Педагогическая стратегия формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологические основания построения педаго-
гической стратегии формирования социальной компетентности буду-
щих бакалавров юриспруденции ………………………………………. 20
1.1. Применение компетентностного подхода к интерпретации по-
нятия «социальная компетентность будущих бакалавров юриспру-
денции» ……………………………………………………………… 20
1.2. Стратегический подход к исследованию процесса формирова-
ния социальной компетентности будущих бакалавров юриспру-
денции …………………………………………………………….… 52
1.3. Модель как прогностический элемент педагогической страте-
гии формирования социальной компетентности будущих бакалав-
ров юриспруденции …………………………………………………. 85
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 117
Глава 2. Эмпирическая проверка эффективности педагогической
стратегии формирования социальной компетентности будущих бака-
лавров юриспруденции ………………………………………………… 122
2.1. Планирование и организация экспериментальной работы по
апробации педагогической стратегии формирования социальной
компетентности будущих бакалавров юриспруденции. Результаты
констатирующего эксперимента ………………………………….. 122
2.2. Отражение целевых, содержательных и организационно-педа-
гогических элементов стратегии в технологии формирования со-
циальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции 135
2.3. Результаты преобразующего эксперимента. Анализ результа-
тов экспериментальной работы по апробации педагогической
стратегии формирования социальной компетентности будущих
бакалавров юриспруденции ……………………………………….. 170
Выводы по второй главе ……………………………………………….. 188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 192
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………. 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….. 223
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………….. 228
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ……………………………………………………….. 230
Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования,
определены его объект, предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза иссле-
дования, раскрыта теоретико-методологическая основа, указаны методы, этапы
и экспериментальная база исследования, представлены данные о научной но-
визне, теоретической и практической значимости исследования, зафиксированы
выносимые на защиту положения, указаны сведения об апробации и внедрении.
В первой главе «Теоретико-методологические основания построения пе-
дагогической стратегии формирования социальной компетентности буду-
щих бакалавров юриспруденции» представлены результаты применения стра-
тегического, системно-деятельностного и компетентного подходов для исследо-
вания процесса формирования социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции и разработки на этой основе соответствующей стратегии.
Основополагающей методологией для определения результатов профессио-
нальной подготовки юристов в системе образования Российской Федерации яв-
ляется компетентностный подход, ключевыми категориями которого являются
понятия «компетенция» и «компетентность» (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А.
Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур и др.). Их
сущность заключается в направленности содержания и результатов высшего об-
разования на уверенное и безошибочное применение получаемых знаний и уме-
ний в конкретной профессиональной ситуации.
Среди множества компетенций, необходимых будущим бакалаврам юрис-
пруденции, выделяется ряд ключевых, в числе которых важное место занимает
социальная компетентность. Установлено, что данный вид компетентности рас-
сматривается как совокупность ценностных ориентиров, знаний, умений, ка-
честв личности, позволяющих быть успешным в жизнедеятельности. Важной
сферой, в которой проявляется данная компетентность, является профессиональ-
ная. Поэтому данную компетентность предложено рассматривать как значимый
результат профессиональной подготовки будущих юристов, который проявля-
ется в профессиональном взаимодействии и общении с коллегами и населением.
Вместе с тем существующие особенности профессиональной деятельности
юристов (А.В. Акопян, О.Н. Дунаева, О.И. Лаптева, Д.Ф. Никифорова, А.А.
Постнова, Е.М. Приходько, Т.В. Синявская, А.А. Смирнов, и др.) предусматри-
вают необходимость уточнения данного интегративного профессионально зна-
чимого качества будущих бакалавров юриспруденции. В соответствии с этим со-
циальная компетентность будущих бакалавров юриспруденции определена
как важное профессионально значимое качество, которое проявляется в направ-
ленности на правовые и общественно признанные нравственные нормы, предпо-
лагает опору на социально-психологические знания в осуществлении различных
видов юридической деятельности, уверенное применение умений анализировать
правовую ситуацию и выстраивать эффективные стратегии общения и поведения
с коллегами и населением для обеспечения правового благополучия государства,
общества и человека. Внутреннее строение социальной компетентности буду-
щих бакалавров юриспруденции образуют ценностно-мотивационный, когни-
тивно-социальный и деятельностно-поведенческий компоненты.
В структуре научных исследований формирование выступает одним из клю-
чевых объектов и интерпретируется как осознанное влияние на отдельные каче-
ства личности и доведение их до определенного уровня или образа (А.М. Нови-
ков, И.П. Подласый, Г.Н. Сериков и др.). Уровень знаний или образ специалиста
в этом случает становится целостным, соответствующим общественному виде-
нию. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции предлагается трактовать как педагогический процесс, подразу-
мевающий целенаправленное влияние на становление у них представлений о
нравственных и правовых нормах, освоение социально-психологических знаний
и умений эффективной коммуникации. Такое влияние осуществляется в рамках
профессиональной подготовки, отражается в содержании образовательных про-
грамм и реализуется с помощью педагогических методов и средств.
В диссертации обоснована возможность применения стратегического под-
хода (Л.А. Барановская, В.В. Игнатова, Д.А. Коноплянский, А.Н. Лунев, Н.Б. Пу-
гачева, И.Ю. Тарханова и др.) к исследованию проблемы формирования соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции. В соответствии с
этим предложена педагогическая стратегия формирования исследуемого про-
фессионального качества. Она представлена как системная характеристика целе-
направленной деятельности по формированию социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, включающая цели и перспективные резуль-
таты, научно-обоснованные принципы и условия их достижения, модель педаго-
гической деятельности и практические способы ее реализации. Выявлена струк-
тура педагогической стратегии, которая включает целевой, концептуальный,
прогностический, технологический и результативный элементы.
Общая цель проектируемой педагогической стратегии заключается в содей-
ствии достижению будущими бакалаврами юриспруденции уровня социальной
компетентности, позволяющего уверенно осуществлять социально-профессио-
нальную коммуникацию для обеспечения правового благополучия государства,
общества и человека.
Концептуальный элемент стратегии основывается на используемой методо-
логии, которая представлена положениями стратегического, компетентностного
и системно-деятельностного подходов. В рамках стратегического подхода разра-
батываются общие принципы и правила педагогического взаимодействия, пред-
ставляется общий план и проектируются конкретные формы, методы и средства
педагогического взаимодействия. Компетентностный подход является основопо-
лагающим для определения результатов профессиональной подготовки будущих
бакалавров юриспруденции. Системно-деятельностный подход предполагает
рассмотрение осуществляемой деятельности как системного объекта. Формиро-
вание социальной компетентности в свете данного подхода предстает как вид
деятельности, а будущий бакалавр выступает ее субъектом. При этом его субъ-
ектная активность во многом определяет успешность освоения знаний и умений,
приобретения опыта социально-профессиональной коммуникации.
На основании анализа научной литературы и в соответствии с выделенными
методологическими подходами определены ведущие принципы, которые важно
учитывать при достижении поставленной цели: интеграции социально-психоло-
гических и правовых знаний; приоритетности продуктивных способов освоения
социальных умений; командного сотрудничества в учебно-коммуникативной
среде; субъективной активности в социальной коммуникации. Их соблюдение
обеспечивает согласование разнородных педагогических воздействий и подхо-
дов к организации профессиональной подготовки.
Специфику педагогических процессов в рамках концептуального элемента
стратегии отражают педагогические условия: а) обогащение содержания осваи-
ваемой будущими бакалаврами юриспруденции образовательной программы со-
циально-психологическими знаниями, применяемыми для проектирования стра-
тегий профессионального общения, поведения и развития; б) формирование по-
ложительного отношения к правовым и общественно признанным нравственным
нормам с использованием метода анализа социально-правовых ситуаций; в) при-
менение имитационно-игровых методов, обеспечивающих развитие умений эф-
фективного профессионального взаимодействия, освоение переговорных техник
и элементов юридической риторики; г) содействие будущим бакалаврам юрис-
пруденции в выстраивании индивидуальных стратегий и перспектив социально-
профессионального развития с помощью технологии наставничества.
