Ономастическое пространство нормативно-научного макротекста “Русский язык” в статике и динамике

Голубничая Алина Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Нормативно-научный макротекст «Русский язык» и его основные
характеристики …………………………………………………………………………………………….. 15
1.1. Имя собственное как культурный знак и носитель предметного знания…… 23
1.2 Учебный текст в теории текста ……………………………………………………………… 31
1.3. Из истории формирования жанра нормативно-научного текста ………………. 36
Выводы по первой главе …………………………………………………………………………….. 42
Глава 2. Ономастическое наполнение нормативно-научного макротекста «Русский
язык XIX» ……………………………………………………………………………………………………. 44
2.1. Типы имѐн собственных в нормативно-научных текстах………………………… 44
2.2. База данных как инструмент анализа ономастического пространства
нормативно-научного макротекста «Русский язык» ………………………………………… 47
2.3. Проблема выделения имѐн собственных в источниках XIX века …………….. 51
2.4. Количественная характеристика ономастического наполнения нормативно-
научного макротекста «Русский язык XIX» ……………………………………………………. 67
Выводы по второй главе …………………………………………………………………………….. 91
Глава 3. Анализ ономастического наполнения нормативно-научных макротекстов
XX века и начала XXI века ……………………………………………………………………………. 93
3.1. Имена собственные в нормативно-научных текстах по русскому языку
XX века ……………………………………………………………………………………………………….. 93
3.2. Общая характеристика ономастического наполнения современных
нормативно-научных текстов по русскому языку ………………………………………….. 114
3.3. Имена собственные в нормативно-научном макротексте «Русский язык
XXI» ………………………………………………………………………………………………………….. 116
3.4. Общая характеристика ономастического наполнения комплекса
нормативно-научных текстов – 2 (КННТ-2) и комплекса нормативно-научных
текстов – 3 (КННТ-3) ………………………………………………………………………………….. 125
Выводы по третье главе ……………………………………………………………………………. 128
Глава 4. Структура и содержание ономастического пространства нормативно-
научного макротекста «Русский язык» …………………………………………………………. 131
4.1. Общая характеристика ономастического наполнения нормативно-научного
макротекста «Русский язык» ……………………………………………………………………….. 131
4.2. Количественные и качественные характеристики ономастического ядра
нормативно-научного макротекста «Русский язык» ………………………………………. 134
4.3. Количественные и качественные характеристики средней части
ономастического пространства в нормативно-научном макротексте «Русский
язык» …………………………………………………………………………………………………………. 140
4.4. Характеристика единичных имѐн собственных в нормативно-научном
макротексте «Русский язык» ……………………………………………………………………….. 148
4.5. Ономастическое пространство макротекста «Русский язык»: динамический
аспект ………………………………………………………………………………………………………… 169
4.6. Сравнительный анализ ономастического состава нормативно-научного
макротекста «Русский язык» и лингвострановедческого словаря «Россия» …….. 178
Выводы по четвѐртой главе ………………………………………………………………………. 189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 193
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ……………………….. 200
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………. 201
Приложение А. Тексты учебников родного языка как носители лингвокультурной
информации ……………………………………………………………………………………………….. 223
Приложение Б. Частотные таблицы имѐн собственных нормативно-научного
макротекста «Русский язык» ……………………………………………………………………….. 240

Во Введении обосновывается актуальность исследования, научная но-
визна, теоретическая и практическая значимость, обозначаются объект и пред-
мет, цель и задачи работы, описываются методы, источники и материалы, фор-
мулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Нормативно-научный макротекст “Русский язык”»
и его основные характеристики» – описываются ключевые понятия диссерта-
ционного исследования: языковая личность, нормативно-научная картина ми-
ра (ННКМ), её внешние и внутренние признаки, нормативно-научный текст
(ННТ), нормативно-научный макротекст (ННМТ) «Русский язык», ономасти-
ческое пространство, всесторонне анализируются взаимоотношения этих по-
нятий. Важнейшей опорной единицей нормативно-научной картины мира – но-
сителем предметного знания являются имена собственные.
В параграфе 1.1 анализируется имя собственное как культурный знак и
носитель предметного знания, уделяется внимание понятию прецедентные
имена, которые способны аккумулировать лингвокультурологическую инфор-
мацию, уникальную для русской национальной культуры, и потому представ-
ляют особый интерес для изучения.
