Формирование ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное образование» средствами электронной музыки в вузе Казахстана
Введение……………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретические основы формирования ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование» средствами электронной музыки………………… 20
1.1 Сущность и содержание профессиональной компетентности
педагога музыки ………………………………………………………. 20
1.2 Возможности электронной музыки в формировании ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование»…………………………………………………………… 38
1.3 Модель формирования ИКТ компетентности студентов
специальности «Музыкальное образование» средствами
электронной музыки……………………………………………………………………. 60
Выводы по первой главе………………………………………………. 96
Глава 2 Эффективность модели формирования ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование» средствами электронной музыки …………………… 99
2.1 Анализ результатов диагностики ИКТ компетентности в ходе
констатирующего эксперимента …………………….……………….. 99
2.2 Внедрение модели формирования ИКТ компетентности
студентов специальности “Музыкальное образование” средствами
электронной музыки …………………………………………………… 117
2.3 Итоговые результаты формирующего этапа опытно-
экспериментальной работы по реализации модели формирования
профессиональной компетентности студентов музыкального
образования в вузе Казахстана ……………….……………………… 150
Выводы по второй главе………………………………………………. 162
Заключение……………………………………………………………. 166
Список использованной литературы………….………………………… 172
Приложения 1. ………………………………………………………… 199
Приложение 2. ………………………………………………………………………. 209
Приложение 3. ………………………………………………………………………. 212
Примеры (иллюстрации) применяемых музыкальных программ….. 217
Перваяглава«ТеоретическиеосновыформированияИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное образование»
средствами электронной музыки» посвящена раскрытию сущности и содержания
профессиональной компетентности педагога музыки, включающей в себя ИКТ-
составляющие; выявлению возможностей электронной музыки в формировании ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное образование»; описанию
модели формирования ИКТкомпетентности студентов специальности
«Музыкальное образование» средствами электронной музыки.
Социокультурные и социально-экономические условия современности,
характеризующиеся быстрыми переменами, глобализацией, развитием ИКТ,
повлияли на создание новых образовательных стандартов в Республике Казахстан.
Одним из основных направлений современной образовательной сферы является
поиск эффективных методов введения новшеств в организационно-содержательную
область образовательного процесса при профессиональной подготовке будущих
педагогов, в том числе и педагогов музыки, в котором одним из ключевых критериев
является компетентность.
Проведенное исследование теоретической литературы показало, что термин
«профессиональная компетентность» интегрирует следующие характеристики
субъекта: понимание и оценка сущности решаемых вопросов, наличие
профессионального опыта, активность когнитивной деятельности, ЗУН в выборе
деятельности, адекватной реальным жизненным ситуациям, развитие навыков
самообразования и внесения корректив в процесс целедостижения. Анализ показал,
что профессионализм будущего педагога музыки выражается в системном
повышениисвоейпрофессиональнойквалификации,креативностии
инициативности, способности удовлетворять требования социума в современных
условиях развития общества.
Установлена иерархическая взаимосвязь и взаимозависимость между
профессиональной компетентностью и ИКТ компетентностью, так как в современном
обществе владение информационными и коммуникационными технологиями
признается высокоэффективным и результативно-действенным механизмом,
способствующим решению профессиональных задач в значительной степени. На
формирование ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование» значительное влияние имеет компетентность во владении способами
применения в профессиональной деятельности электронной музыки, что
способствует расширению общего кругозора студентов и развитию их творческих
способностей. Это даёт нам основание полагать, что основой формирования ИКТ
компетентности выступает освоение электронной музыки, которая как никакая
другая дисциплина способна ознакомить студента специальности «Музыкальное
образование» с самыми современными возможностями цифровых технологий,
которые он может использовать в практике.
Наш опыт работы и анализ ситуации говорит о недостаточно высоком уровне
ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное образование», что,
бесспорно, будет мешать их самореализации и самоадаптации в современном
информационном обществе. Считаем, что разрешение этого диссонанса немаловажно
и актуально для всех будущих педагогов, в том числе и педагогов-музыкантов.
С учетом основных теоретических положений нами дано определение ИКТ
компетентности как способности педагога решать общественно-бытовые, учебно-
профессиональные задачи с применением ИКТ.
Анализ и систематизация видов деятельности педагога музыки и его
профессиональных качеств позволили выявить и сформулировать в структуре ИКТ
компетентности студентов специальности музыкальное образование следующие
компоненты (рисунок 1 и таблица 1).
