Творчество Б. А. Диева в контексте духовой музыки России второй половины XX века

Кашкаров Денис Сергеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Творческая деятельность Б. А. Диева …………………….. 11
1.1. Б. А. Диев – композитор, дирижер, педагог, исследователь … 11
1.2. Генезис стиля и особенности музыки Б. А. Диева в контексте
отечественных музыкальных традиций ………………………………… 29
Глава 2. Оркестровая музыка Б. А. Диева: малые формы ……….. 47
2.1. Маршевая музыка Б. А. Диева для духового оркестра – спе-
цифика трактовки жанра ……………………………………..………….. 47
2.1.1. Марш «Весна сорок пятого» ………………………………….. 51
2.1.2. «Московский марш» на тему песни А. Петрова «А я иду,
шагаю по Москве» ………………………………………………………. 57

2.2. Инструментальная миниатюра для солирующих инстр умен-
тов и духового оркестра ………………………………………………… 64
2.2.1. Фантазия для четырех валторн и духового оркестра ………. 66
2.2.2. Фантазия для четырех тромбонов и духового оркестра …… 71
2.2.3. Концертштюк для тубы и духового оркестра ……………….. 78
2.2.4. Концертино для фортепиано и духового оркестра ………….. 83
Глава 3. Симфоническая музыка Б. А. Диева для духового ор-
кестра …………………………………………………………………….. 94
3.1. Характерные и специфические черты композиторского мыш-
ления и формообразования в увертюрах Б. А. Диева ………………….. 94
3.2. Симфония для духового оркестра – вершина творчества ком-
позитора ………………….……………………..…………………………. 112
Заключение ……………………………………………………………… 140
Список литературы ……………………………………………………. 149
Приложение ………………………………….………………………….. 172

Во Введении обоснована актуальность темы, охарактеризована степень
ее научной разработанности, определены объект и предмет, сформированы
цель и задачи исследования, определены методология, научная новизна, а
также теоретическая и практическая значимость диссертации. Здесь же пред-
ставлены положения, выносимые на защиту, сведения об апробации полу-
ченных результатов.
Первая глава «Творческая деятельность Б. А. Диева», состоящая из
двух разделов, посвящена исследованию многогранности личности и истоков
композиторского стиля Бориса Александровича Диева.
В разделе 1.1. «Б. А. Диев – композитор, дирижер, педагог, исследо-
ватель» рассматривается его разносторонняя деятельность. Ориентиром
изучения творческого портрета композитора служит сложившийся в отече-
ственном музыковедении жанр научной биографии. На основе эпизодов из
жизни, общественно значимых событий, мнений современников складывает-
ся целостное восприятие его облика. Полученные данные позволяют сделать
вывод о формировании мировоззрения и композиторского стиля Б. А. Диева,
о роли контекстных факторов в процессе создания музыкальных сочинений.
По результатам анализа биографических данных составлена периодизация
его жизненного пути, состоящая из трех этапов: раннего (1950–1970 гг.), зре-
лого (1970–1984 гг.) и позднего (1984–2008 гг.). Отмечено их значение на пу-
ти поиска собственного музыкального языка, формирования композиторской
техники, накопления творческого опыта.
В ходе освещения разных сторон деятельности Б. А. Диева большое
внимание уделено его становлению как дирижера, проходившему под руко-
водствомвыдающихсяотечественныхмастеровА. Д. Цейтлинаи
М. М. Багриновского. Рассмотрена работа Б. А. Диева в качестве преподава-
теля Военно-дирижерского факультета при МГК им. П. И. Чайковского и
оценена его роль в воспитании плеяды военных дирижеров. Часть раздела
посвящена исследованию деятельности Б. А. Диева в качестве руководителя
Государственного духового оркестра, уделявшего важное внимание популя-
ризации оригинальной духовой музыки. Под его управлением впервые были
представленыпубликесочиненияотечественныхавторов–
Б. Т. Кожевникова, Е. П. Макарова, Г. И. Сальникова, Г. М. Калинковича,
М. Д. Готлиба, В. А. Шепелева и многих других. Проанализирована успеш-
ная работа Бориса Александровича на посту главного дирижера оркестра
Московского государственного театра оперетты с 1977 по 1981 годы, в ре-
зультате которой, по оценкам современников, возросло мастерство возглав-
ляемого им оркестра, расширился театральный репертуар, повысилась во-
кальная культура ведущих солистов театра.
Значительное внимание при изучении биографии Б. А. Диева уделено
его научной и учебно-методической деятельности. В 1956 году он успешно
защитил диссертацию «Музыкальное оформление парадов Советской Ар-
мии» на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. По материа-
лам труда впоследствии была издана монография с одноименным названием,
охватывающая широкий круг вопросов в организации деятельности военно-
оркестровой службы1. Значительным вкладом в совершенствование обучения
дирижерскому и оркестровому мастерству стали методические работы
Б. А. Диева – «Дирижерская ритмика», «Школа оркестрового исполнитель-
ства на духовых инструментах», «Оркестрового-ансамблевая подготовка во-
енного оркестра», «Некоторые особенности методики обучения по дирижи-
рованию» и др.
