Педагогическое сопровождение развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории

Батина Елена Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ …………………………………………… 22
1.1. Педагогическое сопровождение развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории как педа-
гогическая проблема ………………………………………………… 22
1.1.1. Генезис проблемы педагогического сопровождения разви-
тия готовности подростков к выбору индивидуальной образова-
тельной траектории ………………………………………………………………….. 22
1.1.2. Современное состояние проблемы педагогического сопро-
вождения развития готовности подростков к выбору индивиду-
альной образовательной траектории ………………………………… 47
1.2. Модель педагогического сопровождения развития готовности под-
ростков к выбору индивидуальной образовательной траектории …. 81
1.3. Организационно-педагогические условия реализации модели пе-
дагогического сопровождения развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории …………….. 121
Выводы по первой главе ……….……………..…………………………… 133
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ
СОДЕРЖАНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
К ВЫБОРУ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ ……………………………………………………………… 136
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы по развитию
готовности подростков к выбору индивидуальной образователь-
ной траектории ……………………………………………………….. 136
2.2. Реализация модели педагогического сопровождения развития
готовности подростков к выбору индивидуальной образователь-
ной траектории ……………………….………………………………. 153
2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию готовности
подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории 178
Выводы по второй главе ……….……..………………………………….. 187
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 190
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………… 196

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются
научная задача, тема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования,
приводится описание процедур решения научной задачи на основе методологии
и теоретических предпосылок, краткое описание этапов исследования, методов
решения поставленных задач, определяется база исследования, характеризуется
достоверность и обоснованность результатов исследования, их новизна, теоре-
тическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы проблемы педагогического со-
провождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной
образовательной траектории» анализируется решение научной задачи в исто-
рической ретроспективе и ее состояние на современном этапе, уточняются ос-
новные понятия исследования, обосновывается выбор теоретических и методо-
логических основ исследования, их применения при разработке модели педаго-
гического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивиду-
альной образовательной траектории.
Изучение генезиса научной задачи педагогического сопровождения раз-
вития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной
траектории осуществляется в трех взаимосвязанных аспектах: 1) развитие тео-
рии выбора; 2) развитие взаимодействия семьи и школы; 3) развитие теории
индивидуализации образования. «Исходная точка» в истории становления
научной задачи – это 20-е гг. XX в., когда происходящие социально-
экономические изменения имели решающее значение как для общественной
системы в целом, так и для системы образования.
Историография развития научной задачи охватывает три основных этапа.
На первом этапе (1917–1960 гг.) исследователями отмечается слабая ориенти-
рованность советской школы на формирование и развитие индивидуальности
ученика, отсутствие учета его индивидуальных особенностей в учебном про-
цессе, что обусловлено действующей идеологией государства. Однако социаль-
но-политические преобразования в обществе способствуют развитию идей гу-
манизации и демократизации образования. На этом фоне укрепляется сотруд-
ничество педагогов и родителей, закладываются основы отечественной теории
и методики взаимодействия школы и семьи. В области философии и психоло-
гии в рамках когнитивного и экзистенциального подходов возникают различ-
ные теории и концепции выбора. На втором этапе (1961–1990 гг.) на развитие
научной задачи оказало влияние широкое привлечение общественности, произ-
водства, родительских комитетов к обучению и воспитанию, объединение тео-
рии с практикой во взаимодействии семьи и школы. Активно развиваются идеи
педагогической поддержки и педагогического сопровождения, идеи личностно-
ориентированного обучения, индивидуального подхода. Особое внимание ис-
следователей уделяется уникальности каждой ситуации выбора, сложному ха-
рактеру альтернатив, личностным особенностям выбирающего. На третьем
этапе (1991 г. – по настоящее время) быстрые изменения в жизни общества под
влиянием технологий способствуют усложнению всех сфер жизнедеятельности
человека, нарастанию неопределенности. Происходит интенсивное изучение
выбора как средства разрешения неопределенности, возникают идеи об обуче-
нии навыку выбора, разрабатываются методы исследования выбора. На смену
индивидуализации как организации учебного процесса с учетом индивидуаль-
ных особенностей приходит ориентация на целостную личность обучающегося
как субъекта выбора собственной образовательной деятельности. Педагоги и
родители как участники образовательных отношений привлекаются к проекти-
рованию индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Актуали-
зируется потребность в решении научной задачи в теории педагогики и практи-
ке образования.
Основными понятиями настоящего исследования являются «готовность
подростка к выбору индивидуальной образовательной траектории» и «педаго-
гическое сопровождение развития готовности к выбору индивидуальной обра-
зовательной траектории».
Готовность подростка к выбору индивидуальной образовательной
траектории – это комплексная индивидуально-психологическая характеристи-
ка личности подростка, отражающая его развивающуюся способность совер-
шать осознанный, самостоятельный и ответственный выбор индивидуального
пути достижения образовательных целей в непосредственном или опосредо-
ванном взаимодействии с участниками образовательных отношений (педагога-
ми, родителями, другими обучающимися). Готовность подростка к выбору ин-
дивидуальной образовательной траектории включает следующие взаимосвя-
занные компоненты: когнитивно-операциональный (знания подростка о себе
как субъекте выбора, знания о предмете выбора, способах его осуществления,
знания о том, как выстраивать отношения с собой и другими в процессе выбо-
ра, а также умения применять усвоенные знания в практической деятельности),
процессуальный (личный опыт подростка в применении знаний и умений
в практической деятельности выбора индивидуальной образовательной
траектории) и личностно-рефлексивный (нравственная позиция подростка, ос-
нованная на ценностном отношении к выбору индивидуальной образователь-
ной траектории, представленная такими личностными характеристиками, как
осознанность, активность, самостоятельность и ответственность).
Под педагогическим сопровождением развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории понимается особая
профессиональная деятельность педагога, сущность которой заключается в ру-
ководстве самореализацией подростками развивающейся готовности и направ-
лении ее в социально приемлемое и лично востребованное русло. Педагогиче-
ское сопровождение включает взаимосвязанные аспекты: педагогическое со-
действие в усвоении знаний о выборе индивидуальной образовательной траек-
тории и умений пользоваться этими знаниями, приобретая личный опыт; педа-
гогическое наставничество, особенностью которого является поддержка и
направление проявлений самости подростка в социально приемлемое русло
с сохранением индивидуальной специфики этих проявлений.
В качестве теоретико-методологической основы решения научной задачи
выступает комплекс системного, деятельностного и партисипативного подхо-
дов. Применение системного подхода в исследовании позволило рассмотреть
готовность подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории
как целостною систему, включающую определенные структурные компоненты,
определить на этой основе состав, структуру, функции компонентов модели пе-
дагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору инди-
видуальной образовательной траектории, установить взаимосвязи между струк-
турными компонентами двух систем. Применение деятельностного подхода
в исследовании дало возможность выявить деятельностные характеристики ос-
новных понятий исследования, рассмотреть в качестве факторов развития го-
товности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории
их специально организованную образовательную деятельность, в том числе
собственно деятельность выбора, а также общение и взаимодействие участни-
ков образовательных отношений в триединой системе «педагоги – подростки –
родители» и в подсистемах; определить главную цель и целевые ориентиры,
содержание деятельности участников образовательных отношений, а также
особенности их взаимодействия. Применение партисипативного подхода спо-
собствовало раскрытию сущности и особенностей образовательных отношений
в триединой системе «педагоги – подростки – родители» и в подсистемах «пе-
дагоги – подростки», «педагоги – родители», «подростки – родители», рассмот-
рению связей между субъектами образовательных отношений в достижении
единой образовательной цели, проектированию системы эффективного управ-
ления и соуправления в ходе педагогического сопровождения развития готов-
ности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории.
В соответствии с основными положениями системного, деятельностного
и партисипативного подходов разработана модель педагогического сопровож-
дения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образова-
тельной траектории, включающая ориентирующе-целевой, содержательно-
методический, диагностико-оценочный структурные компоненты, реализующа-
яся в соответствии с принципами гуманизма, ценностной направленности,
субъектности, синергизма, ориентации на самостоятельность, открытого
взаимодействия участников образовательных отношений, вариативности
(рис. 1). Модель педагогического сопровождения развития готовности подрост-
ков к выбору индивидуальной образовательной траектории функционирует
в организованном пространстве образовательных отношений педагогов, под-
ростков и родителей, характеризующемся нормативно-регламентирующим,
перспективно-ориентирующим, коммуникативно-информационным, деятель-
ностно-стимулирующим признаками (координатами).
Пространство образовательных отношений педагогов, подростков и родителей
Нормативно-регламентирующая координата: правовые и нравственные основания функционирования модели педа-
гогического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории
в пространстве образовательных отношений
Цель: развитие готовности подростков
к выбору ИОТ
Подходы:Принципы: гуманизма, цен-

