуры в
экологическом образовании дошкольников, что является основой базовой
готовности педагога. На этом этапе были реализованы следующие педагогические
условия:активизацияпоисково-исследовательскойдеятельности,
способствующей обогащению эколого-ориентированного опыта педагога;
целенаправленное изучение экспериментальной программы экологического
образования детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры,
которая разработана и апробируется в дошкольных образовательных
учреждениях г. Грозного. В ходе работы над предложенными заданиями
обогащались знания о национальной культуре и этнических традициях, педагоги
ознакомились и осмыслили этнокультурные традиции и обычаи региона, что
свидетельствует о наличии экологических знаний и проявлении когнитивного
компонента этнокультуры в экологическом образовании.
Целью третьей (интегральной) фазы выступает формирование умения
использовать средства этнокультуры в экологическом образовании
дошкольников, применение полученных экологических знаний на практике.
Педагогическими условиями на данном этапе выступают: организация
педагогической поддержки; целенаправленное формирование умений
использовать средства этнокультуры в экологическом образовании детей
старшего дошкольного возраста, а также самоконтроль и рефлексия результатов
собственной образовательной деятельности, направленной на экологическое
образование детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры.
Были предложены следующие задания: большой круг, аквариум, создание
видеокниги, создание обучающих материалов на основе средств этнокультуры,
создание презентационных материалов, конспектов НОД по экологическому
образованию, направленных на формирование способности оценивать свой
уровень готовности применять средства этнокультуры в экологическом
образовании дошкольников. По завершении третьей фазы реализации модели
увеличилось количество педагогов, которые включились в освоение
этнокультуры, были готовы самостоятельно выявлять новые возможности ее
средств для экологического образования детей, что проявилось в экологической
направленности поведения и деятельности педагогов. Содержание работы
интегральной фазы обусловило значительное повышение уровня готовности
педагогов к экологическому образованию дошкольников средствами
этнокультуры, эффективное использование совокупности знаний для решения
дидактических задач, развитие умения грамотного применения средств
этнокультуры в экологическом образовании дошкольников.
В ходе мониторинга был осуществлен анализ результатов апробации модели
реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста. Педагогам были предложены
диагностические методики, подобные тем, которые были использованы на
констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Контрольные результаты мониторинга эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3. Сравнительные уровни готовности педагога к экологическому образованию детей
старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры (%)

ЭГКГ
Уровниконстатирующийконтрольныйконстатирующийконтрольный
экспериментэкспериментэкспериментэксперимент
Специальная
9,3426,979,2611,13
готовность
Базовая готовность58,1960,3558,860,41
Фрагментарная
32,4712,6831,9428,46
готовность

Применение метода сравнения двух независимых выборок с применением
метода К. Пирсона позволило нам осуществить проверку результатов, а также
оценку их достоверности.
Анализ результатов исследования, дополненный методом статистической
проверки гипотез (Н0, Н1) по критериям К. Пирсона, свидетельствует о
статистически значимой положительной динамике исследуемого процесса.
Наблюдаемые изменения в уровнях готовности педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры в
экспериментальной группе являются следствием реализации педагогической
стратегии в специально созданных педагогических условиях, направленных на
подготовку педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного
возраста средствами этнокультуры в процессе профессиональной подготовки.
Итоги экспериментальной работы дают основание утверждать, что
целенаправленная подготовка педагога к экологическому образованию детей
старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры с использованием
данной методики является оправданной, дает положительные результаты и
повышает уровень сформированности как отдельных компонентов этнокультуры
в экологическом образовании, так и готовности педагогов к осуществлению
профессиональной деятельности в целом.
Заключение диссертации содержит подведение итогов экспериментальной
работы и основные выводы.
1. На основании проведенного теоретического исследования мы определили
специфику профессиональной подготовки педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста в аспекте этнокультурного
подхода. Она определяется пониманием готовности как интегративного свойства
гармонично развитой личности, обладающей профессионально значимыми
качествами, складывающимися в систему педагогических, психологических,
методических, специально-предметных знаний, умений и навыков.
