Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
Введение……………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. DANSE MACABRE: ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ К СЛОВУ
И МУЗЫКЕ ……………………………………………………………………………………….. 16
1.1. История становления и развития danse macabre в искусстве ……… 16
1.2. Формирование комплекса музыкально-выразительных средств
для воплощения образа пляшущей Смерти в творчестве композиторов-
романтиков …………………………………………………………………………………………. 31
ГЛАВА 2. «LES DANSES DES MORTS»: ОТ НАУЧНОГО ТРАК-
ТАТА К ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКОМУ РОНДО ………………….. 62
2.1. «Les danses des morts» как объект научного осмысления ………….. 62
2.2. Livre-partition «Les danses des morts» Ж. Кастнера ……………………. 71
2.3. Особенности композиции и образно-интонационной драматур- 92
гии……………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. «TOTENTANZ» ФЕРЕНЦА ЛИСТА И «DANSE
MACABRE» КАМИЛЯ СЕН-САНСА ………………………………………………. 114
3.1. «Totentanz» Ф. Листа и «Триумф смерти» Буонамико Буффаль-
макко: от фрески к концертной фантазии …………………………………………….. 114
3.2. «Danse macabre» К. Сен-Санса: от песни к симфонической поэме 129
Заключение ………………………………………………………………………………….. 145
Список литературы ………………………………………………………………………… 154
Приложение 1. Нотные примеры ……………………………………………………. 168
Приложение 2. Таблица №1. Danse macabre по видам искусств ………. 184
Приложение 3. Таблица №2. Пляски смерти в живописи ………………… 201
Приложение 4. Danse macabre: Ad mortem festinamus ……………………… 239
Приложение 5. Философско-эстетическое осмысление смерти ……….. 242
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы и
научная новизна, характеризуется степень ее научной разработан-
ности, выделяются объект и предмет исследования, формулируются
его цель и задачи, определяются методология, теоретическая и
практическая значимость диссертации.
В Первой главе «Danse macabre: от изображения к слову и
музыке», параграф 1.1. «История становления и развития danse
macabre в искусстве» фокусируется внимание на истоках возникно-
вения danse macabre, его последующей эволюции вплоть до XIX
столетия, рассматриваются некоторые атрибуты образа смерти, вы-
являются сюжетные мотивы, связанные с ним, а также затрагива-
ются отдельные философско-эстетические представления о смерти
в различные эпохи во взаимодействии с изменениями социально-
культурной среды и научных взглядов.
Отмечается, что становление визуального образа Смерти и сю-
жета Пляски смерти происходило на протяжении достаточно дли-
тельного времени, начиная с ранних этапов развития человеческого
общества. Однако окончательно изобразительная традиция сложи-
лась в начале XV века, что предопределило в течение двух столетий
создание достаточно большого количества произведений (в первую
очередь, в живописи, но есть примеры в литературе, и даже единич-
ный случай в музыке), воплощавших образ и сюжет danse macabre.
Это было обусловлено как влиянием церкви и ее взаимоотношени-
ями с человеком (что определяло и тип отношения к смерти), так и
социальными событиями, связанными с эпидемией чумы, охватив-
шей Европу с 1348 по 1648 гг. Неразрывность визуального облика
пляшущей Смерти с вербальным рядом позволила выделить глав-
ные компоненты сюжета danse macabre:
• момент встречи со Смертью;
• шествие – Смерть ведет за собой живых, тем самым выстраива-
ется иерархическая вереница людей, принадлежащих к различ-
ным социальным слоям, чем подчеркивается равенство всех
перед лицом Смерти;
• хоровод/танец – Смерть вовлекает в свой хоровод живых, уводя
их в царство мертвых;
• диалогическая структура взаимоотношений Смерти и живых,
что реализуется в изобразительном ряду, где живые чередуются
со скелетами (символами Смерти).
В XVII и XVIII веках интерес к danse macabre ослабевает под
влиянием значительных изменений, происходящих в социально-по-
литической жизни Европы. Появление и активное развитие атеисти-
ческих тенденций, стремление осмыслить происходящее с позиций
разума, рациональное отношение к окружающему миру вносят дис-
гармонию в существовавшее в средневековой эстетике и теологии
равновесие между жизнью и смертью. В живописи и литературе
рождаются новые темы, новые жанры, ориентированные на свет-
скую культуру. Хотя нельзя не отметить, что сюжет danse macabre
отнюдь не исчезает из поля зрения художников: его можно обнару-
жить на росписях склепов, небольших кладбищенских часовень,
реже – кладбищенских стен либо панно.
Значительная активизация внимания к сюжету danse macabre и
шире, теме смерти в различных видах искусства произойдет в XIX
веке. Фундамент, предопределивший этот процесс, был заложен на
рубеже XVIII–XIX столетий, когда сложился новый тип отношения
к смерти, направляющий размышления о ней в религиозно-фило-
софскую сферу. Свое философско-эстетическое обоснование эта
проблематика получит в трудах И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте,
Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и
Ф. Ницше. Их идеи окажут непосредственное влияние на творче-
ство художников романтической эпохи.
Одновременно с этим можно выделить еще одну грань в пред-
ставлениях о смерти, характерную для XIX столетия – это вопрос о
страхе перед ней. Возврат к средневековому мироощущению, свя-
занный с карающей силой Бога и ужасом перед Страшным судом,
обусловлен особенностями романтического сознания, которое по
мнению Т. Иващенко, в религиозном отношении подобно средневе-
ковому. Философы, вслед за ними и творцы, стремятся к религи-
озно-мистическому постижению прошлого, что обусловлено
созвучностью двух эпох.