Коммуникативно-информационная координата: отражает взаимосвязи и особенности коммуникации между педагогами, подростками и родителями,
Основания модели: социальный заказ, целевойностной направленности,
Перспективно-ориентирующая координата: ориентир в определении единой для педагогов, подростков и обучающихся социальной

системный,заказ, нормативно-правовые и морально-этическиесубъектности, синергизма,
деятельност-установки и правила, функционирование модели вориентации на самостоятель-
пространстве образовательных отношений основ-ность, открытого взаимодей-
ценности функционирования модели педагогического сопровождения – развитие готовности подростков к выбору ИОТ

ный, партиси-

а также меру информационной обеспеченности педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору ИОТ
ных участников, возрастные и индивидуальныествия участников, вариатив-
пативныйособенности и возможности подростковности

Ориентирующе-целевой компонент

Цель – разработ-Функции: целеобразующая, нормативно-регламентирующая, ориентирующая
ка нормативно-
правового обес-Формы: индивидуальная и групповая, работа в парах, деловые игры, дискуссии
печения реализа-Методы: рассказ, лекция, беседа, пример, обращение к личному примеру (опыту),
ции модели иразъяснение, упражнения, анализ конкретных ситуаций, поощрение, создание
ориентацияситуации успеха, игровые методы
участников обра-Средства: презентации, видеоматериалы, онлайн-ресурсы, наглядные и раздаточ-
зовательных от-ные материалы
ношений на раз-
витие готовностиРезультат: осознание участниками образовательных отношений значимости раз-
вития готовности к выбору в условиях неопределенности в целом и готовности к
подростковквыбору ИОТ в частности, нормативно-правовое обеспечение педагогического
выбору ИОТсопровождения развития этой готовности
Готовность подростков
Содержательно-
методический компонентк выбору ИОТДиагностико-
Когнитивно-операциональныйоценочный компонент
Цель: разработка методического
замысла педагогического сопро-Цель: анализ и
Результат: оценка эффективности модели педагогического со-

вождения развития готовностиПроцессуальный
провождения развития готовности подростков к выбору ИОТ
оценка результатов
подростков к выбору ИОТ вразвития готовности
пространстве образовательныхЛичностно-рефлексивныйподростков к выбо-
отношенийру ИОТ
Результат:комплекспрограмм,
Функции: организационная, направленных на развитие готовности
деятельностная, когнитив- подростков к выбору ИОТ, и организа-Функции: оценоч-
ция пространства образовательных от-ная, аналитическая,
ная, стимулирующая
ношенийкорректирующая
1. Отбор содержания
тельный, проектировочный, оценоч-
ростков к выбору ИОТ: ознакоми-
Этапы развития готовности под-

Комплекс
Задачи педагогического сопровождения

образованияпрограммФормы: индивиду-
2. Выбор форм, средств
ный, реализующий, рефлексивный

и методов предъявленияТеоретико-альная, групповая
Содействие

содержания образованияпрактиче-Методы: анализ и
и контроля за усвоениемский блоксинтез, наблюдение,
Интегративный блок

3. Организация про-опрос, тестирова-
странства образователь-ние, беседа, анализ
ных отношенийПроекти-
ровочныйпродуктов деятель-
4. Создание определен-ности
ныхпедагогическихблок
условий для примененияСредства: психоди-
усвоенных знаний иОценочно-агностические ме-
уменийрефлек-тодики, протоколы,
Наставничество

5. Поддержка подрост-сивныйбланки
ков в самореализацииблок
усвоенного опыта выбо-
Формы: лекция, семинар-беседа, практические занятия, круглый стол, тематиче-
ра ИОТ в социальноские образовательные подкасты, индивидуальное и групповое консультирование
приемлемом и личноМетоды: личный пример, объяснение, рассказ, защита проектов, тренинг, рефлек-
востребованном руслесивный круг, эссе, индивидуальная рефлексивная беседа, дидактические игры
Средства: видеоматериалы, личностно-ресурсные карты, дневники образова-
тельной деятельности, учебные пособия, интеллект-карты, информационные
ресурсы, интернет-материалы

Деятельностно-стимулирующая координата: условия (материальные, психологические, моральные), в которых реализуется педаго-
гическое сопровождение развития готовности подростков к выбору ИОТ в пространстве образовательных отношений