Компоненты профессиональной подготовки педагога к экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста (мотивационный,
когнитивный, деятельностный) способствуют совершенствованию подготовки и
определяют на основании выделенных критериев и показателей распределение
педагогов по уровням готовности: фрагментарная, базовая, специальная.
2. Совершенствование профессиональной подготовкипедагога к
экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста происходит
посредством экологообразовательного потенциала этнокультуры, в основе
которого лежит выделение в общей культуре социума «природно-экологической»
подсистемы, регулирующей взаимоотношения между обществом и природой.
Экологообразовательный потенциал этнокультуры включает в себя предметно-
пространственную, информационную и содержательную составляющие и
реализуетсяна основепринциповгуманитарности,экологичности,
демократичности, этнокультурности.
3. Модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагогов к
экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на основе
экологообразовательного потенциала этнокультуры включает целевой,
содержательный, организационно-процессуальный и оценочно-результативный
блоки. Каждый блок предполагает реализацию процесса совместной деятельности
преподавателя и педагогов, направленной на разработку и реализацию
эффективных способов погружения педагога в этнокультуру, а также
совершенствование его профессиональной подготовки и повышение уровня его
профессиональной готовности.
Материалы диссертационного исследования рекомендуется использовать в
практической деятельности дошкольных общеобразовательных организаций и
организаций дополнительного образования.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Проведенное исследование не
исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы совершенствования
профессиональной подготовки педагогов. Перспективами дальнейшего
исследования проблемы являются, на наш взгляд, теоретические исследования по
совершенствованию подготовки педагогов к экологическому образованию детей
старшего дошкольного возраста на основе экологообразовательного потенциала
этнокультуры; теоретическое и практическое исследование проблемы
совершенствования профессиональной подготовки педагогов в постоянно
изменяющихся социальных условиях, влияющих на реализацию новых
требований к подготовке специалистов; дальнейшая разработка теории и
практики профессиональной подготовки педагогов с целью формирования их
личностныхновообразований,позволяющихповыситьуровень
сформированности профессиональных компетенций в рамках профессионального
стандарта «Педагог» и конкурентоспособность; расширение методов и форм
деятельности субъектов профессиональной подготовки, которые могут и должны
быть дополнены за счет разработки инновационных технологий.
Основные положения и результаты диссертационного исследования
отражены в следующих публикациях автора:

Актуальность исследования. Современная социально-культурная ситуация в стране предполагает становление новой российской государственности, демократизацию гражданского общества в условиях формирования полиэтнического пространства России. Данные обстоятельства явились объективными причинами соответствующих преобразований всфере педагогического образования. Введение ФГОС ВО 3++ стимулирует выявление новых приоритетов в образовании и улучшение подготовки педагогов, которые овладевают профессиональными компетенциями с учетом личностно-творческого потенциала, интегрируют в своих установках общечеловеческие ценности и обычаи своего этноса. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основным принципом государственной политики в области образования становится «воспитание гражданственности и любви к Родине, защита национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства».
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем образовании (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н) обязывает педагога уметь «организовывать различные виды деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона». Все это повышает роль этнокультурного подхода в профессионально-педагогической деятельности.
В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Чеченской республики (Указ от 05.02.2016 No 140) «основными принципами являются: сохранение и развитие языка и культуры всех этнических групп и их взаимное уважение, объективное освещение их истории; сохранение и развитие этнокультурного многообразия Чеченской Республики; формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным верованиям всех народов», что подчеркивает необходимость использования этнокультурного подхода в подготовке педагога.
В современных условиях постиндустриального общества состояние окружающей среды, ее безопасность для жизни и здоровья зависят от каждого конкретного человека. Поэтому вопросы экологического образования и воспитания подрастающего поколения являются приоритетными в работе педагогов в процессе взаимодействия с обучаемыми и воспитанниками на протяжении непрерывного образования человека. Особое место в данной деятельности отводится воспитателю дошкольного образовательного учреждения, поскольку он пробуждает первые ростки экологического сознания у ребенка. От того, какая основа заложена, зависят дальнейшие результаты экологического образования.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональная близость к национально-культурным корням, к образам этнокультуры и др.) делают этнокультурный подход еще более значимым в экологическом образовании и в подготовке педагога к такому образованию.
