Повышение эффективности подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические предпосылки повышения эффективности под-
готовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации ……… 19
1.1. Проектирование безопасной и комфортной среды в общеобра-
зовательной организации как направление профессиональной де-
ятельности педагога-психолога ………………………………….. 19
1.2. Психолого-педагогические особенности осуществления в
вузе профессиональной подготовки будущих педагогов-психоло-
гов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеоб-
разовательной организации ………………………………………… 45
1.3. Модель подготовки будущих педагогов-психологов к проек-
тированию безопасной и комфортной среды в общеобразователь-
ной организации …………………………………………………….. 71
Выводы по первой главе ………………………………………………… 100
Глава II. Прикладные аспекты повышения эффективности подготовки
будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и ком-
фортной среды в общеобразовательной организации ………………… 103
2.1. Методика подготовки будущих педагогов-психологов к про-
ектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации ……………………………………………….. 103
2.2. Экспериментальная проверка эффективности модели подго-
товки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации … 136
Выводы по второй главе ………………………………………………… 163
Заключение ……………………………………………………………… 165
Библиографический список ……………………………………………. 171
Приложение ……………………………………………………………… 206
Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана ее науч-
ная разработанность; представлен научный аппарат исследования, включая объ-
ект, предмет, цель, гипотезу, задачи, теоретико-методологическую основу, этапы
и применяемые методы научного исследования; определены научная новизна,
теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выно-
симые на защиту; указаны данные об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретические предпосылки повышения эффективности
подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и
комфортной среды в общеобразовательной организации» представлены резуль-
таты изучения разработанности проблемы исследования, определена ее теоре-
тико-методологическая основа, уточнено содержания ключевых понятий диссер-
тации, обоснованы принципы и педагогические условия, обеспечивающие повы-
шение эффективности исследуемого процесса, представлена его модель.
Безопасная и комфортная среда в общеобразовательной организации
определяется в диссертации как уникально организованное пространство, ис-
ключающее различные формы насилия ко всем его субъектам, референтное и
обеспечивающее преимущественно положительные эмоции и конструктивные
коммуникации. В такой среде созданы условия для учета индивидуальных и воз-
растных особенностей детей, в том числе имеющих нарушения в развитии; педа-
гоги испытывают удовлетворенность от своей профессиональной деятельности,
а родители обучающихся готовы с ними сотрудничать для обеспечения макси-
мальной продуктивности образовательного процесса.
В исследовании подчеркивается, что практически все педагогические работ-
ники в той или иной мере несут ответственность за безопасность ребенка в
школе. Появляются новые должности (в частности, заместитель директора по
безопасности), в функционал которых входит обеспечение безопасности всех
участников образовательных отношений. Однако, ключевая роль в обеспечении
психологической безопасности обучающихся принадлежит педагогу-психологу,
который может на ранних этапах выявить склонности школьников к агрессив-
ному поведению, обеспечить информирование родителей о необходимости ока-
зания психологической или даже психиатрической помощи таким обучающимся.
По сути, речь идет об участии педагога-психолога в проектировании без-
опасной и комфортной среды в общеобразовательной организации. Указан-
ная деятельность представляет собой процесс разработки и реализации ком-
плекса условий (психолого-педагогических, нормативно-правовых, организаци-
онно-методических и материально-технических), обеспечивающих высокое ка-
чество межличностных отношений между субъектами взаимодействия, их пси-
хологическую защищенность от разных видов насилия, поддержку и удовлетво-
ренность образовательной средой, содействие интеллектуальному, морально-
нравственному, психофизическому развитию обучающихся.
Учитывая многочисленные затруднения, которые испытывают педагоги-пси-
хологии при осуществлении данной деятельности, целесообразно ставить вопрос
о подготовке к ней на этапе профессионального обучения в вузе. Такая подго-
товка предполагает высокий профессионализм соответствующих специалистов,
умение работать с различными субъектами образовательных отношений, способ-
ность противостоять негативным факторам, умение проектировать комфортную
и безопасную среду. Результатом данной подготовки является готовность буду-
щих педагогов-психологов к проектированию безопасность и комфортной
среды. Последнее определяется в диссертации как устойчивое личностно-про-
фессиональное образование, предполагающее ценностное отношение к проект-
ной деятельности, сформированность нравственных убеждений личности, нали-
чие эмоциональной гибкости, толерантности и способности противостоять рис-
кам профессиональной деятельности. Будущие педагоги-психологи, обладаю-
щие указанной готовностью, способны использовать адресный подход к различ-
ным категориям обучающихся на основе консолидации усилий с другими специ-
алистами в общеобразовательной организации.
В структуре определяемой готовности выделены следующие компоненты:
ценностные установки, проектировочные умения, личностно-профессиональные
качества, коммуникативная компетентность.
Повышение эффективности процесса подготовки будущих педагогов-психо-
логов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразователь-
ной организации обеспечивают принципы толерантности, психологической без-
опасности, рациональной эмоциональности, комплексного мониторинга, груп-
повой супервизии, виртуальной включенности. Принцип толерантности связы-
вается с принятием личности, признанием ее права на свое мнение. Принцип пси-
хологической безопасности предполагает эмоциональную, информационную,
статусную поддержку и защиту от разных форм насилия. Принцип рациональной
эмоциональности основан на интеграции логического и интуитивного в осу-
ществлении проектировочных действий. Принцип комплексного мониторинга
базируется на освоении разных инструментов исследования образовательной
среды и состояния личности в ней. Принцип групповой супервизии основан на
внешней оценке психологических решений. Принцип виртуальной включенно-
сти предполагает учет рисков и возможностей виртуальной среды. В диссерта-
ции обосновано, что соблюдение указных принципов позволит создать основу
для формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектирова-
нию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации.
Дальнейшее исследование процесса подготовки будущих педагогов-психоло-
гов к проектированию безопасной и комфортной среды в диссертации связано с
использованием специально разработанной модели. Такой подход позволил
установить внутренние причинно-следственные связи между целевыми, содер-
жательными и организационно-педагогическими средствами изучаемого про-
цесса. Понимание причинно-следственных связей является важным с точки зре-
ния повышения эффективности изучаемого процесса. В свою очередь, модель
служит основанием для составления методики, апробация которой предполага-
ется в реальных условиях профессиональной подготовки будущих педагогов-
психологов. В исследовании подчеркивается, что по результатам апробации мо-
гут быть сделаны выводы об эффективности процесса подготовки будущих пе-
дагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды.