Рис. 1. Общая схема модели педагогического сопровождения развития готовности
подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории (ИОТ)
Ориентирующе-целевой компонент призван обеспечить соответствие
результата реализации модели социальному заказу и индивидуальному целево-
му заказу подростков, а также способствовать актуализации потребности в раз-
витии готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной
траектории у всех участников образовательных отношений.
Содержательно-методический компонент представлен комплексом
рабочих программ для участников образовательных отношений, отражающим
внутреннее наполнение и организацию учебной деятельности подростков, ро-
дителей и педагогов, особенности взаимодействия участников образовательных
отношений. Содержательно-методический компонент реализуется на ознакоми-
тельном, проектировочном, оценочном, реализующем и рефлексивном этапах,
отражающих логику образовательного процесса.
Диагностико-оценочный компонент включает диагностический ин-
струментарий, позволяющий обеспечить оценку, анализ и обобщение результа-
тов развития готовности подростков к выбору индивидуальной образователь-
ной траектории в соответствии с начальным, промежуточным и достаточным
уровнями. На основе анализа промежуточных результатов развития готовности
подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории вносятся
необходимые изменения в рабочие программы для участников образовательных
отношений и корректируется ход дальнейшей экспериментальной работы.
Выбор организационно-педагогических условий, влияющих на результа-
тивность функционирования модели, определен в соответствии с общими ме-
тодологическими основаниями исследования. Первое организационно-
педагогическое условие – создание виртуальной образовательной среды для
поддержания непрерывного, регулярного опосредованного взаимодействия
всех участников образовательных отношений, информационного обмена и об-
ратной связи в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории.
Второе организационно-педагогическое условие – просвещение родителей, ока-
зание методической и консультативной помощи по вопросам поддержки под-
ростков в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории. Тре-
тье организационно-педагогическое условие – организация образовательных
со-бытий – совместных мероприятий для педагогов, подростков и родителей
в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории.
Вторая глава «Экспериментальная работа по апробации содержания
модели педагогического сопровождения развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории» посвящена описа-
нию экспериментальной работы – определяются ее цель, задачи, этапы и мето-
ды, характеризуются процедуры получения эмпирических данных, приводится
анализ результатов и их проверка с помощью методов математической стати-
стики, делаются выводы о верификации гипотезы и теоретических положений.
Оценка готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной
траектории производилась в соответствии с выделенными критериями (когни-
тивно-операциональный, процессуальный, личностно-рефлексивный), показа-
телями (знания, умения, опыт, нравственная позиция) и разработанной оценоч-
ной шкалой, включающей начальный, промежуточный и достаточный уровни.
Экспериментальная работа включала четыре диагностических среза: нулевой,
два промежуточных и итоговый.
По результатам нулевого среза, проведенного в рамках констатирующего
этапа экспериментальной работы, 67–74 % подростков имели начальный уро-
вень развития готовности подростков к выбору индивидуальной образователь-
ной траектории, 17–21 % подростков – промежуточный уровень, 8–17 % под-
ростков – достаточный уровень, что подтверждает необходимость осуществ-
ления целенаправленных действий по развитию готовности подростков к выбо-
ру индивидуальной образовательной траектории.
На формирующем этапе экспериментальной работы апробирована мо-
дель педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбо-
ру индивидуальной образовательной траектории и комплекс организационно-
педагогических условий. Для проверки эффективности реализации модели вы-
браны четыре экспериментальные группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4) и одна кон-
трольная (КГ). Однородное распределение участников по группам подтвержде-
но с помощью U-критерия Манна-Уитни. В группе ЭГ-1 реализована модель и
первое организационно-педагогическое условие, в группе ЭГ-2 – модель и вто-
рое организационно-педагогическое условие, в группе ЭГ-3 – модель и третье
организационно-педагогическое условие. В группе ЭГ-4 реализованы модель и
комплекс организационно-педагогических условий. В контрольной группе об-
разовательная деятельность осуществлялась в обычном режиме.
В рамках реализации ориентирующего-целевого компонента модели на
родительских собраниях и классных часах осуществлялась презентация ком-
плекса рабочих программ «Выбираем вместе» для педагогов, подростков и ро-
дителей, проводились мини-лекции о возможностях индивидуализации и обра-
зовательного выбора с целью ориентации родителей и подростков на достиже-
ние единой цели. Вовлечение всех участников образовательных отношений
в активное взаимодействие осуществлялось посредством организации конкурса
на лучшую социальную рекламу «Вызов неопределенности в современном ми-
ре». Реализация ориентирующе-целевого компонента сопровождалась приме-
нением определенных форм (индивидуальная, парная, групповая работа, дело-
вые игры, диспуты, дискуссии), методов (рассказ, лекция, беседа, пример,
разъяснение, обращение к личному примеру (опыту), анализ конкретных ситу-
аций, поощрение, создание ситуации успеха) и средств (презентации, видеома-
териалы, онлайн-ресурсы, наглядные и раздаточные материалы).
В процессе реализации содержательно-методического компонента
модели внедрялся комплекс рабочих программ для всех участников образова-
тельных отношений «Выбираем вместе». Содержание разделов рабочих про-
грамм разработано с учетом структуры и уровней развития готовности под-
ростков к выбору индивидуальной образовательной траектории. Занятия для
участников образовательных отношений проводились с применением совре-
менных ИКТ-технологий и электронных онлайн-ресурсов (Google Forms,
Wizer.me, Kahoot, Trello, Zoom и др.). На занятиях применялись формы: лек-
ции-дискуссии («Значение развития готовности к выбору»), семинар-беседа
(«Мои ценности и смыслы в выборе индивидуальной образовательной траекто-
рии»), круглый стол для родителей, педагогов и подростков («Права и обязан-
ности в выборе индивидуальной образовательной траектории»), практические
упражнения («Аргументация выбора», «До и после», «Роботы»), тематические
образовательные подкасты («Критерии правильного выбора подростком инди-
видуальной образовательной траектории»), индивидуальные и групповые кон-
сультации. Использовались методы: проблемно-ценностная дискуссия («Как
сделать правильный выбор?»), защита проектов («Мой выбор индивидуальной
образовательной траектории»), тренинг («Кто Я?»), рефлексивный круг («Ар-
гументы в пользу выбора»), эссе («Мои помощники в выборе») и др. В качестве
средств использовались: видеоматериалы (фильм «Выбор» детской киностудии
«Нива», фильмы Всероссийского кинофестиваля образовательного кино
«Взрослеем вместе»: «Альтернатива», «Вызов принят»), интеллект-карты,
учебные пособия.
При реализации диагностико-оценочного компонента модели была ор-
ганизована процедура оценки уровней развития готовности подростков к выбо-
ру индивидуальной образовательной траектории с использованием методов
(анализ и синтез, наблюдение, опрос, тестирование, беседа, анализ продуктов
деятельности) и средств (психодиагностические методики, протоколы, бланки).
Обеспечение реализации организационно-педагогических условий осу-
ществлялось посредством различных мероприятий.
Первое организационно-педагогическое условие – создание виртуальной
образовательной среды для поддержания непрерывного, регулярного опосредо-
ванного взаимодействия всех участников образовательных отношений, инфор-
мационного обмена и обратной связи в процессе выбора индивидуальной обра-
зовательной траектории – реализовалось посредством сайта «Образовательный
выбор», официальной группы в мессенджере WhatsApp, аккаунта «Я выби-
раю!» в Instagram. Данные онлайн-ресурсы содержат полезную информацию
для педагогов, подростков и родителей, ссылки на внешние информационные
ресурсы, дидактические и методические материалы. На основе анализа посеща-
емости интернет-ресурсов выявлена востребованность виртуальной образова-
тельной среды участниками образовательных отношений.
Второе организационно-педагогическое условие – просвещение родите-
лей, оказание методической и консультативной помощи по вопросам поддерж-
ки подростков в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории
– было реализовано посредством: 1) лекций и практических занятий курса для
родителей «Поддержка подростков в процессе выбора индивидуальной образо-
вательной траектории»; 2) онлайн-курса образовательных подкастов «Дети и
взрослые в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории»;
3) информационного наполнения сайта «Образовательный выбор» и аккаунта