Рисунок 1 – Структура ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование»
В диссертационном исследовании выделены три основные направления
исследования ИКТ компетентности как ключевого термина диссертации:
1) сущность и компонентный состав профессиональной компетентности;
2) характеристика ИКТ компетентности как составляющей профессиональной
компетентности;
3) формированиеИКТкомпетентностистудентовспециальности
«Музыкальное образование» средствами электронной музыки.
Каждый из компонентов профессиональной компетентности будущего
педагога музыки содержит в себе ИКТ – составляющую в двух её аспектах –
информационно-техническом (работа с информацией, управление, создание и
обработка данных, создание нового продукта) и коммуникативном (применение этих
технологий для организации взаимодействия педагога и обучаемого, музыканта и
слушателя).
Таблица 1. Элементы ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное образование»
ВидыКомпонентСодержание компонента ПКИКТ-элементы
деятель-ПК
ности
организационно-организацияучебно-использованиекомпьютерных
деятельностныйвоспитательногопроцесса,технологийипрограмм,
формы(аудиторная,диалогических (коммуникативных)
внеаудиторная, педпрактика)методов обучения в учебном процессе
(ОД)
и методы обучения, познаниечерез коммуникацию и наглядные
Организационные
языкамузыкичерезсредства обучения (мультимедийные
произведенияучебники, фонограммы, презентации,
электронная музыка и т.п.)
личностныйсмыслвличные мотивы, цели, смыслы,
смысловой (МС)
профессиональнойзаинтересованность в применении
мотивационно-
деятельности, готовность кИКТ, повышение профессиональных
постоянномуповышениюзнаний, умений, компетенций через
профессионального уровня,коммуникацию и компьютерные
активность и гибкости втехнологии
целеполагании и разрешении
образовательных проблем
профессиональноесредства электронной музыки как
творческий (ХТ)
художественно-
мастерство:вокально-способосвоениямузыкального
Творческие
исполнительское мастерство,искусства, создание образовательных
общение с музыкальнымпродуктов с помощью средств
искусством через мир эмоций,электронной музыки (программного
созданиемузыкальныхобеспечения:аудиоредакторов,
образоввсценическомаудиоконструкторов, аудиостанций)
выступлении
уровень культуры будущегоготовность к повышению качества
Результативные
рефлексивный
специалиста, самооцениваниерезультатов своей образовательной
оценочно-
своейпрофессионально-деятельностисприменением
(ОР)
педагогической деятельности,электронноймузыки,умение
расширениесобственноговыполнятьсаморефлексиюи
образовательного полясамоанализ культуры оформления
ИКТ-продукта
Анализ теоретических источников и практической деятельности, выявление
содержания профессиональных компетенций педагога музыки, уточнение роли
информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании
позволили посредством моделирования спроектировать процесс формирования ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное образование» (рисунок 2).
Моделирование формирования ИКТ компетентности студентов специальности
«Музыкальное образование» средствами электронной музыки – специфический
способ познания, при котором объект исследования имитируется в модели. Модель
трактуется нами в качестве образца-аналога деятельности ППС и студентов,
ориентированной на решение общих задач формирования профессиональной
компетентности обучающихся.
Целевой блок
Цель: обеспечить формирование ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное образование»
Задачи: 1) изучить возможности электронной музыки для формирования ИКТ компетентности; 2) создать
условия для формирования в учебном процессе ИКТ компетентности средствами электронной музыки;
3) проверить эффективность модели в ходе проведения опытно-экспериментальной работы; 4) оценить итоговый
уровень сформированности ИКТ компетентности студентов-музыкантов средствами электронной музыки.