Модель разработана в соответствии с положениями компетентностного, ак-
сиологического, деятельностного и экопсихологического подходов и включает
целевой, содержательный, процессуально-технологический, оценочно-результа-
тивный и прогностический блоки (рис. 1).
Целевой блок задает стратегический замысел в плане реализации модели в
условиях профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в вузе и
находит свое воплощение в соответствующих формулировках цели и задач ис-
следуемого процесса.
Целевой блокСодержательный блок
Цель – развитие готовности будущихДисциплины учебного плана ОП ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образова-
педагогов-психологов к проектирова-ние: «Безопасность жизнедеятельности», «Организация проектно-исследовательской деятельности обучаю-
нию безопасной и комфортной средыЗадачи*щихся», «Психологическая безопасность образовательной среды», «Основы психологии семьи и семейных кон-
в общеобразовательной организациифликтов», «Психология девиантного поведения»
Дополнительные содержательные модули: «ПроектированиеПрограмма социально-
Процессуально-технологический блокбезопасной среды в школе», «Консультирование родителейпсихологического тренинга
обучающихся. Различные подходы и позиции влияния»«Учеба без угроз»
Процессуальный компонент
Этапы формирования готовности к проектированию
безопасной и комфортной среды: пропедевтический,Технологический компонент
просветительский, проектный, результативный
Методы обучения: кинотерапия,
Формы: проблемная лекция, лек-библиотерапия, анализ педагоги-
ция-дискуссия, лекция-консульта-Технологии: проектные,
ческих ситуаций, социально-пси-
Педагогический компонентция, лекция-квест, семинарские издоровьесберегающие,хологический тренинг, квест-тех-
практические занятия, включая со-личностно-ориентиро-
нологии, групповая супервизия,
циально-психологический тренингванные, цифровые
Принципы: толерантности, психологической безопас-коллаборация
ности, рациональной эмоциональности, комплексного
мониторинга, групповой супервизии, виртуальной
включенностиСредства: программы учебных дисциплин в рамках профессиональной об-
разовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-
педагогическое образование, программа тренинга «Учеба без угроз», сете-
Педагогические условия**вые психологические сообщества, проектная деятельность
Оценочно-результативный блокПрогностический блок
Ожидаемый результат – готовность будущих педагогов-психологовПрогнозы о возможной ре-Определение об-
к проектированию безопасной и комфортной средызультативности деятельно-ласти и направле-
Возможныерискии
сти будущего педагога-пси-ошибки при осуществле-ний применения
холога, обладающего иссле-нии деятельности по про-модели
Критерии: мотивационно-знаниевый, эмоцио-
дуемой готовностьюектированию безопасной и
нально-регулятивный, коммуникативно-творче-Показатели***
ский, аналитико-деятельностныйкомфортной среды
Рис. 1. Модель подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной
и комфортной среды в общеобразовательной организации
Примечания к рисунку 1:
* Задачи по этапам:
Пропедевтический этап: освоение специфики организации проектной дея-
тельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
выбор наиболее адекватных методик для исследования различных категорий
субъектов образовательного процесса; исследование психологического состоя-
ния и личностных особенностей студентов – будущих педагогов-психологов.
Просветительский этап: анализ педагогических ситуаций из жизненного
опыта студентов; изучении методов, направленных на формирование благопри-
ятного климата в образовательной организации; применении проективных функ-
ций кино для предотвращения потенциальных угроз в организации.
Проектный этап: интеграция методов библиотерапии и кинотерапии в прове-
дении превентивных мероприятий; освоение различных позиций в психологиче-
ском консультировании; разработка проектов по психологическому сопровожде-
нию детей с отклоняющимся поведением и развитием.
Результативный этап: исследование рисков и возможностей социальных се-
тей в проектировании психологической безопасности; знакомство с виртуаль-
ным форматом проведения психологических консультаций; проектирование сце-
нариев оказания психологической помощи учащимся, подвергшимся насилию.
** Педагогические условия:
– формирование ценностного отношения будущих педагогов-психологов к
собственному психологическому здоровью на основе метода интроспекции;
– использование возможностей «психологического кинозала» для анализа
психолого-педагогических ситуаций;
– применение потенциала групповой супервизии для оценки способностей
будущих педагогов-психологов выстраивать адресные коммуникации;
– освоение будущими педагогами-психологами способов онлайн консульти-
рования путем изучения открытых Интернет-ресурсов.
*** Показатели:
– для мотивационно-знаниевого критерия: аналитические способности, про-
фессиональное мировоззрение, самоэффективность и смыслообразование,
стремление обеспечить безопасную среду, знание показателей комфортного пси-
хологического климата;
– для эмоционально-регулятивного критерия: активная жизненная позиция,
эмоциональная гибкость, толерантность, эмпатия, развитое самосознание, стрес-
соустойчивость, гибкая профессиональная позиция;
– для коммуникативно-творческого критерия: коммуникативные склонности,
умение слушать и вести диалог, творческий подход к выстраиванию взаимодей-
ствия с различными специалистами, конфликтологическая компетентность, кре-
ативность в профессиональных решениях;
– для аналитико-деятельностного критерия: способности по выявлению акту-
альных проблем в функционировании общеобразовательной организации, обна-
ружению рисков в реальной и виртуальной среде, реализации проектов по созда-
нию безопасных условий для развития ребенка и комфортных состояний педаго-
гических работников.
Назначение содержательного блока заключается в наполнении и обогаще-
нии основных направлений и содержания профессиональной подготовки буду-
щих педагогов-психологов в части развития их готовности к проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации. Обеспе-
чивается это за счет включения в содержание отдельных учебных дисциплин
предметных модулей, позволяющих оптимально выстроить педагогическую ра-
боту по подготовке будущих педагогов-психологов к осуществлению исследуе-
мого аспекта профессиональной деятельности. Насыщение содержания учебных
дисциплин производится с учетом реализуемого федерального государственного
образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-пе-
дагогическое образование.
Основное назначение процессуально-технологического блока заключается
в процессуальной интерпретации подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды. Здесь определяются пути,
способы и средства технологического осуществления данного процесса в реаль-
ной практике профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в
вузе. В данном блоке выделены три компонента: процессуальный, технологиче-
ский, педагогический. Процессуальный компонент определяет этапы осуществ-
ления исследуемого процесса: пропедевтический, просветительский, проектный,
результативный. Технологический компонент включает совокупность форм, ме-
тодов и средств, которые определяют своеобразие и авторскую позицию относи-
тельно технологического воплощения стратегии подготовки будущих педагогов-
психологов к осуществлению исследуемого аспекта предстоящей профессио-
нальной деятельности. Содержание педагогического компонента определяют
принципы и педагогические условия, которые обеспечивают успешность осу-
ществления исследуемого процесса и повышение его эффективности.
