Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы

Чжао Мин
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС БАЯННО-АККОРДЕОННОГО ИСКУССТВА КИТАЯ
1.1. Прообразы баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая
1.2. Развитие аккордеона в Китае: Трансплантация (1890-1966)
1.3. Специализация аккордеона в Китае (1976-1999)
ГЛАВА II. МЕСТО БАЯНА (АККОРДЕОНА) В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1. Баян и аккордеон в китайской культуре нового тысячелетия. Общая характеристика
2.2. Оценка баянно-аккордеонного искусства Китая современными китайскими музыкантами:
проблемы и перспективы
ГЛАВА III. ЛИНИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ БАЯНА И АККОРДЕОНА В
КИТАЕ
3.1. «Возвращение к корням»: сближение баяна и аккордеона с национальными китайскими
традициями
3.2 Европеизация современных китайских произведений для баяна и аккордеона
3.3 Ассимиляция традиций в контексте диалога культур Востока и Запада
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Вопросы для анкетирования
Приложение 2. Ответы китайских аккордеонистов, представленные в виде таблицы с комментариями
Приложение 3. Ответы русских аккордеонистов, представленные в виде таблицы с комментариями

Во Введении обоснованы актуальность и новизна темы,
раскрыта степень изученности проблемы, сформулированы объект
и предмет исследования, его цель и задачи, методы, очерчен матери-
ал исследования, его теоретическая основа, а также теоретическая и
практическая значимость выполненной работы.
В Первой главе «Генезис баянно-аккордеонного искус-
ства Китая» рассмотрены исторические причины обращения ки-
тайских музыкантов к баяну и аккордеону. В § 1.1. «Прообразы
баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая»
выявлена генетическая связь баяна и аккордеона с древними китай-
скими инструментами — шэн, лушэн, юй. Обобщена информация
об истории возникновения древнекитайских язычковых инструмен-
тов, особенностях их конструкции, специфике техники исполнения.
На примере народной музыки для шэна «Счастливый праздник
Сонгкран» рассмотрены особенности музыкального языка произве-
дений. В области формы выявлены контрастный принцип постро-
ения, отсутствие репризности; в мелодии — обилие мелизмов, по-
певочное строение, в ритме — прихотливость ритмических фигур,
нерегулярная акцентность, в ладе — опора на пентатонику. Глав-
ная образная сфера китайских пьес для национальных язычковых
инструментов — созерцательность, пасторальность, философская
углубленность, опора на символы.
Во многом именно шэн стал прообразом современных
гармоник2, которые появились из-за адаптации к новым условиям
и трансформации. Затем в таком «модернизированном» виде гар-
моники возвращаются в Китай в конце XIX века. Этому процессу
развития баяна и аккордеона в период с конца XIX по конец XX ве-
ка посвящены два следующих раздела диссертации — § 1.2. «Раз-
витие аккордеона в Китае: Трансплантация (1890–1966)» и
§ 1.3. «Специализация аккордеона в Китае (1976–1999)». Опира-
ясь на классификации развития баяна и аккордеона в Китае, пред-
ложенные в работах Ван Дэцун и Чжана Цзыцяна, мы пришли к
выводу о необходимости уточнения хронологических границ трех
этапов становления аккордеона — «трансплантации», «адапта-
ции», «академизации» (данные этапы были предложены в работе
О. И. Спешиловой для описания процессов укоренения и развития
баяна и аккордеона на российской почве).
В частности, в работе было определено, что период 1950–
1960-х годов является отнюдь не этапом «специализации»3, а более
    Несомненно, эволюция музыкального инструмента была сложной и
включала в себя большое количество не китайских, а европейских предше-
ственников. Но именно родство с шэном послужило той основой, на которой
аккордеон, как инструмент западный, был воспринят и адаптирован в китай-
ской музыкальной культуре.
    Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления
национального аккордеонного искусства: дис. … канд. искусствовед. Н. Нов-
город, 2016. С. 23.
ранним этапом «адаптации» аккордеона в культуру Китая, потому
что в это время «аккордеонное искусство как самостоятельная от-
расль музыкальной культуры не имело крепких позиций»4.
С окончанием кризиса Культурной революции (1966–1976)
наступил новый этап интенсивного развития аккордеонного искус-
ства в рамках профессиональной музыки (1976–1999). Основываясь
на характеристике развития аккордеона в России О. И. Спешило-
вой, а также на данных о развитии баянно-аккордеонного искусства
в Китае, полученных из ряда китайских источников, мы пришли
к выводу, что этот этап может быть интерпретирован как «специ-
ализация» аккордеона. Он характеризуется налаженным производ-
ством национальных разновидностей аккордеона, формированием
основных звеньев музыкального образования по классу аккордеона
в Китае, массовым характер начального обучения, распространени-
ем нотной и методической литературы по аккордеону, появлением
профессиональных аккордеонистов, острой необходимостью наци-
онального репертуара, ростом интереса к инструменту в академи-
ческой среде.