Организационно-функциональный блок
Теоретико-методологическая основа
Подходы: системно-деятельностный, компетентностный, мотивационный, личностно-ориентированный
Принципы: интегративности, создания информационно-образовательной среды, индивидуализации,
рефлексивности, продуктивности
Функции
Организационно-ДиагностическаяРазвивающаяРефлексивная
методическая
Педагогические условия: соотнесение уровня подготовки в области ИКТ с требованиями, обусловленными
профессиональной деятельностью педагога музыки; соотнесение содержания учебных курсов, направленных на
развитие ИКТ компетентности, с общей психолого-педагогической и музыкальной подготовкой студентов;
активизация познавательных процессов студентов за счет применения современных методов и средств обучения;
оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм организации занятий; создание условий для
самостоятельной работы студентов
Технологический блок
Этапы:
ОрганизационныйПрактическийРефлексивный
Направления: исполнительское, организационное, Виды деятельности: слушание, исполнение музыки,
педагогическая деятельностьсоздание фонограмм, проведение уроков
Формы:аудиторныеи Методы:Средства: цифровые технологии (электронные
внеаудиторные,общедидактические и таблицы, текстовые, графические, аудио), электронная
коллективные, групповые и специфические,музыка(нотныеиаудиоредакторы,
индивидуальныеорганизационныеаудиоконструкторы, электронные инструменты)
Результативно-оценочный блок
Критерии:Организационно-Мотивационно-Художественно-Оценочно-
деятельностныйсмысловойтворческийрефлексивный
Показатели:профессиональныемотивация ВПД сзнание средствготовность к
знания и умения вприменением ИКТ,электроннойповышению качества
области ИКТ, навыкиготовностькмузыки длярезультатов своей
использованияпостоянномуосвоенияобразовательной
электронной музыки,повышениюмузыкальногодеятельности с
готовностьпрофессиональногоискусства,применением
реализовывать вуровня, активность исоздание ИК-электронной музыки,
учебном процессе ИКТгибкостьвпродуктов длясаморефлексия,
целеполаганиикприменения всамооценка в
применению ИКТВПДиспользовании ИКТ
Уровни: от элементарногочерез оптимальныйк продвинутому
Результат: достижение повышенных уровней сформированности ИКТ компетентности студентов
специальности «Музыкальное образование» средствами электронной музыки
Рисунок 2 – Модель формирования ИКТ компетентности студентов
специальности «Музыкальное образование»
Основнымиподходами,предопределяющимиформированиеИКТ
компетентности обучающихся, на наш взгляд, являются системно-деятельностный,
компетентностный, мотивационный и личностно-ориентированный.
Системно-деятельностный подход в реализации модели проявляет себя через
такие системообразующие признаки, как членимость на структурные элементы,
неразрывность целеполагания и результативности процесса, его целостность,
наличие внутренних связей между ними, единство с внешней средой и пр. В рамках
нашей работы это позволяет подчеркнуть, что ИКТ компетентность в
содержательном плане развивается не сама по себе, а в контексте и других
составляющих профессиональной компетентности специалиста, а в технологическом
плане подчеркивает, что реализуются все компоненты педагогической технологии в
комплексе.
В рамках проводимого исследования компетентностный подход обеспечивает
качество подготовки будущего специалиста, согласно требованиям современного
мира. Формирование ИКТ компетентности носит дуальный характер: с одной
стороны, удовлетворяет потребность индивидуума в социализации, с другой стороны,
– потребность общества применить потенциал компетентностной личности.
В рамках проводимого исследования основное назначение мотивационного
подхода заключается в создании среды для саморазвития студентов, их самодвижения
и самосовершенствования навыков в овладении электронной музыкой; организации
учебного процесса таким образом, что целеполагание сконструированной модели
переводится в личностно-значимые цели будущего педагога музыки –
стимулирование роста профессиональной и ИКТ компетентности.
Весьма важное значение для проводимого исследования имеет личностно-
ориентированный подход, который находит отражение в индивидуальных методах и
приемах обучения, учете психологических особенностей студентов, ориентации на
самореализацию студентов, а также индивидуальных формах занятий при освоении
музыкально-исполнительского вида деятельности. При формировании ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное образование» считаем
весьма эффективным создание условий для выработки ими собственных целей и
мотивации, ориентацию на выбор обучающимися самостоятельного решения в
личностной траектории развития.
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме, установление особенностей
формирования ИКТ компетентности студентов казахстанского вуза в рамках
спроектированной модели, рассмотрение структурных элементов модели, выделение
активизирующих достижения целей факторов позволили выделить комплекс
педагогических условий эффективного функционирования модели формирования
ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное образование»
средствами электронной музыки.
Первое условие – соотнесение уровня подготовки в области ИКТ с
требованиями, обусловленными профессиональной деятельностью педагога музыки.
Практическое применение ИКТ-средств, в том числе электронной музыки, требует от
студентов специальности «Музыкальное образование» владения общими
педагогическими навыками, средствами ИКТ, их использования в учебно-
воспитательном процессе. С этой целью в контент учебной дисциплины
«Компьютерная музыкальная грамота и аранжировка» включены вопросы,
требующие развития навыка поиска и нахождения необходимых учебных материалов
в Интернет-сети, умения их применять в разных учебных ситуациях, знания путей
применения мультимедийных средств обучения, цифровых технологий, программ
аудиоредакторов, аудиостанций нотных редакторов и др.