Прогностический элемент проектируемой педагогической стратегии пред-
ставлен моделью исследуемого педагогического процесса. Она раскрывает под-
ходы к его регулированию, описывает возможные траектории и способы соот-
ветствующий педагогических воздействий. В составе модели выделены три ком-
понента: целевой, теоретико-методологический, практический, каждый из кото-
рых, в свою очередь, обладает внутренним строением (рис. 1).
Целевой компонент определяет общую целевую установку исследуемого
процесса, связанную с повышением эффективности профессиональной подго-
товки будущих бакалавров юриспруденции, в том числе за счет формирования у
них социальной компетентности.
Теоретико-методологический компонент объединяет: а) аккумулированные,
научно обоснованные представления о социальной компетентности; б) методо-
логические подходы, которые, с одной стороны, задают исходные методологи-
ческие установки для осмысления процесса формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции, а, с другой стороны, позволяют
получить разноплановые характеристики и сведения об особенностях его осу-
ществления в условиях вузовского образования; в) принципы, раскрывающие
правила и общие положения, которыми следует руководствоваться при органи-
зации соответствующего процесса в рамках сложившихся подходов к осуществ-
лению профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции.
Практический компонент раскрывает авторские решения в части разработки
психолого-педагогического обеспечения процесса формирования социальной
компетентности. Они находят отражение в обосновании этапов осуществления
данного процесса и соответствующих им задач, логике применения педагогиче-
ских условий в зависимости от выделенных этапов, разработке содержательных,
процессуально-деятельностных средств профессиональной подготовки, постро-
ении диагностической системы для получения обратной связи и оценки эффек-
тивности осуществляемого процесса. В связи с этим в данном компоненте выде-
лены следующие структурные блоки: блок этапов и задач, блок педагогических
условий, содержательный блок, процессуально-деятельностный блок, диагно-
стический блок.
Оценка внешних и внутренних условий, влияющих на процесс профессио-
нальной подготовки будущих бакалавров юриспруденции, позволила сделать
вывод о возможности достижения цели формирования социальной компетентно-
сти в рамках трех основных этапов: ценностно-смыслового, продуктивно-дея-
тельностного, перспективно-ориентирующего.
ЦЕЛЕВОЙЦель – повышение эффективности профессиональной подготовки будущих бака-
КОМПОНЕНТлавров юриспруденции за счет формирования у них социальной компетентности
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Социальная компетентность будущихМетодологические подходы: стратегический подход, системно-
бакалавров юриспруденциидеятельностный подход, компетентностный подход
Принципы формирования социальной компетентности: интеграции социально-психологических и правовых зна-
ний, приоритетности продуктивных способов освоения социальных умений, командного сотрудничества в учебно-
коммуникативной среде, субъективной активности в социальной коммуникации
ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Блок этапов и задач
Ценностно-смысловой этапПродуктивно-деятельностный этапПерспективно-ориентирующий этап
Задачи формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции
и ожидаемые результаты в соответствии с этапами
Блок педагогических условий
Педагогические условия
1) Обогащение содержания осваиваемой образовательной программы социально-психологическими знаниями,
применяемыми для проектирования стратегий профессионального общения, поведения и развития; 2) формиро-
вание положительного отношения к правовым и общественно признанным нравственным нормам с использова-
нием метода анализа социально-правовых ситуаций; 3) применение имитационно-игровых методов, обеспечива-
ющих развитие умений эффективного профессионального взаимодействия, освоение переговорных техник и эле-
ментов юридической риторики; 4) содействие будущим бакалаврам юриспруденции в выстраивании индивиду-
альных стратегий и перспектив социально-профессионального развития с помощью технологии наставничества
Содержательный блокПроцессуально-деятельностный блок
ОПОП. Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»Формы: проблемная лекция, об-Методы: активное слушание,
зорная лекция, практическое за-визуализацияинформации,
нятие, самостоятельная работадискуссия, дебаты, имитацион-
Дисциплиныстудентов, игровая деятельность,ная деловая игра, мозговой
по выбору студентовтренинг, рефлексивная сессия,штурм, командное взаимодей-
проектная сессия, консультация,ствие, продуктивный диалог,
круглый столформирующее оценивание
1. Социальная коммуникация в
юридической деятельности
2. Социально-психологическиеСредства: мультимедийные презентации, ситуационные задачи, видео-
аспекты юридической деятель-материалы, публикации СМИ, цифровые ресурсы, средства визуализа-
ностиции информации
Диагностический блок
Критерии (ценностно-мотивационный,Уровни: интуитивно-ситуативный, репродуктивно-
когнитивно-социальный, деятельностно-адаптивный, осознанно-функциональный, мотиваци-
поведенческий) и показателионно-деятельностный, продуктивно-преобразующий
Рисунок 1. Модель формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции
Выделяя в модели блок педагогических условий, мы исходили из того, что
они отражают специфику реального педагогического процесса и, кроме того,
обеспечивают перспективность, достижимость и устойчивость результатов, вы-
раженных в терминах социальной компетентности.
Смысловые основания, на базе и с использованием которых будет осуществ-
ляться педагогическая работа по формированию социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, образуют внутреннее наполнение содержа-
тельного блока. Такие смысловые основания находят отражение в содержании
профессионального образования, которое, с одной стороны, поддерживается вы-
деленными в федеральных государственных образовательных стандартах компе-
тенциями, а, с другой стороны, фиксируются в осваиваемых будущими бакалав-
рами дисциплинах учебного плана. В соответствии с этим в данном блоке выде-
лены две дисциплины по выбору студентов: «Социальная коммуникация в юри-
дической деятельности», «Социально-психологические аспекты юридической
деятельности».
Реализация обозначенных выше содержательных элементов, предназначен-
ных для формирования социальной компетентности будущих бакалавров юрис-
пруденции, осуществляется с использованием форм, методов и средств. В своей
совокупности они образуют наполнение процессуально-деятельностного блока.
Помимо содержательных элементов, на их отбор оказывали влияние поставлен-
ные задачи, а также применяемые педагогические условия.
В диагностическом блоке выделены критерии, показатели, уровни и психо-
лого-педагогические диагностические средства. Критерии определены на основе
структурных компонентов социальной компетентности будущих бакалавров.
Выделенные в составе критериев показатели дают более полную информацию о
социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции и положены в
основу разработки уровневых характеристик. В качестве диагностического ин-
струментария применяются методики и средства, которые позволяют устано-
вить: а) характер отношения будущих бакалавров к правовым и общественно
признанным нравственным нормам и ценностям, своему окружению, социально-
психологическим знаниям; б) уровень осведомленности о такого рода нормах и
ценностях, социально-психологических знаниях, важных с точки зрения осу-
ществления профессиональной коммуникации, сохранения психологического
здоровья и профессионального развития; в) уровень сформированности умений
осуществлять социально-профессиональное взаимодействие и выстраивать стра-
тегии профессионального общения.
Во второй главе «Эмпирическая проверка эффективности педагогиче-
ской стратегии формирования социальной компетентности будущих бака-
лавров юриспруденции» осуществляется планирование и организация экспери-
ментальной работы, представлена технология формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции, изложены результаты ее апро-
бации в процессе преобразующего эксперимента.
Экспериментальная работа по эмпирической проверке педагогической стра-
тегии формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспру-
денции организована и проведена в соответствии с подходами и принципами,
которые получили широкое распространение в практике педагогических иссле-
дований (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, В.И. Журавлев, В.В. Сериков).
Именно с эмпирической проверкой указанной педагогической стратегии была
связана цель экспериментальной работы.
