Формирование компетенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ

Киселёв Сергей Викторович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования компетенции
боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ……………. 17
1.1. Состояние проблемы формирования компетенции боевого слажива-
ния………………………………………………………………………………………. 17
1.2. Сущность, структура и уровни компетенции боевого слаживания у бу-
дущих офицеров ………………………………………………………………. 37
1.3. Модель методической системы формирования компетенции боевого
слаживания у будущих офицеров……………………………………..……… 63
Глава 2. Методическая система формирования компетенции боевого
слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ…………………….. 79
2.1. Цели и содержание формирования компетенции боевого слаживания
у будущих офицеров………………………………………………………….. 79
2.2. Методическое и технологическое обеспечение формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров…………………………… 89
2.3. Командная и проектная деятельность будущих офицеров……….……. 103
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности
методической системы формирования компетенции боевого слаживания
у будущих офицеров в военном вузе ВДВ……………………….………….. 115
3.1. Организация и проведение педагогического эксперимента ……….….. 116
3.2. Оценка и анализ результатов эксперимента по формированию компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе
ВДВ……………………………………………………………………..………. 157
Заключение……………………………………………………………………… 182
Список литературы…………………………………………………………….. 188
Приложение А. Учебно-тренировочная карта № 7……………………….…. 212
Приложение Б. Тематический план факультатива …………………….……. 214
Приложение В. Анкеты по вопросам боевого слаживания…………….…… 228
Приложение Г. Образец заключения эксперта………………………….…… 236
Приложение Д. Диагностика социально-психологической адаптации
(К. Роджерс, Р. Даймонд)……………………………………………….…….. 238
Приложение Е. Тест для определения полноты знаний о целях и признаках
командной работы, командных взаимоотношениях…………………………. 243
Приложение Ж. План проведения факультативного занятия………….…… 245

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются
цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, характеризуется научная новизна, теоретиче-
ская и практическая значимость исследования, определяются положения, выносимые
на защиту, описываются основные этапы исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ» на основе
историко-педагогического анализа рассматриваются предпосылки формирования
компетенции боевого слаживания, выделяются проблемы профессиональной подго-
товки будущего офицера, определяется понятие «компетенция боевого слажива-
ния», его структура, содержание, критерии, показатели и уровни сформированности,
обосновывается и разрабатывается модель методической системы формирования
компетенции боевого слаживания и педагогические условия ее реализации.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что ис-
следованиям в области формирования профессиональных и военно-
профессиональных компетенций посвящено достаточно большое количество работ.
Однако все эти работы носят специфичный характер и не касаются проблематики
формирования компетенции боевого слаживания у будущих офицеров. Учитывая
особенности профессиональной деятельности офицеров Воздушно-десантных войск,
социальный заказ общества, выделенные личностные и профессиональные качества
офицера, необходимые для обучения военнослужащих согласованным действиям, в
диссертационном исследовании нами дано определение понятия «компетенция бое-
вого слаживания у будущего офицера ВДВ».
Проведенный в процессе исследования теоретический анализ подходов к рас-
смотрению содержательного и структурного состава компетенции боевого слажива-
ния позволил рассматривать ее как совокупность мотивационно-ценностного, функ-
ционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного ком-
понентов, что, по нашему мнению, наиболее полно отвечает специфике профессио-
нальной деятельности будущего офицера по обучению военнослужащих согласо-
ванным действиям. Обоснованные в работе компоненты компетенции и их содержа-
ние представлены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Содержание компонентов компетенции боевого слаживания
КомпонентСодержание компонента
Мотивационно-Понимание тенденций развития ВС РФ, значимости мер по обеспечению безопасности,
ценностныйбоевой подготовки и слаживания; стремление к поиску путей и способов постоянного
совершенствования организации и проведения боевого слаживания на основе ИТ и со-
временных средств связи, к повышению уровня готовности личного состава; наличие
мотивов к профессиональному росту и др.
Функциональный Знание основ организации слаженных действий военнослужащих на поле боя на основе
современных ИТ и средств связи с учетом особенностей десантирования, конкретных
особенностей местности и умений применять эти знания на практике; умения четко вы-
полнять свои функциональные обязанности, подбирать нормативы, определять уровни
подготовки личного состава согласно разработанным критериям и др.
Информационно- Знание требований документов, согласно которым происходит слаживание частей и
коммуникатив- подразделений; умения собирать, анализировать информацию, необходимую для учета
ныйусловий при организации слаженных действий, принимать решения по руковод-
ству подразделениями, проводить боевое слаживание, владеть методами работы с си-
стемами связи, средствами автоматизации, вычислительной техникой, анализировать
информацию, устанавливать межличностные связи и др.
Обучающе-Умение строить процесс обучения личного состава слаженным действиям на основе
рефлексивныйИТ, наглядности, военной теории, опыта военных конфликтов и проведения боевого
слаживания; знание основ системного, коммуникативно-деятельностного и компетент-
ностного подходов; умение использовать в процессе боевого слаживания технологии,
воссоздающие условия боя, методы командной и проектной деятельности и др.
В исследовании определены и обоснованы уровни сформированности компонен-
тов компетенции боевого слаживания у будущих офицеров и критерии их оценки.
На основе проведенного анализа сделаны выводы о необходимости разработки
методической системы формирования компетенции боевого слаживания в военном ву-
зе воздушно-десантных войск и построения с этой целью ее модели.
