Актуализация исследовательского потенциала курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД
РОССИИ
1.1. Научно-исследовательская деятельность как компонент современного высшего
профессионального образования
1.2. Понятийный аппарат и методологические основы исследовательского
потенциала курсантов и слушателей
1.3. Педагогические условия актуализации исследовательского потенциала
курсантов и слушателей
Заключение по главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
Заключение по главе
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСАНТОВ И
СЛУШАТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ:
ДИАГНОСТИКА, ФОРМИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ
3.1. Диагностика исследовательского потенциала слушателей, обучающихся на
выпускных курсах
3.2. Исследование эффективности новой учебной дисциплины «Основы научно-
исследовательской деятельности» и её модернизация с учётом специфики
исследовательской деятельности курсантов 1-го курса в процессе обучения
3.2.1. Сравнительная характеристика уровня исследовательского потенциала у
курсантов, осваивавших новую дисциплину «Основы научно-исследовательской
деятельности» (КГ) и курсантов обучавшихся по её модернизированному варианту
(ЭГ)
3.2.2. Сравнительная характеристика уровня освоения основной образовательной
программы курсантами, осваивавшими новую дисциплину «Основы научно-
исследовательской деятельности» (КГ) и курсантов обучавшихся по её
модернизированному варианту (ЭГ)
3.3. Исследование влияния научных кружков кафедр на повышение
исследовательского потенциала слушателей, обучающихся на выпускных
курсах
Заключение по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Во введении представлены методологические характеристики диссертационного исследования: научно обоснована суть проблемы; сформулирована гипотеза; определена цель и задачи исследования; представлен объект и предмет исследования; охарактеризована теоретическая основа исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость; описаны методы, используемые в исследовании, степень достоверности полученных результатов; отражены положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Обоснование проблемы актуализации исследовательского потенциала курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России» посвящена теоретическому анализу понятийного аппарата диссертации и современных подходов к изучению научно-
исследовательской деятельности обучающихся, а также выявлению педагогических условий актуализации исследовательского потенциала курсантов и слушателей.
На основании проведенного анализа определена значимость научно- исследовательской деятельности в современных условиях развития системы высшего профессионального образования. Изучено содержание образовательных моделей российских, китайских, английских и американских университетов, отражающих преимущества в развитии навыков исследовательской деятельности обучающихся. Выявлены причины резкого сокращения числа молодых ученых в образовательных организациях высшего образования России, а также трудности, возникающие перед обучающимися при проведении научных исследований. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт вузов по приобщению обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Анализ состояния научно-исследовательской деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России позволил выявить потребность у будущих сотрудников органов внутренних дел в получении знаний, умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, обеспечивающей объективность и качество решения профессиональных задач. Это в свою очередь требует поиска путей актуализации исследовательского потенциала, его формирования у курсантов и слушателей в процессе обучения и воспитания, а также реализации в системе основных научных мероприятий образовательных организаций высшего образования МВД России.
Анализ понятия «потенциал» показал необходимость его применения в контексте таких смысловых составляющих, как «накопление» и «запас». Вместе с тем ему близок синонимический ряд: «потенция», «ресурс», «резерв». Поэтому «исследовательский потенциал» можно считать результатом развития человека в различных условиях и под влиянием определённых факторов. При этом мы опирались на мнение академика Н.В. Бордовской с соавторами (2016) о том, что «исследовательский потенциал» отражает интеграцию природных склонностей индивидуума, а также сформированных в процессе его возрастного развития творческих способностей, которые реализуются в процессе поиска нового знания.
На основе фундаментальных трудов таких исследователей, как В.И. Хальзов (1991), Н.Ф. Гейжан (1995), В.Я. Кикоть (1998), Ю.А. Шаранов (2000), В.А. Торопов (2001), Н.Н. Силкин (2002), Е.И. Мещерякова (2003), Л.Т. Бородавко (2005), С.Н. Тихомиров (2006), А.А. Рожков (2006), Н.В. Сердюк (2013), И.Н. Скляренко (2014), Е.Н. Гривенная (2015), О.В. Свинарева (2017), исследовавших различные аспекты деятельности сотрудников ОВД, а также концептуальных трудов академика РАО Н.В. Бордовской, нами сделана попытка дать смысловое описание указанного выше понятия применительно к курсантам и слушателям образовательных организаций высшего образования МВД России. По-нашему мнению, это – готовность обучающегося к освоению методологии научного исследования в сфере правоохранительной деятельности, а также способность к применению полученных знаний, реализации сформированных умений и навыков для качественного решения образовательных задач в процессе обучения и практических задач в будущей профессиональной деятельности. Структура исследовательского потенциала должна включать следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий.
Поскольку в студенческом возрасте исследовательский потенциал необходимо побуждать и направлять или актуализировать, мы пришли к заключению, что на разных этапах обучения курсантов и слушателей он должен иметь разные векторы. Данные векторы должны переводить накопленные знания, сформированные умения и навыки исследовательской работы из потенциального состояния в актуальное действие и создавать условия, в которых научно- исследовательская деятельность обучающихся приобретает реальную продуктивность и научную значимость.