На практике в подготовке педагогов дошкольного образования обнаруживается недооценка этнокультурного потенциала в процессе экологического образования детей дошкольного возраста, не разработаны принципы и методика реализации этого потенциала в подготовке педагогов, и, как следствие, неготовность воспитателей дошкольных образовательных учреждений к реализации такого потенциала в работе с детьми. В своем исследовании мы сосредоточили внимание на обучающихся старшего дошкольного возраста, т.к. этот возраст является сенситивным периодом в становлении наиболее важных для экологического образования свойств личности: в появлении предпосылок формирования гражданских качеств, основ мировосприятия и самосознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
В связи с этим, как показал наш предварительный анализ практики дошкольного образования и соответствующих исследований, необходимо совершенствовать систему подготовки педагога к решению профессионально-педагогических задач в рамках этнокультурного подхода, разработать модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста, что способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Теоретическое обоснование принципиальных позиций этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста является насущной необходимостью, поскольку требования современного общества к воспитателям дошкольных образовательных учреждений в экологическом образовании детей дошкольного возраста с учетом этнокультурного подхода очень динамичны: педагогу следует не только обладать предметными знаниями и умениями в области экологии, но и владеть технологиями и содержанием реализации концепции этнокультурного образования, соответствовать все более жестким квалификационным требованиям к профессионально-педагогической деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Проблемой подготовки педагога к экологическому образованию подрастающего поколения занимались многие ученые: А. Аджан, Э.А. Вайводе, Э.Г.Кучина, И.Н. Пономарева, Е.С. Сластенина, Г.Д. Филатова, Э.Ю. Шапокене и др. Вместе с тем, реализация этнокультурного подхода в профессиональной подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста не исследована.
Многие исследователи развития региональных образовательных систем (А.Ю. Белогуров, Е.В. Бондаревская, Т.С. Буторина, А.В. Даринский, Г.С. Денисова, В.И. Загвязинский, М.Р. Радовель, Т.К. Солодухина, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов и др.) отмечают, что в содержании образования, в том числе и экологического, должны отражаться национально-региональные интересы, т.е. в процессе профессиональной подготовки педагога к экологическому образованию следует учитывать этнокультурные особенности региона. Особенности этнокультурного образования дошкольников исследовали М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, Т.В. Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова, Р.М. Чумичева и др. Данные ученые считают, что этнокультурная образованность включает в себя готовность изучать многообразие культур с целью толерантного существования в полиэтнической среде. В связи с появлением детских садов с многонациональным составом педагогу следует уметь учитывать обозначенную особенность в своей работе и ориентироваться на этнокультурный подход в экологическом обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Идеи воспитания обучающихся на основе традиций национальной региональной культуры представлены в работах Ш.М-Х. Арсалиева, Ф.У. Базаевой, Т.Д. Кириченко, О.В. Коротких, Н.А. Чистяковой и др.
Отечественными учёными A.M. Галеевой, Э.В. Гирусовым, Е.Б.Кнорре, М.Л.Куроком, Г.В. Платоновым, Н.Ф. Тарасенко, Ю.Ю. Березиной, А.А. Вербицким, С.Н. Глазачевым, Н.С. Дежниковой, Д.С. Ермаковым, А.Н. Захлебным, А.В. Мироновым, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Д.Л. Тепловым и др.), а также зарубежными учеными Т. Грином, У.Моррисом, Я. Фальке, М. Шаслером и др. активно исследуется
проблема экологического образования. Разработаны теоретические и методологические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста, определены содержание, методы, формы, средства, подходы к организации эколого-развивающего пространства, предложены программы экологического воспитания.
В.А. Зебзеевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Т.А. Серебряковой выстроена система и созданы различные технологии экологического образования дошкольников, владение которыми обеспечивает готовность педагогов к экологическому воспитанию дошкольников.