Во Второй главе «Место баяна (аккордеона) в современ-
ной китайской музыкальной культуре» рассматривается совре-
менное состояние баянно-аккордеонного искусства в Китае. В § 2.1.
«Баян и аккордеон в китайской культуре нового тысячелетия.
Общая характеристика» предпринимается попытка по-новому
взглянуть на современный этап развития баянно-аккордеонного
искусства в Китае в дискуссии с Ван Дэцун, автором диссертации,
также дающим ей характеристику.
1999–2009 годы стали временным кризисом для развития
баянно-аккордеонного искусства, каковым являлся прежде пери-
од Культурной революции и кризис времен Антияпонской войны,
правда его существование неочевидно, поскольку не сопряжено с
явными политическими факторами и негативными тенденциями.
Анализ событий и мероприятий, связанных с аккордеон-
ным искусством, в 2010-е годы демонстрирует вновь определенные
положительные тенденции. Могут быть выявлены такие признаки
процесса «академизации» в отношении баянно-аккордеонного ис-
кусства как переход к общепринятой системе нотной записи, даль-
    Спешилова О. И. Особенности развития аккордеонного искусства в Рос-
сии: автореф. дис. … канд. искусствовед. Магнитогорск, 2006. С. 12.
нейшее совершенствование конструкции инструмента и повышение
качества инструментов китайского производства, окончательный
переход от диатонического к темперированному строю инструмен-
та, ориентированность на классические академические произведе-
ния как эстетические и художественные образцы, формирование
оригинального репертуара для аккордеона (баяна), раскрывающего
различные сферы применения инструмента (эстрадно-джазовое,
бытовое, академическое, фольклорное направление), его усложне-
ние и углубление содержания, функционирование китайского ис-
кусства внутри мировой баянно-аккордеонной мультикультуры.
В § 2.2. «Оценка баянно-аккордеонного искусства Китая
современными китайскими музыкантами: проблемы и перспек-
тивы» работы делается акцент на опросе ведущих музыкантов Рос-
сии и Китая и их оценке развития баянно-аккордеонного искусства
в Китае, основных проблемах и перспективах. В анкетировании
принимали участие двадцать три ведущих педагога из Китая и двад-
цать авторитетных педагогов из России.
Анкета для китайских респондентов позволила выявить
причины интереса к данному инструменту, оценку его развития на
современном этапе, а также проблемы и перспективы его развития,
основные направления конкурсной деятельности внутри Китая и на
европейских площадках, уровень популярности среди современной
молодежи, развитие композиторского творчества для аккордеона.
Ответы российских педагогов помогли составить независимый,
объективный взгляд «извне», позволили сравнить ситуацию в обла-
сти аккордеонного искусства в России и в Китае. Результаты анке-
тирования следующие:
1. Основной причиной обращения к аккордеону современных
исполнителей из Китая стали непосредственно их детские впечатле-
ния (11 чел., 47,8% опрошенных), в том числе родительское влияние
(7 чел., 30% опрошенных), что, несомненно, связано с былым инте-
ресом широких непрофессиональных кругов к аккордеону.
2. В основном китайские респонденты отмечают ма-
лую популярность аккордеона среди слушательской аудитории
(11 чел., 47,9%). 26% считают, что спрос у публики растет (26%),
а 26,1% — что интерес есть. При этом наиболее развит интерес к
аккордеону у слушателей в северо-западных регионах Китая (это,
по-видимому, можно объяснить сферой влияния культуры России),
а наименее — в юго-восточных приморских провинциях.
3. В сфере музыкального образования, большинство респон-
дентов из Китая отметили недостаток учеников (65,2% опрошен-
ных). Сравнение ответов русских музыкантов о росте спроса на обу-
чение баяну и аккордеону в России и ответов китайских музыкантов
о количестве учащихся Китая дает понять, что в Китае показатели
оказываются существенно ниже, чем в России, что пока выявляет
серьезные проблемы в музыкально-образовательной системе Китая.
4. 87% опрошенных китайских исполнителей подтвердили
существенное преобладание зарубежного репертуара над нацио-
нальным, что является значительной трудностью: отсутствие на-
циональной основы баянно-аккордеонного искусства не дает при-
житься инструменту на культурной почве Китая.