Несомненно, значительное внимание к теме смерти и ее персо-
нификату danse macabre в XIX веке становится возможным благо-
даря утверждению в искусстве эстетики романтизма с ее
двойственным восприятием мира, стиранием границ между различ-
ными сферами бытия. Обращаясь к идеалам Средневековья, роман-
тизм также возрождает пласт народных поверий, суеверий,
мистицизм. Поэзия средневековой фантастики внедряется в роман-
тическое искусство, и то, что ранее казалось безобразным, в XIX
столетии приобретает глубочайший смысл. Именно в этот период
образы плясок смерти, которые на протяжении достаточно длитель-
ного времени не исчезали из поля зрения создателей живописных
творений, получают свое воплощение и в других видах искусства:
литературе, поэзии и музыке.
Вполне очевидно, что в XIX веке начинается новый этап худо-
жественного осмысления danse macabre. Вхождение образа Смерти
и его персонификата danse macabre в музыкальное искусство XIX
века далеко не случайно и объясняется мировоззренческими и эсте-
тическими константами западноевропейского романтизма. К сожа-
лению, сочинений, содержащих в своем названии образ танцующей
Смерти, весьма мало. Однако подобно тому, как в свое время на ос-
нове легенд, сказаний и преданий постепенно кристаллизовался
изобразительный облик пляшущей Смерти в живописной традиции,
так и в музыкальном искусстве в целом ряде произведений компо-
зиторов-романтиков, взаимодействующих с мортальной тематикой,
на протяжении нескольких десятилетий XIX столетия формируется
музыкальный образ danse macabre.
Аналитическим наблюдениям над этими сочинениями посвя-
щен параграф 1.2 Первой главы: «Формирование комплекса музы-
кально-выразительных средств для воплощения образа пляшущей
Смерти в творчестве композиторов-романтиков». Включить их в
единое пространство становящегося образа пляшущей Смерти поз-
волило наличие общей сюжетной доминанты (ситуации смерти) и
сюжетных мотивов плясок смерти, выделенных в параграфе 1.1.
Так, сюжетный мотив хоровода/пляски предопределил обращение
композиторов к жанровым моделям танца. Анализ произведений
выявил, что в танцах духов, ведьм и прочей нечисти предпочтитель-
ными становятся ритмы сицилианы, тарантеллы (песни «Танец ду-
хов» Ф. Шуберта, «Ведьминская песнь» Ф. Мендельсона,
«Totentanz» Цельтера, «Totentanz» К. Леве), в некоторых случаях –
польки, чардаша («Смерть-палач и Смерть-прачка» К. Леве). В че-
редовании медленных и быстрых разделов вокальных произведений
усматриваются аналогии с венгерскими танцами-шествиями, а
также с испанскими песнями-танцами, содержащими хореографи-
ческие движения. Опора на танцевальность также прослеживается в
эпизодах, связанных с образом Лесного царя, в «Erlkönig» (Л. Бет-
ховен, Ф. Шуберт, Л. Шпор, К. Леве, Э. Матье) на текст И. Гете.
Для изображения хоровода как вереницы, шествия, использу-
ются сарабанда, похоронный марш, для которых важными чертами
являются минорный лад, медленный темп, пунктирный ритм, инто-
нации вздохов и стенаний («Группа из Тартара», «Смерть и де-
вушка», «Юноша и смерть» Ф. Шуберта, «Девушка и смерть»
К. Леве, песни Л. Райхардт, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса,
М. Регера на текст «Жнеца»).
Закономерным становится претворение черт хоральности, кото-
рые могут либо усиливать ощущение движения, шествия, либо пе-
реключать звуковое пространство в визуально-ассоциативный ряд,
как, например, в песне Ф. Шуберта «Смерть и девушка».
Ряд произведений XIX столетия, в которых участвует Смерть и
кто-либо из персонажей пляски («Смерть и девушка», «Юноша и
смерть» Ф. Шуберта, «Девушка и Смерть», «Смерть-палач и
Смерть-прачка» К. Леве, «Девушка и смерть» И. Брамса), отражает
один из главных компонентов, связанных с воплощением сюжета
danse macabre – диалогичность. Принцип диалога в музыкальных
сочинениях претворен по-разному. Дифференциация образов ре-
шена на композиционном уровне – двухчастное строение песен,
жанровом – обращение к ритмоформулам марша, претворение черт
хоральности, проникновение в музыкальную ткань танцевальности
и др.; тесситурном и фактурном – партии Смерти как правило звучат
в низком регистре, аккордовой фактуре, преобладает декламацион-
ный тип вокализации; позднее осуществляется разграничение по го-
лосам: женский – мужской («Девушка и Смерть» К. Леве).
Отдельно выделена серия песен «Лесной царь» на текст И. Гете,
где диалогичность приводит к рондальности в музыкальной форме.
Это становится возможным благодаря текстовым особенностям
баллады.
Еще одним из важных элементов комплекса средств музыкаль-
ной выразительности, усиливающих семантику образа danse maca-
bre, являются риторические фигуры. Чаще всего используются
passus duriusculus (как в нисходящем, так и восходящем движении)
и catabasis, служащие для воплощения мучений, страданий, показа
безысходности, обреченности. Наряду с ними встречаются фигуры
креста, tmesis, а также средневековый напев секвенции Dies irae,
ставший в XIX столетии знаком инфернальной сферы.
Картинность, зримая конкретность отдельных сочинений подчер-
кивают звукоизобразительные приемы, направленные на воссоздание
разных эффектов: парения, кружения, порхания, блуждания («Танец
духов», Ф. Шуберта), всплесков и брызг воды («Группа из Тартара»
Ф. Шуберта, «Смерть-палач и Смерть-прачка» К. Леве), мрачной ат-
мосферы («Totentanz», «Смерть-палач и Смерть-прачка» К. Леве), пе-
редачи ощущения страха, оцепенения («Totentanz» К. Леве),
душевного волнения персонажа, имитации игры на струнно-щипко-
вом инструменте («Девушка и смерть» К. Леве) и другие.
