Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Никитина Анастасия Вячеславовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………..24
1.1 Особенности и специфика формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации в современных условиях
1.2 Обоснование педагогической сущности, содержания и структуры информационно-технологического обеспечения учебного процесса в образовательной организации
1.3 Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса 63
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………83
2.1 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса, способствующее формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации..83
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации
3
2.3 Педагогические условия формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в образовательной организации при обучении иностранному языку в вузе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..158 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………………164 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….165 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..198

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены
его цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследо-
вания, обозначены этапы, определены научная новизна, теоретическая и прак-
тическая значимость, приведены сведения о реализации результатов исследова-
ния, обоснованы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования
готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници-
пальных служащих в образовательной организации средствами информа-
ционно-технологического обеспечения учебного процесса» проанализирова-
но состояние исследуемой проблемы, теории и практики в рамках объекта ис-
следования; уточнена сущность, структура и критериальные характеристики
сформированности готовности к деловой коммуникации как ключевого понятия
диссертации, обоснован научно-категориальный аппарат, разработана теорети-
ческая модель формирования готовности к деловой коммуникации в образова-
тельной организации средствами ИТОУП на примере изучения учебной дисци-
плины «Иностранный язык».
Готовность будущими государственными и муниципальными служащими
осуществлять деловую коммуникацию является одним из важных показателей
современного общества и развития государства, которое заинтересовано в
укреплении международного сотрудничества. На основании анализа научной
литературы и нормативных актов по теме исследования готовность к деловой
коммуникации предлагается понимать как интегративное профессионально зна-
чимое качество будущих государственных и муниципальных служащих, име-
ющее системную организацию, сложную многоуровневую структуру, выступа-
ющее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение когнитивного,
мотивационного и коммуникационно-деятельностного компонентов, степень
сформированности которых позволяет будущим специалистам продуктивно
осуществлять деловую коммуникацию при решении управленческих задач, со-
вершенствовать свой опыт в данной деятельности, расширять его границы. Для
будущих государственных и муниципальных служащих готовность к деловой
коммуникации обеспечивает качественный скачок в профессиональном разви-
тии, поскольку владение деловой коммуникативной компетенцией выступает в
качестве необходимого и обязательного профессионального компонента для
решения поставленных рабочих задач.
Актуальность формирования готовности к деловой коммуникации в обра-
зовательных организациях России, в том числе на иностранном языке для про-
фессионального становления будущих государственных и муниципальных
служащих определяется следующими специфическими особенностями профес-
сиональной деятельности в сфере государственного управления и международ-
ного взаимодействия: развитие мировых международных проектов и контактов;
сотрудничество с различными странами и международными организациями;
международные миротворческие и наблюдательные миссии; обмен профессио-
нальным опытом, проведение спортивных и образовательных мероприятий.
На основании анализа научной литературы, формирование готовности к
деловой коммуникации целесообразно понимать как непрерывный психолого-
педагогический процесс, целенаправленно организованный преподавателем,
который создает такие педагогические условия, при которых наиболее эффек-
тивно формируется готовность к деловой коммуникации в процессе изучения
иностранного языка до уровня профессионального результата, установленного
в ФГОС ВО и отвечающего социальным запросам и требованиям государства к
будущим государственным и муниципальным служащим.
Проведенный теоретический анализ видов обеспечения учебного процес-
са и теоретико-методологических основ проблемы информатизации высшего
образования позволил сделать вывод о целесообразности реализации в совре-
менных условиях ИТОУП, включающего две составляющие, которые реализу-
ют содержательную и процессуальную стороны учебного процесса. В качестве
первой составляющей предлагается использовать разработанный ДКИО учеб-
ной дисциплины «Иностранный язык». Вторую составляющую ИТОУП предла-
гается реализовать на основе создания и применения технологии формирования
готовности к деловой коммуникации. Содержание ИТОУП обуславливает его
педагогическую структуру, предполагающую цели и задачи, его функции, зако-
номерности, а также использование методов, средств и форм реализации.
Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих в образовательной организации сред-
ствами ИТОУП представляет собой сложную динамичную систему, включаю-
щую взаимодействующие элементы – цель, содержание, процесс и результат. С
учетом цели и задач настоящего исследования была разработана теоретическая
модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных муниципальных служащих в образовательных организациях сред-
ствами ИТОУП. Модель отражает теоретическое представление о целенаправ-
ленном педагогическом процессе формирования готовности к деловой комму-
никации будущих государственных и муниципальных служащих и представле-
на совокупностью целевого, содержательного, процессуального, критериально-
оценочного и результативного блоков (см. рис.1).
В целевом блоке указываются цель и задачи, отражающие социальный за-
каз российского общества и требования ФГОС ВО к формированию готовности
к деловой коммуникации как результату образовательного процесса по направ-
лению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и предопреде-
ляющие характеристики информационной технологии обучения иностранному
языку.
Методологический блок содержит общенаучные подходы (системный, де-
ятельностный, социокультурный) и конкретно-научные подходы (компетент-
ностный и технологический), а также дидактические принципы научности,
наглядности, доступности, систематичности и последовательности, сознатель-
ности и активности, прочности усвоения учебного материала, связи обучения с
практической деятельностью.
Содержательно-процессуальный блок включает в себя два основных эле-
мента информационно-технологического обеспечения учебного процесса: ди-
дактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины
«Иностранный язык», который способствует развитию теоретической и практи-
ческой подготовке будущих государственных и муниципальных служащих и
информационной технологии формирования готовности к деловой коммуника-
ции, которая функционально взаимосвязана со всеми элементами описываемой
модели и реализуется в учебном процессе посредством технологии обучения.
НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ. Социальный заказ; Федеральный государственный образовательный стандарт выс-
ЦЕЛЕВОЙ БЛОКшего образования; Основная профессиональная образовательная программа; Закон РФ «Об образовании»; «Националь-
ная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.»; «Справочник квалификационных требований для замеще-
ния должностей государственной гражданской службы»; Закон РФ «О государственной гражданской службе РФ» от
27.07.2004 г. №79-ФЗ
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ. Цель: формирование готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих с учетом квалификационных требований средствами информаци-
онно-технологического обеспечения в образовательной организации.