5. В Китае ансамбли с аккордеоном несхожи с устоявшимися
в России составами. В частности, русские исполнители значительно
меньше играют в ансамбле с фортепиано, в отличие от китайских
музыкантов. Можно предположить, что акцент на фортепиано в
китайском ансамблевом исполнительстве является не столько осоз-
нанным шагом, сколько модой на западную культуру.
6. Современные влияния в сфере музыкального образования
в Китае демонстрируют плюрализм и неустойчивость. Можно кон-
статировать, что в Китае нет пока собственной сильной аккордеон-
ной школы, более того, не представлены ее региональные центры.
Наличие таких центров баянно-аккордеонного искусства в России
(Н. Новгород, Новосибирск, Москва и др.) отмечается в ответах рус-
ских респондентов.
В Третьей главе «Линии развития современной музы-
ки для баяна и аккордеона в Китае» рассмотрены основные ли-
нии развития современной музыки для баяна и аккордеона в Ки-
тае — «возвращение к корням», «европеизация» и «ассимиляция».
Феномен «возвращения к корням», рассмотренный в
§ 3.1. «Возвращение к корням: сближение баяна и аккордеона с на-
циональными китайскими традициями» — закономерное течение
музыкального искусства, которое следует за интенсивным движени-
ем, направленным на освоение новаторского, а также чужого опыта.
Национальная самоидентификация в композиторском творчестве
для баяна и аккордеона Китая проявляется в отборе художественных
средств и тем схожих с фольклором, близости к реалистическому на-
правлению (темы произведений часто пересекаются с жизнью и на-
блюдениями за окружающим миром их создателя), тенденции к про-
граммности, редком обращении к религиозным темам, что обусловле-
но историческим развитием инструмента в русле светской культуры.
Процесс заимствования народных образцов проходит сразу
в нескольких направлениях:
1) внедрение в музыку для баяна и аккордеона элементов
китайского фольклора;
2) сближение с музыкой для шэна.
Одним из ярких примеров «возвращения к корням» стано-
вится пьеса «Цветочный сад» Цзюнь Мао. Об этом свидетельствует
тяготение к пейзажности, сквозному развитию, пентатонике, попе-
вочному строению мелодии.
Гораздо ярче в настоящее время представлены произведе-
ния, тяготеющие к западным традициям, им посвящен § 3.2. «Ев-
ропеизация современных китайских произведений для баяна и
аккордеона». Здесь открываются сразу несколько основных направ-
лений работы композиторов:
1) работа с классическими канонами западноевропейской
музыки (внедрение тональной системы, мажора и минора, регуляр-
но-акцентной ритмики, квадратного строения, аккордовой фактуры
терцового строения, полифонии);
2) с авангардными западными техниками композиции (ми-
нимализм, додекафония, полифония, полистилистика);
3) с современной массовой музыкой (романтический тип
мелодии, аллюзии на образцы массовой музыки, элементы джаза и
аргентинского танго, сближение с китчем).
В процессе исследования было выявлено, что китайские
композиторы достаточно свободно работают с западноевропейской
классической гармонией («Домбра, песня моего сердца» Ци Вана),
фактурой (например, вальс в пьесе «Боро-тала во сне» Ци Вана) и
другими средствами языка.
Широко представлены массовые традиции европейской му-
зыки. Причем не всегда произведения данного направления оказы-
ваются удачными в художественном отношении, из-за чего приоб-
ретают характер эклектики («Пение родного города с табором» Ци
Вана). Критерием оценки таких произведений становится ориги-
нальное независимое претворение найденных элементов, западных
средств выразительности, и соединение их с собственным мышле-
нием, без потери «лица» и в то же время обусловленность выбора
средств идеей произведения.
Очевидно, что на китайских авторов оказала большое вли-
яние фигура А. Пьяццоллы. Об этом свидетельствует, например,
пьеса «Первая любовь» Ифэя Чжао для аккордеона. Характерны та-
кие приемы как активное использование контрапунктических голо-
сов, подголосков, использование мелодических связок с обильным
включением вспомогательных хроматизмов, что подводит к новому
проведению основной темы.
Восприятие китайскими авторами русских мелодий отраз-
илось на «Вариациях на тему песни «Подмосковные вечера»» Сяо-
нань Сюя. Для российских слушателей здесь совершенно неожи-
данно сочетаются жанры танго и эстрадной песни, джазовые стан-
дарты, аллюзии на «Либертанго». Можно говорить о проявлении в
данном произведении черт полистилистики.
Под влиянием современных западноевропейских техник на-
писано произведение «Лиана» композитора Тяньци Вана. Пьеса изо-
билует кластерами, шумами, vibrato, glissando и другими различными
приемами сонористики, создающими необходимый художественный
образ. Отзвуки полифонического письма в купе с серийной техникой
II ступени5 можно обнаружить в пьесе «Баркарола» Цзянан Тяня.