Отметим также и далеко не случайный, на наш взгляд, выбор
тональности. Чаще всего для рассматриваемых произведений изби-
рается d-moll (средние разделы «Группа из Тартара», где речь ве-
дется о муках, боли, созерцании траурного шествия; «Девушка и
смерть», а также «Юноша и смерть» (реплики Смерти) Ф. Шуберта,
«Смерть палач и смерть-прачка» К. Леве, «Todtentanze» Цельтера,
«Es ist Schnitter» Шумана, «Erlkönig» Л. Бетховена, К. Блума,
Э. Майер), g-moll («Девушка и смерть» К. Леве, «Es ist Schnitter»,
И. Брамса, «Erlkönig» И. Рейхардта, Ф. Шуберта), реже c-moll («Та-
нец духов» Ф. Шуберта, «Erlkönig» Л. Шпора), e-moll (крайние раз-
делы «Todtentanze» К. Леве). К данной тональной сфере будут
обращаться Ф. Лист, Ж. Кастнер и К. Сен-Санс.
Таким образом, в первой половине XIX столетия происходит
формирование комплекса средств музыкальной выразительности,
связанных с воплощением образа danse macabre. В то же время,
нельзя не отметить другое важное обстоятельство: в этот же период
начинается научное осмысление этого явления. Впервые за долгое
время своего существования пляски смерти вызывают научный ин-
терес, им посвящают обширные исследования – исторические, фи-
лософские, эстетические. Первыми по времени появления
становятся трактаты французских ученых Г. Пейно, Э. Ланглуа и
Ж. Кастнера, которые рассматриваются в следующей главе.
Во Второй главе «“Les danses des morts”: от научного трак-
тата к вокально-симфоническому рондо» исследуется научное
осмысление danse macabre в XIX веке и его претворение в авторском
сочинении.
В параграфе 2.1. «“Les danses des morts” как объект научного
осмысления» представлены личности французских ученых
Г. Пейно, Э. Ланглуа, чьи научные работы «Les danses des morts et
sur l’origine des cartes a jouer» («Исследование “Пляски смерти” и
происхождение игральных карт», 1826) и «Les danses des morts»
(«Пляски смерти», 1832) предшествовали трактату Ж. Кастнера. В
параграфе кратко описываются научные трактаты, ракурс исследо-
вания, особенности подхода к danse macabre.
Более подробное освещение получает трактат «Les danses des
morts» Ж. Кастнера, описывается структура научного труда, состо-
ящего из двух частей, излагаются основные теоретические взгляды
ученого. В первой части трактата рассматривается претворение
идеи смерти в произведениях философов, литераторов, поэтов и мо-
ралистов; символизация, персонификация и изображение Смерти, а
также образы, картины.
Предметом изучения во второй части трактата является музыка
danse macabre. Под музыкой автором понимается все, что может со-
относиться с музыкальным искусством в изображениях, легендах,
стихах, поэмах, где так или иначе представлена смерть в облике ске-
лета и людей, сталкивающихся с ней. Наиболее важный компонент
части – рисунки старинных музыкальных инструментов на основе
коллекции из готической Doten Dantz.
В завершении своего труда Ж. Кастнер публикует собственную
партитуру «La Danse Macabre» с жанровым обозначением «большое
рондо с оркестровым сопровождением». Анализу произведения по-
священ параграф 2.2. «Livre-partition “Les danses des morts”
Ж. Кастнера», в котором также излагаются некоторые историко-
биографические факты Кастнера-композитора и освещаются при-
чины, побудившие его к созданию книги-партитуры. Два ярких со-
бытия подросткового периода оставили неизгладимый след в па-
мяти мальчика и являются начальным импульсом к многолетнему
исследованию темы danse macabre. Помимо внешних импульсов, су-
ществуют личные причины трагического характера: смерть сына
композитора и отца супруги. Вероятно, эти драматические события
актуализировали тему смерти в творчестве Кастнера.
22 мая 1845 г. Ж. Кастнер обращается к Эдуарду Тьерри с
просьбой написать текст к «Les danses des morts». К сожалению, све-
дений о том, что музыкальное сочинение было написано в 1845 году
нет, как отсутствуют и объяснения, почему начатая работа была
остановлена. Возможно, это было связано с появлением новой
сферы деятельности в жизни Кастнера.
После 1845 года (точная дата отсутствует) его приглашают
участвовать в работе комитета по реорганизации французских воен-
ных оркестров «Ассоциации артистов-музыкантов». Результатом
этой работы станет написание «Общего руководства по военной му-
зыке для французских армий» (фр. Manuel général de musique
militaire à l’usage des armées françaises, 1848). Исторические иссле-
дования для «Общего руководства…» приводят Кастнера к форми-
рованию идеи своего рода «оркестра смерти» (термин Л. Германна).
Изучая музыкальный инструментарий, его внимание вновь привле-
кут средневековые изображения Totentanz, когда-то поразившие во-
ображение. В музыковеде-исследователе снова пробуждается
звуковая картина (Tongemälde) нереализованного замысла [речь
идет о danse macabre]. Находящийся в постоянном поиске истины,
пытливый ум теолога заставляет его глубоко погрузиться в историю
и «теорию» и философию жанра плясок смерти.
Так появляется научный труд «La Danse Macabre» / «Пляска
смерти (Танцы смерти): исторические, философские, литературные
и музыкальные рассуждения и исследования различных памятников
этого жанра, которые существовали или существуют как во Фран-
ции, так и за рубежом». Вышедшая из печати в 1852 году, книга-
партитура стала результатом многолетнего труда Кастнера. Логич-
ным ее завершением явилась авторская версия Danse Macabre, кото-
рая представляет собой первое вокально-симфоническое
воплощение этой темы в мировом музыкальном искусстве.