ГИЧЕСКИЙ БЛОК

ПОДХОДЫ: компетентностный, коммуникативный, системный, личностно-ориентированный, кон-
МЕТОДОЛО-

текстный, технологический, деятельностный, социокультурный.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: системности, научности, наглядности, междисциплинарной интегра-
ции, последовательности и эффективности применения учебного материала в профессиональной дея-
тельности.

Организация обучения будущих
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: обеспечение устойчивой профес-
государственных и муниципаль-
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК

сионально-ориентированной мотивации у будущих государствен-
ных служащих средствами ИТО-
ных и муниципальных служащих к усвоению учебных материалов
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-

УП: дидактический комплекс ин-
средствами ИТОУП; разработка и внедрение в дидактический про-
формационного обеспечения
цесс формирования готовности к деловой коммуникации учебно-
учебной дисциплины «Иностран-
методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация
ный язык» и технология формиро-
в сфере государственного и муниципального управления»; разра-
вания готовности к деловой ком-
ботка и применение в учебном процессе ДКИО учебной дисципли-
муникации с учетом специфики
ны «Иностранный язык» и технологии формирования готовности к
профессиональной подготовки
деловой коммуникации будущих государственных и муниципаль-
направления 38.03.04. Государ-
ных служащих; готовность преподавателей к применению ИТОУП
ственное и муниципальное управ-
в дидактическом процессе образовательной организации.
ление.

КРИТЕРИИИ сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и му-
ниципальных служащих

КОММУНИКАЦИОННО-
МОТИВАЦИОННЫЙКОГНИТИВНЫЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Показатели
сформирован необходимый объ-
ем владения языковым материа-
лом в области государственного
осознание смысла и цен-
и муниципального управления;
ности осуществления эф-практическая реализация сформирован-
знания специфики различных ви-
фективной деловой ком-ных коммуникативных знаний, умений
дов коммуникативных стратегий
муникациисцельюи навыков в профессиональной сфере
и тактик, используемых в про-
успешного решения про-государственного и муниципального
цессе осуществления профессио-
фессиональныхзадач,управления для осуществления социо-
нальной деятельности государ-
способствующих профес-культурной и межкультурной деловой
ственного служащего; владение
сиональному становлениюкоммуникации для осуществления эф-
социокультурнымизнаниями,
будущего государственно-фективного сотрудничества с соблюде-
что предусматривает знания об
го и муниципального слу-нием правил профессиональной этики
этических, поведенческих, куль-
жащего
турных, национальных ценностях
и особенностях коммуникативно-
го партнера
Уровни: высокий, достаточный, критический
РЕЗУЛЬТА-
ТИВНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ: готовность к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служа-
БЛОК

щих

Схема 1 – Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуникации
будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП в
образовательной организации
Критериально-оценочный блок представлен совокупностью критериев,
показателей и уровней оценки сформированности готовности к деловой комму-
никации будущих государственных и муниципальных служащих. Разработка и
верификация критериально-оценочного аппарата сформированности готовно-
сти к деловой коммуникации средствами информационно-технологического
обеспечения учебного процесса, включает характеристику мотивационного, ко-
гнитивного и коммуникационно-деятельностного критериев и соответствую-
щих им показателей. Для измерения показателей формирования готовности к
деловой коммуникации был выбран следующий методический инструментарий:
тест-вопросник «Мотивация к профессиональной деятельности»; эссе на тему
«Деловая коммуникация в профессиональной деятельности госслужащего»; со-
беседование; лингводидактический тест «Готовность к деловой коммуника-
ции»; анализ применения полученных знаний в практико-ориентированных си-
туациях: дискуссии, доклады, презентации. Оценка сформированности готов-
ности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных
служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного
процесса предполагает высокий, достаточный и критический уровни.
Результативный блок теоретической модели позволяет оценить результа-
тивность формирования готовности к деловой коммуникации и дифференциро-
вать будущих государственных и муниципальных служащих согласно уровням,
и в случае необходимости вносить корректировки в содержательно-
процессуальный блок обеспечивая гибкость методического инструментария.
Во второй главе диссертации «Опытно-экспериментальная работа по
формированию готовности будущих государственных и муниципальных
служащих к деловой коммуникации в образовательной организации сред-
ствами информационно-технологического обеспечения» рассматриваются
организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы по
реализации модели процесса формирования готовности к деловой коммуника-
ции будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТО-
УП, представлен анализ, оценка и обобщение результатов ее опытно-
экспериментальной апробации, на основе анализа и обобщения результатов
проведенного эксперимента, обоснованы педагогические условия.
В рамках исследования были выявлены и опытно-экспериментальным пу-
тем апробированы сущность и содержание основных компонентов ИТОУП,
включая ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технология фор-
мирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и
муниципальных служащих. Одной из важных задач при этом стала реализация
в составе ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» учебно-
методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере гос-
ударственного и муниципального управления», которое было разработано ис-
ключительно в соответствии с требованиями ФГОС ВО к формированию го-
товности к деловой коммуникации как результату образовательного процесса
по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и
являлось по существу его базовой основой. Проектирование и конструирование
процесса формирования готовности к деловой коммуникации будущих госу-
дарственных и муниципальных служащих в образовательной организации
средствами ИТОУП целесообразно осуществлять в следующей последователь-
ности: определение целей учебного процесса и описание предполагаемых ре-
зультатов; отбор, обоснование, и структурирование содержания; определение
требуемых уровней сформированности готовности к деловой коммуникации;
выбор форм, методов и средств обучения; выявление логики организации педа-
гогического взаимодействия педагога с обучающимися; выбор процедур кон-
троля и оценки качества, а также способов индивидуальной коррекции их учеб-
ной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа в рамках диссертационного исследо-
вания проводилась с 2018 по 2021 гг. и включала три этапа: констатирующий,
формирующий и итоговый. В ходе опытно-экспериментальной работы прове-
рялись пути повышения уровня сформированности готовности к деловой ком-
муникации будущих государственных и муниципальных служащих в образова-
тельной организации по направлению 38.03.04 «Государственное и муници-
пальное управление» средствами ИТОУП на примере изучения иностранного
языка.
