Формирование деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в условиях вуза

Кузьменко Александр Николаевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ВУЗА……………………………………………………… 22
1.1 Эволюция моделей архитектурного образования в
отечественной и зарубежной
педагогике………………………………………………………………… 22
1.2 Деонтологический подход к профессиональной подготовке
будущих архитекторов в условиях вуза ………………………………… 38
1.3 Критерии и показатели уровня сформированности
деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза ………… 52
Выводы по главе 1………………………………………………… 77

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ВУЗА ……………………………………………………. 80
2.1 Актуальный уровень сформированности у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза ……………………………… 80
2.2 Модель формирования деонтологической готовности
будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза ……………………………………………………………. 99
2.3 Содержательно-дидактическое, методическое и
технологическое обеспечение формирования деонтологической
готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза …………………………………………… 115
2.4 Динамика сформированности деонтологической готовности
будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза …………………………………………………………… 147
Выводы по главе 2………………………………………………… 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 165

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 171

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 194

Введение традиционно содержит общую характеристику работы: обоснова- ние актуальности ее темы, определение степени ее разработанности в педагогике профессионального образования, формулировку объекта и предмета исследо- вания, его цели, гипотезы и задач, раскрытие научной новизны исследования,
его теоретической и практической значимости.
Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности» содержит результаты теоретического анализа обо- значенной проблемы. В главе, состоящей из трех параграфов, анализируются исторический опыт и современные тенденции развития архитектурного обра- зования, исследуются сущность и возможности деонтологического подхода к профессиональной подготовке будущих архитекторов, раскрываются структур- ные и содержательные характеристики деонтологической подготовки будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности как педагогического феномена.
На основе анализа работ, посвященных проблемам архитектурного обра- зования (Б.Г. Бархин, Л.В. Данченко, В.А. Киселева, Н.Ф. Метленков, А.В. Степанов и др.), формированию у будущих архитекторов профессионально- проектной культуры (О.И. Генисаретский, А.Л. Гончарова, А.О. Кочева,
Т.В. Кружилина, Н.Б. Крылова и др.), а также деонтологической подготовке специалистов разного профиля (М.П. Васильева, В.М. Гребенникова, Г.А. Караханова, К.М. Кертаева, Е.В. Коробова, К.М. Левитан, И.А. Филатова и др.), феномену готовности к деятельности (В.А. Алаторцев, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, Л.А. Кандыбович, Е.Т. Конюхова, В.А. Крутецкий, Л.С. Нерсесян, В.А. Пономаренко, Д.Н. Узнадзе и др.), был сделан вывод о том, что деонтологическая готовность будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности обеспечивает высокий профессионально-квалификаци- онный уровень работы; качественное выполнение своих профессиональных обя- занностей; выполнение профессионально-проектной деятельности архитектора строго в рамках нормативно-правовой базы; высокую организованность, долж- ное поведение в соответствии с этическим кодексом архитектора; профессио- нальную деятельность в целях достижения блага обществу; развитое чувство долга и моральной ответственности; устойчивость личности и ее стремление к совершенствованию своего труда.
Таким образом, деонтологическая готовность составляет основу саморегуля- ции поведения архитектора при проектировании им архитектурного сооружения и обеспечивает добросовестное выполнение своих обязанностей перед обществом, заказчиком, подрядчиком, коллегами, перед самим собой и профессиональным сообществом в целом.
Деонтологическая готовность будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности представляет собой системно-структурное образование их личности, отражающее их способность брать на себя ответственность перед обществом, заказчиком, коллегами, профессиональным сообществом и перед самим собой за продукты своего труда, самостоятельно принимать адекватные решения в ситуациях морально-этического выбора. Структура деонтологиче- ской готовности включает в себя когнитивный (отражение глубокой осмыслен- ности знаний нормативно-правового регулирования архитектурного проектиро- вания, знания кодекса профессиональной этики архитектора), аксиологический (развитая система социально значимых ценностей, профессиональной направ- ленности личности и социоцентрической мотивации ее поведения), эмоцио- нальный (эмоциональные переживания в процессе решения профессиональных задач, чувство совести, чести, долга и справедливости), рефлексивный (уровень сформированности у будущих архитекторов моральной рефлексии), рацио- нальный (наличие у будущих архитекторов способности к адекватному само- стоятельному выбору и волевому усилию для принятия социально значимого решения в ситуациях морально-этических дилемм) и функциональный (высокая социальная и творческая активность архитектора, его инициативность и обос- нованная принципиальность, способность принимать на себя ответственность перед обществом за продукты своей деятельности) компоненты.
Структурно-содержательные характеристики деонтологической готов- ности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности легли в основу разработанного нами диагностического инструментария, поз- воляющего определить чрезмерно неустойчивый, неустойчивый, устойчивый
в целом и надежно устойчивый уровни сформированности деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности. Диагностический инструментарий основывается на экспертной оценке уровня сформированности каждого компонента интересующей нас готовности. Поми- мо разработанного нами бланка экспертной оценки, для исследования были отобраны три валидные методики, позволяющие выявить особенности и уро- вень развития у будущих архитекторов деонтологических качеств личности – Методика «Ответственность как системное качество личности», разработанная, апробированная и предложенная В.П. Прядеиным, опросник «Морально- этическая устойчивость личности» (И.Г. Тимощук), опросник «Якоря карьеры» Шейна, ориентированный на выявление особенностей карьерных ориентаций респондентов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формиро- ванию деонтологической готовности будущих архитекторов к профессио- нально-проектной деятельности» представлены результаты педагогического эксперимента, который включал в себя три основных этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.
Целью первого констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление актуального состояния деонтологической подготовки студентов, обучающихся по программам бакалавриата соответствующего направления под- готовки. Констатирующий этап эксперимента осуществлялся с помощью эксперт- ной оценки, а также таких методов эмпирического исследования, как анкетирова- ние и тестирование. В качестве экспертов выступили 12 преподавателей, которые с помощью разработанного нами бланка оценивали уровень сформированности у 164 случайно отобранных нами студентов 2 (44) – 3 (41) – 4 (38) – 5 (41) курсов деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности.
Результаты экспертной оценки уровня сформированности деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности свидетельствуют об актуальности поиска действенных методов совершенство- вания их деонтологической подготовки.