Второе условие – соотнесение содержания учебных курсов, направленных на
развитие ИКТ компетентности, с общей психолого-педагогической и музыкальной
подготовкой студентов, активизация познавательных процессов студентов за счет
применения современных методов и средств обучения. Эффективность освоения
возможностей цифровых технологий предусматривает подготовку педагога-
музыканта таким образом, чтобы обучение работе с электронной музыкой стало
существенной частью содержания программы «Музыкальное образование» в
казахстанском вузе, а цифровые технологии применялись как инструментарий для
решения учебных задач;
Третье условие – оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм
организации занятий. Индивидуальная форма организации работы предусматривает
получение студентом специально подобранного с учетом его подготовленности и
возможностей задания для самостоятельного выполнения. Групповая работа
позволяет индивиду поверить в себя, получить мгновенную обратную связь; дает
эмоциональную поддержку, опыт оценивания и контролирования учебных
достижений, как своих, так и чужих и пр.
Четвертое педагогическое условие – создание среды для самостоятельной
работы студентов. Информатизация образования требует изменение направленности
деятельности преподавателя вуза за счет увеличения доли консультативно-
корректировочной функции. Данный аспект имеет прямое отношение к проводимому
нами исследованию, где основные учебные дисциплины связаны с музыкальным
образованием, а смежные – с информатикой (программное обеспечение, устройства
вычислительной техники, средства телекоммуникации и др.). В условиях
возможности применения ресурсов учебно-научной информации путем
использования цифровых технологий возрастает роль самостоятельной работы
студентов.
Процесс организации формирования ИКТ компетентности обучающихся
осуществляется в рамках специально разработанной модели, особенностью которой
является внешнее и внутреннее единство, представленное в компетентностном
составе модели и обеспечивающее актуализацию и реализацию студентами
собственной деятельности.
Основнымиблокамисконструированноймоделисталицелевой,
организационно-содержательный, технологический и результативно-оценочный,
взаимосвязь между которыми выполняется посредством использования
дидактическихпринципов:интегративности,созданияинформационно-
образовательной среды, индивидуализации, рефлексивности, продуктивности.
Функциями деятельности педагога музыки являются организационно-методическая,
диагностическая, развивающая и рефлексивная.
Технологическими условиями функционирования сконструированной модели
выступают этапы (организационный, практический, рефлексивный); направления
(исполнительская,организационная,педагогическаядеятельность);виды
деятельности (слушание, исполнение музыки, создание фонограмм, проведение
уроков в ходе педагогической практики); формы (аудиторные и внеаудиторные,
коллективные, групповые и индивидуальные); методы (общедидактические,
специфические, организационные), средства (электронные таблицы, текстовые,
графические и аудиовизуальные цифровые материалы; электронная музыка,
аудиоконструкторы, электронные инструменты и др.).
Результативно-оценочный блок разработанной модели включает в себя уровни
сформированности ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование» (продвинутый, оптимальный, элементарный) и критерии оценки
(организационно-деятельностный,мотивационно-смысловой,художественно-
творческий, оценочно-рефлексивный).
Во второй главе диссертационной работы «Эффективность модели
формирования ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование» средствами электронной музыки» описана апробация модели
формирования ИКТ компетентности студентов специальности «Музыкальное
образование» средствами электронной музыки в казахстанском вузе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с учетом принципов
системности, объективности, релевантности исследовательских подходов и средств,
принятии во внимание возможного изменения исследуемых компонентов.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в период с 2015 по 2018
годы на базе факультета культуры и искусств Западно-Казахстанского университета
имени Махамбета Утемисова. Методика педагогического эксперимента заключалась
в сравнении результатов эффективности применения авторской технологии по
освоению программы бакалавриата в экспериментальной и контрольной группах в
рамках элективного курса «Компьютерлік сауаттылық және аранжировка»
(Компьютерная грамотность и аранжировка)» и охватывал, в связи с имеющимся
контингентом, студентов 3-го (ЭГ – 25 человек) и 4-го (КГ – 19 человек) курсов.
В соответствии с образовательной программой 6В01404 – «Музыкальное
образование» (6В01 – Педагогические науки, 6В014 – Подготовка педагогов с
предметной специализацией общего развития) данная дисциплина изучается в пятом
и шестом семестрах (30 учебных недель) и состоит из 30 часов практических занятий,
30 часов самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
(СРСП) и 30 часов самостоятельной работы студентов (СРС).
Опытно-экспериментальнаяработасостоялаизтрехэтапов:
констатирующего, формирующего и контрольно-обобщающего.