Вывод об эффективности осуществления профессиональной подготовки бу-
дущих бакалавров юриспруденции с точки зрения формирования у них социаль-
ной компетентности делается на основании трех критериев: ценностно-мотива-
ционного, когнитивно-социального, деятельностно-поведенческого. Конкрети-
зация оценки осуществляется, исходя из выделенных в их составе показателей.
Распределение статистики отслеживалось по пяти уровням: интуитивно-ситуа-
тивному, репродуктивно-адаптивному, осознанно-функциональному, мотиваци-
онно-деятельностному и продуктивно-преобразующему.
Основным методом проведения экспериментальной работы выступил педа-
гогический эксперимент. При его планировании выделены констатирующий и
преобразующий эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента устанав-
ливался актуальный уровень сформированности у будущих бакалавров юрис-
пруденции социальной компетентности. На этой основе строился вывод о необ-
ходимости поиска дополнительных содержательных и организационно-педаго-
гических ресурсов для совершенствования процесса профессиональной подго-
товки, в том числе в плане достижения более высоких значений показателей со-
циальной компетентности. В ходе преобразующего эксперимента проводилась
апробация педагогической стратегии как ответ на указанную установку.
Для проведения педагогического эксперимента отобраны две выборки сту-
дентов, которые обучаются по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруден-
ция». Они сформированы на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный уни-
верситет имени А.А. Кадырова» (численность выборки – 57 студентов), ФГБОУ
ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени
академика М.Д. Миллионщикова» (численность выборки – 53 студента).
Полученные по результатам констатирующего эксперимента эмпирические
данные поддерживают наш вывод о недостаточной сформированности социаль-
ной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. В обеих выборках
достаточно большие подгруппы респондентов оказались сосредоточенными в
пределах двух, наиболее низких уровней сформированности соответствующих
критериев. Для обоснования однородности выборок применялся статистический
критерий Стьюдента.
С целью установления влияния педагогической стратегии на изменение ди-
намики формирования исследуемого профессионального качества на ее основе
была разработана и реализована технология формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции. Она представляет собой систем-
ное описание процесса реализации цели, принципов и условий, а также практи-
ческого применения необходимого для этого содержания, форм, методов и
средств. Особенностью разрабатываемой технологии является ее последователь-
ность, которая связана с этапами формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, представленными в спроектированной мо-
дели данного процесса. В связи с этим были выделены содержательные эле-
менты, связанные с освоением знаний и умений, необходимых для формирова-
ния трех структурных элементов социальной компетентности. Алгоритм реали-
зации технологии позволил определить последовательность педагогических воз-
действий на каждом этапе. Подразумеваются задачи этапа, необходимое для их
достижения содержание, применяемые формы, методы и средств обучения, ис-
пользуемое методическое обеспечение, получаемый в ходе данного этапа резуль-
тат. При осуществлении педагогических воздействий соблюдались принципы,
определенные при разработке педагогической стратегии.
На первом (ценностно-смысловом) этапе осуществлялось содействие буду-
щим бакалаврам юриспруденции в осмыслении роли социальной активности
личности в социуме и профессиональной деятельности. Также демонстрирова-
лось взаимодействие социальных и профессиональных ценностей, которыми ру-
ководствуется действующий юрист в повседневной практике. На этом этапе вво-
дились первые два педагогические условия.
Было определено, что интеграция знаний о правовых и социальных нормах
может быть реализована при преподавании дисциплины «Профессиональная
этика юриста». Данная дисциплина реализуется в пятом семестре. Для того,
чтобы способствовать осмыслению ценностей как оснований профессиональной
деятельности, был разработан и реализован модуль: «Правовые и общественно
признанные нравственные нормы как основание профессиональной деятельно-
сти юриста». В качестве формы реализации теоретического материала была вы-
брана обзорная лекция. На лекционных занятиях отражалась взаимосвязь право-
вых и общественно признанных норм. Задача лектора состояла в структурирова-
нии информации с помощью визуального сопровождения лекции. Кроме того, в
лекцию включались гиперссылки и QR-коды, отсылающие студентов к норма-
тивным документам и дополнительным источникам информации.
Практические занятия данного модуля были посвящены осознанию профес-
сиональной роли юриста в контексте обеспечения правовых и общественно при-
знанных норм. На данных занятиях были развернуты командные формы работы,
использованы дискуссионные методы, метод анализа практических ситуаций и
видеоматериала. В частности, вопросы профессиональной этики юриста обсуж-
дались на примере сюжета кинофильма. Учебная группа разбивалась на команды
и обсуждала затронутые в фильме проблемы. Итогом работы было формулиро-
вание этических принципов профессии юриста.
Использование метода анализа практических ситуаций состояло в том, что
преподавателем были подобраны публикации СМИ и материалы интернет-пор-
талов, отражающие судебную практику. Ключевым критерием отбора таких си-
туаций было наличие ситуации выбора социально-ориентированной или инди-
видуалистической стратегии поведения. Предлагалось рассмотреть данные ситу-
ации с различных позиций с использованием предложенного алгоритма анализа
ситуации. В качестве текущего контроля студентам было предложено сформу-
лировать заявление для СМИ, содержащее суждение юриста. Практика создания
электронного форума, размещенного в социальной сети «В контакте», показала,
что данное средство можно использовать для стимулирования и оценивания са-
мостоятельной работы.
Второй этап реализации технологии – продуктивно-деятельностный, был
направлен на организацию видов деятельности, способствующих освоению со-
циально-психологических знаний и развитию умений выстраивать эффективные
стратегии общения и поведения с коллегами и населением. На этом этапе сохра-
нялась актуальность использования первого педагогического условия, а также
был сделан акцент на введение в действие третьего педагогического условия.
Для использования в практике была разработана и реализована дисциплина по
выбору «Социальная коммуникация в юридической деятельности», которая реа-
лизовывалась в 6 семестре. Будущим бакалаврам юриспруденции предлагалось
освоить вопросы информационного обеспечения и коммуникации в деятельно-
сти юриста.
При реализации данной программы использовались лекционные формы и
практические занятия, на которых организовывалась игровая деятельность. Про-
блемные лекции позволяли обобщить социально-психологические знания, необ-
ходимые для осуществления эффективной коммуникации. Также обучающимся
предлагалось освоить методы систематизации информации.
Практические занятия были посвящены применению умений выстраивать
устную и письменную речь, опираясь на юридическую терминологию и психо-
логию общения. На занятиях использовался метод имитации различных профес-
сиональных ситуаций, где необходимо соблюдать правила общения. Например,
для темы «Культура письменной коммуникации» актуальным оказался разбор
типичных орфографических и стилистических ошибок. На других занятиях ими-
тировались традиционные для юриста ситуации, требующие проявления комму-
никативных умений. Студенты вовлекались в коммуникативную деятельность,
организовывался продуктивный диалог, осуществлялось имитационное модели-
рование и командное взаимодействие.
При реализации раздела «Применение юридической риторики в практике
профессиональной деятельности» был применен такой метод, как имитационная
деловая игра (на примере игры «Судебное заседание»). Целью проведения дан-
ной игры явилась демонстрация возможностей юридической риторики. Особен-
ностью применения метода было то, что проведению самой игры предшество-
вали практические занятия, на которых проводилась необходимая подготовка и
раскрывались прикладные вопросы.
На первом подготовительном занятии была определена тема игры, постав-
лены учебные задачи и предложены варианты реализации ее подготовки и про-
ведения. Были определены команды, которые занимались подготовкой обстоя-
тельств деда, поиском аргументов. Будущие бакалавры получали опыт социаль-
ного взаимодействия в учебной команде. Командное взаимодействие предпола-
гало подготовку самого выступления. Этому аспекту было посвящено второе
подготовительное занятие. Для этого потребовалось привлечь знания о юриди-
ческой риторике. В ходе подготовки на практическом занятии будущие бака-
лавры рассмотрели особенности публичного выступления, принципы и логику
его построения, вопросы поведения выступающего и аудитории, приемы юриди-
ческой риторики.