Для чистоты проводимой опытно-экспериментальной работы использова-
лись методы математической статистики, позволяющие наиболее точно и
наглядно обрабатывать информацию. Статистическая обработка результатов
опытно-экспериментальной работы осуществлялась с помощью применения 2-
критерий Пирсона.
Для повышения достоверности результатов опытно-экспериментальной
работы формирование КГ и ЭГ осуществлялось случайным образом, с после-
дующим доказательством их однородности, т.е. отношения к одной генераль-
ной совокупности.
На констатирующем этапе образовательный процесс был организован по
традиционной методике. Для определения начального уровня сформированной
готовности к деловой коммуникации было проведено входное тестирование, ко-
торое позволило выявить исходный уровень сформированности готовности к де-
ловой коммуникации у будущих государственных и муниципальных служащих.
Так, согласно полученным данным, распределение респондентов на кон-
статирующем этапе в КГ и ЭГ по мотивационному, критерию происходило сле-
дующим образом: высокий уровень 28,8% – 33,3%; достаточный уровень 37,2%
– 34,4%; критический уровень 34% – 32,3%. По когнитивному критерию: высо-
кий уровень 18,8% – 31%; достаточный уровень 39,9% – 33,3%; критический
уровень 41,3% – 35,7%. По коммуникационно-деятельностному критерию: вы-
сокий уровень 10,1% – 17,5%; достаточный уровень 38,5% – 38,5%; критиче-
ский уровень 51,4% – 44%.
По результатам констатирующего среза эксперимента на основании оце-
нок по выделенным критериям и показателям был сделан вывод о недостаточ-
ной сформированности готовности к деловой коммуникации у выделенной
группы респондентов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы на основании
выводов рубежного контроля, проведенного ранее, осуществлялась апробация и
проверка педагогических условий, способствующих более эффективной реали-
зации разработанного ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и тех-
нологии формирования готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих в образовательной организации. Эмпи-
рическую базу эксперимента составили обучающиеся в количестве 115 человек,
которые были распределены в ЭГ (63 чел.) и КГ (52 чел.). В ЭГ обучение про-
водилось с использованием средств дидактического комплекса информацион-
ного обеспечения учебной дисциплины «Иностранный язык», который позво-
лял в большей мере реализовывать ряд дидактических функций, а в КГ студен-
ты обучались по традиционной модели обучения. Согласно полученным дан-
ным, на этапе формирующего эксперимента сформированность готовности к
деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих
повысилась и составила (см. таб. 1).
Таблица 1
Динамика уровня сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих по диагностическим критериям
Контрольная группаЭкспериментальная группа
ОценкаВ начале экс- В конце экс-В начале экс- В конце экс-
Критерии уровня кри-периментапериментапериментаперимента
териякол-кол-кол-кол-
%%%%
вововово
критический1834,01528,82032,3812,7
Мотива-
достаточный1937,22140,42234,42539,7
ционный
высокий1528,81630,82133,33047,6
критический2141,31936,12235,71116,7
Когни-
достаточный2139,92242,82133,32438,5
тивный
высокий1018,81121,220312844,8
Комму-критический2751,42446,228441625
никаци-достаточный2038,52038,52438,52336,1
онно-
деятель-высокий510,1815,41117,52438,9
ностный
Таким образом, делается вывод о том, что по итогам формирующего эта-
па опытно-экспериментальной работы получены результаты, подтверждающие
эффективность организации и проведения учебного процесса средствами
ИТОУП в интересах формирования готовности к деловой коммуникации у бу-
дущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга-
низации.
На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы производилась си-
стематизация и обобщение полученных в ходе констатирующего и формирую-
щего исследования результатов. Через месячный интервал было осуществлено
отсроченное тестирование, целью которого было определение остаточных зна-
ний, приобретенных обучающимися в ЭГ и КГ за период проведения экспери-
ментального обучения.
Согласно полученным данным, при сравнении результатов текущего и
отсроченного контроля в экспериментальных и контрольных группах можно
утверждать, что потеря знаний учебного материала в ЭГ составила 10,2%, тогда
как в КГ 18,3%, т.е. процент утраты знаний обучающего материала в ЭГ, где
занятия проводились средствами ИТОУП меньше, чем в КГ, где занятия прово-
дились традиционным способом.
Итоги опытно-экспериментальной работы, позволяют прийти к выводу,
что использование ИТОУП в процессе формирования готовности к деловой
коммуникации на примере изучения учебной дисциплины «Иностранный
язык», способствует положительной динамике усвоения, закрепления и приме-
нения учебного материала в профессиональной деятельности будущих государ-
ственных и муниципальных служащих по каждому выделенному критерию и
подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила проверить и
подтвердить выявленные педагогические условия, способствующие формиро-
ванию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни-
ципальных служащих в образовательной организации:
В заключении по итогам обобщения результатов проведенного исследова-
ния сделаны выводы о подтверждении гипотезы, а также намечены перспективные
направления дальнейших исследований в выбранной проблемной области.
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих при изучении иностранного языка сред-
ствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в
образовательной организации представляет собой целостный педагогический
процесс, направленный на овладение обучающимися их будущей профессио-
нальной деятельностью, развитию способности и готовности к решению учеб-
но-профессиональных задач.
2. Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуни-
кации будущих государственных и муниципальных служащих при изучении
иностранного языка средствами информационно-технологического обеспече-
ния учебного процесса в образовательной организации включает в себя целе-
вой, методологический, содержательно-процессуальный, критериально-
оценочный и результативный блоки.
3. Реализация технологии формирования готовности к деловой коммуни-
кации может быть осуществлена поэтапно с использованием элементов дидак-
тического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины
«Иностранный язык».
4. Для оценки сформированности готовности к деловой коммуникации
будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной ор-
ганизации при изучении иностранного языка целесообразно использовать ком-
плекс мотивационного, когнитивного и коммуникационно-деятельностного
критериев, с помощью которых можно вполне достоверно дифференцировать
обучающихся по уровням готовности на высокий, достаточный и критический.