При построении модели методической системы формирования компетенции бое-
вого слаживания у будущих офицеров использовались коммуникативно-
деятельностный, компетентностный и системный подходы. Системный подход позво-
лил рассмотреть процесс формирования компетенции как целостной системы, обосно-
вать и конкретизировать структуру модели, установить взаимосвязи между ее элемен-
тами. Коммуникативно-деятельностный и компетентностный подходы использовались
для наполнения модели содержанием. Коммуникативно-деятельностный подход пред-
полагает организацию в учебном процессе сотрудничества, коллективной (командной)
работы, поисковой деятельности, которые осуществляются в ситуации коммуникации.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, имеет
практическую направленность и прежде всего к приобретению умений и способностей
действовать в нестандартных ситуациях.
На основе обоснованных подходов и принципов с учетом социального заказа, и
внешних условий теоретически обоснована и спроектирована модель методической си-
стемы формирования компетенции боевого слаживания у будущих офицеров (рис.1).
Модель состоит из целевого, методологического, содержательного, технологического,
оценочно-результативного блоков. Целевой блок отражает цель – формирование у бу-
дущего офицера компетенции боевого слаживания. Методологический блок содержит
основные методологические подходы, принципы построения модели. Содержатель-
ный блок включает содержание отдельных тем дисциплин тактико-специальной подго-
товки, учений, тренировок, военных игр, направленное на формирование высокого
уровня компетенции боевого слаживания. В содержательный блок включен также ав-
торский курс факультатива «Боевое слаживание в современных условиях. Основы про-
ведения боевого слаживания» и учебное и учебно-методическое пособия. Технологиче-
ский блок описывает этапы (диагностический, мотивационный, обучающий, рефлек-
сивный), технологии (инновационные, проблемно-деятельностные, позволяющие вос-
создать условия современного боя) и методы. Оценочно-результативный блок пред-
ставлен критериями и уровнями оценки сформированности компетенции боевого сла-
живания, определяемыми по разработанной авторской методике, показателями сфор-
мированности компонентов компетенции.
В исследовании определены условия реализации модели: организационно-
педагогические; психолого-педагогические; программно-методические.
На основании модели построена методическая система формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров, описанная во второй главе.
Целевой блок
ТребованияТребования к офицеру,
Социальный заказ
ФГОСосуществляющему слаживание
ЦельЗадачи. Формирование ценностного отношения к профессиональной
Формирование компетенции бое- деятельности в области боевого слаживания, положительной мотива-
вого слаживания у будущих офи- ции к освоению боевого слаживания; системы знаний и практических
церов в образовательной среде умений, в области организации слаженных действий военнослужа-
военного вуза ВДВщих на поле боя и методике обучения боевому слаживанию; развитие
умений корректировать свою деятельность и деятельность военно-
служащих; способности к самоанализу, самооценке
Методологический блок
ПодходыПринципы
Системный, коммуникативно-деятель- Функционального взаимодействия, ценностного отношения
ностный, компетентностныйк командной работе, профессиональной направленности
Содержательный блок
Содержание отдельных тем дисциплин по тактиче-
Программы дисциплин тактиче-
ской и тактико-специальной подготовке для отра-
ской и тактико-специальной под-
ботки элементов слаживания (увеличение числа за-
готовки
нятий с выполнением практических задач) и др.
Содержание, включающее систематизированные, углуб-
Факультатив «Боевое слаживаниеленные знания о способах организации слаженных
в современных условиях. Основыдействий военнослужащих на основе ИТ и современ-
проведения боевого слаживания»ных средств связи, методике обучения военнослужа-
щих согласованным действиям, командной работе
Учения, соревнования, тренировки
Содержание действий/деятельности в процессе слажива-
инструкторско-методические
ния экипажей во время десантирования, управления ог-
мероприятия, показные занятия и
нем, выполнения боевых стрельб, нормативов и др.
др.
Технологический блок
Э т а п ыф о р м и р о в а н и я
ДиагностическийМотивационныйОбучающийРефлексивный
Определение уровняФормирование у будущихОбучение слаживаниюРефлексия процесса
компетенцииофицеров мотивациии методикеи результата обучения
боевого слаживанияк боевому слаживаниюего организации
Методы и формы
Наблюдение, беседа,ДемонстрационныеМетоды командной и про-Анкетирование, опрос,
тестирование,(фильмы, плакаты); рас- ектной деятельности, кейс-экспертная оценка, ана-
проблемные задания,сказы и беседы о преиму- задания, деловые игры,лиз продуктов деятель-
анализ ситуацийществах слаживания на тренинги, учебно-трениро-ностиобучающихся
слаживанияоснове ИТ и средств свя- вочные средства, ГИС ВН,(проекты,результаты
зи, примеры слаживания в КРУС «Стрелец», АСУвыполнения нормати-
современном бою и т. д) ВДВ и др.вов, тестов и др.)
Технологии
компьютерные, тренинговые, диалоговые, воссоздающие условия современного боя, проблемно-деятельностные
Оценочно-результативный блок
КритерииПоказатели сформированности: личностных качеств; знаний
мотивационно-ценностный,и умений, необходимых для осуществления боевого слажива-
функциональный,ния; готовности к работе в команде
информационно-
коммуникативный,
обучающе-рефлексивныйУровни: допустимый (минимальный), оптимальный, эталонный
Личность офицера, владеющего компетенцией боевого слаживания

Рис. 1 – Модель методической системы формирования
компетенции боевого слаживания у будущих офицеров
Во второй главе «Методическая система формирования компетенции боевого
слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ» раскрываются цели и содер-
жание образования, конкретизируются методы, формы и средства обучения, обеспе-
чивающие эффективное формирование компетенции.