Тщательная подготовка позволила эффективно провести саму игру. Предста-
вители команд вступали в активное взаимодействие. Основной метод, который
служил активизирующим фактором, был метод дебатов. Интересно, что высту-
пающие активно использовали аргументы, опирающиеся на социальные ценно-
сти и нормы. Применялись и риторические приемы.
Еще один раздел, который потребовал активного освоения социально-психо-
логических знаний – это «Переговорные техники как средство разрешения кон-
фликта интересов в юридической деятельности». На примере наиболее типич-
ных конфликтов в деятельности юриста студенты осваивали технологию анализа
конфликтной ситуации с применением методов «дерево конфликта», «картогра-
фия конфликта», «оценка глубины конфликта», техники переговоров. Также бу-
дущие бакалавры ознакомились с моделями поведения личности в конфликтной
ситуации, рассмотрели возможные модели поведения оппонентов, освоили спо-
собы определения эмоционального состояния собеседника, применяли техники
конструктивного общения и противодействия манипуляциям. Таким образом,
знакомство с общими переговорными техниками было дополнено психологиче-
скими знаниями. Промежуточная аттестация по дисциплине проходила в форме
коллоквиума, на котором будущие бакалавры представили публичное выступле-
ния, ярко и образно отражающие один из проблемных вопросов дисциплины.
Следующий этап реализации педагогической стратегии – перспективно-ори-
ентирующий. На данном этапе, наряду с разработанными принципами педагоги-
ческой стратегии, вводилось в действие четвертое педагогическое условие. В ка-
честве методического обеспечения, отражающего необходимое содержание об-
разования, была разработана и реализована вторая дисциплина по выбору «Со-
циально-психологические аспекты юридической деятельности», реализующаяся
в 7-м семестре. Предложенное содержание образование отражало социально-
психологические знания, направленные на познание психологии юридической
деятельности, особенностей личности юриста и освоение умений, необходимых
для обеспечения психологического здоровья и эффективного социально-профес-
сионального развития.
На лекционных и практических занятиях решалась основная цель третьего
этапа технологии – проектирование индивидуальной траектории социально-про-
фессионального развития. Для ее достижения привлекалась технология настав-
ничества. Данная технология развертывалась в системе «преподаватель – буду-
щий бакалавр» и предполагала демонстрацию возможностей наставничества в
профессиональном развитии.
Так, лекционные занятия предполагали создание ориентирующих условий.
Преподаватель структурировал информацию, которая могла быть востребована
в практической деятельности, указывая на продуктивные способы работы. На од-
ном из практических занятий была применена такая интересна форма, как демон-
страция видео-обращений действующих юристов о востребованности психоло-
гических знаний в юридической практике. Следующим шагом в применении
наставничества была диагностика социально-значимых личностных качеств. Да-
лее следовало проведение рефлексивной сессии, позволяющей оценить сформи-
рованность необходимых знаний, умений, личностных качеств и поставить пер-
спективную цель саморазвитии. Здесь студенты познакомились с приемами про-
спективной рефлексии, осваивали технологию постановки целей «STAR».
Следующим шагом, поддерживающим технологию наставничества, было ин-
дивидуальное консультирование. В роли наставника выступал преподаватель. В
ходе ответов на вопросы будущие бакалавры могли уточнить цель своего разви-
тия, увидеть перспективы, которые им дает образовательный процесс, услышать
комментарии преподавателя. Для того, чтобы студенты могли обрести уверен-
ность в достижении цели программы, было проведено практическое занятие, на
котором они ознакомились с методами эмоционально-волевой регуляции. Далее
предполагалось самостоятельное создание и оформление итогового проекта лич-
ностного социально-профессионального развития. Студентам было предложено
формализовать такую стратегию в виде перспективного плана. Такая логика поз-
волила построить перспективный план самообразования на ближайшее время.
Таким образом, при реализации данного этапа прослеживалась направленность
на формирование субъектной активности в социальной коммуникации.
Итак, при реализации технологии активно осуществлялась интеграция соци-
ально-психологических и правовых знаний. Студентам были предложены про-
дуктивные способы освоения социальных умений. Командное сотрудничество в
учебно-коммуникативной среде поддерживалось в организации анализа реаль-
ных правовых ситуаций, имитационных деловых игр. Принцип субъектной ак-
тивности в социальной коммуникации поддерживался в ходе командной работы
и индивидуального проектирования траекторий социально-профессионального
развития. В ходе реализации технологии были последовательно задействованы
все педагогические условия, носящие характер стратегических ориентиров. Ре-
сурсы образовательного процесса позволили реализовать продуктивные методы
педагогического воздействия: визуализация информации, анализ конкретных си-
туаций, групповое обсуждение, дискуссия, дебаты, работа в цифровой среде,
имитационные деловые игры, разбор видеосюжетов, продуктивный диалог, ко-
мандное взаимодействие, технология наставничества. Можно утверждать, что
предложенные формы и методы работы вызвали интерес к социально-психоло-
гическим знаниям, способствовали развитию знаний и умений, важных для фор-
мирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции.
По факту внедрения технологии проводился анализ текущих и итоговых ре-
зультатов. В ходе преобразующего эксперимента были проведены две диагно-
стики: текущая и финальная. Сроки их проведения были согласованы с этапами
реализации технологии. Текущая диагностика была проведена по окончании
продуктивно-деятельностного этапа. Финальная диагностика носила итоговый
характер и проводилась после завершения перспективно-ориентирующего этапа.
Графическое представление результатов финальной диагностики представ-
лено на рисунках 2-4.
35,8ЭГКГ
3433,3
24,622,8
1413,2
7,69,4
5,3
Интуитивно-Репродуктивно-Осознанно-Мотивационно-Продуктивно-
ситуативныйадаптивныйфункциональныйдеятельностныйпреобразующий
Рисунок 2. Графическое представление распределения статистики (%)
по уровням ценностно-мотивационного критерия
35,836,8ЭГКГ
30,2
24,6
15,817,5
15,1
7,611,3
5,3
Интуитивно-Репродуктивно-Осознанно-Мотивационно-Продуктивно-
ситуативныйадаптивныйфункциональныйдеятельностныйпреобразующий
Рисунок 3. Графическое представление распределения статистики (%)
по уровням когнитивно-социального критерия
35,1ЭГКГ
28,3
22,8
18,919,3
11,315,8
77,5
Интуитивно-Репродуктивно-Осознанно-Мотивационно-Продуктивно-
ситуативныйадаптивныйфункциональныйдеятельностныйпреобразующий
Рисунок 4. Графическое представление распределения статистики (%) по
уровням деятельностно-поведенческого критерия
Сравнивая результаты диагностических исследований на констатирующем
этапе и по завершении преобразующего эксперимента (табл. 1-3), мы получили,
что в экспериментальной группе динамика значительно выше, чем в контроль-
ной группе. Хотя и в контрольной группе также была зафиксирована динамика в
сторону повышения значений сформированности критериев социальной компе-
тентности. Это вполне объяснимый факт, так как формирование социальной ком-
петентности поддерживается не только разработанной педагогической страте-
гией, но и традиционной практикой профессиональной подготовки будущих ба-
калавров юриспруденции. Другое дело, что в случае применения педагогической
стратегии такая динамика значительно увеличивается.