Действенность диагностического инструментария, использованного в ходе
констатирующего эксперимента, дала возможность представить характеристику
сформированности компонентов предлагаемой модели. В комплекс методик
оценивания уровня сформированности ИКТ компетентности вошли: методика
определения мотивов профессиональной деятельности К. Замфира в модификации
А. А. Реана, опросник В. В. Синявского и Б. А. Федоришина «КОС», методика
семантической дифференциации Ф. Фидлера, методика Н. В. Рождественской и тест
В. И. Петрушина для определения творческого потенциала личности; методика
оценки уровня сформированности учебной деятельности Е. В. Заика, Г. В. Репкина.
Все методики были адаптированы нами для определения мотивов профессиональной
педагогической деятельности с применением ИКТ будущих педагогов музыки.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал более низкие
показатели сформированности ИКТ компетентности студентов экспериментальной
группы по двум компонентам: ОДК (ЭГ – 62,03%; КГ – 60,41%); ОРК (ЭГ – 56,78%;
КГ –57,5%) относительно МСК (ЭГ – 67,22%; КГ – 68,85%) и ХТК (ЭГ – 67,96%; КГ
– 69,21%). По трем компонентам контрольная группа имела незначительный перевес
в баллах, по сравнению с экспериментальной группой: МСК – на 1,63%; ХТК – на
1,25 %; РОК – на 0,72 %. В обеих группах наблюдалось преобладание студентов с
элементарным уровнем, по некоторым компонентам уровень был приближен к
оптимальному; продвинутый уровень не наблюдался.
Для верификации выдвинутой гипотезы в соответствии с предлагаемой
моделью был проведен формирующий эксперимент, особенностями которого стала
ориентация на сформулированные педагогические условия и его осуществление в
аудиторное (практические занятия, СРС, СРСП), внеаудиторное время
(торжественные мероприятия, концерты, фестивали музыки и др.), в ходе
педагогической практики.
Проверка эффективности модели формирования ИКТ компетентности
средствами электронной музыки была проведена на практических занятиях по
дисциплине «Компьютерная грамотность и аранжировка», внеаудиторной работе и на
педагогической практике.
Актуальность дисциплины «Компьютерная грамота и аранжировка»
заключается в увеличении медиаинструментария в музыкальной сфере и
модернизации компьютерного музыкального инструментария, что влечет за собой
решение задач вовлечения обучающихся в музыкальное творчество. Использование
в учебном процессе электронной музыки предоставляет им возможность
активизировать их музыкальное мышление, развивать музыкальные дарования.
Данный курс был реализован в три этапа: занятия в пятом и шестом семестрах,
подготовка электронного контента различного рода мероприятий, репетиции и
участие в них, использование полученных знаний в ходе прохождения
педагогической практики.
Экспериментальной проверкой модели установлено, что уровень
формирования ИКТ компетентности средствами электронной музыки в
экспериментальной группе значительно вырос. Это показал анализ результатов
контрольно-обобщающего этапа эксперимента.
Помимо сравнительного анализа экспериментальных данных, нами была также
проверена достоверность результатов с помощью критерия Фишера и критерия
однородности Пирсона χ2. Такая проверка позволила выявить существенные
различия между уровнями сформированности компонентов структуры ИКТ
компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп. По итогам
проведения контрольного эксперимента были подтверждены существенные различия
между уровнями сформированности в ЭГ и КГ каждого из компонентов ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное образование», и
значительная динамика развития ИКТ компетентностей в экспериментальной группе:
ОДК (ЭГ – 89,92%; КГ – 65,33%); ОРК (ЭГ – 86,44%; КГ –61,94%); МСК (ЭГ – 90,85%;
КГ – 71,75%) и ХТК (ЭГ – 91,64%; КГ – 72,14%). Очевидна незначительная разница
показателей в контрольной и экспериментальной группах на этапе констатирующего
эксперимента. После проведения формирующего эксперимента показатели
значительно увеличились.
Проанализируемдинамикуроста ИКТ-составляющих(аналогично
констатирующему эксперименту) в контексте профессиональной компетентности в
целом и приведём эти данные в сравнении.
В рамках каждого компонента оценены: теоретические знания возможностей
использования электронной музыки в ВПД; владение методикой использования
средств электронной музыки; ценностное отношение к вокально-педагогической
деятельности с применением ИКТ; самосовершенствование с помощью ИКТ; знание
средств электронной музыки для освоения музыкального искусства; создание ИКТ-
продуктов для применения в ВПД; готовность к повышению качества результатов
своей образовательной деятельности с применением электронной музыки; умение
выполнять саморефлексию и самоанализ в применении ИК-продукта (рисунок 3).