В завершении раздела отмечена успешная организаторская и обще-
ственная деятельность Б. А. Диева на посту начальника Управления музы-
кальными учреждениями Министерства культуры РСФСР и в правлении
Московской композиторской организации.
В разделе 1.2. «Генезис стиля и особенности музыки Б. А. Диева в
контексте отечественных музыкальных традиций» освещается формиро-
вание его индивидуального стиля, сложившегося под влиянием выдающихся
отечественных композиторов, а также ведущих российских авторов ХХ сто-
летия в области духовой музыки. Раскрывается широкий диапазон жанровых
интересов Б. А. Диева, направленных на создание как крупных оркестровых
сочинений (симфоний, увертюр, поэм, сюит, фантазий, рапсодий и др.), ка-
мерно-инструментальной музыки, сольных произведений для различных му-
Диев, Б. А. Музыкальное оформление парадов Советской Армии / Б. А. Диев. // Труды института. – М.:
ВДФ, 1956. – С. 3-102.
зыкальных инструментов, так и вокальной, хоровой, эстрадно-танцевальной
музыки, детских песен.
Октябрьская революция 1917 года открыла новый период в развитии
отечественной музыкальной культуры, долгое время именуемый советским.
Чрезвычайно востребованным на заре становления нового государства ока-
зывается жанр марша, а также инструментальные миниатюры различной те-
матической направленности. Об успехах авторов, пишущих музыку такого
рода, свидетельствует музыковед М. Е. Тараканов: «Целеустремленные по-
иски советских композиторов предшествующих лет, направленные на созда-
ние стилистической и жанровой основы музыки для духовых оркестров, под-
готовили благоприятную почву для расцвета этой области художественного
творчества в 30-е годы. Данный этап развития ознаменовался серьезными до-
стижениями, был отмечен проявлением художественного и жанрового мно-
гообразия как в маршевом, так и в концертном репертуаре»2.
В этот период возникает целая плеяда композиторов, в творчестве ко-
торых марш становится центральным жанром и проходит определенную эво-
люцию. В качестве основных направлений в развитии данного рода музыки
известный отечественный музыковед В. А. Цуккерман выделяет военный
марш, концертный марш, национальный марш. Подлинными мастерами в об-
ласти указанных жанров он называет С. А. Чернецкого, Н. П. Ракова,
Н. П. Иванова-Радкевича,З. Л. Фельдмана,Д. Ф. Салимана-Владимирова,
Ю. А. Хайта, В. С. Рунова, В. А. Белого, В. И. Мурадели (жанр праздничного
героического марша), М. Л. Старокадомского, Н. К. Чемберджи. Достижения
этих авторов составили широкую основу для формирования маршевой музы-
ки Б. А. Диева. Опора на сложившиеся традиции проявила себя прежде всего
в том, что композитор выбирает музыкальные мелодии с учетом их марше-
Тараканов, М. Е. История современной отечественной музыки. Выпуск 1917–1941: под редакцией
М. Е. Тараканова / М. Е. Тараканов. – М.: «Музыка», 2005. – С. 68.
вой природы, явной или скрытой, способной к сохранению жанрового обли-
ка.
Другим жанром, занимающим важное место в творчестве Б. А. Диева,
является увертюра для духового оркестра. Ко времени его становления как
композитора такого рода сочинения активно создавались рядом отечествен-
ных авторов. Значительную роль в развитии жанра сыграли опусы, написан-
ные композиторами-симфонистами, – Н. Я. Мясковским («Драматическая
увертюра»), Р. М. Глиэром («XXV лет РККА»), П. И. Ивановым-Радкевичем
(«Увертюра на темы песен народов СССР»)3. На фоне других эти произведе-
ния выделяются цельностью драматургии, масштабностью симфонического
мышления, впоследствии характерных для сочинений Б. А. Диева. Создание
композитором увертюр для духового оркестра охватывает период с 1963
(увертюра «Слава») до 2003 года (увертюра «К 60-летию Победы в Великой
Отечественной войне»). Наиболее активный этап работы в данном жанре
наблюдается с 1963 по 1987 годы: именно в это время из восьми сочинений
такого рода автором было написано семь.
Симфоническое творчество Б. А. Диева обусловлено общими процес-
сами развития отечественного духового искусства первой половины ХХ века,
которые сложились под влиянием первых симфоний4 для духового оркестра,
созданных в конце XVIII века. В диссертации отмечаются основные факторы
становления данного типа музыки:
Ярким образцом увертюр иного качества является Вторая увертюра на народные темы
П. И. Иванова-Радкевича (1937). Основные ее черты – простота музыкального языка, доступность широкому
кругу слушателей, сочетание серьезности творческих намерений и осторожного новаторства. Тематическая
основа подобных увертюр – легко обрабатываемые народные русские и украинские песни. В изложении
преобладают мажорные лады, практически отсутствует образная трансформация в развитии материала.