В параграфе 1.2 рассматривается проблема изучения текста в современ-
ной науке. Для данного исследования важен в первую очередь учебный текст,
который в русле развиваемой в данной работе концепции определяется как
текст, специально отобранный или созданный для передачи научного знания и
получивший обозначение нормативно-научного текста (ННТ). ННТ является
средством развёртывания содержания опорных единиц нормативно-научной
картины мира. При анализе терминологической составляющей ННКМ
А.М. Ильиной было описано восемь типов нормативно-научных текстов:
1) текст – теоретический параграф; 2) текст – задание к упражнению, 3) текст –
заголовок; 4) текст упражнения; 5) текст – эпиграф к параграфу; 6) текст – све-
дения, помещённые на полях учебника; 7) текст – дополнительный теоретиче-
ский материал; 8) текст – сведения об учёных10. При анализе ономастического
наполнения ННТ эту классификацию дополнили ещё пять: 1) текст – аннота-
ция; 2) текст – введение; 3) текст – изречение; 4) текст – из истории слов;
5) текст – приложение. Выделенные типы ННТ являются составными частями
макротекста учебников русского языка, функционирующие в них онимы обра-
зуют ономастические поля, формирующие ономастическое пространство мак-
ротекста.
Параграф 1.3 посвящён анализу жанра учебного текста. Предварительно
анализируются особенности правописания имён собственных, так как в рас-
сматриваемый период правила использования прописной буквы (что сегодня
является главным формальным признаком при выделении имён собственных в
любом тексте) значительно менялись. Сравнивается представление об имени
собственном в нормативно-научных текстах XIX века и современных.
Ономастическое наполнение нормативно-научных текстов рассматрива-
ется на уровне макро- и микроструктур. Макроуровню соответствует совокуп-
ность ННТ какой-либо учебной дисциплины. На уровне микроструктуры текст
представлен именами собственными, сопряжёнными с обширными историко-
культурными сведениями. Количественный и качественный анализ ономасти-
ческого наполнения ННТ учебников русского языка позволяет получить объек-
тивное представление о базовом ономастическом фрагменте ННКМ русской
языковой личности в его статике и динамике.
Глава вторая – «Ономастическое наполнение нормативно-научного
макротекста «Русский язык XIX» – посвящена описанию имён собственных,
выделенных в нормативно-научных текстах по русскому языку XIX века, их
классификации, а также апеллятивов, написанных с большой буквы.
Один из важных вопросов проводимого исследования имён собственных
учебников русского языка XIX–XX веков и современных заключается в пред-
ставлении классификации имён собственных (параграф 2.1). Для описания
онимов, выделенных в учебниках русского языка XIX–XXI веков, потребова-
лась классификация имён собственных, включающая шестнадцать разрядов:
Ильина, А.М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира
школьника: содержательный и методический аспекты: автореф. … канд. пед. наук. – Орёл,
2008. С. 12.
1) антропонимы, 2) литературные имена, 3) литературные произведения, 4) то-
понимы, 5) космонимы, 6) астронимы, 7) религионимы, 8) мифонимы, 9) хро-
нонимы, 10) документонимы, 11) фалеронимы, 12) политонимы, 13) хремато-
нимы, 14) эргонимы, 15) зоонимы, 16) фитонимы. Кроме того, в соответствии с
исследуемым материалом для наиболее полной характеристики онимов, отно-
сящихся к данным разрядам, следовало внутри разрядов выделить группы они-
мов.
В параграфе 2.2 описывается база данных онимов, выявленных в ННТ.
Созданная база данных имён собственных служит инструментом для проведе-
ния анализа ономастического пространства ННМТ «Русский язык».
В параграфе 2.3 детально анализируются апеллятивы, написанные с
большой буквы. Исследуется проблема разграничения имён собственных и
нарицательных. Подробно характеризуется ономастическое наполнение норма-
тивно-научных текстов русского языка XIX века (параграф 2.4). Анализ показал
следующее. В книгах К.С. Аксакова (ННТ-2) и А.Х. Востокова (ННТ-1) количе-
ство нарицательных существительных, написанных с большой буквы, превы-
шает число собственных. Учебники Ф.И. Буслаева (ННТ-3) и В.И. Классовско-
го (ННТ-4) отличает большое количество и разнообразие онимов.
Выявление и анализ имён собственных, входящих в ономастическое ядро
учебных текстов XIX века, созданных выдающимися лингвистами и методи-
стами, позволяют предположить, что отбор материала обусловлен не только по-
знавательными целями и особенностями предмета, но и пониманием роли род-
ного языка как важнейшего инструмента духовного и нравственного воспита-
ния.
В третьей главе – «Анализ ономастического наполнения нормативно-
научных макротекстов XX века и начала XXI века» – представлен анализ
количественного и качественного состава имён собственных ННТ XX века (па-
раграф 3.1). В ННТ XX века формировался план построения и изложения учеб-
ного материала (теоретический текст параграфа, правила, учебные задания для
закрепления с использованием цитат и отрывков из литературных произведе-
ний), по которому построены и многие современные учебные пособия по рус-
скому языку. В частности, такой принцип изложения материала представлен в
ННТ Р.И. Аванесова (ННТ-7), В.Ф. Грекова (ННТ-8), С.Е. Крючкова (ННТ-9).