«Я выбираю!»» в Instagram; 4) индивидуальных и групповых консультаций
в онлайн и офлайн-режимах. Наиболее востребованными среди родителей ока-
зались лекционно-практические занятия («Готовность к выбору – ключевая
компетенция современного обучающегося», «Приемы эффективной коммуни-
кации с педагогами и подростками в процессе выбора индивидуальной образо-
вательной траектории»), образовательные подкасты в видео- и аудиоформате
(«Индивидуальная образовательная траектория как предмет выбора подрост-
ка»), а также индивидуальные и групповые консультации со специалистами.
Третье организационно-педагогическое условие – организация образо-
вательных со-бытий – совместных мероприятий для педагогов, подростков и
родителей в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории –
реализовалось в рамках освоения участниками образовательных отношений
разделов и тем комплекса рабочих программ. Применялись следующие формы
образовательных со-бытий для педагогов, подростков и родителей: круглый
стол («Права и обязанности в выборе индивидуальной образовательной траек-
тории»), практическое занятие с элементами тренинга («Базовый и дополни-
тельный компоненты индивидуальной образовательной траектории: обсужде-
ние и корректировка выбора»), конференция («Мой выбор индивидуальной об-
разовательной траектории»), совместный просмотр и обсуждение образова-
тельного кино (фильмы «Кнопка», «Диалог», «Волк наоборот»), конкурсы
(«Образовательный выбор родителей и подростков: сходства и различия») и др.
Методы образовательных со-бытий: дискуссия, анализ проблемных ситуаций,
презентации, рефлексивный круг, создание ситуации успеха и др.
В результате проделанной работы на основе данных, полученных в ходе
итогового среза, выявлена положительная динамика в развитии готовности
подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории при реали-
зации модели педагогического сопровождения и комплекса организационно-
педагогических условий. Во всех экспериментальных группах достоверно по-
высилось количество подростков с достаточным уровнем готовности к выбору
индивидуальной образовательной траектории: в ЭГ-1 – на 25 %, в ЭГ-2 – на
22 %, в ЭГ-3 – на 33 %, в ЭГ-4 – на 41 %. На основе анализа полученных эмпи-
рических и статистических данных можно сделать вывод об эффективности
примененияразработанноймоделиикомплексаорганизационно-
педагогических условий ее реализации в целях развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории.
В заключении представлены результаты исследования в соответствии
с поставленными целью и задачами, подтверждающие выдвинутую гипотезу и
обобщенные в следующих основных выводах:
1. Актуальность настоящего исследования на современном этапе разви-
тия педагогики обусловлена: на социально-педагогическом уровне – требовани-
ями общества и государства к развитию готовности подростков действовать
в ситуации неопределенности, осуществлять самостоятельный и осознанный
выбор в учебной деятельности, социальной практике, участвовать в построении
индивидуальной образовательной траектории; на научно-теоретическом
уровне – необходимостью выявления и обоснования теоретико-
методологических оснований педагогического сопровождения развития
готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траекто-
рии; на практическом уровне – потребностью в разработке системы педагоги-
ческого сопровождения развития готовности подростков к выбору индивиду-
альной образовательной траектории.
2. Историография проблемы развития готовности подростков к выбору
индивидуальной образовательной траектории включает подготовительный и три
основных этапа, смена которых определялась социально-историческими, теорети-
ко-методологическими и опытно-практическими предпосылками в развитии ис-
следуемой проблемы: 1917 – 1960 гг. – исследуемая научная задача еще не являет-
ся предметом научного интереса и изучения, однако происходит развитие ее от-
дельных аспектов; 1961 – 1990 гг. – зарождение научного интереса к образова-
тельному выбору на основе индивидуального подхода к обучающемуся, активное
развитие форм и методов индивидуализации обучения стимулируют развитие
научной задачи; 1991 г. – по настоящее время – представление о педагогическом
сопровождении обучающегося в образовательном процессе как самостоятельном
феномене, осознание необходимости формирования умений учиться и адаптиро-
ваться к новым условиям жизнедеятельности в ситуации повышенной неопреде-
ленности настоящего и будущего способствуют поиску путей решения постав-
ленной научной задачи.
3. Основными для исследуемой научной задачи стали понятия:
‒ готовность подростка к выбору индивидуальной образовательной
траектории – комплексная индивидуально-психологическая характеристика
личности подростка, отражающая его развивающуюся способность совершать
осознанный, самостоятельный и ответственный выбор индивидуального пути
достижения образовательных целей в непосредственном или опосредованном
взаимодействии с участниками образовательных отношений (педагогами, роди-
телями, другими обучающимися);
‒ педагогическое сопровождение развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории – особая профессио-
нальная деятельность педагога, сущность которой заключается в руководстве
самореализацией подростками развивающейся готовности и направлении ее
в социально приемлемое и лично востребованное русло. Значимыми аспектами
педагогического сопровождения являются педагогическое содействие и педаго-
гическое наставничество.
4. На основе системного, деятельностного и партисипативного теорети-
ко-методологических подходов разработана модель педагогического сопровож-
дения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образова-
тельной траектории, которая включает ориентирующе-целевой, содержательно-
методический и диагностико-оценочный компоненты, выполняющие целеобра-
зующую, нормативно-регламентирующую, ориентирующую, организационную,
деятельностную, когнитивную, стимулирующую, оценочную, аналитическую,
корректирующую функции, реализуется с опорой на принципы гуманизма,
ценностной направленности, субъектности, синергизма, ориентации на само-
стоятельность, открытого взаимодействия участников образовательных отно-
шений, вариативности.
5. Учитывая возрастные особенности подростков и роль значимых
взрослых в развитии готовности к выбору индивидуальной образовательной
траектории, мы считаем необходимым осуществлять педагогическое сопровож-
дение этого процесса в специально заданном пространстве образовательных
отношений педагогов, подростков и родителей, которое проектируется посред-
ством основных координат: нормативно-регламентирующей, перспективно-
ориентирующей,деятельностно-стимулирующей,коммуникативно-
информационной.
6. Поэтапная реализация компонентов модели на практике осуществля-
ется посредством постепенного освоения участниками образовательных отно-
шений специально разработанного комплекса рабочих программ «Выбираем
вместе»: программы курса внеурочной деятельности для обучающихся 6–7 клас-
сов «Мой выбор индивидуальной образовательной траектории», программы курса
для родителей «Поддержка подростков в процессе выбора индивидуальной обра-
зовательной траектории» и программы онлайн-курса тематических образователь-
ных подкастов для родителей и педагогов «Дети и взрослые в процессе выбора
индивидуальной образовательной траектории».
7. Успешная реализация модели обеспечивается комплексом необходимых
и достаточных организационно-педагогических условий, выявленных на основе
теоретико-методологических подходов исследования: 1) создание виртуальной
образовательной среды для поддержания непрерывного, регулярного опосредо-
ванного взаимодействия всех участников образовательных отношений, информа-
ционного обмена и обратной связи в процессе выбора индивидуальной образова-
тельной траектории; 2) просвещение родителей, оказание методической и кон-
сультативной помощи по вопросам поддержки подростков в процессе выбора ин-
дивидуальной образовательной траектории; 3) организация образовательных со-
бытий – совместных мероприятий для педагогов, подростков и родителей
в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории.
8. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффектив-
ность реализации модели и комплекса организационно-педагогических условий
педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору инди-
видуальной образовательной траектории.
Проведенное исследование не исчерпывает всех возможных аспектов ре-
шения научной задачи. Продолжение исследования необходимо в следующих
направлениях: подготовка педагогов, подростков и родителей к проектирова-
нию вариантов индивидуальной образовательной траектории; развитие готов-
ности педагогов к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с родите-
лями и подростками в процессе выбора индивидуальной образовательной
траектории и развития готовности к этому выбору; развитие готовности под-
ростков к эффективному сотрудничеству с родителями и педагогами в процессе
выбора и проектирования индивидуальной образовательной траектории; при-
менение участниками образовательных отношений электронных ресурсов
в процессе выбора и проектирования индивидуальной образовательной
траектории.