5. Обоснован и опытно-экспериментальным путем подтвержден комплекс
педагогических условий, способствующих формированию готовности к дело-
вой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих
средствами ИТОУП в образовательной организации.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ про-
блемы формирования готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих в образовательной организации. Пер-
спективными направлениями исследования представляются: углубление
теоретических оснований в области формирования готовности к деловой ком-
муникации будущих государственных и муниципальных служащих, структуры
и внутреннего содержания ДКИО; применение дидактических возможностей
информационных технологий при наполнении ДКИО учебным материалом.

Актуальность исследования. Развитие информационного общества, а так-
же интеграция России в политические, экономические, социальные и культурные мировые процессы, формируют новый вид общественных отношений – информа- ционно-коммуникативный, что в свою очередь, предъявляет высокие требования к подготовке высококвалифицированных, компетентных кадров в сфере государ- ственной и муниципальной службы, чья профессиональная деятельность реализу- ется в системе «человек-человек» и направлена на решение общественных задач и интересов граждан Российской Федерации (РФ), а также регулирование много- уровневого взаимодействия между представителями разных государств в различ- ных сферах деятельности.
Согласно положениям, прописанным в «Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, ко- торые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности го- сударственных гражданских служащих» [166] (Справочник) будущие служащие, прошедшие подготовку в образовательной организации «по направлению подго- товки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115] (ГМУ), должны выполнять следующие функциональные обязанности, входящие в их профессиональную область: обеспечивать внутреннюю и внешнюю националь- ную безопасность РФ; обеспечивать защиту прав и свобод человека; управлять и контролировать внешнеполитическую, международную и внешнеэкономическую деятельность; регулировать и обеспечивать высокой уровень здравоохранения, культуры, науки, образования и спорта в РФ; осуществлять контроль и управле- ние за жилищно-коммунальным и транспортным хозяйственным секторами; орга- низовывать взаимодействия представителей органов государственной власти субъекта РФ с представителями средств массовой информации и устанавливать связь с общественностью; организовывать информационное взаимодействие с ор- ганизациями и гражданами; участвовать в разрешении конфликтов; осуществлять контроль и регулирование за политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными процессами.
Осуществление функциональных обязанностей государственными и муни- ципальными служащими в процессе выполнения профессиональной службы, ор- ганизуется посредством постоянного обмена информационными потоками, с це- лью доведения необходимой информации адресату и обеспечения её адекватного восприятия, а также реализации поставленных задач во всех сферах государст- венной и общественной систем, как на российском, так и международном уров- нях.
Таким образом, владение деловой коммуникацией является профессиональ- но значимым качеством для будущих государственных и муниципальных служа- щих, позволяющим выполнять свои профессионально значимые функции: госу- дарственное управление, административные полномочия, нормативно-правовое регулирование, сбор и обработку информации, организацию взаимодействия ме- жду государством и гражданами, что позволяет обеспечить конкурентоспособ- ность РФ в современном мире, гарантировать национальную безопасность РФ, налаживать и развивать межрегиональное и международное сотрудничество.
Следовательно, результативность профессиональной деятельности будущих государственных и муниципальных служащих, напрямую зависит от уровня го- товности к деловой коммуникации, для решения межличностного, социального и межкультурного взаимодействия, что обеспечивает эффективное сотрудничество и целостность общества и всех структур государственной власти.
Указанные выше обстоятельства актуализируют необходимость формиро- вания готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации, как интегративного профес- сионально значимого качества, обусловливающего эффективное выполнения профессиональных задач, поставленных перед ними государством.
Актуальность поставленной проблемы отражена в нормативно-правовых документах и законах РФ на государственно-правовом уровне: Закон РФ «Об об- разовании» [114], «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025г.» [111], федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004г. No79-ФЗ [181], «Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необ- ходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с уче- том области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» [166], в которых одной из основных целей образования выделяется «обучение основным принципам построения профессиональной карь- еры и навыкам поведения на рынке труда» и «учет потребностей рынка и между- народных тенденций» [166].
Профессиональная подготовка будущих государственных и муниципальных служащих осуществляется в образовательных организациях в соответствии с фе- деральным законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004г. No79-ФЗ [181] по основным образовательным профессиональным программам (ОПОП), определяющих содержание образовательного процесса, регламентируе- мого требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), «направления подготовки 38.03.04 Государст- венное и муниципальное управление» [115], включающего перечень компетен- ций, обязательных для усвоения будущими специалистами с целью удовлетворе- ния социального запроса на подготовку компетентных, профессионально подго- товленных государственных служащих.
Согласно, ФГОС ВО будущие государственные и муниципальные служа- щие уже не могут ограничиваться знаниями определенной узконаправленной спе- цифики [115].
Исходя из вышесказанного, в соответствии с ФГОС ВО в результате освое- ния программы бакалавриат, «направления подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115], будущие государственные и муниципальные служащие обязаны овладеть универсальной компетенцией (УК-4), в результате чего, они будут способны осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном (ых) языках. Коммуника- тивная готовность является основной интегративно значимой профессиональной
характеристикой будущих государственных и муниципальных служащих, под ко- торой следует понимать «совокупность взаимосвязанных мотивационного, когни- тивного и коммуникационно-деятельностого компонентов, сформированность ко- торых позволяют специалистам эффективно осуществлять социокультурную и межкультурную деловую коммуникацию с соблюдением правил профессиональ- ной этики» [88]. Грамотное ведение устной и письменной деловой коммуникации составляет 80-90% всей профессиональной деятельности будущих государствен- ных и муниципальных служащих.
Таким образом, у будущих государственных и муниципальных служащих, проходящих обучение в образовательной организации должна быть сформирова- на готовность к деловой коммуникации для осуществления следующих государ- ственных функций: решения профессионально-поставленных задач в области го- сударственного управления и международного сотрудничества; организации и осуществления контроля за выполнением международных обязательств, выте- кающих из договоров и соглашений с международными организациями; осущест- вления взаимодействия в установленной сфере межправительственной и межве- домственной деятельности, как в России, так и за рубежом.