Базируясь на работах Н.Г. Закревской (2010), О.Г. Позднякова (2015), Ю. ФаньФань (2018), Е.Ю. Трояка (2019), М.С. Кожаева (2019), рассматривающих педагогические условия формирования готовности к исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей студентов, применительно к образовательным организациям высшего образования МВД России мы выделяем следующие:
1. Формирование мотивации курсантов и слушателей к научно- исследовательской работе.
2. Обогащение новой дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности», введенной в содержание профессионального образования вузов МВД России, проблемно-ориентированным контекстом, развивающим исследовательские способности обучающихся и формирующим их исследовательский потенциал.
3. Обеспечение в ходе образовательной деятельности целостности процессов научно-исследовательской работы обучающихся.
Проведенные нами аналитические исследования позволили также констатировать, что эффективными средствами актуализации исследовательского потенциала являются: научные кружки, научное общество, факультативы, научно- представительские мероприятия (круглые столы, практические конференции, форумы) по различным видам правоохранительной деятельности, конкурсы грантов, научные местные и зарубежные командировки.
Вторая глава «Организация и методы исследования» содержит алгоритмы организации и методы опытно-экспериментального исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научной и специальной литературы; наблюдение; опрос; анкетирование; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод экспертной оценки; метод сравнения полярных групп; статистические методы. Использовались дескриптивные методы статистической оценки (расчет среднего значения и стандартного отклонения), позволившие выявить статистическую значимость актуализации исследовательского потенциала курсантов под влиянием модернизированного содержания дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности».
Третья глава «Исследовательский потенциал курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России: диагностика, формирование, реализация» посвящена: диагностике исследовательского потенциала слушателей, обучающихся на выпускных курсах; выявлению причин, препятствующих привлечению курсантов и слушателей к занятиям научно-исследовательской деятельностью; исследованию эффективности новой учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» и её модернизации с учётом специфики
исследовательской деятельности курсантов 1-го курса в процессе обучения; исследованию влияния научных кружков кафедр на повышение исследовательского потенциала слушателей, обучающихся на выпускных курсах.
Результаты анкетирования слушателей выпускных курсов показали, что к моменту окончания обучения в университете происходит достоверное снижение интереса обучающихся не только к научно-исследовательской деятельности в целом, но и к участию в различных научно-представительских мероприятиях (семинарах, конференциях, симпозиумах и др.) вуза в частности. Так, каждый четвертый слушатель оценил значение научно-исследовательской деятельности в вузе как деятельности, ничего не дающей для будущей профессии, причём 47% респондентов выразили откровенное нежелание заниматься самостоятельными научными исследованиями по причине элементарного отсутствия интереса.
Низкий уровень заинтересованности слушателей в занятиях научной деятельностью, по их мнению, связан: во-первых, с отсутствием условий для работы в домашних условиях (11%); во-вторых, с недостаточным уровнем знаний об организации и методах исследования (8%); в-третьих, с отсутствием осознания важности получаемых научных результатов в плане их практического применения (10%).
Следует отметить, что 36% опрошенных испытывают потребность в дополнительных знаниях по технологии проведения исследований и написания выпускной квалификационной работы в рамках будущей профессиональной деятельности. При этом 32% слушателей испытывают желание в получении знаний, умений и навыков в проведении самостоятельных научных изысканий в рамках факультативного курса.
Проведённые исследования также позволили выявить причины, препятствующие привлечению слушателей к занятиям исследовательской деятельностью: большая загруженность в рамках учебного процесса (31%); отсутствие возможности заниматься научно-исследовательской работой в процессе образовательной деятельности (19 %); недостаточное информирование кафедр и факультетов о содержании и направленности работы научных кружков (11%); возможность заказать выпускную квалификационную работу лицам, занимающимся ее написанием за материальное вознаграждение (4%) и др.
При изучении исследовательского потенциала слушателей университета анализировался такой показатель, как публикационная активность результатов научно-исследовательской деятельности, представленных в виде научных статей, тезисов, докладов в научных журналах и сборниках конференций различного уровня (региональных, всероссийских, международных). Из общего количества опрошенных лиц 35% (66 человек) к моменту окончания вуза имели научные публикации, тогда как 65% (121 человек) – не имеют.
Таким образом, на основании проведённого исследования можно заключить, что начиная с первого курса, необходимо оценивать уровень исследовательского потенциала обучающихся с последующей его актуализацией путем создания конкретных педагогических условий.
В сентябре 2019 г. в содержание образования курсантов 1-го курса Санкт- Петербургского университета МВД России была введена новая учебная дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности». Эффективность данной дисциплины по направлению подготовки 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» исследовалась в констатирующем эксперименте, который проводился в течение первого семестра (сентябрь – декабрь 2019 г.) с привлечением курсантов 1-го курса факультета подготовки сотрудников для следственных подразделений. Условно курсантов этой группы мы обозначили как контрольную группу (КГ).
В ходе эксперимента анализировалось содержание лекций и практических занятий, исследовались механизмы контактной работы преподавателя и обучающихся. В контексте актуализации исследовательского потенциала изучались возможности модернизации рабочей программы с учётом выявленных потребностей в формировании профессиональных компетенций, а также пожеланий преподавателей ведущих дисциплину и курсантов её осваивающих.