Актуальность исследования. Современный человек должен постоянно
адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям окружающего мира.
Неопределенность становится одной из ведущих характеристик жизни
(Д. Канеман, Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, А. Тверски) [76; 92; 93; 94; 112].
В числе глобальных экономических задач – создание условий для экономиче-
ской конкурентоспособности России посредством увеличения количества рабо-
чих мест, подразумевающих аналитическую работу, творчество, импровизацию,
работу в условиях неопределенности [178; 253]. Умения критически мыслить,
оценивать ситуацию и принимать решения, быстро адаптироваться к изменяю-
щимся условиям в режиме неопределенности занимают важное место среди
компетенций будущего – гибких навыков ХХI века [132; 213].
Система образования призвана соответствовать требованиям общества
и реагировать на происходящие в нем изменения. Одной из актуальных задач
на современном этапе становится формирование умений принимать решения
и совершать выбор в условиях неопределенности [95; 96; 98; 138; 196]. Усво-
ение знаний о выборе, развитие умений применять эти знания на практике,
приобретение соответствующего опыта происходит в образовательной дея-
тельности и взаимодействии с основными участниками образовательных от-
ношений. Сегодня обучающиеся выбирают новые образовательные техноло-
гии, новые способы коммуникации, новые образовательные и профессио-
нальные среды [120; 166]. В условиях цифровизации также важно учитывать
изменение информационного пространства, в котором происходит взросле-
ние, его возможности, позволяющие иначе формировать круг общения, по-
другому выстраивать отношения с миром [120; 250; 251; 252]. Значительно
возрастает число альтернатив, а также скорость принятия решения и реали-
зации выбора в единицу времени.
Одним из актуальных предметов для выбора обучающихся является
индивидуальная образовательная траектория, представляющая собой модель,
в соответствии с которой происходит его движение в открытом образова-
тельном пространстве, освоение умений ставить социально и лично значи-
мые цели. Тем самым развивается готовность обучающегося к выбору
в образовательной деятельности, а затем и в других сферах жизнедеятельно-
сти. Наиболее благоприятным для развития такой готовности является ран-
ний подростковый возраст. По мнению исследователей, именно в этот пери-
од происходит открытие, или «второе рождение», собственного Я подростка
и обобщение знаний о себе как личности в отношениях с другими людьми и
миром во временной перспективе, а также появляется пространство для са-
мостоятельного выбора, подростки начинают осознавать ответственность за
свои поступки (П. Блос, Ш. Бюлер, Ж.-Ж. Руссо, Г. Салливан, Г.С. Холл,
Э. Эриксон и др.) [3; 28; 29; 140; 241]. Сформированное целостное представ-
ление подростка о себе и принятие себя обеспечивает в дальнейшем возмож-
ность вхождения в социум и установление полноценных социальных отно-
шений, а также способствует развитию значимого возрастного новообразова-
ния – способности подростка оставаться верным выбранным интересам, цен-
ностям, моральным нормам в противоречивых ситуациях (Э. Эриксон) [244].
Мы сосредоточиваем внимание на раннем подростковом возрасте, или
предпубертатном периоде, обозначаемом в различных классификациях воз-
растными границами от 10–11 лет до 12–14 лет. Именно эта стадия раннего
подросткового возраста (10–14 лет) имеет особое значение для последующих
этапов развития (Е. Ел, П. Блос, Э. Шпранглер) [33; 226]. При этом негативная
фаза раннего подросткового возраста, характеризующаяся в основном как про-
явление отрицания в формах повышенной чувствительности и раздражительно-
сти, снижения работоспособности, психической и физической утомляемости,
потери интересов и др., постепенно переходит в позитивную фазу (П. Блос,
Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Г.С. Холл, Э. Шпранглер, В. Штерн,
Э. Эриксон и др.). Мы разделяем мнение исследователей, допускающих воз-
можность протекания кризиса раннего подросткового возраста с менее выра-
женными негативными симптомами. Способствовать этому может сформиро-
ванная активная позиция подростка, развитие умения принимать самостоятель-
ные решения и осознание ответственности за свои поступки (П. Блос, Е. Ела,
Г.С. Салливан, Э. Шпранглер, Э. Эриксон и др.) [3; 33; 140; 244].
На период раннего подросткового возраста приходится начало сепара-
ции от взрослых: пересматривается авторитет родителей, требования и запре-
ты общества. В отношениях между подростками и родителями могут возни-
кать ссоры и конфликты. Также возможно нарушение общественных норм и
правил. В образовательной деятельности отмечается снижение познаватель-
ной мотивации подростка, возможны кардинальные изменения в выборе об-
разовательной траектории. При этом важно отметить, что, с одной стороны,
происходит сепарация от взрослых – педагогов и родителей, с другой – под-
росток еще не имеет достаточного уровня знаний и развития способностей,
личного опыта для самостоятельного выбора и его реализации в различных
сферах. В контексте настоящего исследования разрешение этого противоре-
чия мы видим в установлении поддерживающих отношений подростков
с родителями и педагогами, сопровождающими образовательный выбор и
развитие готовности к выбору индивидуальной образовательной траектории.
Выбор подростком индивидуальной образовательной траектории может рас-
сматриваться как предварительная проба, позволяющая обучающемуся вы-
строить отношения с самим собой, педагогами и родителями, определиться
с позицией относительно различных видов деятельности, разобраться в своих
интересах. Приобретенный личный опыт выбора индивидуальной образова-
тельной траектории будет полезен подростку в дальнейшем в ситуациях не-
определенности в различных сферах жизнедеятельности.
Актуальность развития готовности подростков к самостоятельному
осознанному выбору в образовательной деятельности отражена в следую-
щих нормативных актах и проектах: федеральном законе «Об образовании
в Российской Федерации» [173], федеральных государственных образова-
тельных стандартах основного общего и среднего образования [217], «Наци-
ональной доктрине образования в Российской Федерации» [168], «Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [174],
национальном проекте «Образование» [147], федеральных проектах «Успех
каждого ребенка» [230], «Билет в будущее» [147], «Шоу профессий» [240],
«Worldskils» [219] и др. В числе требований ФГОС ООО к личностным ре-
зультатам, обеспечивающим адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды, – способность действовать в усло-
виях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других [216, с. 92]. Метапредметные результаты освоения обучаю-
щимися программ основного общего образования включают готовность к са-
мостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории [216, с. 88]. Также ФГОС ООО направлен на создание условий
для индивидуализации процесса образования посредством проектирования и
реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной са-
мостоятельно работы обучающихся при поддержке педагогических работни-
ков [216, с. 77].
Различные аспекты исследуемой проблемы изучаются современными
исследователями. Е.А. Александрова, С.В. Гаязов, Э.Ф. Зеер, В.П. Сысоев,
А.В. Хуторской рассматривают подходы к определению индивидуальной
образовательной траектории и ее сущностных характеристик [5; 61; 230;
231]; В.Н. Игнатович, С.С. Игнатович, Н.Б. Крылова, З.В. Руссак, М.Н. Фи-
латова – возрастные аспекты проектирования индивидуальной образова-
тельной траектории, особенности ее проектирования в общем и дополни-
тельном образовании [181; 221; 222]; Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, М.В. Зин-
натова, Е.В. Лебедева – вопросы проектирования индивидуальной образова-
тельной траектории в процессе непрерывного образования [61; 68];
А.М. Ветрова, А.А. Заславский, М.В. Лапёнок, В.В. Макеева, А.В. Слепухин
– проектирование и реализацию индивидуальной образовательной траекто-
рии с использованием электронных образовательных ресурсов [28; 43; 58;
102; 126]. Однако, несмотря на актуальный социальный заказ, проблема
развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной
траектории является на сегодняшний день малоизученной и требует прира-
щения знаний в теории педагогики и поиска решений в практике
образования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы можем
сделать вывод о значении для развития готовности подростков к выбору ин-
дивидуальной образовательной траектории общения, взаимодействия и вы-
страивания отношений с другими людьми, на которых направлена деятель-
ность субъекта (Е.А. Бессонова, В.М. Гребенникова, И.Ю. Гутник, Л.А. Ко-
солапова, Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, Г.Н. Сериков, В.И. Слободчиков,
И.М. Улановская и др.) [36; 82; 83; 152; 159; 160; 163; 180; 186; 195; 198; 207;
208]. В качестве значимых других для подростка в этом процессе могут вы-
ступать родители и педагоги как основные участники образовательных от-
ношений. Руководство взаимодействием и сотрудничеством основных участ-
ников образовательных отношений в процессе развития готовности подрост-
ков к выбору индивидуальной образовательной траектории осуществляется
педагогом в рамках педагогического сопровождения как особого вида про-
фессиональной деятельности.
Педагогическое сопровождение развития готовности подростков к вы-