Таблица 1 – Динамика значений (%) ценностно-мотивационного критерия
по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента
Уровни интенсивностиДинамика значение критерия ЦМК (%)
критерия (ЦМК)ЭГКГ
Интуитивно-ситуативный– 8,7 %– 3,7 %
Репродуктивно-адаптивный– 24,6 %– 5,6 %
Осознанно-функциональный– 8,7 %1,8 %
Мотивационно-деятельностный24,5 %5,7 %
Продуктивно-преобразующий17,5 %1,8 %
Таблица 2 – Динамика значений (%) когнитивно-социального критерия
по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента
Уровни интенсивностиДинамика значение критерия КСК (%)
критерия (КСК)ЭГКГ
Интуитивно-ситуативный– 10,4 %– 5,6 %
Репродуктивно-адаптивный–19,3 %–1,9 %
Осознанно-функциональный–10,6 %0
Мотивационно-деятельностный24,5 %3,8 %
Продуктивно-преобразующий15,8 %3,7 %
Таблица 3 – Динамика значений (%) деятельностно-поведенческого
критерия по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента
Уровни интенсивностиДинамика значение критерия ДПК (%)
критерия (ДПК)ЭГКГ
Интуитивно-ситуативный–10,6 %–5,7 %
Репродуктивно-адаптивный–26,3 %–3,7 %
Осознанно-функциональный0–1,9 %
Мотивационно-деятельностный21,1 %7,6 %
Продуктивно-преобразующий15,8 %3,7 %
Для обоснования статистически значимых различий в распределении при-
знака для экспериментальной и контрольной групп по результатам финальной
диагностики также применялся статистический критерий Стьюдента.
Таким образом, на основании сравнения данных констатирующего экспери-
мента и данных, полученных по результатам проведения преобразующего экспе-
римента, а также применения методов статистической обработки информации,
приходим к выводу об эффективности предлагаемой педагогической стратегии
и ее позитивном влиянии на усиление процесса формирования социальной ком-
петентности будущих бакалавров юриспруденции. В результате этого можно го-
ворить о достижении поставленной исследовательской цели.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволяют
сделать следующие выводы:
1. Актуальность исследования определяется повышением требований к со-
держанию и качеству осуществляемой в Российской Федерации юридической
практики, подготовки будущих бакалавров юриспруденции, выдвижением на пе-
редний план в составе их профессионально важных характеристик, помимо глу-
боких юридических знаний, хорошо сформированной коммуникации, умений
решать профессиональные задачи в тесном взаимодействии с гражданами, навы-
ков командной работы и межкультурного взаимодействия.
2. Выполненное исследование подтвердило возможность рассмотрения соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции как результата их
профессиональной подготовки, проявляющегося в направленности на правовые
и общественно признанные нравственные нормы, предполагающего опору на со-
циально-психологические знания в осуществлении различных видов юридиче-
ской деятельности, уверенное применение умений анализировать правовую си-
туацию и выстраивать эффективные стратегии общения с коллегами и населе-
нием для обеспечения правового благополучия государства, общества и человека.
3. Целостное и всестороннее представление об организации процесса форми-
рования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции в
условиях вузовского обучения обеспечивает педагогическая стратегия, методо-
логически определяемая положениями стратегического, системно-деятельност-
ного и компетентностного подходов и отражающая его целевые и результатив-
ные ориентиры, концептуальные основания, прогностический план и поэтапно
развертываемую технологию реализации.
4. Стратегическую направленность исследуемого процесса обеспечивают
разработанные принципы (интеграции социально-психологических и правовых
знаний, приоритетности продуктивных способов освоения социальных умений,
командного сотрудничества в учебно-коммуникативной среде, субъективной ак-
тивности в социальной коммуникации) и педагогические условия (обогащение
содержания осваиваемой будущими бакалаврами юриспруденции образователь-
ной программы социально-психологическими знаниями, применяемыми для
проектирования стратегий профессионального общения, поведения и развития;
формирование положительного отношения к правовым и общественно признан-
ным нравственным нормам с использованием метода анализа социально-право-
вых ситуаций; применение имитационно-игровых методов, обеспечивающих
развитие умений эффективного профессионального взаимодействия, освоение
переговорных техник и элементов юридической риторики; содействие будущим
бакалаврам юриспруденции в выстраивании индивидуальных стратегий и пер-
спектив социально-профессионального развития с помощью технологии настав-
ничества).
5. Прогностическую основу педагогической стратегии, возможные траекто-
рии формирования социальной компетентности задает модель исследуемого
процесса, раскрывающая пути и способы насыщения содержания профессио-
нального юридического образования социально-психологическими знаниями,
регламентирующая в зависимости от решаемых на ценностно-смысловом, про-
дуктивно-деятельностном и перспективно-ориентирующем этапах задач приме-
нение форм, методов и средств продуктивного освоения будущими бакалаврами
юриспруденции социальной компетентности.
6. Конкретизация содержания профессионального образования в виде отдель-
ных содержательных модулей и дисциплин по выбору, регламентация процесса
организации командного сотрудничества будущих бакалавров юриспруденции в
учебно-коммуникативной среде, использование метода анализа социально-пра-
вовых ситуаций, имитационно-игровых способов обучения, наставничества
находят отражение в технологии формирования социальной компетентности
указанной категории будущих специалистов.
7. Эмпирические данные, полученные с использованием ценностно-мотива-
ционного, когнитивно-социального и деятельностно-поведенческого критериев,
указывают на качественные изменения в уровнях сформированности социальной
компетентности студентов – будущих бакалавров юриспруденции эксперимен-
тальной группы, которые являются более значимыми, в том числе со статисти-
ческой точки зрения, по сравнению с соответствующими данными контрольной
группы. Данное обстоятельство служит подтверждением эффективности предло-
женной педагогической стратегии.
Перспективы исследования могут быть связаны с изучением возможностей
производственной практики и внеучебной деятельности будущих бакалавров
юриспруденции для совершенствования их социальной компетентности. Повы-
шение значимости корпоративного партнерства в решении задач юридической
деятельности позволяет анализировать влияние командной работы на совершен-
ствование социальных и профессиональных компетенций будущих и практику-
ющих бакалавров юриспруденции.
Актуальность темы исследования. Национальная государственная по-
литика демонстрирует курс на развитие правового государства. Нормативное
регулирование и юридическое сопровождение реализуется во всех сферах эко-
номики и общественной жизнедеятельности. Выполнение этих задач обеспе-
чивают представители юридических профессий. Высокие стандарты профес-
сиональной деятельности юриста базируются на принятых обществом право-
вых ценностях: свободы, уважения прав человека, социальной справедливо-
сти, презумпции невиновности, ответственности. Они отражены в междуна-
родных нормативно-правовых актах, Конституции РФ, национальных страте-
гических инициативах, направленных на развитие гражданского общества.
Знание и соблюдение правовых и общественно признанных норм в юридиче-
ской деятельности важно для обеспечения правового благополучия государ-
ства, общества и человека.
В современной практике вместе с тем отмечается снижение меры дове-
рия к представителям юридической профессии. Это, в частности, вызвано
негативным отношением к фактам проявления и развития профессиональных
деформаций в деятельности некоторых представителей данной профессии.
Полученные в рамках профессиональной подготовки правовые знания не все-
гда соотносятся с нормами поведения, принятыми в обществе. Отмечаются
случаи некорректных высказываний, формального отношения к обстоятель-
ствам дела, обвинительного уклона в работе с людьми, стремления выиграть
любой ценой, правового релятивизма. Не всегда практикующие юристы ока-
зываются отзывчивыми и терпеливыми. Это свидетельствует о том, что наряду
с правовыми знаниями, для юристов оказываются важными такие качества,
как справедливость, порядочность, ответственность, ориентированность на
нравственные ценности. Общественное доверие и признание сегодня являются
показателями успешности и культуры действующих юристов.
Со всей очевидностью профессия юриста предполагает взаимодействие
с людьми. Следовательно, юрист должен быть коммуникабельным. Необхо-
димо уметь получать, интерпретировать и разъяснять правовую информацию,
осуществлять правовое просвещение граждан. Важно выбирать подходящую
стратегию разговора с людьми разного возраста. В ситуации переговоров или
урегулирования конфликтов необходимо быть способным к восприятию пози-
ции другой стороны и достижению взаимопонимания. Немаловажным элемен-
том юридической деятельности считается публичное выступление.
