Формирование политической культуры курсантов в системе высшего военного образования

Подмаренко Андрей Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
1.1. Сущностная характеристика понятия «политическая культура» в теории и практике военного образования
1.2. Основные принципы формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образования
1.3. Модель формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образования 61 Выводы по главе I 90
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
НА ПРАКТИКЕ
2.1. Диагностическое исследование процесса формирования политической культуры курсантов современного военного вуза
2.2. Организация и методы опытно-экспериментальной работы по реализации условий формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе высшего военного образования
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
по формированию политической культуры курсантов военного вуза 139 Выводы по главе II 159 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 165 СПИСОК ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
3
ПРИЛОЖЕНИЯ 188 Приложение А. Анкета для офицеров (командиров и
преподавателей) и курсантов военного училища 189 Приложение Б. Тематический план дисциплины «История
Российской Армии и общества», выписка 190 Приложение В. Анкета самооценки результатов военно-
исторического образования для курсантов Приложение Г. Тематический план «Геополитика: история и современность», выписка
Приложение Д. Аттестационный лист
191 дисциплины
194
Приложение Е. Анкета для самооценки мотивации политической деятельности курсантов 196
Приложение Ж. Оценочный лист (оценка опыта и инструментального оснащения политической деятельности курсанта)
197

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована про-
блема, установлена степень ее разработанности, определены объект и предмет ис-
следования, поставлена его цель и задачи, описаны этапы и методы исследования,
раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследова-
ния, приведены положения, выносимые на защиту.
Глава 1 «Теоретико-педагогические основы формирования политической
культуры курсантов военного вуза» посвящена анализу ведущих концепций и
теорий формирования политической культуры офицера, обобщению положитель-
ного педагогического опыта, уточнению сущностной характеристики понятия «по-
литическая культура» в теории и практике военного образования, обосновании за-
кономерностей и принципов формирования политической культуры курсантов, мо-
делированию процесса формирования политической культуры курсантов в системе
военного образования, определению критериальной база исследования.
Обобщая результаты военно-педагогических исследований по проблеме, мы
можем определить политическую культуру офицера в условиях современной дей-
ствительности как интегративное личностное образование, развивающееся в воен-
но-образовательном процессе за счет передачи, усвоения и перевода в личностный
план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности обще-
ства, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации. Политиче-
ская культура курсанта-будущего офицера определяет осознание и оценку полити-
ческих явлений и процессов, а также формирование моделей решения военно-
профессиональных задач. В военном деле политическая культура офицера выража-
ется в его практических делах, в обучении, воспитании подчиненных, отношении к
людям, которыми ему доверено руководить. Основанием формирования политиче-
ской культуры курсанта служат политическое воспитание и политическое обуче-
ние. Выбор концептуальной идеи формирования политической культуры курсантов
за счёт реализации педагогических условий на основе целенаправленного полити-
ческого воспитания будущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к поли-
тическим знаниям в процессе изучения гуманитарных, исторических дисциплин и
дисциплин военно-профессионального блока, соответствующих современным
условиям военно-профессиональной деятельности и профессионального военного
образования, был осуществлен на основе исследований В. Л. Бозаджиева,
И. Н. Гомерова, И. Г. Долиниой, О. В. Золотарева, Т. Е. Климовой и С. Н. Чернова,
А. И. Лушнова, О. Н. Монахова, И. А. Тютьковой и пр.
С точки зрения культурологического подхода, политическая культура офи-
цера является, с одной стороны, объектом политического воспитания, с другой
стороны, лидером-субъектом политического воспитания для подчиненных военно-
служащих. Опираясь на трактовку функций педагогической деятельности, предло-
женную Н. В. Кузминой, В. А. Сластениным и других, выделяются две группы пе-
дагогических функций – целеполагающие (ориентационная, развивающая, мобили-
зующая и информационная функции) и организационно-структурные (конструк-
тивная, организаторская, коммуникативная и гностическая), мы определили струк-
турные компоненты политической культуры офицера – руководителя процесса
воспитания и обучения военнослужащих, ставшие основанием для определения
феномена политической культуры курсанта-будущего офицера.
На основании классификации и обобщения современных теорий по пробле-
ме политической культуры в структуре политической культуры курсанта военного
вуза выделено пять компонентов:
– когнитивный компонент определяет интеллектуальную составляющую,
обеспечивающую постоянство обновления и совершенствования знаний, творче-
скую активность, гибкость мышления, понимание развития военно-политических
процессов;
– мотивационный компонент является необходимым и естественным элемен-
том осознанной, планируемой профессиональной деятельности офицера, побуж-
дающей к самообразованию, самосовершенствованию, росту профессионализма,
развитию качеств субъекта политической культуры-проводника политики государ-
ства в армии;
– эмоционально-волевой компонент обеспечивает выполнение правила лич-
ного поведения, определяет направление интеллектуальных, нравственных и воле-
вых сил на сознательную активность, политическое поведение в интересах функ-
ционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспро-
изводство политической жизни общества;
– ценностно-ориентационный компонент способствует формированию харак-
теристик идеала политической деятельности, является платформой для ранжирова-
ния и оценки политических явлений и процессов с позиций военно-
профессиональной деятельности и включает политические ориентиры и политиче-
ские ценности;
– опытно-операциональный компонент обеспечивает формирование моделей
решения военно-профессиональных задач, раскрытие индивидуального потенциала