По результатам проведённых исследований были внесены изменения и в рабочую программу дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» по направлению подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»: обогащено содержание следующей совокупностью тем: 1) значение и сущность научно-исследовательской деятельности, 2) этапы и стадии научно- исследовательской деятельности, 3) методология и методы научного исследования, 4) тексты научного жанра, 5) способы и формы апробации результатов научно- исследовательской работы; разработаны практические рекомендации для повышения исследовательского потенциала и его структурных компонентов у курсантов в процессе освоения дисциплины; усилен акцент в содержании программы на практикоориентированные задания, повышающие качество формирования профессиональных компетенций обучающихся.
В исследовании мы опирались на структурную модель исследовательского потенциала, предложенную коллективом авторов под руководством Н.В. Бордовской, включающую в себя компоненты: мотивационный (интерес и желание к исследованию, познавательная и исследовательская потребности, вовлеченность, чувство дефицита знания, отношение к познанию как ценности), когнитивный (совокупность познавательных способностей, обеспечивающих успешное решение исследовательских задач), поведенческий (готовность к продуктивной реализации себя в научно-исследовательской деятельности, самостоятельность, самоконтроль).
Исследование эффективности модернизированной нами программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» осуществлялось в ходе второго семестра в период с января по май 2020 г. с привлечением курсантов 1-го курса факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений. Данное исследование проводилось по технологии формирующего педагогического эксперимента. Курсантов, принявших в нём участие, мы условно обозначили как экспериментальную группу (ЭГ).
В ходе реализации модернизированной рабочей программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» предусматривался симбиоз следующих методов обучения: исследовательский метод; метод проблемного изложения; методы деловой игры: «Научная дискуссия», «Искусство публичного выступления», «Что?Где?Когда?»; техника «mind-mapping» на этапе планирования научно-исследовательских работ; исследовательский WEB-квест; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля. Каждый из названных методов был ориентирован на решение определенных научно-исследовательских задач, стимуляцию научно- исследовательской активности курсантов.
Эффективность модернизированной нами программы исследовалась путем сопоставления данных, полученных в конце констатирующего и формирующего экспериментов, на основе методики Н.В. Бордовской с соавторами (2016) и авторских тестовых заданий, оценивающих знания в области организации научного исследования.
В результате проведённых экспериментальных исследований в исследуемых группах выявлено статистически значимое различие по поведенческому компоненту (p <0,05) в пользу курсантов ЭГ. Высокие баллы по данному показателю свидетельствуют о большей готовности курсантов к самостоятельной исследовательской деятельности, что может быть связано с увеличением доли исследовательских задач при обучении и ответственным отношением к их выполнению. Несмотря на то, что статистических различий на 95-процентном уровне по другим показателям между сравниваемыми группами не выявлено, всё же можно констатировать несколько большие средние значения по когнитивному и мотивационному компоненту в ЭГ (Таблица 1).
Таблица 1 – Значимые различия между средними значениями исследовательского потенциала и его компонентов у курсантов КГ и ЭГ после освоения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности»
Показатели исследовательского потенциала и его компонентов
Мотивационный компонент (баллы) Когнитивный компонент (баллы) Поведенческий компонент (баллы)
КГ (M1±m1)
98,15±15,60 129,10±16,81 111,11±14,96
ЭГ (M2+ m2)
t
РSt
p
>0,05 >0,05 <0,05
Исследовательский потенциал (общий балл)
338,36±43,13
347,32±44,76
1,39
>0,05
100,31±16,10 0,93 131,90±18,30 1,08 115,11±14,31 1,86
Выделение среднестатистических показателей, отражающих уровни исследовательского потенциала испытуемых и их сравнение позволили выявить статистически значимое различие на 99-процентном уровне между курсантами двух групп со средним уровнем развития исследовательского потенциала (p<0,01). При этом курсанты, освоившие дисциплину «Основы научно-исследовательской деятельности» по модернизированной программе, имеют более высокие показатели по отношению к курсантам, обучавшимся по традиционной программе (Таблица 2).
Таблица 2 – Значимые различия между средними значениями, отражающими уровни исследовательского потенциала курсантов КГ и ЭГ после освоения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности»
Уровни исследовательского потенциала
Низкий(баллы) Средний (баллы) Высокий (баллы)
КГ (M1±m1)
284,55±16,20 338,38±19,57 402,33±20,23
ЭГ (M2+ m2)
289,13±18,67 346,61±16,32 406,18±17,62
РSt tр
0,85 >0,05 2,25 <0,01 0,65 >0,05
Выявлено, что в обеих группах преимущественно преобладает средний уровень выраженности исследовательского потенциала (соответственно 51% и 58%), и около 25% испытуемых в каждой группе имеют низкий уровень. Количество курсантов с высоким уровнем исследовательского потенциала в КГ – 22%, в ЭГ – 25%.
Таким образом, можно констатировать более существенные достоверные изменения, произошедшие в ЭГ.
Измерение уровня освоения учебного материала дисциплины «Основы
научно-исследовательской деятельности» осуществлялось по авторским тестовым заданиям, оценивающим знания в области организации научного исследования. Сравнительный анализ количества баллов по результатам тестирования испытуемых двух групп показал, что в ЭГ средний показатель значительно выше (19,05±3,55 баллов), чем у испытуемых КГ (13,11±3,31 баллов). Это иллюстрирует таблица 3, данные которой свидетельствуют о том, что курсанты, осваивающие
дисциплину по традиционной программе, справились с тестовыми заданиями хуже группы курсантов, обучавшихся по модернизированной программе (p<0,001).