Главным источником иллюстративного материала становятся художе-
ственные произведения из школьной программы по литературе, поэтому самы-
ми многочисленными группами ИС, выделенными в ННТ данного периода, яв-
ляются антропонимы – имена поэтов, писателей XIX и XX веков. С антропони-
мами непосредственно связаны две группы, содержащие большое количество
ИС, – названия литературных произведений и имена литературных героев (пер-
сонажей).
Среди топонимов, встречающихся в учебниках XX века, самыми частот-
ными являются ИС, представляющие названия некогда общей страны – СССР /
Советский Союз, исторические – Россия, меньше Русь, а также столицы
Москва как сердца огромного государства. Благодаря многообразию топони-
мов, которые выделены в ННТ XX века, можно изучать географию огромной
страны с севера на юг и с запада на восток.
Таким образом, в сравнении с ННТ XIX века увеличилось количество
групп имён собственных. В ННТ XX века были выделены новые группы: эрго-
нимы, космонимы (астронимы), зоонимы. Некоторые группы ИС не встречают-
ся в учебниках XX века (религионимы, документонимы). В связи с тем, что ре-
лигиозное воспитание в школе было заменено идеологическим, важнейшее зна-
чение приобрели ИС, характеризуемые как политонимы. Своего рода связую-
щим звеном между ННТ XIX и XX веков можно считать тексты пособия
А.В. Миртова «Живой язык в задачах и вопросах» (1926), так как в нём ещё
встречаются некоторые религионимы (Бог / Христос / Иисус Христос) и доку-
ментонимы (Новгородская летопись, «Духовная Ивана Калиты»), но уже при-
сутствуют онимы, имеющие отношение к молодому советскому государству:
новые топонимы – СССР, РСФСР, УССР; политонимы – НЭП, Чека, ВЦИК и
др.
Параграф 3.2 посвящён общей характеристике ономастического наполне-
ния трёх комплексов нормативно-научных текстов (КННТ) Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова / С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др. (далее – КННТ-1);
М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др. (далее – КННТ-2); В.В. Бабайцевой и др.
(далее – КННТ-3), включающих в себя 15 учебных пособий.
Количество всех употреблений ИС в КННТ-1 для 5–9 классов составляет
более 4,5 тысяч, бо́льшая часть из них – единичные онимы, относящиеся к раз-
личным разрядам: антропонимам (Вальтер Скотт, В. Бондарчук, В. Николь-
ский), топонимам (Нижний Новгород, Ростовская область, Омск), именам ли-
тературных персонажей (Алексей Мересьев, Гек, Селифан, Бобчинский) и др.
Самые частотные ИС: А.С. Пушкин (233), А.П. Чехов (157), К.Г. Паустовский
(130), И.С. Тургенев (128), А.М. Горький (116), М.Ю. Лермонтов (99), Л.Н. Тол-
стой (77) и др. Отметим, что группа, включающая в себя двадцать наиболее
употребительных онимов, состоит в основном из антропонимов. И только два
ИС относятся к топонимам (Москва – 46, Россия – 34).
В КННТ-2 для 5–9 классов выявлено более 5 тысяч употреблений ИС, из
которых также большинство составляют единичные онимы (антропонимы –
Этьен Морис Фальконе, В. Вернадский, В. Ветлина, В. Гейко и др.; топонимы –
Скандинавия, Баку, Нил и др.; литературные имена – Плюшкин, Пульхерия Ива-
новна, царь Додон и др.; названия стихотворений и небольших рассказов – «По-
путчик», «Зимой», «Знаки препинания») и т.п. Однако самые употребительные
онимы – имена поэтов и писателей: А.С. Пушкин (277), М.Ю. Лермонтов (118),
К.Г. Паустовский (106), И.С. Тургенев (105), А.М. Горький (84), А.П. Чехов (83)
и др. Следует отметить, что двадцать наиболее частотных ИС в данном КННТ-2
включают в себя в основном антропонимы и только 2 топонима (Москва – 62,
Россия – 45), как и в КННТ-1.
Наибольшее количество онимов выявлено в КННТ-3. Весь массив ИС
насчитывает свыше 8 тысяч употреблений. Как и в комплексах Т.А. Ладыжен-
ской и М.М. Разумовской, в число самых употребительных онимов учебного
комплекса В.В. Бабайцевой входят те же имена: А.С. Пушкин (548), К.Г. Пау-
стовский (257), А.П. Чехов (213), И.С. Тургенев (181), Л.Н. Толстой (170),
А.М. Горький (159), М.Ю. Лермонтов (143) и др. Сравнивая двадцать самых
употребительных онимов в КННТ-3 отметим, что, как и в КННТ-1, КННТ-2, та-
ковыми являются в основном антропонимы и 2 топонима (Москва – 59, Россия
– 54).
Далее в параграфе 3.3 анализируется количество имён собственных,
функционирующих в нормативно-научном макротексте «Русский язык XXI».