В § 3.3. «Ассимиляция традиций в контексте диалога
культур Востока и Запада» рассмотрено третье направление со-
временного китайского баянно-аккордеонного искусства. Принцип
«ассимиляции» в настоящее время оказывается наиболее актуаль-
ным. Многие произведения Сяонань Сюя служат примером орга-
ничного соединения своих и чужих традиций в рамках музыкально-
го сочинения. Это взаимодействие и взаимопроникновение культур
осуществляется на всех уровнях работы. Например, жанр фантазии,
избранный им в Фантазии № 1 и принадлежащий западной тради-
ции, соединяется с исключительно восточным принципом формо-
образования — «свободным развертыванием» с преобладанием
импровизационности построений, сквозного развития и возникно-
вением «случайных» элементов формы6. Между тем, в произведе-
    Серийная техника II ступени широко использует интервальные и мотив-
но-структурные соотношения, основывается на употреблении групп тонов
меньше 12, то есть микросерий, в отличие от додекафонии.
    Син Синь. Некоторые вопросы специфики музыкальной формы в китай-
ской традиционной музыке // Вестник культуры и искусств. 2018. № 4 (56).
С. 136.
нии широко используются как национальные черты (пентатоника,
попевочность, прихотливая ритмика), так и западноевропейские
(сонорные элементы).
Заключение
Баян и аккордеон в XXI веке становятся все более востребо-
ванными инструментами, они развиваются в русле массового искус-
ства, академического направления и народных музыкальных тради-
ций, привлекая внимание музыкантов своей универсальностью и
удобством современных конструкций. Между тем формированию
высокого интереса к баяну и аккордеону в стране способствовали
исторические предпосылки.
Рассмотренная в первой главе история развития китайских
прародителей современных язычковых инструментов, а затем – соб-
ственно баяна и аккордеона в XX веке и анализ выявленных истори-
ческих особенностей развития позволили обосновать новый вари-
ант периодизации. Используя терминологию О. И. Спешиловой, мы
выделяем три периода развития китайского баянно-аккордеонного
искусства:
1) с 1890-х по 1976 год — «трансплантация»7 аккордеона
на почве китайской национальной культуры (период «транспланта-
ции» состоит из четырех этапов: этапа «заимствования аккордеона,
получившего развитие на китайской территории», кризисного эта-
па Антияпонской войны, этапа «адаптации» аккордеона и кризиса
Культурной революции);
2) с 1976 по 2000-е годы — «специализация»8 баяна и ак-
кордеона (то есть «обретение самостоятельных позиций, когда ин-
струмент и искусство игры на нем получают самобытные черты»);
3) 2010-е годы — «академизация»9 баяна и аккордеона
(«достижение ими высокохудожественного уровня»).
Новая периодизация значительно проясняет общую картину
и перспективы развития баянно-аккордеонного искусства в Китае
во второй половине XX века и в новом тысячелетии.
Проведенное во второй главе анкетирование ведущих педа-
гогов и исполнителей на баяне и аккордеоне позволило выявить и
    Спешилова О. И. Особенности развития аккордеонного искусства в Рос-
сии: автореф. дис. … канд. искусствовед. Магнитогорск, 2006. С. 6.
    Там же. С. 7.
    Там же.
обобщить наиболее серьезные проблемы на данном этапе, спрогно-
зировать дальнейшее развитие баянно-аккордеонного искусства.
Русские и китайские респонденты видят следующие сдер-
живающие факторы роста современного развития китайской баян-
но-аккордеонной музыки: недостаточная популяризация инстру-
мента, низкий профессионализм педагогов и исполнителей, отсут-
ствие баланса между массовой и элитарной музыкой, устаревшая
система обучения, необходимость синтеза своего и чужого опыта,
отсутствие национального репертуара. Преодоление данных про-
блем по мнению большинства исследователей позволит выйти ки-
тайской баянно-аккордеонной школе на новый уровень.
На основании тщательного исследования современных про-
изведений для баяна и аккордеона были выявлены три основных на-
правления его развития в Китае. Развитие этих линий связано с так
называемым «периодом открытости»10 (с 1976 года), когда началось
активное взаимодействие китайской культуры с Западом. В связи с
этим зародились два противоположных направления развития ки-
тайской музыки, как пишет Дай Юй:
1) «новая волна» (авангардное направление с активным
процессом вестернизации);
2) «возвращение к корням» (реакционное движение, свя-
занное с использованием образцов китайской и особенно древнеки-
тайской музыки).
Может быть выделен также третий путь — их «органичный
сплав»11, который в настоящей работе назван «ассимиляцией».