Аналитические наблюдения над музыкальной составляющей
предваряют особенности поэтического текста вокально-симфониче-
ского рондо. Основой текстовой структуры у Э. Тьерри является диа-
лог смерти и людей разного сословия. В веренице лиц, уводимых
смертью, строго выдерживается иерархия: от самого знатного к про-
стому человеку. Количество персонажей и их ранги определились
еще в поэзии, предшествовавшей danse macabre. Изучение средневе-
ковых памятников помогло Э. Тьерри воссоздать в тексте форму диа-
лога.
Поскольку перед Э. Тьерри стояла задача «перефразировать го-
тические стихи», поэту в полной мере удается воспроизвести в сти-
хах стилистику и форму средневековых стихов. Высказывается
предположение, что французский поэт и современник Ж. Кастнера
воссоздает текстовую форму рондо́. В конце XIII – начале XIV вв.
во Франции под «рондо́» понимается широко распространенная по-
этическая форма с рефреном. Отмечается, что в этот временной пе-
риод также формируется и кристаллизуется текст danse macabre.
Почему используется форма рондо́? Она оказалась наиболее оп-
тимальной для отражения содержания (сути) плясок. В ранних
текстах, предшествующих пляске, обнаруживается элемент тексто-
вого повтора, но не целой строки, как это характерно для жанра
рондо́, а словосочетания. С одной стороны, текстовые повторы ука-
зывают на зачатки стихотворной формы рондо́. С другой – повтор-
ность объединяется с диалогичностью, что является очень важной
чертой и текста Тьерри. В композиционном плане он представляет
собой диалог смерти с различными персонажами. Принцип рефрен-
ности проявляется на уровне постоянного возвращения к неизмен-
ному участнику – Смерти, что подчеркивается и повтором
последних двух строк.
Еще одна параллель со средневековыми текстами danse macabre
усматривается в соотношении строк в строфе 1:2 – эпизод вдвое
больше, чем рефрен. Аналогичные пропорции видим в либретто
Тьерри: 4 строки содержатся в репликах Смерти, 8 строк – в ответах
персонажей.
Важной особенностью стихов danse macabre является схема
рифмовки, что также проявляется в либретто кастнеровского произ-
ведения. Тьерри использует парную рифму в жалобах мужских пер-
сонажей – Императора (короля), Солдата, Богача, а также в ответах
Смерти всем участникам пляски. Перекрестная рифма присутствует
в высказываниях, принадлежащих женским персонажам – Старухи,
Монахини, в реплике Ребенка и в «приветственной» речи Смерти.
В параграфе 2.3 «Особенности композиции и образно-интона-
ционной драматургии» представлены аналитические наблюдения
музыкального компонента.
«La Danse macabre» Ж. Кастнера обозначено как Grande ronde –
большое рондо. По сути оно является произведением кантатно-ора-
ториального типа, поскольку в состав исполнителей включены ор-
кестр и vocal soloists. Композитор опирается на парный состав
симфонического оркестра.
Рондо состоит из тринадцати эпизодов, где в качестве рефрена
(7 эпизодов) выступают реплики Смерти, остальные шесть – при-
надлежат персонажам разных сословий (от короля до младенца).
Предваряет рондо небольшое оркестровое вступление, основной об-
разно-интонационный строй связан с идеей замкнутости, обречен-
ности.
Музыкальный образ Смерти представлен в рефренах и склады-
вается из двух компонентов: оркестрового и вокального. В оркестре
неизменно звучит тема-марш, она первоначально экспонируется в
восьмитактовом вступлении – своеобразной интерлюдии к рефрену.
Тема содержит два ярких элемента. Первый из них представляет со-
бой повтор тоники в разных вариантах: трель с нижним вспомога-
тельным звуком и октавные «перебросы» (в партии струнных) и
тремоло литавр. Второй элемент – «ползущие» вверх хроматизмы,
которые сначала воспринимаются словно осторожные шаги, а впо-
следствии превращаются в вихрь.
Вокальная партия – речитативно-декламационного склада, ей
присущи скандирование звуков, а также небольшие попевки в ам-
битусе не более терции-кварты (в первых двух строках). Вместе с
тем обращает внимание обилие хроматизмов.
Музыкальные характеристики персонажей условно можно объ-
единить в две группы по ряду признаков.
1. Особенности текста: использование либо парной, либо пере-
крестной рифмы.
2. Характер персонажей:
• Императору, Солдату и Богачу присущи такие черты, как гор-
дость, высокомерие, бравурность, пафосность;
• Старуху, Монахиню и Ребенка характеризуют скромность,
смиренность, целомудренность.
Третий признак, обусловивший разграничение персонажей, от-
носится к сфере используемых композитором музыкально-вырази-
тельных средств.
Немаловажным является то обстоятельство, что выделенный в
процессе анализа комплекс выразительных средств, который ис-
пользуется Кастнером в вокально-симфоническом рондо, во многом
обнаруживает общность с особенностями музыкального языка, ха-
рактерными для вокальных произведений, связанных с мортальной
тематикой и сюжетными мотивами danse macabre.
Третья глава «“Totentanz” Ференца Листа и “Danse
macabre” Камиля Сен-Санса» посвящена аналитическому разбору
музыкальных произведений Ф. Листа и К. Сен-Санса.
В параграфе 3.1 «“Totentanz” Ференца Листа и “Триумф
смерти” Буонамико Буффальмакко: от фрески к концертной фан-
тазии» устанавливаются параллели и проводятся сюжетно-образные
и композиционные аналогии между двумя художественными произ-
ведениями, принадлежащими различным видам искусств.