личности, творческий подход в реализации приобретенных политических знаний, в
использовании опыта оценки политических явлений, в решении профессионально-
педагогических задач командира в процессе воспитания и обучения подчиненных.
Основываясь на работе А. Н. Галагузова, нами определено, что в системе
высшего военного образования политическая культура как одна из форм общей и
профессиональной культуры офицера формируется и развивается в условиях зако-
номерной связи:
– между культурным развитием субъекта и степенью интеграции профессио-
нальных ценностей, идей и идеалов, иных элементов профессиональной культуры
в образовательный процесс;
– между обеспечением непрерывной культурной преемственности между по-
колениями профессионалов и профессиональным потенциалом будущего специа-
листа;
– между принятием целостности культурного развития субъекта и эффектив-
ность развития отдельных проявлений его общей и профессиональной культуры.
Данные закономерности детерминируют ряд принципов:
– целенаправленности воспитательных взаимодействий, влияний и воздей-
ствий в процессе политического воспитания и обучения курсантов военного вуза;
– обеспечения в процессе политического воспитания и изучения курсантами
военно-исторических дисциплин единства теории и практики воспитания и обуче-
ния (принцип направленности на раскрытие личностного потенциала и творческих
способностей);
– политической и военно-профессиональной направленности воспитательной
деятельности (единства теории и практики политического воспитания и обучения,
определяющий особенности познавательной деятельности курсантов);
– оптимизации содержания, методов, средств формирования политической
культуры курсантов военного вуза, взаимосвязи учебной, специальной деятельно-
сти (выполнение специальных задач по политическому воспитанию сокурсников,
курсантов младших курсов, военнослужащих при прохождении практик, стажиро-
вок в войсках) и вне учебной деятельности.
Обращение к теориям моделирования педагогических систем А. Н. Дахина,
В. И. Загвязинского позволило разработать модель процесса формирования поли-
тической культуры курсантов в современном военном вузе.
Построенная нами модель отражает устойчивые и повторяющиеся связи
между составными частями, компонентами в конкретных условиях, способствую-
щих правильному функционированию данного процесса и достижению поставлен-
ных целей. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Модель формирования политической культуры курсантов военного
вуза
В модели формирования политической культуры курсантов военного вуза
выделены следующие блоки и компоненты:
– целевой (развитие личности раскрытие индивидуального потенциала и
творческих способностей осуществлять взаимодействия в социуме);
– задачи формирования политической культуры (формирование системы зна-
ний и представлений в области политики и истории военно-политических явлений;
активизация познавательного интереса к явлениям военной политики в истории
вооруженных сил; осознание роли политики в военно-профессиональной деятель-
ности; формирование системы специальных знаний и представлений о политиче-
ской жизни армии в истории развития российского общества; изучение опыта ис-
пользования армии как инструмента внутренней и внешней политики; мотивация
саморазвития на основе отношения к политической культуре, как профессионально
важному качеству офицера; освоение форм и методов политической деятельности
и политического воспитания личного состава на основе исторического опыта; при-
обретение первичного опыта политической деятельности с использованием исто-
рического опыта; формирование системы оценок политических явлений и процес-
сов; формирование мотивации саморазвития на основе личных политических цен-
ностей и личных ориентиров политической деятельности);
– блок «Политическое воспитание» политическое воспитание курсантов в си-
стеме воспитательной работы военного вуза: политическое информирование, аги-
тация, пропаганда во взаимосвязи с изучением гуманитарных дисциплин, истории
и дисциплин военно-профессионального блока;
– блок «Политическое обучение курсантов» определяет роль и место полити-
ческого обучения в процессе формирования политической культуры курсантов во-
енного вуза, организацию междисциплинарного взаимодействия для передачи и
освоения курсантами знаний в области политических явлений;
– принципы, направленные на формирование политической культуры;
– условия, способствующие формированию политической культуры.
Необходимость исследования сложившейся практики формирования полити-
ческой культуры курсантов военного вуза создало предпосылку для разработки
критериального инструментария, который базировался на прямой и косвенной
оценке сформированности политической культуры курсанта. Объективным выра-
жением уровня развития политической культуры является показатель состояния
функциональности и готовности курсанта-будущего офицера решать профессио-
нальные задачи.
Критерий функциональности определяет характеристики регулирования во-
енно-профессиональной деятельности, позволяет оценить нравственные, деловые,
организаторские, профессиональные, общечеловеческие, морально-боевые и дру-
гих личностные качества будущего офицера-лидера, способствующие принятию
оптимальных решений в интересах достижения военно-политических целей страны
и образуют три уровня: допустимый, достаточный и оптимальный.
Оптимальный уровень развития политической культуры будущего офицера
демонстрирует потребность и готовность личности творчески подходить к преоб-
разованию социально-исторического опыта политической деятельности и полити-
ческого взаимодействия, накопленного обществом, Вооруженными Силами и офи-
церским корпусом Российской Федерации.
Достаточный уровень развития политической культуры отражает способ-
ность курсанта делать политические оценки и выражать свое отношение к явлени-
ям политики, определять профессиональные решения.
Допустимый уровень позволяет курсантам оценивать явления политической
жизни и на основе исторических аналогий находить их причины и прогнозировать
возможные последствия. Показатели уровня развития политической культуры кур-
санта ниже допустимого уровня демонстрируют затруднения в оценке явлений по-
литической жизни общества и их значение в его военно-профессиональной дея-
тельности.
Косвенная оценка применялась для получения объективных данных о фор-
мировании отдельных компонентов политической культуры. Критериями косвен-
ной оценки служили мотивационный, личностный и ценностный критерии, а также
критерий адекватности (таблица 1).