Во-первых, было выявлено, что большинство студентов, принявших участие в нашем исследовании, характеризуются в основном неустойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности (рис. 1).
43,29 % студентов характеризуются достаточно неустойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности как системно-структурного образования их личности. Такое же количество студентов, принявших участие в нашем исследовании, характеризовались в целом устойчивым уровнем деон- тологической подготовленности. Следует обратить внимание на тот факт, что чрезмерно неустойчивый уровень был определен у большего числа студентов, чем надежно устойчивый.
Актуальность предпринятого исследования подтверждается и тем фактом, что динамики уровня сформированности у студентов – будущих архитекторов – деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности факти- чески не наблюдается.
Рисунок 1 – Уровень сформированности у студентов деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности.
В целом процентные распределения студентов разных курсов по уровню сформированности деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности идентичны друг другу. Можно отметить только, что высший уро- вень такой подготовки был зафиксирован у 9,77 % студентов второго курса и ни у одного студента 2-го курса, что может быть объяснено спецификой учебных планов, то есть временем преподавания специфической учебной дисциплины – «Профессиональная этика архитектора». Уже к 5-му курсу количество студентов, характеризующихся высшим надежно устойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности, снижается до 7,32 %. Помимо этого, сравнитель- ный анализ интересующих нас показателей свидетельствует об относительном увеличении количества студентов 4–5-х курсов, характеризующихся устойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности к профессионально- проектной деятельности. Такое увеличение обусловлено ростом показателей в основном когнитивного критерия (табл. 1).
Таблица 1
Результаты экспертной оценки уровня сформированности каждого компонента деонтологической готовности студентов разных курсов к профессионально-проектной деятельности
Критерии Когнитивный критерий
Аксиологический критерий Рефлексивный критерий Эмоциональный критерий Функциональный критерий Рациональный критерий
2 курс 2.4 ± 0.4 3.5 ± 0.4 2.9 ± 0.3 3.4 ± 0.4 3.3 ± 0.4 3.0 ± 0.3
3 курс 4.9 ± 0.5 3.7 ± 0.4 3.0 ± 0.4 3.4 ± 0.5 3.5 ± 0.5 3.2 ± 0.3
4 курс 4.4 ± 0.4 3.6 ± 04 3.2 ± 0.4 3.1 ± 0.3 3.4 ± 0.4 3.2 ± 0.4
5 курс 4.2 ± 0.4 3.4 ± 0.5 3.1 ± 0.3 3.0 ± 0.4 3.4 ± 0.5 3.6 ± 0.4
17

От курса к курсу у будущих архитекторов повышается уровень знаний в об- ласти их должного поведения в процессе осуществления профессионально- проектной деятельности. Повышается уровень и рациональной подготовлен- ности, то есть способности будущих архитекторов рационально анализировать ситуации, возникающие при архитектурном проектировании. Таким образом, современное архитектурное образование обеспечивает освоению студентами знаний и развитию их интеллектуальных способностей. Однако результаты сравнительного анализа уровня сформированности других компонентов деонто- логической готовности студентов разных годов обучения показывает отсутствие достоверно значимой положительной динамики. Результаты исследования, вы- полненного с помощью методики В.П. Прядеина, подтверждают предварительно сделанные выводы о том, что в практике профессиональной подготовки будущих архитекторов внимания к вопросам формирования у них деонтологических ка- честв личности уделяется неоправданно мало. Динамика степени выраженности у студентов разных курсов ответственности как системного свойства их лично- сти незначительная и не отражает позитивных тенденций. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что практически одинаковое количество студен- тов как 2-го, так и старших курсов характеризуются способностью самосто- ятельно, без дополнительного контроля, выполнять ответственные и трудные задания (динамическая эргичность). Однако среднегрупповые значения показа- телей степени выраженности динамической аэргичности свидетельствуют о том, что среди студентов каждого курса обучения определенное количество состав- ляют те из них, кто характеризуется низкой помехоустойчивостью, стремлением уклониться от ответственных дел, проявляя поведенческую пассивность, нере- шительность и необязательность. Высокая степень выраженности чувства долга, преобладание социальных мотивов над личностными характерна лишь для трети всех студентов – будущих архитекторов. 30,49 % от общего числа студентов, принявших участие в констатирующем этапе педагогического эксперимента, характеризуются стремлением получить личную выгоду при выполнении ответ- ственных дел. Желание получить поощрение, похвалу, избежать каких-либо санкций в случае отказа от поручения – это основные их мотивы участия в соци- ально значимых делах. Глубокое и целостное представление об ответственности, ее проявлении в деятельности, глубокая осмысленность ответственного пове- дения характерно лишь для 23,17 % респондентов, что составляет менее трети от общего их числа. Результаты исследования уровня морально-этической от- ветственности личности студентов всех курсов обучения позволяют говорить о необходимости и целесообразности усиления деонтологического компонента в профессиональной подготовке будущих архитекторов. Деонтологические каче- ства их личности развиваются во многом стихийно или на основе передачи им определенных знаний в области нормативного регулирования профессионально- проектной деятельности архитектора.
На основании результатов проведенного теоретического анализа и выявлен- ных в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы взаимо- связей между уровнем сформированности компонентов деонтологической
готовности и показателей нравственного развития будущих архитекторов, была сконструирована модель, раскрывающая педагогические условия, принципы, формы, средства и методы формирования в вузе деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности (рис. 2).
Модель представляет собой целостную архитектонику, включающую в себя концептуально-целевой, содержательный, организационно-технологический и критериально-оценочный блоки. Концептуально-целевой блок содержит форму- лировку цели формирования деонтологической готовности будущих архитекто- ров к профессионально-проектной деятельности; содержательный блок модели раскрывает содержание процесса формирования деонтологической готовности; организационно-технологический блок – организацию и технологию обозначен- ного процесса; критериально-оценочный – критерии, показатели и уровни сфор- мированности у будущих архитекторов деонтологической готовности.
Целью формирования деонтологической готовности будущих архитек- торов к профессионально-проектной деятельности является создание педаго- гических условий для развития у них деонтологических качеств личности, их морально-этической устойчивости и надежности.