В таблице 1 представлено распределение общего количества имён собственных
в каждом типе ННТ (подробно о типологии ННТ говорилось в параграфе 1.2).

Таблица 1 – Типы нормативно-научных текстов современных учебных
комплексов
Типы ННТОбщее количество употреблений
ИС
КННТ-1КННТ-2КННТ-3
1. Текст упражнения372539194592
2. Текст – теоретический параграф3333102597
3. Текст – задание к упражнению174663607
4. Текст – дополнительный теоретический материал8112141
5. Текст – заголовок665219
6. Текст – приложение2968115
7. Текст – сведения об учёных–6323
8. Текст – введение6–89
9. Текст – аннотация5385
10. Текст – эпиграф32622
11. Текст – изречение––90
12. Текст – из истории слов––81

Вначале характеризуется ономастическое наполнение КННТ-1 для 5–9
классов не только по разрядам (антропонимы, топонимы, хрононимы, названия
литературных произведений и др.), но и по группам (например, среди антропо-
нимов – имена поэтов, писателей, художников, учёных, педагогов и др.).
В параграфе 3.4 даётся общая характеристика ономастического наполне-
ния КННТ-2 и КННТ-3. В проведённом анализе названных комплексов описано
количество ИС, их употребление, соотношение повторяющихся и единичных
онимов. Среди единичных и повторяющихся онимов отмечено следующее со-
отношение: в КННТ-3 (ННТ-20 – ННТ-24) 836 единичных, 1418 повторяющих-
ся ИС; в КННТ-2 (ННТ-15 – ННТ-19) 1331 и 626 соответственно.
Таким образом, наиболее частотными ИС во всех современных учебниках
русского языка являются антропонимы – имена поэтов и писателей. Цитаты из
их произведений составляют основу макротекста «Русский язык XXI».
В четвёртой главе – «Структура и содержание ономастического про-
странства нормативно-научного макротекста «Русский язык» –
описываются этапы выявления ИС и их общей характеристики, указывается со-
отношение единичных и повторяющихся ИС.
В параграфе 4.1 говорится о том, что в ННМТ «Русский язык» насчиты-
вается 6593 онима, из них 3665 единичных ИС, 2928 повторяющихся. При этом
количество всех повторений ИС составляет 30 719.
Мы рассматриваем ономастическое пространство нормативно-научного
макротекста «Русский язык» как сложную структуру, объединяющую в себе
макротексты трёх эпох «Русский язык XIX», «Русский язык XX», «Русский
язык XXI» (о структуре ННМТ «Русский язык» см. 1 главу). Анализ всей сово-
купности онимов как пространства позволяет более полно представить много-
образие ИС, а также, что является важным для проводимого исследования, про-
следить динамику изменений, происходивших в течение XIX–XXI веков в оно-
мастическом пространстве, которое неразрывно связано с ННКМ русской язы-
ковой личности.
Одной из конечных целей нашего исследования являлось нахождение ИС,
составляющих общее ядро онимов в ННМТ «Русский язык XIX», «Русский
язык XX», «Русский язык XXI». Таким образом, сопоставляя круг наиболее ча-
стотных онимов, выделенных в ННМТ каждой эпохи, мы получили искомый
результат. Безусловно, следует рассматривать ономастическое пространство
ННМТ «Русский язык» как структуру, организованную по концентрическому
принципу, в центре которой находится ядро с приядерной частью, за ней распо-
лагаются собственно средняя часть и периферия.
В ядро ономастического пространства входят ИС, имеющие наибольшую
частотность во всех нормативно-научных текстах. В количественном отноше-
нии это выражается в том, что совокупная употребительность любого онима
ядра не может быть менее 100. Средняя часть ономастического пространства
включает в себя имена, индекс частотности которых располагается в пределах
34–2, а совокупная употребительность находится в интервале от 99 до 2. Без-
условно, в таком диапазоне ИС не может не быть переходных групп онимов.
Имена собственные с употребительностью свыше 60 тяготеют к ядру и харак-
теризуются как приядерная часть. Единицы с употребительностью от 60 до 10
образуют собственно среднюю часть. Онимы с употребительностью от 9 до 2
тяготеют к периферии, которую составляют единичные ИС. Необходимо под-
черкнуть, что средняя часть является наиболее многочисленной в современных
ННТ. В нормативно-научных текстах XIX и XX веков большую часть состав-
ляют повторяющиеся онимы. В ономастическом пространстве ННМТ «Русский
язык» в целом соотношение единичных и повторяющихся ИС составляет
55,6 % и 44,4% соответственно. Путём наложения выделенных групп ИС в ис-
следуемых ННТ получим общие для разных текстов онимы, которые связывают
части ономастического пространства, относящие к разным эпохам, в единое це-
лое.