Основной целью реализации методической системы является формирование
компетенции боевого слаживания у будущих офицеров. Это подразумевает образова-
тельную деятельность по нескольким направлениям. Во-первых, будущий офицер
должен понимать цели и задачи современного боевого слаживания, роль, которую оно
играет в повышении боеспособности российской армии, Воздушно-десантных войск.
Во-вторых, он должен владеть знаниями, умениями и навыками в области организации
умелых и слаженных действий военнослужащих на поле боя. В-третьих, будущий
офицер должен иметь соответствующую методическую подготовку, позволяющую ему
обучать военнослужащих согласованным действиям в составе подразделения, согласо-
ванному выполнению боевых задач на основе применения информационных техноло-
гий и современных средств связи и др. В-четвертых, будущих офицеров необходимо
вовлекать в командную и проектную деятельность.
Содержательный блок методической системы должен реализовываться в отдель-
ных темах дисциплин по тактической и тактико-специальной подготовке, авторском
курсе, учениях, военных играх. В диссертации разработаны и приведены: рабочая про-
грамма авторского курса факультатива, тематический план, материалы для измерения
уровня сформированности компетенции и др.
В таблице 2 приведены темы авторского курса факультатива, применяемые ме-
тоды и средства при изучении тем, задания для курсантов (таблица 2).
Т а б л и ц а 2 – Применяемые методы и средства при изучении авторского курса, задания для
курсантов
ТемаМетоды и средстваЗадания
Роль боевой подго-Лекция, опрос, анкетирование, беседа,На основе отобранного материала выде-
товки и боевого сла-групповое обучение, учебные презен-ление и оформление в виде таблицы мер,
живания в укрепле-тации, фильмы, системы тестированияпринимаемых Министерством обороны по
ниибезопасностии контроля знанийукреплению безопасности России
страны
История и современ-Лекция, семинар, проектная деятель-Разработка и оформление материалов
ное состояние боевойность, учебные презентации, фильмы,проекта по состоянию боевого слажива-
подготовки и боевогосистемы тестирования и контроля зна-ния за предложенный временной период;
слаживаниянийитоги работы оформляются в виде презен-
тации
Основы боевого сла- Лекция с презентацией, семинар-Заполнение таблиц, выполнение проектов,
живанияпрактикум, работа в команде, тренинги,отработка на тренажерах особенностей
метод проектов, метод кейсов, учебныедесантирования, тренировка по управле-
презентации, фильмы, макеты и др.нию огнем на макете местности и др.
Отработка элементов Лекция, семинар-практикум, работа вЗадания по отработке нормативов, задания
слаживания на основе команде, тренинги проекты, метод кей-на определение нормативов для военно-
современных средств сов, учебные презентации, фильмы,служащих, проведение радиотренировки
связи на практикесовременные средства связи и др.(тренинг), работа в команде
Отработка элементов Практикум, работа в команде, проекты,Выполнение заданий и проектов на осно-
слаживания на осно- метод кейсов, тренировки, ГИС, АСУве применения ГИС, АСУ ВДВ, КРУС
ве ИТ на практикеВДВ, тренажеры, симуляторы, КРУС«Стрелец»
Теория боевого сла- Лекция, семинар, деловая игра, про-Оформление проекта на основе
живания подразделе- екты, круглый стол, презентации,актуальных нормативныхдокумен-
ний ВДВфильмы, системы тестирования итовпрограммыобу-
контроля знанийчения военнослужащих согласован-
ным действиям.
Методикабоевого Лекция, семинар-практикум, деловая Подготовка к деловой игре, разработка
слаживания подраз- игра, работа в команде, метод проек- учебно-методического материала к заня-
делений ВДВтов, метод кейсовтиям по слаживанию
Методы, формы и средства формирования компетенции боевого слаживания у
будущих офицеров должны соответствовать основополагающим принципам модели
методической системы. К методам, соответствующим принципу функционального
взаимодействия, можно отнести метод кейсов, упражнений и др. При этом приме-
няются такие средства, как геоинформационные системы, автоматизированные си-
стемы управления Воздушно-десантных войск (АСУ ВДВ), КРУС «Стрелец».
Принцип ценностного отношения к командной работе реализуется через методы ра-
боты в команде, проектный метод и др. Принцип профессиональной направленности
реализуется через использование профессионально направленных педагогических
средств и методов – упражнений, тренингов, работы на тренажерах, макетах; ГИС
ВН, АСУ ВДВ, КРУС «Стрелец».
Так как применяемое в практике подготовки курсантов понятие «технология,
воссоздающая условия современного общевойскового боя» не имеет конкретного
толкования в диссертационном исследовании нами дано определение данного поня-
тия. К технологиям, воссоздающим условия современного общевойскового боя, мы
относим технологии обучения на основе применения комплекса разведки, управле-
ния и связи (КРУС-ВР «Стрелец»), АСУ ВДВ и ГИС ВН. На рисунке 2 представлен
экран монитора ПКК, входящего в «носимый комплект командира» после запуска
интегрированной среды управления подразделением (с картой).

Рис. 2. Общий вид экрана монитора персонального компьютера командира (ПКК)
после запуска интегрированной среды управления подразделением (с картой)

В работе описаны компьютерные, тренинговые, диалоговые технологии обуче-
ния. Например, технологии на основе применения программно-аппаратного тренажера
в виде бронетранспортера БТР-82А (рис. 3), комплекса учебно-тренировочных средств
связи (КУТС). Значительное внимание в процессе обучения боевому слаживанию уде-
ляется проектной и командной деятельности курсантов. Описаны ключевые принципы
организации такой деятельности. Приведены описания занятий, на которых реализо-
вана работа курсантов в команде и над проектом. Например, занятие по теме
«Управление слаживанием взвода, его действиями во время захвата объекта против-
ника». На занятии преподаватель действует в роли командира роты. Курсанты дей-
ствуют в роли командира взвода и военнослужащих (членов команды).