Основополагающими принципами формирования деонтологической го- товности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности являются:
1. Принцип интеграции образования. Данный принцип нами понимается как соединение разной информации, получаемой студентами в процессе освоения разных учебных дисциплин, в единое информационное поле, воздействующее на их сознание, что приводит к формированию ментальных понятийных и смысло- образующих структур их личности. Интеграция разнопланового влияния, однако осуществляется через интеграцию содержания архитектурного образования, научных подходов, практик, методик и технологий, используемых преподавате- лями на занятиях по определенных учебным дисциплинам, теоретической и прак- тической подготовки, а также художественного и инженерного образования. В результате в вузе формируется интеграционное образовательное пространство, оказывающее воздействие на личность обучающихся, на систему их ценностей, установок, смысложизненных ориентаций, идеалов и приоритетов.
2. Принцип гуманизации архитектурного образования предполагает выбор таких методов и технологий, которые обеспечивают формирование у обучающихся не только определенного набора знаний, умений и навыков, но и развитие системы их ценностных ориентаций, мировоззренческой позиции, творческой активности.
3. Принцип конгруэнтности и диалогизации образовательного процесса. Принцип предполагает пересмотр позиции студента в педагогическом взаимодей- ствии с другими субъектами образования. Принцип диалогизации означает направ- ленность педагогического процесса на развитие профессионально-нравственного самосознания студентов в ходе педагогического и профессионального взаимодей- ствия. Диалогическое общение здесь касается не только вопросов организации взаимодействия в системе «Преподаватель – обучающийся», но и проблем диалога студента с самим собой, со своим собственным «Я», со своим внутренним миром.
Цель – создание условий для разви- тия деонтологических качеств лично- сти, морально-этической устойчиво- сти и надежности
Принципы: интеграции, гуманизации образования; принцип конгруэнтности и диалоги- зации педагогического взаимодействия; принцип меры и разнообразия; принципы раз- вития, субъектности и активности
Методологические подходы: систем- ный, аксиологический, личностно- ориентированный, средовой, проектно- технологический
Формирование профессионально-нравственного сознания, интериоризация морально- этических норм и правил, развитие деонтологических качеств личности
Деонтологические знания, их осмыс- ленность
Практическая деятельность
Внеаудиторная жизнедеятельность
Опыт творческой деятельности и ее обоснованности
Деонтологический ком- понент учебных дисцип- лин
Умения и прак- тические навы- ки
Опыт реализации нравственных принципов
Диагностико-ориентировочный этап, нацеленный на активизацию интереса студен- тов к деонтологической составляющей профессиональной деятельности
Процессуальный этап, ориентированный на стимулирование механизма интериоризации новых знаний, нового опыта решения деонтологических проблем в профессионально-проектной деятельности архитектора
Этап, обеспечивающий закрепление произошедших изменений в профессионально-нравственном сознании будущих архитекторов
Формы
Лекции Практические занятия, СРС Проектирование практика, бесе- ды, тренинги
Методы
Диалоговые мето- ды, методы про- блемного, разви- вающего обучения, ролевые, игровые методы активиза- ции
Средства
Архитектурного и социального про- ектирования, ху- дожественного творчества, сред- ства эвристиче- ского поиска
Критерии
Когнитивный Эмоциональный Рефлексивный Аксиологический Рациональный Функциональный
Показатели
Осмысленность знаний, система нравственных цен- ностей, нравствен- ные чувства, мо- ральная рефлексия, ответственность, рациональность, долг, совесть
Уровни
Чрезмерно неустойчи- вый Неустойчи- вый
В целом устойчивый Надежно устойчивый
Рисунок 2 – Модель формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
Критериально- оценочный блок
Организационно- содержательный технологический блок блок
Концептуально- целевой блок
Результат
Деонтологическая готовность к профес- сионально-проектной деятельности
3 этап
1 этап 2 этап

4. Принцип меры и разнообразия. Данный принцип исходит из положения о том, что любое воздействие может быть эффективным только в ситуации его ненавязчивости и естественности. Соблюдение принципа меры и разнообразия предполагает отказ от назидательных и нравоучительных лекций, от прямого воздействия на мысли и ценности обучающихся. В то же время изменения в сознании, в том числе и в профессионально-нравственном сознании будущих специалистов, происходят под воздействием разнообразия педагогических методов и приемов. В связи с этим принцип меры и разнообразия означает приоритет нетрадиционных методов обучения, их сочетаемости с содержанием и организационными формами учебно-воспитательного процесса.
5. Принципы развития, активности и субъектности. Это принципы, доста- точно традиционные для современной педагогической практики. Новая пара- дигма образования не может быть ограничена только целями передачи обу- чающимся определенной суммы знаний. Основанная на новой картине мира, она предполагает развитие самого субъекта деятельности через его субъектную активность.
Содержательный блок модели содержит схематическое описание содер- жания процесса формирования искомой нами готовности. Предметным содер- жанием целенаправленного образовательного процесса является формирование профессионально-нравственного сознания студентов – будущих архитекторов, интериоризация ими морально-этических норм и правил, развитие деонтологи- ческих качеств их личности – ответственности, морально-этической устойчи- вости, социальной и творческой активности, чувства долга, совести, справед- ливости, социально ценностной принципиальности, общественно значимой мотивации поведения, регулятивной интернальности и стремления служить обществу как основной личностной ориентации в профессионально-архитек- турной карьере.
В своей смысловой целостности содержание процесса формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности представляет собой включение в учебные занятия по учебным дисциплинам как теоретической, так и практической подготовки деонтологического компонента, который органическим образом включается и в практику студентов, и в организацию их внеаудиторной жизнедеятельности. С помощью корректировки учебного плана, отбора учебных дисциплин, имею- щих особые возможности для развития нравственной сферы личности будущих архитекторов, определения их последовательности в общем образовательном процессе, разработки плана внеаудиторной деятельности студентов, специ- фических заданий при обучении студентов архитектурному проектированию, индивидуальных заданий на учебную и производственную практики формиру- ются все компоненты деонтологической готовности в их взаимосвязи и взаимо- обусловленности.
Организационно-технологический блок модели отражает как общую тех- нологию, так и соответствующие ей формы, средства и методы организации учебно-воспитательного процесса в вузе (рис. 3).