В исследованиях С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой раскрыты вопросы организации и управления экологическим образованием. О.А. Зыковой выявлена роль педагога в экологическом образовании детей. Исследования А.В. Керимовой посвящены подготовке педагога к экологическому воспитанию дошкольников. О.М. Газина, Т.Г. Табукашвили освещали вопросы развития экологической культуры педагогов, но в них не прослеживается роль этнокультурного подхода в подготовке педагогов к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
При всей важности существующих работ необходимо отметить, что проблема этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с учетом новых требований стандартов в образовании и запросов современного общества требует дополнительного исследования.
Анализ состояния обозначенной проблемы в педагогической теории и практике отечественного образования позволил выделить следующие противоречия:
– на социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в педагогических кадрах, готовых к осуществлению экологического образования детей старшего дошкольного возраста, и недостаточным количеством научных разработок, основанных на этнокультурном подходе, который раскрывает особенности конкретного социума;
– на научно-методическом уровне: между имеющимися исследованиями экологообразовательного потенциала этнокультуры и недостаточным изучением принципов его реализации в совершенствовании подготовки педагогов к экологическому образованию детей через введение в рабочие программы по изучаемым дисциплинам содержания, которое соответствует современным требованиям;
– на научно-теоретическом уровне: между существенным эколого- образовательным потенциалом этнокультуры в работе с дошкольниками и отсутствием научной и практической основы для совершенствования этнокультурной подготовки педагога.
Обнаруженные противоречия дают возможность обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости выделения теоретических основ и практических подходов в реализации этнокультурной подготовки педагога в аспекте повышения его готовности к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Разработка путей решения обозначенной проблемы обусловила тему диссертационного исследования: «Этнокультурный подход в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – подготовка педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
– раскрыть и обосновать специфику деятельности педагога по
экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с учетом современных требований образовательных стандартов;
– выявить и обосновать экологообразовательный потенциал этнокультуры на основе выделения критериев, показателей и уровней подготовки педагога, а также способы его реализации в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста;
– спроектировать и апробировать модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с учетом региональных этнокультурных особенностей и провести ее экспериментальную апробацию на основе реализации экологообразовательного потенциала этнокультуры.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что реализация этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста будет обеспечена, если:
– специфика подготовки педагога с учетом ФГОС ВО 3++ и квалификационных требований профессионального стандарта «Педагог» к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста рассматривается в контексте этнокультуры, подразумевающей обращение к образам и ценностям национальной культуры;
– базируется на экологообразовательном потенциале этнокультуры, реализация которого обеспечивает формирование этноэкологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, технологическое обеспечение этнокультурного подхода в подготовке педагога реализуется в содержании, методах и формах его обучения;
– модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста строится в логике технологизации педагогической деятельности: ценностно-целевые установки, основанные на современном понимании традиций национальной культуры; структурирование осваиваемых педагогом средств в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста; мониторинг методической и эмоциональной готовности к экологическому образованию; оценка результативности с позиций утверждения экологических ценностей этнокультуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– теория деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); культурологический подход к подготовке учителя (Е.В.Бондаревская, Н.М. Борытко, Н.Б. Крылова); исследования, направленные на раскрытие принципов, сущности, содержания и структуры профессиональной подготовки (В.И. Андреев, В.А. Болотов, Н.М. Борытко, А.М. Новиков, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов др.), ставшие ориентиром при разработке концептуальных положений этнокультурного подхода в профессиональной подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями стандарта
профессиональной деятельности;
– исследования философии культуры, духовной сущности человека
(М.М.Бахтин, B.C.Библер, Н.А.Бердяев, Р.Декарт, М.С.Каган, И.Кант, А.Ф. Лосев, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, М. Шелер и др.), концепции этнографии (М.К. Азадовский, Р. Брамлей, Н.С. Гумилев, В.А. Лапин, О.А. Лурье, В.М. Щуров и др.); концепция «диалога культур» (С.И. Гессен), на основе которой определен экологообразовательный потенциал этнокультуры в профессиональной подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста;
– теория педагогического моделирования в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, Л.И. Новикова, А.И. Уман, В.А. Штофф и др.), инновационные модели педагогических технологий подготовки учителя (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, М.М.Левина, В.Я.Ляудис, В.А.Сластенин, И.С. Якиманская и др.), системный подход (Н.М. Александрова, Л.П.Викторова, А.П.Тряпицина), и синергетический, разрабатываемый в педагогике В.Г.Будановым, В.Г.Виненко, Н.А.Дахиным, В.А.Игнатовой, В.С.Ледневым, которые стали базой для разработки модели реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
‒ теоретические методы (сравнительно-сопоставительное рассмотрение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования; освоение нормативно-правовой базы, устанавливающей направление государственной политики РФ в сфере образования, определяющей ход и особенности подготовки педагогов к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста);
‒ эмпирические методы (анкетирование, беседа, метод самооценок, наблюдение, тестирование);
‒ методы статистической обработки данных (метод К. Пирсона, определение среднего арифметического);
‒ диагностический инструментарий: методика К. Замфир в модификации А. Реана, авторский опросник для проведения итоговой аттестации.