Можно утверждать, что современные требования к профессии юриста
предполагают соблюдение социально значимых норм, уверенное применение
комплекса коммуникативных умений, проявление культуры общественных
взаимоотношений, владение способами сохранения социального и психологи-
ческого здоровья. Соответствие этим установкам связано с наличием социаль-
ной компетентности, которая обеспечивается, в том числе и качеством про-
фессиональной подготовки. Обладая правовыми знаниями и выраженной со-
циальной компетентностью, будущие юристы будут успешными в любом из
видов юридической деятельности. В связи с этим необходимо говорить о со-
циальной компетентности и ее формировании у будущих бакалавров юриспру-
денции. Совершенно очевидно, что в процессе обучения будущие бакалавры
юриспруденции получают базовые этические представления, социально-пси-
хологические знания и умения. В то же время социальная компетентность яв-
ляется достаточно сложным новообразованием, а процесс ее формирования
является последовательным, непрерывным и длительным. Поэтому можно
предположить, что разработка и обоснование соответствующей педагогиче-
ской стратегии будет способствовать повышению эффективности формирова-
ния исследуемого качества и устойчивости его проявления в предстоящей про-
фессиональной деятельности. В рамках такой стратегии необходимо обосно-
вать общие принципы и правила, представить прогностический план, а также
разработать конкретные формы, методы и средства формирования социальной
компетентности.
Степень разработанности темы исследования. В научной литературе
представлены исследования, которые могут служить основанием для уточне-
ния содержания понятия «социальная компетентность будущих бакалавров
юриспруденции», определения перспективных способов формирования дан-
ного профессионально важного качества в процессе профессиональной подго-
товки в вузе. Существуют научные разработки, которые позволяют выявить
содержание и область применения понятия «компетентность личности» в кон-
тексте проблем профессиональной подготовки. Это исследования В.И. Бай-
денко, В.А. Болотова, Р. Боятциса, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Н.В. Кузь-
миной, А.К. Марковой, Дж. Равена, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, А.В. Хутор-
ского, М.А. Чошанова.
В целом ряде работ осуществляется обращение к социальной компетент-
ности, подчеркивается ее значение как универсального качества личности, не-
обходимого для повседневного функционирования личности в обществе. Та-
кое понимание встречается в работах В.М. Басовой, Н.С. Бейлиной, Т.Б. Беля-
евой, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.Н. Келасьева, З.И. Колычевой,
А.А. Новиковой, А.К. Марковой, Е.В. Молчановой, Г.Л. Парфеновой, И.Л.
Первовой.
Социальная компетентность как атрибутивная характеристика профес-
сиональной деятельности специалистов различных профессий позициониру-
ется в работах С.С. Бахтеевой, Е.Н. Борисенко, В.М. Бочарова, Н.А. Горохов-
ской, Л.Ш. Каримовой, Н.М. Кодинцевой, О.Е. Козловой, О.В. Колобовой,
Н.Н. Кормягиной, И.В. Ледневой, Г.П. Мосягиной, Е.С. Муниц, В.Л. Недоре-
зовой, С.С. Рачевой, Л.Н. Рулиене, А.С. Тарасенко, Д.А. Шишленина. Име-
ются отдельные исследования, в которых раскрываются существенные свой-
ства и психолого-педагогические особенности формирования социальной
компетентности будущих юристов (Н.В. Гулидова, Н.С. Малюткина, М.В. По-
гудин, П.В. Чурсина).
Для текущей научной работы принципиально важное значение имеют
исследования, раскрывающие социально значимые аспекты юридической де-
ятельности. В частности, особенности юридической деятельности характери-
зуют А.В. Акопян, Ю.В. Ахметшина, В.П. Беляев, А.Н. Ващекин, Д.В. Дек-
керт, О.Н. Дунаева, З.З. Зинатуллин, В.Г. Ившин, В.И. Кузьменко, Л.Г. Пав-
лова, А.А. Постнова, С.В. Полякова, А.А. Смирнов, Т.В. Синявская, Ю.А. Ти-
хомиров, Д.И. Шевченко, Е.И. Холодова. Обращение к данным исследованиям
позволяет установить профессионально значимые элементы и способы дея-
тельности, необходимые для успешного освоения профессии юриста. В рабо-
тах В.Л. Васильева, О.Н. Дунаевой, О.А. Желновой, Л.А. Казанцевой, О.И.
Лаптевой, Д.Ф. Никифоровой, Е.М. Приходько, З.Р. Танаевой, А.В. Эктова
определяются представления о базовой модели профессиональной компетент-
ности юриста, в которой важное место занимают способности к социальному
взаимодействию.
С точки зрения изучения вопроса о формировании социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции перспективными и ценными
можно считать научные публикации, посвященные повышению роли соци-
ально-психологических знаний в профессиональном образовании (Ю.В. Га-
тен, В.В. Колосова и др.). Потенциально полезными представляются теоре-
тико-прикладные разработки, отражающие опыт и успешные практики приме-
нения активных методов обучения в профессиональной подготовке будущих
юристов, в числе которых решение ситуационных задач (М.А. Викулина, Г.А.
Казарцева, А.В. Скоробогатов, Т.В. Ускова и др.), деловая игра (Л.Г. Джиоева,
И.В. Малышева и др.), наставническая деятельность (Л.Х.-М. Гайтова, Ю.Н.
Нагароков и др.). При этом стоить отметить, что указанные методические ин-
струменты, будучи востребованными в процессе профессиональной подго-
товки юристов, не были приспособлены для формирования у них социальной
компетентности.
Таким образом, можно констатировать, что в педагогической науке и
практике в русле компетентностного подхода осуществляется осмысление и
уточнение содержания понятия «социальная компетентность». Ее конкретиза-
ция применительно к будущим бакалаврам юриспруденции может быть осу-
ществлена в соответствии с исследованиями, в которых определены социально
значимые особенности профессиональной юридической деятельности. Вместе
с тем процесс формирования социальной компетентности будущих бакалав-
ров юриспруденции не представлен в виде целостной научно обоснованной
педагогической стратегии. Недостаточно полно определены концептуальные,
содержательные и организационно-педагогические средства, способствующие
интенсификации указанного процесса в условиях профессиональной подго-
товки в вузе.
В связи с этим можно констатировать наличие устойчивых противоре-
чий:
– между повышением требований к профессионально важным качествам
специалистов в области юридической деятельности в части соблюдения обще-
ственно признанных ценностей, осуществления коммуникации, проявления
гражданской активности и недостаточным уровнем сформированности соци-
альной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции;
– между необходимостью научного обоснования процесса формирова-
ния социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции и не-
достаточной представленностью в научной литературе теоретически обосно-
ванных путей и способов целенаправленного совершенствования у них знаний
и умений, отражающих социально-психологические особенности юридиче-
ской деятельности;
– между необходимостью формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции на управляемых, системных и перспек-
тивных основаниях и отсутствием целостной педагогической стратегии, акку-
мулирующей целевые, содержательные и организационно-педагогические
средства эффективного осуществления указанного процесса.
Выдвинутые противоречия, обоснованная актуальность темы и недоста-
точная разработанность изучаемого вопроса стали основанием для выдвиже-
ния проблемы исследования – Как более эффективно использовать содержа-
тельные, организационно-педагогические и процессуально-действенные сред-
ства профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции для
формирования у них социальной компетентности?
Данная проблема позволила определить тему диссертационной ра-
боты: «Педагогическая стратегия формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции».
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих бака-
лавров юриспруденции в вузе.
Предмет исследования – процесс формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции, осуществляющийся в рамках
их профессиональной подготовки в вузе.
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апроби-
ровать педагогическую стратегию формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции.
