Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Асташова Татьяна Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4 Глава 1. Теоретические основания развития профессиональных компе- 17
тенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
1.1 Особенности и компонентный состав электронного обучения 17
в вузе
1.2 Сущность развития профессиональных компетенций препо- 43
давателей вуза для реализации электронного обучения в психолого- педагогической литературе
1.3 Разработка педагогической модели развития профессиональ- 72 ных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
Выводы по главе
95 Глава 2. Организационно-педагогические условия внедрения педаго- 98 гической модели развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения
2.1 Реализация внутрикорпоративного повышения квалифика- 97 ции преподавателей вуза для реализации электронного обучения
2.2 Разработка и внедрение преподавателями вуза учебных кур- 112 сов с использованием электронного обучения
2.3 Осуществление педагогического мониторинга развития про- 123 фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
Выводы по главе
145 Заключение 148 Список информационных источников 151 Список иллюстративных материалов 170 Список сокращений 173 Приложения 174
Приложение А Анкета «Особенности использования электронного 175 обучения в профессиональной деятельности преподавателя»
Приложение Б Анкета «Ожидания от курса «Технологии электронного 176 обучения в деятельности преподавателя образовательной организа-
ции»
Приложение В Анкета «Уровень развития профессиональных компе- 177 тенций преподавателей вуза для реализации ЭО»
Приложение Г Зачетный лист «Результаты обучения по программе» 178 Приложение Д Анкета «Удовлетворенность обучением по программе 179 повышения квалификации»
Приложение Е Анкета «Оценка студентами развития профессиональ- 181 ных компетенций преподавателей для реализации ЭО»
Приложение Ж Аннотация рабочей программы повышения квалифи- 182 кации «Технологии электронного обучения в деятельности преподава-
теля образовательной организации»
Приложение З Фрагменты ЭИОС DiSpace 2.0 185 Приложение И Свидетельство о государственной регистрации про- 190 граммы для ЭВМ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрена
степень разработанности проблемы, выявлены противоречия, сформулирована
научная задача исследования. Определены объект, предмет, цель, гипотеза, за-
дачи, методологические основания и теоретическая база, методы исследования.
Обозначены логика и этапы работы. Сформулированы основные положения,
выносимые на защиту. Раскрыты научная новизна, теоретическая и практиче-
ская значимость исследования. Отражены достоверность и обоснованность по-
лученных в исследовании результатов, сфера их апробации и внедрения.
В главе 1 «Теоретические основания развития профессиональных
компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения»
раскрывается понятие сущности развития профессиональных компетенций
преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выявляются осо-
бенности и компонентный состав электронного обучения в вузе и разрабатыва-
ется педагогическая модель развития профессиональных компетенций препода-
вателей вуза для реализации электронного обучения.
Понятие «развитие профессиональных компетенций» в психолого-
педагогической литературе не достаточно и однозначно раскрыто. Под разви-
тием профессиональных компетенций будем понимать процесс совершенство-
вания знаний, опыта и навыков преподавателей вуза, позволяющий удовлетво-
рить их профессионально-педагогические потребности в применении электрон-
ного обучения при реализации образовательных программ.
Под электронным обучением (ЭО) будем понимать процесс целенаправ-
ленного и управляемого взаимодействия обучающих и обучающихся с исполь-
зованием информационных технологии, электронных образовательных ресур-
сов и информационно-телекоммуникационных сетей, направленный на овладе-
ние знаниями, умениями и навыками в соответствии с целями образования.
Для выявления особенностей реализации учебного процесса с использо-
ванием электронного обучения в диссертационном исследовании принято ре-
шение рассмотреть идеи ряда методологических подходов и применить их при
реализации электронного обучения (таблица 1). Такими методологическими
подходами были выбраны деятельностный, процессный и ресурсный.

