Потенциал искусства в формировании общекультурных компетенций на занятиях по естественнонаучным дисциплинам в гуманитарных вузах

Мраченко Екатерина Аркадьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ СРЕДСТВАМИ
ИСКУССТВА …………………………………………………………………………………………. 20
1.1. Формирование общекультурных компетенций специалиста как
актуальная проблема современности ……………………………………………………… 20
1.2. Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в
формировании картины мира у студентов вуза ………………………………………. 41
1.3. Психолого-педагогические условия формирования общекультурных
компетенций средствами искусства у студентов гуманитарных вузов при
получении естественнонаучного знания ………………………………………………… 72
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………………. 97
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА ………………………………………………………………. 99
2.1. Модель формирования общекультурных компетенций у студентов
гуманитарных вузов на основе взаимодействия науки и искусства …………. 99
2.2. Комплекс творческих заданий с использованием потенциала
искусства для формирования общекультурных компетенций у студентов
гуманитарных вузов …………………………………………………………………………….. 118
2.3. Анализ результатов применения модели. Динамика формирования
общекультурных компетенций студентов …………………………………………….. 141
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………….. 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 155
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………. 156
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………… 181
Приложение 1. Опросник Е.А. Мраченко……………………………………..181
Приложение 2. Примеры творческих заданий, выполненных в период
дистанционного обучения с применением электронного обучения …….…182
Приложение 3. Творческие работы студентов Института иностранных языков
РУДН: «Научная картина мира» (рисунок и описание)……………..…..…..183

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются
объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, сформулированы
методологическая основа и методы исследования, его научная новизна,
теоретическая и практическая значимость; раскрываются основные положения,
выносимые на защиту.
В главе 1 «Теоретические основы формирования общекультурных
компетенций у студентов гуманитарных вузов на занятиях по
естественнонаучным дисциплинам средствами искусства» состоящей из трех
параграфов, проведен анализ проблем интеграции и взаимодействия науки,
искусства и педагогики в современном обществе. Описаны основные этапы
становления компетентностного подхода в образовании, определено понятие
«общекультурные компетенции».
Знания, получаемые на предметах естественнонаучного цикла, носят
мировоззренческий характер, формируют у студентов научную картину мира,
которая обуславливает адекватное отношение к действительности. Знание
законов природы дает возможность расширить кругозор и эрудицию будущего
специалиста, помогая ему ориентироваться в современном мире, формирует
способность к целостному восприятию реальности и творческой интерпретации
знания. Компетенции, получаемые специалистами гуманитарной сферы,
соответствуюттенденциямразвитиисовременнойнауки−
междисциплинарности и интеграции разных областей знания. Освоение
естественнонаучных дисциплин и дает возможность формирования комплекса
общекультурных компетенции.
Цель реализации компетентностного подхода в профессиональном
образовании: формирование компетентного специалиста. Компетентность,
являясь предметом педагогической рефлексии многих ученых и как следствие,
имеющая разные варианты толкования, чаще всего определяется как владение,
обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция
предполагает некоторое отчужденное, наперед заданное требование к
образовательной подготовке (включая профессиональную), а компетентность −
уже состоявшееся личностное качество (характеристику). Выделяя шесть
направлений формирования базовой культуры личности, В.А. Сластенин
относит к ним формирование мировоззрения, нравственное и гражданское
воспитание, формирование эстетической, физической, трудовой и
экономической культуры личности.
Обобщение взглядов ученых позволило сформулировать понятие
«общекультурные компетенции» − интериоризированные человеком навыки и
опыт, который он может применить для дальнейшего профессионального и
личностного развития. В процессе освоения общекультурных компетенций у
студента формируется мировоззрение. И чем более богатыми знаниями обладает
выпускник, тем более полно перед ним открывается «картина мира» как сложная,
взаимосвязанная система.
Общекультурные компетенции реализуются через отношение к миру, к
себе и другим людям и осуществляются в мировоззренческой, нравственной,
гражданской, эстетической, физической и профессиональной деятельности.
Сформировавшаяся у студента картина мира, таким образом, выступает как
интегративный показатель освоения общекультурных компетенций.
Для студентов гуманитарных вузов, профессионально изучающих
иностранные языки важно формирование «вторичной языковой личности»
Формирование и развитие профессиональных компетенций невозможно без
освоения общекультурных (универсальных) компетенций.
Использование методов ассоциаций позволяет в значительной мере
расширить область восприятия новой информации и способствует грамотному
использованию этой информации в профессиональной деятельности; позволяет
в значительной мере развить творческий потенциал, заложенный в личности,
способствует интеграции полученных знаний.
Воспитательныйпроцессреализуетсявконтекстеединого
образовательного конструкта и в качестве универсального педагогического
понятия входит в учебный компонент, способствующий развитию у
обучающихся необходимых знаний, навыков и умений, определенных черт
характера; накоплению личностного и профессионального опыта. Решающую
роль в учебно-воспитательном процессе начинают играть такие факторы, как
творчество, рефлексия и нравственность.