Таблица 3 - Результаты тестирования уровня освоения учебного материала испытуемых КГ и ЭГ после освоения дисциплины «Основы научно- исследовательской деятельности»
Количество баллов по результатам тестирования
Общий балл
КГ (M1± m1)
13,11±3,31
ЭГ РSt
(M2+ m2)
19,05±3,55 11,8 <0,001
tp
С целью определения эффективности модернизированной программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» нами также использовался метод сравнения полярных групп. Для этого испытуемые КГ и ЭГ были объединены в общую выборку (185 человек), которую ранжировали по результатам тестирования. После этого, из данной выборки были выделены 25% курсантов, выполнивших тестовые задания с наилучшим результатом (более успешные) и 25% курсантов, получивших наименьшие баллы (менее успешные). Результаты сравнения образованных групп отражены в таблице 4.
Таблица 4 – Значимость различия между группами более успешных и менее успешных курсантов по результатам тестирования
Количество баллов
по результатам тестирования
Общий балл
Менее успешные (M1±m1)
10,17±1,78
Более успешные
(M2+ m2) t
21,96±1,85 31,13
РSt
p <0,001
Сравнительный анализ показателей, полученных в исследуемых группах курсантов, свидетельствует о статистически значимом различии между ними на 99- процентном уровне (p <0,001). Это хорошо иллюстрируют цифровые данные: у более успешных средний показатель составляет 21,96±1,85 балла; у менее успешных всего 10,17±1,78 балла.
При сопоставлении процентного соотношения более и менее успешных курсантов из числа испытуемых групп установлено, что наибольший процент баллов и в КГ, и в ЭГ по результатам тестирования имеют более успешные курсанты: в первом случае 13%; во втором – 89%.
Менее успешные курсанты, наоборот, превалируют в КГ - 87%, а в ЭГ их всего 11 %.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента, сравнение полярных групп успешных и менее успешных курсантов по уровню сформированности исследовательского потенциала, доказывают достоверно большую эффективность модернизированной нами программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности».
Нами были разработаны, апробированы критерии и показатели оценки выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) и на этой основе предложены соответствующие бланки экспертной оценки. Всего предложено 26 критериев, которые были распределены по 5 тематическим блокам.
Были получены экспертные оценки ВКР 116 слушателей факультета подготовки сотрудников для следственных подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России от трёх экспертов.
Наряду с экспертизой ВКР проводился анализ академической успеваемости слушателей за два последних года обучения. В качестве оценки успеваемости использовалась средняя величина оценок, полученных обучающимися за три последние экзаменационные сессии (две на предпоследнем курсе и две на последнем). Для приведения массива данных к нормальному вероятностному распределению 4-х бальные оценки успеваемости были приведены в 9-бальную шкалу станайнов.
Для изучения влияния научных кружков кафедр на повышение уровня исследовательского потенциала обучаемых выпускных курсов образовательных организаций МВД России использовался метод сравнения полярных групп.
С этой целью нами была ранжирована вышеописанная выборка испытуемых по указанным параметрам и дважды разделена на полярные группы: более успешные (25%) и менее успешные (25%). В первую очередь по результатам экспертной оценки ВКР, во вторую – по успеваемости. После этого, на основании статистической обработки была определена достоверность различий по обоим исследуемым параметрам (Таблица 5).
Таблица 5 - Достоверность различий между полярными группами испытуемых по результатам экспертной оценки ВКР и уровню успеваемости
Показатель Более успешные
M1±m1
Экспертная оценка ВКР 40,2±3,4 (усл. ед.)
Успеваемость 6,1±0,9 (усл. ед.)
Менее успешные
M2±m2 t
27,9±2,3 16,0 3,5±0,8 11,2
РSt
p
<0,001 <0,001
Как видно из таблицы 5 и рисунка 1, на котором отражена диаграмма размаха, показывающая медиану, нижний и верхний квартили, а также менее ожидаемые для
выборки значения, группа более успешных слушателей по качеству ВКР (40,2±3,4) на 99-процентом уровне отличается от группы менее успешных слушателей
(27,9±2,3) (p<0,001). Подобная картина наблюдается и с показателем, характеризующим успеваемость. В группе более успешных значение этого показателя (6,1±0,9) почти в два раза выше, чем у менее успешных слушателей
(3,5±0,8) (p <0,001). Следует также отметить, что при 12-бальном различии медиан экспертных оценок ВКР между двумя группами (23% от максимально возможного балла), различие между медианами по успеваемости составляет уже более 30% от максимального возможного балла за успеваемость.
Рисунок 1 – Распределение полярных групп испытуемых по результатам экспертной оценки ВКР и уровню успеваемости
Кроме анализа успеваемости в двух группах был проведён анализ слушателей, являющихся членами научных кружков. Так, из 116 слушателей, 41 участвовал в деятельности того или иного научного кружка. При этом в группу более успешных по результатам экспертной оценки ВКР попало 15 активных членов этих кружков, что составило 52%, в то время как в группе менее успешных по результатам экспертной оценки ВКР «кружковцев» оказалось всего 4 (14%).