Симфония для духового оркестра возникла еще во времена Великой французской революции в
творчестве Ф. Госсека и получила блестящее развитие в «Траурно-триумфальной симфонии» Г. Берлиоза,
исполнение которой предполагало состав оркестра в 110 музыкантов и хор (во второй редакции указана
численность хора – 200 хористов). Однако, далее, данный жанр не привлекал внимание композиторов почти
целое столетие и возродился лишь в ХХ веке.
 лучшие образцы произведений для духового оркестра во все времена
были ориентированы на достижения академического музыкального искус-
ства;
 активное переложение симфонических опусов для духового состава
и их широкое концертное исполнение способствовало формированию компо-
зиторского интереса к созданию оригинальных произведений крупной фор-
мы для духового оркестра;
 приемы симфонического развития закрепились в практике создания
увертюр для духового оркестра, при этом такого рода сочинения стали пред-
шественниками первых частей или финалов симфоний;
 создание миниатюр для духового оркестра жанрово-скерцозного и
медленно-лирического характера стало основой отдельных частей симфонии;
 циклическая структура симфонии была непосредственно подготов-
лена духовыми сюитами, более упрощенными по содержанию отдельных ча-
стей и не ориентированными на сонатную форму;
 интенсивному развитию жанра способствовала возрастающая роль
духовых инструментов в современной музыке различных направлений.
Значительное влияние на развитие рассматриваемого жанра оказала
Девятнадцатая симфония Н. Я. Мясковского, написанная им специально для
духового оркестра в 1938 году и ставшая первым произведением подобного
рода в истории отечественной духовой музыки. Материалы исследования
свидетельствуют, что дальнейшая «симфонизация» жанра происходит посте-
пенно и со временем достигает все большего совершенства в творчестве тех
композиторов, которых по праву принято считать классиками отечественного
духовогоискусства,–Н. П. Иванова-Радкевича,Д. Ф. Салимана-
Владимирова, Е. П. Макарова, М. Д. Готлиба, Б. Е. Кожевникова, Б. А. Диева,
Г. И. Сальникова, В. А. Шепелева и др.
Становление жанра симфонии в духовой музыке советского периода
проявилось в приобретении качества «громоздкости», на которое указывает
видный отечественный музыковед В. А. Цуккерман5. Преодолению этого яв-
ления, по его мнению, может способствовать развитие жанра малой симфо-
нии – симфониетты, либо устойчиво сформировавшаяся симфонизированная
сюита. В разделе делается предположение о том, что уход от симфонической
«громоздкости» является сознательным решением Б. А. Диева. Неслучайно
именно одночастная структура сочинений такого рода ярко представлена в
творческом наследии композитора: Симфониетта (1982 г.), Симфония № 4
(1989 г.), Симфония № 5 (1994 г.), Симфония № 6 (1995 г.), Симфония № 7
(2000 г.)6.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что появле-
ние в отечественной музыке такого масштабного художника во многом спо-
собствовало преодолению определенной замкнутости музыки для духового
оркестра и формированию устойчивого интереса композиторов к созданию
оригинальных произведений.
Вторая глава «Оркестровая музыка Б. А. Диева: малые формы»,
состоящая из двух разделов, посвящена анализу произведений малой формы,
прежде всего, маршевой музыки и концертных пьес для солирующих ин-
струментов.
Раздел 2.1. «Маршевая музыка Б. А. Диева для духового оркестра –
специфика трактовки жанра» содержит музыкальный анализ наиболее яр-
ких маршей композитора. Изучение творческой биографии Б. А. Диева поз-
воляет сделать вывод, что этот жанр сопровождал автора более полувека.
Цуккерман, В. А. Произведения для духового оркестра / В. А. Цуккерман. // Очерки советского
музыкального творчества. Т. 1. – М-Л.: Музгиз, 1947. – С. 311.
Кроме того, симфоническое творчество Б. А. Диева представлено и многочастными произведени-
ями: Симфония № 1 «Подвиг павших вдохновляет живых» в 4-х частях (1986 г.), Симфония № 2 «Октябрь-
ская» для оркестра и чтеца на слова В. В. Маяковского в 3-х частях с апофеозом (1988 г.), Симфония № 3 в
3-х частях (1989 г.), Симфония № 8 в 3-х частях (2002 г.).
Хронология сочинений свидетельствует о том, что первое произведение та-
кого рода – «Родная сторона» – датировано 1953/1954 гг., последнее –
«Олимпийский марш» – написано незадолго до смерти – в 2008 году. Многие
марши композитора, в числе которых «Солдатская дружба» (1968), «Весна
сорок пятого» (1975), «Российский марш» (1997), приобрели заслуженную
популярность и стали обязательной частью праздничных военных торже-
ственных церемоний и государственных парадов. Сказанное относится, в
особенности, к одному из лучших произведений такого рода – «На страже
мира» (1966), который исполнялся в особенно важные государственные
праздники. Известный отечественный музыковед В. В. Задерацкий отмечает
прочные историко-стилевые особенности маршей Б. А. Диева, яркую нацио-
нальную преемственность и видит в этом главную причину их популярности.