Рассмотрены ресурсы интеграции гуманитарного и естественнонаучного
знания в формировании картины мира у студентов вуза», раскрыта проблема
взаимодействия двух ключевых подходов к осмыслению человека и окружающей
действительности – естественнонаучного и гуманитарного. Первый подход
доказал свою эффективность, обогатив нашу цивилизацию огромным
количеством эмпирических данных, став основой ежедневного познания и
поведения в социуме. Для естественнонаучной системы взглядов характерно
стремление к созданию единственной, целостной и непротиворечивой
концепции мироздания, которая опирается на объективно существующие законы
природы, изучаемые посредством теоретических вычислений и научных методов
опытного характера − наблюдения и эксперимента. Однако, представители
естественнонаучных знаний в своих утверждениях не принимают во внимание
тот факт, что описание научных открытий, фиксирование их результатов и
передача научного опыта осуществляется посредством языка.
Д. Каган рассматривал гуманитарные науки как необходимый противовес
естественнонаучным знаниям, которые приуменьшают «влияние культуры,
ценностей и исторического момента на значение слов». В качестве обоснования
необходимости интеграции (объединения) гуманитарного и естественнонаучного
знания можно считать их безусловную значимость (по мнению исследователей −
в различной степени) для характеристики общего понятия «знания». На
сегодняшний день в науке выделяют в том числе следующие картины мира:
физическую, философскую, религиозную, культурологическую, лингво-
антропологическую.
Личностная картина мира в сознании человека складывается из понимания
физического устройства мира, воспринимаемого через призму научных,
религиозных, метафизических представлений.
Каждый следующий этап в развитии картины мира характеризуется более
глубоким проникновением знания в природные явления и более глубокой
систематизацией. При формировании новых научных направлений и понятий
стираются границы, отделяющие гуманитарные науки от естественнонаучных
знаний.Рассмотрениеоснованийинтеграциигуманитарногои
естественнонаучного знания вообще и в формировании картины мира студентов,
в частности, позволило сделать следующие выводы. Поскольку на современном
этапе понятию «картина мира» отводится центральная роль в сфере культуры,
культурные традиции должны доминировать при формировании у студента
оценки событий и понятий, которые в дальнейшем станут основой
формирования его картины мира. Отражающие сущность бытия человека,
гуманитарные знания, являются базовыми в формировании картины мира.
Следовательно, введение гуманитарных понятий и принципов в обучение
студентов естественным наукам повысит эффективность образовательного
процесса.
Интеграция гуманитарных и естественнонаучных знаний позволила
сформировать абсолютно новые и неизвестные для человека понятия, концепты,
научные сферы, что не может не отразиться на картине мира человека. Так, в
картине мира современного человека прочно закрепились идеи космической,
биологической, социальной эволюции, что способствует анализу человеком
перспектив развития и существования современной цивилизации.
Через интериоризацию знания человек может перейти к самоорганизации
и саморазвитию. Задачи современного образования направлены на подготовку
обучающихся к самостоятельной продуктивной деятельности. Однако, как
отмечал Л.С. Выготский, для того, чтобы заниматься продуктивной
деятельностью, надо сначала овладеть репродуктивной.
Раскрытыпсихолого-педагогическиеусловияформирования
общекультурных компетенций средствами искусства у студентов гуманитарных
вузов при получении естественнонаучного знания.
История мировой цивилизации показывает стабильное обращение людей
разных эпох и разных культур к искусству, к литературному, художественному,
музыкальному творчеству. Вопреки тому, что жизненно важным, в отличие от
политики, социальных проблем, религиозных воззрений, оно никогда не было.
Ученые отмечают «удивительный парадокс: дорогостоящее, не обладающее
явной «полезностью» искусство, существует во все времена, в любом обществе,
заявляя о себе с поразительным упорством» (И.Э. Кашекова). Этот факт
объясняют тем, что искусство, воспроизводя мир в его целостности, помогает
человеку приблизиться к истине (Ю.Б. Борев).
По мере развития общества и науки появились новые вызовы и
требования к образованию, увеличивается и усложняется система принципов
обучения (И.П. Подласый). Эффективность формирования общекультурных
компетенцийустудентовгуманитарныхвузовприполучении
естественнонаучного знания обеспечивается построением образовательного
процесса на принципах: культурно-исторического контекста; научности;
визуализации; широких ассоциаций; эмоционально-образного восприятия.
Реализация принципа культурно-исторического контекста в высшем
гуманитарном образовании помогает студентам осознать связь с социальной и
культурно-исторической средой, личностно воспринимать информацию,
понимать свое место во времени и пространстве, соотнося себя с прошлым в
контексте с настоящим и планируя свое будущее. В соответствии с принципом
научности преподаватель может опираться только на подлинные,
установленные наукой факты. Обучение должно содержать объективные
научные факты, понятия, законы, теории. Этот принцип ограждает учащихся от
упрощенчества в изложении сущности явлений природы и общества, от влияния
суеверий и религиозных догм. Восприятие студентами учебного материала
зависит от степени их вовлеченности в образовательный процесс, которая
возможно только при условии личностного отношения к каждой теме.
Интеграция науки и искусства в образовательном пространстве вуза позволяет
мобилизовать творческий потенциал студентов. Интерпретация учебного
материала языком искусства повышает его доступность и эмоциональную
привлекательность. Опираясь на личный опыт студента, создается комфортная
среда для развития воображения студентов используя при этом достижения
мировой культуры во всем многообразии видов художественной деятельности.