Формирование интереса к изучению деонтологической составляющей профессиональной деятельности архитектора, актуализация мотивации к профессионально-нравственному саморазвитию, активизация личных за- дач средствами учебных дисциплин и внеаудиторной деятельности
Возможность лекционных и практических занятий по базо- вым и общеобразовательным учебным дисциплинам учеб- ного плана
Методы архитектурного про- ектирования и композиции архитектурных проектов, ме- тоды анализа исходного со- стояния создания проекта
1. Стадия восприятия чувственного образа
Убеждение в том, что должно быть усвоено и интериоризировано
Противоречие между услышанным и знакомым
Соотнесение услышанного с имеющимся опытом, сужение объема услышанного
Новый опыт
опыт
Сила убеждения, отказ от стерео- типов восприятия, формирование нового видения
2. Стадия понимания осмысления образа
3. Стадия оценивания услышанного
Выделение тех Актуализация мысли- «зон», которые
тельной деятельности имеют для студента личностный смысл
4. Стадия выбора части услышанного
Актуализация процесса самоизменения, стремление к самореализации в соответствии с новыми понятиями, ценностями и смыслами, активизация творческого мышления с критическим анализом значимости проекта для благополучия общества (психологического и физического)
5. Стадия присвое- ния выбранного
Проектная, научно- исследовательская практика, анализ архитектурных проек- тов и деонтологических про- блем реальной практики
курсовое и итоговое проекти- рование, обоснование этики проекта, решение этических ограничений и дилемм
Рисунок 3 – Технология формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
Общая технология отражает закономерность присвоения студентами нового опыта деонтологического обоснования профессионально-проектной деятель- ности, ответственности за результаты своего творческого труда, социальной направленности архитектурных проектов.
В рамках спроектированной модели были разработаны содержательно- дидактическое, методическое и технологическое обеспечение ее реализации в со- временных условиях архитектурного высшего образования. Организационными
Оценочно-коррекционный Процессуальный этап этап
Диагностико- ориентировочный этап
Механизм интериоризации новых знаний
Переход образа должного поведения во внутренний план

формами формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности могут быть индивидуальными (само- стоятельная работа студентов, архитектурное проектирование, курсовое проектиро- вание, индивидуальное консультирование, индивидуальные задания на практику), групповыми (практические и семинарские занятия, групповые проектирование, социальное проектирование, социально-психологические тренинги) и коллектив- ными (лекции, практические занятия, конференции, Круглые столы и др.).
В начале первого семестра в экспериментальной и контрольной группах были проведены замеры уровня сформированности деонтологической готов- ности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности.
На начало формирующего эксперимента различий между группами ни по одному показателю зафиксировано не было.
В течение пяти лет в экспериментальных группах проводился мониторинг уровня сформированности у студентов деонтологической готовности к профес- сионально-проектной деятельности. Педагогический мониторинг осуществлялся с помощью экспертной оценки с использованием разработанного нами бланка. В качестве экспертов выступали преподаватели разных учебных дисциплин. Это позволило выявить динамику развития у студентов экспериментальных групп каждого компонента интересующей нас готовности (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика уровня сформированности каждого компонента деонтологической готовности студентов экспериментальной группы к профессионально-проектной деятельности
Результаты статистической обработки экспериментальных данных свиде- тельствуют о наличии в экспериментальной группе достоверно значимых пози- тивных изменений в показателях уровня сформированности всех компонентов де- онтологической готовности к профессионально-проектной деятельности (табл. 2).
Достоверность различий в среднегрупповых показателях уровня сформированности деонтологической готовности
Таблица 2
Достоверность различий между ЭГ и КГ
Достоверность изменений, произошедших в течение эксперимента
Компоненты деонтологической готовности
Когнитивный Аксиологический Рефлексивный Эмоциональный Функциональный Рациональный
До экспери- мента
0.54 > 0.05 0.00 > 0.05 0.54 > 0.05 0.38 > 0.05 0.38 > 0.05 0.62 > 0.05
После экспе- римента 2.97 < 0.01 3.10 < 0.01 3.59 < 0.01 3.38 < 0.01 3.38 < 0.01 3.72 < 0.001 В ЭГ 3.88 < 0.001 3.69 < 0.001 3.24 < 0.01 3.52 < 0.01 3.67 < 0.001 3.99 < 0.001 В КГ 1.56 > 0.05 0.44 > 0.05 0.96 > 0.05 0.59 > 0.05 1.12 > 0.05 0.04 > 0.05
Реализация разработанной нами экспериментальной модели и программ деонтологической подготовки обусловила рост студентов, характеризующихся высоким, надежно устойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности (рис. 5).
Рисунок 5 – Процентные распределения студентов экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности деонтологической готовности в конце эксперимента
В экспериментальной группе по всем показателям, характеризующим де- онтологические качества личности, произошли позитивные изменения: в пока- зателях уровня развития динамической эргичности (t = 2.68; p < 0,01), отра- жающей способность студентов самостоятельно, без дополнительного контроля выполнять ответственные поручения; социоцентрической мотивации (t = 2.97; p < 0,01), выражающейся в стремлении студентов принести пользу людям, обществу, в преобладании социальных интересов над личными; когнитивной осмысленности (t = 3.54; p < 0,001) как глубокого понимания сущности и смыс- ла ответственности; предметной результативности (t = 3.47; p < 0,001), пред- полагающей добросовестное отношение студентов к своим обязанностям; стенической эмоциональности (t = 2.66; p < 0,01), сопровождающей социаль- ную активность студентов; регуляторной интернальности (t = 3.82; p < 0,001) как способности брать на себя ответственность за результаты своего труда. Таким образом, экспериментальные данные позволяют нам говорить об эффективности разработанной модели. В Заключении отражены результаты систематизации исследовательских данных, которые позволили сделать следующие выводы: 1. Формирование деонтологической готовности будущих архитекторов к про- фессионально-проектной деятельности представляет собой процесс создания усло- вий для актуализации их социально-ценностных потребностей, социоцентрических мотивов профессиональной карьеры и развития деонтологических качеств их лич- ности – ответственности, морально-этической устойчивости, социальной и творче- ской активности, чувства долга, совести и справедливости, социально ценностной принципиальности, регулятивной интернальности и моральной рефлексии. 2. Первым условием формирования деонтологической готовности выступает включение деонтологического компонента в программы учебных дисциплин базовой и вариативной части учебного плана – философия, история, история искусств, история архитектуры и градостроительства, культура и этика общения, социология архитектуры и др., а также реализация спецкурса «Деонтология про- фессиональной деятельности архитектора», ориентированного на формирование морально-нравственного сознания студентов. 3. Вторым условием формирования деонтологической готовности является реализация специально разработанной педагогической технологии, представ- ляющей собой поэтапную актуализацию механизма интериоризации студентами новых знаний и нового опыта морально-этического поведения при решении профессиональных задач архитектурного проектирования, который включает в себя стадии активизации деонтологических интересов, их когнитивное осмыс- ление, оценку, их выбор и присвоение. 4. Третьим условием выступает включение деонтологической составляющей во все виды деятельности студентов: учебно-познавательную, учебно-иссле- довательскую, учебно-проектную, учебно-развивающую и профессионально- практическую. Включение деонтологической составляющей предполагает исполь- зование методов (активных, интерактивных, диалоговых, исследовательских, про- ектных и др.) и методических приемов, активизирующих развитие когнитивного, аксиологического, эмоционального, рефлексивного, рационального и функцио- нального компонентов деонтологической готовности будущих архитекторов к про- фессионально-проектной деятельности. 5. Четвертое условие – это соблюдение принципов интеграции и гуманизации образования; принципов конгруэнтности и диалогизации педагогического взаимо- действия; принципов меры и разнообразия методов обучения и воспитания, прин- ципов развития, субъектности и активности.