Примером выполнения курсантами проектной деятельности, согласно пред-
ложенной ситуации, служит разработка решения командира по слаживанию на ос-
нове работы в геоинформационной системе. Примером технологического проекта
может служить разработка, создание и использование в учебной деятельности маке-
тов местности для отработки элементов слаживания (рис. 4).

Рис. 3. Комплекс учебно-тренировочныхРис 4. Макет местности для отработки
средств связи (КУТС)элементов слаживания

Разработка и создание курсантами технологических проектов воспитывает у них,
с одной стороны, командные качества, так как работу над макетом они выполняют в
команде, с другой стороны – формирует у них знания и умения по учету особенностей
местности в процессе слаживания.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности
методической системы формирования компетенции боевого слаживания у будущих
офицеров в военном вузе ВДВ» описаны этапы педагогического эксперимента, пред-
ставлены результаты, полученные в ходе проведения экспериментальной работы,
сделаны выводы.
Педагогический эксперимент, цель которого – проверка гипотезы исследова-
ния, проводился в период с 2015 по 2020 г. и состоял из трех этапов: констатирую-
щего, поискового и формирующего. Участниками педагогического эксперимента
стали курсанты (более 250 человек) и офицеры (48 человек) военных вузов города Ря-
зани (РВВДКУ имени В. Ф. Маргелова и военного учебного центра при РГРТУ имени
В. Ф. Уткина).
В процессе проведения эксперимента оценивался уровень сформированно-
сти компетенции боевого слаживания по следующим критериям и показателям:
мотивационно-ценностный критерий (показатель ценностные ориентации и
мотивыметодики А. А. Реана, Т. Л. Бадева; методика STAR: ситуация-цель-
действия-результаты); функциональный критерий (показательзнание основ
организации слаженных действий военнослужащих на поле боя на основе совре-
менных ИТ и средств связи, умение применять эти знания на практике и др. те-
сты, контрольные работы (методика В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур), оценка време-
ни, затрачиваемого на выполнение отдельных видов работ, методика К. Е.
Шахмаевой «Оценки уровня готовности к командной работе», методика
STAR); информационно-коммуникативный критерий (показательумение
анализировать информацию, необходимую для организации слаженных действий
военнослужащих, принятия решений по руководству подразделениями, владение
методами работы с системами связи, средствами автоматизации и др. тесты, кон-
трольные работы (методика В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур), оценка выполнения от-
дельных видов работ по времени и др.); обучающе-рефлексивный критерий (по-
казатель умения обучать военнослужащих слаженным действиям на основе ИТ,
технологий, приближающих к условиям реального боя, способность к самооценке,
саморефлексии методика В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур).
Основные элементы констатирующего этапа педагогического эксперименты
охватывают период с 2015 по 2016 г. Главная цель этапа – анализ состояния про-
блемы исследования и обоснование ее актуальности. На основе оценки результатов
наблюдений, бесед, анкетирования, тестирования, выполнения курсантами заданий
контрольной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированно-
сти компетенции боевого слаживания у будущих офицеров, недостаток знаний и
умений преподавателей по обучению боевому слаживанию, что позволило сделать
выводы о необходимости формирования данной компетенции.
Поисковый этап педагогического эксперимента проводился в 2016–2017 гг.
Его цель состояла в уточнении разработанной модели и проектировании методиче-
ской системы формирования компетенции боевого слаживания. В теоретическом
разделе исследования были обоснованы методические подходы и принципы, на ос-
нове которых должна строиться наша методическая система.
Апробация в учебном процессе методической системы формирования ком-
петенции боевого слаживания осуществлялась путем отбора содержания дисци-
плин по тактико-специальной подготовке, при составлении легенды учений, во
время тренировок, а также ходе проектирования и реализации авторского курса
факультатива «Боевое слаживание в современных условиях. Основы проведения
боевого слаживания». Для проведения формирующего эксперимента (2017–2019
гг.) были созданы две группы – контрольная и экспериментальная, каждая из ко-
торых включала 102 курсанта – будущих офицера. Участники эксперимента име-
ли примерно одинаковые возрастные характеристики и уровень обученности (од-
нородность групп проверялась t-критерием Стьюдента для каждого компонента
компетенции). Базой эксперимента служило РВВДКУ имени В. Ф. Маргелова.
Обучение курсантов контрольной группы осуществлялось на занятиях по такти-
ко-специальной подготовке с использованием традиционных форм, методов и
средств обучения. Курсанты экспериментальной группы, помимо этого, обуча-
лись на факультативе.
Обучение экспериментальных групп начиналось с диагностики уровня сформи-
рованности компетенции боевого слаживания. По результатам диагностики курсан-
ты делились на три подгруппы согласно уровню сформированности их компетенции.
Для курсантов с низким уровнем сформированности компетенции были организова-
ны дополнительные занятия и консультации. Обучаемые со средним уровнем выпол-
няли более сложные задания, участвовали во взаимообучении, обучении в паре и др.
Для курсантов с высоким уровнем сформированности компетенции было организова-
но самостоятельное изучение расширенного теоретического материала и др. На осно-
ве идей системного, коммуникативно-деятельностного подходов с учетом принципа
постоянной рефлексии в процессе обучения были созданы условия для саморефлек-
сии курсантов. С целью закрепления итогов обучения проводились полевые учения и
конкурсы.