Таблица 1 – Особенности электронного обучения в вузе

ПодходОсобенности реализации электронного обучения
Деятель– Реализация принципов модульности, полноты и наглядности
ностный- Наличие электронных средств самопроверки и самоконтроля при органи-
зации самостоятельной работы обучающихся
– Наличие обратной связи различных видов с преподавателем
– Построение для обучающихся индивидуальных траекторий обучения
Процесс– Реализация учебного процесса при использовании электронного обучения
ныйв виде в виде непрерывного управления его качеством
– Обязательное наличие непрерывного педагогического мониторинга усло-
вий, процесса и результатов электронного обучения
Ресурс– Наличие электронной информационно-образовательной среды
ный- Наличие качественных электронных образовательных ресурсов
– Постоянное совершенствование соответствующих компетенций препода-
вателей для реализации ЭО

На основе принципов организации обучения, принципов андрагогики,
опыта применения электронного обучения (подходы в педагогике Ю. К. Бабан-
ского, В. П. Демкина, В. И. Загвязинского, В. А. Красильниковой, М. Ш. Ноулса,
О. В. Петунина, А. В. Соловова, А. Г. Шабанова и другие), анализируя историю
становления ЭО с точки зрения развития информационных и образовательных
технологий, изменения функций преподавателей вуза для каждого из периодов
становления выделены ключевые принципы организации электронного обуче-
ния, соответствующие функции преподавателей и профессиональные компе-
тенции преподавателя вуза, необходимые для реализации учебного курса при
использовании электронного обучения (таблица 2).

Таблица 2 – Профессиональные компетенции преподавателей для реализации
электронного обучения

Группа ком-
Содержание группы компетенций
петенций
1. Психолого-1.1 Готовность применять в профессиональной деятельности педаго-
педагогиче-гические технологии электронного обучения
ские1.2 Готовность учитывать психологические особенности педагогиче-
ской коммуникации при использовании ЭО
1.3 Способность мотивировать учебно-познавательную деятельность
студентов при использовании ЭО
Окончание таблицы 2

Группа ком-
Содержание группы компетенций
петенций
2. Дидакти- 2.1 Способность разрабатывать учебный курс при использовании ЭО
ческие2.2 Способность разрабатывать и использовать электронные образо-
вательные ресурсы различных форматов
2.3 Способность проводить педагогический мониторинг и самооцен-
ку своей профессиональной деятельности при использовании ЭО
3. Информа- 3.1 Способность учитывать особенности нормативной базы ЭО
ционно-3.2 Способность применять в педагогической деятельности совре-
технологиче- менные информационные технологии
ские3.3 Способность применять современные программные и техниче-
ские средства коммуникации

Данные компетенции сгруппированы по блокам компетенций: психолого-
педагогические, дидактические, информационно-технологические. Рассматри-
вая выделенные профессиональные компетенции преподавателей для реализа-
ции ЭО и особенности электронного обучения в вузе, предложен компонент-
ный состав электронного обучения, включающий следующие компоненты:
нормативно-методический, учебно-методический, кадровый и педагогический,
программно-технический и компонент мониторинга и оценки качества.
В процессе поиска решений для выявленных в исследовании противоре-
чий и сформулированной проблемы выбран путь построения педагогической
модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реа-
лизации электронного обучения.
Целью педагогической модели является развитие профессиональных компе-
тенций преподавателей вуза для реализации ЭО. Педагогическая модель развития
профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО базиру-
ется на деятельностном, процессном и ресурсном подходах, дидактических, пси-
холого-педагогических, технологических принципах и включает целевой, содер-
жательный, процессуальный, оценочно-результативный блоки (рисунок 1).
Для построенной педагогической модели развития профессиональных
компетенций преподавателей вуза при использовании ЭО предложена совокуп-
ность организационно-педагогических условий, при которых модель будет
наиболее результативно функционировать.
К таким организационно-педагогическим условиям относятся:
− реализация внутрикорпоративного повышения квалификации препода-
вателей вуза для реализации ЭО основывается на вариативном дидактическом
обеспечении и формировании индивидуальных траекторий обучения;
− разработка и реализация преподавателями вуза собственных учебных
курсов при использовании электронного обучения;
− осуществление педагогического мониторинга, позволяющего выстраи-
вать индивидуальные траектории обучения и оценивать уровень развития про-
фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
Нормативно-правовая база: профессиональные стандарты, требования ФГОС, документы, регламентирующие ЭО в вузе

Актуальность исследования. В настоящее время одним из приоритет- ных направлений развития России является ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере в рамках национальной програм- мы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стра- тегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. No 7. Данная программа направлена на создание условий для высокотехнологичного бизнеса, повышение конкурентоспособности страны на глобальном рынке, укрепление национальной безопасности и повышение качества жизни людей. В этой связи на первый план выходит образование, которое должно меняться вместе с новой реальностью, требующей формирования набора ключевых компетенций и под- готовки востребованных специалистов в современном мире.