Таблица 1 – Структура косвенной оценки политической культуры курсантов

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
Критерий адекватностив области политических явлений и процессов
(адекватность знаний и представлений)в области политических факторов военного про-
тивостояния
в области политического воспитания подчиненно-
го личного состава
М о т и в а ц и о н н ы й к р и т е р и й (наличиеоснованной на осознании и оценке политической
мотивации к политическойсоставляющей военно-профессиональной дея-
деятельности и самостоятельномутельности
развитию политической культуры)основанной на оборонном сознании личности
Л и ч н о с т н ы й к р и т е р и й (личноек политической деятельности
отношение)к политическим авторам и их действиям
к политическим событиям
О т н о ш е н и е к ц е н н о с т я м офицерско-к ключевым идеям и идеалам военно-
го корпусапрофессиональной деятельности
к военной политике Российской Федерации

Представленная модель и критерии оценки уровня политической культуры
курсантов военного вуза формируют необходимые представления об эксперимен-
тальных преобразованиях в реальной педагогической практике и позволяет перей-
ти к экспериментальной проверке теоретических положений исследования.
Глава 2 «Опытно-экспериментальная работа по формированию полити-
ческой культуры курсантов военного вуза» подтверждает основные положения
исследования, касающиеся сущности, структуры и содержания политической куль-
туры будущего офицера; определяющие закономерности и присущие им принципы
ложащиеся в основу работы по определению и апробации педагогических условий,
способствующих эффективному формированию политической культуры курсантов
военного вуза в системе военного образования.
Приведена общая характеристика и описаны основные результаты формиру-
ющего эксперимента. Выполнено сравнительное исследование процессов форми-
рования политической культуры курсантов до начала эксперимента и в процессе
его проведения. Охарактеризована экспериментальная и доказательная база иссле-
дования. Сделаны основные обобщения и выводы относительно положений, выно-
симых на защиту.
На первом и втором этапе опытно-экспериментальной работы (2014 – 2020
гг.) на базе Новосибирского высшего военного командного училища и Московско-
го высшего командного училища выполнено диагностическое исследование про-
цесса развития политической культуры офицера в профессиональном военном об-
разовании.
Мотивационный компонент политической культуры изучался с использова-
нием метода обобщения независимых характеристик, представленных командира-
ми подразделений и ведущими преподавателями (Ʃ=16), которые констатировали
преимущественно низкий уровень политической активности курсантов и связывали
это с низкой мотивацией личностной активности в целом. По мнению офицеров и
преподавателей, лишь 9,4% курсантов. 90,6% испытуемых проявляли только элек-
торальную активность в период выборов.
Эмоционально-волевой компонент политической культуры изучался через
обращение к мнению курсантов об их отношении к важным политическим событи-
ям – выборам Президента РФ, Крымского Референдума и другие, значимость кото-
рых как для страны, мира и ВС РФ, так и для каждого респондента была признана
испытуемыми единогласно. Однако ответы «считаю свое участие важным и нуж-
ным» показали только 9% курсантов, тогда как ответы «не очень нужным», «не
важным и не нужным», «участвую только в силу необходимости» – в совокупности
продемонстрировали 81 % испытуемых.
Диагностика ценностно-ориентационного компонента политической культу-
ры осуществлялась с применением метода беседы. Полученные данные свидетель-
ствуют о том, что в условиях трансформации идеологических основ военной служ-
бы у курсантов формируется ценностное отношение к традиционным идеалам, та-
ким как патриотизм, честь, достоинство, коллективизм и т. д. Вместе с тем ряд
идей, например, идея о том, что Армия – это политический инструмент и социаль-
ный институт, не разделяются уже в силу того, что не попадают в поле зрения кур-
санта, не осмыслены и не пережиты им. Во внутренней политике не имеют каких-
либо определенных ориентиров и убеждений около 86% курсантов, не интересуют-
ся политической ситуацией 28,8% испытуемых. Не разделяют тезис о необходимо-
сти и целесообразности политического воспитания будущего подчиненного лично-
го состава почти 30% испытуемых, а более половины из них считают, что не обла-
дают необходимыми для этого профессиональными знаниями.
Далее нами были проанализированы мнения офицеров-преподавателей по
вопросу реализации перспективных путей формирования политической культуры
курсантов в процессе политического воспитания и обучения. Практически все
офицеры-преподаватели (95 % выборки) в качестве наиболее перспективных путей
развития политической культуры указали развитие базовой (общей) профессио-
нальной культуры при выраженной недооценке потенциала политического воспи-
тания и различных форм включения курсантов в политическую деятельность.
Результаты проведенного диагностического исследования позволили устано-
вить, что, эффективно развивая общую профессиональную культуру будущего
офицера, образовательный процесс военного вуза не обеспечивает реализацию
условий политического обучения и политического воспитания курсантов военного
вуза, в особенности включение курсантов в практическую деятельность с полити-
ческой составляющей.

Рисунок 2 – Оценка условий политического обучения и политического вос-
питания курсантов военного вуза

В целом результаты диагностического исследования в этой области можно
представить с помощью следующих обобщений:
– содержание гуманитарных, исторических дисциплин и дисциплин военно-
профессионального блока не обеспечивает достижения целей с учетом потребно-
сти формирования политической культуры курсанта. Практически оно ограничено
учебной дисциплиной «Военная история», у которой совершенно иные задачи;
– организационные формы усвоения курсантами политических знаний и опы-
та политической деятельности личности офицера при выполнении профессиональ-
ных задач в сравнении с организационным компонентом разработанной нами мо-
дели выглядят обедненно. Большинство разработанных форм являются новыми для
традиционной практики.
Данные обобщения позволяют сделать вывод о наличии актуального проти-
воречия между сложившимся запросом со стороны Вооруженных Сил Российской
Федерации, общества к политической культуре офицера и необходимостью созда-
ния педагогического комплекса (условий, форм, методов и средств педагогической
деятельности), направленного на формирование политической культуры в профес-
сиональной подготовке будущих офицеров.
Для экспериментальной проверки модели формирование политической куль-
туры курсантов военного вуза в условиях образовательного процесса военного ву-
за, на третьем этапе исследования в период с 2018 по 2020 год был проведен фор-
мирующий эксперимент в котором особое внимание уделялось созданию педаго-
гических условий политического воспитания и обучения на основе междисципли-
нарных взаимосвязей при изучении курсантами гуманитарных дисциплин, истори-
ческих дисциплин и дисциплин военно-профессионального блока. В ходе третьего
этапа проводилась проверка эффективности созданных педагогических условий,
направленных на формирование политической культуры курсантов военного вуза,
проводилась работа по интерпретации полученных результатов исследования, об-
суждался ход эксперимента и подводились его итоги.
Созданные условия формирования политической культуры курсантов косну-
лись 69 курсантов экспериментальной группы и 76 курсантов контрольной группы
обучающихся, объединяющих несколько штатных курсантских подразделений по
специальности 56.05.04 «Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской
Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы
Российской Федерации)».
Первое условие. Организованная и целенаправленная инкультурация через
управляемое погружение курсантов в политическую культуру через дисциплины
социально-гуманитарного блока и модернизация вне учебной деятельности. Созда-
ние первого условия показало усиление познавательного интереса со стороны кур-
сантов к дисциплинам социально-гуманитарного цикла. (рисунок 3).