По итогам формирующего эксперимента была проведена диагностика мотива-
ционно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обу-
чающе-рефлексивного компонентов компетенции у курсантов контрольной и экспе-
риментальной групп по разработанной методике. Оценка результатов эксперимента
осуществлялась статистическими методами, которые приведены в диссертационной
работе. Методом сигнатурного теста (критерий знаков) было показано, что уровень
сформированности мотивационно-ценностного компонента курсантов эксперимен-
тальной группы существенно выше, чем у курсантов контрольной группы. В табли-
це знаков размещали 51 пару чисел: уровень курсанта экспериментальной группы
(xi) и уровень курсанта контрольной группы (yi). Вычисляли разность уровней
сформированности мотивационно-ценностного компонента для каждой пары вы-
борки (xi – yi). В результате вычислений 32 раза был получен знак «+», 10 раз знак
«–», 9 раз разность была равна 0. Полученные данные подставляли в формулу
32  42 * 0,5  0,5
z 3,24 .
42 * 0,5 * 0,5
При таких значениях z-распределения (по А. А. Кыверялг) гипотеза, что у курсантов
экспериментальной группы уровень мотивационно-ценностного компонента суще-
ственно повысился по сравнению с курсантами контрольных групп, является верной.
Для диагностики уровня сформированности функционального компонента
компетенции боевого слаживания в конце обучения проведена итоговая контроль-
ная работа. Проверка гипотезы, что результаты экспериментальной группы суще-
ственно выше результатов контрольной группы, осуществлялась критерием χ2 (М.
И. Грабарь, К. А. Краснянская). Результаты выполнения итоговой контрольной ра-
боты для выборки из 51 человека приведены в таблице 3.
Т а б л и ц а 3 – Результаты выполнения итоговой контрольной работы курсантами экспе-
риментальной и контрольной групп
Категория 1Категория 2Категория 3Категория 4
Группа
(неудовлетворительно) (удовлетворительно) (хорошо)(отлично)
Экспериментальная n1 =
Q11 = 0Q12 = 10Q13 = 21Q14 = 20
Контрольная n2 = 51Q21 = 2Q22 = 14Q23 = 28Q24 = 7
В таблице Q1i обозначает число курсантов экспериментальной группы, полу-
чивших по итогам выполнения заданий оценку i: i = 1 (неудовлетворительно), i = 2
(удовлетворительно), i = 3 (хорошо), i = 4 (отлично). Q2i обозначает число курсантов
контрольной группы, получивших оценку i (i = 1; 2; 3; 4). Обозначаем Р1i (i = 1; 2; 3;
4) вероятность выполнения заданий курсантами экспериментальной группы на
оценку i, Р2i(i = 1; 2; 3; 4) – вероятность выполнения заданий курсантами контроль-
ной группы на оценку i. Проверим нулевую гипотезу Н0: Р11 = Р12 = Р13 = Р14 при аль-
тернативе H1 : Р1i  Р2i хотя бы для одной из С = 4 категории на основе полученных
данных. Подсчет значения χ2 для проверки гипотезы проведем по формуле:
Для значений таблицы 4 χ2 примерно равен 8,48. Для уровня значимости, рав-
ного 0,05, и числа степеней свободы ν, равного С – 1 = 4 – 1 = 3, по таблице крити-
ческих значений критерия χ2 находим критическое значение статистического крите-
рия χ20,05 = 7,82. Отсюда для значений данной таблицы выполняется неравенство
χ2 эмп. > χ2крит. Полученные результаты в соответствии с правилом принятия решения
дают основания для отклонения нулевой гипотезы. Таким образом, по результатам
выполнения итоговой контрольной работы можно сделать следующий вывод: у кур-
сантов экспериментальной группы сформированность функционального компонента
существенно выше, чем у курсантов контрольной группы.
В таблице 4 представлены результаты сформированности компонентов компе-
тенции курсантов экспериментальной и контрольной групп по результатам форми-
рующего эксперимента (контрольный этап).
Т а б л и ц а 4 – Уровень сформированности компонентов компетенции курсантов
по итогам контрольного этапа эксперимента, %
Уровень сформированности компонентов компетенции
Уровень
контрольная группаэкспериментальная группа
Мотивационно-ценностный
Допустимый35,2916,66
Оптимальный41,1839,21
Эталонный23,5344,13
Функциональный
Допустимый35,2918,62
Оптимальный38,2442,16
Эталонный26,4739,22
Информационно-коммуникативный
Допустимый38,245,88
Оптимальный53,9249,02
Эталонный7,8445,1
Обучающе-рефлексивный
Допустимый62,7515,68
Оптимальный35,2950,01
Эталонный1,9634,31

Сравнительные данные уровня компонентов компетенции по итогам форми-
рующего эксперимента для курсантов контрольной и экспериментальной групп
приведены на диаграммах (рис. 5, 6).

Рис. 5. Сформированность компонентовРис. 6. Сформированность компонентов
компетенции курсантов контрольной группыкомпетенции курсантов экспериментальной группы
Сопоставление рисунков наглядно показывает, что у курсантов контрольной
группы преобладает допустимый и оптимальный уровень, а у курсантов экспери-
ментальной группы – оптимальный и эталонный.
На основе анализа приведенных выше данных формирующего эксперимента
можно сделать вывод, что уровень сформированности компетенции боевого слажи-
вания у курсантов экспериментальной группы существенно выше, чем у курсантов
контрольной группы. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные бы-
ли подтверждены отзывами из войск и результатами конкурсов по полевой выучке
среди курсантов Воздушно-десантных войск «Лучший экипаж связи» и «Уверенный
прием», которые проводились в форме состязаний среди команд. Курсанты экспе-
риментальной группы показали более высокие результаты по сравнению с курсан-
тами контрольной группы.