В оценочно-результативном блоке определены инструменты, с использова-
нием которых появляется возможность делать вывод об успешности протекании
процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды, повышении его эффективности. Наряду с описанием
ожидаемого результата представляются критерии и показатели готовности буду-
щих педагогов-психологов к осуществлению исследуемой профессиональной
функции.
Прогностический блок дает общее представление о предстоящей професси-
ональной деятельности будущих педагогов-психологов и особенностях приме-
нения ими умений по проектированию безопасной и комфортной среды в обще-
образовательной организации. Он также позволяет сделать прогнозы о возмож-
ной результативности профессиональной деятельности будущего педагога-пси-
холога, обладающего исследуемой готовностью. Также можно говорить о воз-
можных рисках и ошибках при осуществлении деятельности по проектированию
безопасной и комфортной среды.
Учитывая то обстоятельство, что участие в проектирование безопасной и
комфортной среды принимают участие не только педагоги-психологи, но и дру-
гие педагогические работники общеобразовательной организации, что подтвер-
ждается действующими профессиональными стандартами, можно видеть новые
перспективы применения модели. В диссертации, в частности, говорится о воз-
можности использования выделенных в модели педагогических условий на этапе
совершенствования профессиональной подготовки (в рассматриваемом аспекте)
будущих учителей, а также специалистов в области воспитания (в частности, пе-
дагогов-библиотекарей, тьюторов). Для этих же целей могут применяться и
предлагаемые содержательные модули «Проектирование безопасной среды в
школе» и «Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и
позиции влияния». Разработанная система критериев и показателей может при-
меняться при совершенствовании внутривузовской системы оценки качества
подготовки будущих педагогов-психологов.
Во второй главе «Прикладные аспекты повышения эффективности подго-
товки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфорт-
ной среды в общеобразовательной организации» представлена методика осу-
ществления исследуемого процесса, изложены цель и задачи экспериментальной
работы, приведены эмпирические данные, указывающие на подтверждение вы-
двинутой гипотезы исследовательской работы.
Методика подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию без-
опасной и комфортной среды в общеобразовательной организации реализуется
на четырех этапах: пропедевтическом, просветительском, проектном и результа-
тивном. Пропедевтический этап является вводным и разворачивается на 2-м
курсе профессиональной подготовки бакалавров, обучающихся по направлению
44.03.02 Психолого-педагогическое образование. На этом этапе решается не-
сколько задач. Освоение специфики организации проектной деятельности с уче-
том возрастных и индивидуальных особенностей школьников обеспечивается с
использованием потенциала дисциплины «Организация проектно-исследова-
тельской деятельности обучающихся». Студенты осваивают методологические
основы этого процесса, способы организации проектной деятельности, применя-
емые для этого образовательные технологии и пр. Данная дисциплина дополня-
ется предметным модулем «Проектирование безопасной среды в школе». Он со-
держит следующие темы: «Современные угрозы безопасности обучающегося»,
«Особенности организации проектной деятельности с обучающимися, имею-
щими отклонения в развитии», «Проектирование здоровьесберегающей среды в
школе», «Психотерапевтические средства проектирования комфортной образо-
вательной среды». Модуль включает в себя 4 часа лекций (в интерактивной
форме) и 6 часов практических занятий.
Для решения задачи, связанной с выбором наиболее адекватных методик ис-
следования различных субъектов образовательного процесса, используется со-
держание учебной дисциплины «Психологическая безопасность образователь-
ной среды». Студенты изучают различные методы мониторинга образователь-
ного процесса и его участников. В форме лекции-провокации преподаватель со-
здает ситуации комфорта и дискомфорта для студентов, а затем совместно с
ними осмысливает верные и неверные педагогические подходы в диагностике
обучающихся, педагогов и детско-родительских отношений. Студенты модели-
руют заранее продуманные и запланированные конфликтные ситуации для того,
чтобы выявить типичные триггеры, спровоцировавшие конфликт.
Решение третьей задачи данного этапа направлено на исследование психоло-
гического состояния и личностных особенностей самих студентов. Студенты
осваивают такой метод самоисследования и оценки окружающей ситуации, как
включенное наблюдение и интроспекция. Исследуются не только личностные
особенности, но и возможности окружающей социальной среды. Используя ме-
тод интроспекции, студенты приобщаются к практике системного анализа своих
переживаний, мотивации, целей, сильных и слабых сторон личности. В данной
деятельности находит отражение первое педагогическое условие – формирова-
ние ценностного отношения будущих педагогов-психологов к собственному
психологическому здоровью на основе метода интроспекции.
На втором этапе реализации методики (просветительском) осуществляется
изучение психолого-педагогических средств, способствующих формированию
благоприятного климата в коллективе. Здесь решается несколько задач. Решение
первой задачи (анализ педагогических ситуаций из жизненного опыта студентов)
может быть выстроено на содержательном материале любой учебной дисци-
плины психолого-педагогического цикла, в том числе и «Психологическая без-
опасность образовательной среды». Изучая тему «Психологические проблемы
насилия», студентам предлагается просмотреть видеозаписи уроков и провести
их психологический анализ с точки зрения ошибок, которые допускает учитель.
Также моделируются ситуации, в которых будущие педагоги-психологи оказы-
вались свидетелями или жертвами педагогически некорректных коммуникаций,
актуализируется опыт из их школьной жизни. Далее эти ситуации подвергаются
психологическому анализу: причины ситуации, возрастные и личностные осо-
бенности ее участников, возможные последствия и способы разрешения.
Вторая задача этого этапа предполагает изучение методов, направленных на
формирование благоприятного климата в образовательной организации. В рам-
ках темы «Технологии создания психологически безопасной среды» определя-
ются критерии благоприятной среды, условия комфортного климата в классе и
школе, роль классного руководителя в сплочении детей. Говоря о методах, спо-
собствующих конструированию благоприятного климата, используется такая ор-
ганизация работы, как коллаборация. Студенты выстраивают совместное сотруд-
ничество для получения выгодного для них результата – создание «копилки по-
лезных методов».
При решении третьей задачи данного этапа применяются проективные функ-
ции кино для предотвращения потенциальных угроз в образовательной органи-
зации. На систематической основе студенты осуществляют психологический
анализ фильмов, организуя такую форму, как «Психологический кинозал». При-
емы работы с фильмами разные: просмотр фрагмента определенного фильма и
дальнейшее его обсуждение; задание на дом студентам, предполагающее при-
смотр киноленты, посвященной определенной теме; подбор студентами фильмов
по конкретной тематике, связанной с множеством аспектов, требующих анализа
ситуаций. В кинокартинах важно найти эффективные инструменты разрешения
сложных ситуаций в практике работы педагога-психолога. Тем самым обеспечи-
вается второе педагогическое условие – использование возможностей «психоло-
гического кинозала» для анализа психолого-педагогических ситуаций.