Способность увидеть окружающий мир в целом, в ярких художественных
образах, дает возможность уплотнения информации, делая ее лаконичной по
форме, и емкой по содержанию (В.П. Зинченко, И.Э. Кашекова, А.А. Криулина).
Принцип визуализации близок хорошо знакомому дидактическому принципу
наглядности, но значительно шире и современнее. Сегодня он употребляется
буквально во всех областях: в политике, в бизнесе, в рекламе, в быту и, конечно,
в образовании. В настоящее время в педагогике речь идет о необходимости
формирования визуальной культуры человека как части его общей культуры
(Е.А. Кононова, О.В. Мехоношина), о развитии визуального мышления.
Принцип широких ассоциаций. Основой ассоциации является актуализация
психических связей, отвечающих за выявление сходства объектов близких друг с
другом по ряду отдельно взятых характеристик. Анализируется понятие
«мыслеобраз», в котором органически соединяются обобщенно-логическое и
конкретно-чувственное, что позволяет в каждом конкретном явлении
художественной культуры увидеть закономерности ее общего развития.
Мышление не только связано с ощущениями и восприятием, но и формируется
на их основе. Перечисленные преимущества использования метода свободных
ассоциаций позволяют эффективно применять его при изучении студентами
предметов естественнонаучного цикла. Принцип эмоционально-образного
восприятия основан на положении, что человек не воспринимает окружающий
мир индифферентно, а сепарирует его по степени эмоциональной значимости в
каждый определенный момент времени.
Важным педагогическим условием эффективного обучения является среда
обучения, если она включает: творческую атмосферу свободного общения;
регулярность мероприятий, включение всевозможных языковых модальностей.
Перечисленные условия создают надежное основание для формирования у
студентов общекультурных компетенций, связанных с усвоением понимания
естественнонаучных дисциплин в соответствии с современными стандартами
высшего образования.
Глава 2 «Опытно-экспериментальная работа по построению модели
формирования общекультурных компетенций у студентов гуманитарных
вузов средствами искусства» посвящена разработке и апробации модели
формирования общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов на
основе взаимодействия науки и искусства. В главе описан ход эксперимента,
теоретико-методическое обеспечение, процесс организации обучения, методы
работы, представлен диагностический инструментарий, дан анализ и изложены
результаты экспериментальной деятельности.
Модель описывает процесс формирования общекультурных компетенций
на основе интеграции научного знания и интерпретации явлений природы
языком искусства (Рис. 1). Модель содержит целевой, организационный и
содержательный и оценочный блоки.
Ядроинтегрированногосодержаниясодержитэлементы:
естественнонаучные знания в исторической ретроспективе, современные
научные знания, примеры интерпретации природного явления в искусстве и
раскрывают картину мира в науке и искусстве. В содержательный блок входит
комплекс творческих заданий: набор кейсов по каждой изучаемой теме,
развивающих ассоциативно-образное мышление и, помогающих понять
сложный научный материал, сформировать представления о естественнонаучной
картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и
многообразие естественного мира; сформировать базовый уровень
естественнонаучной грамотности, позволяющий использовать принципы
научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов
развить способность студентов к самоорганизации и самообразованию.
Рис.1. Модель процесса формирования общекультурных
компетенций у студентов гуманитарного профиля на занятиях по
естественнонаучным дисциплинам
Критериально-диагностическая система оценки динамики формирования
общекультурных компетенций опирается на следующие критерии: когнитивный,
коммуникативный, практический, развивающий, ценностно-мотивационный.
Для социокультурного пространства современного мира, также как для
педагогической науки важно, что, обращаясь к разным видам искусства можно
сформировать, воспитать и развить у человека такие важные качества как
ценностное отношение к миру, к семье; экологическую культуру; мотивацию к
саморазвитию; интерес к окружающему миру и людям. В учебном процессе
любого вуза обращение студентов к искусству способно помочь в становлении
характера, взглядов на жизнь, мировоззрения, расширить кругозор.
Уровень формирования общекультурных компетенций у студентов
гуманитарных направлений при обучении естественнонаучным дисциплинам
определялся по степени усвоения программного материала, овладения навыками
использования ассоциативных карт, самостоятельного поиска решений
поставленных задач, способности проявить творческий подход и умению
сформулировать свой личный взгляд на проблему. В исследовании доказано, что
обращение к искусству помогает создать на занятиях как психологически
комфортную среду, так и особую культурно-творческую атмосферу, которая
стимулирует студентов к самостоятельному освоению знаний, проявлениям
инициативы, позволяет им совершать самооткрытие, увидеть свои способности
в новом свете, тем самым проявляется спектр других возможностях
самовыражения в разнообразных видах деятельности.
Анализ результатов педагогического наблюдения, бесед и интервью
участников эксперимента дает право утверждать, что включение в творческую
работу позволяет студентам обрести устойчивые ценностные ориентации на
продуктивную личностную самореализацию в избранной специальности.