Анализ учебного плана по программе бакалавриат «направления подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115], позволил прийти к выводу, что на изучение иностранного языка будущим государственным и муни- ципальных служащим в образовательных организациях выделяется 432 академи- ческих часа (ак.ч.), то есть три семестра, тогда как на остальные межпредметные дисциплины, входящие в базовую часть блока Б1.Б. такие как: «Теория управле- ния» 108 ак.ч., «Введение в профессиональную деятельность» 108 ак.ч, «Деловые коммуникации» 72 ак.ч., «Русский язык и культура речи» 108 ак.ч., «Этика госу- дарственной и муниципальной службы» 72 ак.ч., «Основы государственного и муниципального управления в зарубежных странах» 144 ак.ч, «Психология» 108 ак.ч., «Социология» 108 ак.ч., выделяется меньше академических часов и они изучаются всего один семестр. Таким образом, большое количество академических часов, выделенное на изучение учебной дисциплины «Иностранный язык» позволяют поэтапно и сис- темно формировать готовность к деловой коммуникации будущих государствен- ных и муниципальных служащих на иностранном языке через усвоение дидакти- ческого материала нескольких учебных дисциплин, входящих в базовый блок Б1.Б., сохраняя целостность в содержании учебного материала всего базового блока.
Следовательно, формирование готовности к деловой коммуникации целесо- образно формировать в процессе изучения учебной дисциплины «Иностранный язык», с активным использованием ее межпредметных связей с указанными выше дисциплинами.
Наряду с этим, серьезного внимания заслуживает проблема эффективного обеспечения учебного процесса в образовательной организации в интересах фор- мирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и му- ниципальных служащих.
Обеспечение учебного процесса в образовательных организациях должно быть организованно в соответствии с современными требованиями общества для качественной подготовки будущих специалистов и осуществляться вне зависимо- сти от социально-экономических ситуаций, в том числе связанных с эпидемиоло- гической обстановкой как очно, так и дистанционно, без потери уровня и качества усвояемого учебного материала.
К основным требованиям, предъявляемым к качественному обеспечению учебного процесса в образовательных организациях относятся: организация как очного, так и удаленного учебного процесса; замена разделов дидактического ма- териала без изменения общего содержания и структуры учебной дисциплины; оперативное внедрение новых активных и интерактивных методов обучения, по- вышающих мотивацию обучающихся; осуществление контроля и коррекции ус- вояемого учебного материала, без помощи преподавателя; создание полной учеб- но-методической базы, изучаемой дисциплины в одном информационном ресур- се; мгновенное пополнение контрольных и дополнительных дидактических мате- риалов; предоставление учебных материалов обучающимся как на печатных, так и цифровом носителях; освоение учебного материала как аудиторно, так и само- стоятельно.
Исходя из анализа реализуемых на сегодняшний день видов обеспечения учебного процесса, можно сделать вывод, что самыми часто используемыми яв- ляются: научно-методическое, программно-методическое, системно- методическое. Однако, данные виды обеспечения учебного процесса, не могут в полной мере удовлетворить потребности обучающихся и не отвечают современ- ным требованиям организации учебного процесса. Переход образовательных ор- ганизаций на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19, позволил проанализировать недостатки организации дидактического процесса к подготовке будущих государственных и муниципальных служащих и перейти к усовершенст- вованному информационно-технологическому обеспечению учебного процесса (ИТОУП), позволяющему непрерывно реализовывать и совершенствовать учеб- ный процесс, с применением современных дидактических информационных средств и педагогических технологий вне зависимости от внешних обстоятельств.
Понятие «информационно-технологическое обеспечение учебного процес- са» (ИТОУП) ввел в научный оборот П.И. Образцов, который предложил рас- сматривать его как «дидактическую систему, которая представляет собой целост- ное единство функционально и структурно связанных между собой информаци- онной и технологической составляющих, подчиненных единым целям всесторон- него обеспечения учебного процесса» [116].
Информационная составляющая дидактического процесса обеспечивает ос- воение содержания изучаемой дисциплины, а технологическая составляющая обеспечивает процессуальную сторону подготовки будущих государственных и муниципальных служащих, на основе данного содержания, реализуемого путем применения дидактического комплекса информационного обеспечения (ДКИО) и соответствующей технологии обучения.
Степень разработанности проблемы. Подробный анализ научной литера- туры, исследований, трудов, нормативных документов, диссертаций и статей, свя- занных с формированием готовности к деловой коммуникации будущих государ- ственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП, позволил прийти к выводу, что данная тема вызывает значительный интерес у ученых и нашла отра- жение в работах в области: профессионального образования и воспитания лично- сти будущих государственных и муниципальных служащих (Н.В. Васильева, В.Г. Горб, Н.Е. Удалова); организации и реализации профессиональной подготовки будущих государственных и муниципальных служащих (Ю.Л. Воробьев, Б.Н. Ге- расимова, И.И. Грачева); подготовки к деловому иноязычному общению будущих выпускников образовательных организаций (И.А. Юсупова, Т.В. Овсянникова. Е.А. Шатурная); подготовки будущих выпускников различных направлений к профессиональной деятельности, с учетом социальных и квалификационных тре- бований (В.П. Беспалько, М.И. Дьяченко, Н.И. Ковалева); основ коммуникации в психологии и педагогики (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.A. Леонтьев); фор- мирования навыков деловой коммуникации будущих специалистов (Т.Г. Бортни- кова, М.В. Дементьева, Л.М. Ковтунович); готовности к межкультурной (ино- язычной) коммуникации (Г.Г. Девятова, Г.В. Захарова). Большой интерес у иссле- дователей вызывает взаимосвязь категорий коммуникация, деловая коммуникация и общение (М.С. Каган, О.Я. Гойхман, Б.Ф. Ломов и др.). Зарубежные авторы также отмечают важность формирования деловой коммуникации у будущих спе- циалистов управленческих специальностей (М. Вриз, Дж.Н. Ральф, и др.). Учиты- вая современные требования к информатизации дидактического процесса в обра- зовательных организациях, в последнее время появилось большое количество ис- следовательских работ, посвященных информатизации образовательного процес- са (А.А. Андреев, Ю.И. Богатырева, З.Ю. Кутузова, О.Н. Филатова и др.), а также использованию в системе образования информационных технологий обучения (Н.И. Евсеева, П. И. Образцов, Б.Р. Шарипов и др.).