Рисунок 3 – Самооценка интереса к учебным дисциплинам
(ср. арифметическое, балл)

Второе условие. Организованная рефлексия собственного развития курсанта
как субъекта политической культуры осуществлялось в процессе модернизации
практики самообразования и просвещения курсантов через развитие открытого
информационного образовательного пространства. Всего курсантам и контроль-
ной, и экспериментальной групп было предложено 53 ресурса, из которых каждый
курсант КГ за время эксперимента использовал в среднем 2–3 ресурса, тогда как
курсанты из ЭГ – от 9 до14 ресурсных единиц. Политическое просвещение можно
считать, как самостоятельной формой политического воспитания курсантов, так и
частью их самообразования. Создание второго условия дало возможность форми-
ровать личное отношение курсанта к военной политике государства, а также цен-
ностное отношение к своему воинскому долгу.
Третье условие. Педагогическое сопровождение развития политической
культуры курсанта в образовательном процессе военного вуза потребовало модер-
низации политического воспитания и включало несколько позиций: участие кур-
сантов в политической деятельности, руководство занятиями по политическому
просвещению и информированию курсантов младших курсов, привлечение кур-
сантов к обучению и воспитанию сокурсников по принципу «равный учит равно-
го», проведение лекториев, групповая аналитическая работа, обсуждение итогов
политических диспутов, заочное участие курсантов в широко практикующихся на
современном телевидении теледебатах, где в процессе формирования собственного
мнения по тому или иному вопросу, курсантами анализировались факторы и при-
чины острых политических проблем.
Создание третьего условия дало возможность появления мотивации самораз-
вития курсантов как субъектов политической культуры, основанной на признании
высокой роли и значения политической культуры в профессионализме офицера
(рисунок 4).

Рисунок 4 – Отношение курсантов к политической культуре

Косвенная оценка политической культуры как результата политического
воспитания курсантов, осуществлялась с помощью таких инструментов как моде-
лирование проблемных ситуаций, формализованная характеристика курсанта и
оценка за выполнение специального задания войсковой практики. Оценка функци-
ональности политической культуры курсантов экспериментальной группы нашла
подтверждение в период проведения войсковых практик и стажировок, где оцени-
вались индивидуальные задания в области политического воспитания личного со-
става, поставленные перед курсантами. (таблица 2).
Таблица 2 – Средняя оценка опыта и инструментального оснащения политической
деятельности

№Результат
Оценочный показатель
ппКГЭГ
1Владение логическими схемами анализа политических явлений и
4,147,28
процессов
2Умение использовать исторические аналогии в политическом
4,387,4
анализе
3Способность выявлять закономерные связи между политикой и
4,477,07
действиями Вооруженных Сил
4Способность прогнозировать политические последствия профес-
4,67,23
сиональных решений
5Практика принятия профессиональных решений с политическим
4,768,07
контекстом в реальных и моделируемых ситуациях
6Умение вести рефлексию профессиональной деятельности4,347,21
7Практика и владение инструментами политического просвещения3,987,17
8Практика и владение инструментами политической агитации4,47,24
9Практика и владение инструментами политической пропаганды4,286,95
10Практика и владение инструментами оценки политической куль-
4,46,75
туры военнослужащих
Общая43,8873,22

Наличие статистически значимых изменений в эффективности формирования
политической культуры курсантов экспериментальной группы, в сравнении с кур-
сантами контрольной группы показали и косвенные, частные оценки, ориентиро-
ванные на структурные составляющие политической культуры.
Опытно-операциональный компонент политической культуры диагностиро-
вался путем оценки, выявляющей способность и умения курсантов интегрировать
знания и представления в апробированные на практике и закрепленные в профес-
сиональном сознании курсанта скрипты – целостные ситуации-сценарии решения
профессиональных задач, обладающих политическим контекстом. Общие значения
формализованной оценки опыта и моделей политической деятельности в экспери-
ментальныx группаx оказались в 2,3 раза выше, чем в контрольной (рисунок 5).
Данные, полученные в процессе сравнительного исследования в КГ и ЭГ, показали
наличие более высоких результатов в формировании ее компонентов у курсантов
экспериментальной группы.
Прямая оценка политической культуры офицера выполнялась методом
наблюдения ее проявлений в военно-профессиональной деятельности с использо-
ванием критерия функциональности, включающего показатели способности регу-
лирования и мотивирования военно-профессиональной деятельности в ходе уча-
стия курсантов в политическом просвещении сокурсников, курсантов младших
курсов с использованием военно-исторического опыта, выполнением специальных
задач войсковой практики и стажировки.
На итоговом этапе эксперимента оптимальный и достаточный уровень сфор-
мированности политической культуры курсантов показали более 61% курсантов
экспериментальной группы и лишь 7% курсантов контрольной группы.