Музыкальное произведение Листа в некотором роде можно
уподобить печатному оттиску, сделанному с фрески Буффальмакко.
Высказанное предположение обосновывается путем соотнесения
сюжетного ряда фрески с образным строем «Пляски смерти».
Форма сочинения определяется как тема с вариациями, причем
внутри вариаций существует второй уровень вариационного
цикла – вариации в вариации. Обращение к средневековой секвен-
ции «Dies irae» вполне закономерно. По словам композитора, об-
разы фрески “Триумфа смерти” «сразу же вызвали у него в памяти
этот старинный напев». Ассоциация григорианского хорала с рос-
писью кладбищенских стен также далеко не случайна: фрески клад-
бища Кампосанто представляют собой единую картину Страшного
суда, в которой Триумф смерти является отдельной сценой. В му-
зыке того времени (сер. XIII в.) в качестве одной из частей заупо-
койной мессы закрепляется секвенция «Dies irae», повествующая об
аналогичных апокалиптических событиях. Поэтому параллель
между изобразительным и музыкальным образами логична: так как
«Триумф смерти» является составной частью целой картины, то и
связь секвенции с фреской тоже объяснима.
Однако целостность фрески складывается на основе компоновки
целого ряда сюжетных сцен, которые объединены общей темой – те-
мой Смерти, равенства перед ней всех сословий, конечности, бренно-
сти человеческого бытия. В принципе, все эти сцены представляют
собой своеобразные вариации на одну тему, что объясняет и исполь-
зование Листом в своей парафразе аналогичной формы.
Сюжетное прочтение фрески начинается с общего плана, а за-
тем движется по кругу справа налево. Аналогичным образом можно
рассматривать и композицию музыкального произведения Листа.
В связи с чем в драматургии цикла выделяются несколько разделов.
В структурном плане они представляют собой объединенные в
группы вариации, благодаря чему можно установить соответствие с
сюжетным рядом фрески. Подобная трактовка позволяет выявить
отдельные сюжетные мотивы в разрозненных (на первый взгляд)
музыкальных эпизодах цикла, которые последовательно складыва-
ются в единую монументальную картину. Начало каждого этапа
определяется возвращением к центральному образу Смерти в тема-
тическом облике, близком первоначальному. Появление такого
рода рефрена дает возможность уподобить каждый этап компози-
ции очередному кругу хоровода, куда Смерть вовлекает все новых
персонажей.
Параграф 3.2 «“Danse macabre” К. Сен-Санса: от песни к сим-
фонической поэме» посвящен одному из самых популярных на кон-
цертной эстраде сочинений.
В данном параграфе реконструируется история создания произ-
ведения, а также обнаруживаются причины обращения к тематике
смерти в творчестве композитора.
То обстоятельство, что созданию поэмы предшествовало напи-
сание одноименной песни на текст А. Казалиса, позволило в каче-
стве определяющего исследовательского вектора обозначить
проблему влияния песни на программную поэму в нескольких ас-
пектах: взаимодействия поэзии и музыки, сюжетно-образном, ком-
позиционном и интонационно-тематическом.
Отмечается, что главные импульсы художественного содержа-
ния музыкального произведения сосредоточены в поэтическом тек-
сте А. Казалиса. Стихотворение французского поэта состоит из
7 строф, в каждой из которых – 4 строки. Уже при первом прочте-
нии обнаруживаются закономерности, проявляющиеся в повторе
начальной строки «Зиг и зиг и зиг…». Своеобразный рефрен танца
прослеживается в строфах 1, 3, 4, 6. строфы 1 и 3 служат обрамле-
нием строфы 2, в которой описывается место и время действия, а
строфы 4 и 6 – обрамлением пятой, где представлены конкретные
персонажи пляски. Седьмая строфа в драматургии литературного
первоисточника является сюжетной развязкой. Таким образом, в ли-
тературном первоисточнике уже заложен принцип повторности,
определяющий движение по кругу и воплощающий идею хоровода.
Сен-Санс в романсе использует поэтический текст полностью.
Однако форма вокального сочинения выходит за рамки строфично-
сти: музыкальное произведение состоит из 3 основных разделов и
коды, которые в соотношении с поэтическим текстом выстраива-
ются в следующую структуру: первый раздел А содержит 3 поэти-
ческие строфы, второй А1 – 2, третий А2 – 1, кода – 1.
Главным формообразующим фактором деления на разделы яв-
ляется рефрен. С одной стороны, можно усматривать традиции ре-
френных форм эпохи Средневековья, танцевальных по своей
природе (баллады, рондели и др.) и содержащих хореографические
фигуры движения по кругу. Возможно этим обусловлены повторы
в тексте. С другой стороны, сама фигура пляшущей Смерти отсы-
лает к эпохе Средневековья, когда сформировался и закрепился этот
образ. Значительную роль в структурировании формы играют ин-
струментальные эпизоды, выполняющие функцию обрамления и
членения: перед каждым разделом и между поэтическими стро-
фами. Это также подчеркивает танцевальную и игровую природу
музыкального образа.
В структуре песни прослеживается принцип композиционного
сжатия, который объясняется драматургией произведений: это и
ускоряющийся темп, переходящий в стремительную, неистовую,
безудержную пляску, подгоняемую как зачинщиком, так и силами
природы; это и утекающее время (уходит ночь, близится рассвет).
Тенденция к сжатию характеризуется сокращением музы-
кально-тематического материала каждого последующего раздела.
Первый раздел (А) представляет собой простую трехчастную форму
с равнозначными по масштабам частями. Второй раздел (А1 сокр.) –
двухчастный, сокращение происходит за счет «отсекания» репризы.
В третьем разделе (А2 сокр.) остается неполное проведение первой ча-
сти трехчастной формы, переходящее в коду.