Вышеперечисленные исследователи рассматривали отдельные аспекты ин- форматизации образовательного процесса, которые могут быть применены для формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП. Таким образом, анализ научных работ в данной области, позволили выявить следующие противоречия, определяющие потребность в исследовании процесса формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП на примере изучения иностранного языка:
– между требованиями, предъявляемыми ФГОС ВО к уровню сформиро- ванности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих и существующим уровнем разработанности путей и спосо- бов ее формирования при обучении иностранному языку в образовательной орга- низации;
– между социальной значимостью формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих и сущест- вующими педагогическими условиями для ее осуществления в образовательной организации средствами ИТОУП.
Учитывая необходимость разрешения данных противоречий, была сформу- лирована проблема исследования, которая заключается в необходимости выяв- ления и научном обосновании педагогических условий, способствующих форми- рованию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП.
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих форми- рованию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих в образовательной организации средствами информацион- но-технологического обеспечения учебного процесса.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблематики и ее актуальность для развития системы подготовки будущих госу- дарственных и муниципальных служащих определили тему диссертационной ра- боты: «Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП». Объект исследования – процесс формирования готовности к деловой ком- муникации будущих государственных и муниципальных служащих в образова- тельной организации.
Предмет исследования – педагогические условия формирования готовно- сти к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных слу- жащих в образовательной организации средствами ИТОУП.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что уро- вень сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих в образовательной организации (на примере изучения иностранного языка) повысится, если:
– раскрыть и обосновать сущность, содержание, задачи и специфику про- цесса формирования готовности к деловой коммуникации будущих государствен- ных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП;
– разработать теоретическую модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образо- вательной организации средствами ИТОУП;
– внедрить в процесс формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга- низации ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологию форми- рования готовности к деловой коммуникации;
– определить и обосновать критерии, показатели и уровни сформированно- сти готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП;
– реализовать комплекс педагогических условий, способствующих форми- рованию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих, включающий: обеспечение устойчивой профессионально- ориентированной мотивации у будущих государственных и муниципальных слу- жащих к усвоению учебных материалов средствами ИТОУП; разработка и вне- дрение в дидактический процесс формирования готовности к деловой коммуни- кации в процессе обучения иностранному языку учебно-методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муници- пального управления» [104]; разработка и применение в учебном процессе ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологии формирования готовно- сти к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных слу- жащих; готовность преподавателей к применению ИТОУП в дидактическом про- цессе образовательной организации − обеспечивающих эффективность реализа- ции теоретической модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга- низации средствами ИТОУП.
В соответствии с данной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипоте- зой исследования нами сформулированы следующие задачи:
1) теоретически обосновать сущность, особенности и специфику формиро- вания готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП на мате- риале изучения дисциплины «Иностранный язык»;
2) разработать теоретическую модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образо- вательной организации средствами ИТОУП;
3) разработать и реализовать в процесс профессиональной подготовки бу- дущих государственных и муниципальных служащих ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологию формирования готовности к деловой комму- никации;
4) определить критерии, показатели и уровни сформированности готовности к деловой коммуникации у будущих государственных и муниципальных служа- щих в образовательной организации средствами ИТОУП;
5) выявить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга- низации средствами ИТОУП. Методологическую основу исследования составляют следующие ведущие концептуальные подходы: системный (И.В. Блауберг, Э.Г Юдин); деятельностный (И.А. Зимняя, В.Д. А.И. Уман и др.); социокультурный (Е.М. Верещагин, Дж. Верч и др.); компетентностный (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Макаров, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); личностно-ориентированный (И.А. Зимняя, А.И. Леонтьев, В.В. Сериков и др.); контекстный (А.А. Вербицкий); коммуника- тивный (Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.); техно- логический (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, П.И. Образцов и др.).
Теоретическую основу исследования составляют работы в области: теории и практики профессионального образования (М.И. Алдошина, А.А. Вербицкий, В.А. Сластенин и др.); основ профессиональной дидактики (И.С. Архангельский, П.И. Образцов, А.В. Хуторской и др.); профессиональной компетентности (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.М. Митяева, В.А. Сериков и др.); профессионально- ориентированного обучения иностранному языку (Н.А. Богданова, О.Ю. Иванова, В.А. Сластенин); подготовке к иноязычному общению с помощью информацион- ных технологий (Н.И. Евсеева, М.Н. Евстигнеев, О.А. Кравчук, И.В. Сысоев); ос- новных положений науки о языке как о средстве взаимодействия людей в соци- альной среде и средстве коммуникации будущих государственных и муниципаль- ных служащих (Н.В. Ганц, Н.Д. Гальскова, Г.В. Колшанский и др.); исследований, отражающих специфику организации учебного процесса в образовательной орга- низации (Н.С. Гедулянова, М.Г. Ермолаева, Л.И. Колесникова и др.); теории и ме- тодологии информатизации образования (Ю.И. Богатырева, А.Н. Лейбович, П.И. Образцов, и др.); обучения студентов иностранным языкам (И.Л. Бим, И.А. Зим- няя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, Л.А. Петровская и др.).
Методы исследования: общенаучные (анализ научной, педагогической, психологической, методической литературы; нормативно-правовых документов; научный исследований); теоретические (моделирование дидактического процесса формирования готовности к деловой коммуникации); эмпирические (педагогиче- ский эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, опрос) методы матема- тической статистики (статистическая проверка гипотез, оценка гипотезы по кри- терию χ2, расчет средних величин, табличный и графический методы).
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации». В исследова- нии приняли участие 115 бакалавров «направления подготовки 38.03.04 Государ- ственное и муниципальное управление» [115]. Исследование проводилось на про- тяжении трех лет и включало три этапа.
Первый этап (2018-2019 гг.) был посвящен анализу состояния проблемы, осуществлялся подбор и анализ теоретических источников научной и методиче- ской литературы, изучались нормативные документов по определению понятий- но-категориального аппарата исследования. На данном этапе разработана концеп- ция диссертации и научно-категориальный аппарат: объект, предмет, цели, зада- чи. В это же время была создана теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП, разработаны содержание и стратегия опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий экспе- римент. Часть положений и выводов подвергались последующему анализу и до- работкам в соответствии с задачами исследования, а также меняющейся норма- тивной базой.