Сравнение результатов экспертной оценки ВКР и академической успеваемости слушателей, являющихся членами научных кружков и слушателей, не состоящих в научных кружках представлено в таблице 6. Она иллюстрирует, что слушатели, являющиеся членами научных кружков, имеют более высокую среднюю оценку за ВКР (35,8±5,0) и более высокий уровень успеваемости (5,6±1,2)
по сравнению с этими же показателями слушателей, не состоящих в научных кружках (33,2±4,7 и 4,6±1,3 соответственно) (p <0,05).
Таблица 6 -Достоверность различий в результатах экспертной оценки ВКР и успеваемости между группами слушателей, являющихся и не являющихся
членами научных кружков
Показатель
Экспертная оценка ВКР (усл. ед.) Успеваемость (усл. ед.)
Слушатели,
состоящие в научных кружках M1±m1 35,8±5,0
5,6±1,2
Слушатели, не состоящие в научных кружках
M2±m2 t
33,2±4,7 2,8 4,6±1,3 4,2
РSt
p
<0,05 <0,05
Данные, приведённые в таблице 6, хорошо иллюстрирует рисунок 2, который в совокупности с табличными статистическими параметрами свидетельствует о подтверждении выдвинутого нами предположения. А именно – активная деятельность в кафедральных научных кружках позволяет курсантам и слушателям в полной мере реализовывать накопленный исследовательский потенциал не только при подготовке и защите ВКР, но значительно повышает эффективность освоения образовательных программ вуза. Это свидетельствует о более результативном формировании профессиональных компетенций, которые будут успешно реализовываться в будущей профессиональной деятельности обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Рисунок 2 – Распределение слушателей, являющихся и не являющихся членами научных кружков по результатам экспертной оценки ВКР и уровню
успеваемости
Статистическая обработка данных, полученных в ходе исследовательской работы, осуществлялась с использованием компьютерных программ Microsoft Excel 2010, Statistica for Windows, при этом использовались следующие статистические параметры: среднее арифметическое ( x ); ошибка среднего арифметического (m);
дисперсия ( 2 ). Для оценки достоверности различий использовался параметрический t-критерий Стьюдента, позволяющий сравнивать средние значения групп в педагогическом исследовании. Для приведения показателей к стандартной форме использовался перевод исходных баллов в станайны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенных исследований нами были сделаны следующие выводы:
1. Результаты аналитических исследований позволили к причинам препятствующим привлечению курсантов и слушателей к занятиям научно- исследовательской деятельностью отнести: большую загруженность учебного процесса; отсутствие возможности заниматься научно-исследовательской работой в процессе образовательной деятельности; недостаточное информирование кафедр и факультетов о содержании и направленности работы научных кружков; отсутствие понимания значимости научно-исследовательской деятельности для профессионального саморазвития.
2. Потребность будущих сотрудников органов внутренних дел в получении знаний, умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, обеспечивающей объективность и качество решения профессиональных задач, обуславливает необходимость поиска эффективных путей актуализации исследовательского потенциала, его формирования у курсантов и слушателей в процессе обучения и воспитания, а также реализации в системе основных научных мероприятий образовательных организаций высшего образования МВД России.
3. Смысловая нагрузка понятия «исследовательский потенциал курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России» отражает готовность обучающегося к освоению методологии научного исследования в сфере правоохранительной деятельности, а также способность к применению полученных знаний, реализации сформированных умений и навыков для качественного решения образовательных задач в процессе обучения и практических задач в будущей профессиональной деятельности.
4. Педагогическими условиями актуализации исследовательского потенциала курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России, в которых исследовательская деятельность обучающихся приобретает реальную продуктивность и научную значимость, являются: 1) формирование мотивации курсантов и слушателей к занятию научно-исследовательской деятельностью; 2) обогащение новой дисциплины «Основы научно- исследовательской деятельности», введенной в содержание образования вузов МВД России, проблемно-ориентированным контекстом, развивающим исследовательские способности обучающихся и формирующим их исследовательский потенциал; 3) обеспечение целостности процессов научно- исследовательской работы обучающихся в ходе образовательной деятельности.
5. Результаты педагогического эксперимента, сравнение полярных групп успешных и менее успешных курсантов по уровню сформированности исследовательского потенциала, свидетельствуют об эффективности модернизированной нами программы дисциплины «Основы научно-
исследовательской деятельности». Положительные изменения, по-нашему, мнению связаны:
‒ во-первых, с обогащением содержания рабочей программы дисциплины совокупностью тем: 1) значение и сущность научно-исследовательской деятельности, 2) этапы и стадии научно-исследовательской деятельности, 3) методология и методы научного исследования, 4) тексты научного жанра, 5) способы и формы апробации результатов научно-исследовательской работы;
‒ во-вторых, с усилением акцента в содержании программы на практикоориентированные задания, которые напрямую способствуют формированию умений и навыков самостоятельной аналитической исследовательской работы;
‒ в-третьих, с разработкой практических рекомендации для повышения исследовательского потенциала и его структурных компонентов у обучающихся в процессе освоения ими дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности»;
‒ в-четвертых, с использованием в рамках практических занятий симбиоза методов, таких как: исследовательский метод, метод проблемного изложения, метод деловой игры «Научная дискуссия», «Искусство публичного выступления», «Что?Где?Когда?», исследовательский WEB-квест, методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности, методы самоконтроля, ориентированных на решение определенных научно-исследовательских задач, стимуляцию научно- исследовательской активности курсантов.