В музыке песни композитор последовательно воплощает сюжет
литературного первоисточника. Ограниченность использования
звукоизобразительных приемов вокального произведения преодо-
левается в симфонической поэме, где Сен-Санс достигает необы-
чайной красочности, зримости и даже, в некоторой степени,
театральности в передаче художественных образов «Danse macabre»
Казалиса.
Форму поэмы можно определить как трехчастную, состоящую из
экспозиционного, разработочного и репризного разделов, благодаря
чему усматриваются черты сонатности. В ее пользу свидетельствует,
в первую очередь, наличие двух тем a и b, соответствующих главной
и побочной темам сонатного allegro, но они тонально не противопо-
ставлены. Кроме того, в экспозиционном разделе отсутствуют связу-
ющее и заключительное построения. Во-вторых, средний раздел
выполняет функцию полноценной разработки, где помимо этого вво-
дится новая тема (своего рода эпизод в разработке). В заключитель-
ном разделе темы a и b проводятся в контрапункте, что характерно
для динамической репризы.
Сложность однозначного определения формы данного произве-
дения заключается в том, что здесь, на наш взгляд, проявляется осо-
бенность, которую отмечает И. Барсова в своей работе о симфониях
Г. Малера: проникновение в крупные инструментальные структуры
строфического типа строения и вариантной повторности: aa1 b a1a2.
…… двойная вариантная экспозиция. У Малера это объясняется
взаимодействием двух магистральных жанров его творчества –
песни и симфонии. В произведении Сен-Санса проникновение стро-
фичности в симфоническую поэму обусловлено особым фактом
возникновения сочинения: поэма возникает на основе песни, кото-
рая оказывает влияние на композиционную структуру и ее особен-
ности,неукладывающиесяврамкиклассических
инструментальных форм. Вокальная строфическая структура песни
как бы проецируется на первый раздел Плясок, вследствие чего дан-
ный раздел не следует логике экспозиции сонатного allegro, но с
другой стороны, в нем прослеживается принцип двойной вариант-
ной экспозиции. Строфическая организация материала – aba, и его
вариантное подобие в начале строфы во всех разделах симфониче-
ской поэмы, возможно, связано с идеей круга, хоровода и указывает
на традиции песенно-танцевальных жанров Испании.
Таким образом, сначала в рамках песенного жанра предпринима-
ется первая попытка прикосновения к теме танцующей смерти и ее
раскрытия в рамках вокального сочинения, где воссоздаются набира-
ющая темп стремительная пляска и безудержный хоровод. На уровне
формы это достигается при помощи приема композиционного сжатия.
На следующем этапе Сен-Санс обращается к крупному симфо-
ническому полотну, в котором образ пляшущей Смерти обретает
визуально-конкретные черты благодаря использованию звукоизоб-
разительных приемов. Этим объясняется влияние песни на тема-
тизм и формообразование поэмы (в частности, проявление
строфических принципов). В то же время, принципы симфонизма
определяют методы развития тематического материала, введение
новой темы (эпизод в разработке), яркий заключительный раздел,
позволяющий говорить о переключении от обобщенной программ-
ности к конкретно-сюжетной.
В Заключении представлены выводы о том, что музыкальные
сочинения тесно взаимосвязаны с визуальными или вербальными
прообразами. Вместе с тем в музыкальном искусстве XIX столетия
сложился комплекс выразительных средств, характерных для во-
площения образа danse macabre. Его формирование происходило в
произведениях, так или иначе связанных со словом и мортальной
тематикой, где можно обнаружить претворение сюжетных мотивов
танцующей Смерти: момент встречи со Смертью, шествие, та-
нец/хоровод, диалогическая структура взаимоотношений Смерти и
живых.
Анализ вокальных сочинений позволил выявить основные эле-
менты этого комплекса, которые окончательно закрепляются в ин-
струментальных произведениях Ж. Кастнера, Ф. Листа, К. Сен-
Санса, непосредственно воплощающих образ и сюжет danse
macabre.
Практически в каждой из трех партитур обнаруживается обра-
щение к жанровым моделям танца – как главного компонента
пляски Смерти в многоликости его национальных традиций, марша,
благодаря чему реализуется сюжетный мотив шествия/вереницы, а
также хорала.
Отличительной особенностью пляски является ее хореографи-
ческое прочтение, что предопределяет важную роль идеи круга, как
одного из универсальных принципов организации танца. Так,
наиболее часто встречающееся описание danse macabre представ-
ляет ее в виде хоровода. Показательно, что в содержательном плане
в прочтении визуального ряда фрески Буффальмакко прослежива-
ется движение по кругу, а в музыкальном тексте Листа это выража-
ется в возвращении центрального образа крылатой старухи с косой;
в стихотворении Казалиса это подчеркивается текстовыми повто-
рами «Zig et zig et zig», у Сен-Санса – введением в качестве своеоб-
разного рефрена тритоновой настройки и количественным
проведением первой темы (a). В произведении Кастнера это решено
не только композиционными средствами – рондо, но и повторением
последней строки реплики Смерти. В интонационном плане этому
соответствует фигура круга, реализующаяся как опевание опорного
тона или замкнутого движения с одним и тем же начальным и ко-
нечным звуком. Подобного рода фигуры круга, кружения обнару-
живаются в партитурах Листа, Сен-Санса и связаны с образами
парения (или хореографической фигуры фуэте).
Основополагающий принцип диалогичности, заимствованный
из литературы и живописи, реализуется на инструментальном
уровне в виде чередования разделов solo-tutti (например, у Листа,
Сен-Санса) или вокальной строфы и инструментального отыгрыша
(как в песне Сен-Санса); на композиционном (и тематическом)
уровне это проявляется в обращении к жанру родно, где проведение
рефрена перемежается с контрастными эпизодами.