Второй этап (2019-2020 гг.) включал в себя разработку материалов для проведения формирующего этапа педагогического эксперимента, проверку теоре- тической модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП; содержательное и учебно-методическое наполнения ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык», в соответствии с формируемыми профессиональными качествами будущих государственных и муниципальных служащих, отраженных в требованиях Федерального закона No 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» [181] как средства формирования готовности к деловой коммуникации в образовательной организа- ции. На данном этапе были выявлены и опытно-экспериментальным путем под- тверждены педагогические условия, способствующие эффективному формирова- нию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП.
На третьем этапе (2020-2021 гг.) проводилась всесторонняя проверка и обобщение результатов исследования; оценка эффективности применения ИТО- УП в образовательной организации; подтверждены педагогические условия фор- мирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и му- ниципальных служащих; сформулированы выводы, полученные в ходе экспери- мента; произведена коррекция и детализация основных положений работы, ее оформление.
Научная новизна основных результатов исследования заключается в сле- дующем:
– теоретически обоснованы сущность, особенности и специфика формиро- вания готовности к деловой коммуникации в образовательной организации, обес- печивающая соответствие и способность выполнять профессиональные обяза- тельства будущих государственных и муниципальных служащих в соответствии с социальным заказом в современных условиях;
 с учетом требований Федерального закона No 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» [181] и ФГОС ВО разработана теоре- тическая модель формирования готовности к деловой коммуникации с опорой на специфику профессиональной деятельности будущих государственных и муници- пальных служащих средствами ИТОУП в процессе изучения учебной дисципли- ны «Иностранный язык»;
 разработаны и внедрены в процесс формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технология формирования готовно- сти к деловой коммуникации, позволяющие осуществлять всесторонний дидакти- ческий процесс с использованием действенных методов, форм и средств обуче- ния, способствующих высокому уровню практического применения изученного учебного материала, необходимого для осуществления профессиональной дея- тельности будущих специалистов;
 определены критерии, показатели и уровни сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП, позволяющие оценить динамику развития, мотивации, про- фессионализма и компетентности обучающихся «по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115];
 в рамках разработанной модели обоснованы и опытно- экспериментальным путем проверены педагогические условия способствующие формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП, обеспечивающие положительную профессиональную мотивацию, учебно-познавательную и творческую активность с учетом индивидуальной специфики подготовки обучающихся «по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115] и практической направленности дидактического процесса.
Теоретическая значимость заключается в дополнении методологии и тех- нологии профессионального образования новыми знаниями в области формиро- вания готовности к деловой коммуникации в образовательной организации сред- ствами ИТОУП на примере изучения дисциплины «Иностранный язык» с учетом профессионального соответствия выполняемых функциональных обязанностей будущими государственными и муниципальными служащими; расширении пред- ставления о возможностях применения ДКИО учебной дисциплины «Иностран- ный язык» и технологии формирования их готовности к деловой коммуникации в образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и вне- дрении ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологии формиро- вания готовности к деловой коммуникации; разработке и внедрении в дидактиче- ский процесс образовательной организации учебно-методического пособия «Анг- лийский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципально- го управления»[104], которое реализует содержательную составляющую ДКИО и отражает профессиональную специфику работы будущих государственных и му- ниципальных служащих в соответствии с требованиями «Справочника квалифи- кационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы» [166] и ФГОС ВО по «направлению подготовки 38.03.04 Государствен- ное и муниципальное управление» [115]; разработке критериально-оценочного аппарата, позволяющего эффективно и своевременно отслеживать уровень усвое- ния учебного материала по выделенным критериям.
Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологическими и теорети- ческими положениями профессиональной педагогики по проблеме формирования готовности к деловой коммуникации; востребованностью компетентностного, коммуникативного, системного, личностно-ориентированного, технологического и социокультурного подходов, которые отвечают цели и задачам исследования; использованием методов математической статистики при обработке результатов опытно-экспериментальной работы и подтверждением полученных результатов практическим использовании в образовательной организации в процессе форми- рования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих средствами ИТОУП.
Личный вклад автора диссертации заключается в разработке основных положений исследования; уточнении сущности и содержания понятия «формиро- вания готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих средствами ИТОУП в образовательной организации»; разра- ботке теоретической модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП в об- разовательной организации. Автором самостоятельно был спроектирован и разра- ботан основной инструментарий ИТОУП: ДКИО учебной дисциплины «Ино- странный язык» и технология формирования готовности к деловой коммуника- ции. Разработано и опубликовано учебно-методическое пособие «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управ- ления» [104], содержание которого соответствует требованиям ФГОС ВО и про- фессионально-ориентированным требованиям «Справочника квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы» [166]. Диссертантом разработан критериально-оценочный аппарат; выявлены и экспериментальным путем проверены педагогические условия способствующие формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих средствами ИТОУП в образовательной орга- низации, представляет собой целенаправленный дидактический процесс, направ- ленный на овладение обучающимися деловой коммуникацией, при изучении ино- странного языка, с использованием в учебном процессе образовательной органи- зации информационно˗технологического инструментария. ИТОУП представлен в единстве и взаимосвязи информационной и технологической составляющих, по- средствам которых происходит формирование готовности к деловой коммуника- ции будущих государственных и муниципальных служащих с гарантированным положительным результатом. Информационная составляющая реализуется в учебном процессе посредствам ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и является содержательной стороной учебного процесса; технологическая состав- ляющая ИТОУП, является процессуальным компонентом профессиональной под- готовки обучающихся и реализуется в учебном процессе посредствам технологии формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих и представлена в виде технологической карты.
2. Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуника- ции будущих государственных и муниципальных служащих в процессе изучения иностранного языка средствами ИТОУП в образовательной организации пред- ставляет собой дидактическую систему взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, целью функционирования которой является формирование готов- ности к деловой коммуникации в соответствии с требованиями ФГОС ВО по на- правлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» [115]. Структурными компонентами теоретической модели формирования готов- ности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих являются целевой, методологический, содержательно-процессуальный, критериально-оценочный и результативный блоки.