Анализируя изменения, происходящие в высшем образовании, можно выделить ряд особенностей, причисленных к трендам современного образова- ния. Во-первых, развитие и внедрение в образование электронного обучения в различных проявлениях. Вместе с этим немаловажную роль стало играть ис- пользование в области образования массовых открытых онлайн-курсов, соци- альных сетей, блогов, Wiki-технологий, развитие мобильного образования, включая возможности планшетов и смартфонов и другие возможности.
Во-вторых, новая эпоха требует пересмотра принципов и методов обуче- ния. К таким тенденциям можно отнести смену вектора на удовлетворение по- требностей обучающихся и стимулирование их успешности, акцент на индиви- дуализацию образования и реальные практические навыки с использованием современных технологий.
В-третьих, глобализация и непрерывное образование стали основой для формирования стратегических альянсов между несколькими университетами как внутри страны, так и между странами, а это требует использования совре- менных педагогических технологий, основанных на внедрении ЭО. Вместе с этим студентам XXI века в новых условиях приходится приспо-
сабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире, что приводит к необходи- мости развития нового подхода и к обучению, особенностью которого является вовлечение преподавателей и студентов в использование инновационных мето- дов обучения, основанных на использовании электронных технологий. В сло- жившихся условиях преподавателям необходимо непрерывно развивать и под- держивать свои профессиональные компетенции, связанные с применением электронного обучения и позволяющие максимально использовать потенциал современных технологий.
Современность электронного обучения является неотъемлемым фактором развития соответствующих профессиональных компетенций преподавателей и одним из аспектов развития современного профессионального образования.
Состояние разработанности проблемы исследования. Понятие «элек- тронное обучение» разными авторами в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному. На сегодня в определении термина «электронное обу- чение» делают акцент на использовании инновационных технологий в образо- вании, неразрывно связывая его с понятием дистанционного обучения, приме- нением интернет-технологий и прочее (А. А. Андреев, М. Ю. Бухаркина, Т. А. Воробьева, Н. В. Никуличева, А. В. Соловов и другие).
В области истории становления электронного обучения выявлены раз- личные точки зрения при рассмотрении этапов развития электронного обуче- ния. Данные этапы эволюции ЭО связывали с развитием дистанционного обу- чения, появлением и развитием новых образовательных технологий, опирались на организационные события, педагогические явления и факты (К. Т. Магоме- дова, А. А. Скворцов, Т. Н. Фокина и другие).
В последнее время возросло количество исследований, посвященных проблеме внедрения современных технологий в образовательный процесс (Н. М. Баданова, Е. В. Дудышева, О. Г. Красношлыкова, Е. В. Москаленко, А. В. Овчаров, М. И. Рагулина, С. П. Фирсова и другие), вопросам дидактиче- ских возможностей применения новых информационных технологий при ис-
пользовании ЭО (Т. А. Бороненко, В. В. Ельцов, Е. И. Колесникова, М. В. Ле- ган, Э. Р. Муллина, Э. Г. Скибицкий, А. Г. Шабанов и другие).
В современных условиях организации педагогического процесса предла- гаются следующие подходы к реализации процесса подготовки преподавателей вуза к использованию электронного обучения: выделяется понятие готовности преподавателей вуза к применению технологий дистанционного обучения как характеристике, объединяющей профессиональные и личностные качества, большое внимание уделяется психологическим вопросам ЭО, новым видам учебного взаимодействия при сочетании очной формы и дистанционного обу- чения, технологиям проектирования образовательного процесса по модели смешанного обучения (О. В. Андрюшкова, С. Б. Веледенская, Е. Ю. Грабко, Е. И. Колесникова, В. В. Миняйлов, Г. В. Можаева и другие).
Для развития профессиональных компетенций преподавателям вуза пред- лагаются различные способы. Исследователями особенно отмечается актуаль- ность возможности корпоративного (внутривузовского) обучения преподавате- лей и самообразования в силу развития открытых онлайн-курсов (Л. И. Асадул- лина, А. Ю. Белогуров, С. М. Ниматулаев и другие).