6. Результаты экспериментальных исследований влияния научных кружков на повышение исследовательского потенциала обучающихся показали их высокую значимость. Активная деятельность в кафедральных научных кружках позволяет курсантам и слушателям в полной мере реализовывать накопленный исследовательский потенциал не только при подготовке и защите выпускных квалификационных работ, но и значительно повышает эффективность освоения образовательных программ вуза. Это свидетельствует о более результативном формировании профессиональных компетенций у обучающихся в образовательных организациях МВД России, которые будут успешно реализовываться в их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, полученные в ходе решения поставленных задач результаты, подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили достичь поставленную цель исследования.
Результаты исследования, по-нашему мнению, могут стать научной предпосылкой для дальнейшей разработки проблемы актуализации исследовательского потенциала курсантов и слушателей, а также использоваться в процессе преподавания дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» в образовательных организациях высшего образования МВД России.
По результатам исследования сформулированы практические рекомендации: 1. Руководству образовательных организаций МВД России:
- использовать апробированную в исследовании рабочую программу
дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»;
- усилить рабочую программу дисциплины «Основы научно- исследовательской деятельности» практикоориентированными заданиями,
повышающими качество формирования профессиональных компетенций: способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов, способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований;
- оптимизировать систему работы кафедральных научных кружков, участие в деятельности которых является средством актуализации у обучающихся исследовательского потенциала, способствующих не только повышению качества выпускной квалификационной работы и академической успеваемости, но и являющихся основой профессионализации будущих сотрудников ОВД.
2. Руководству кафедр и профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций МВД России:
- в рамках учебных занятий стимулировать мотивацию к научно- исследовательской деятельности, побуждать обучающихся на поиск личностных смыслов и понимание ценности научных исследований для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности, формировать потребность и желание к проведению научных исследований после окончания прохождения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности»;
- информировать обучающихся о формах научно-исследовательской деятельности, реализуемых в образовательной организации МВД России (аудиторной и внеаудиторной), а также о процедуре вступления в члены научного кружка, научного общества.
- ознакомлять с планом научно-исследовательской деятельности курсантов и слушателей на конкретный учебный год;
- осуществлять своевременную диагностику развития мотивационного, когнитивного, поведенческого компонентов исследовательского потенциала курсантов;
- в практике подготовки обучающихся к научно-исследовательской деятельности рекомендовать для использования разработанные критерии оценки выпускной квалификационной работы и бланки экспертной оценки.
3. Руководству факультетов и курсов:
- в процессе руководства повседневной деятельностью курсантских коллективов популяризировать и поддерживать курсантов, принимающих активное участие в учебно-научной работе и других видах деятельности, требующих проявления исследовательской активности и самостоятельности
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития
системы высшего образования все большее значение приобретает научно-
исследовательская деятельность, которая является одним из основных
компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.
Современный сотрудник правоохранительных органов должен: владеть
мощным интеллектуальным и исследовательским потенциалом; хорошо
ориентироваться в быстро меняющихся ситуациях; рационально строить свою
деятельность; выявлять проблемы и причинно-следственные связи; уметь
правильно пользоваться всеми доступными средствами информации; проводить
собственные аналитические исследования; самостоятельно осуществлять поиск
правильных решений в условиях дефицита времени.
В Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России)
потребность в таких специалистах постоянно возрастает, что диктует
необходимость повсеместного изучения не только отечественного, но и
зарубежного опыта формирования и реализации исследовательского потенциала
молодых специалистов. Это в значительной степени будет способствовать
оптимизации содержания и направленности профессионального образования в
контексте подготовки обучающихся образовательных организаций высшего
образования к самостоятельной исследовательской деятельности.
Данным вопросом занимались многие российские и зарубежные авторы (О.О.
Ненашева, 2010; Сунь Хан, Цю Сян, 2010; М.В. Беняш, 2012; M. Prosser, K. Trigwell,
2014; H. Roddam, 2014; Н.В. Бордовская, 2016; С.Н. Костромина, С.И. Розум, 2017;
И.А. Алехин, 2017; M. Vereijken, R. Rijst, 2018; Фань Цин, 2018 и др.). Результаты
их исследований свидетельствуют о том, что в образовательном пространстве вуза
необходимо создавать специальные условия, помогающие студентам развиваться и
самореализовываться путём самостоятельного выполнения научных работ.
Тем не менее вопросы научного обоснования содержания и направленности
формирования, актуализации и реализации исследовательского потенциала
будущих сотрудников правоохранительных органов изучены недостаточно.
Проведённые нами аналитические исследования показали, что профессиональная
деятельность большинства сотрудников органов внутренних дел (следственных и
оперативных работников, криминалистов, судмедэкспертов, психологов и др.)