3. Реализация технологии формирования готовности к деловой коммуника- ции в образовательной организации представляет собой специально организован- ный дидактический процесс, с применением современных информационных средств, позволяющих осуществлять поэтапное, эффективное обучение, способ- ствующее достижению заданных уровней сформированности готовности к дело- вой коммуникации. Технология формирования готовности к деловой коммуника- ции, реализуется в три этапа посредством ДКИО учебной дисциплины «Ино- странный язык». Первый этап представляет собой первичную диагностику уровня готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципаль- ных служащих, с целью его систематизации и выравнивания в рамках традицион- ных для образовательных организаций форм и методов обучения. Второй этап представляет собой формирование готовности к деловой коммуникации в рамках дисциплины «Иностранный язык» средствами ДКИО, который способствует эф- фективному усвоению учебного материала, развитию мотивации к осознанному обучению и активному применению полученных знаний и навыков в профессио- нальной деятельности будущих государственных и муниципальных служащих. Итоговый этап представляет собой применение сформированных знаний, умений и навыков деловой коммуникации, используемых будущими государственными и муниципальными служащими в процессе решения профессионально- ориентированных учебных задач, способствующих осуществлению социокуль- турной и межкультурной деловой коммуникации с соблюдением правил профес- сиональной этики.
ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» представляет собой ин- формационную оболочку, в которую с целью создания условий для «непрерывно- го дидактического информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимся интегрируются прикладные программные продукты, базы данных, учебные и методические материалы, которые можно использовать в учебном про- цессе как на цифровых, так и на бумажных носителях» [116]. ДКИО включает в себя организационный, содержательный, координирующий и контрольный блоки, обеспечивающие реализацию целостной технологии формирования готовности к деловой коммуникации. Структура и наполнение ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» осуществляется в зависимости от целей и содержания обу- чения, а также решаемых дидактических задач. В состав организационного блока ДКИО включены нормативные документы; содержательный блок включает обу- чающие материалы, основным из которых является авторское учебно- методическое пособие «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере госу- дарственного и муниципального управления» [104], составленное с учетом про- фессиональной составляющей коммуникативной подготовки будущих специали- стов; координирующий блок включает в себя информационно-справочную систе- му по профессиональной подготовке будущих государственных и муниципальных служащих; контрольный блоки обеспечивает своевременный контроль и оценку уровней сформированности готовности к деловой коммуникации.
4. Для оценки уровня сформированности готовности к деловой коммуника- ции предлагается использовать следующий комплекс критериев: мотивационный (показатели: осознание смысла и ценности осуществлять эффективную деловую коммуникацию с целью успешного решения профессиональных задач, способст- вующих профессиональному становлению будущего государственного и муници- пального служащего), когнитивный (показатели: сформирован необходимый объ- ем владения языковым материалом в области государственного и муниципально- го управления; знания специфики различных видов коммуникативных стратегий и тактик, используемых в процессе осуществления профессиональной деятельности государственного служащего; владение социокультурными знаниями, что преду- сматривает знания об этических, поведенческих, культурных, национальных цен- ностях и особенностях коммуникативного партнера), коммуникационно- деятельностный (показатели: практическая реализация сформированных знаний, умений и навыков в профессиональной сфере государственного и муниципально- го управления для осуществления социокультурной и межкультурной деловой коммуникации для реализации эффективного сотрудничества с соблюдением пра- вил профессиональной этики). Оценка сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих осуществ- ляется на основании выделенных критериев и предполагает высокий, достаточ- ный и критические уровни.
5. Обоснован и подтвержден комплекс педагогических условий, способст- вующих формированию готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих в процессе изучения дисциплины «Ино- странный язык» средствами ИТОУП в образовательной организации:
− обеспечение устойчивой профессионально-ориентированной мотивации у будущих государственных и муниципальных служащих к усвоению учебных ма- териалов средствами ИТОУП;
− разработка и внедрение в дидактический процесс формирования готовно- сти к деловой коммуникации в процессе обучения иностранному языку учебно- методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере госу- дарственного и муниципального управления» [104];
− разработка и применение в учебном процессе ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологии формирования готовности к деловой комму- никации будущих государственных и муниципальных служащих;
− готовность преподавателей к применению ИТОУП в дидактическом про- цессе образовательной организации.
Апробация и реализация результатов исследования. В процессе исследо- вания основные положения, выводы и результаты были представлены в авторских и написанных в соавторстве статьях, на Международных научно-практических конференциях «Язык в сфере профессиональной коммуникации» [107] (Орел, 2021г), V – Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки в современном мире» [102] (Уфа, 2021г.), Всероссий- ских научно-практических конференциях «Лингвистика, переводоведение и мето- дика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы.» [98, 101] (Орел, 2020г., 2021г.), VIII Международной научно-практической конфе- ренции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, пер- спективы» [99] (Ростов-на-Дону, 2021г.), 15–ой Международной научно- практической конференции «Инновации и качество профессионального образова- ния» [105] (Казань, 2021г.), в выступлениях на заседаниях методических объеди- нений кафедры общих дисциплин. По итогам исследования было разработан и из- дано учебно-методическое пособие «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управления» [104] (Орел, 2020г., Среднерусский институт управления – филиала РАНХиГС) лично и в соавторстве опубликовано 12 работ, в том числе 4 работы в изданиях, рецензированных ВАК России.
Структура диссертации определена логикой и целью исследования. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой из глав, заклю- чения, списка использованной литературы, состоящего из 230 источников и 13 приложений. В диссертации содержится 9 таблиц и 9 рисунков.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса»

    Публикации автора в научных журналах

    Особенности формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в высшей школе
    П.И. Образцов, А.В. Никитина // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: Материалы II Всерос- сийской научно-практической конференции с международным участием, Орёл, 26 марта 2020 года / Под редакцией О.Ю. Ивановой. – Орёл: Орловский государствен- ный университет имени И.С. Тургенева, 2– С. 807
    Применение информационных технологий при обучении иностранным языкам в системе образовательного процесса высшей школы
    А.В. Ники- тина // Приоритетные направления развития науки в современном мире: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конферен- ции, Уфа, 05 февраля 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр "Вестник науки"», 2– С. 205
    Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих посредствам учебно-методического пособия «Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управления» на примере дисциплины иностранный язык
    А.В. Никитина // Инновации и качество профессионального образования: Материалы 15-ой Международной научно- практической конференции, Казань, 21 мая 2021 года. – Казань: Общество с ограни- ченной ответственностью «Редакционно-издательский центр "Школа"», 2– С. 355

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»