Рисунок 5 – Уровни сформированности политической культуры курсантов в
контрольных и экспериментальных группах на итоговом этапе эксперимента

Таким образом, в условиях модернизированного политического воспитания и
в экспериментальной системе военно-исторического образования формирование
политической культуры курсантов происходит эффективнее. Различия заметны как
в оценках отдельных проявлений политической культуры, так и в ее функциональ-
ности в отношении военно-профессиональной деятельности, изменения являются
статистически значимыми и не случайными. Их появление можно связать с фор-
мирующим экспериментом, содержанием которого является модернизация полити-
ческого воспитания курсантов.
В-третьих, в сравнительном исследовании нашли подтверждение основные
идеи, образующие гипотезу исследования и его теоретические конструкции. Отсю-
да следует, что предложенная модель, включающая условия формирования поли-
тической культуры курсантов, является эффективным педагогическим инструмен-
том. Теоретические положения, на которых оно основано, верны и, как и гипотеза
исследования, могут считаться доказанными.
В заключении диссертационной работы подведены итоги исследования.
Усиление роли Вооруженных Сил как инструмента государственной полити-
ки Российской Федерации связано с целым рядом тенденций развития мирового
политического пространства: от целенаправленного разрушения послевоенных
международных правовых норм до стратегий сохранения мирового господства
США «любой ценой». В сложившихся условиях актуализируется проблема поли-
тической культуры офицера, определяющей его личную политическую позицию,
ориентацию в политической обстановке, принятие профессиональных решений в
проблемных ситуациях.
В авторском понимании политическая культура курсанта – будущего офице-
ра является интегративным личностным образованием, развивающимся в военно-
педагогических процессах за счет передачи, усвоения и перевода в личностный
план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности обще-
ства, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации. Доказано,
что политическая культура активно формируется в профессиональном военном об-
разовании, а потому заметную роль в ее формировании играют специально и целе-
направленно создаваемые педагогические условия политического воспитания бу-
дущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям.
Определена структура политической культуры курсанта – будущего офицера,
в которую включены когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, цен-
ностно-ориентационный и опытно-операциональный компоненты. Как результат –
предложен критерий формирования политической культуры – ее функциональ-
ность, т. е. способность регулировать и мотивировать военно-профессиональную
деятельность офицера, а также способствовать его самостоятельному развитию в
качестве субъекта политической культуры.
Свое обоснование в работе получила идея о том, что формирование полити-
ческой культуры курсантов возможно за счёт реализации специально и целена-
правленно создаваемых педагогических условий:
– организации погружения курсанта в политическую культуру общества, Во-
оруженных Сил и офицерского корпуса;
– организации рефлексии собственного развития курсанта как субъекта поли-
тической культуры;
– педагогическое сопровождение развития политической культуры курсанта в
образовательном процессе военного вуза.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
– установлено, что политическая культура курсанта – будущего офицера яв-
ляется интегративным личностным образованием, развивающимся в военно-
педагогических процессах за счет передачи, усвоения и перевода в личностный
план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности обще-
ства, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации, определя-
ющего осознание и оценку политических явлений и процессов, и обеспечивающего
формирование моделей решения военно-профессиональных задач;
– выявлены принципы и закономерности формирования политической куль-
туры курсантов-будущих офицеров;
– смоделирован процесс формирования политической культуры курсантов
военного вуза, обеспечивающего оптимальный и достаточный уровни сформиро-
ванности политической культуры курсанта;
– выявлены и апробированы педагогические условия, способствующие эф-
фективному формированию политической культуры курсантов военного вуза в си-
стеме военного образования.
В ходе сравнительного исследования выявлены статистически значимые и с
высокой степенью корреляции связанные с формирующим экспериментом разли-
чия в результатах политического воспитания. В формирующем эксперименте по-
следовательно нашли свое подтверждение авторские теоретические конструкции,
отраженные в методологическом аппарате.
Таким образом, в настоящем исследовании нашли свое решение все постав-
ленные задачи, вместе с тем проблему формирования политической культуры офи-
цера Вооруженных Сил Российской Федерации на этапе профессионального воен-
ного образования нельзя назвать исчерпанной. Более того, полученные результаты
открывают новые направления научного поиска, а именно:
– развитие существующих концепций политической культуры офицеров с
учетом политического контекста современной военно-профессиональной деятель-
ности;
– разработка вопросов самообразования и самостоятельного профессиональ-
ного развития офицера с учетом роли и значения политической культуры;
– совершенствование системы воспитательной работы и образовательного
процесса военного вуза в целом с учетом тенденции расширения их целей, связан-
ных с развитием политической культуры курсанта-будущего офицера.
Цель работы достигнута, задачи решены, положения гипотезы подтвержде-
ны.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие все-
го спектра затронутой автором проблемы развития политической культуры курсан-
тов военного вуза. Тем не менее, оно позволяет определить направления ее даль-
нейшего изучения. Перспективы дальнейших направлений исследования мы видим
в выявлении новых возможностей развития политической культуры, связанных с
развитием личности.