В соответствии с указанными направлениями в Третьей гла-
ве были рассмотрены произведения китайских композиторов, в ко-
торых отразились данные тенденции. Как представляется, третий
путь китайской баянно-аккордеонной музыки оказывается наибо-
лее перспективным ввиду его сбалансированности и широты поля
для экспериментов. Тенденция к европеизации и американизации в
музыке китайских композиторов может повлечь опасность потери
собственного «лица». Возвращение к китайскому фольклору и орто-
доксальности создает ограниченность современной китайской му-

    Дай Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музы-
ке «периода открытости»: автореф. дис. … канд. искусствовед. Н. Новгород,
2017. С. 12.
    Там же. С. 13.
зыки и уже оказывается не столь актуальным, как в конце XX века,
в свете процессов глобализации, где все культуры взаимопроникают
друг в друга и влияют друг на друга. По нашему мнению, соблюде-
ние этого баланса и возвращение от «полюсов» к некоторому маги-
стральному пути поможет китайской баянно-аккордеонной музыке
существенно продвинуться не только в Китае, но и в мировой куль-
туре.
Обобщая все вышесказанное, в целом можно говорить о
трех возможных сценариях развития баянно-аккордеонного искус-
ства в Китае:
1. Положительный сценарий. Формирование когорты креп-
ких исполнителей и педагогов, впитавших лучшие традиции «чу-
жих» исполнительских школ. Баян и аккордеон — «национальные
символы Китая» (А. Д. Лукашевич). Формирование региональных
исполнительских школ Китая. Разработка крепкой методической,
педагогической и исполнительской базы для развития искусства.
Осуществление государственной поддержки преподавателей и
исполнителей, стимулирующей дальнейшее развитие баянно-ак-
кордеонной школы, популяризация инструмента среди населения.
Утверждение баяна и аккордеона в русле национальной традиции.
Появление широкого круга высокохудожественных произведений
для баяна и аккордеона, отражающих тембровую специфику ин-
струмента и его природу.
2. Нейтральный сценарий. Единичные случаи формиро-
вания региональных баянно-аккордеонных культурных центров.
Часть исполнителей и педагогов, вернувшихся из-за рубежа, будут
способствовать формированию собственной исполнительской и
педагогической школы, однако этот процесс будет менее интенсив-
ным. Методическая и педагогическая база будут созданы, однако
будут не решены некоторые внутренние проблемы, которые будут
существенно тормозить развитие школ. Снижение государственной
поддержки преподавателей и исполнителей. Появление высокохудо-
жественных произведений для баяна и аккордеона носит несистема-
тический, скорее случайный характер.
3. Негативный сценарий. Отсутствие государственной под-
держки талантливых педагогов и исполнителей. «Утечка» высоко-
квалифицированных кадров за рубеж, снижение количества про-
фессиональных исполнителей. Разрушение устоявшихся центров
баянно-аккордеонного искусства на северо-востоке Китая. Отсут-
ствие методико-педагогической базы, обучение игре на баяне и ак-
кордеоне будет носить эмпирический характер. Возвращение баяна
и аккордеона к статусу «маргинальных» инструментов. Отчуждение
аккордеона и баяна от национальной музыкальной традиции. От-
сутствие интереса к инструменту профессиональных композиторов.
Реализация положительного сценария возможна только при со-
вместной работе по достижению положительного результата во
всех сферах баянно-аккордеонного искусства — в образовательной
системе, в исполнительской профессиональной среде, в научно-ме-
тодической работе. Как нам кажется, достижение таких благопри-
ятных условий для развития китайского баянно-аккордеонного ис-
кусства вполне реализуемо, потому что в настоящее время многие
китайские студенты, обучающиеся за рубежом по классу баяна и
аккордеона, нацелены на возвращение в Китай. По возвращении
они будут внедрять новые эффективные методы обучения и форми-
ровать крепкую исполнительскую базу в своих регионах. Китайская
культурная политика также благоприятна: осуществляется целый
ряд мер по поддержке иностранных студентов. Поэтому мы увере-
ны в реализации первого сценария.

Актуальность исследования. В настоящее время китайская баянно-
аккордеонная школа и пути ее становления представляют особый интерес в современном китайском музыковедении. Это связано, прежде всего, с небывалым расцветом исполнительского искусства и музыкальной педагогики в данном государстве. Его история необычайно молода: по мнению ряда китайских исследователей, она ограничена рамками последнего столетия1. За столь короткий промежуток времени путем проб и ошибок современное китайское музыкальное образование достигло определенных успехов, пройдя путь от зарождения первых музыкально-культурных центров (консерваторий) до установления достаточно высокого уровня профессионализма на всех ступенях образования с дальнейшими перспективами развития. Историческое осмысление этого пути в рамках общего формирования китайской музыкальной культуры и отдельной из его сфер – исполнительства на баяне и аккордеоне – представляется широким полем для исследования.