Выявлено, что в современных условиях преподаватель вуза пытается применять новые образовательные технологии интуитивно, без каких-либо обоснований и условностей, без учета новых эффектов и приобретаемых свойств, что зачастую ведет к неоптимальной организации электронного обу- чения. Наибольшие затруднения возникают у преподавателей в вопросах про- ектирования учебного процесса в условиях бурного развития современных об- разовательных технологий, основанных на использовании ЭО.
В результате анализа научной литературы и образовательной практики нами выявлены противоречия, которые лежат в основе исследования:
− между необходимостью использования преподавателями вуза элек- тронного обучения и недостаточной степенью развития их профессиональных компетенций для его реализации;
− между потребностью преподавателей вуза в развитии профессиональ- ных компетенций для реализации электронного обучения и недостаточной раз- работанностью организационно-педагогических условий осуществления данно- го процесса.
На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: внедрение каких организационно-педагогических условий раз- вития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения будет результативно?
Выявленные актуальность, противоречие и проблема послужили основа- нием для формулирования темы диссертационного исследования «Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения».
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и экспери- ментальная проверка организационно-педагогических условий развития про- фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронно- го обучения.
Объект исследования – организация электронного обучения в вузе.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия раз- вития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
− выявлена сущность развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения на основе анализа психо- лого-педагогической литературы;
− выявлены особенности и компонентный состав электронного обучения;
− разработана и реализована педагогическая модель развития профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО;
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обу- чения будет результативным, если:
− выявлены и внедрены организационно-педагогические условия реали-
зации педагогической модели развития профессиональных компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения
− разработано и реализовано научно-методическое обеспечение развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были оп- ределены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения на основе анализа психо- лого-педагогической литературы.
2. Выявить особенности и компонентный состав электронного обучения, влияющие на построение модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
3. Разработать и реализовать педагогическую модель развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
4. Разработать и экспериментально проверить организационно- педагогические условия реализации педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
5. Разработать научно-методическое обеспечение развития профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
Методологическую основу исследования составили:
– системный (В. Г. Афанасьев, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и другие), деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и другие), ресурсный (Э. Пенроуз) и процессный (А. Файоль) подходы;
– принципы андрагогики (М. Ш. Ноулс, К. Фопель, С. И. Змеев и другие), принципы обучения (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. А. Красильнико- ва, И. П. Подласый и другие);
– принципы и подходы в организации ЭО (В. П. Демкин, О. В.Казанская, Г. В. Можаева, Н. Ш. Никитина, А. В. Соловов, А. Г. Шабанов и другие);
– основные положения в области проектирования образовательных про- грамм на основе компетентностного подхода (В. И. Байденко, В. Н. Введен- ский, И. А. Зимняя, Н. И. Лыгина, Н. А. Селезнева, Г. Б. Скок, Л. Г. Смышляе- ва, А. В. Хуторской и другие);
– базовые методологические принципы проведения педагогического экс- перимента (С. И. Архангельский, В. Н. Дружинин, В. И. Загвязин- ский, А. И. Пискунов, И. П. Подласый, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и дру- гие).
Теоретической основой исследования послужили:
− теоретические разработки в области компетентности и компетенций, формируемых в образовательных организациях (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. М. Новиков, А. В. Хуторской и другие);
− теоретические разработки в области классификации профессиональных функции преподавателей вуза (О. М. Васильева, Т. В. Громова, А. Б. Даутова, Н. В. Кузьмина, О. Н. Крылова и другие);
− теория прикладного статистического анализа и обработки результатов эксперимента (С. А. Айвазян, Н. Ш. Никитина, Д. А. Новиков и другие).
Методы исследования:
– теоретические: анализ научных публикаций, раскрывающих основные аспекты проблемы исследования; сравнительно-сопоставительный анализ ме- тодической, педагогической и психологической литературы; изучение норма- тивной, законодательной и программно-методической документации, сущест- вующего опыта в области профессиональных компетенций преподавателей вуза и реализации электронного обучения;
– эмпирические: педагогический эксперимент; анкетирование, тестирова- ние, беседа, опрос, моделирование, мониторинг, анализ и систематизация ре- зультатов исследования;
– статистические методы: количественная и качественная обработка экспериментальных данных с помощью стандартных статистических процедур с применением T-критерия Уилкоксона, методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ), Национальный исследо- вательский Томский политехнический университет (ТПУ), Алтайский государ- ственный университет (АлтГУ). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 850 преподавателей технических и гуманитарных направлений, в том числе на формирующем этапе эксперимента 234 человека.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2015-2016) – поисково-аналитический. Проведен анализ научной литературы по проблеме развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выявлены проти- воречия, определены цель и задачи, сформулирована гипотеза диссертационно- го исследования. Разработан методологический аппарат исследования. На под- готовительном этапе эксперимента осуществлена диагностика преподавателей вуза по вопросам актуальности ЭО и уровня использования его в профессио- нальной деятельности.