Актуальность темы исследования. Актуализация проблемы
деонтологической подготовки будущих архитекторов в условиях вуза
обусловлена радикальными трансформациями, произошедшими во всех
сферах жизни современного общества и прежде всего – изменениями, в
которых нравственное сознание, традиционные гуманитарные ценности,
сталкиваются с коммерческими интересами рыночной экономики. В связи с
этим вузы должны готовить профессионалов способных поднять важнейшие
сферы жизнедеятельности общества на новый, более высокий уровень.
В настоящее время деятельность архитектора, характеризующаяся
многообразием пространственных форм, смешением архитектурных стилей,
свободой в выборе композиционных решений, осуществляется в соответствии
с требованиями общества, с одной стороны, а с другой – неизбежно
подчиняется законам бизнеса. Почти каждый архитектор, осуществляющий
архитектурную практику, оказывается в ситуации морально-этического
выбора, обусловленной разноплановыми интересами потребителей
архитектурных услуг. Архитектор, в силу специфики своей деятельности,
обязан брать на себя ответственность за продукты своего труда.
Ответственность перед обществом состоит в необходимости соблюдения
технической и экономической безопасности, в эстетической ответственности,
культурно-исторической целесообразности создаваемой архитектурной
среды, в уважении культуры, авторских прав, чужой интеллектуальной
собственности. В то же время, архитектор должен знать правила выстраивания
взаимоотношений с заказчиком, правила должного поведения внутри
профессионального сообщества архитекторов, правила, предотвращающие
возникновение и эскалацию конфликта между интересами и вкусами
заказчика и общественно значимыми интересами и др., что востребует от него
высокого уровня развития деонтологической культуры.
Деонтологическая подготовка будущего архитектора в программе
вузовского обучения, в настоящее время ограничивается курсом
«Профессиональная этика архитектора», основным содержанием которой
становится текст «Кодекса профессиональной этики архитектора.»
(утвержденного постановлением IV Пленума правления Союза архитекторов
России от 24 сентября 1994 г.). Вместе с тем архитектурная деонтология
интегрирует в себе разные виды деонтологического знания: в том числе,
предпринимательскую, инженерную, художественно-эстетическую его
отрасли, что предполагает разработку комплексной педагогической
технологии, охватывающей весь период обучения специалиста в вузе.
Деонтологический подход к профессиональной подготовке архитектора
в условиях вуза предполагает формирование у него ответственности перед
другими людьми, сохранение их психологического и физического здоровья;
ответственности перед обществом в целом – соблюдение его прав на
экологическую и техническую безопасность жизнедеятельности; эстетической
и культурной ответственности – ответственности перед историей своего
народа, его культурным наследием; ответственности перед
профессиональным сообществом, соблюдение требований
профессионального поведения, прописанных в этическом кодексе
архитектора; ответственности перед своими коллегами, выражающейся в
уважении чужого мнения и чужого интеллектуального права; ответственности
перед самим собой, перед своими интересами и ценностями.
Таким образом, требования к современному архитектору и
функционирование его профессионально-проектной деятельности в условиях
жесткой конкуренции и рыночных отношений обусловливает актуализацию
проблемы его деонтологической подготовки в условиях обучения в вузе.
Степень научной разработанности темы исследования. Результаты
теоретического анализа позволяют нам говорить о том, что специального
исследования, посвященного проблеме деонтологической подготовки
будущих архитекторов в условиях вуза, не проводилось. Исследования в
области архитектурного образования посвящены, в основном, вопросам
технического и технологического его обеспечения: формирования у будущих
архитекторов объемно-пространственного (А. В. Иконников [101], В.И
Мальгин [166], М.В. Никольский [185], С. У. Соловьев [219], Г.П. Степанов
[222], А. В. Степанов [223] и др.) и художественного (В.П. Зинченко [94],
Е.И. Игнальев [98], Л.Г. Медведев [172], А.С. Мигунов [175], Е. Шимунек
[245] и др.) мышления, творческих способностей (Г.Б. Бархин [19],
Э.Б. Белютин [24] и др.), композиционных и графических умений
(Л.В. Данченко [73], А.В. Иконников [99], К. В. Кудряшев [139] и др.). Более
того, вопросы профессиональной подготовки будущих архитекторов, в
большинстве своем, раскрываются в работах архитекторов-педагогов, в связи
с чем современная педагогическая наука обладает сведениями о конкретных
методах и методиках преподавания в вузе специальных дисциплин,
ориентированных на обучение будущих архитекторов технологической
составляющей их профессиональной деятельности: большое внимание при
этом уделяется их художественной подготовке (Н.Н. Анисимов [9],
Б.Г. Гагарин [61], В.К. Лебедко [153], О. В. Осмоловская [191], С. В. Тихонов
[227], Н.Н. Ростовцев [207] и др.), формированию у них композиционно-
проектной и профессионально-проектной культуры (В.В. Бабуров[17],
Г.Б. Бархин [19], А.В. Власов [55], И.В. Жолтовский [88], Н.М. Качуровская
[113], Чж. Бинь [242], А. В. Щусев [250] и др.). В исследовании В.