Гипотеза исследования: осуществляющийся в рамках профессиональ-
ной подготовки будущих бакалавров юриспруденции в вузе процесс формиро-
вания социальной компетентности будет более результативным, если:
– данный процесс будет организован в соответствии с педагогической
стратегией, методологически определяемой положениями стратегического, си-
стемно-деятельностного и компетентностного подходов, отражающей его целе-
вые и результативные ориентиры, концептуальные основания, прогностиче-
ский план и поэтапно развертываемую технологию его реализации;
– разработанные принципы, педагогические условия и модель будут за-
давать исчерпывающие основания для насыщения содержания профессиональ-
ного образования будущих бакалавров юриспруденции социально-психологи-
ческими знаниями, определять логику, формы, методы и средства освоения ис-
следуемого профессионального качества;
– разработанная технология формирования социальной компетентности
будет конкретизировать содержание профессионального образования в виде от-
дельных содержательных модулей и дисциплин по выбору, регламентировать
организацию командного сотрудничества будущих бакалавров юриспруденции
в учебно-коммуникативной среде, предусматривать использование метода ана-
лиза социально-правовых ситуаций, имитационно-игровых способов обучения,
технологии наставничества;
– результативные ориентиры, описанные в терминах ценностно-мотива-
ционного, когнитивно-социального и деятельностно-поведенческого крите-
риев, соответствующих им показателей и уровневых характеристик, будут
иметь универсальный и перспективный характер, обеспечивать всестороннюю
оценку успешности осуществления исследуемого процесса и устойчивость про-
явления будущими бакалаврами юриспруденции социальной компетентности в
предстоящей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру и содержание понятия «социальная
компетентность будущих бакалавров юриспруденции»; обосновать возмож-
ность интеграции стратегического, системно-деятельностного и компетент-
ностного подходов при проектировании педагогической стратегии формиро-
вания социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции.
2. Определить целевые и результативные основания педагогической
стратегии формирования социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции.
3. Разработать принципы, педагогические условия и модель, задающие
концептуальные основания и прогностический план педагогической стратегии
формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруден-
ции; разработать технологию формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции.
4. Провести апробацию педагогической стратегии формирования соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции.
Методологическую основу исследования образуют:
– стратегический подход, обеспечивающий основания для проектирова-
ния общего плана и конкретных форм, методов и средств педагогического вза-
имодействия в рамках исследуемого процесса (Л.А. Барановская, В.В. Игна-
това, Д.А. Коноплянский, А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, И.Ю. Тарханова и др.);
– системно-деятельностный подход, предполагающий рассмотрение
осуществляемой деятельности в качестве системного объекта и пространства
субъектной активности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, О.С.
Тоистева, А.В. Хуторской и др.);
– компетентностный подход, позволяющий определить, обосновать и
описать результаты профессиональной подготовки будущих бакалавров (В.И.
Байденко, В.А. Болотов, Р. Боятцис, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузь-
мина, А.К. Маркова, Дж. Равен, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур и др.);
Теоретическую базу исследования составляют:
– фундаментальные исследования, определяющие направленность и
движущие силы интеграционных процессов в образовании (М.Н. Берулава,
Л.П. Качалова, А.П. Лиферов, С.Е. Мансурова, А.Н. Нюдюрмагомедов, Ю.Н.
Сёмин и др.);
– научные труды ученых, раскрывающих сущность субъектной активно-
сти студентов в качестве фактора их социального развития и самообразования
(К.А. Абульханова-Славская, Л.Ф. Алексеева, В.И. Моросанова, Е.А. Уваров,
Т.А. Ольховая, Н.У. Ярычев и др.);
– теоретические разработки, раскрывающие специфику отбора содержа-
тельных и организационно-педагогических средств обучения в юридическом
образовании (О.М. Косянова, Е.В. Протас, З.Р. Танаева, Г.Г. Чанышева и др.);
– теория межличностного взаимодействия как деятельностной основы
социальной компетентности (Е.Н. Борисенко, В.М. Бочаров, Е.П. Ильин, Е.А.
Шумилова и др.);
– теории продуктивного обучения в профессиональном образовании
(Ф.Н. Алипханова, М.И. Башмаков, О.Ю. Елькина, Г.К. Паринова, А.В. Руб-
цова и др.);
– теоретические разработки, обосновывающие психолого-педагогиче-
ские механизмы использования наставничества для сопровождения професси-
онального образования и профессионального становления личности (С.Я. Ба-
тышев, А.Р. Масалимова, Н.М. Таланчук и др.).
Методы исследования. Применялись теоретические, эмпирические и
статистические методы: изучение нормативно-правовых документов, анализ и
обобщение научных источников, педагогическое моделирование, изучение
методического обеспечения профессиональной подготовки будущих бакалав-
ров юриспруденции, опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа),
сравнительный педагогический эксперимент, методы математической стати-
стики для установления достоверности полученных экспериментальных дан-
ных.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа
проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет
имени А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной
технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова». В экспе-
риментальную работу было вовлечено 146 студентов, обучающихся по
направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (из которых 110 прини-
мали непосредственное участие в констатирующем и преобразующем экспе-
риментах), 8 преподавателей университета.
Организация исследования и его этапы. Исследование проводилось
на протяжении трех этапов:
На первом этапе (2017-2018 гг.) проводился анализ научных источников,
уточнялся методологический аппарат исследования, что позволило охаракте-
ризовать понятие социальной компетентности будущих бакалавров юриспру-
денции; определялась основная идея исследования; спроектирована педагоги-
ческая стратегия формирования исследуемого личностно-профессионального
качества; разрабатывался диагностический аппарат исследования.
На втором этапе (2018-2020 гг.) осуществлялась разработка содержа-
тельных, технологических и контрольно-оценочных средств формирования
социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции; проводи-
лась эмпирическая проверка эффективности предложенной педагогической
стратегии. В границах данного этапа осуществлялась разработка методиче-
ского обеспечения реализации стратегии; были организованы и реализованы
констатирующий и преобразующий этапы педагогического эксперимента.
На третьем этапе (2020-2021 гг.) происходила обработка эксперимен-
тальных данных, в том числе с помощью методов математической статистики
(критерий Стьюдента), подтверждающих достоверность теоретических выво-
дов; уточнялся научный аппарат; производились обобщение и синтез получен-
ных результатов. В рамках указанного этапа были подготовлены научные пуб-
ликации, отражающие промежуточные и итоговые результаты исследования;
оформлен текст диссертационной работы; определены перспективы продол-
жения исследований.
Научная новизна исследования:
1. Разработана педагогическая стратегия формирования социальной
компетентности будущих бакалавров юриспруденции, которая, учитывая по-
ложения стратегического, системно-деятельностного и компетентностного
подходов, определяет логику применения принципов и педагогических усло-
вий успешного осуществления исследуемого процесса, задает общий план ин-
теграции правовых и социально-психологических знаний, обеспечивает реа-
лизацию продуктивных способов освоения умений анализа правовых ситуа-
ций и эффективных коммуникаций, определяет основания для соотнесения по-
лученных результатов с критериями, показателями и уровнями сформирован-
ности исследуемого качества.
2. Выявлены принципы формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции: интеграции социально-психологических и
правовых знаний, приоритетности продуктивных способов освоения социаль-
ных умений, командного сотрудничества в учебно-коммуникативной среде,
субъективной активности в социальной коммуникации.
3. Охарактеризованы педагогические условия организации исследуемого
процесса, которые предполагают обогащение содержания профессионального
образования социально-психологическими знаниями, раскрывают потенциал
метода анализа социально-правовых ситуаций для формирования положитель-
ного отношения к ценностям юридической деятельности, уточняют направ-
ленность применения имитационно-игровых методов обучения на развитие
коммуникационных умений, конкретизируют способы использования техно-
логии наставничества для содействия будущим бакалаврам юриспруденции в
выстраивании индивидуальных стратегий социально-профессионального раз-
вития.