Произведенный анализ сочинений позволяет сделать вывод о том, что важ-
ное значение имеет также построение мелодико-ритмической основы маршей
с выдерживанием норм поэтического текста, для которых характерна закруг-
ленность и симметричность синтаксиса в предполагаемом совпадении поэти-
ческих и музыкальных ударений, в опоре мелодики маршей на традиции пев-
ческой культуры (народная песня, городской бытовой романс, интонации
belcanto), контуры которой легко узнаваемы во многих маршах композитора.
Подраздел 2.1.1. «Марш “Весна сорок пятого”» исследует замысел
данного произведения и его композиционную основу. Каждый раздел сочи-
нения представляет собой определенный этап становления, основанный на
трехфазности реализации формы в целом и каждого ее раздела: экспонирова-
ние – initium, развитие – motus, итог – terminus, с наличием локальных куль-
минаций в точке золотого сечения. Анализ мелодики марша позволяет сде-
лать вывод о том, что она тесно связана с воплощением не только песенного
начала, но и традиций канта, сложившегося еще в период XVII–XVIII веков.
Характерные песенные обороты особенно ярко проявляются в середине пер-
вого раздела формы, в так называемом «припеве», через использование за-
тактовых ритмоинтонационных фигур в сочетании с мелодическими ходами
на широкие интервалы. Кроме этого, тема среднего раздела формы полно-
стью построена на песенно-ариозных интонациях – опеваниях, приближен-
ных к группетто, и скачках на сексту.
Примечательной особенностью марша «Весна сорок пятого» является
разнообразие содержания, характерное в большей степени для академиче-
ской традиции, нежели для массового музыкального искусства. В данном
произведении превосходно сопоставлены множественные настроения: лири-
ка, героика, характерная русская тематика.
Объектом исследования подраздела 2.1.2. «”Московский марш” на
тему песни А. П. Петрова “А я иду, шагаю по Москве”» стало сочинение,
представляющее иное направление в творчестве композитора. В создании
марша Б. А. Диев использует прием цитирования, давно сформировавшийся
в профессиональном творчестве европейских и отечественных композиторов
(Ф. Лист – Ф. Шуберт, Ф. Лист – Дж. Верди, М. А. Балакирев – М. И. Глинка
и др.). Изучение авторской партитуры свидетельствует о сложном драматур-
гическом замысле, который создается за счет введения эффекта театрально-
сти. Достижение зримого эффекта образов происходит благодаря различным
перевоплощениям основной темы: лирический песенный материал преобра-
зуется в активную мелодию, совмещающую признаки жанров песни и марша
с усилением героического начала. Отмечается, что в этом сочинении, постро-
енном на заимствованном материале, темброво-фактурные преобразования
играют едва ли не первостепенную роль, оркестровка марша обогащается
мгновенным переключением тембров, использованием их множественности,
неожиданности появления, регистровыми перебросами в изложении темы.
Раздел 2.2. «Инструментальная миниатюра для солирующих ин-
струментов и духового оркестра» раскрывает специфику работы компози-
тора в этом жанре.
Круг миниатюр для солирующих духовых инструментов, пожалуй, как
никакая иная область творчества Б. А. Диева, отличается необыкновенным
разнообразием. Привлекательными для композитора здесь становятся бароч-
ные жанры, в которых важное значение имеет импровизационное начало, –
фантазия и бурлеска. Именно они составляют основу данной группы произ-
ведений на протяжении всего творческого пути.
В подразделе 2.2.1. «Фантазия для четырех валторн и духового ор-
кестра» рассматривается драматургический замысел сочинения, которое
представляет собой попурри. В основу одночастной миниатюры положены
три музыкальные темы, в совокупности выстраивающие сложную трехчаст-
ную форму с сокращенной репризой. Первая тема имеет ярко выраженный
напевный характер, с использованием характерных интонаций и скачков.
Вторая – озорная плясовая: особый шутливый характер ей придает краткое
включение минорного лада в общий светлый колорит звучания. Третья тема,
в которой узнаются элементы плясовой «Камаринской», и мотивы песни «Из-
под дуба», выдержана в духе грубоватой народной пляски с обилием синко-
пированного ритма, с преобладанием басовых духовых и ударных в оркест-
ровке. Все три темы объединены общим настроением, ритмотанцевальными
формулами, отображают картины радостной мирной жизни. Каждая из них
обладает яркой жанровой природой, что в целом создает озорной, темпера-
ментный, ликующий образ.