А. Киселевой [116]. раскрываются методические основы подготовки
архитекторов средствами изобразительного искусства; в работах Н. Докучаева
[79], В. Кринского [238] внимание уделяется развитию профессионального
мастерства будущих архитекторов в процессе изучения объемно-
пространственной композиции. И.В. Топчий [230] разрабатывает модель
довузовской подготовки архитекторов; А.В. Антюфеев [10] – способы
формирования архитектурно-образовательной среды в вузе; Е.Р. Никонова
[188] посвящает свои работы социальному проектированию как средству
повышения качества профессиональной подготовки будущих архитекторов;
Н.П. Никитина[183] – развитию творческой активности студентов-
архитекторов в процессе макетного проектирования; Е.А. Черная[240] –
формированию профессиональной культуры будущих архитекторов в
процессе изучения дисциплины «Рисунок». Исследования Б.Г. Бархина [19],
В. И. Иовлева [105], А. В. Иконникова [99, 100], А. В. Степанова [223]
раскрывают закономерности формирования и развития творческого метода
архитектора.
Среди работ, посвященных проблемам вузовского архитектурного
образования, существуют лишь парциальные исследования вопросов
профессиональной этики архитектора и архитектурной этики (Е. С. Баженова
[18], В.Н. Логвинов [162], М.Н. Росенко [203], М.М. Чабдаров [239]). В теории
и методике профессионального образования будущих архитекторов остаются
открытыми вопросы их деонтологической подготовки, что обусловливает
актуальность темы предпринятого исследования.
В современной педагогике профессионального образования большое
внимание уделяется вопросам деонтологической подготовки лишь
небольшого круга специалистов: в основном рассматриваются общие
проблемы педагогической деонтологии: (М.П. Васильева [49],
В.М. Гребенникова [69], Г.А. Караханова [112], К.М. Кертаева [114],
К.М. Левитан [154], Ю.С. Чурилов [243] и др.), формирования
деонтологической готовности у будущих медицинских работников
(В.Ю. Альбицкий [5], А.П. Зильбер [91], Р.А. Кондрашова [127], Н.Н. Коротич
[129], С.С. Острополец [192], И.П. Слюсарева [215], М.Я. Яровинский [257] и
др.), юристов (К.М. Левитан [154], В.П. Соколов [217] и др.), офицеров
(В.А. Караваев [110] и др.), педагогов (Е.К. Веселова [52], В.М. Гребенникова
[69], В.В. Дорошенко [80], Е.В. Коробова [128], К.М. Левитан [154],
Г.П. Медведева [73], Н.И. Никитина [184], З.И. Селимова [209] и др.),
специальных педагогов и психологов (И.А. Филатова [235] и др.).
Таким образом, результаты теоретического анализа свидетельствуют о
том, что в современной педагогике профессионального образования вопросам
формирования деонтологической готовности будущих архитекторов в
условиях вуза уделяется неоправданно мало внимания, что не определены ни
сущностные и структурно-содержательные характеристики данного
педагогического явления, ни педагогические условия развития моральной и
этической ответственности будущих архитекторов перед обществом за
продукты своей профессионально-проектной деятельности.
Анализ практики современного архитектурного образования и степени
разработанности его проблем выявил ряд сложившихся к настоящему времени
противоречий, действующих на методологическом, практическом и
социальном уровнях, между:
– усилением требований к деонтологическим качествам личности
архитекторов, обусловленным трансформацией их профессионально-
проектной деятельности, и отсутствием сведений о способах реализации
деонтологического подхода в современном архитектурном образовании;
– необходимостью улучшения качества деонтологической подготовки
будущих архитекторов и недостаточной разработанностью вопросов
включения деонтологического компонента в учебно-воспитательный процесс
вузов, реализующих программы высшего архитектурно-строительного
образования;
– потребностью общества в повышении качества архитектурных услуг,
обеспечивающих как улучшение жизни общества и организации среды его
обитания, так и сохранение, и приумножение его культурного наследия, и
недостаточным вниманием к деонтологической составляющей
профессионально-проектной деятельности архитектора;
– требованиями Кодекса профессиональной этики архитектора к его
личности и поведению и отсутствием системы формирования в вузе
деонтологической готовности будущих архитекторов к осуществлению
профессионально-проектной деятельности.
Выявленные противоречия составляют целостную научную задачу,
сущность которой заключается в исследовании и выявлении педагогических
условий формирования в вузе деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности.
Научная задача определила тему исследования – «Формирование
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза».
Объект исследования – процесс формирования у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза.
Предмет исследования – педагогические условия, содержательно-
дидактическое, методическое и технологическое обеспечение формирования
у будущих архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза.
Цель исследования – разработка, теоретическое и экспериментальное
обоснование модели формирования у будущих архитекторов
деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что
формирование деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза будет
эффективным, если разработана и внедрена в практику современного
архитектурного образования педагогическая модель, в которой системно
представлены научно обоснованные сведения о сущности и структуре
деонтологической готовности, критериях и показателях, о принципах, формах,
средствах и методах ее формирования в учебно-воспитательном процессе
высшего учебного заведения.
Формирование в условиях вуза деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности может быть
обеспечено, если:
а) содержание деонтологической подготовки студентов наиболее полно
отражает требования квалификационных характеристик, Кодекса
профессиональной этики архитекторов России, Международного морального
кодекса архитекторов;
б) технология деонтологической подготовки в вузе строится на основе
поэтапного овладения студентами проектными умениями и художественным
методом архитектора, включающими в себя как практические навыки
профессионально-проектной деятельности, так и деонтологические качества
их личности, что обеспечивает успешность практической деятельности
будущего архитектора;
в) мотивирование студентов вуза в овладении профессией реализуется в
соответствии с особенностями процесса их деонтологической подготовки;
г) в учебно-воспитательном процессе вуза созданы необходимые
педагогические условия, способствующие эффективной реализации
технологии формирования деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные концепции
деонтологической подготовки будущих специалистов и на основе результатов
анализа раскрыть сущность, содержание и структуру деонтологической
готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной
деятельности.
2. Определить критерии и показатели уровня сформированности у
будущих архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза.
3. Выявить актуальный уровень сформированности
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза.
4. С учетом результатов теоретического анализа и эмпирического
исследования разработать педагогическую модель формирования в вузе
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности и экспериментально проверить ее эффективность.