Динамика развития ИКТ компетентности (%)
90,1390,190,5586,55
57,5568,337058,88
55,6763,2364,9155,67
65,4165,83
51,4554,58
ОДМСХТОР
Констатирующий эксперимент – КГ Констатирующий эксперимент – ЭГ
Контрольный эксперимент – КГКонтрольный эксперимент – ЭГ
Рисунок 3 – Динамика развития ИКТ компетентности студентов специальности
«Музыкальное образование» в ходе формирующего эксперимента (%).
Незначительная динамика в контрольной группе объясняется, скорее всего,
естественным развитием студента в ходе обучения, невысокий прогресс в развитии,
вероятнее всего, отсутствием продуктивных методик и опыта деятельности. В
экспериментальной же группе мы наблюдаем значительный рост показателей (от 17%
до 34%), что объясняется подтверждением нашей гипотезы. Наибольшую динамику
мы наблюдаем в организационно-деятельностном и оценочно-рефлексивном
компонентах.
В заключении проводится обобщенный анализ результатов исследования,
намечаются направления развития проблемы, даются рекомендации и излагаются
следующие основные выводы, удостоверяющие обоснованность выдвинутой
гипотезы и решение выдвинутых задач.
1. Проведенное исследование позволило изучить концептуальные подходы
формирования ИКТ компетентности как составной части профессиональной
компетентности будущих педагогов музыки, рассмотреть основное содержание и
главныеидеиисследуемогоявления,конкретизироватьпонятийно-
терминологический аппарат диссертации. Необходимость формирования ИКТ
компетентностистудентовспециальности«Музыкальноеобразование»,
соответствующего требованиям запросов общества, связана с требованиями
продумывания передовых технологий качественного образования для достижения
уровня мирового образовательного пространства.
2. Определение ИКТ компетентности средствами электронной музыки как
составляющейпрофессиональнойкомпетентностипедагогов-музыкантов,
обоснование структурно-содержательной части модели ее формирования дают
возможность ее применения в педагогическом процессе специальности
«Музыкальное образование» казахстанских вузов на основе выделенных
педагогических условий ее функционирования.
3. В исследовании научно обоснована и разработана модель формирования ИКТ
компетентности студентов бакалавриата специальности «Музыкальное образование»
средствами электронной музыки, представляющей совокупность взаимосвязь
целевого (социальный заказ, ГОСО высшего образования, ТУП по предмету
«Музыка»),организационно-функционального(элективнаядисциплина
«Компьютерная грамота и аранжировка», внеаудиторная работа, педагогическая
практика), технологического (этапы, направления, виды деятельности, формы,
методы и средства обучения), результативно-оценочного (проведение начальных,
промежуточных, итоговых срезов обученности и анализа полученных результатов
для определения уровней сформированности ИКТ компетентности студентов
специальности «Музыкальное образование») блоков как компонента модели с учетом
реализации модели на основе методологических подходов и принципов. В
разработанной модели результатом является достижение продвинутого уровня
сформированности ИКТ компетентности обучающихся средствами электронной
музыки.
4. Контентно-технологический инструментарий процесса формирования ИКТ
компетентности студентов специальности «Музыкальное образование» был
осуществлен через организацию образовательного процесса на основе УМКД
элективной дисциплины «Компьютерная грамотность и аранжировка» (лекционные
и практические занятия, самостоятельная работа студентов), внеаудиторной работы
(концерты, фестивали и др.), педагогической практики; внедрения активных методов
обучения; системного целенаправленного и акцентированного применения цифровых
технологий, создания информационно-образовательной среды, продуктивности,
рефлексивности, индивидуализации; применения критериев, показателей, уровней
достижения ИКТ компетентности. Совокупность критериев и показателей дала
возможность определить уровень сформированности ИКТ компетентности студентов
специальности «Музыкальное образование».
Положительная динамика уровней сформированности ИКТ компетентности
студентов, участвовавших в эксперименте, подтверждает верность исходной
гипотезы диссертационного исследования.
Материалы исследования рекомендуется применять в профессиональной
подготовке будущих педагогов музыки в высших и средних образовательных
учреждениях, а также на курсах повышения квалификации педагогов.
Направления дальнейших исследований заключаются в продолжении и
расширении поля изучения данной проблемы в процессе профессиональной
подготовки музыкантов разных специальностей и направлений подготовки с целью
применения цифровых технологий на занятиях.
Основное содержание диссертации отражено 21 публикациях автора.
Актуальность исследования. Одной из главных задач
образовательной системы по специальности «Музыкальное образование»
является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих
новыми технологиями, умеющих обобщать опыт теоретико-прикладных
исследований общей, профессиональной и музыкальной педагогики.