Отличительная особенность Фантазии – яркость и выпуклость основ-
ной темы, что допускает ее трактовку в значении главной и в итоге упрочи-
вает положение в форме. Первенство данной темы и схематическое подобие
соотношения разделов A – B – A – C – A структурно сближают композицию
с формой рондо, столь характерной для жанровых симфонических финалов.
Основным средством развития служит ладогармоническая «драматур-
гия». В изложении первой темы активно задействованы тональности мажоро-
минорного родства, переходы в каждую тональность осуществляются стре-
мительно, в основном через аккорды гармонической субдоминанты для каж-
дой последующей тональности (B-dur – D7>g-moll – D-dur; B-dur – G-dur –
es-moll – B-dur). Сопоставление мажора и минора в изложении второй темы
также осуществляется через гармоническую субдоминанту – яркое вырази-
тельное средство (d-moll – G-dur – d-moll). Третья тема в ладогармоническом
отношении имеет наиболее прочную фактурно-гармоническую фольклорную
основу: обращает на себя внимание миксолидийский лад, где ключевой эле-
мент лада – VII пониженная ступень – является вершиной-источником мело-
дического развития произведения. Данное сочинение демонстрирует возрос-
шее мастерство композитора и предвосхищает его дальнейшие творческие
открытия.
Подраздел 2.2.2. «Фантазия для четырех тромбонов и духового ор-
кестра» описывает инструментальный стиль мышления композитора, созда-
ющий театрально-сценическое пространство в произведении. Б. А. Диев от-
ражает в фантазии образы праздничного ликования, веселья и меняет стиле-
вой ориентир в пользу преобладания «западных» моделей искусства, попу-
лярных у широкого круга слушателей. В фантазии отчетливо прослеживают-
ся и отзвуки мюзикла, и оттенки джаза, и колорит эпизодов оперетты. Клю-
чевое значение в создании характера произведения имеет эффект игры, буф-
фонады, выраженный динамическим контрастом, в котором яркие реплики
сменяются таинственным, интригующим послесловием. Это сочинение де-
монстрирует поразительную музыкально-стилевую эрудицию и широкий
кругозор композитора.
Подраздел 2.2.3. «Концертштюк для тубы и духового оркестра»
продолжает исследование многообразных подходов композитора к решению
жанра миниатюры для солирующих инструментов и духового оркестра.
Концертштюк Б. А. Диева интересен в первую очередь спецификой со-
лирующего тембра тубы, для которой лишь с недавнего времени стали появ-
ляться самостоятельные сочинения в самых различных жанрах7. Автор де-
монстрирует блестящее знание оркестра, умение максимально использовать
Наиболее известные из них – П. Хиндемит. Соната для тубы и фортепиано; А. Н. Лебедев. Концерт для
тубы и фортепиано; А. Я. Эшпай. Концерт для тубы в сопровождении струнного оркестра и медных духо-
вых инструментов.
технический и художественный потенциал каждого музыкального инстру-
мента в сочетании с виртуозными возможностями солиста-исполнителя.
В данном произведении композитор опирается на принцип концерти-
рования, в котором противопоставление равных участников исполнительско-
го ансамбля реализовано в простой трехчастной репризной композиции. Пре-
емственная связь с концертным жанром подчеркивается тем, что автор до-
бавляет в структуру произведения сольный эпизод ad libitum, своеобразную
мини-каденцию и завершает пьесу виртуозным оркестровым послесловием.
Анализ оркестровой партитуры позволяет сделать вывод о том, что концерт-
ность мышления является одной из сильных сторон творческой личности
Б. А. Диева.
Подраздел 2.2.4. «Концертино для фортепиано и духового оркест-
ра» посвящен произведению, которое относится к числу наиболее прочно
связанных с академическими традициями отечественного искусства.
Концертино, согласно перечню творческого наследия композитора,
входит в группу сочинений для солирующего инструмента с духовым ор-
кестром. Среди них – Концерт для тромбона (1987), Концерт для саксофона-
тенора (1988), Концерт для тубы (1996), Концертино для валторны (2001),
Концерт для трубы (2006). Большинство из этих опусов – одночастные,
написанные в лучших традициях концертного жанра.
В процессе анализа выявляется главная специфическая черта Концер-
тино Б. А. Диева, которая определяет его близость к жанру полноценного од-
ночастного концерта. Автор опирается на традиции, имеющие место в твор-
честве современников, в частности ощущается близость некоторых фрагмен-
тов к фортепианным концертам Р. К. Щедрина, в которых импровизацион-
ность развивающих разделов охватывает сферу выразительных средств. Ши-
рокий исторический охват, разностилевая трактовка одного и того же мате-
риала, наличие отголосков множества жанров и направлений формируют в
Концертино признаки полистилистики – метода, сформулированного
А. Г. Шнитке. Существенное обновление комплекса выразительных средств,
продемонстрированных автором в данном произведении, позволяют предста-
вить его как один из ярчайших и самобытных примеров достижений отече-
ственной духовой музыки на пороге XXI столетия.