Согласно полученным данным формирующего эксперимента, в эксперимен-
тальной группе были также выявлены у испытуемых разные изменения показателей
сформированности компонентов компетенции боевого слаживания: динамика фор-
мирования обучающе-рефлексивного компонента заметно интенсивнее по сравне-
нию с динамикой других компонентов компетенции. Это объясняется тем, что,
наряду с целенаправленным развитием всех компонентов компетенции, особое вни-
мание уделялось методической подготовке будущих офицеров.
Статистическая достоверность выявленных различий между результатами
контрольной и экспериментальной групп определялась также по двухвыборочному
t-критерию Стьюдента для несвязанных выборок. В таблице 5 представлены резуль-
таты сравнения критерия tэмп. по каждому из измеряемых в исследовании компонен-
тов компетенции для tкрит. = 1,972 при уровне значимости α = 0,05 и степени свободы
f = 202 у курсантов экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 5
Расчет t-критерия Стьюдента по компонентам компетенции
у курсантов военного вуза ВДВ
Компонент межкультурнойСтатистическая
Этап экспериментаtэмп.tэмп. > tкрит.
компетенциизначимость
Мотивационно-констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо ценностныйконтрольный6.93; p=0,000083tэмп. > tкрит.значимо
констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо Функциональный контрольный5,23; p=0,000005tэмп. > tкрит.значимо
Информационно-констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо коммуникативныйконтрольный11,03; p=0,0000061tэмп. > tкрит.значимо
Обучающе-констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо рефлексивныйконтрольный11,17; p=0,0000067tэмп. > tкрит.значимо

Данные таблицы 5 позволяют сделать выводы о статистически доказуемом
повышении уровня сформированности всех компонентов компетенции у курсантов
экспериментальной группы по сравнению с контрольной после формирующего экс-
перимента.
На основе анализа научно-педагогической литературы, практической деятельно-
сти офицеров, проведенного эксперимента разработаны методические рекомендации по
реализации модели методической системы формирования компетенции боевого слажи-
вания у будущих офицеров в практике обучения.
В целом результаты выполненного исследования свидетельствуют о достиже-
нии поставленной цели, решении сформулированных задач, получении теоретиче-
ских и экспериментальных данных согласно выдвинутой гипотезе.
В заключении диссертации изложены основные выводы исследования, под-
тверждающие его теоретическую и практическую значимость:
1. Установлены на основе анализа документов о развитии Вооруженных Сил
РФ, научно-теоретических исследований, программно-нормативной базы и состоя-
ния современной системы подготовки будущего офицера Воздушно-десантных
войск проблемы в подготовке офицера в области целенаправленного обучения воен-
нослужащих согласованным действиям. Исследование готовности офицеров ВДВ к
профессиональной деятельности в области боевого слаживания свидетельствует об
их недостаточной подготовке к деятельности в данной области. В связи с этим обос-
новано положение о необходимости проектирования и реализации методической си-
стемы, позволяющей повысить уровень формирования компетенции боевого слажи-
вания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ.
2. Определена сущность понятий «боевое слаживание» и «компетенция бое-
вого слаживания у будущего офицера ВДВ». В нашем исследовании понятие ком-
петенция боевого слаживания рассматривается как интегративная характеристика
личности, определяющая у будущего офицера наличие мотивов, высокого уровня
знаний и умений в области целенаправленного обучения военнослужащих согласо-
ванным действиям в составе подразделения, согласованному выполнению боевых
задач на основе применения информационных технологий и современных средств
связи, учета особенностей десантирования, географической среды, конкретных
особенностей местности, времени года, предстоящего театра боевых действий, ис-
пользуемых средств поражения в соответствии с поставленной боевой задачей в
реальном масштабе времени.
3. Выявлена структура компетенции боевого слаживания, которая состоит из
мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного
и обучающе-рефлексивного компонентов. Мотивационнонно-ценностный компо-
нент предполагает ценностное отношение будущего офицера к проведению боево-
го слаживания на основе ИТ и средств связи, функциональный – наличие знаний и
умений в области современной организации слаженных действий военнослужащих
на поле боя, информационно-коммуникативный – умение анализировать информа-
цию о реальных условиях организации слаженных действий военнослужащих, вла-
дение методами работы с системами связи, средствами автоматизации, вычисли-
тельной техникой, обучающе-рефлексивный – умение обучать военнослужащих
слаженным действиям, корректировать свою деятельность и деятельность военно-
служащих. Содержание компонентов отражает сущность компетенции и выступает
основой моделирования методической системы формирования компетенции боево-
го слаживания.
4. На основе системного, коммуникативно-деятельностного, компетентностно-
го подходов и принципов функционального взаимодействия, ценностного отношения
к командной работе, профессиональной направленности с учетом тенденций модер-
низации Вооруженных Сил России, Воздушно-десантных войск разработана модель
методической системы формирования компетенции боевого слаживания у буду-
щих офицеров ВДВ. Особенностью модели является ее содержание, включающее
целевой, методологический, содержательный, технологический и оценочно-
результативный блоки, технологии, воссоздающие условия современного общевой-
скового боя, методы командной и проектной деятельности.
5. На основе разработанной модели спроектирована и внедрена в образова-
тельный процесс военного вуза методическая система формирования компетен-
ции боевого слаживания у будущих офицеров Воздушно-десантных войск.