Экспериментальная база. Исследование выполнялось на материале, полученном в процессе преподавания педагогических дисциплин на кафедре дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет». В экспериментальном исследовании участвовали 134 студента направления подготовки «Дошкольная педагогика и психология» (25 студентов 3-го курса и 22 студента 4-го курса дневного отделения, а также 40 студентов 3-го курса и 47 студентов 4-го курса заочного отделения) Института педагогики, психологии и дефектологии, а также слушатели курсов профессиональной переподготовки воспитателей ДОУ по направлению «Дошкольная педагогика и психология» – представители разных дошкольных образовательных учреждений Чеченской республики.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2010-2013 гг.) исследовалась степень разработанности проблемы подготовки педагогов к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с учетом региональных этнокультурных особенностей, вопросы экологообразовательного потенциала этнокультуры как основы совершенствования подготовки педагога, исследовались способы включения педагогов в этнокультурный процесс. Анализировались теоретические основы исследования, формулировались рабочая гипотеза и методологический аппарат. Были установлены цель и задачи, объект и предмет исследования; предложена программа опытно-экспериментальной работы, разработан диагностический инструментарий.
На втором этапе (2013-2017 гг.) разработана и апробирована модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагогов к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста, получены эмпирические данные, диагностированы результаты опытно- экспериментальной работы. Гипотеза была подтверждена экспериментально.
На третьем этапе (2018-2021 гг.) описан ход и результаты эксперимента; проанализированы, обработаны и обобщены полученные данные, систематизированы и интерпретированы итоги опытно-экспериментальной работы; осуществлено оформление текста диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в определении и научном обосновании современных требований к подготовке педагога к реализации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального этнокультурного компонента, а именно:
– впервые системно и комплексно конкретизированы научные представления об особенностях подготовки педагога, обоснованных в исследовании не только с учетом усвоения системы компетенций в соответствии с ФГОС ВО 3++, но также в контексте менталитета, присущего национальной культуре, что позволяет осуществить подготовку педагога к выполнению трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», т.е. дополнена интерпретация этнокультуры;
– выявлен и теоретически обоснован экологообразовательный потенциал этнокультуры как сложно образованная, аналитическая система разнообразных компонентов, присущих национальной культуре, значимых или по необходимости актуализированных в преднамеренно созданных ситуациях усвоения особенностей этнокультуры, обогащающих и конкретизирующих терминологический аппарат педагогики;
– теоретически обоснована и спроектирована модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста, сутью которой является активизация педагогического воздействия на данный процесс за счет определения значимости подготовки специалистов-педагогов с учетом региональных этнокультурных особенностей; выявлены оптимальные условия реализации предложенной модели в вузе: повышение этноэкологической культуры взрослых, воспитывающих детей, организация специальной развивающей среды. Созданы адекватные специфике дошкольного учреждения формы, средства и методы построения эколого-развивающей среды– оборудование и организация «экологических пространств» в помещении и на территории. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
– оно раскрывает и обосновывает специфические особенности и дополняет с позиций философии культуры и этнокультурного подхода в образовании концептуальные положения, касающиеся подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста, что уточняет теоретические основы подготовки специалистов с учетом требований ФГОС ВО 3++ и в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»;
– выявленный в контексте взглядов о духовной сути человека, а также теории о единстве сознания и деятельности экологообразовательный потенциал этнокультуры дополняет теоретические представления о потенциале этнокультуры и возможностях его использования в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста;