Третья глава «Симфоническая музыка Б. А. Диева для духового
оркестра» посвящена исследованию симфонического наследия композитора
и состоит из двух разделов.
В разделе 3.1. «Характерные и специфические черты композитор-
ского мышления и формообразования в увертюрах Б. А. Диева» рассмат-
ривается оркестровая увертюра – значимый жанр в инструментальном твор-
честве композитора. Данный род музыки – особая категория его сочинений,
выдающаяся как по количеству, так и по композиционно-смысловым наход-
кам, успешно применяемым им в других, более сложных и развернутых жан-
рах8.
В увертюрах Б. А. Диева обнаруживается опора на традиции русской
симфонической школы. Столь же очевидно влияние множества других наци-
ональных художественных течений и конкретных творческих явлений на
концепцию и содержание произведений, прежде всего: симфонической (не
оперной) русской увертюры XVIII–XX веков, панегирического («виватного»)
канта эпохи Петра I, музыки для рогового оркестра.
Драматургия и образное содержание увертюр Б. А. Диева представляет
собойинтересныймикст,основанныйнасинтезеторжественно-
героического, лирического, драматического начал. Общепринято в этом кон-
тексте последовательное (от одного раздела к другому) воплощение множе-
ственных аспектов этого содержания через обращение к одной из наиболее
сложных музыкальных форм – сонатному аллегро. Традиционно (это замече-
но в двух рассматриваемых увертюрах композитора) вступительный раздел
формы (вступление в увертюре «Край родной» и первая тема главной партии
В первую очередь, в жанре симфонии.
в «Русской увертюре») представлен как торжественный, лирико-эпический
образ – в обращении к традициям величаво-неспешной русской протяжной в
«Русской увертюре», к ритмоинтонациям колыбельной в увертюре «Край
родной». Лирический элемент вступительных разделов достаточно сложен,
поскольку скрывает героический подтекст, который полноценно раскрывает-
ся в ходе развития в условиях используемой композитором сонатной формы.
Специфика оркестрового звучания увертюр выражается в том, что ду-
ховой оркестр интерпретируется как симфонический, но, в отличие от по-
следнего, отличается стабильной фонической слитностью тембров на всем
протяжении формы. Способы изложения материала в увертюрах весьма мно-
гообразны – группы инструментов, тембровый диалог, тутти, унисон. При
этом ни в одной из рассматриваемых увертюр нет исключительно сольных
эпизодов.
Увертюры Б. А. Диева, тематически выдержанные в духе времени и
посвященные актуальным событиям отечественной истории, – 50-летию ре-
волюции («Русская увертюра», 1967), 100-летию со дня рождения
В. И. Ленина («Край родной»), все же могут быть охарактеризованы как про-
изведения, выполненные в лучших традициях классического искусства, но
имеющие уникальную художественную концепцию. Преобладающей сферой
образов становится героико-лирический аспект: Б. А. Диев повествует о дра-
матизме в прошедшем времени, и эти воспоминания, в конечном итоге, вы-
тесняются оптимистическим настроением.
Второй раздел 3.2. «Симфония для духового оркестра – вершина
творчества композитора» представляет этот жанр как один из ведущих у
Б. А. Диева.
Композитор мастерски создает произведения такого рода, ориентиру-
ясь на собственный опыт и творческую интуицию. Особенность одночастных
симфоний Б. А. Диева заключается в том, что в них автором совершается
множество существенных открытий в области непрограммных сочинений,
которые успешно реализуются им и в других жанрах. Например: сольное /
групповое изложение тем, предвосхищающее создание произведений для со-
лирующих духовых инструментов; сохранение глубины содержания, уровня
проблематики в условиях непрограммности одночастной симфонии; преем-
ственность с сочинениями для духовых, написанных примерно в одно и то
же время.
Анализируемая партитура Симфонии № 5 позволяет сделать вывод о
том, что данное произведение обобщает симфонический опыт композитора и
формирует перспективы для дальнейшего развития жанра. Отмечается дра-
матургический замысел – многоплановый, свойственный лучшим образцам
симфонического жанра, со сложно организованной сменой образов, их чере-
дованием и взаимодействием. Данное произведение ориентировано на не-
сколько творческих концепций предшественников Б. А. Диева, с которыми в
различной степени можно сравнить ее содержание:
концепция Л. Бетховена – от мрака к свету, через борьбу – к побе-
де;
концепцияД. Д. Шостаковичасусиленнойуглубленно-
медитативной природой содержания;
концепция Г. Малера с сохранением сдержанно-иронической и
гротесковой манеры высказывания;
концепция А. Г. Шнитке – торжество гармонии из хаоса, связанно-
го с повсеместным распространение в мире зла.
Отмечается особая калейдоскопичность образов, сменяющих друг дру-
га, возникновение аналогий с конкретными сценическими персонажами те-
атральных сочинений. При анализе обнаружены предметно-стилевые ассоци-
ации, связанные с творчеством его выдающихся современников, – просвет-
ленные экспозиции Пятой и Шестой симфоний Д. Д. Шостаковича, эпически-
величавая ария Кутузова из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева.