Методическая система направлена на повышение уровня сформированности
компетенции боевого слаживания у будущих офицеров и предполагает образова-
тельную деятельность: по формированию понимания целей и задач современного
боевого слаживания, его роли в повышении боеспособности российской армии;
развитию знаний, умений и навыков в области организации слаженных действий
военнослужащих на поле боя; методической подготовке, позволяющей офицеру
обучать военнослужащих согласованным действиям в составе подразделения, со-
гласованному выполнению боевых задач на основе применения информационных
технологий и современных средств связи; вовлечению в командную и проектную
деятельность.
6. Для реализации методической системы по осуществлению процесса фор-
мирования компетенции боевого слаживания у будущих офицеров ВДВ разрабо-
тано учебно-методическое обеспечение, средства и методы обучения.
Был спроектирован авторский курс факультатива «Боевое слаживание в со-
временных условиях. Основы проведения боевого слаживания», для которого
разработана программа, тематический план, система заданий, электронные учеб-
ники, учебные макеты, опубликованы учебно-методические пособия.
Для подготовки будущих офицеров к эффективному обучению военнослу-
жащих согласованным действиям было организовано обучение будущих офицеров
на факультативе, применены технологии, воссоздающие условия современного
общевойскового боя, методы командной и проектной деятельности, интерактивные
методы, кейс-задания, деловые игры, тренинги; использованы информационные
технологии, современные средства связи, учебно-тренировочные средства; геоин-
формационные системы военного назначения (ГИС ВН), КРУС «Стрелец» и др.
7. Разработан инструментарий выявления динамики развития компетенции бо-
евого слаживания у будущих офицеров: уровни, критерии и показатели данной ком-
петенции.
На основе анализа результатов формирующего эксперимента выявлено, что
уровень сформированности компетенции боевого слаживания у курсантов экспе-
риментальной группы существенно выше, чем у курсантов контрольной группы.
Вместе с тем в экспериментальной группе наблюдаются неравнозначные измене-
ния показателей сформированности компонентов компетенции: динамика форми-
рования обучающе-рефлексивного компонента заметно интенсивнее по сравнению
с динамикой других компонентов компетенции. Это объясняется тем, что, наряду с
целенаправленным развитием всех компонентов компетенции, особое внимание
уделялось методической подготовке будущих офицеров.
Проведенное экспериментальное исследование свидетельствует об эффектив-
ности разработанной методической системы и подтверждает, что ее внедрение спо-
собствует существенному повышению уровня сформированности компонентов ком-
петенции боевого слаживания у курсантов военных вузов.
Вместе с тем результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпы-
вающее раскрытие рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может состо-
ять в экстраполяции модели формирования компетенции боевого слаживания у буду-
щих офицеров на курсы повышения квалификации офицеров и преподавателей военных
вузов, разработку дополнительных критериев и средств диагностики компетенции.

Актуальность темы исследования и степень ее разработанности. Перед
Вооруженными Силами Российской Федерации стоят задачи по отражению вызо-
вов и угроз суверенитету и территориальной целостности государства, которые ре-
шаются путем модернизации оборонно-промышленного комплекса России, под-
держания высокой боевой готовности, «создания качественно новой, умной си-
стемы военного анализа и стратегического планирования» [156, с. 1], эффективного
управления войсками и оружием на основе применения информационных техноло-
гий и современных средств связи.
В условиях интенсивного развития вооружения, военной и специальной тех-
ники, средств связи, использования искусственного интеллекта в системах управ-
ления корректируются основные положения применения подразделений в различ-
ных видах боя и, как следствие, возникает необходимость в совершенствовании бо-
евой подготовки и боевого слаживания войск. Это требует подготовки офицеров,
глубоко понимающих и сознающих цели и задачи современного боевого слажива-
ния, умеющих осуществлять его на высоком уровне.
Под словом «слаживание» в словаре русских синонимов понимается сыг-
ровка, согласование, где согласование – это взаимодействие, координация, регули-
рование [174]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
слово «слаженный» означает «упорядоченный», «согласованный» (слаженная ра-
бота) [144].
В научно-педагогической литературе однозначное определение понятия «бо-
евое слаживание» не встречается. А.М. Худяков рассматривает боевое слаживание
как процесс обучения личного состава выполнению обязанностей в бою, а также
согласованным действиям [196]. Словарь военных терминов трактует это понятие
как комплекс тренировочных мероприятий по обучению отмобилизованных воен-
нослужащих согласованным действиям в составе подразделения [26, 173]. В энцик-
лопедии ракетных войск стратегического назначения под «боевым слаживанием»
понимается обучение военнослужащих согласованным совместным действиям
и использованию группового оружия [210]. Существующие определения не отра-
жают особенностей слаживания Воздушно-десантных войск (ВДВ).
В нашем исследовании мы будем рассматривать боевое слаживание как це-
ленаправленное обучение военнослужащих согласованных действиям в составе
подразделения с целью формирования умений и навыков, необходимых для чет-
кого выполнения функциональных обязанностей, согласованного выполнения бо-
евых задач на основе применения информационных технологий и современных
средств связи, учета особенностей десантирования, географической среды, кон-
кретных особенностей местности, времена года, предстоящего театра боевых дей-
ствий, используемых средств поражения в соответствии с поставленной боевой за-
дачей в реальном масштабе времени.
Система военного образования должна обеспечить формирование офицера,
обладающего прочными профессиональными знаниями, умеющего осуществлять
боевое слаживание с применением инновационных технологий обучения, трена-
жерных средств, автоматизированных систем управления, геоинформационных си-
стем военного назначения (ГИС ВН) на основе принципа наглядности и максималь-
ного приближения обучения к обстановке реального боя.