В сфере китайской музыкальной педагогики и исполнительства игра на баяне и аккордеоне занимает особое место. Это может быть объяснимо следующими причинами:
1. Возросшая популярность данных инструментов была подготовлена благоприятными условиями – реформами в области музыкального образования и культуры.
2. Генетически современные язычковые инструменты, такие как баян и аккордеон, связаны со своими китайскими прообразами – шэном, люшэном, юй, поэтому их развитие в русле китайской музыкальной культуры воспринимается как закономерное. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2012. – No 2. – С. 155-159. 3. Можно справедливо указать, что еще одной существенной причиной интереса к данным инструментам стало тесное политическое, экономическое и культурное взаимодействие Китая и России (СССР), ведь последнее из названных государств особенно славится богатыми традициями баянно- аккордеонной школы.
Для музыкальной культуры Китая развитие баянной и аккордеонной исполнительской школы – это явление относительно новое и довольно сложное, требующее серьезного теоретического осмысления. С одной стороны, оно воспринимается как нечто привнесенное извне, как ассимиляция музыкальных традиций европейских стран. С другой стороны, как было отмечено выше, некоторые традиционные китайские народные инструменты, имея сходство с баяном и аккордеоном, подготовили почву для его освоения. Рассмотрение генезиса китайского баянно-аккордеонного искусства, его сложной структуры, основанной на взаимовлиянии разных национальных культур, представляется целесообразным и актуальным в условиях современной глобализации. Баян и аккордеон в Китае приобретают все большую популярность, о чем свидетельствует количество международных конкурсов, создание педагогических ассоциаций.
Китайские композиторы все больше обращают внимание на этот инструмент и обогащают репертуар новыми произведениями в самых разных жанрах. В то же время сравнительно небольшое количество исследований посвящено изучению жанрово-стилевых особенностей произведений для баяна и аккордеона китайских композиторов, что затрудняет понимание общей картины развития китайской музыки и основных ее тенденций, а также оценку наиболее значимых в художественном отношении сочинений для баяна и аккордеона.
Не менее важным представляется исследование современных проблем китайской музыкальной педагогики и исполнительского искусства на баяне и аккордеоне. Эти проблемы касаются, в первую очередь, методического
оснащения и необходимости совершенствования самого процесса музыкального образования. Также из-за «абсолютизации возможностей»2, открытых благодаря научно-технической революции, утрачиваются некоторые важнейшие традиции. Остается актуальным, несмотря на свою разработанность, и вопрос интеграции западных традиций и китайской музыкальной культуры оценка положительных и отрицательных сторон этого процесса. Он требует глубокого осмысления в более узкой сфере баянного и аккордеонного искусства. Наконец, не менее важным является прогнозирование дальнейшего пути развития искусства исполнения на баяне и аккордеоне и исследование его перспективы.
В соответствии с вышесказанным актуальность настоящей работы обусловлена:
– вновь возрастающей популярностью баяна и аккордеона в системе современного музыкального образования после некоторого спада в 2000-е годы, а также расцветом исполнительского искусства в Китае;
– необходимостью теоретического обобщения вопросов происхождения, развития и современного состояния баянно-аккордеонного искусства в Китае;
– потребностью в углублении изучения основных тенденций развития китайской музыки для аккордеона и баяна;
– важностью выявления насущных проблем в сфере музыкального образования и исполнительского искусства в Китае.
Степень научной разработанности темы. Целостное исследование баянного и аккордеонного исполнительского искусства в Китае в аспекте изучения его возникновения, особенностей музыкального языка, а также проблем и перспектив развития до настоящего времени не было представлено в работах на русском языке. Для всестороннего осмысления данного феномена было необходимо изучить широкий круг источников, включающих научные работы по следующим категориям: Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2012. – No 2. – С. (155-159). Первая группа – книги, посвященные истории баянно-аккордеонного исполнительства Китая. На русском языке она представлена монографией М. И. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства» 3 и диссертацией Ван Дэцун «Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства» 4 . Масштабное исследование Имханицкого затрагивает широкий спектр вопросов истории и современного состояния аккордеонного искусства разных стран, однако в нем содержится лишь упоминание о язычковых инструментах Китая. В диссертации Ван Дэцун истории китайского аккордеонного исполнительства посвящена отдельная глава. В ней подробно рассматривается процесс становления этой инструментальной школы от предпосылок возникновения (искусство древних язычковых инструментов) до современности (2000-е годы).