Третий этап – проектный – предполагает содействие будущим педагогам-пси-
хологам в овладении практикой индивидуального и группового консультирова-
ния с применением различных психологических инструментов. Третий этап
находит свое воплощение на третьем курсе обучения будущих педагогов-психо-
логов. Здесь потенциалом для подготовки студентов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации обладает множе-
ство дисциплин, одной из которых является «Основы психологии семьи и семей-
ных конфликтов». В рамках данной учебной дисциплины студенты исследуют
основные причины нарушения психологического здоровья и социализации лич-
ности. Обогащение содержания данной дисциплины обеспечено предметным
модулем «Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и по-
зиции влияния». В данный модуль включены следующие темы: «Непосредствен-
ные и опосредованные методы психолого-педагогического влияния на родите-
лей», «Позиция психолога в консультативной практике», «Проектирование пси-
хологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ». Формы проведения за-
нятий разные: интерактивное занятие (4 ч.), практическое занятие (7 ч.), лекция
(1 ч.), семинарское занятие (2 ч.). Студенты осваивают различные подходы в ра-
боте с семьей: непосредственные (беседа, убеждение, осуждение, порицание) и
опосредованные (библиотерапия, кинотерапия), учатся их интегрировать.
Решение второй задачи связано с освоением различных позиций в психоло-
гическом консультировании и обеспечивается за счет проводимых на занятиях
деловых игр («Консультация рассерженного отца», «Консультация тревожной
мамы»). Студенты знакомятся с характеристикой каждой консультативной пози-
ции педагога-психолога (советчик, программист, слушатель, «зеркало») и прора-
батывают их в практике. Одни студенты моделируют ситуации консультирова-
ния, а остальные вместе с преподавателем выступают в роли супервизоров,
наблюдают за работой своих одногруппников, оценивают ее по определенным
критериям, затем дают резюме, рекомендации и психологическую поддержку.
Здесь находит выражение третье педагогическое условие – применение потенци-
ала групповой супервизии для оценки способностей будущих педагогов-психо-
логов выстраивать адресные коммуникации.
Третья задача данного этапа связывается с разработкой студентами проектов
по психологическому сопровождению детей с отклоняющимся поведением и
развитием. Преподаватель показывает будущим педагогам-психологам необхо-
димость эмоционального реагирования на проблемы таких семей и ценность ра-
ционального подхода, исключающего лишнюю эмоциональность. Студенты
осваивают основные направления поддержки семей, испытывающих проблемы
в воспитании детей с поведенческими и психическими нарушениями. У них фор-
мируется представление о психологических проблемах родителей таких детей и
вариантах скрининг-диагностики внутрисемейных отношений. Затем проходит
защита групповых мини-проектов по темам, связанным с вариантами психоло-
гической поддержки в процессе консультирования таких семей.
На четвертом (результативном) этапе методики будущие педагоги-психологи
овладевают цифровыми инструментами осуществления психологического со-
провождения образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется на
предметном содержании учебной дисциплины «Организация проектно-исследо-
вательской деятельности обучающихся». Для исследования студентами рисков и
возможностей социальных сетей в проектировании психологической безопасно-
сти личности преподаватель проводит лекцию-квест. В таких квестах, как «Мир
без интернета», «Виртуальная жизнь», «Лайкомания» студенты проигрывают
фантастические ситуации, которые в скором времени могут стать реальностью и
повлиять на психологию людей. Анализируются виртуальные сообщества де-
структивного характера и сетевые психологические сообщества, которые служат
основаниями для личностного и профессионального развития человека. Иссле-
дуются риски и возможности социальных сетей, опасности воздействия на не-
сформированную детскую психику деструктивных сообществ. Обсуждается
большой потенциал сетевых психологических сообществ для проектирования
безопасной среды в школе.
Преподаватель демонстрирует студентам нарастающую популярность вирту-
альных форматов оказания психологической помощи людям разного возраста. В
такой работе отражается четвертое педагогическое условие – освоение способов
онлайн консультирования путем изучения открытых Интернет-ресурсов. Сту-
денты анализируют работу психологов на различных порталах («Телефон дове-
рия», «Я-родитель», «Спас-экстрим» и др.). Таким образом, ими осваиваются со-
временные способы оказания психологической помощи людям в формате он-
лайн-консультирования (кризисное консультирование; консультирование, нося-
щее превентивный характер; консультирование детей или взрослых, нуждаю-
щихся в психологическом сопровождении). На этом этапе студенты исследуют
специфику оказания психологической помощи учащимся, подвергшимся наси-
лию, проходят авторский тренинг «Учеба без угроз». Темы тренинговых занятий
(«Образовательная среда. Признаки ее безопасности и комфортности», «Сплоче-
ние группы», «Познание себя. Познание других», «Нет насилию», «Комфортное
общение») включают в себя актуальные вопросы психологической поддержки
жертв насилия. Данный тренинг реализуется с периодичностью одно занятие в
неделю, что позволяет его участникам осмыслить достигнутые результаты и спо-
собы оказания помощи обучающимся.
Таким образом, методика раскрывает логику поэтапного освоения будущими
педагогами-психологами методов и приемов создания в общеобразовательной
организации гармоничной, комфортной и безопасной среды, методические осо-
бенности реализации предметных модулей («Проектирование безопасной среды
в школе», «Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и
позиции влияния»), указания по проведению психолого-педагогического тре-
нинга («Учеба без угроз») и учебных занятий в активной форме.
Цель экспериментальной работы заключалась в доказательство того, что тео-
ретически обоснованная модель обеспечивает повышение эффективности про-
цесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной
и комфортной среды. Устанавливалось это посредством экспериментальной ра-
боты, которая была организована и проведена на базе Чеченского государствен-
ного университета имени А.А. Кадырова и Чеченского государственного педаго-
гического университета. На базе первой организации была сформирована экспе-
риментальная группа и происходило внедрение описанной выше методики.
Качественный вывод о сформированности у будущих педагогов-психологов
готовности к проектированию безопасной и комфортной среды строился с ис-
пользованием следующих критериев: мотивационно-знаниевый, эмоционально-
регулятивный, коммуникативно-творческий, аналитико-деятельностный.