сопряжена с научным поиском, с анализом и синтезом результатов этого поиска, с
необходимостью объективной интерпретации полученных при этом данных. В
образовательных организациях высшего образования МВД России механизмы
формирования профессиональных исследовательских компетенций ещё
недостаточно эффективно функционируют. Базовые компоненты системы научно-
исследовательской деятельности курсантов и слушателей имеют достаточно
слабую взаимосвязь и взаимосодействие для получения сфокусированного
положительного результата, а именно: высоко эрудированной личности, способной
самостоятельно проводить исследовательскую работу, направленную на
качественное решение профессиональных задач.
Теоретический анализ и обобщение научной и специальной литературы
позволили выявить ряд противоречий, которые, с одной стороны, не позволяют в
полной мере использовать накопленные научные данные по формированию
исследовательского потенциала в содержании профессионального образования
курсантов и слушателей вузов МВД России, а с другой стороны, имеют
неоднозначную научную аргументацию о значимости исследовательского
потенциала в их будущей деятельности. Эти противоречия, по нашему мнению, в
большей степени выражаются в следующем:
‒ в возрастающей потребности государства и общества в
высококвалифицированных специалистах органов внутренних дел, способных
самостоятельно проводить научно-исследовательскую работу с целью достижения
максимальных объективных результатов в своей профессиональной деятельности
и отсутствии системных механизмов формирования у курсантов и слушателей
исследовательского потенциала, необходимого для качественного решения
служебных задач;
‒ в потребности будущих сотрудников органов внутренних дел получить
знания, умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской работы,
обеспечивающей объективность и качество решения профессиональных задач, и
неоднозначностью подходов к организации этой работы в образовательном
пространстве вузов МВД России;
‒ в многолетней практике функционирования научных кружков
образовательных организаций высшего образования МВД России и недооценке
многими специалистами их высокой значимости при разработке обучающимися
курсовых проектов, выпускных квалификационных работ, имеющих чёткую
направленность на реализацию проблем в сфере правоохранительной
деятельности.
Таким образом, слабая разработанность проблемы формирования
профессиональных исследовательских компетенций у курсантов и слушателей
образовательных организаций высшего образования МВД России, с одной
стороны, и наличие противоречий, препятствующих созданию стройной системы
поэтапного формирования у обучающихся в этих образовательных организациях
исследовательского потенциала, с другой стороны, позволяют говорить о высокой
степени актуальности выбранного направления исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. К настоящему
времени в рамках научного обоснования содержания и направленности научно-
исследовательской деятельности студенческой молодёжи опубликованы работы:
Т.И. Торгашиной (1999), В.В. Балашова (2002), Н.В. Долговой (2007), М.А.
Осинцевой (2009), О.О. Ненашевой (2010), М.А. Бекк (2011), В.К. Тагирова (2009),
О.В. Добровольскова (2011), С.Ю. Шимко (2011), Д.Х. Акманаевой (2012), Е.В.
Вострокнутова (2015), О.Г. Позднякова (2015), С.Г. Бальчугова (2016), Ю.
ФаньФань (2018), М.С. Кожаева (2019), Е.Ю. Торяка (2019), Н.И. Мусиной (2021)
и др.
Особую значимость имеют научные исследования, выполненные в Санкт-
Петербургском государственном университете, в связи с введением в научно-
исследовательскую практику концепта «Исследовательский потенциал студента».
Так, М.А. Пахмутовой (2012), Н.Л. Москвичевой (2014) разрабатывались
рекомендации по актуализации исследовательского потенциала для бакалавров;
О.А. Чувгуновой, С.Н. Костроминой (2014) – для магистрантов и аспирантов; Н.В.
Бордовской и Фань Цин (2017) – для китайских первокурсников и выпускников,
обучающихся в российских и китайских вузах.
Педагогическим особенностям формирования профессионально значимых
качеств у обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД
России, а также вопросам оптимизации процесса профессионального обучения
посвятили свои научные труды такие исследователи как, В.И. Хальзов (1991), Н.Ф.
Гейжан (1995), В.Я. Кикоть (1998), Ю.А. Шаранов (2000), В.А. Торопов (2001),
Н.Н. Силкин (2002), Е.И. Мещерякова (2003), Л.Т. Бородавко (2005), С.Н.
Тихомиров (2006), А.А. Рожков (2006), Н.В. Сердюк (2013), И.Н. Скляренко (2014),
Е.Н. Гривенная (2015), О.В. Свинарева (2017) и др.
Вместе с тем проблема актуализации исследовательского потенциала
курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД
России в прямой постановке не рассматривалась.
На основе вышесказанного суть проблемы можно сформулировать
следующим образом: недостаточный уровень мотивации и готовности курсантов и
слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России к
самостоятельной научно-исследовательской деятельности требует поиска путей
актуализации их исследовательского потенциала как в процессе образовательной
деятельности, так и путем вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую
работу кафедр.
Для решения проблемы нами была выдвинута гипотеза, основанная на
предположении о том, что процесс актуализации исследовательского потенциала
курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД
России будет результативным, если:
‒ путём аналитических исследований будут выявлены предпосылки к
разработке механизмов актуализации исследовательского потенциала курсантов и
слушателей, которые, в свою очередь, послужат основанием для разработки
практических рекомендаций по формированию у них профессиональных
исследовательских компетенций в процессе всего периода обучения;
‒ будут научно обоснованы и реализованы в учебно-воспитательном
процессе педагогические условия актуализации исследовательского потенциала
курсантов и слушателей на различных этапах образовательной деятельности;
‒ будет исследована эффективность существующей учебной программы
«Основы научно-исследовательской деятельности» и с учетом выявленных слабо
функционирующих звеньев, будет модернизировано её содержание и определена
направленность для укрепления и сохранения у курсантов 1-го курса накопленного
исследовательского потенциала;
‒ будет подтверждено, что научные кружки кафедр повышают
исследовательский потенциал курсантов и слушателей.