В параграфе 4.2 представлены количественные и качественные характе-
ристики ономастического ядра в ННМТ «Русский язык». Так, в ННТ XIX века
насчитывается 1102 ИС. Количество повторяющихся ИС составляет 382 (упо-
треблений – 2429), единичных – 720. Всего употреблений – 3149.
В ННТ XX века выявлено 2006 ИС. Количество повторений ИС достигает
9243, из них единичных имён – 1249, повторяющихся – 757 (употреблений –
7994).
Имена собственные с наибольшим количеством употреблений входят в
ядро ономастического поля современных ННТ по русскому языку (см. список).
Количество онимов составляет 4498 (из них единичных – 2881, повторяющих-
ся – 1617, всего употреблений насчитывается 18 220).
Безусловно, важной частью ономастического пространства является
средняя часть (параграф 4.3). Если ядро и приядерная часть в основном одно-
родны по своему составу, то средняя часть отличается большим многообрази-
ем. Кроме небольшого числа общих ИС в составе ядра, существует множество
связей именно в этой части. Прежде всего эти связи выражены общими онима-
ми самых больших разрядов – антропонимами и топонимами. Имена собствен-
ные именно данных разрядов формируют константы ономастического про-
странства ННМТ «Русский язык». Онимы, принадлежащие к другим разрядам,
больше относятся к переменной его части.
В параграфе 4.4 описываются ИС, входящие в периферийную часть оно-
мастического пространства нормативно-научного макротекста «Русский язык»,
которую составляют единичные имена собственные. Эти онимы могут заклю-
чать в себе интересные сведения об эпохе, к которой относятся. Многочислен-
ная группа единичных имён собственных неоднородна по своему составу и
включает в себя все разряды имён собственных, которые были выявлены в ходе
анализа ННМТ «Русский язык». Анализируя весь массив единичных онимов в
ННТ, можно сделать некоторые выводы о том, что единичные имена собствен-
ные не только являются носителями части общеобязательного знания, но и иг-
рают важнейшую роль в создании общего культурного фона эпохи. Этому спо-
собствует и использование в качестве иллюстративного материала в ННМТ
«Русский язык» текстов других учебных дисциплин (истории, географии, лите-
ратуры, обществознания).
В результате проведённого сравнения ИС, входящих в ядро ономастиче-
ского пространства ННМТ «Русский язык», были выделены общие онимы (па-
раграф 4.5). Практически полное совпадение ИС выявлено в составе ономасти-
ческого ядра учебников XX века и современных, кроме трёх имён (Н. Остров-
ский, А. Серафимович, И.А. Бунин, данные представлены в диссертации).
Меньше совпадений наблюдается при сравнении ИС, входящих в ядро внутри
ономастического пространства ННТ XIX и XX веков, а также XIX века и со-
временных.
Общими именами, входящими в ядро, для ННТ по русскому языку XIX и
XX веков являются антропонимы А.С. Пушкин, И.А. Крылов, для ННТ XIX века
и современных – антропонимы А.С. Пушкин, И.А. Крылов, топонимы Москва,
Россия.
Проанализировав состав онимов ННТ по русскому языку трёх столетий –
XIX, XX и начала XXI века, – можно сделать вывод, что имена собственные яв-
ляются своего рода связующими звеньями, которые соединяют исторические
эпохи в жизни нашей страны.
Как известно, «все языковые единицы обладают двумя планами – формой
и содержанием… Вокруг каждого слова, … складывается целый ореол всевоз-
можных сведений11. Прежде всего это сведения, которые дают представление о
национальных, культурных, исторических и других особенностях того или ино-
го народа, страны. При этом «…национально-культурный компонент свойствен
именам собственным даже в большей степени, чем апеллятивам»12. Таким об-
разом, «имя собственное … может быть, действительно лишено лексического
понятия, но его лексический фон оказывается обширным и качественно слож-
ным»13.
Этим свойством имени собственного обусловливается и его роль в фор-
мировании общеобязательного знания языковой личности, и необходимость
лингвокультурологического анализа содержания имени (национально-
культурного компонента, лексического фона, ассоциативно-культурного фона).
Проведённый анализ показывает, что каждое из имён, входящих в ядро
ННМТ «Русский язык», обладает «яркой национально-культурной семантикой,
поскольку их групповое и индивидуальное значение прямо производно от ис-
тории и культуры народа – носителя языка»14.
Дополняет представление об ономастическом пространстве ННМТ «Рус-
ский язык» описание единичных ИС.
Исследование ИС ННМТ «Русский язык» позволило получить данные,
которые служат подтверждением положения о том, что в ономастическом про-
странстве «за антропонимами закрепляется центральное положение в именной
системе»15, что ядро ономастического поля строится по «антропонимическому
принципу»16. Так, общее количество антропонимов, выявленных в ННМТ
«Русский язык», составляет 2677 единиц. Из всех употреблений онимов в мак-
ротексте учебников русского языка больше половины составляют именно ан-
тропонимы (19 666).