Второй этап (2016-2020) – экспериментальный. Выстроена педагогиче- ская модель развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выполнено описание основных компонен- тов модели. Сформирована программа повышения квалификации «Технологии электронного обучения в деятельности преподавателей вуза», основанная на разработанной модели. Разработан критериально-оценочный аппарат развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения. Проведена проверка гипотезы исследования, разработаны и экспериментально проверены организационно-педагогические условия реали- зации педагогической модели развития профессиональных компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения.
Третий этап (2020-2021) – обобщающий. Определена результативность реализованной педагогической модели развития профессиональных компетен- ций преподавателей вуза для реализации ЭО и обобщены результаты исследо- вания; сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается:
− в уточнении понятия «развитие профессиональных компетенций пре- подавателей вуза для реализации электронного обучения» как процесса совер- шенствования знаний, опыта и навыков преподавателей вуза, позволяющих удовлетворить их профессионально-педагогические потребности в применении электронного обучения при реализации образовательных программ;
− в применении идей ряда методологических подходов для выявления особенностей реализации учебного процесса с использованием электронного обучения: деятельностный (реализация принципов модульности, полноты и на- глядности, построение для обучающихся индивидуальных траекторий обуче- ния), процессный (обеспечение непрерывности процесса управления качеством посредством использования педагогического мониторинга), ресурсный (обяза- тельное наличие электронной информационно-образовательной среды и каче- ственных электронных образовательных ресурсов);
− в разработке и содержательном наполнении педагогической модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, учитывающей нормативно-правовую базу, необходи- мые ресурсы, влияющие факторы и состоящей из целевого блока, содержащего цель, основные задачи, используемые методологические подходы (деятельно- стный, процессный и ресурсный) и принципы (дидактические, психолого- педагогические, технологические), содержательного блока, включающего на- правления подготовки (дидактическое, психолого-педагогическое, информаци- онно-технологическое), этапы подготовки (мотивационный, операциональный, рефлексивный), процессуального блока, отвечающего за выбор форм, методов и средств обучения, и оценочно-результативного блока, предполагающего на- личие критериально-оценочного аппарата (критерии, уровни достижения, педа- гогический мониторинг) и результата реализации педагогической модели;
− в обосновании и экспериментальной проверке организационно- педагогических условий реализации педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного
обучения: осуществление внутрикорпоративного повышения квалификации преподавателей вуза при использовании электронного обучения на основе ва- риативного дидактического обеспечения и формировании индивидуальных тра- екторий обучения; разработка и реализация преподавателями вуза учебных курсов с использованием электронного обучения; проведение педагогического мониторинга, позволяющего выстраивать индивидуальные траектории обуче- ния и оценивать уровень развития профессиональных компетенций преподава- телей вуза для реализации электронного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расшире- ны теоретические представления о развитии профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, для чего было сделано следующее:
− сформулировано определение понятия «развитие компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения»;
− выделены профессиональные компетенции преподавателя вуза, необ- ходимые для внедрения учебного процесса с использованием электронного обучения, представленные по группам компетенций: психолого- педагогические, дидактические, информационно-технологические;
− использованы идеи ряда методологических подходов для выявления особенностей реализации учебного процесса с использованием электронного обучения: деятельностный, процессный и ресурсный;
− разработана педагогическая модель развития профессиональных ком- петенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения и опре- делены организационно-педагогические условия результативного ее внедрения;
− разработан критериально-оценочный аппарат для оценки развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО. Оно оценивается по критериям: мотивационный; операциональный и рефлексивный, включающий соответствующие показатели и индикаторы.