Актуальность данного исследования. В современных условиях функци- онирования и развития Вооруженных Сил Российской Федерации возрастают требования, предъявляемые к уровню культуры, образованности, профессио- нальной подготовки офицера-руководителя. Он должен быть политически гра- мотным, понимающим и разделяющим положения военной политики Россий- ской Федерации, обладающим высоким уровнем гражданской активности, спо- собным к самореализации и функционированию в процессе взаимосвязи и обще- ния с другими личностями в коллективе в ходе совместной жизни и деятельно- сти.
Одним из путей решения задачи формирования политической культуры будущего офицера является выбор такого комплекса педагогических средств и методов, которые, отражая существующие в обществе социально-политические, экономические отношения, способствовали бы формированию культурных ком- петенций, в том числе компетентностных оснований политической культуры курсанта-будущего офицера, развитию его нравственных, деловых, организатор- ских, профессиональных, общечеловеческих, морально-боевых и других ка- честв. Все это позволит будущему офицеру-лидеру принимать оптимальные ре- шения в интересах достижения военно-политических целей страны, осуществ- лять воспитательную деятельность по формированию и развитию личности во- еннослужащих, способных эффективно решать государственные задачи в мир- ное и военное время.
Степень научной разработанности проблемы. Формирование политиче- ской культуры офицерского корпуса является исторической традицией, заложен- ной советской военной школой. Так, вопросы, связанные с формированием и раз- витием политической культуры в процессе профессиональной подготовки воен- ных специалистов, освещаются в исследованиях А. В. Барабанщикова, В. И. Вдовюка, Д. А. Волкогонова, В. П. Давыдова, Н. С. Кравчуна, В. Я. Сле- пова. Феномен политической культуры личности раскрывается в трудах
И. А. Алехина, В. Л. Бозаджиева, Л. Я. Гозмана, И. Н. Гомерова, И. Г. Долини- ной, О. Н. Монахова, Д. В. Ольшанского, И. А. Тютьковой, Е. Б. Шестопала как часть общей и профессиональной культуры личности, обусловленная пережи- тым и закрепленным во внутреннем плане личности исторически сложившимся социальным опытом, анализируется в исследованиях Л. Н. Арутюняна, Е. М. Ба- босова. Э. Я. Баталова, А. А. Белика, Ф. М. Бурлацкого, А. А. Галкина, Н. М. Кейзерова, М. М. Мчедловой, Р. Г. Яновского.
В работах В. Н Абрамова, А. Ф. Тумиловича, В. О. Храмова и других рас- крыты культурные и мировоззренческие основы политической культуры офи- цера, в том числе связанные с историей и культурой России и СССР, традициями офицерского корпуса, офицерской честью. В теориях Г. А. Ашева, Н. В. Бакаева, О. Н. Посвятенко, Н. П. Стороженко, Н. Ф. Феденко и других содержатся поло- жения о том, что сама военно-профессиональная деятельность глубоко поли- тична, наполнена политическим контекстом, а потому, политическая культура офицера носит субкультурный характер.
Вместе с тем, в теории и практике образовательного процесса военного вуза выявлено противоречие между сложившимися требованиями к политиче- ской культуре офицера со стороны Вооруженных Сил Российской Федерации и недостаточной разработанностью педагогического комплекса (условий, форм, методов и средств педагогической деятельности), направленного на актуализа- цию целей и задач формирования политической культуры в работе организаций высшего образования, обеспечивающих профессиональную подготовку буду- щих офицеров.
Выявленное противоречие выступает источником исследовательской про- блемы, состоящей в научном осмыслении с позиций системного и культуроло- гического подходов сущностной характеристики политической культуры кур- сантов военного вуза и конкретизации педагогических условий, способствую- щих её эффективному формированию в системе военного образования. Концептуальной идеей (замыслом) исследования является мысль о том,
что формирование политической культуры курсантов возможно за счёт реализа- ции специально и целенаправленно создаваемых педагогических условий поли- тического воспитания будущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям в процессе политического обучения.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих форми- рование политической культуры курсантов военного вуза в системе военного об- разования.
Объект исследования: политическая культура будущего офицера-кур- санта военного вуза.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффек- тивному формированию политической культуры курсантов военного вуза в си- стеме военного образования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формиро- вание политической культуры курсантов военного вуза будет результативным, если:
– на основании современных тенденций в развитии представлений о фено- мене политической культуры личности выявлены характерологические особен- ности понятия «политическая культура курсанта военного вуза», в основу кото- рых положены основополагающие принципы;
– целенаправленная инкультурация курсанта осуществляется через управ- ляемое погружение его в политическую культуру общества;
– рефлексия собственного развития курсанта как субъекта политической культуры организована в контексте практической воспитательной работы в об- разовательном процессе военного вуз;
– в образовательном процессе военного вуза обосновано и реализовано пе- дагогическое сопровождение развития политической культуры курсанта;
– разработан критериальный инструментарий для определения уровневой оценки сформированности политической культуры курсантов. Задачи исследования:
1. Определить содержание и структуру понятия «политическая культура
курсанта военного вуза» с позиций системного и культурологического подходов. 2. Выполнить моделирование процесса формирования политической куль- туры курсантов в системе военного образования и разработать критерии для
определения уровневой оценки ее сформированности.
3. Организовать диагностическое исследование сформированности поли-
тической культуры курсантов военного вуза в системе военного образования.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку педагогических условий формирования политической культуры курсантов военного вуза в си-
стеме военного образования.
Методологической основой исследования явились:
– системный подход (И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. Н. Садовский,
Э. Г. Юдин и др.), позволивший рассмотреть место и роль политической куль- туры офицера в педагогических процессах, связанных с подготовкой военных специалистов;
– культурологический подход (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Ка- ган, Э. С. Маркарян, Д. Л. Спивак и др.), на основе которого осуществлялось ис- следование специфики организации процесса формирования политической куль- туры у будущих офицеров.
Теоретическую основу исследования составили:
– теории педагогических систем (В. П. Беспалько, Ф. Ф. Королев,
А. Г. Кузнецова, Н. В. Кузьмина, А. М. Саранов, А. М. Сидоркин и др.);
– концепция социально-исторического опыта (В. А.Ельчанинов, В. А. Ти-
хонов);
– теории политической культуры – зарубежные (Г. А. Алмонд, С. Верба,
И. Г. Гердер, Д. Б. Пауэлл, К. Стром и др.) и отечественные (Л. Н. Арутюнян, Э. Я. Баталов, Ф. М. Бурлацкий, Н. М. Кейзеров и др.);
– исследования по проблеме развития политической культуры офицера (И. В. Дениско, О. Н. Монахов, Е. Я. Подлесный, В. О. Храмов и др.); – исследования по проблеме развития политической культуры офицера
(В. Н. Абрамов, И. В. Дениско, О. Н. Монахов, Е. Я. Подлесный, В. О. Храмов и др.);
– теории политического воспитания и политического образования военно- служащих (Г. А. Ашев, Н. В. Бакаев, Е. Ю. Бобкова, Н. П. Стороженко, и др.);
– теории педагогического моделирования (А. Н. Дахин, Е. А. Лодатко, А. А. Остапенко, В. А. Ясвин и др.).
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
теоретические: анализ, синтез, обобщение, контент-анализ, систематиза- ция, классификация, педагогическое моделирование;
эмпирические: наблюдение, опросные методы (тестирование, анкетирова- ние), беседа, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, опытная работа, педагогический эксперимент;
методы обработки данных: формирование статистических выборок, рас- четы средних выборочных величин, корреляционный анализ, оценка статистиче- ских гипотез с использованием критерия Фишера и t-критерия Стьюдента, ме- тоды графического оформления и представления данных.
Экспериментальной базой исследования выступили ФГК ВОУ ВО «Но- восибирское высшее военное командное училище», ФГК ВОУ ВО «Московское высшее командное училище». В исследовании принимали участие 219 курсантов и 35 офицеров.
Исследование проводилось с 2014 по 2020 год и включало следующие этапы:
На первом – поисковом – этапе (2013 – 2015 гг.) осуществлялся анализ научной литературы, нормативных источников по проблеме исследования; вы- являлось состояние проблемы исследования в научной литературе и педагогиче- ской практике; определялись основная идея и программа исследования, его по- нятийно-категориальный аппарат; уточнялись позиции анализа понятия «поли- тическая культура офицера». На втором – экспериментально-аналитическом – этапе (2015–2018 гг.)
обосновывались закономерности и соответствующие им принципы функциони- рования и развития исследуемого процесса; осуществлялось педагогическое мо- делирование и разрабатывался критериальный инструментарий для определения уровневой оценки сформированности политической культуры курсантов; обос- новывались педагогические условия её реализации; промежуточные итоги ис- следования обсуждались в научно-педагогическом сообществе и в открытой пе- чати.
На третьем – контрольно-обобщающем – этапе (2018–2020 гг.) осу- ществлялась проверка эффективности педагогических условий формирования политической культуры курсантов; проводилась работа по интерпретации полу- ченных результатов исследования, обсуждался ход эксперимента и его итоги, проводилось литературное оформление текстов диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
– раскрыта сущность, структура и содержание понятия «политическая культура курсанта военного вуза» как интегративного личностного образования, развивающегося за счет передачи, усвоения и перевода в личностный план исто- рически сложившегося опыта военно-политической деятельности общества, Во- оруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации, определяющего осознание и оценку политических явлений и процессов, формирование моделей решения военно-профессиональных задач в различных условиях;
– конкретизированы научные принципы разработки модели формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образова- ния: направленность на раскрытие личностного потенциала и творческих спо- собностей; единство воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий; единство теории и практики политического воспитания и обучения; оптимизация содержания, методов и средств формирования политической культуры;
– выявлены и содержательно уточнены педагогические условия формиро- вания политической культуры курсантов военного вуза в системе военного об- разования; – предложены критерии оценки уровней сформированности политической
культуры курсантов военного вуза в системе военного образования. Теоретическая значимость исследования состоит:
– в расширении представлений о формировании политической культуры
курсантов-будущих офицеров на основании закономерностей, обусловливаю- щих взаимосвязи и эффекты взаимовлияния процесса ее формирования;
– в обосновании принципов формирования политической культуры курсан- тов военного вуза, способствующих организации целенаправленного политиче- ского воспитания;
– в теоретическом обосновании моделирования процесса формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образова- ния;
– в методологическом осмыслении и теоретическом обосновании педаго- гических условий формирования политической культуры курсантов – будущих офицеров в системе военного образования;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
– модернизированы и дополнены методики уровневой оценки сформиро- ванности политической культуры, разработан методический инструментарий, способствующий повышению качества и совершенствованию практики форми- рования политической культуры у курсантов военного вуза в системе военного образования;
– получены значимые результаты в совершенствовании процесса полити- ческой культуры выпускников военных вузов, применимые в широкой практике высшего военного образования;
– разработаны и апробированы два элективных курса, материалы которых отражают формы, методы и приемы развития политической культуры курсантов; – результаты и основные выводы исследования могут быть использованы в педагогической практике политического обучения и воспитания курсантов (сту- дентов) вузов с целью повышения эффективности формирования политической культуры обучающихся, для анализа его качества и служить основой для поиска новых решений по формированию политической культуры подрастающего по-
коления;
Личное участие соискателя в исследовании и получении научных резуль-
татов состоит в теоретической разработке основных идей и положений по иссле- дуемой проблеме; в организации и осуществлении опытно-экспериментальной работы; в разработке диагностического аппарата, позволяющего оценить уровни сформированности политической культуры курсантов в ходе реализации педаго- гических условий на основе целенаправленного политического воспитания бу- дущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям в процессе изучения гуманитарных, исторических дисциплин и дисциплин во- енно-профессионального блока; в апробации и внедрении результатов исследо- вания; в подготовке программ и методических указаний к двум элективным кур- сам, материалы которых отражают формы, методы и приемы развития полити- ческой культуры курсантов.