5. Определить способы содержательно-дидактического,
методического и технологического обеспечения реализации модели
формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза.
Методологической основой исследования являются:
– деонтологический подход к профессиональному образованию будущих
специалистов разного профиля (И. Бентам [26], М. П. Васильева [49], В.
М. Гребенникова [69], Г.А. Караханова [112], К.М. Кертаева [114], Е.
В. Коробова [128], К. М. Левитан [154], И. А. Филатова [235] и др.);
– основные положения системного (И.В. Балуберг [34], В.А. Ганзен [63],
Б.Ф. Ломов[163], Г.П. Щедровицкий[248] и др.), аксиологического (Б.М. Бим-
Бад[33], П.П. Блонский [35], И.Ф. Исаев[103], Б.Т. Лихачев[160],
В.А. Сластенин [213] и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская
[44], Л.С. Выготский [59], В.В. Давыдов [72], В.В. Сериков [210],
И.С. Якиманская [254] и др.), субъектно-деятельностного (К.А. Абульханова-
Славская [1], Б.Г. Ананьев[7], В.А. Петровский[196], С.Л. Рубинштейн 205],
В.А. Сластенин [213] и др.), средового (А.А. Вербицкий [51], Ю.С. Мануйлов
[167], В.И. Слободчиков [214], В.А. Ясвин [58] и др.) и проектно-
технологического (Ю.П. Ветров [50] ,И.Я. Лернер [158], Н.В. Матяш [171],
Г.К. Селевко [208], В.В. Сериков [210] и др.) подходов;
– концепции системогенеза профессиональной деятельности и
профессионального становления личности специалиста (Э.Ф. Зеер [90], Е. А.
Климов [120], А. К. Маркова [168], В.Д. Шадриков [244]);
– концепции, раскрывающие сущность и содержание профессионально-
проектной деятельности архитекторов (Б.Г. Бархин [19], Л. В. Данченко [73],
В. А. Киселева [116], А. В. Степанов [223] и др.).
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных
и зарубежных исследователей, посвященные:
– феномену готовности к деятельности (В.А. Алаторцев [3], М.
И. Дьяченко [85], И.А. Зимняя [93], Е. П. Ильин [102], Л.А. Кандыбович [85],
В.А. Крутецкий [136], Л. С. Нерсесян [182], Д. Н. Узнадзе [232] и др.);
– вопросам архитектурного образования (Б.Г. Бархин [19], А.
В. Иконников [99], В. И. Иовлев [105], Т. Ю. Киселева [117],
А.Э. Коротковский [130], А. В. Степанов [223], С.О. Хан-Магомедов [237] и
др.);
– проблемам формирования у будущих архитекторов профессионально-
проектной культуры (О.И. Генисаретский [64], А. Л. Гончарова [68], А.
О. Кочева [133], Н. Б. Крылова [137] и др.);
– феноменам жизненных и профессиональных ценностей (Л.И. Божович
[46], В. П. Зинченко [94], А. Н. Леонтьев [156], С. Л. Рубинштейн [205],
В.А. Сластенин [213], В.Д. Шадриков [244] и др.);
– феномену ответственности (К.А. Абульханова-Славская [1], Е.
Г. Ксенофонтова [138], А.Ф. Плахотный [198], В.П. Прядеин [199] и др.) и
способам ее формирования у будущих специалистов в вузе (А. А. Гусейнов
[70], И.С. Кон [126], А. Т. Панов [193], Н. П. Соколова [218] и др.);
– вопросам нравственности, нравственного сознания и нравственного
воспитания студентов в вузе (А. А. Запорожец [89], Г.М. Коджаспирова [124],
И. С. Марьенко [169], А.И. Раев [200], В.А. Ядов [353], П. М. Якобсон [255],
М. Г. Яновская [256] и др.);
– развития у них мотивации к профессиональной деятельности (А.
А. Вербицкий [50], Е. П. Ильин [102], А.А. Реан [201] и др.).
Методы и методики исследования. Исследование осуществлялось с
помощью теоретических (анализ, абстрагирование, моделирование, синтез,
проектирование), эмпирических (наблюдение, экспертная оценка,
анкетирование, тестирование, методы педагогической диагностики,
констатирующий и формирующий педагогический эксперименты) и
статистических (процентное и частотное распределение, расчет среднего
арифметического по исследовательским выборкам, стандартного отклонения,
сравнительный анализ осуществлялся с помощью расчета t-критерия
Стьюдента и χ – квадрат Критерия).
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (2010–2011 гг.) – это уточнение сущности, содержания,
структурных и динамических характеристик деонтологической подготовки
будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза. На этом этапе, на основе результатов теоретического анализа,
была определена тема исследования, его объект и предмет, сформулированы
цель исследования, его общая гипотеза и исследовательские задачи. Итогом
первого этапа исследования стала разработка критериально-оценочной
системы, позволяющей определить уровень сформированности у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза.
Второй этап (2012–2014 гг.) имел своей целью эмпирическое
обоснование разработки педагогической модели формирования
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза. На этом этапе, сущность которого
заключается в организации и осуществлении констатирующего этапа опытно-
экспериментальной работы, был выявлен уровень сформированности
деонтологической готовности у студентов разных курсов, обучающихся по
программам высшего архитектурного образования, уровень развития каждого
ее компонента, а также отдельных деонтологических качеств личности. На
основании результатов исследования, а также теоретического анализа, была
спроектирована модель, практическая реализация которой осуществлялась на
следующем этапе.
Третий этап (2014–2019 гг.) – это формирующий эксперимент, который
предполагал организацию и осуществление констатирующего,
формирующего и итогового этапов эксперимента. В процессе формирующего
эксперимента осуществлялись замеры показателей уровня сформированности
каждой составляющей деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности, что дало возможность выявить их
динамику, обусловленную реализацией модели, технологии и
соответствующих им программ педагогического воздействия.
Четвертый этап (2019–2020 гг.) включал в себя систематизацию
теоретического, эмпирического и экспериментального материалов,
обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на
базе Кубанского государственного университета, Донского государственного
технологического университета. В экспериментальном исследовании приняли
участие 117 обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 – Архитектура
(уровень бакалавриата): 58 студентов составили экспериментальную группу
(ЭГ) и 59 – контрольную (КГ).