Практическая значимость исследования заключается в эксперимен- тальной проверке разработанной педагогической модели развития профессио-
нальных компетенций преподавателей вуза электронного обу- чения и организационно-педагогических условий ее реализации, а также в соз- дании и апробировании дидактического обеспечения исследуемого процесса. Для этого:
− разработана программа повышения квалификации «Технологии элек- тронного обучения в деятельности преподавателя образовательной организа- ции», являющаяся дополнительной профессиональной программой, направлен- ной на развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза и осуще- ствление подготовки преподавателей вуза к выполнению функций для реализа- ции электронного обучения;
− разработан электронный курс для реализации ЭО «Технологии элек- тронного обучения в деятельности преподавателя образовательной организа- ции», сопровождающий реализацию программы повышения квалификации. Электронный курс является официальным электронно-методическим комплек- сом университета, расположенным в электронной библиотеке НГТУ;
− разработаны методические рекомендации по организации преподава- телями вуза собственного учебного процесса с использованием ЭО: учебное пособие «Электронное обучение в техническом университете».
Личное участие соискателя состояло в проведении теоретического ана- лиза исследуемой проблемы; выявлении теоретических оснований развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения; организации экспериментальной проверки выдвинутой ги- потезы; разработке и внедрении программы повышения квалификации, мето- дических материалов электронного курса; в разработке электронной информа- ционно-образовательной среды обучения НГТУ DiSpace; в научно- методическом и экспертно-консультационном сопровождении, обеспечиваю- щем развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реали- зации электронного обучения; работе в качестве преподавателя и организатора курсов повышения квалификации; обобщении и систематизации теоретических и эмпирических материалов.
для реализации Основные положения, выносимые на защиту.
1. Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения – процесс совершенствования знаний, опы- та и навыков педагогов, позволяющий удовлетворить их профессионально- педагогические потребности в применении электронного обучения при реали- зации образовательных программ.
2. Реализация разработанной педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения будет наиболее результативна при внедрении следующих организа- ционно-педагогических условий:
− осуществление внутрикорпоративного повышения квалификации пре- подавателей вуза для реализации электронного обучения, основанного на ва- риативном дидактическом обеспечении и формировании индивидуальных тра- екторий обучения;
− преподаватели вуза разрабатывают и реализуют учебные курсы с ис- пользованием электронного обучения;
− проводится педагогический мониторинг, позволяющий выстраивать индивидуальные траектории обучения на основе вариативного дидактического обеспечения и оценивать уровень развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
3. Оценка развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения выполняется по следующим критериям:
− мотивационный. Предполагает выявление понимания особенностей использования электронного обучения в их профессиональной деятельности;
− операциональный. Предназначен для оценивания результатов обуче- ния по программе повышения квалификации, направленной на развитие компе- тенций для реализации электронного обучения;
− рефлексивный. Помогает выявить уровень развития профессиональ- ных компетенций для реализации электронного обучения по результатам изу-
чения данных компетенций до начала повышения квалификации педагогов и после обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи- вается исходными теоретическими положениями современной педагогики; применением комплекса методов и методик, адекватных цели и задачам иссле- дования; качественным и количественным анализом результатов исследования. Все перечисленное доказывает результативность педагогической модели разви- тия профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно-практических конференциях международного уровня: «Информатиза- ция образования и методика электронного обучения» (г. Красноярск, 2016 г.); «Электронные образовательные технологии – пространство неограниченных возможностей» (г. Новосибирск, 2017 г.); «Актуальные вопросы образования. Инновационные подходы в образовании» (г. Новосибирск, 2017 г.); «Совре- менные тенденции развития образования, науки и технологий» (г. Москва, 2019 г.), «Молодой ученый» (г. Казань, 2020 г.).
Основные положения, ход, предварительные итоги и результаты научного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, на методологи- ческих семинарах соискателей и аспирантов.
Теоретические положения и результаты исследования применяются при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квали- фикации преподавателей вуза «Технологии электронного обучения в деятель- ности преподавателя образовательной организации» на факультете повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета ).
Для реализации результатов диссертационного исследования использует- ся электронная информационно-образовательной среда обучения НГТУ DiSpace (Приложение И – Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ).