Изучение окружающего мира с разных сторон и разными методами формирует
основы критического мышления, широкого культурного кругозора и
структурированного мировоззрения студента.
Разработан комплекс творческих заданий с использованием потенциала
искусства для формирования общекультурных компетенций у студентов
гуманитарных вузов. Описывается ход эксперимента. В исследовании приняли
участие в 2016 году − 312 человек, в 2017 − 289 человек, в 2018 −
294 человек, в 2019 − 287 человек, в 2020 − 271 человек, обучающихся по очной
и 432 человека − по очно-заочной формам обучения по следующим программам
высшего образования: «Перевод и переводоведение (Лингвистика)», «Теория и
методика преподавания иностранных языков и культур (Лингвистика)»,
«Зарубежное регионоведение: Европейский регион» и «Психолого-
педагогическое образование». Студенты были распределены на контрольный и
экспериментальный потоки.
Студенты вечернего отделения в количестве 432 человек (соответственно
по годам − 71, 106, 122, 133 человека) в полном составе проходили обучение по
экспериментальной методике. Был проведен опрос всех участников, который
показал 100% подтверждение наличия высокого уровня внутренней мотивации
студентов к участию в эксперименте.
Таким образом, исследовательская база за 5 лет составила 1885 человек.
В контрольной группе (КГ) обучение проходило в соответствии с
утвержденной программой. На лекциях материал подавался с точки зрения
научных концепций по соответствующим темам. В качестве самостоятельной
работы студентам предлагалось написать реферат. В конце курса проводился срез
знаний, который включал итоговый тест и устный опрос.
В экспериментальной группе (ЭГ) был апробирован комплекс творческих
заданий, направленных на развитие ассоциативного мышления и эмоционально-
образного восприятия мира на основе естественнонаучного знания. Студентам
предлагалось найти максимальное количество ассоциаций к одному – двум
ключевым для данной темы терминам. Ассоциации должны быть как из научной
сферы, так и из области искусства. В качестве домашней работы студенты
получали аналогичное задание из 8−10 слов еженедельно. Подбирались
ассоциативные образы, близкие и эмоционально наполненные для каждого
студента. Лекционный материал скомпонован так, чтобы можно было охватить
все значимые современные и исторические естественнонаучные концепции.
Освоение материала проходило на каждом занятии и с научной, и с
художественной точек зрения. Вместо стандартного реферата студентам было
предложено выполнить творческую работу: описать одно из явлений
окружающего мира с научной точки зрения и с точки зрения художественной
интерпретации явления (предмета, понятия) на примере анализа произведений
искусства. В ходе выполнения задания студентам также надо было дать свое
описание с позиции разных видов искусства, опираясь на общие средства
художественной выразительности: образ, композицию, форму, симметрию-
асимметрию, ритм.
Для развития ассоциативно-образного мышления на каждом занятии в
экспериментальной группе студентам предлагалось подобрать ассоциации к
ключевым словам по текущей теме. В 2020 году в связи с переходом на удаленное
обучение и дистанционные образовательные технологии были подготовлены
задания, которые надо было представить в виде презентации, клипа,
интерактивного плаката или т.п., используя один из сервисов: Learningapps.org,
Thinglink, Geneal.ly. Выполняя задания, студенты самостоятельно обнаруживают
закономерности, общие законы, действующие в естественнонаучной сфере и в
искусстве. В конце курса в экспериментальной группе был проведен итоговый
тест и устный опрос с целью выяснения эффективности применения
предложенной методики. Тест показал, что уровень усвоения материала у
студентов экспериментальной группы выше, чем у контрольной, устный опрос
выявил рост интереса к изучению естественнонаучной картины мира. Более 95%
студентов отметили, что гуманитариям такой подход ближе и понятнее, чем язык
сухих формул.
Дляуточненияпсихологическиххарактеристикстудентов,
экспериментальной группы было проведено тестирование с применением
методик: «Морфологический тест жизненных ценностей» (И.Г. Сенин,
В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина); диагностика мотивационной структуры
личности В.Э. Мильмана; тест «Креативность» (Н. Вишнякова); методика
изучения личностных креативных способностей Е.Е. Туник; опросник
Е.А. Мраченко.
Динамика формирования общекультурных компетенций студентов,
представлена обобщением результатов наблюдения, экспертными оценками срезов,
мониторингом включенности студентов в выполнение творческих заданий и других
методов педагогической оценки освоения общекультурных компетенций студентами.
Оцениваниепроводилосьнаосновекритериев:когнитивного,
коммуникативного, практического, развивающего, ценностно-мотивационного.
Анализ результатов, полученных в итоге эксперимента, выявил, что
количество студентов с высоким уровнем формирования общекультурных
компетенций в экспериментальной группе (ЭГ) достиг 47%, что на 8% больше,
чем в контрольной группе (КГ) 39%; количество студентов среднего уровня
формирования общекультурных компетенций в экспериментальной и
контрольной группах отличается на 3% (в экспериментальной − 44%, в
контрольной − 41%; а количество студентов с низким уровнем в
экспериментальной группе составило всего 9%, в то время как в контрольной
группе 20% студентов не смогли достичь среднего уровня формирования
общекультурных компетенций.