бору индивидуальной образовательной траектории является малоизученным
процессом [16; 21]. Понятие и сущность педагогического сопровождения
рассматривается в трудах О.С. Газмана, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина,
А.П. Тряпицыной, Н.О. Яковлевой и др. [48; 49; 189; 248]. Значение педаго-
гического сопровождения развития готовности к выбору в целом и выбору
индивидуальной образовательной траектории в частности подчеркивается
в работах Е.А. Бессоновой, В.М. Гребенниковой, И.Ю. Гутник, В.К. Игнато-
вич, Л.А. Косолаповой, А.П. Тряпицыной и др. [98; 138; 164; 199]. В теорети-
ческих исследованиях Е.А. Александровой, Т.И. Бонкало, В.М. Гребеннико-
вой, В.К. Игнатович, Н.В. Касициной, Л.А. Косолаповой, В.Т. Кудрявцевой,
В.Н. Погодина, Г.Н. Серикова и др. рассматриваются вопросы педагогиче-
ского партнерства, взаимодействия и сотрудничества родителей, педагогов и
обучающихся как основных участников образовательных отношений в про-
цессе выбора и проектирования индивидуальной образовательной траекто-
рии [20; 35; 50; 52; 96; 97; 138; 152; 190]. Т.М. Ковалева, Н.В. Мезенцева,
С.Ю. Теров и др. исследуют готовность педагогов быть наставниками и по-
мощниками в построении индивидуальной образовательной траектории и
управлении ею [134].
На основе уже имеющихся знаний, отраженных в диссертационных ра-
ботах, монографиях и публикациях в периодических изданиях, мы можем
прогнозировать возможность приращения знаний, а также новизну ожидае-
мых результатов исследования педагогического сопровождения развития го-
товности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории.
В современной практике образования также не в полной мере уделяет-
ся внимание обучению осознанному самостоятельному выбору в образова-
тельной деятельности и развитию готовности подростков к выбору индиви-
дуальной образовательной траектории [5; 8; 64; 65]. Данные проведенного
нами в ходе констатирующего исследования опроса педагогов, родителей и
обучающихся 6–7 классов МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябин-
ска» позволяют констатировать отсутствие систематического и регулярного
взаимодействия родителей, педагогов и подростков по вопросам выбора ин-
дивидуальной образовательной траектории. 66 % обучающихся при само-
определении и выборе индивидуальной образовательной траектории взаимо-
действуют с родителями всегда (25 %) или часто (41 %). 84 % обучающихся
отметили, что родители прислушиваются к их мнению при выборе индиви-
дуальной образовательной траектории всегда (45 %) или часто (39 %).
25 % обучающихся, осуществляя выбор индивидуальной образовательной
траектории, принимают решение самостоятельно, (43 %) – вместе с родите-
лями [15; 16; 22]. Важно также отметить, что, по результатам исследования,
34 % обучающихся обсуждают вопросы выбора индивидуальной образова-
тельной траектории с родителями редко (29 %) или никогда (5 %); у 10 %
обучающихся родители не прислушиваются к мнению своих детей и делают
выбор за них. К классному руководителю с вопросами выбора индивидуаль-
ной образовательной траектории обращаются редко (30 %) или не обращают-
ся совсем (55 %). Также в ходе констатирующего эксперимента нами была
проведена диагностика, результаты которой показали, что в среднем 70 %
обучающихся имеют лишь начальный уровень развития готовности к выбору
индивидуальной образовательной траектории.
Результаты практического исследования позволяют сделать вывод
о том, что по вопросам выбора индивидуальной образовательной траектории
взаимодействие преимущественно осуществляется между родителями и под-
ростками, но не всегда оно является эффективным, так как родители склонны
не брать во внимание мнение детей и принимают окончательное решение са-
мостоятельно, не учитывая их интересы и потребности. Взаимодействие
в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории в подсисте-
мах «родители – педагоги» (классный руководитель, педагоги дополнитель-
ного образования, педагоги-предметники), а также «педагоги – подростки»
является незначительным.
На основе теоретического анализа социального заказа, нормативных
документов, психолого-педагогической литературы и практики образования
можно сделать вывод, что актуальность настоящего исследования обусловлена:
‒ на социально-педагогическом уровне – требованиями общества и
государства к развитию готовности подростков действовать в ситуации не-
определенности, осуществлять самостоятельный и осознанный выбор
в учебной деятельности, социальной практике, участвовать в построении ин-
дивидуальной образовательной траектории;
‒ на научно-теоретическом уровне – необходимостью выявления и
обоснования теоретико-методологических оснований педагогического со-
провождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной
образовательной траектории;
‒ на практическом уровне – потребностью в разработке системы пе-
дагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору
индивидуальной образовательной траектории.
Анализ и обобщение обострившихся противоречий, теоретических работ
и практического опыта образования, а также результатов проведенных опросов
участников образовательных отношений позволили сформулировать проблему
исследования в форме научной задачи, требующей разрешения: как обеспе-
чить эффективность педагогического сопровождения развития готовности
подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории?
Постановка проблемы и формулировка научной задачи позволили
определиться с выбором темы исследования: «Педагогическое сопровожде-
ние развития готовности подростков к выбору индивидуальной образова-
тельной траектории».
Обоснование актуальности исследования послужило предпосылкой для
уточнения цели исследования: теоретически обосновать, разработать и экс-
периментально проверить модель педагогического сопровождения готовно-
сти подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории и ор-
ганизационно-педагогические условия ее эффективной реализации.
Объект исследования: процесс развития готовности подростков к вы-
бору индивидуальной образовательной траектории.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение развития го-
товности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории.
В основу исследования положена гипотеза о возможных путях реше-
ния поставленной научной задачи: развитие готовности подростков к выбору
индивидуальной образовательной траектории будет успешным, если:
1) реализовать модель педагогического сопровождения, которая:
‒ разработана на основе комплекса системного, деятельностного и
партисипативного подходов с учетом функционирования в специально за-
данном пространстве образовательных отношений, характеризующемся сле-
дующими основными признаками (координатами): нормативно-
регламентирующим, перспективно-ориентирующим, деятельностно-
стимулирующим, коммуникативно-информационным;
‒ включает ориентирующе-целевой, содержательно-методический,
диагностико-оценочный компоненты, которые выполняют целеобразующую,
нормативно-регламентирующую, ориентирующую, организационную, дея-
тельностную, когнитивную, стимулирующую, оценочную, аналитическую,
корректирующую функции;
‒ опирается на принципы гуманизма, ценностной направленности,
субъектности, синергизма, ориентации на самостоятельность, открытого вза-
имодействия участников образовательных отношений, вариативности;
2) обеспечить комплекс организационно-педагогических условий, выяв-
ленных на основе системного, деятельностного, партисипативного подходов:
‒ создание виртуальной образовательной среды для поддержания не-
прерывного, регулярного опосредованного взаимодействия всех участников
образовательных отношений, информационного обмена и обратной связи
в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории;
‒ просвещение родителей, оказание методической и консультативной
помощи по вопросам поддержки подростков в процессе выбора индивиду-
альной образовательной траектории;
‒ организация образовательных со-бытий – совместных мероприятий
для педагогов, подростков и родителей в процессе выбора индивидуальной
образовательной траектории.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования опреде-
лены следующие задачи:
1) изучить состояние научной задачи в теории педагогики и практике
образования, выявить предпосылки ее становления и особенности развития
по настоящее время;
2) определить теоретико-методологические основания для разработки
модели педагогического сопровождения развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории;
3) разработать и апробировать на практике модель педагогического
сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной
образовательной траектории;
4) выявить и экспериментально проверить комплекс организационно-
педагогических условий эффективной реализации разработанной модели;
5) разработать методические рекомендации для участников образова-
тельных отношений по развитию готовности подростков к выбору индивиду-
альной образовательной траектории.
Методологическую основу исследования составляют: на философском
уровне – законы диалектики; на общенаучном уровне – основные идеи и поло-
жения системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.А. Данилов,
В.С. Ильин, Ю.А. Конаржевский, Ф.Ф. Королев, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин
и др.); на частнонаучном уровне – гуманно-ориентированная и системно-
синергетическая методология (И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков и др.); на техно-
логическом уровне – основные идеи и положения деятельностного