Большое значение приобретают риторические фигуры, подчер-
кивающие семантику образа danse macabre: passus duriusculus и
catabasis. Эквивалентом фигуры креста выступает инициальный мо-
тив средневековой секвенции Dies irae, за которым закрепилась се-
мантика не только приближающегося конца света, но и
потустороннего явления с оттенком зловещего. В своем основном
виде он используется в виде темы для вариаций «Totentanz», а также
присутствует в вариациях в разных ритмических и интонационных
вариантах. Dies irae также появляется в разработочном разделе
«Danse macabre» Сен-Санса как нежная, чарующая напевная мело-
дия в мажорном ладу.
В вокально-симфоническом рондо Кастнер прибегает к знако-
вым ритмо-мелодическим фигурам XIX века, среди них ключевым
стал ритм траурного марша в двух вариантах: затактовый пунктир
II части Третьей симфонии Л. Бетховена и пунктирное остинато од-
ного тона как в III части Сонаты №2 Ф. Шопена. В этом ряду нельзя
не упомянуть и любопытную аналогию, которая выстраивается
между вокально-симфоническим рондо Кастнера и Парафразой Ли-
ста: оба композитора используют бетховенский мотив судьбы в ка-
честве определенного музыкального символа, усиливающего
содержательно-смысловую нагрузку.
Важное значение для характеристики образа танцующей
Смерти имеет сфера минорных тональностей: у Кастнера – a moll, у
Листа – d moll, у Сен-Санса – g moll, а также картинность, зримая
конкретность (благодаря звукоизобразительным приемам) музы-
кальных образов.
Все вышеперечисленные средства музыкальной выразительно-
сти свидетельствует о тесной взаимосвязи музыкальных образов,
созданных композиторами, с визуальными или вербальными. В
многовековом историческом пространстве конкретные черты danse
macabre, его эмоциональное, психологическое, общехудожествен-
ное восприятие, выработаны художественной практикой, прежде
всего, литературной и живописной. Именно эта сложившаяся и
утвердившаяся образность становится импульсом для появления
музыкальных произведений, которые тесно взаимодействуют с дру-
гими видами искусств и не рождаются вне данного контекста.
Еще более активизирует внимание к danse macabre ХХ столетие,
что подчеркивается огромным количеством сочинений, причем как
в живописи, литературе, музыке, так в театре и кино. Столь богатая
панорама художественных явлений открывает пути для дальней-
шего изучения danse macabre в музыкальном искусстве.
Актуальность темы исследования. Музыка, как неотъемлемый компонент
человеческой жизни, отражает наиболее существенные проблемы бытия. К тако-
вым бесспорно можно отнести и тему смерти. Наряду с жизнью, любовью и дру-
гими чувствами, образ смерти занимает определенную нишу в искусстве. Подчас
даже там, где она не упоминается, все же незримо присутствует в качестве знака
или символа. Не случайно эта проблематика привлекала внимание исследователей
в различные эпохи. В дискуссиях по вопросам смерти принимали участие такие
мыслители, как Платон, Аристотель, М. Монтень, Дж. Бруно, Р. Декарт, Ф. Бэкон,
М. Фуко, А. Шопенгауэр, Г. Гегель, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер,
З. Фрейд и другие.
В современном мире теме смерти также уделяется значительное внимание,
что обусловлено ситуацией, которая сложилась на рубеже XX–XXI столетий в ми-
ровом общественном сознании. Пророчества вселенской катастрофы, разруши-
тельные социально-политические процессы, обострение военных конфликтов – все
это вносит очевидный эсхатологический контекст в мироощущение современного
человека1. В первые десятилетия XXI века объектами изучения философских, куль-
турологических, экологических и других гуманитарных наук являются символы
смерти в современной культуре, смерть в духовном опыте человечества, взаимо-
связь темы смерти с проблемами свободы, смысла жизни и т.д. Нельзя не отметить,
что эта тема достаточно широко представлена в искусстве. Наиболее активно ис-
следуется комплекс выразительных средств, с помощью которых воплощается об-
раз смерти на полотнах и фресках художников в различные исторические периоды.
К сожалению, в музыкознании эта проблематика не столь широко обсуждаема.
Можно отметить интерес к определенным жанрам, взаимодействующим с данной
образно-тематической сферой. Но попыток сформулировать причины интереса
Добавим, что в этом же русле можно рассматривать проблемы экологии – постепенного умирания Земли как
планеты и поиски нового мира для человечества.
композиторов конкретной исторической эпохи к теме смерти, выявить спектр му-
зыкально-выразительных средств, используемых для ее воплощения, до сих пор не
предпринималось.
Столь же малоизученным остается один из самых распространенных художе-
ственных репрезентантов Смерти – образ danse macabre, получивший свое визуаль-
ное воплощение в фигуре пляшущего скелета. Хотя количество одноименных про-
изведений, популярность и интерес к этой тематике (особенно в музыкальном ис-
кусстве: см. Приложение 1) стремительно растут, однако большая часть статей но-
сит популяризаторский характер, где представлена только внешняя описательная
сторона, связанная с изображением плясок в разные эпохи. Лишь в единичных ра-
ботах предпринимаются попытки постижения сути данного явления. Не исключе-
ние и работы музыковедов.
В этом отношении тема данного исследования видится актуальной.
Степень научной разработанности. Первые произведения, где получил
свое воплощение образ danse macabre, появились в литературе и живописи в XIV
веке2, чуть позднее – в музыке. Однако его научное осмысление началось только в
XIX столетии. В трудах Г. Пейно «Les danses des morts et sur l’origine des cartes a
jouer» («Исследование “Пляски смерти” и происхождение игральных карт», 1826),
Э. Ланглуа «Les danses des morts» («Пляски смерти», 1832). Ф. Доуса «Dance
macabre», Ж. Кастнера «Les danses des morts» («Пляски смерти», 1832) на основе
исторических артефактов была предпринята попытка собрать и систематизировать
в разных аспектах знания о плясках смерти.