В ряду антропонимов, составляющих основу ядра ономастического про-
странства ННМТ, выделяются имена поэтов и писателей. Два из них являются
Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в пре-
подавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1990. С. 42, 45.
Там же. С. 57.
Там же. С. 60.
Там же. С. 60.
Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-
эстетический потенциал: автореф. … д-ра филол. наук. – Волгоград, 2000. С. 10.
Нахимова, Е.А. Прецедентные именав массовой коммуникации. – Екатеринбург:
Уральский гос. пед. ун-т, 2007. С. 27.
общими в ономастическом ядре текстов учебников русского языка XIX, XX ве-
ков и современных, – А.С. Пушкин, И.А. Крылов.
В таблице 2 приведены 10 наиболее частотных ИС, составляющих общее
ядро ономастического поля макротекста «Русский язык.

Таблица 2 – Частотные имена собственные ННМТ «Русский язык»
Имя собственноеКоличество
А.С. Пушкин1656
И.С. Тургенев881
А.П. Чехов741
М.Ю. Лермонтов669
М. Горький656
Л.Н. Толстой560
К.Г. Паустовский522
И.А. Крылов368
Н.В. Гоголь337
Н.А. Некрасов301

Для более наглядного представления об ономастическом ядре ННМТ
«Русский язык» были проанализированы 100 наиболее частотных онимов.
68 позиций в этом списке заняли антропонимы – имена писателей, по-
этов, учёных, государственных деятелей.
В число 100 онимов ядра вошло 12 топонимов: Москва (264), Россия /
Российская Федерация / РСФСР (237), Волга (113), Русь / Древняя Русь / Киев-
ская Русь / Матушка-Русь (91), Петербург / Санкт-Петербург / Ленинград
(75), Кавказ (65), Новгород (53), Киев (50), Дон (48), Сибирь (46), Советский
Союз / СССР/ Советская страна / Союз Советских Социалистических Респуб-
лик (45), Урал (40), Днепр (36).
Остальные имена собственные относятся к следующим разрядам:
– названиям литературных произведений, среди которых «Слово о полку
Игореве» (89), «Евгений Онегин» / «Онегин» (43);
– именам литературных героев: Павел / Корчагин (67), Онегин / Евгений
Онегин / Онегин (50), Татьяна / Таня (49), Чичиков (48);
– космонимам – Земля (74).
Кроме того, в описываемой сотне наиболее частотных онимов выделяют-
ся имена и названия, относящиеся к религионимам: Христос / Иисус Христос
(43), Библия/ Евангелие (от Матфея, от Иоанна, от Луки, от Марка) – 43.
Среди 100 наиболее частотных ИС встречаются имена, которые принад-
лежат литературным персонажам, а также отмечены в примерах ННТ, создан-
ных авторами учебников: Петя, Ваня / Иван, Серёжа, Саша, Миша, Наташа,
Маша, Андрей17. С нашей точки зрения, они интересны тем, что входят в число
Часть упоминаний имён Наташа, Андрей, относится к роману Л.Н. Толстого
«Война и мир», Маша – к повестям «Капитанская дочка» и «Дубровский» А.С. Пушкина.
самых распространённых и популярных русских имён в разные эпохи жизни
нашей страны.
Для подтверждения объективности полученных сведений при анализе
ономастического пространства ННМТ «Русский язык» с учётом его динамики
необходимо сопоставить эти сведения с данными других источников, отража-
ющих представление о важных для современного русского культурного про-
странства именах собственных (параграф 4.6). Одним из авторитетных источ-
ников такого рода может служить Большой лингвострановедческий словарь
«Россия» (данные), в котором представлено около 1000 словарных статей. При
сравнении 100 самых частотных ИС в ННМТ «Русский язык» и имён и назва-
ний всех упоминаемых в словаре объектов, фактов, явлений, личностей, свя-
занных с русской историей и культурой, отмечено 80 совпадений. При этом 64
именам собственным посвящены отдельные словарные статьи, 16 онимов упо-
минаются в других словарных статьях. Расхождение в 20 имён, характеризую-
щее охватываемый период в истории страны, объективно объясняются тем, что
каждая эпоха порождает новые имена, которые до этого не существовали или
не были известны, т.е. происходящими в обществе динамическими процессами.
Таким образом, абсолютное большинство онимов ядра ономастического
пространства ННМТ «Русский язык» представлено в лингвострановедческом
словаре «Россия», отражающем современное понимание актуального знания о
России, в том числе – знания ономастического. Проведённый сравнительный
анализ даёт основание утверждать, что выделенные в ННТМ «Русский язык»
имена собственные являются актуальной частью ономастического фрагмента
нормативно-научной картины мира русской языковой личности.
В Заключении излагаются основные выводы и результаты исследования.