(К.А. Абдульханова-Славская, В.С. Безруков, А.В. Брушлинский, Л.С. Выгот-
ский, П.Я. Гальперин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и
партисипативного (О.Ю. Афанасьева, Т.М. Давыденко, И.А. Кравченко,
Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, А.А. Пелипенко, Г.В. Щекин и др.) подходов.
Теоретическую основу исследования составляют: теории индивидуа-
лизации образования (В.М. Гладких, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский,
М.Н. Скаткин, Г.С. Сухобская, И.Э. Унт, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков,
Г.И. Щукина и др.), свободного воспитания (К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи,
М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, П.Г. Щедровицкий и др.),
педагогической поддержки (О.С. Газман, Д.В. Курников, А.В. Мудрик и др.),
педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковле-
ва и др.), педагогического моделирования (А.Н. Дахин, Е.С. Заир-Бек,
Е.А. Лодатко, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, В.А. Ясвин и др.), педагогическо-
го эксперимента (В.В. Краевский, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, И.П. Хар-
ламов и др.); деятельностно-процессуальная концепция выбора (Д.А. Леон-
тьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.В. Пилипко и др.), концепция организации вирту-
альной образовательной среды (М.Е. Вайндорф-Сысоева), концепция систе-
мы профессиональной помощи родителям в воспитании детей (Родитель-
ские университеты).
База исследования – МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябин-
ска». Всего в исследовании приняли участие 144 обучающихся 6–7 классов,
72 родителя и 16 педагогов (классных руководителей, педагогов-
предметников и педагогов дополнительного образования).
Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в три
этапа с 2018 г. по 2022 г.
На первом этапе (2018–2019 гг.) изучался социальный заказ, а также
констатировалось состояние научной задачи в теории педагогики и практике
образования в исторической ретроспективе и в настоящее время. Была разра-
ботана и реализована программа констатирующего исследования. На основе
анализа нормативных документов и научно-практической литературы, а так-
же практики образования было определено проблемное поле исследования,
разработана понятийная матрица. На данном этапе разработана периодиза-
ция, определены предпосылки становления и особенности развития научной
задачи. Определены ключевые понятия и разработана понятийная матрица
исследования. Уточнены и описаны параметры исследования, разработаны и
обоснованы критерии, показатели, уровни, шкалы для их оценки, подобраны
методики измерения. В ходе констатирующего исследования были проведе-
ны контент-анализ научных статей за период с 2014 г. по 2022 г., анкетиро-
вание педагогов, родителей и подростков с целью выявления уровней разви-
тия готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной тра-
ектории и особенностей образовательных отношений. Методы исследова-
ния на первом этапе: теоретические – изучение и анализ научной литературы
(ретроспективный анализ, сравнительный анализ), анализ документации,
контент-анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обоб-
щение; эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование.
На втором этапе (2019–2020 гг.) осуществлялся поиск инновацион-
ных путей решения научной задачи. На данном этапе были определены тео-
ретико-методологические основания исследования, осуществлялось теорети-
ческое осмысление и обоснование педагогической целесообразности разра-
ботанной модели педагогического сопровождения развития готовности под-
ростков к выбору индивидуальной образовательной траектории и комплекса
организационно-педагогических условий ее реализации. Была определена
новизна результатов исследования, их теоретическая и практическая значи-
мость. Также происходила разработка методических материалов для внедре-
ния результатов исследования в практику образования. Разработана про-
грамма формирующего эксперимента, в ходе которого осуществлялась
апробация содержания модели и комплекса организационно-педагогических
условий на базе МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска».
Разработаны и реализованы рабочие программы и методические рекоменда-
ции для участников образовательных отношений. На данном этапе в модель
внесены корректировки, необходимость которых была выявлена в ходе фор-
мирующего эксперимента. Методы исследования на втором этапе:
теоретические – системный анализ, анализ документации, сравнение, обоб-
щение, абстрагирование, конкретизация; эмпирические – наблюдение,
беседа, опросы, тестирование, методы математической статистики; экспери-
ментально-теоретические – моделирование, эксперимент.
На третьем этапе (2020–2022 гг.) осуществлялись анализ, синтез и
оценка результатов исследования, на основе чего были сформулированы ос-
новные выводы, а также оформлялся текст диссертации. Методы
исследования на третьем этапе: теоретические – анализ и синтез, сравнение,
абстрагирование, обобщение и конкретизация; эмпирические – методы мате-
матической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Готовность подростка к выбору индивидуальной образовательной
траектории – это комплексная индивидуально-психологическая характери-
стика личности подростка, отражающая его развивающуюся способность со-
вершать осознанный, самостоятельный и ответственный выбор индивиду-
ального пути достижения образовательных целей в непосредственном или
опосредованном взаимодействии с участниками образовательных отношений
(педагогами, родителями, другими обучающимися).
2. Готовность подростка к выбору индивидуальной образовательной
траектории включает следующие взаимосвязанные компоненты: усвоенные
знания о выборе индивидуальной образовательной траектории, умения приме-
нить усвоенные знания в практической деятельности выбора индивидуальной
образовательной траектории (когнитивно-операциональный компонент), при-
обретенный личный опыт выбора индивидуальной образовательной траектории
(процессуальный компонент), нравственная позиция подростка в процессе вы-
бора индивидуальной образовательной траектории, базирующаяся на сформи-
рованных ценностях (личностно-рефлексивный компонент).
3. Методологическим основанием для разработки модели педагогиче-
ского сопровождения развития готовности подростков к выбору индивиду-
альной образовательной траектории является комплекс системного, дея-
тельностного и партисипативного подходов.
4. Модель педагогического сопровождения развития готовности под-
ростков к выбору индивидуальной образовательной траектории разработана
с учетом функционирования в специально заданном пространстве образова-
тельных отношений педагогов, подростков и родителей, характеризующемся
нормативно-регламентирующим, перспективно-ориентирующим, деятель-
ностно-стимулирующим и коммуникативно-информационным признаками
(координатами); включает ориентирующе-целевой, содержательно-
методический, диагностико-оценочный структурные компоненты; опирается
на принципы гуманизма, ценностной направленности, субъектности, синер-
гизма, ориентации на самостоятельность, открытого взаимодействия
участников образовательных отношений, вариативности.
5. Эффективной реализации модели способствует комплекс организа-
ционно-педагогических условий: создание виртуальной образовательной
среды для поддержания непрерывного, регулярного опосредованного взаи-
модействия всех участников образовательных отношений, информационного
обмена и обратной связи в процессе выбора индивидуальной образователь-
ной траектории; просвещение родителей, оказание методической и консуль-
тативной помощи по вопросам поддержки подростков в процессе выбора ин-
дивидуальной образовательной траектории; организация образовательных
со-бытий – совместных мероприятий для педагогов, подростков и родителей
в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории.
Научная новизна исследования:
1. Разработаны методологические основы исследования развития го-
товности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории
– комплекс системного (определение готовности подростков к выбору инди-
видуальной образовательной траектории как системы взаимосвязанных ком-
понентов и разработка соответствующей модели педагогического сопровож-
дения ее развития), деятельностного (выявление специфики деятельности
подростков, педагогов и родителей как основных участников образователь-
ных отношений и особенностей их взаимодействия в процессе развития го-
товности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории)
и партисипативного (ориентация взаимодействия подростков, педагогов и
родителей на сотрудничество, соуправление, поиск согласия в процессе вы-
бора индивидуальной образовательной траектории и развития готовности
подростков к этому выбору) подходов.
2. На основе комплекса системного, деятельностного и партисипатив-
ного подходов с учетом влияния пространства образовательных отношений
педагогов, подростков и родителей разработана модель педагогического со-
провождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной об-
разовательной траектории, включающая ориентирующе-целевой, содержа-
тельно-методический и диагностико-оценочный компоненты, опирающая на
принципы гуманизма, ценностной направленности, субъектности, синергиз-
ма, ориентации на самостоятельность, открытого взаимодействия участников
образовательных отношений, вариативности.
3. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен
комплекс организационно-педагогических условий эффективной реализации
модели педагогического сопровождения развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории: создание виртуаль-
ной образовательной среды для поддержания непрерывного, регулярного
опосредованного взаимодействия всех участников образовательных отноше-
ний, информационного обмена и обратной связи в процессе выбора индиви-
дуальной образовательной траектории; просвещение родителей, оказание ме-
тодической и консультативной помощи по вопросам поддержки подростков
в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории; организа-
ция образовательных со-бытий – совместных мероприятий для педагогов,
подростков и родителей в процессе выбора индивидуальной образовательной
траектории.
Теоретическая значимость исследования заключается в приращении
научных знаний об особенностях педагогического сопровождения развития
готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траекто-
рии с учетом влияния пространства образовательных отношений педагогов,
подростков и родителей:
1) исследовано состояние научной задачи в различные исторические
периоды и в настоящее время, что существенно обогащает педагогическую
теорию данными о возможных путях ее решения;
2) предложено расширенное понимание категории «готовность под-
ростков к выбору индивидуальной образовательной траектории», учитыва-
ющее интегративный характер структурных компонентов готовности, ориен-
тацию на индивидуальные особенности и образовательные потребности под-
ростков, влияние непосредственного и опосредованного взаимодействия
подростков с педагогами и родителями как основными участниками образо-
вательных отношений;
3) уточнено содержание таких понятий, как «выбор индивидуальной
образовательной траектории», «готовность к выбору индивидуальной обра-
зовательной траектории», «педагогическое сопровождение развития готовно-
сти подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории», что
расширяет понятийно-терминологический аппарат педагогической теории;
4) выявлен и реализован комплекс методологических подходов – си-
стемного, деятельностного и партисипативного – к решению научной задачи,
дополняющий методологические основы педагогики;
5) определена структура готовности подростков к выбору индивиду-
альной образовательной траектории, включающая когнитивно-
операциональный, процессуальный и личностно-рефлексивный компоненты,
которые учтены при разработке и реализации модели педагогического сопро-
вождения ее развития;
6) выявлены этапы педагогического сопровождения развития готовно-
сти подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории,
определено их методическое и технологическое содержание с учетом осо-
бенностей реализации в пространстве образовательных отношений педаго-
гов, подростков и родителей и уровней развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории;
7) определены принципы эффективной реализации модели педагоги-
ческого сопровождения развития готовности подростков к выбору индивиду-
альной образовательной траектории: гуманизма, ценностной направленности,
субъектности, синергизма, ориентации на самостоятельность, открытого вза-
имодействия участников образовательных отношений, вариативности;
8) выявлены нормативно-регламентирующие, перспективно-
ориентирующие, деятельностно-стимулирующие и коммуникативно-
информационные признаки (координаты) пространства образовательных от-
ношений педагогов, подростков и родителей.
Практическая значимость исследования:
1) подтверждено в практике образования положительное влияние на
развитие готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной
траектории реализации: а) модели педагогического сопровождения, реализую-
щейся поэтапно в пространстве образовательных отношений педагогов, под-
ростков и родителей с учетом уровней развития готовности подростков к выбо-
ру индивидуальной образовательной траектории и при условии соблюдения
комплекса организационно-педагогических условий; б) комплекса рабочих про-
грамм для участников образовательных отношений «Выбираем вместе»: курса
внеурочной деятельности для подростков «Мой выбор индивидуальной образо-
вательной траектории»; программы для родителей «Поддержка обучающихся
в выборе индивидуальной образовательной траектории», программы тематиче-
ских образовательных подкастов для родителей и педагогов «Дети и взрослые
в выборе индивидуальной образовательной траектории»;
2) разработана и внедрена виртуальная образовательная среда реали-
зации модели педагогического сопровождения развития готовности подрост-
ков к выбору индивидуальной образовательной траектории, включающая
информационное обеспечение и online-ресурсы для коммуникации и уста-
новления обратной связи участников образовательных отношений;
3) разработано и реализовано методическое обеспечение реализации
модели педагогического сопровождения развития готовности подростков
к выбору индивидуальной образовательной траектории – методические ре-
комендации для участников образовательных отношений;
4) выявлены критерии и показатели готовности подростков к выбору
индивидуальной образовательной траектории и подобран соответствующий
диагностический аппарат.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов
исследования определяется процедурами верификации их соответствия
имеющимся в педагогической теории знаниям, сложившимся педагогиче-
ским теориям, а также практике образования в ходе применения методологи-
ческих подходов, комплекса теоретических, эмпирических и статистических
методов, экспериментальной работы.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе
опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ «Академический лицей
№ 95 г. Челябинска», а их апробация посредством:
‒ публикации в научно-периодических изданиях, рекомендованных
ВАК Минобрнауки России: «Вестник Южно-Уральского государственного
университета» (2018, 2019, 2020, 2021), «Сибирский педагогический журнал»
(2020), в научных изданиях, включенных в базу данных Scopus (2019, 2020),
в сборниках конференций (г. Челябинск – 2019, 2020, 2021 гг., г. Ярославль –
2019 г., г. Москва – 2021 г.);
‒ выступлений с докладами и их обсуждений на научно-практических
конференциях различного уровня: международных – «Менеджмент качества,
транспортная и информационная безопасность, информационные техноло-
гии» IT&QM&IS – 2019 (Сочи, 2019), «Менеджмент качества, транспортная и
информационная безопасность, информационные технологии» IT&QM&IS –
2020 (Ярославль, 2020); всероссийских с международным участием – «Тью-
торское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессио-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Развитие готовности обучающихся к выбору образовательной деятельности: обзор
    Е.В. Батина // Сибирский педагогический журнал. – 2–№ – С. 160–172 (0,8 п.л.).
    Признаки готовности обучающихся к выбору индивидуально-ориентированной траектории образовательной деятельности
    Е.В. Батина,Г.Н. Сериков // Вестник Южно-Уральского государственного университета.Серия «Образование. Педагогические науки». – 2– Т. – № – С. 40–50(0,6/0,3 п.л.)
    Образовательные отношения педагогов, родителей и обучающихся в выборе дополнительного образования
    Е.В. Батина // Современный ребенок –современный педагог: материалы II Всероссийского научно-педагогическогофорума (12–29 марта 2019 г.). – Челябинск, 2– С. 21–24 (0,3 п.л.).
    К проблеме выбора дополнительного образования участниками образовательных отношений
    Е.В. Батина // Психология способностей и ода-ренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции / подред. В.А. Мазилова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2– C. 132–135 (0,3 п.л.).
    Единство рациональных и иррациональных аспектов выбора обучающихся 5–6-х классов направлений дополнительного образования
    Е.В. Ба-тина // Научный поиск: материалы одиннадцатой научной конференции аспи-рантов и докторантов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2–С. 183–191 (0,5 п.л.).
    Роль классного руководителя в сопровождении выбора образовательно-досуговой деятельности обучающихся основной школы
    Е.В. Батина // Науч-ный поиск: материалы двенадцатой научной конференции аспирантов и докторан-тов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2– С. 94–101 (0,5 п.л.).
    Просвещение родителей как педагогическое условие развития готовности подростков к выбору индивидуально-ориентированной траектории образовательной деятельности
    Е.В. Батина // Тьюторское сопровождение в системе об-щего, дополнительного и профессионального образования: материалы III Всерос-сийской научно-практической конференции с международным участием (Челя-бинск, 15–25 февраля 2021 г.). – Челябинск, 2– C. 48–54 (0,4 п.л.).
    Результаты эмпирического исследования способности подростков принимать творческие решения и совершать образовательный выбор
    Е.В. Ба-тина, Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Психология творчества и одарен-ности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференциис международным участием (15–17 ноября 2021 г.): в 3 ч. – М., 2– Ч. –С. 71–75 (0,3/0,1 п.л.).
    Понятие готовности обучающихся к выбору индивидуально-ориентированной траектории образовательной деятельности в контексте образовательных отношений с родителями и педагогами
    Е.В. Батина // Инноваци-онные парадигмы в образовании: смыслы, ценности, технологии: сборникнаучных статей. – Челябинск: Печатный Двор, 2– С. 28–34 (0,4 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»