Для XX века основополагающими исследованиями в этом отношении стали
работы голландского культуролога Й. Хейзинги «Осень средневековья» (1919),
российского искусствоведа И. Иоффе «Мистерия и опера (немецкое искусство
XVI–XVIII веков)» (1934-1937), А. Машабе «Заметки о Danse Macabre» (1937),
французского историка Ф. Арьеса «Essais sur l’histoire de la mort en Occident de
Moyen Age a nos jours» («Очерки истории смерти на Западе от средневековья до
наших дней» (1975) – больше известные в русском переводе как «Человек перед
См. Приложение 1.
лицом смерти»), французского историка и культуролога Ж. Делюмо «Грех и страх.
Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII–XVIII века)» (1983, пере-
ведена на русский в 2003 г.). Основные вопросы, затрагиваемые в названных тру-
дах, касались этимологии странного словосочетания «danse macabre», истории воз-
никновения и развития темы смерти в средневековой культуре и искусстве, сущно-
сти плясок смерти (погребальный обряд или театрализованное действо), сюжета.
Искусствовед и медиевист Ц. Нессельштраус в статье «“Пляски смерти” в западно-
европейском искусстве XV века как тема рубежа Средневековья и Возрождения»
(1987) рассматривает претворение темы пляшущей смерти в конкретных произве-
дениях изобразительного искусства. Л. Сыченкова в «Иконографии “пляски
смерти”» подводит итог в дискурсе исследователей XX столетия и резюмирует ос-
новные тезисы предшествующих работ.
В XXI веке вновь поднимается вопрос о происхождении и жизненном цикле
danse macabre. В статьях литературоведа М. Реутина [72] и искусствоведа В. Ми-
риманова [61] представлены два взгляда на средневековый образ и связанный с ним
сюжет. С точки зрения национального происхождения: французские истоки – Ми-
риманов, немецкие – Реутин; практики бытования: религиозной – светской; ра-
курса исследования: визуального – вербального рядов. Фундаментальных исследо-
ваний философского и культурологического характера по теме danse macabre по-
следних двух десятилетий обнаружить не удалось. Постоянно публикуемые много-
численные статьи всего лишь ретранслируют мысли исследователей предшеству-
ющей эпохи.
Тем не менее, нельзя не отметить существенных изменений, происходящих в
этот период в области музыкальной танатологии3, обособляющейся в отдельную
Танатология – наука о смерти. Первоначально термин появился в середине XIX века в медицине и обозначал
естественный процесс гибели физического тела. На рубеже XIX–XX столетий разрабатываются новые аспекты мо-
лодой науки, например, культурологический («Смерть и бессмертие в представлениях древних греков» (1899)
Ю. Кулаковского, «Жизнь мертвых в религиях человечества» (1920) К. Клемена, «Об образе и смысле смерти» (1838)
Ф. Хуземана), литературоведческий («Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого» (1928) П. Бицилли, «Раз-
мышления о смерти в немецкой поэзии от средневековья до романтизма» (1928) В. Рема), во второй половине XX
века – гуманитарный (В. Янкелевич «Смерть» (1966), Ж. Бодрийяр «Символический обмен и смерть» (1976),
Ф. Арьес «Человек перед лицом смерти» (1977)), философский (И. Фролов Перспективы человека» (1979), «Жизнь
и познание» (1981), «Сущность и значение глобальных проблем» (1981), «О смысле жизни, о смерти и бессмертии
человека» (1985), К. Исупов «Русская философская танатология» (1994)).
ветвь научного знания. Появляются первые кандидатские диссертации, где так или
иначе разрабатывается проблематика, связанная с тематикой смерти. Это работы
А. Наумова «Траурный марш: история и теория жанра» (2001) и М. Музыченко
«Музыка скорбных и траурных ритуалов России» (2014). В них соотносится жанр
траурного марша с идеями философской танатологии, выявляется специфика му-
зыкального языка marcia funebre. Частично авторы опираются на положения, раз-
работанные в трудах В. Холоповой «Музыка как вид искусства» (1990) и А. Кудря-
шова «Теория музыкального содержания. Художественные идеи ХVII–ХХ вв.» (из-
дана в 2006 г.).
В современном музыковедении изучение темы смерти представлено немно-
гочисленными статьями и достаточно узко: либо во взаимосвязи с образным содер-
жанием определенного музыкального сочинения, либо творчеством того или иного
композитора. Например, И. Аппалонова «”Остров мертвых” С. Рахманинова: к
проблеме преломления драматургического канона симфонической поэмы» (2008)
[1], Н. Васильева «Эсхатология в жанре реквиема» (2009) [11], М. Кизин «Тема
смерти в драматургии русской оперы» (2013) [43], М. Заливадный «”Смерть Ор-
фея” Стефано Ланди: взгляд со стороны» (2013) [29], М. Голованева «Семантика
образа смерти в опере “Эмили” Кайи Саариахо» (2014) [18], Т. Шак «Симфония-
реквием Владимира Магдалица “Последние свидетели”: к проблеме полижанрово-
сти» (2016) [95] и т.д.
Отдельно следует отметить исследования Г. Калошиной, где в орбиту изуче-
ния вовлекается тематика, связанная с образом Смерти. Особую группу представ-
ляют статьи, посвященные оратории А. Онеггера «Пляска мертвых» [см. 35, 36, 37,
38], которую автор рассматривает как полижанровое сочинение. Среди научных
работ, выполненных под руководством Г. Калошиной, касающихся проблематики
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!