Образовательные организации высшего образования, задавая определённую
планку качества подготовки будущего педагога музыканта, способного найти
эффективные пути и приёмы деятельности и внедрить их в образовательный
процесс, должны соответствовать современным требованиям как в
отношении методического обеспечения (учёт опыта прошлого,
инновационная составляющая, продуктивные методики преподавания), так и
в плане технического оборудования, применяемого в образовательном
процессе.
В связи с этим для формирования информационной коммуникационной
компетентности будущего специалиста в области музыкального образования
средствами электронной музыки и его дальнейшего профессионального
развития, значительную роль занимают цифровые техгологии в музыке что
являются одним из актуальных вопросов современной педагогики высшего
образования.
Использование системы электронного обучения в образовательных
учреждениях среднего образования является одним из целевых индикаторов
Государственной программы развития образования Республики Казахстан на
2020-2025 годы. Умение обращаться с современной техникой, использовать
информационные технологии в сфере профессиональной деятельности
является одним из требований к общей образованности выпускника вуза
Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан
(ГОСО от 13.05.2016 No292), а использование современных технологий
обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий,
входит в трудовую функцию педагога, согласно Профессиональному
стандарту «Педагог» (Приказ Председателя Правления Национальной палаты
предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» No133 от 08.06.2017
г.).
Применение информационных коммуникационных технологий (ИКТ)
педагогом музыки на занятиях, помимо других современных технологий,
обосновано необходимостью применения музыкальных цифровых
технологий (аудиоредакторов, аудиостанций и нотных редакторов) для
создания фонограмм, партитур в ходе профессиональной работы как одним
из аспектов ИКТ компетентности.
Работа будущего педагога музыки предусматривает разные стороны
деятельности – педагогическое, музыкально-исполнительское,
просветительское, кроме того, осуществление различных ее видов –
инструментального и вокального исполнительства, работу с хором. Наравне с
обучением в музыкальной сфере, студент также должен развить в себе
качества индивида, активизирующие профессионально-творческий
потенциал, обеспечивающие высокую мотивацию в применении электронной
музыки в своей работе, способствующие формированию и проявлению ИКТ
компетентности как одного из актуальных направлений в цифровизации
современного музыкального образования.
А. Г. Асмоловым, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеером, В. В. Краевским,
Н. В. Кузьминой, Е. Р. Сизовой, А. В. Хуторским и др. изучены
теоретические основы исследуемой нами проблемы, ими отмечаются ее
сложные, многосторонние черты.
Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) в
педагогической деятельности применяется достаточно широко в качестве
средства обучения, однако в музыкальном образовании цифровые
технологии используются недостаточно. Это отчасти объясняется тем, что
музицирование представляет собой живой процесс и музыка всегда имеет
своё воздействие прежде всего в «живом» исполнении и звучании, по этой
причине цифровым технологиям в музыкальном образовании уделялось
недостаточное внимание. Вместе с тем, использование цифровых технологий
в музыкальной деятельности позволяет сделать её более универсальной и
мобильной, а применение компьютерных программ в учебном процессе
способно повысить его эффективность путем применения готовых
программных продуктов (музыкальных энциклопедий, учебных пособий по
истории музыки, видео- и аудиоресурсов), создания мультимедийных
презентаций, использования ресурсов глобальной сети, использования
цифровых музыкальных инструментов, создания качественных фонограмм
вследствие применения программного обеспечения (аудиоредакторов,
аудиоконструкторов, аудиостанций, секвенсоров); создания собственной
библиотеки нотных текстов посредством использования компьютерных
музыкальных программ.
Степень разработанности темы исследования: В исследовании
профессиональной компетентности учёные рассматривали ее с разных точек
зрения: как созвучие конкретным критериям и разрешение производственных
задач на поведенческой основе (А. Майерс), как инструмент повышения
качества образования (У. Винсент, K. Волмари, У. Воллманн, M. Кеннес,),
как ступень профессионализма (Ю. А. Елбаев, В. И. Журавлев,
Ш. Х. Курманалина, М. В. Маслакова, Н. А. Минжанов, С. Онгельдиева,
Г. А. Таратута), как прагматический характер ключевых компетенций,
самовыражение и самореализация обучающихся, умение решать
поставленные перед ними задачи (А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова,
Б. Кенжебеков, О. Г. Ларионова, А. К. Маркова, А. Муханбетжанова), как
профессиональную направленность мотивации личности (Н. А. Минжанов,
Е. М. Павлютенков).