Обобщенные показатели итогового уровня формирования общекультурных
компетенций в экспериментальной и контрольной группах представлены в
таблице и на Рис. 2.
Таблица
Обобщенные показатели итогового уровня формирования
общекультурных компетенций в экспериментальной и контрольной
группах (в %)

Уровни формированияГруппы, участвовавшие в эксперименте
общекультурных
компетенцийКонтрольнаяЭкспериментальная

высокий3947

средний4144

низкий209
НУ – низкий
40уровень,
% студентов в группе

35СУ – средний
30уровень,
25ВУ – высокий
20уровень
0
НУСУВУ
КонтрольнаяЭкспериментальная

Рис. 2. Обобщенные показатели итогового уровня формирования
общекультурных компетенций в экспериментальной и контрольной
группах (в %)
В заключении обобщены результаты исследования и сделаны выводы:
1. На основе системного анализа естественнонаучной, культурологической
и научно-методической литературы по проблеме исследования определены
теоретические основания формирования общекультурных компетенций у
студентовгуманитарныхвузов:личностно-ориентированный,
культурологический, комплементарно-семантический подходы. Построенная на
взаимодействии науки и искусства теоретическая модель процесса
формирования общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов на
занятиях по естественнонаучным дисциплинам реализуется на принципах:
культурно-исторического контекста, научности, визуализации, широких
ассоциаций и эмоционально-образного восприятия.
2. Определены педагогические условия формирования общекультурных
компетенций у студентов гуманитарных вузов в процессе профессиональной
подготовки: 1) творческая образовательная среда (система творческих заданий,
использование языковых модальностей, кейсы по каждой теме),
2) интегрированное содержание образования; 3) методы: активизация
эмоционально-ценностного вникания в объективные законы природы,
чередование индивидуальных и групповых целей, использование ассоциативных
карт, интуитивного поиск.
3. Критерии сформированности общекультурных компетенций у студентов
гуманитарных вузов: когнитивный, коммуникативный, практический,
развивающий, ценностно-мотивационный. Определены параметры уровней
понимания изучаемых явлений и их взаимосвязей (высокий, средний, низкий).
4. Разработан и экспериментально проверен комплекс заданий
естественнонаучной направленности, ориентированный на интеграцию научного
знания (научная картина мира) и художественно-образного представления
(личностная картина мира), направленные на активизацию ассоциативного
мышления и умение использовать различные формы представления
информации, оперируя языками науки и искусства.
Перспективы исследования. Проведенное исследование может быть
продолжено в нескольких направлениях: 1) разработанная и апробированная
модель «Процесса формирования общекультурных компетенций у студентов
гуманитарного профиля на занятиях по естественнонаучным дисциплинам»
может совершенствоваться и адаптироваться соответственно условиям и
требованиям специфики профессионального гуманитарного образования;
2) внедрение модели в учебный процесс требует разработки концептуальных
основ обучения преподавателей цикла дисциплин, формирующих целостное
представление об окружающем мире и развивающих мировоззрение на основе
взаимодействия и взаимопроникновения научной и художественной картин мира.
Основное содержание исследования отражено в 13 публикациях по
проблеме исследования, в том числе в рецензируемых научных изданиях,
входящих в перечень журналов ВАК при Минобрнауки России:
1.Мраченко, Е.А. Развитие навыков самостоятельного мышления и
творческого подхода у студентов гуманитарных вузов [Электронный ресурс] /
Е.А. Мраченко // Педагогика искусства. − 2020. − № 1. − Режим доступа:
http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mrachenko_40-47.pdf −
0,5 п.л.
2.Мраченко, Е.А. Использование художественных фильмов при освоении
естественно-научных дисциплин в условиях высшего образования
гуманитарного профиля [Электронный ресурс] / Е.А. Мраченко // Педагогика
искусства. − 2019. − № 3. − Режим доступа:http://www.art-
education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mrachenko_92-99.pdf − 0,5 п.л.
3.Мраченко, Е.А. Методика использования англоязычных фильмов при работе
со школьниками и студентами / И.С. Самохин, Е.А. Мраченко // Проблемы
творческого развития личности в системе образования: Сб. научных статей по
материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы
творческого развития личности в системе образования». Москва, 25 апреля 2019 г.
/ Ред.-сост. О.Д. Никитин. − M.: OOO «Сам Полиграфист», 2019. − С. 301–309. −
0,5 п.л. (авт. вкл. 0,25 п.л.)
4.Мраченко, Е.А. Интеграция гуманитарного и естественно-научного знания в
формировании картины мира у студентов гуманитарного вуза / Е.А. Мраченко //
Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном
пространстве: Сб. статей по материалам Всероссийского научно-практического
семинара. Москва, 29 ноября 2018 г. / Ред.-сост. О.Д. Никитин. − М.: ФГБНУ
«ИХОиК РАО», 2019. − 183 с. − С. 145−153. − 0,5 п.л.
5.Мраченко, Е.А. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
«Концепции современного естествознания»: Учебно-методический комплекс /
Е.А. Мраченко, Е.Н. Ушакова. − М.: РУДН, 2018. − 29 с. − 1,6 п.л. (авт. вкл. 1,5 п.л.)