4. Спроектирована модель исследуемого процесса, которая определяет
прогностическую основу педагогической стратегии и в соответствии с выде-
ленными принципами и педагогическими условиями раскрывает пути и спо-
собы насыщения содержания профессионального юридического образования
социально-психологическими знаниями, в зависимости от решаемых на цен-
ностно-смысловом, продуктивно-деятельностном и перспективно-ориентиру-
ющем этапах задач регламентирует применение форм, методов и средств про-
дуктивного освоения будущими бакалаврами юриспруденции социальной
компетентности.
5. Разработана технология формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции, отражающая логику поэтапной реализа-
ции задач, принципов и условий исследуемого процесса, методические осо-
бенности включения в образовательный процесс дисциплин по выбору «Соци-
альная коммуникация в юридической деятельности» и «Социально-психоло-
гические аспекты юридической деятельности», организации командного со-
трудничества в учебно-коммуникативной среде, использования метода ана-
лиза социально-правовых ситуаций, имитационно-игровых способов обуче-
ния и технологии наставничества.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии
представлений о понятии социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции и ее формировании, что дополняет категориальный аппарат
исследований, описывающих процесс и результаты профессиональной подго-
товки специалистов юридической сферы. Разработанная педагогическая стра-
тегия может применяться для обоснования целей, содержания и способов ор-
ганизации педагогического процесса, направленного на формирование соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции. Выявленные
принципы и педагогические условия задают новые направления исследования
в части содействия будущим бакалаврам юриспруденции в освоении знаний и
умений, лежащих в основе социальной компетентности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– разработанные критерии, показатели и уровни их проявления, харак-
теризующие сформированность социальной компетентности, могут приме-
няться в качестве основания для разработки системы компетенций, отражае-
мых в основной образовательной программе бакалавриата по направлению
подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», а также при определении результатов
образования в структуре рабочих программ дисциплин учебного плана;
– разработанное методическое обеспечение, включающее дисциплины
по выбору «Социальная коммуникация в юридической деятельности», «Соци-
ально-психологические аспекты юридической деятельности», комплекс соци-
ально-правовых ситуаций, имитационных заданий, деловых игр, перечень ки-
нофильмов и видеосюжетов, может быть использовано в широкой практике
профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции;
– методические рекомендации по применению продуктивных методов
педагогического взаимодействия (визуализация информации, анализ конкрет-
ных ситуаций, дискуссия, работа в цифровой среде, имитационные деловые
игры, разбор видеосюжетов, продуктивный диалог, командное сотрудниче-
ство), способов реализации технологии наставничества при проектировании
траектории самообразования и социально-профессионального развития явля-
ются ориентиром для организации педагогического содействия будущим ба-
калаврам юриспруденции в освоении социально-психологических знаний и
умений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальная компетентность будущих бакалавров юриспруденции
представляет собой профессионально значимое качество и результат профес-
сиональной подготовки, которые проявляется в направленности на правовые
и общественно признанные нравственные нормы, предполагают опору на со-
циально-психологические знания в осуществлении различных видов юриди-
ческой деятельности, уверенное применение умений анализировать правовую
ситуацию и выстраивать эффективные стратегии общения с коллегами и насе-
лением для обеспечения правового благополучия государства, общества и че-
ловека.
2. Сложность процесса формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, его протяженность во времени, направлен-
ность на перспективный результат определяют необходимость разработки со-
ответствующей педагогической стратегии. Такая стратегия представляет со-
бой наиболее общий и структурированный план педагогической деятельности
по формированию исследуемого профессионально важного качества, включа-
ющий целевые установки и перспективные результаты, научно-обоснованные
принципы и условия их реализации, модель педагогической деятельности и
практические способы ее осуществления. Использование стратегического, си-
стемно-деятельностного и компетентностного подходов позволяет формали-
зовать стратегию в описании целевого, концептуального, прогностического,
технологического и результативного элементов.
3. Стратегическую направленность исследуемого процесса обеспечи-
вают разработанные принципы (интеграции социально-психологических и
правовых знаний, приоритетности продуктивных способов освоения социаль-
ных умений, командного сотрудничества в учебно-коммуникативной среде,
субъективной активности в социальной коммуникации) и педагогические
условия (обогащение содержания осваиваемой будущими бакалаврами юрис-
пруденции образовательной программы социально-психологическими знани-
ями, применяемыми для проектирования стратегий профессионального обще-
ния, поведения и развития; формирование положительного отношения к пра-
вовым и общественно признанным нравственным нормам с использованием
метода анализа социально-правовых ситуаций; применение имитационно-иг-
ровых методов, обеспечивающих развитие умений эффективного профессио-
нального взаимодействия, освоение переговорных техник и элементов юриди-
ческой риторики; содействие будущим бакалаврам юриспруденции в выстра-
ивании индивидуальных стратегий и перспектив социально-профессиональ-
ного развития с помощью технологии наставничества).
4. Модель определяет возможные траектории и способы формирования
социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции и включает:
целевую установку, теоретико-методологические основания (представления о
социальной компетентности, методологические подходы, принципы), этапы
осуществления данного процесса и соответствующие им задачи, логику при-
менения педагогических условий, содержательные и процессуально-деятель-
ностные средства профессиональной подготовки, диагностическую систему
для получения обратной связи и оценки эффективности осуществляемого про-
цесса.
5. Базовую основу технологии формирования социальной компетентно-
сти будущих бакалавров юриспруденции обеспечивает интеграция социально-
психологических и правовых знаний, которая получает воплощение в рамках
освоения дисциплин (в том числе по выбору студентов), раскрывающих эти-
ческие, аналитические, коммуникативные и социально-психологические ас-
пекты юридической деятельности. Освоению содержания профессионального
образования способствует применение продуктивных методов педагогиче-
ской работы: визуализация информации, анализ социально-правовых ситуа-
ций, дискуссия, дебаты, имитационные деловые игры, разбор видеосюжетов,
продуктивный диалог, командное взаимодействие, наставничество.
Обоснованность и достоверность результатов исследования опреде-
ляется аргументированным выбором методологических оснований; коррект-
ным изложением результатов анализа нормативно-правовых и научных источ-
ников, отражающих феномен социальной компетентности как характеристику
личности юриста; непротиворечивостью теоретических положений; соответ-
ствием цели и задач логике осуществления исследования; обоснованным при-
менением теоретических и эмпирических методов исследования; положитель-
ными результатами внедрения теоретических результатов и методических раз-
работок в практику профессиональной подготовки будущих бакалавров юрис-
пруденции.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись на всех этапах
диссертационного исследования. Полученные автором научные результаты
докладывались на международных научно-практических конференциях:
«Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направле-
ния развития» (Челябинск – Уфа, 2017), «Чистая наука» на службе научно-тех-
нического прогресса» (Екатеринбург, 2017), «Современные наукоемкие инно-
вационные технологии» (Уфа, 2018), «Информация и образование: границы
коммуникаций» (Горно-Алтайск, 2020), «Модернизация системы профессио-
нального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челя-
бинск, 2020), «Современное состояние и перспективы развития современной
науки и образования» (Петрозаводск, 2021), «Современное профессиональное
образование: опыт, проблемы, перспективы» (Ростов-на-Дону, 2021), «Фунда-
ментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, дости-
жения и инновации» (Казань, 2021); всероссийских научно-практических
конференциях: «Категория «социального» в современной педагогике и пси-
хологии» (Ульяновск, 2021), «Инновационные исследования: теоретические
основы и практическое применение» (Саратов, 2021). Основные положения
диссертационного исследования подтверждены 14 публикациями, из которых
3 – статьи в журналах, включенных в перечень ВАК Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации.
Структура диссертации. Диссертационное исследование включает вве-
дение, две главы, в каждой из которых по три параграфа, выводы по главам,
заключение, библиографический список, приложения. Общий объем диссер-
тационной работы 232 страницы, 243 наименования источников в списке ли-
тературы, 19 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!