Одним из актуальных объектов современной лингвистики в рамках про-
блемы описания картины мира русской языковой личности является изучение
её ономастической составляющей, отражающей взаимоотношения человека и
имени. Традиционно ономастическое наполнение картины мира рассматривает-
ся по преимуществу в статике, в рамках определённого текста, временного от-
резка и т.д. Обращение к диахроническому аспекту проблемы, к динамическим
процессам в составе и структуре картины мира позволяет воссоздать историю
формирования не только ономастического фрагмента картины мира отдельной
языковой личности, но и языковой личности как обобщённого лингвокультур-
ного феномена, существующего и в пространстве, и во времени.
В диссертационной работе анализируется ономастическое пространство,
которое формируется текстами учебной литературы, или нормативно-
научными текстами, совокупность которых составляет нормативно-научный
макротекст «Русский язык». Одной из опорных единиц нормативно-научного
текста наряду с термином выступает имя собственное, обладающее коннота-
тивной семантикой, представляющее собой сжатый текст, своего рода концепт,
вмещающий большой объём национально-культурной информации.
Функционирующие в нормативно-научном макротексте «Русский язык»
имена собственные составляют ономастическое пространство, объединяющее
некоторое количество ономастических полей, которые организуются онимами
общей разрядной, тематической, локальной, временной и др. принадлежности.
Ономастические поля, относящиеся к различным историческим периодам, свя-
заны друг с другом отдельными именами, которые представляют собой своего
рода скрепляющие звенья. В каждом из этих полей и, соответственно, в их со-
вокупности присутствует ядро, центральная часть и периферия.
Ядро анализируемого ономастического пространства выделяется совме-
щением всех ономастического наполнения нормативно-научных текстов раз-
ных уровней. Именно ядро языковой картины мира является основанием, орга-
низующим то культурно-языковое и ментальное пространство, которое принято
рассматривать как источник и фундамент культурно-национальной, этнической
идентичности. Содержание ядра национальной картины мира составляет за-
креплённое в единицах языка знание, отражающее особенности национального
мировидения и мировосприятия и в своём когнитивном статусе квалифицируе-
мое как общеобязательное. С точки зрения диахронии общеобязательное зна-
ние неоднородно, и в самом ядре могут быть выделены как минимум два кон-
центра. В первый вошли ключевые, глубинные, базовые знания, своего рода
инвариант. Переходя из эпохи в эпоху, он сохраняется и обеспечивает общ-
ность взглядов носителей языка на окружающий мир в его природном и соци-
альном бытовании, преемственность культурных, нравственных, мировоззрен-
ческих и т.п. установок, существование которых и позволяет сохранять един-
ство народа на протяжении веков и тысячелетий его истории.
Знания, составляющие следующий концентр ядра, также общезначимы,
но их значимость ограничивается конкретной эпохой, в которой они возникают
как результат движения истории, развития общества и культуры (как подчёрки-
вал Й.Л. Вайсгербер, языковая картина мира, как любой «живой организм»,
подвержена изменениям, и, следовательно, в вертикальном (диахроническом)
смысле она в каждый последующий период развития отчасти не тождественна
сама себе18. Несомненно, историческая судьба знаний этого концентра различ-
на: они могут закрепиться в инварианте или уйти на периферию. Причины,
влияющие на данные процессы, могут лежать на поверхности (например, смена
исторических, общественных, экономических формаций, события общезначи-
мого или регионального масштаба и так далее) или быть скрытыми, связанны-
ми с глубинными причинами ментального свойства (исследование этих причин
составляет отдельную проблему).
Важнейшей задачей проводимого исследования являлось установление
констант и переменных ономастического наполнения ННМТ «Русский язык»,
что, в свою очередь, позволяет получить представление об ономастическом
компоненте структуры русской языковой личности в её статике и динамике.
Вайсгербер, Й.Л. Язык и философия // Вопросы языкознания, 1993. № 2. С. 116.
Имя собственное как знак культуры занимает важное место в системе
общеобязательного знания, играет значимую роль в формировании мировоз-
зрения и мировосприятия языковой личности. Изменения состава ключевых
имён в структуре картины мира, происходящие в результате культурно-
исторического, общественно-политического развития и т.п., отражаются в
учебных текстах, представляющих общеобязательное (с точки зрения данной
эпохи) научное знание. Анализ нормативно-научных макротекстов разных эпох
может служить объективным инструментом исследования структуры языковой
личности в динамическом аспекте, позволяет выделить постоянные и перемен-
ные элементы её ономастической составляющей.

Формирование личности человека представляет собой длительный и слож-
ный процесс, результатом которого становится появление нового члена социума
как «артефакта определѐнной культуры и цивилизации» (В.В. Морковкин). Важ-
нейшая роль в данном процессе отводится знанию, ключом к которому является
язык. Он служит средством накопления, хранения и передачи знания, инструмен-
том познания действительности 1.