Вывод о достигнутом эффекте был сделан на основании анализа количествен-
ных данных о переходе студентов на более высокие уровни критериев готовно-
сти к проектированию безопасной и комфортной среды (таблица 1).
Таблица 1
Сформированности критериев готовности по данным констатирующего
эксперимента и итоговой диагностики: сравнительная таблица
Выборки /Данные о проведе-Распределение по уровням (%)
n, чел.нии диагностикистартовыйпроектировочныйэкспертный
КритерийМотивационно-знаниевый ( )
Констат. эксп.56,76 %32,43 %10,81 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.8,11 %59,46 %32,43 %
Динамика по критерию 1-48,65 %27,03 %21,62 %
Констат. эксп.57,90 %34,21 %7,89 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.36,84 %44,74 %18,42 %
Динамика по критерию 1-21,06 %10,53 %10,53 %
КритерийЭмоционально-регулятивный ( )
Констат. эксп.51,35 %43,24 %5,41 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.13,51 %56,76 %29,73 %
Динамика по критерию 2-37,84 %13,52 %24,32 %
Констат. эксп.50,00 %47,37 %2,63 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.31,58 %57,89 %10,53 %
Динамика по критерию 2-18,42 %10,52 %7,90 %
КритерийКоммуникативно-творческий ( )
Констат. эксп.59,46 %32,43 %8,11 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.13,51 %56,76 %29,73 %
Динамика по критерию 3-45,95 %24,33 %21,62 %
Констат. эксп.55,26 %39,48 %5,26 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.39,47 %47,37 %13,16 %
Динамика по критерию 3-15,79 %7,89 %7,89 %
КритерийАналитико-деятельностный ( )
Констат. эксп.72,97 %21,62 %5,41 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.27,03 %48,65 %24,32 %
Динамика по критерию 4-45,95 %27,03 %18,92 %
Констат. эксп.71,05 %23,69 %5,26 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.55,26 %34,21 %10,53 %
Динамика по критерию 4-15,79 %10,52 %5,27 %
Использование метода сравнения количественных данных о переходе студен-
тов на более высокие уровни критериев готовности позволяет сделать вывод о
том, что более заметные качественные и количественные изменения произошли
в экспериментальной группе, которая была сформирована из числа студентов Че-
ченского государственного университета имени А.А. Кадырова, обучающихся
по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. С
использованием метода математической статистики (критерий 2 ) установлено,
что соответствующие различия в распределении изучаемой статистики в экспе-
риментальной и контрольной группе имеют достоверный характер. Это обстоя-
тельство дает основание говорить, что соответствующие позитивные изменения
в экспериментальной группе обусловлены влиянием специально разработанной
модели на протекание процесса формирования у будущих педагогов-психологов
готовности к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации.
На этом основании в диссертации сделано заключение о подтверждении вы-
двинутой гипотезы исследования и достижении поставленной цели.
Полученные результаты позволяют верифицировать гипотезу исследования
и сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы определения теоретических оснований и методи-
ческих средств, обеспечивающих повышение эффективности подготовки буду-
щих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в
общеобразовательной организации, обусловлена усилением требований к содер-
жанию и качеству профессионального образования студентов по направлению
подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, а также ее недоста-
точной проработанностью в теории и практике педагогики.
2. Наиболее важными научными предпосылками для решения указанной про-
блемы являются: определение психолого-педагогического механизма осуществ-
ления процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию
безопасной и комфортной среды в соответствии с положениями компетентност-
ного, аксиологического, деятельностного и экопсихологического подходов;
уточнение содержания понятий «проектирование безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации», «готовность будущих педагогов-
психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации».
3. Управляемость и повышение эффективности процесса подготовки буду-
щих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в
общеобразовательной организации обеспечивают принципы (толерантности,
психологической безопасности, рациональной эмоциональности, комплексного
мониторинга, групповой супервизии, виртуальной включенности) и педагогиче-
ские условия (формирование ценностного отношения будущих педагогов-психо-
логов к собственному психологическому здоровью на основе метода интроспек-
ции; использование возможностей «психологического кинозала» для анализа
психолого-педагогических ситуаций; применение потенциала групповой супер-
визии для оценки способностей будущих педагогов-психологов выстраивать ад-
ресные коммуникации; освоение будущими педагогами-психологами способов
онлайн консультирования путем изучения открытых Интернет-ресурсов).
4. Целостный процесс подготовки будущих педагогов-психологов к исследу-
емому аспекту профессиональной деятельности может быть структурирован и
описан в виде модели, в которой развиваются сложившиеся педагогические под-
ходы к профессиональному обучению указанной категории студентов и предпо-
лагается: а) включение в содержание дисциплин учебного плана предметных мо-
дулей, расширяющих представления об инструментах мониторинга безопасной
и комфортной среды и психолого-педагогических средствах формирования бла-
гоприятного климата в коллективе, позволяющих освоить практики индивиду-
альных и групповых консультаций участников образовательных отношений, в
том числе с использованием цифровых инструментов; б) комплексное использо-
вание в образовательном процессе технологий (проектных, здоровьесберегаю-
щих, личностно-ориентированных, цифровых) и интерактивных методов обуче-
ния (кинотерапия, библиотерапия, анализ педагогических ситуаций, социально-
психологический тренинг, квест-технологии, групповая супервизия, коллабора-
ция), способствующих погружению в безопасную и комфортную среду.
5. Оценка сформированности готовности будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной орга-
низации осуществляется с использованием комплекса критериев, позволяющих
определить динамику изменения ценностных установок, проектировочных уме-
ний, личностно-профессиональных качеств и коммуникативной компетентности.
6. Более высокие показатели сформированности готовности будущих педаго-
гов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобра-
зовательной организации достигаются в случае применения методики, состав-
ленной на основе модели и соответствующих педагогических условий. Методика
раскрывает логику поэтапного освоения будущими педагогами-психологами ме-
тодов и приемов создания в общеобразовательной организации гармоничной,
комфортной и безопасной среды, методические особенности реализации пред-
метных модулей («Проектирование безопасной среды в школе», «Консультиро-
вание родителей обучающихся. Различные подходы и позиции влияния»), указа-
ния по проведению психолого-педагогического тренинга («Учеба без угроз») и
учебных занятий в активной форме.
7. Результаты экспериментальной работы, достоверность которых проверена
методами математической статистики, подтверждают, что повышение эффектив-
ности процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации достига-
ется путем применения в практике профессионального образования разработан-
ной модели и комплекса педагогических условий.