В китайском музыковедении история баянно-аккордеонного искусства освещена гораздо подробнее. В многочисленных статьях, монографиях и диссертациях приводятся интересные и редкие факты, наглядно демонстрирующие различные исторические периоды аккордеонной школы. Среди источников наиболее значимы диссертации Гао Цзе 5 и Шань Цзяньсиня6, статьи Чэнь Имин7, Линь Цзян8, Ван Мин – Чэнь И. Шэн9. Вопросы истории культуры рассматриваются в китайских трудах изолированно от исполнительства и композиторского творчества.
3 Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. – 519 с. 4 Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства: дис. канд. искусств. Н. Новгород, 2016. 163 с.
5 Гао Цзе. История китайского аккордеонного искусства: диссертация доктора искусствоведения. Пекин: Центральная консерватория, 2003. 174 с.
6 Шань Цзяньсинь. Экзотический инструмент аккордеон в контексте политики Китая // Китайское музыковедение. 2013. No 1. С. 110-114.
7 Чэнь Имин. Распространение, национальные особенности, характеристика времени создания двух произведений для аккордеона Ван Юйпина // Ци Лу. 2000. No 4. С. 46-48.
8 Линь Цзян. История аккордеона в Китае //Музыкальные новинки (Временник Сычуаньской консерватории). Специальное приложение. 2007. No 1. С. 174-177.
9 Ван Мин, Чэнь И. Шэн и аккордеон: взаимодействие китайской и западной культур // Китайская музыка. 2008. No 1. С. 75-77.
6

Вторая группа – исследования по теории китайской музыки. Различным аспектам теории китайской музыки посвящены монографии Ван Юйхэ10, Ван Яохуа11, Лю Синьсиня – Лю Сюэцина12, Яо Хэнлу13, Дэн Гуанхуа14, Фэн Цзыкая 15 и других авторов. В них уделяется внимание вопросам ладогармонических, структурных и тематических особенностей. Большинство работ основаны на материале народной музыки. Творчество современных китайских композиторов, в особенности пишущих для баяна и аккордеона, значительно реже попадает в поле зрения музыковедов. На русском языке оно рассматривается лишь в диссертации Пэн Чэна16 и только с точки зрения ладовой организации.
Третья группа исследований посвящена изучению баянных произведений современных китайских композиторов. Их анализ в ряду исследований Ван Дэцун17 (на русском языке). Достоинство этих работ в том, что данный материал изучается в связи с различными аспектами национальной музыкальной культуры Китая. Автор выявляет специфику баянных произведений на уровне эстетики, формообразования и музыкального языка. На основе анализа Ван Дэцун создает убедительную классификацию композиций. Однако в данных исследованиях изучаются лишь сольные сочинения. Для полноты картины не хватает примеров ансамблевой и концертной музыки крупных форм.
10 Ван Юйхэ. Современные китайские произведения. Пекин: Издательство народной музыки, 2009. 362 с.
11 Ван Ци. Анализ произведения Ли Юйцю «Богиня рассыпает лепестки цветов» для аккордеона // Образование в сфере искусства. 2006. No 7. С. 60-61
12 Лю Синьсинь, Лю Сюэцин. Истории развития западной музыки в Харбине. Пекин: Издательство народной музыки, 2002. 403 с.
13 Яо Хэнлу. Анализ техники композиции в XX веке. Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 2000. 313 с.
14 Дэн Гуанхуа. Китайская народная музыка. Пекин: Высшее образование, 2002. 424 с.
15 Фэн Дэган. Альбом китайской народной музыки для аккордеона. Шанхай: Издательство Шанхайской
музыки, 1999. 90 с.
16 Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. – СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013. – 220 с.
17 Ван Дэцун. К истории развития аккордеонного репертуара в Китае (1949-1966) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2014. – No 3 (33). – С. 50-56.
7

В китайском музыковедении современный баянно-аккордеонный репертуар исследуется в ряде статей Чэнь Имина18, Чжоу Синьтина19, Шэнь Бо20, У Шоучжи – У Цзе21, Ван Ци22, Цзэн Цзиньфаня23, Тань Иминя24, Лю Циня 25 , Ма Лили 26 и других. В них с разной степенью подробности рассматриваются отдельные композиции. С начала XXI века корпус аккордеонных произведений значительно пополнился высокохудожественными образцами. Их анализ представляется необходимым для понимания специфики современного китайского аккордеонного искусства в целом.
В разной степени с темой диссертации соприкасаются работы по истории музыки и культуры Китая на русском – У Ген-Ира 27 , Цзо Чжэньгуаня28, Е. В. Завадской29 – и китайском языках – Чэнь Цишэ30, Гао Юнхо 31 , Лан Мао 32 , У Годуна 33 и других авторов. Перечисленные исследования позволяют вписать проблематику баянно-аккордеонного искусства в контекст китайской культуры, глубже понять его специфические
18 Чэнь Имин. Руководство игры на аккордеоне. Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 2005. 299 с.