6.Мраченко, Е.А. Содержание понятия «эффективность образования» в
контексте инклюзивных тенденций современной школы / И.С. Самохин,
М.Г. Сергеева, Н.Л. Соколова, Е.А. Мраченко // Научный диалог. − 2018. − № 1. −
С. 278−288. − 0,5 п.л. (авт. вкл. 0,1 п.л.)
7.Mrachenko, E.A. Factors determining individual success in life-long learning /
A.M. Tatarinceva, N.L. Sokolova, E.A. Mrachenko, M.G. Sergeeva, I.S. Samokhin. //
Espacios. − 2018. − Т. 39. − № 2. − С. 28−35. − 0,4 п.л. (SCOPUS) (авт. вкл 0,1 п.л.)
8.Мраченко Е.А. Концепции современного естествознания: учебно-
методический комплекс / Е.А. Мраченко, Е.Н. Ушакова. − М.: РУДН, 2017. − 47 с.
− 2,2 п.л. (авт. вкл. 2,0 п.л.)
9.Мраченко, Е.А. Развитие способности к независимому мышлению студентов
гуманитарных вузов / Е.А. Мраченко // Профессиональное образование и общество.
− 2017. − № 4. − С. 66−75. − 0,5 п.л.
10. Мраченко Е.А. Совершенствование способности к независимому мышлению
и поиску творческих решений у студентов гуманитарных вузов / Е.А. Мраченко,
Н.Л. Соколова, И.С. Самохин, Т.Ю. Цибизова, Е.Ю. Пряжникова // Проблемы
современного педагогического образования. − 2017. − № 56-6. − С. 162−169. − 0,4
п.л. (авт. вкл. 0,1 п.л.)
11. Мраченко Е.А. Личностно-профессиональная компетентность студентов-
переводчиков / Е.А. Густова, Е.А. Мраченко // Социокультурная детерминация
субъектов образовательного процесса: Сб. материалов международной
конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. − 2016. − С. 52−55. − 0,3 п.л. (авт.
вкл. 0,2 п.л.)
12. МраченкоЕ.А.Особенностиличностно-профессиональной
компетентности будущих переводчиков в период вузовского обучения /
Е.А. Мраченко, Н.Л. Соколова, Е.А. Густова, М.Г. Сергеева // Научный диалог.
− 2016. − № 8 (56). − С. 188−207. − 0,6 п.л. (авт. вкл. 0,1 п.л.)
13.Мраченко Е.А. Компетентность как ключевой ориентир творческого подхода
к организации современного образовательного процесса. / Е.А. Мраченко //
Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования: Сб.
статей по материалам II Всероссийского научно-практического семинара. Москва,
24 марта 2015 г. / Сост. А.В. Криницына. − М.: ИХОиК РАО, 2015. − 279 с. −
С. 243−247. − 0,5 п.л.

Актуальность исследования определена необходимостью повышения
качества профессиональной подготовки студентов. Современные
государственные образовательные стандарты предъявляют высокие
требования к результатам подготовки выпускников. Государственная
политика в сфере образования строится в том числе на принципах
гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности, свободного развития личности [96].
Цель образовательного процесса в системе высшего образования —
подготовка квалифицированных кадров, обладающих высоким уровнем
общей культуры и профессиональной специализации, готовых к
профессиональному росту, саморазвитию и самоорганизации.
Высокий уровень культуры и профессионализм в любой сфере сегодня
немыслим без знаний о развитии научной картины мира. Однако в
гуманитарных вузах количество часов, отводимых на изучение
естественнонаучного направления, сведено к минимуму и преподается в
рамках единого междисциплинарного курса «Концепции современного
естествознания», включающего изучение комплекса дисциплин, рационально
объясняющих с позиций современных наук принципы и устройство мира
(физика, химия, география, геология, астрономия, биология). К
естественнонаучному направлению относятся науки о природе, науки о Земле,
науки о жизни. Этот курс нацелен на формирование у студентов
общекультурных компетенций, базирующихся на научной картине мира:
осознавать значения гуманистических ценностей для сохранения современной
цивилизации, научиться использовать научные знания для решения
общегуманитарных и общечеловеческих задач, оберегать окружающую
природу и культурное наследие; применять методы и средства познания,
обучения и самоконтроля для своего творческого и интеллектуального
развития, повышения культурного уровня и нравственного
самосовершенствования.
С каждым годом поток информации, который необходимо усвоить
студенту возрастает, а объем аудиторной нагрузки сокращается. Большая роль
отводится самостоятельной работе студента. Причем педагогу необходимо не
только передать учащимся определенные сведения об окружающем мире, но
и сформировать у них навыки независимого мышления, нешаблонного
восприятия действительности и работы с ней, а также способность применять
приобретенные знания в рамках выбранной специальности и за ее пределами
[145].
Формирование общекультурных компетенций на занятиях по
естественнонаучным дисциплинам представляет собой педагогически
организованный процесс, происходящий при постоянном взаимодействии,
научной и художественной картин мира в становлении мировоззрения.