Использование полученных результатов исследования позволит в дальней-
шем сосредоточиться на: расширении и обосновании перечня принципов и педа-
гогических условий формирования готовности будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды; анализе эффективности выде-
ленных педагогических условий в случае совершенствования профессиональной
подготовки в рассматриваемом аспекте будущих учителей, а также специалистов
в области воспитания (в частности, педагогов-библиотекарей, тьюторов); адап-
тации теоретических и прикладных материалов работы к условиям дополнитель-
ного профессионального образования практикующих педагогов-психологов.
Актуальность темы исследования. Безопасность личности выступает
одной из важнейших ее потребностей. Задачей каждого государства является
обеспечение безопасности ее граждан и, в первую очередь, детей. В соответ-
ствии с этим в национальном проекте «Образование» ставится цель повыше-
ния качества образования, что, в частности, предполагает создание макси-
мально благоприятных условий для развития личности ребенка и повышение
профессионализма педагогических работников. Создание безопасной и ком-
фортной среды в общеобразовательной организации входит в функционал
всех педагогов, но в первую очередь педагога-психолога. В профессиональном
стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в связи с этим
выделяется отдельная трудовая функция «Психологическая экспертиза
(оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образователь-
ных организаций». Однако, как показало наше исследование, не все действу-
ющие специалисты данного профиля готовы к ее реализации. Педагоги-пси-
хологи, кроме того, отмечают, что общеобразовательные организации нужда-
ются в проектировании специальных условий для полноценного развития лич-
ности ребенка.
В последние годы усилилась напряженность и конфликтность между
субъектами образовательных отношений. Неблагоприятная экономическая и
социальная обстановка в стране и отдельных регионах приводит к повышен-
ной раздражительности взрослых и детей. Рост агрессии в реальном и вирту-
альном пространстве является угрозой психологической безопасности и ком-
фортности обучающихся. Сегодня как никогда от педагога-психолога зависит
эффективность профилактики нарушений психологического здоровья школь-
ников и обеспечение условий для успешных взаимоотношений в общеобразо-
вательной организации.
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего
образования подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-пе-
дагогическое образование определены задачи, которые должен будет решать
выпускник. Часть из них связанны с созданием психологически комфортной и
безопасной образовательной среды. Акцент, в частности, делается на проекти-
ровочные компетенции и компетенции, связанные с созданием безопасных
условий жизнедеятельности. Поэтому будущие педагоги-психологи должны
быть готовы к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобра-
зовательной организации. Однако, как обнаружилось по результатам исследо-
вания, большая часть студентов старших курсов только отчасти считают себя
готовыми к этому направлению своей будущей профессиональной деятельно-
сти. При этом анализ показал, что реализуемые в вузе образовательные про-
граммы и учебные дисциплины по направлению подготовки 44.03.02 Психо-
лого-педагогическое образование имеют определенный педагогический по-
тенциал для формирования данных компетенций.
Вместе с тем как практикующие, так и будущие педагоги-психологи
утверждают о необходимости обновления содержательных и организацион-
ных аспектов в направлении подготовки к проектированию психологически
безопасной и комфортной образовательной среды. Они, в частности, заявляют
о потребности в освоении новых форм работы в условиях влияния виртуаль-
ной среды на психологию современных школьников. Соответственно, можно
заключить, что программы подготовки будущих педагогов-психологов нужда-
ются в обогащении содержания предметными модулями, нацеленными на
освоение способов деятельности по обеспечению психологической безопасно-
сти образовательной среды. Целесообразным является также совершенствова-
ние форм, методов и средств профессиональной подготовки студентов, в том
числе в условиях дистанционных способов оказания психологической помощи
субъектам образовательных отношений. Эти позиции приводят к выводу о
необходимости повышения эффективности подготовки будущих педагогов-
психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразо-
вательной организации.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы психологи-
ческой безопасности личности, формирования комфортных условий для обу-
чения школьников, психолого-педагогического сопровождения образователь-
ного процесса выступали предметом научных разработок многих ученых и
практиков. В частности, исследователей интересовали различные риски в об-
разовательной организации, влияющие на психоэмоциональное состояние
школьников (П.Н. Афанасьев, П.И. Беляева, А.О. Прохоров, Н.И. Саттарова,
Е.А. Чекунова и др.). Активно обсуждались вопросы буллинга в школьной
среде (И.В. Волкова, В.О. Гурьева, Ю.В. Обухова, Е.А. Селиванова и др.), в
том числе современные виртуальные формы насилия в виде кибербуллинга
(А.А. Баранов, Е.А. Бенгина, А.А. Бочавер, С.А. Гришаева, А.С. Зинцова, С.В.
Рожина, К.Д. Хломов и др.).
В работах И.С. Бубновой, И.Б. Бичевой, В.И. Рерке, Д.А. Романова, Е.А.
Сущенко, О.М. Филатовой и др. давались характеристики безопасной образо-
вательной среды, выделялись ее нормативно-правовые, психолого-педагоги-
ческие, материально-технические компоненты. Ученые также подчеркивали
значимость комфортной среды в образовательной организации, исследовали
влияние педагогического общения, эстетически оформленного пространства и
прочих условий на психологическое самочувствие обучающихся (Е.В. Боро-
нина, Е.К. Гринимеер, И.В. Жданова, А.С. Зигунова, А.А. Кузнецова, И.А. Ла-
рисова, А.Е. Лепещенко, Е.А. Макарова, Е.В. Малышева, Е.В. Сычева, И.В.
Цветкова и др.).
Исходя из того, что безопасная и комфортная среда в общеобразователь-
ной организации требует специальной разработки, поднимались вопросы ее
проектирования (Е.А. Алисов, Н.А. Бабушкина, С.Н. Игнатов, Г.Е. Муравьева,
И.В. Непрокина, М.В. Погодаева, И.В. Притыченко, А.К. Сорина, В.А. Ясвин
и др.). Основы проектирования деятельности психологической службы в
школе заложены в работах М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан,
Е.И. Рогова, О.В. Хухлаевой, Л.М. Шипицыной и др. В них подчеркивается
роль школьного педагога-психолога в создании психологически безопасного
и комфортного пространства, в том числе посредством взаимодействия с раз-
личными участниками образовательных отношений.
Множество научных публикаций посвящено теме совершенствования
профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. Подчеркива-
ется значимость развития их профессиональной культуры и ее разновидностей
(А.В. Блаженко, Э.В. Будаева, Г.И. Ишмуллина, А.У. Кулов, О.А. Пестерева и
др.), профессиональной успешности (Е.В. Декина, С.А. Зылыгаева, Т.И. Кули-
кова, К.С. Шалагинова и др.), самоопределения (Ю.В. Ануфриева, Н.Ю. Ере-
мина, В.В. Завражнов, Т.Т. Щелина и др.). Говорится о необходимости разви-
тия коммуникативных компетенций и связанных с ними умений, в том числе
конфликтологических (А.Н. Алгаев, Г.С. Бережная, Н.Б. Буртовая, Л.Ш. Кари-
мова, Е.В. Мельник, Н.У. Ярычев и др.).