Результаты исследования представлены в 15 научных статьях, из них 6
публикации в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных жур- налов и изданий для опубликования основных научных результатов диссерта- ций: «Открытое и дистанционное образование» (г. Томск, 2016 г.); «Открытое образование» (г. Москва, 2017 г.); «Образовательные технологии и общество» (г. Ростов-на-Дону, 2017 г.); «Открытое образование» (г. Москва, 2018 г.); «Пе- дагогика» (г. Москва, 2018 г.); «Педагогическая информатика» (г. Москва, 2019 г.), «Вопросы педагогики» (г. Москва, 2020 г.), «Учитель Кузбасса» (г. Кемерово, 2021 г.).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения»

    Публикации автора в научных журналах

    Т. А. Асташова // Открытое образование. – 2– Т. – № – С. 34
    Повышение квалификации в области проектирования курсов при смешанном обучении
    Т. А. Асташова, М. В. Леган // Педагогика. –2– № – С. 86
    Применение андрагогико-акмеологического подхода при подготовке преподавателей вузов в системе дополнительного образования
    Э. Г. Скибицкий, Т. А. Асташова // Открытое и дистанционное образование. –2– № 4 (72). – С. 5
    Разработка технологической карты проектирования учебного процесса при смешанном обучении
    М. В. Леган, Т. А. Асташова //Открытое и дистанционное образование. – 2– № 4 (64). – С. 65
    Т. А. Асташова // Образовательные техно-логии и общество: электрон. журн. – 2– Т. 20, № – С. 299-– Режимдоступа: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_203_2017EE.html.
    Профессиональные функции педагога в области дистанционного обучения
    О. В. Петунин, Т. А. Асташова // Учитель Кузбасса. –2– № 1 (56). – С. 3
    Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе
    О. В. Петунин, Т. А. Асташова // Молодойученый. – 2– № 25 (315). – С. 413
    Профессиональные компетенции преподавателя электронного обучения через призму истории развития электронного обучения в России
    О. В. Петунин, Т. А. Асташова // Вопросы педагогики. – 2– № 6/– С. 257
    Использование МООК в учебном процессе вуза
    Т. А. Асташова // Современные тенденции развития образования, науки и тех-нологий : [сб. науч. тр. по материалам] 9 междунар. науч.-практ. конф., Москва,29 марта 2019 г. – Москва : ИП Туголуков А. В, 2– С. 9
    Проблема подготовки преподавателей вузов в системе дополнительного образования к использованию средств информатизации
    Т. А. Асташова, Э. Г. Скибицкий // Информатизация образования и методикаэлектронного обучения : материалы 2 междунар. науч. конф., Красноярск, 25–28 сент. 2018 г. : в 2 ч. – Красноярск : Изд-во СФУ, 2– Ч. – С. 260
    Обучение преподавателей проектированию учебного процесса при смешанном обучении на основе технологической карты
    М. В. Леган, Т. А. Асташова // Электронные образовательные технологии – про-странство неограниченных возможностей : материалы 1 междунар. науч.-практ.конф., Новосибирск, 16–17 марта 2017 г. – Новосибирск : СГУПС, 2–С. 97
    Технологическая карта проектирования учебного процесса при смешанном обучении
    М. В. Леган, Т. А. Асташова // Актуальныевопросы образования. Инновационные подходы в образовании : сб. материаловмеждунар. науч.-метод. конф., Новосибирск, 23–27 янв. 2017 г. В 2 ч. – Новоси-бирск : СГУГиТ, 2– Ч. – С. 23
    Формирование компетенций преподавателя высшей школы в области электронного обучения
    Т. А. Яцевич [Т. А. Асташова] // Ин-форматизация образования и методика электронного обучения : материалы1 междунар. науч. конф. в рамках 4 междунар. науч.-образоват. форума «Чело-век, семья и общество: история и перспективы развития», Красноярск, 27–30сент. 2016 г. – Красноярск : Изд-во СФУ, 2– С. 344-Авторские свидетельства и патенты:Свидетельство № 2013613909, Российская Федерация, МКП. Система ди-станционного обучения DiSpace : 2013611801 : заявл. 13 : опубл. / О. В. Андрюшкова, М. А. Горбунов, Н. Н. Евтушенко, М. Э. Ильин, В. М. Козлов,А. В. Козлова, Ю. А. Котов, М. В. Леган, Г. Б. Паршукова, Е. А. Перфильев,С. Г. Юн, Т. А. Яцевич [Т. А. Асташова]; заявитель НГТУ.Учебно-методическое пособие:Электронное обучение в техническом университете : учеб. пособие /О. В. Казанская, С. Г. Юн, Г. Б. Паршукова, М. В. Леган, Т. А. Яцевич[Т. А. Асташова], А. В. Козлова – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2– 150 с.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»