Освоение культурно-исторических ценностей, способствующих целостному
восприятию мира и развитию мировоззрения, основанного на научной картине
мира, становится значимым фактором формирования общекультурных
компетенций, которые понимаются как универсальные способы деятельности,
неизменные в любой профессии и обеспечивающие взаимодействие личности
с окружающей средой.
Гуманитарный стиль мышления, свойственный большинству студентов
гуманитарных вузов затрудняет освоение естественнонаучных дисциплин,
поэтому для эффективности обучения преподавателю приходится искать
резервы, способные повысить продуктивность образовательного процесса.
Исследование показало, что, опираясь на свойственную гуманитариям
эмоциональность, склонность сравнивать и проводить аналогии, использовать
образы и метафоры, обращаться к различным нюансам смысла изучаемого
явления, можно не только существенно повысить интерес обучающихся к
освоению естественнонаучного знания, но и понимание закономерных
процессов. В контексте этого, обращение к языку и образам искусства при
получении естественнонаучного знания нуждается в тщательной проработке с
целью изучения факторов, влияющих на мотивацию и творческое развитие
студентов гуманитарных вузов в пространстве современного образования.
Доказано, что ценностно значимые знания усваиваются легче (А.В. Мудрик,
Л.И. Рувинский), а повышение эмоциональной привлекательности
естественнонаучного знания, увеличивает мотивацию к его изучению и
помогает понять связь естественнонаучной и гуманитарной картин мира.
Гармоничное развитие рационально-логического и эмоционально-образного
типов мышления способствует повышению творческого потенциала человека.
Научная картина мира взаимодействует с фундаментальным для
человеческой культуры мировоззрением с помощью комплекса философских
идей, которые являются рациональным выражением соответствующих
мировоззренческих смыслов конкретного исторического этапа
(А.С. Богомолов, Л.Ф. Кузнецова, Т.И. Ойзерман, В.С. Степин, Дж. Холтон,
А.Н. Чанышев, В.Ф. Черноволенко, В.И. Шинкарук и др.).
Отказ от передачи готовых знаний и переход к их самостоятельному
приобретению, путем наблюдений, эксперимента, дискуссий предлагали
великие гуманисты Ф. Бэкон, М. Монтень и Ф. Рабле. В дальнейшем теорию
активных методов обучения развивали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци,
Ф.А. Дистервег, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский,
П.Ф. Каптерев. Л.С. Выготский считал, что преподаватель «не должен,
подобно рикше, тащить на себе весь воспитательный процесс. Он должен быть
организатором социальной воспитательной среды, регулятором и
контролером взаимодействия» [43, с. 194].
В федеральной концепции образования заявлен личностно-
ориентированный подход. Соответственно данным тенденциям
трансформируется отношение к качеству образования: качественным
признается такое образование, которое полноценно выполняет свои
фундаментальные функции — человекообразующего, личностно-
ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высоко
технологичного процесса (Е.В. Бондаревская).
Возможность взаимодействия языков науки и искусства, идеи и образа в
современном образовании обеспечивает опора на комплементарно-
семантический подход (И.Э. Кашекова, Е.С. Медкова, Е.Н. Пирязева).
В современном социокультурном пространстве велика роль
интеграционных процессов, которые обусловливают введение механизмов
интеграции в образование. В их число входит запрос преподавания
естественнонаучных дисциплин с позиции культурологического подхода,
который способствует повышению творческих, духовно-нравственных
аспектов в развитии личности и приобретает определяющее значение в
осмыслении процессов образования и воспитания (А. Вежбицкая,
Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, А. Перуцци).
Направленность образовательного процесса в гуманитарном вузе на
интеграцию естественнонаучного и художественно-образного познания
позволяет формировать у студентов не только значимые профессиональные
качества и компетенции, но и систему ценностей во взаимодействии человека
с окружающим миром, развивать способности к творческой самореализации с
учетом сложных вызовов времени.
Творческие, духовно-нравственные аспекты в развитии личности
приобретают определяющее значение, если они формируются в рамках
единого образовательного пространства.
Теория становления профессиональной личности описана в трудах
М.Н. Деркача, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой,
В.Д. Шадрикова и др. В теории развития личности Б.Г. Ананьева общение
рассматривается как особый вид деятельности, без которого невозможно
познание действительности.
Для эффективной профессиональной работы выпускника гуманитарного
вуза в структуре его профессиональной компетентности, наряду со знаниями,
умениями, навыками, должна присутствовать личностная составляющая,
которая обусловливает личностную зрелость будущего выпускника
гуманитарного вуза и является не менее важной, чем профессиональные
знания, умения и навыки. Становление компетентного специалиста базируется
на основных концепциях психолого-педагогической науки и происходит
наиболее эффективно в условиях высшего профессионального образования,
ориентированного на современные потребности, так как именно образование
преимущественно влияет на уровень общей культуры и профессиональной
подготовки человека, а также на достижение им личностной компетентности
(И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Е.Е. Сапогова и др.).
Сформированная целостная картина мира выступает как интегративный
показатель освоения общекультурных компетенций, обращение к искусству
помогает будущему специалисту осваивать мир во всем его многообразии,
обретать устойчивые духовно-нравственные основы, благодаря интеграции
эмоционально-образного и рационально-логического восприятия мира.