Ученые выделяют актуальные направления профессиональной подго-
товки будущих педагогов-психологов. Среди них: консультативное сопровож-
дение семей школьников (Ф.Н. Алипханова, Г.Г. Альмухаметова, Я.З. Газиева,
Ю.В. Гольцева, О.А. Милькевич, Э.И. Сахапова и др.), работа с обучающи-
мися, имеющими ограниченные возможности здоровья (О.С. Булгакова, И.П.
Волкова, Н.М. Гаджиева, А.Н. Гамаюнова, В.Д. Емельянов, Д.Д. Жажева, Л.Я.
Жилина, Т.М. Парватова, Е.А. Табачкова, С.М. Хапачева и др.). Исследовате-
лями описываются личностные качества будущих педагогов-психологов в об-
ласти образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, выделя-
ются направления взаимодействия со специалистами коррекционных учре-
ждений.
Большая группа исследований посвящена проблемам формирования го-
товности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности.
Ее различные аспекты получили отражение в работах О.И. Ефремовой, А.М.
Кумушкулова, В.Ю. Могилевской, И.А. Сладковой, Ю.И. Щербакова и др.
Специалисты также интересуются направлениями и стратегиями повышения
эффективности образовательного процесса в вузе (М.В. Грязев, О.Н. Кирю-
шина, В.В. Попович, И.К. Соловьева и др.), выделяют принципы обучения сту-
дентов. Вопросы подготовки будущих педагогов-психологов к проектирова-
нию психологически безопасной среды в общеобразовательной организации
раскрываются в исследованиях И.А. Баевой, В.И. Долговой, О.А. Кондратье-
вой, В.В. Рубцова, Л.С. Самсоленко и др.
Вместе с тем в описанных исследования нет четкого определения готов-
ности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и ком-
фортной среды в общеобразовательной организации. Также недостаточно оха-
рактеризованы принципы повышения эффективности подготовки данной ка-
тегории студентов к изучаемому аспекту профессиональной деятельности.
При наличии существенных научных оснований не разработаны модель, педа-
гогические условия и методика подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в школе.
Сложившаяся ситуация позволяет констатировать наличие следующих
противоречий, подтверждающих актуальность исследования:
– между необходимостью психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в общеобразовательной организации в соответ-
ствии с актуальными социальными тенденциями и недостаточным уровнем
владения педагогами-психологами эффективными инструментами монито-
ринга безопасности образовательной среды, проектирования базовых элемен-
тов обеспечения ее комфортности;
– между значительным потенциалом высшего образования в подготовке
будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации и отсутствием целостной теорети-
чески обоснованной стратегии обучения оказанию указанной психологиче-
ской услуги, в том числе в условиях виртуального взаимодействия с субъек-
тами образовательных отношений;
– между необходимостью разработки четких алгоритмов подготовки бу-
дущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации и недостаточностью методических
средств, сосредоточенных на формирование ценностного отношения к психо-
логическому проектированию, развитие личностных характеристик и необхо-
димых для данной деятельности профессиональных компетенций.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему иссле-
дования, заключающуюся в определении теоретических оснований и методи-
ческих средств, обеспечивающих повышение эффективности подготовки бу-
дущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации.
Исходя из поставленной проблемы, предложена тема исследования:
«Повышение эффективности подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной ор-
ганизации».
Объект исследования – процесс профессионального обучения будущих
педагогов-психологов в вузе.
Предмет исследования – процесс подготовки будущих педагогов-пси-
хологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации.
Цель исследования – разработать, обосновать и экспериментально про-
верить эффективность модели подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной орга-
низации.
Гипотеза исследования поддерживается предположениями о том, что
подготовка будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и
комфортной среды в общеобразовательной организации будет проходить более
эффективно, если:
– в качестве ожидаемого результата данного процесса будет рассматри-
ваться готовность будущих педагогов-психологов к осуществлению указанной
профессиональной функции;
– управляемость исследуемого процесса и его направленность на дости-
жение ожидаемого результата будут обеспечивать принципы толерантности,
психологической безопасности, рациональной эмоциональности, комплекс-
ного мониторинга, групповой супервизии, виртуальной включенности;
– интеграция исследуемого процесса в практику профессиональной под-
готовки будущих педагогов-психологов будет осуществляться в соответствии
с моделью и педагогическими условиями, составленной на их основе методи-
кой, которые в своем единстве развивают сложившиеся подходы к обучению
за счет комплексного применения проектных, здоровьесберегающих, лич-
ностно-ориентированных и цифровых технологий, интерактивных методов и
коллективной супервизии принимаемых решений, а также погружения буду-
щих педагогов-психологов в безопасную и комфортную обучающую среду;
– оценка сформированности готовности будущих педагогов-психологов
к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной ор-
ганизации будет проводиться с использованием комплекса критериев, позволя-
ющих определить динамику изменения ценностных установок, проектировоч-
ных умений, личностно-профессиональных качеств и коммуникативной компе-
тентности.
Задачи исследования:
1. Исходя из анализа научной литературы, определить сущность и струк-
туру понятия «готовность будущих педагогов-психологов к проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации».
2. Обосновать принципы, обеспечивающие повышение эффективности
процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию без-
опасной и комфортной среды в общеобразовательной организации.
3. Разработать модель и методические средства подготовки будущих пе-
дагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в об-
щеобразовательной организации.
4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности модели
подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и
комфортной среды в общеобразовательной организации.
Методологическую основу исследования составляют ведущие поло-
жения: компетентностного подхода (А.А. Вербицкий, О.В. Писарь, О.Г. Лари-
онова, А.В. Хуторской и др.); аксиологического подхода (Ю.В. Ануфриева,
В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, Д.А. Горбачева, А.В. Кирьякова, Д.А. Леон-
тьев, В. Франкл и др.); деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); экопсихологического
подхода (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, Е.А Стрелигова, О.В. Хухлаева, В.А. Ясвин
и др.).
Теоретическую базу исследования составляют: концептуальные по-
строения в области организации образовательного процесса в вузе (С.И. Ар-
хангельский, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.А.