– разработанная с учетом теории деятельности модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающая осознанное принятие системы традиций и детальное осмысление взаимосвязей этнокультуры и экологического образования с другими явлениями культуры, используется в соответствии с обоснованными в исследовании принципами гуманитарности, экологичности, демократичности, этнокультурности, что дополняет теорию педагогики.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования модели реализации этнокультурного подхода для организации образовательного процесса. Материалы исследования могут быть применены в организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, а также в организациях повышения квалификации и переподготовки педагогических работников любой этнической группы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Особенности этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста заключаются в обеспечении знакомства с местными обычаями и традициями, а также природой родного края, которые осмысливаются как формирование и закрепление в качестве личностных смыслов экологических требований и указаний, табу и запретов, отраженных в религиозных и мифологических поверьях, национальных обычаях и традициях, фольклоре, как использование знаний и умений в социально одобряемом этноэкологическом поведении.
2. Экологообразовательный потенциал этнокультуры обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку педагога в отношении содержательного и методического проектирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста, которая осуществляется через обеспечение предметно-пространственной, информационной, содержательной составляющих подготовки педагога в условиях образовательной практики и реализуется на основе принципов гуманности, экологичности, демократичности и этнокультурности на каждом этапе подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры.
3. Модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагогов к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на основе реализации экологообразовательного потенциала этнокультуры, требований ФГОС ВО 3++ и профессионального стандарта «Педагог» имеет многоуровневую структуру. Ее подсистемы интегрируют теоретическую основу и дидактическое содержание, методы и технологии, организационно- управленческие действия. Модель состоит из совокупности блоков: целевого, содержательного (предметно-пространственная, информационная, событийная и межличностная составляющие, а также принципы гуманитарности, экологичности, демократичности и этнокультурности), организационно-процессуального (мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты этнокультуры в экологическом образовании; диагностический, процессуальный и интегральный этапы; а также формы, методы и средства профессиональной подготовки) и оценочно- результативного (инструменты мониторинга и оценки результативности подготовки педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с учетом региональных этнокультурных особенностей).
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Отраженные в диссертации научные положения этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста соответствуют п. 1, 2, 4, 13, 36 паспорта специальности 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе публикации докладов, статей, тезисов, а также в ходе участия автора в конференциях: международных «Международный педагогический форум» (г. Ростов-на-Дону, 2010); «Актуальные проблемы биологии и экологии» (г. Грозный, 2018); Биологическое разнообразие-основа устойчивого развития (г. Грозный, 2018); всероссийских «Наука, образование, инновации» (г. Грозный, 2010); «Актуальные проблемы биологии и экологии» (г. Грозный, 2012); «Актуальные проблемы биологии и экологии» (г. Грозный, 2013); региональных: «Дошкольное и начальное образование инновации, ценности» (г. Грозный, 2011).
Внедрение результатов исследования в практику непрерывного образования педагогов реализовывалось посредством проектирования и реализации в деятельности педагогов дошкольного образования таких программ, как «Теория и методика экологического образования» в Чеченском государственном педагогическом институте (с 2015г. – университете), посредством разработки и реализации дополнительных программ учебных курсов. Модель реализации этнокультурного подхода в подготовке педагога к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста раскрывает теоретическое понимание о специфике подготовки педагогов с учетом региональных этнокультурных особенностей.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, списка литературы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Мир науки, культуры, образования. Сер.: Педагогические науки. –Сборник научных трудов. – Горно-Алтайск, 2– №3 (46). – С. 15--0,12 п.л
    Биологическое разнообразие – основа устойчивого развития:Материалы международной научно-практической конференции. - Грозный, 2- С. 84--0,4 п.л.