Симфония № 5 – абсолютно зрелое, совершенное и самобытное сочи-
нение, ставшее визитной карточкой композиторского стиля Б. А. Диева.
Произведение неповторимо раскрывает национальную, патриотическую
идею, востребованную в отечественном музыкальном искусстве, продолжая
традиции классиков XX века.
В Заключении подводятся итоги, делаются теоретические обобщения
и выводы, высказываются суждения о путях развития композиторского твор-
чества в современной отечественной духовой музыке, открываются перспек-
тивы его дальнейшего изучения. Также суммируются результаты исследова-
ния, среди которых наиболее важным является выявление универсальных
принципов композиторского стиля Б. А. Диева, индивидуальной творческой
манеры, проявившей себя в обширном жанровом диапазоне, – от миниатюры
до сочинений крупной формы.
Целостное представление о творческой деятельности композитора поз-
волило включить его произведения в поле зрение современного музыкозна-
ния. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что много-
гранная деятельность Бориса Александровича Диева оказала важное влияние
на развитие отечественной духовой музыки ХХ века.

Актуальность исследования. Отечественная духовая музыка зани-
мает особое место в музыкальной жизни России и имеет богатую многове-
ковую историю. Творчество наиболее значительных советских композито-
ров ХХ века в области создания духовой музыки – С. А. Чернецкого,
Н. П. Иванова-Радкевича, Н. П. Ракова, С. Н. Василенко, Б. Т. Кожевникова,
З. Л. Фельдмана, М. Д. Готлиба, З. Ю. Бинкина, Г. И. Сальникова,
В. А. Шепелева, Б. А. Диева, Г. М. Калинковича и др. – представляет инте-
рес для научного исследования как феномен музыкального искусства. Тр а-
диционно вырастая из более широкого композиторского наследия, отече-
ственная духовая музыка, в свою очередь, обладает и р ядом индивидуаль-
ных отличий.
Многочисленные сочинения для духовых оркестров, созданные та-
лантливыми композиторами, активно привносят достижения музыкальной
мысли в соответствующий репертуар. С момента проникновения такого р о-
да искусства в сферу внимания профессиональных авторов значительно
умножились и жанры произведений. От привычных небольших сочинений
для духового оркестра – маршей, танцевальных пьес, песен и других «не-
сложных» творений, поиск сочинителей расширился до написания крупных
симфоний, инструментальных концертов, поэм и других разнообразных ви-
дов музыки. Одним из композиторов «первого ряда» в области создания со-
ответствующего репертуара стал Борис Александрович Диев – яр кий пр ед-
ставитель отечественной композиторской школы второй половины ХХ века,
оставившей богатое наследие в рассматриваемом исполнительском жанре.
Творчество Б. А. Диева является яркой страницей в истории формиро-
вания, развития русской классической духовой музыки, важнейшим этапом
становления данного искусства в XX веке. Суммирование достижений ком-
позиторов ушедшего времени и опора на наследие старшего поколения поз-
волили Б. А. Диеву значительно расширить жанровые рамки отечественного
искусства в рассматриваемой области. Написанные в лучших традициях
симфонизма русской классической школы, его произведения для духового
оркестра оригинальны и самобытны. В музыке композитора заметна ощу-
тимая опора на национальную стилистику и фольклор, которая, между тем,
не привела к прямому заимствованию музыкального материала. Тематика
сочинений Б. А. Диева весьма актуальна, она прочно связана с событиями
российской истории, музыкальные образы в произведениях многогранны и
отражают широту композиторского кругозора. Большой творческий диапа-
зон автора, в свою очередь, выразился и в смене музыкально-
художественных приоритетов – от марша до сложнейших видов «симфони-
зированной» духовой музыки – инструментальных концертов, симфоний,
поэм.
Между тем многогранная деятельность Б. А. Диева до сих пор не по-
лучила должного внимания в музыкознании. Исследование творчества дан-
ного композитора позволит существенно расширить представление о его со-
зидательной роли в отечественной духовой музыке ХХ века. Указанная по-
зиция определила актуальность исследования.
Степень разработанности проблемы. В работе содер жится сжатый
обзор исторических, музыковедческих, социологических исследований, в
которых развитие духовой музыки представлено предметом изучения и тео-
ретического осмысления.
Ряд произведений Б. А. Диева уже становились объектами внимания
при рассмотрении отдельных проблем современного искусства игр ы на ду-
ховых инструментах. Однако узкая направленность этих исследований не
предполагала освещения всех направлений деятельности композитора. В
связи с чем целостное осмысление его творчества представляет собой белое
пятно: монографические труды, посвященные Б. А. Диеву отсутствуют;
изучение его музыки не получило широкого отражения в музыкознании.