Достоверность и обоснованность результатов выполненного исследова- ния обеспечивается методологической базой выполненной работы, использова- нием комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам исследования, научно обоснованному эксперименту.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в об- разовательном процессе в 2014–2020 гг. в Новосибирском высшем военном ко- мандном училище. Отдельные положения гипотезы проверялись на базе воен- ных училищ Министерства обороны Российской Федерации. Материалы иссле- дования освещались также на научно-практических конференциях разного уровня: всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные про- блемы современного инженерного образования» (г.Омск, 2019), вузовские научно-методические конференции «Оценка качества усвоения образователь- ных программ курсантами (слушателями)» (г. Новосибирск, 2017), «Методика изучения, обобщения и распространение передового опыта образовательной де- ятельности преподавателей училища. Основные проблемы повышения их педа- гогического мастерства» (г. Новосибирск, 2019), «Использование современных педагогических технологий в образовательной деятельности училища» (г. Ново-
сибирск, 2019). А также на заседаниях кафедры социальной педагогики и соци- альной работы ОмГПУ (г. Омск, 2020).
Основное содержание исследовательской работы опубликовано в 14 науч- ных публикациях по теме исследования, в том числе в восьми статьях в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий для опуб- ликования основных научных результатов диссертаций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Политическая культура офицера в условиях современной действитель- ности есть интегративное личностное образование, развивающееся в военно-об- разовательном процессе за счет передачи, усвоения и перевода в личностный план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности об- щества, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации. По- литическая культура курсанта-будущего офицера определяет осознание и оценку политических явлений и процессов, а также формирование моделей ре- шения военно-профессиональных задач. Структура политической культуры офи- цера включает в себя когнитивный, мотивационный, ценностно-ориентацион- ный, опытно-операциональный компоненты:
Основанием формирования политической культуры курсанта служат по- литическое воспитание и политическое обучение.
2. Закономерности процесса формирования политической культуры кур- сантов-будущих офицеров обусловливают взаимосвязи и эффекты взаимовлия- ния процесса формирования политической культуры с потенциалом политиче- ского воспитания. К ним относятся закономерности связи и закономерности вли- яния. Первая группа закономерностей обеспечивает связи характеристик поли- тической культуры как интегративного личностного качества с базовыми харак- теристиками военно-профессиональной деятельности (политический контекст; идеологические инновации военной службы в русле новой национальной идеи; изменение социального заказа по отношению к личности офицера). Вторая группа закономерностей определяет влияние военного образования военного образования на политическую культуру курсантов за счет передачи, усво-
ения и перевода в личностный план исторически сложившегося опыта военно- политической деятельности общества, Вооруженных Сил и офицерского кор- пуса Российской Федерации, определяющего осознание и оценку политических явлений и процессов, а также формирование моделей решения военно-профес- сиональных задач в различных условиях.
3. Моделирование процесса формирования политической культуры кур- сантов военного вуза позволяет выявить особую смысловую нагрузку педагоги- ческих условий организации взаимосвязанного функционирования компонентов процесса, в которых политическое развитие личности будущего офицера осу- ществляется за счёт целенаправленного политического воспитания и обучения с одновременным приобщением их к политическим знаниям и опыту политиче- ского поведения в ходе изучения гуманитарных, исторических дисциплин и дис- циплин военно-профессионального блока и выполнения специальных задач по- литического воспитания войсковой практики и стажировки. Моделирование про- цесса формирования политической культуры позволило уточнить и конкретизи- ровать цель, задачи, определить педагогические условия, критериальный инстру- ментарий и описать два блока военного образования – политическое воспитание и политическое обучение.
Критериальная база оценки сформированности политической культуры включает прямую и косвенную оценку. Критерием прямой оценки служит кри- терий функциональности, отражающий способность курсанта-будущего офи- цера регулировать и мотивировать собственную военно-профессиональную дея- тельность. Критериями косвенной оценки, основанием которой служит посыл о том, что политическая культура есть результат воспитания и обучения, являются критерий адекватности, а также мотивационный, личностный и ценностный кри- терии, позволяющие получить объективные данные о формировании отдельных компонентов политической культуры курсантов. Сформированность политиче- ской культуры курсантов определяется следующими уровнями: оптимальным, достаточным, допустимым и уровнем ниже допустимого. 4. Формирование политической культуры курсантов военного вуза в си-
стеме военного образования обеспечивается соблюдением комплекса педагоги- ческих условий, включающего:
– организованную и целенаправленную инкультурацию, т. е. управляемое погружение курсанта в политическую культуру общества, Вооруженных Сил и офицерского корпуса;
– организованную рефлексию собственного развития курсанта как субъ- екта политической культуры;
– педагогическое сопровождение развития политической культуры кур- санта в образовательном процессе военного вуза.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А. А. Подмаренко, Т. Л. Лопуха // Мир науки, культуры,образования. – 2– № 3 (64). – С. 25
    Политическое воспитание курсантов военных вузов
    А. А. Подмаренко, Т. Л. Лопуха // Международный научно-исследовательский журнал. – 2– № 11 (53). – С. 63
    Педагогический анализ понятия «политическая культура офицера»
    А. А. Подмаренко // Сообщество педагогов,ученых, инноваторов, общественных деятелей. ЦИТИСЭ – 2– № 4 (26). – С.434
    Некоторые проблемы создания условий политического воспитания курсантов военного вуза
    А. А. Подмаренко // Психолого-педагогические исследования в Сибири. – 2– №– С. 91
    Политическая культура офицера, ее формирование и развитие у курсантов военного вуза в процессе изучения исторических дисциплин
    А. А. Подмаренко // Сборник научных трудов НВВКУ. Новосибирск – 2– №

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»