С помощью языка осуществляется формирование и формулирование мысли,
отражение видения человеком окружающего мира, выражение чувств, поскольку
«большая часть информации о мире приходит к человеку по лингвистическому
каналу, … огромная доля информации поступает к нему через слово. Философы
говорят даже, что досконально понимая слово, которое называет какой-либо
предмет, явление, можно легче овладеть вещным миром» [Маслова, 2001, с. 3].
Следовательно, знания, полученные посредством языка, не только формируют
картину мира человека, но и во многом обусловливают особенности его лично-
сти2.
Языку принадлежит особое место в получении так называемого норматив-
но-научного знания, которое человек усваивает в процессе образования. Часть
научных и научно-практических сведений, которая сообщается во время обуче-
ния, составляет общеобязательное научное знание, которое является основой
нормативно-научной картины мира языковой личности (ННКМ) [Максимчук,
2003, c. 8]3.
Знание – это не собрание случайных фактов, а набор сведений, объединѐнных в опре-
делѐнную упорядоченную систему [Кубрякова, 1997, с. 28–29]. Это понятие является одним из
ключевых в когнитивной науке.
О языке как неотъемлемой составляющей сущности всего народа и каждого человека
писал в XIX в. выдающийся русский учѐный Ф.И. Буслаев: «Язык есть выражение не только
мыслительности народной, но и всего быта, нравов и поверий, страны и истории народа. … Ис-
кренние, глубочайшие ощущения внутреннего бытия своего человек может выразить только на
родном языке» [Буслаев, 1867, с. 436].
Содержание образования (ННКМ) фиксируется в официальных документах и получает
практическую реализацию в разного рода учебной литературе, прежде всего – в учебниках,
В известной степени термины языковая личность и картина мира языковой
личности можно рассматривать как две стороны одной сущности. Основой такого
утверждения может служить то, что, с одной стороны, основное содержание кар-
тины мира составляют знания о мире, зафиксированные языковыми средствами; с
другой стороны, знание является важнейшей личностнообразующей категорией:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    К вопросу о написании с большой буквы имён нарицательных в текстах учебников русского языка XIX века
    Филологические науки.Вопросы теории и практики. № 10 (52). Ч. – Тамбов, 2– С. 72
    Вестник Брянского универси-тета. Педагогика. Психология. История. Право. Литературоведение. Языкозна-ние. Экономика. Точные и естественные науки № 3 (26). – Брянск: РИО БГУ,2– С. 219
    Учебник Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»
    Язык и культура. Научно-практическая конференция: сборникстатей (Смоленск, 27–28 ноября 2007 г.) / отв. ред. Н.А. Максимчук. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2– С. 184
    Ономастическое наполнение учебников русского языка в сопоставительном аспекте
    Ономастика в Смоленске: проблемы и пер-спективы исследования: материалы научно-практической межвузовской конфе-ренции (Смоленск, 27 мая 2008 г.) / отв. ред. И.А. Королёва. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2– С. 32
    Учебники русского языка первой трети XX века
    Молодёжь и наука: Реальность и будущее: материалы II Международной науч-но-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009) / редкол.:В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин. В 9 т. Т. III: Исто-рия, политология, социология, философия. – Невинномысск: НИЭУП, 2–С. 52
    Нормативный фрагмент ономастической картины мира русской языковой личности
    Конкурс молодых учёных: сборник материа-лов. – Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2– С. 13
    Имя собственное и формирование языковой личности
    Русский язык и духовно-нравственное состояние общества: сборникнаучных статей по материалам докладов и сообщений конференции (Смоленск,29 апреля 2010 г.). Е.Н. Тарасова (общ. ред.). Вып. – Смоленск: Изд-во ВАВПВО ВС РФ, 2– С. 36
    О типологии нормативно-научных текстов в учебниках русского языка XIX века
    Слово в языке, речи, тексте. – Брест: Брестскийгос. университет, 2– С. 30
    Имена собственные учебников русского языка XIX века: ядро и периферия
    Научная дискуссия: вопросы филологии, искусство-ведения и культурологии: сб. ст. по материалам XLII международной заочнойнаучно-практической конференции. № 11 (38). Ч. II. – М.: Интернаука, 2–С. 16
    Ономастическое пространство учебного макротекста: константы и переменные
    Учёные записки УО «ВГУим. П.М. Машерова»: сборник научных трудов. – Витебск: ВГУ имениП.М. Машерова, 2Т. – С. 38
    Прецедентные имена как культурный знак
    Трина-дцатые Поливановские чтения: сборник статей по материалам и сообщенийконференции. – Смоленск: СмолГУ, 2– С. 48
    Понятие нормативно-научного макротекста «Русский язык и его основные характеристики»
    Четырнадцатые Поливановскиечтения: сборник статей по материалам и сообщений конференции. – Смоленск:СмолГУ, 2– С. 40

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»