    К проблеме духовно-нравственного воспитания Чеченской молодежи
    Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Психология и образование». - Грозный-Махачкала,2- С. 137--0,25 п.л. (авторский вклад 50%)
    Необходимость экологического образования детей дошкольного возраста
    Вестник ЧГПИ Межвузовский сборник научных инаучно-методических работ №1 «Дошкольное и начальное образование». -Грозный, 2- С. 73--0,4 п.л.
    Повышение эффективности экологического образования дошкольников
    Вестник ЧГПИ: Межвузовский сборник научных и научно-методических работ «Дошкольное и начальное образование». - Грозный, 2-№- С. 61--0,5 п.л.
    Формирование ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
    Материалы Региональной научно-практической конференции «Дошкольное и начальное образование инновации,ценности». - Грозный, 2- С. 307--0,25 п.л.
    Формирование экологического сознания через эстетику природы у детей дошкольного возраста
    Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемыбиологии и экологии». - Грозный, 2- С. 354--0,25 п.л.
    Формирование познавательных процессов ребенка через экологическое воспитание
    Материалы IIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием«Актуальные проблемы биологии и экологии». - Грозный, 2- С. 85--0,4п.л. (авторский вклад 50%)
    Формирование этноэкологических компетенций у дошкольников
    Успехи современной науки. - Том - №- 2- С. 147-150-0,25 п.л.
    Особенности и перспективы экологического образования в контексте диалога культур
    «Искусство –диалог культур»:Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (смеждународным участием). - Грозный, 2- С. 119--0,3 п.л.
    Деятельность учителя как творческий процесс
    Учитель создает нацию (А-Х. Кадыров): Сборник материалов Международнойнаучно-практической конференции. - Грозный, 2- С. 148--0,2 п.л
    Теоретические проблемы формирования этноэкологической компетентности
    Известия ЧГПУ: Сер. Гуманитарные иобщественные науки. - 2- №4 (20). - С. 208
    Эмоциональная устойчивость
    Шаг в науку:Сборник материалов Ι Региональной студенческой научной конференции. -Грозный, 2- С. 137--0,25 п.л.
    Формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению
    Известия ЧГПУ. Сер. Гуманитарные иобщественные науки. - 2-№ (22). - С. 87-90-0,25 п.л.
    Игра как средство экологического образования дошкольников
    Актуальные проблемы биологии и экологии: Материалымеждународной научно-практической конференции. - Грозный, 2- С. 152
    Проблемы сохранения психологического здоровья педагога и методы их профилактики
    Учитель создает нацию (А -Х. А. Кадыров)// Сборник материалов Международной научно-практической конференции. -Грозный, 2- С. 444--0,25 п.л.
    Гуманизация образования и воспитания в современных условиях
    Педагогика и психология в современном мире:Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,аспирантов, магистрантов и студентов. - Грозный, 2- С. 180--0,3 п.л
    Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, в художественно-эстетическом развитии
    «Искусство –диалог культур»: Сборник материалов всероссийской научно-практическойконференции (с международным участием). - Грозный, 2- С. 277--0,25п.л.
    Технологии использования игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения
    «Искусство – диалогкультур»: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции(с международным участием). - Грозный, 2- С. 62- – 0,5 п.л
    Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника
    Известия ЧГПУ. Гуманитарные и общественныенауки. - 2– Т.- №2(26). - С. 150--0,3 п.л.
    Пандемия на благо климату?
    Известия ЧГПУ №2Естественные и технические науки. - 2- Т. - № 1 (22). - С. 67--0,3п.л
    Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
    ИЗВЕСТИЯ ЧГПУ №2 (34) Гуманитарные иобщественные науки. - 2- С. 55--0,25 п.л
    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье
    ИЗВЕСТИЯ ЧГПУ. Гуманитарные и общественные науки. -2- № 1 (33). - С. 73--0,25 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»