Сластенин, Ю.Г. Татур, Н.М. Яковлева, и др.); теоретические разработки, вы-
полненные в аспекте совершенствования высшего психолого-педагогического
образования (Ю.В. Варданян, Н.И. Исаева, Т.В. Кузьмичева, Л.В. Лежнина,
Л.В. Темнова, и др.); исследование сущности и структуры готовности к дея-
тельности (М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, Л.А. Кандыбович, Р.Д. Сан-
жаева и др.); теоретические представления о безопасности личности, психо-
лого-педагогических условиях и факторах ее обеспечения (И.А. Баева, В.И.
Долгова, О.Ю. Зотова, П.А. Кисляков, О.В. Писарь, Е.А. Сущенко и др.); пе-
дагогическое проектирование, проектирование образовательных процессов и
систем (И.А. Колесникова, Г.Е. Муравьёва, В.П. Овечкин, Л.Е. Осипенко, В.И.
Cлободчиков, Ю.Г. Татур, В.А. Ясвин и др.).
Методы исследования. Решение поставленных задач определило вы-
бор методов исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых
и программно-методических документов, справочных источников; анализ и
синтез научных теорий, концепций и подходов для изучения сходства и разли-
чий в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов, постро-
ения модели исследуемого процесса; анкетирование, наблюдение, беседа, пе-
дагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Экспериментальную базу исследования составили ФГБОУ ВО «Че-
ченский государственный университет имени А.А. Кадырова» и ФГБОУ ВО
«Чеченский государственный педагогический университет». Всего в экспери-
менте приняло участие 326 студентов (в том числе на его констатирующем и
формирующем этапах – 75 студентов) и 84 практикующих педагога-психолога
общеобразовательных организаций.
Организация исследования и его этапы. Исследование осуществля-
лось в период с 2017 по 2021 гг. и включало три этапа:
На вводно-поисковом этапе (2017-2018 гг.) происходило изучение науч-
ной и программно-методической литературы по исследуемой проблеме, опре-
деление теоретико-методологической базы исследования и оснований для
уточнения содержания понятийно-категориального аппарата; осуществлялась
разработка и обоснование модели подготовки будущих педагогов-психологов
к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной
организации.
На исследовательско-практическом этапе (2018-2019 гг.) определялась
экспериментальная база исследования, проводились констатирующий и фор-
мирующий этапы экспериментальной работы, уточнялись критерии, показа-
тели и уровневые характеристики готовности будущих педагогов-психологов
к исследуемому виду профессиональной деятельности, разрабатывался диа-
гностический аппарат; проводилось внедрение методики, составленной на ос-
нове соответствующей модели и педагогических условий.
На рефлексивно-перспективном этапе (2020-2021 гг.) осуществлялся
анализ полученных результатов; рефлексии подвергались разработанные ме-
тодические продукты, их практическая значимость; происходило уточнение
научного аппарата, обсуждение результатов исследования на научно-практи-
ческих мероприятиях, оформление текста диссертации и автореферата, плани-
рование развития дальнейших научных исследований в сегменте описывае-
мого феномена.
Научная новизна исследования:
1. Предложена авторская трактовка понятия «готовность будущих педа-
гогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в обще-
образовательной организации», в которой акцент делается на ценностное от-
ношение к проектной деятельности, подчеркивается роль в этой деятельности
нравственных убеждений личности, эмоциональной гибкости, толерантности
и способности противостоять рискам профессиональной деятельности, педа-
лируется умение применять адресный подход к различным категориям обуча-
ющихся на основе консолидациии усилий с другими специалистами.
2. Определены и теоретически обоснованы принципы (толерантности,
психологической безопасности, рациональной эмоциональности, комплекс-
ного мониторинга, групповой супервизии, виртуальной включенности) и пе-
дагогические условия (формирование ценностного отношения будущих педа-
гогов-психологов к собственному психологическому здоровью на основе ме-
тода интроспекции; использование возможностей «психологического кино-
зала» для анализа психолого-педагогических ситуаций; применение потенци-
ала групповой супервизии для оценки способностей будущих педагогов-пси-
хологов выстраивать адресные коммуникации; освоение будущими педаго-
гами-психологами способов онлайн консультирования путем изучения откры-
тых Интернет-ресурсов), обеспечивающие повышение эффективности про-
цесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации.
3. Разработана модель исследуемого процесса, которая развивает сло-
жившиеся педагогические подходы к профессиональному обучению будущих
педагогов-психологов и предполагает: а) включение в содержание отдельных
дисциплин учебного плана предметных модулей, расширяющих представле-
ния об инструментах мониторинга безопасной и комфортной среды и психо-
лого-педагогических средствах формирования благоприятного климата в кол-
лективе, позволяющих освоить практики индивидуальных и групповых кон-
сультаций участников образовательных отношений, в том числе с использова-
нием цифровых инструментов; б) комплексное использование в образователь-
ном процессе технологий (проектных, здоровьесберегающих, личностно-ори-
ентированных, цифровых) и интерактивных методов обучения (кинотерапия,
библиотерапия, анализ педагогических ситуаций, социально-психологический
тренинг, квест-технологии, групповая супервизия, коллаборация), способству-
ющих погружению в безопасную и комфортную среду.
4. Предложена методика осуществления исследуемого процесса, кото-
рая раскрывает логику поэтапного освоения будущими педагогами-психоло-
гами методов и приемов создания в общеобразовательной организации гармо-
ничной, комфортной и безопасной среды, методические особенности реализа-
ции предметных модулей («Проектирование безопасной среды в школе»,
«Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и позиции
влияния»), указания по проведению психолого-педагогического тренинга
(«Учеба без угроз») и учебных занятий в активной форме.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии
представлений о компетентностной модели профессиональной подготовки бу-
дущих педагогов-психологов и особенностях ее реализации в условиях фор-
мирования готовности к осуществлению одной из наиболее важных функций
– проектирование безопасной и комфортной среды. В частности, выбранные
методологические подходы, предложенные принципы и педагогические усло-
вия расширяют теоретико-методологические представления о направлениях и
путях совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих
педагогов-психологов; разработанная модель обогащает существующие тео-
ретические разработки в аспекте формирования готовности будущих педаго-
гов-психологов к профессиональной деятельности вообще и проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации в част-
ности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разрабо-
танные содержательные и организационно-педагогические средства совер-
шенствования профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов,
поддерживаемые предложенными принципами, педагогическими условиями и
моделью, позволяют получить более высокие значения показателей сформи-
рованности готовности к проектированию безопасной и комфортной среды в
сравнении с традиционным обучением. Предложенные в исследовании мето-
дические решения, предусматривающие обогащение реализуемого содержа-
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!