Эти требования нашли отражение в ФГОС ВО и программе боевой подго-
товки подразделений Воздушно-десантных войск. Так в ФГОС 3+ говорится, что
выпускник военного вуза должен обладать такими профессиональными компетен-
циями, как способность:
– взаимодействовать с подразделениями, воинскими формированиями и ор-
ганами других войск Российской Федерации при совместном выполнении задач
(ПК-5);
– поддерживать четкое взаимодействие с подразделениями других родов
войск в различной обстановке (ВПК. ПК-1);
– использовать системное и прикладное программное обеспечение специаль-
ного назначения для компьютеризированной поддержки процессов управления во-
инскими подразделениями;
– к организации и проведению различных видов учебных занятий (ПК-11).
В программе боевой подготовки подразделений Воздушно-десантных войск
Министерства обороны Российской Федерации отмечается, что офицеры должны
«обеспечить комплексное обучение личного состава и подразделений умелым
и слаженным действиям на поле боя».
Вышеуказанное требует научно-методического изучения и осмысления. Ис-
следования в области подготовки будущих офицеров в системе высшего военного
образования подводятся достаточно активно.
Теоретико-методологические основы этих исследований заложены в науч-
ных трудах А.В. Белошицкого, И.В. Биочинского, А.В. Вдовина, О.Ю. Ефремова,
И.А. Алехина, А.В. Барабанщикова, О.А. Козлова и др. При рассмотрении проблем
подготовки будущих офицеров к профессиональной деятельности исследователи
обращают внимание на методологию формирования и развития военных и военно-
профессиональных компетенций, необходимость повышения квалификации офи-
церов на основе новых подходов к подготовке [19, 20, 38, 42–44, 102].
Среди диссертационных исследований, посвященных проблемам совершен-
ствования боевой подготовки будущих офицеров, повышения уровня их боеготов-
ности, следует выделить работы В.В. Ноздрачева, А.В. Пуртова, А.И. Шишкова,
А.И. Щербатых и других [140, 158, 203, 207].
Проблемы формирования профессиональной компетенции и отдельных про-
фессиональных компетенций у будущих офицеров рассмотрены в трудах С.Ю. Ва-
ряницы, А.А. Гаврикова, В.В. Овода, А.А. Сухоруковой, А.И. Шишкова и других.
[36, 48, 142, 184, 203].
Исследованиям в области профессионального развития будущих офицеров
и формирования у них военно-профессиональных компетенций посвящены труды
Л.В. Доломанюка, А.Н. Лосева, А.Л. Снигирева, И.Р. Утяшева и др. [61, 121, 177, 189].
Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности буду-
щих офицеров рассмотрены в диссертационных исследованиях С.В. Гончарова,
В.А. Тихомирова, А.И. Щербатых и др. [52, 187 ,207].
Проведенный анализ позволил выявить, что на уровне диссертационных ис-
следований отсутствуют работы, связанные с подготовкой будущих офицеров
к обучению военнослужащих согласованным действиям, формированием у них
компетенции боевого слаживания. При этом следует отметить, что имеются мето-
дические разработки в области совершенствования боевого слаживания на основе
применения методов обучения, воссоздающих условия современного общевойско-
вого боя в ходе военных игр с применением инновационных технологий, тренажер-
ных средств, специально разработанных макетов, автоматизированных систем
управления, представленные в работах А.Ф. Иоаниди, С.В. Глущенко, И.Г. Каплий,
П.Е. Кобзаря, С.Д. Петрова и др [78, 84, 98].
В исследованиях ученых значительное внимание уделено теории и практике
применения педагогических подходов к подготовке офицеров, развитию профес-
сиональных компетенций, совершенствованию боевой и тактико-специальной под-
готовки. Проблемы подготовки будущих офицеров к боевому слаживанию как
неотъемлемой части их профессиональной деятельности, содержания, методов ис-
пользования средств связи и современных информационных технологий при сла-
живании в настоящее время не имеют научного обоснования.
Вместе с тем проведенный нами констатирующий эксперимент показал,
что курсанты считают свою готовность к профессиональной деятельности в обла-
сти боевого слаживания недостаточной, преподаватели согласны с таким мнением
курсантов. Затруднения молодых офицеров в организации и проведения обучения
личного состава слаженным действиям на поле боя отмечены в отзывах из войск.
В процессе констатирующего эксперимента также был проведен анализ образова-
тельных программ подготовки будущих офицеров, реализуемых военными вузами
России. Рассматриваемые нами вопросы по подготовке к боевому слаживанию уже
находят свое отражение в содержании учебных программ по тактико-специальной
подготовке, где увеличено число занятий, отводимых на отработку вопросов и эле-
ментов слаживания.
Тем не менее системный интегративный подход к рассмотрению боевого сла-
живания на основе ИТ и средств связи к методической подготовке будущих офи-
церов к проведению боевого слаживания в этих программах отсутствует.
В результате анализа научно-теоретических исследований, методики и прак-
тики подготовки будущих офицеров определили противоречия:
– между социальным заказов общества на комплексное обучение военно-слу-
жащих слаженным действиям на поле боя на основе современных информацион-
ных технологий и средств связи и неготовностью к такой образовательной деятель-
ности военных вузов;
– между возросшими требованиями к уровню подготовки будущих офицеров
к решению профессиональных задач в области боевого слаживания и существую-
щей системой подготовки будущего офицера, которая не соответствует этим тре-
бованиям и характеризуется отсутствием в образовательных программах соответ-
ствующих дисциплин или факультативных занятий, не разработанностью для та-
кой подготовки современных методов, форм и средств обучения;
– между необходимостью повышения эффективности формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров и уровнем теоретико-методиче-
ского обеспечения этого процесса.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы и отсутствие методоло-
гического ее обоснования определили выбор темы исследования: «Формирование

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»