Концепция компетентности в образовательном контексте с точки
зрения разграничения терминов «компетентность» и «компетенция» была
научно обоснована в трудах С. Велде, И. А. Зимней, В. В. Краевского,
А. К. Марковой, А. В. Хуторского; актуальности вопросов моделирования
и оценки и мониторинга тех или иных компетенций — Л. Детлев, Х.
Джоханнес, Е. Клейм, Д. Леутнер, Дж. Хартиг, K. Экхард; этапов развитии
компетентностного подхода и выделение ключевых компетенций —
Е. М. Божко, С. М. Захаровой, И. А. Зимней, А. О. Ильнер, С. И. Краснова, Н.
В. Малышевой, А. В. Хуторского. Учеными рассмотрены различные
направления формирования профессиональной компетентности будущих
специалистов: Е. А. Александровой, И. В.Вачковым, Е. Г. Елиной —
возможности формирования ключевых компетенций студентов творческих
специальностей в ходе проведения внеаудиторной работы; И. Э. Рахимбаевой
— перспективные направления художественного образования;
Г. Каратаевым, Г. Ж. Менлибековой — роль информационной среды в
формировании функциональной компетентности; К. Л. Кисметовым,
Р. Ж. Куаншалиевой — пути повышения интереса к педагогической
деятельности педагога музыки в рамках компетентностного подхода.
Учёные-исследователи проблему формирования ИКТ компетентности
будущего педагога музыки отмечают ее сложные, многосторонние черты:
теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности
М. С. Заливадный); типология ИКТ-ресурсов (Р. В. Бочкова, Г. М. Киселев);
использование различных средств ИКТ в учебном процессе (И. В. Роберт);
стремление будущего педагога музыки к работе с программным
обеспечением и звуком (А.А. Коновалов, Е. А. Ложакова); профессиональное
применение электронных ресурсов (Н. В. Белоусова, С. С. Лукашева, Г. Ш.
Сиддикова); основные направления и методы формирования ИКТ
компетентности педагогов музыки (В. В. Беличенко, И. Б. Горбунова, О. И.
Журавлёва, В. А. Кулиева, Т. А. Лавина, А. А. Панкова); формирование ИКТ
компетентности в ходе осуществления внеаудиторной работы (Е. А.
Александрова, О. Н. Зайцева); мотивация обучающихся в эффективном
использовании потенциала ИКТ (С. А. Богатенков); как проблемы
реализации творческого потенциала педагога музыки путем использование
информационно-коммуникативных технологий (И. В. Арановская, Д. У.
Бекенова, Г. Б. Двойнина, Г. Г. Сибирякова).
Однако проблема формирования ИКТ компетентности студентов
специальности «Музыкальное образование» в казахстанском вузе остается
недостаточно исследованной в аспекте разработки учебного курса, где
учитываются особенности специальности, наполнение его контентом,
соответствующим формированию каждого компонента ИКТ компетентности
средствами электронной музыки, перспективы комплексного использования
цифровых технологий и возможностей учебной дисциплины в ходе
аудиторной, внеаудиторной работы и во время педагогической практики.
Современная профессиональная подготовка студентов образовательной
программы, готовящих будущих педагогов музыки в казахстанском вузе
обнаруживает следующие противоречия между:
– социальным заказом на подготовку студентов бакалавриата со
сформированными ИКТ компетентностями и недостаточностью обеспечения
необходимого качества по применению ИКТ в профподготовке выпускников
музыкальных специальностей из-за содержательно-процессуальной стороны
системы казахстанского вузовского образования в условиях поэтапного (с
2015 года) внедрения обновленного содержания школьного образования;
– необходимостью обеспечения высших учебных заведений
специалистами, владеющими современными информационными
коммуникационными технологиями, в то время как подготовка педагога-
музыканта осуществляется в значительной мере традиционно и не учитывает
этого запроса;
– потребностью совершенствования профессиональной подготовки
педагога-музыканта, обладающих цифровыми технологиями и способных
применить ее в профессиональной деятельности, а ИКТ компетентность
может быть сформирована только в результате реализации целостного
подхода и комплексной модели её формирования.
Стремление найти пути решения данных противоречий позволило
сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научно-
теоретическом и дидактическом обеспечении процесса формирования ИКТ
компетентности у студентов – будущих педагогов музыки. Требуется поиск
новых моделей формирования ИКТ компетентности студентов
специальности «Музыкальное образование» с учетом специфики их
профессиональной деятельности, внедрение новых учебных дисциплин,
содержание которых наполнено не только традиционными методами и
приемами, но и включает инновационные технологии, проблематику более
углубленной профессиональной подготовки специалистов и возможные пути
их решения. Исходя из этого, исследование формирования ИКТ
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!