Для подтверждения гипотезы была поставлена цель исследования –
повысить результативность подготовки курсантов и слушателей образовательных
организаций высшего образования МВД России к научно-исследовательской
деятельности путем актуализации их исследовательского потенциала на различных
этапах обучения.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Научно обосновать необходимость актуализации исследовательского
потенциала обучающихся образовательных организаций высшего образования
МВД России для более успешной их профессионализации в деятельности
правоохранительных органов.
2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие актуализацию
исследовательского потенциала курсантов и слушателей образовательных
организаций высшего образования МВД России.
3. Модернизировать и апробировать программу дисциплины «Основы
научно-исследовательской деятельности».
4. Изучить влияние научных кружков кафедр на повышение
исследовательского потенциала обучающихся образовательных организаций
высшего образования МВД России.
Объект исследования – процесс актуализации исследовательского
потенциала курсантов и слушателей образовательных организаций высшего
образования МВД России.
Предмет исследования – педагогические условия актуализации
исследовательского потенциала курсантов и слушателей образовательных
организаций высшего образования МВД России.
Научная новизна исследования:
1. Научно обоснована необходимость формирования, актуализации и
реализации исследовательского потенциала курсантов и слушателей
образовательных организациях высшего образования МВД России для усиления их
профессионализации в деятельности правоохранительных органов.
2. Описана этимология понятия «исследовательский потенциал»,
исследована его смысловая нагрузка и конкретизирована формулировка
применительно к сотрудникам органов внутренних дел и обучающимся в
образовательных организациях высшего образования МВД России.
3. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия,
способствующие актуализации исследовательского потенциала курсантов и
слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России на
различных этапах обучения.
4. Исследованы механизмы формирования мотивации курсантов и
слушателей к научно-исследовательской деятельности.
5. Выявлены слабые звенья функционирования учебной программы
дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности», проведена их
модернизация с последующей оценкой эффективности в педагогическом
эксперименте и апробацией в образовательном процессе курсантов 1-го курса.
6. Разработан критериальный аппарат (анкеты, бланки экспертной
оценки, тестовые задания) оценки уровня сформированности исследовательского
потенциала, позволяющий определить результативность модернизированного
содержания программы по формированию профессиональных исследовательских
компетенций у будущих сотрудников органов внутренних дел.
7. Сопоставлены показатели уровня выраженности исследовательского
потенциала и его компонентов (мотивационного, когнитивного, поведенческого) у
курсантов, освоивших дисциплину «Основы научно-исследовательской
деятельности» по основной образовательной программе, и курсантов, изучивших
данную дисциплину по модернизированной программе. Полученные результаты
явились доказательной базой эффективности модернизированной учебной
программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» в
формировании поведенческого компонента исследовательского потенциала.
8. Доказано положительное влияние научных кружков кафедр на
повышение исследовательского потенциала курсантов и слушателей и его
реализацию при разработке выпускных квалификационных работ.
Теоретическая значимость исследования заключается: во-первых, в
предъявлении углубленного и систематизированного научного знания об
актуализации исследовательского потенциала обучающихся образовательных
организаций высшего образования МВД России, полученного в результате
аналитических и экспериментальных исследований; во-вторых, в представлении
доказательств о результативности новых подходов по формированию,
актуализации и реализации исследовательского потенциала, его значимости в
профессионализации будущих сотрудников органов внутренних дел, которые, в
свою очередь, расширяют научные представления о содержании и направленности
их научно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что
модернизированная программа дисциплины «Основы научно-исследовательской
деятельности», разработанные критерии оценки выпускных квалификационных
работ, внедрённые в образовательный процесс, оптимизированная система работы
научных кружков кафедр, позволяют не только повышать уровень
профессиональной подготовленности будущих сотрудников органов внутренних
дел, но и качественно готовить, а также успешно защищать выпускные
квалификационные работы.
Методологическую основу исследования составляют: субъектно-
деятельностный подход, определяющий сущность и характер действий по
актуализации исследовательского потенциала; системно-деятельностный подход,
обеспечивающий самостоятельное усвоение обучающимися новых знаний,
компетенций, видов и способов деятельности; рефлексивный подход,
инициирующий рефлексию у обучающихся к своей деятельности; аксиологический
подход, раскрывающий значимость научно-исследовательской деятельности для
личностного развития и профессионального становления; ресурсный подход,
актуализирующий заложенный в личности потенциал (ресурс развития);
компетентностный подход.
Методы исследования:
сбор, теоретический анализ и обобщение научной литературы по
проблеме исследования;
наблюдение;
опрос;
анкетирование;
педагогическое тестирование;
педагогический эксперимент;
метод экспертной оценки;
метод сравнения полярных групп;
статистические методы.
Экспериментальная база исследования: Санкт-Петербургский
университет МВД России. В экспериментальной работе приняли участие 488
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!