Научная новизна исследования определяется фактом его проведения
по теме, недостаточно разработанной в современной педагогике
профессионального образования.
– предложено авторское понимание сущности и содержания
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности, которая представлена как системно-структурное
личностное образование отражающее единство его профессионально-
теоретической подготовленности и практической способности компетентно
применять прикладные морально-этические знания для решения
профессиональных задач по архитектурному проектированию;
– выявлена структура деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности, которая
представлена как взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного,
аксиологического, эмоционального, рефлексивного, рационального и
функционального компонентов;
– определены критерии и показатели деонтологической готовности
будущих архитекторов к профессиональной деятельности, соотнесенные с
содержанием каждого из ее компонентов;
– разработан и апробирован диагностический инструментарий,
позволяющий определить чрезмерно неустойчивый, неустойчивый,
устойчивый в целом и надежно устойчивый уровни сформированности у
будущих архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза;
– спроектирована, теоретически и экспериментально обоснована
педагогическая модель, включающая в себя концептуально-целевой,
содержательный, организационно-технологический и критериально-
оценочный блоки, каждый из которых отражает особенности и целостность
единого образовательного процесса формирования в условиях вуза у будущих
архитекторов готовности к профессионально-проектной деятельности;
– разработано и экспериментально обосновано содержательно-
дидактическое, методическое и технологическое обеспечение реализации
спроектированной модели в образовательном процессе вуза;
– определены принципы реализации модели, технологии и программы
формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза, к которым
относятся принципы интеграции и гуманизации образования; принцип
конгруэнтности и диалогизации педагогического взаимодействия; принципы
меры и разнообразия; развития, субъектности и активности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его
результаты расширяют, уточняют и углубляют педагогические знания в
области высшего архитектурного образования. В результате исследования:
– изложен методологический подход к формированию в условиях вуза
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности, основанный на взаимосвязи системного,
аксиологического, личностно-деятельностного, проектно-технологического и
средового подходов, что обеспечивает полифункциональную подготовку
специалистов на перспективу в рамках научно обоснованного прогноза
востребованности данных кадров на современном рынке труда и для решения
конкретных профессиональных (в том числе и регионально-обусловленных)
проблем повышения качества предоставляемых архитектурных услуг;
– уточнены сущностные и структурно-содержательные характеристики
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности как педагогического феномена;
– раскрыты критерии и показатели уровня сформированности у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности;
– изучен актуальный уровень сформированности у современных
студентов вуза – будущих архитекторов деонтологической готовности к
профессионально-проектной деятельности, что обосновывает необходимость
и целесообразность разработки педагогических условий ее формирования в
процессе профессиональной подготовки будущих архитекторов;
– доказано, что эффективность формирования деонтологической
готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза достигается за счет реализации специально
разработанных модели, технологии и программ, обеспечивающих развитие их
нравственного самосознания, морально-этической ответственности и
устойчивости при проектировании архитектурных сооружений и решении
разнообразных профессиональных задач;
– установлено, что эффективность формирования у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности в процессе обучения в вузе может быть повышена, если
скорректированы учебные планы профессиональной подготовки,
позволяющие включить деонтологической компонент в программы учебных
дисциплин как общеобразовательного, так и профессионального цикла, если
приоритетность в профессиональной подготовке отдается проблемно‐
контекстным и проектным технологиям обучения архитектурному
проектированию, активизации нравственного сознания и морально-этической
ответственности в различных сферах деятельности студентов вуза: учебно‐
познавательной, учебно-проектной, учебно‐исследовательской, учебно-
воспитательной и профессионально‐практической.
Практическая значимость исследования определяется, прежде всего,
тем, что спроектированная и экспериментально обоснованная модель
формирования в вузе деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности получила подтверждение своей
эффективности на практике, что обусловливает возможность и
целесообразность ее использования в учебно-образовательном процессе вуза.
В процессе исследования:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    Взаимосвязь уровня развития ответственности и деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
    А. Н. Кузьменко. – Текст : электронный // Педагогика и психоло- гия в современном мире: теоретические и практические исследования : сборник статей по материалам XXVI Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». – No 8(26). – М. : Интернаука, 2– С. 74–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39488909; https://www.internauka.org/archive2/ ped/8%2826%pdf (дата обращения: 2021).Кузьменко, А. Н. Динамика уровня развития ответственности как систем- ного качества личности будущих архитекторов / А. Н. Кузьменко. – Текст : элек- тронный // Инновационные подходы в современной науке : сборник статей по мате- риалам LV Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». – No 19 (55). – М. : Интернаука, 2– С. 30–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41156098; https://www.internauka.org/ archive2/inno/19 %2855%pdf (дата обращения: 2021). А. Н. Кузьменко. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и об- разования. – 2– No –38732453URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= Кузьменко, А. Н. Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2–А. Н. Кузьменко. – No – С. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39251289
    Технологическое обеспечение формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
    А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : электронный // DISCOVERY SCIENCE RESEARCH : сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск : Новая наука, 2– С. 203–– URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44586645_93335pdf (дата обращения: 2021).Кузьменко, А. Н. Методы обучения учебной дисциплине «Архитектурное проектирование», обеспечивающие формирование деонтологической готовности архитекторов к профессионально-проектной деятельности / А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : электронный // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований : сборник статей VII Международной научно-практиче- ской конференции. – Саратов : Цифровая наука, 2– С. 271–– URL:(дата обращения: 2021).
    Предпосылки внедрения понятия деонтологическая готовность будущих архитекторов к практической деятельности в архитектурное образование
    А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : электронный // INNOVATIONS AND TENDENCIES OF STATE-OF-ART SCIENCE Proceedings of IX International Multidisciplinary Conference. Rotterdam. – М. : Интернаука, 2– С. 36–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46451132;https://yadi.sk/i/Hppm75NPerrGvA (дата обращения: 2021).
    Объемно-пространственная структура и эстетические особенности восточного базара
    П. В. Щеголева, А. Н. Кузьменко. – Текст : элект- ронный // Инновационные исследования: теоретические основы и практическое применение : сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. – Уфа, 2– С. 288–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46342052; https://yadi.sk/i/0Bej3IqEXrIt1w (дата обращения: 2021).Кузьменко, А. Н. Принципы формирования деонтологической готовностибудущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в условиях вуза / А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2– No – С

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»