Степень научной разработанности проблемы. Проблему личностной
зрелости и личностно-профессиональной компетентности на разных этапах ее
профессионального становления изучали Б.В. Кайгородов, И.С. Кон,
Л.Л. Кондратьева, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, М.И. Старов, Л.Б. Шнейдер.
Различные аспекты проблемы профессиональной компетентности
рассматривали К.А. Абульханова-Славская, И.В. Вачков, И.Н. Дубровина,
Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников.
Воспитание реализуется в контексте целостного педагогического
процесса и в качестве универсальной педагогической категории интегрирует в
себе обучение, благодаря которому у воспитуемых появляются нужные им
знания, навыки, умения, накапливается опыт социального и
предпрофессионального функционирования, а также формируются
определенные индивидуальные свойства (В.А. Сластенин, Е.И. Артамонова,
М.Я. Виленский).
В современном социокультурном пространстве велика роль
интеграционных процессов, которые обусловливают введение механизмов
интеграции в образование. В их число входит запрос преподавания
естественнонаучных дисциплин с позиции культурологического подхода,
который способствует повышению творческих, духовно-нравственных
аспектов в развитии личности и приобретает определяющее значение в
осмыслении процессов образования и воспитания.
Различным аспектам формирования картины мира посвящены труды
М. Планка (единство физической картины мира) [167], В.И. Постоваловой
(язык и картина мира [174]), Э.В. Сайко (образ мира как условие бытия и
действия человека [195]),
Педагогические аспекты общекультурных и профессиональных
компетенций нашли отражение в компетентностных моделях
Н.Л. Гончаровой [51], П.А. Корчемного [96], С.В. Санниковой [196],
А.А. Сергеева [200], Б.Д. Эльконина [242].
Пути реализации идеи интеграции науки и искусства в образовании на
основе единства научного и художественного познания мира раскрыта
И.Э. Кашековой и Т.В. Темировым в «Концепции гуманитаризации
образования на основе культурологического подхода», направленной на
преодоление: 1) фрагментарности представляемых учащимся на разных
учебных предметах знаний, из которых порой сложно создать целостную
картину мира; 2) отчуждения обучающихся от культурных традиций;
3) несформированности эмоционально-ценностного отношения к миру;
4) отдаленности содержания образования от жизни и от личного опыта
учащихся. [81, с. 33].
Н.А. Горелик рассматривала педагогическую интеграцию
художественной и познавательной деятельности как условие общего развития
младших школьников [52]. Резервы гуманитарного стиля мышления при
изучении точных наук исследовала О.И. Майкова [126].
Таким образом, в научных трудах рассмотрены проблемы современного
образования в гуманитарной сфере, обеспечивающего формирование
общекультурных компетенций; раскрыты подходы к интеграции
естественнонаучного и гуманитарного знания в образовательном процессе. В
ходе исследования проблемы формирования общекультурных компетенций
студентов гуманитарного вуза были выявлены противоречия между:
− существующей традиционной структурой построения и ведения
занятий, ограничивающей творческие проявления обучающихся и
необходимостью формирования у студентов устойчивых общекультурных
компетенций, дающих стимул к раскрытию творческого потенциала личности;
− необходимостью формирования у студентов целостного
представления о мире и ограниченностью учебной программы, не
позволяющей в полной мере соединить возможности научного и
художественного познания мира;
− высоким уровнем естественнонаучного знания и невозможностью в
рамках непрофильной учебной дисциплины освоить информацию,
необходимую для формирования картины мира современного человека [145].
Обнаруженные противоречия между теорией, современной
педагогической практикой вузов и потребностями общества в профессионалах
высокого уровня определили проблему исследования: как сформировать
общекультурные компетенции на занятиях по естественнонаучным
дисциплинам в гуманитарном вузе, обеспечивающие целостное представление
о картине мира. Данная проблема определила тему исследования:
«Потенциал искусства в формировании общекультурных компетенций

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Развитие навыков самостоятельного мышления и творческого подхода у студентов гуманитарных вузов [Электронный ресурс]
    Е.А. Мраченко // Педагогика искусства. − 2− No − Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mrachenko_40-pdf − 0,5 п.л.Мраченко, Е.А. Использование художественных фильмов при освоении естественно-научных дисциплин в условиях высшего образования гуманитарного профиля [Электронный ресурс] / Е.А. Мраченко // Педагогика искусства. − 2− No − Режим доступа:http://www.art- education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mrachenko_92-pdf − 0,5 п.л.
    Factors determining individual success in life-long learning
    A.M. Tatarinceva, N.L. Sokolova, E.A. Mrachenko, M.G. Sergeeva, I.S. Samokhin. // Espacios. − 2− Т. − No − С. 28−− 0,4 п.л. (SCOPUS) (авт. вкл 0,1 п.л.)
    Совершенствование способности к независимому мышлению и поиску творческих решений у студентов гуманитарных вузов
    Е.А. Мраченко, Н.Л. Соколова, И.С. Самохин, Т.Ю. Цибизова, Е.Ю. Пряжникова // Проблемы современного педагогического образования. − 2− No 56-− С. 162−− 0,4 п.л. (авт. вкл. 0,1 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»