В освещении творчества Б. А. Диева обнаруживается много пр обелов
в отношении общей проблематики, особенностей стиля и музыкального
мышления в общем. Очевидно, пришло время представить созидательную
деятельность Б. А. Диева как целостный феномен, рассмотреть его в шир о-
ком контексте развития отечественной духовой музыки.
Среди трудов, имеющих значение для освещения контекста вышеука-
занной деятельности, назовем исследования по социологии, культуре, исто-
рии русской музыки – Л. С. Выготского, А. Р. Лурия [44],
Л. Н. Дороговой [61], Т. В. Поповой [143], Э. В. Соколова [183],
А. Н. Сохора [188].
Теоретическую основу для разностороннего анализа произведений
представляют труды, созданные отечественными музыковедами –
Б. В. Асафьевым [14], Т. А. Гайдамович [46], И. А. Дольниковой,
Н. Г. Салмановым, [60], В. В. Задерацким [70], А. И. Кандинским [79],
Ю. В. Келдышем [82], Л. А. Мазелем [108], В. В. Медушевским [119],
Е. В. Назайкинским [126], Е. М. Орловой [137], Е. А. Ручьевской [158],
М. Е. Таракановым [196], А. М. Цукером [221].
В отдельную группу исследований входят работы специалистов в об-
ласти духовой музыки, представленные Е. С. Аксеновым [3],
П. И. Апостоловым [7], А. Г. Гилевым [47], Л. Ф. Дунаевым [65],
В. Е. Кадачиговым [77], А. Л. Ермоленко [69], Б. Т. Кожевниковым [85],
Т. К. Маякиным [118], Н. К. Суриным [194], С. С. Тихомировым [200],
В. И. Тутуновым [203], М. В. Федоровым [208], В. С. Цицанкиным [220],
Х. М. Хаханяном [214], И. В. Цупиковым [231], М. Д. Чертоком [242],
В. С. Чугреевым [243] и др. [26; 39; 40; 53; 61; 87; 94; 201; 213]. В трудах
данных авторов освещены вопросы военно-оркестровой службы, ее исто-
рии, функции, содержатся сведения по различным аспектам теории инстр у-
ментовки и т. д. Иначе говоря, вышеуказанные работы составляют основу
музыкознания в сфере военной духовой музыки.
Важным материалом для диссертационного исследования послужили
личная беседа автора данной работы с вдовой композитора Т. В. Диевой, а
также фрагменты телевизионных интервью, проливающие свет на замыслы
многих сочинений.
Тем не менее, несмотря на широкий диапазон, данные источники мо-
гут послужить лишь первоначальной основой для изучения творчества
Б. А. Диева и его роли в развитии духовой музыки России.
Объект исследования – творчество Бориса Александровича Диева
в контексте отечественной духовой музыки России.
Предмет исследования – стиль композитора и его проявление в р аз-
ных жанровых областях: маршевой музыке, инструментальной миниатюре
для солирующих инструментов и духового оркестра, увертюре и симфонии
для духового оркестра.
Цель исследования – создать целостное представление о многооб-
разной творческой деятельности Б. А. Диева.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• осветить творчество Б. А. Диева – композитора, дирижера, педаго-
га, исследователя;
• выявить индивидуальные черты маршевой музыки Б. А. Диева для
духового оркестра;
• изучить жанровые и стилевые черты инструментальных миниатюр
для солирующих инструментов и духового оркестра;
• рассмотреть симфоническую музыку Б. А. Диева для духового ор-
кестра;
• определить принципы музыкального мышления композитора, ока-
завшие значительное влияние на развитие отечественной духовой музыки

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Процесс взаимопонимания как компонент системы взаимодействия дирижера и музыканта оркестра, роль дирижера в этом процессе
    Музыка и время. – 2– № – С. 27–[1,0 п. л.]
    Специфические черты оркестровых увертюр Бориса Александровича Диева на примере увертюр «Русская увертюра» и «Край родной»
    Музыка и время. – 2– № – С. 11–[0,8 п. л.]
    Композиторское мышление и формообразование в увертюрах Бориса Александровича Диева
    Искусство и об-разование. – 2– № 6 (116). – С. 43–[0,7 п. л.]
    Творческий путь Бориса Александровича Диева
    Электронный научный журнал «Вестник адъюнкта»: [сайт], 2– URL:https://vestnik-adyunkta.ru/images/2018/1/Kashkarov-2018-pdf. – С. [1 п. л.]
    Б. А. Диев – дирижер, композитор, педагог
    Мате-риалы итоговой военно-научной конференции военно-дирижерской кафедры(26 апреля 2017 г.). – М.: ВУ, 2– С. 40–[1 п. л.]
    Методические рекомендации по разучиванию и исполнению Государственного гимна Российской Федерации
    Материалы итоговой военно-научной конференции военно-дирижерской кафедры (25 апреля 2018 г.). – М.: ВУ, 2– С. 27–[0, 8 п. л.]

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»