19 Синьтин. Как воплотить музыкальный образ на аккордеоне в китайском стиле (на примере произведения
«Цзю куан» для аккордеона Мао Чжу) // Музыкальное творчество. 2015. No 7. С. 137-139.
20 Шэнь Бо. Создание китайских произведений для аккордеона и ихэстетика // Вестник Юньнаньской художественной академии. 2000. No 3. С. 62-66.
21 У Шоучжи, У Цзе. Обзор развития китайского аккордеонного искусства // Музыкальные новинки (временник Сычуаньской консерватории). 1996. No 5. С. 24-38.
22 Ван Ци. Анализ произведения Ли Юйцю «Богиня рассыпает лепестки цветов» для аккордеона // Образование в сфере искусства. 2006. No 7. С. 60-61.
23 Цзэн Цзиньфань. Обзор китайской народной музыки для аккордеона // Китайская музыка. 1994. No 4. С. 60- 61.
24 Тань Иминь. Аккордеон и китайская музыка XX века // Народная музыка. 2010. No 6. С. 29-31.
25 Лю Цинь. Интерпретация произведения «Легенда Гуанлин» для аккордеона // Хуанчжун (Временник Уханьской консерватории). 1998. No 2. С. 77-79.
26 Ма Лили. Деятельность аккордеонистов в группах любителей губной гармоники в Шанхае // Ишу Байцзя. 2011. No 4. С. 242-244.
27 У Ген-Ир. Китай // История музыки Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. – СПб.: Лань, 2011. – С. 21- 79.
28 Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. – СПб.: Композитор, 2014. – 336 с.
29 Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. – 168 с.
30 Чэнь Цишэ. О цветовых характеристиках китайской народной музыки // Китайская музыка. 2012. No 7. С. 15-19.
31 Гао Юнхо. Формирование и развитие китайской этномузыкологии // Музыкальные исследования. 1980. No 8. С. 8-25.
32 Лан Мао. Происхождение китайского профессионого музыкального творчества // Музыкальное искусство. 1981. No 1. С. 12-21.
33 У Годун. Развитие теории китайской народной музыки в академической мысли XX века. Часть II // Музыкальные исследования. 2001. No 3. С. 43-52.
8

черты. В то же время, на сегодняшний момент отсутствуют научные работы, в которых систематизируются сведения по истории музыки и искусства Китая, нет единой периодизации и классификации различных культурных явлений.
Таким образом, несмотря на довольно широкий спектр литературы на китайском языке и отдельные работы российских музыковедов, связанные с темой диссертации, необходимо систематизировать сведения о баянно- аккордеонном искусстве КНР, изучить его генезис, проблемы и перспективы.
Объектом исследования является китайское баянно-аккордеонное искусство, как целостный феномен, включающий в себя образовательную систему, исполнительство и научно-методическую базу. Предмет диссертации – процесс зарождения, развития этого феномена и его перспективы.
Цель диссертации – выявить генезис китайского баянно-аккордеонного искусства, периодизацию его развития, современное состояние и перспективы, а также основные тенденции современной китайской музыки для баяна и аккордеона.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
– рассмотреть основные прообразы баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая;
– выявить этапы развития аккордеонного и баянного искусства в Китае с конца XIX до XXI века в сравнении с периодизацией Ван Дэцун и с теоретически обоснованными этапами развития баянно-аккордеонного искусства, предложенными О. И. Спешиловой на российской почве;
– определить место баяна (аккордеона) в современной китайской музыкальной культуре;
– выявить основные проблемы современного баянно-аккордеонного искусства Китая в аспекте исполнительского и композиторского творчества, педагогики;
– обозначить основные национальные истоки, нашедшие отражение в
современном китайском баянно-аккордеонном искусстве; – проследить, как интегрировались традиции других национальных культур в современном китайском баянно-аккордеонном искусстве;
– проанализировать современный китайский репертуар для баяна и аккордеона с точки зрения наличия в нем жанрово-стилевого синтеза культур Востока и Запада.
Материал исследования. Исследование опирается на широкий круг источников: музыкальные энциклопедии, словари и справочники; научные статьи на русском и китайском языках посвященные исполнительству на баяне (аккордеоне); учебники, методические пособия; интернет-источники; ноты народной музыки и авторских сочинений для баяна (аккордеона); сведения, полученные в ходе бесед с исполнителями и преподавателями-баянистами (аккордеонистами).
Методология. В данной работе используется комплекс различных методов исследования, который включает в себя:
1) исторический метод, который делает возможным изучение формирования и развития исполнительского искусства на баяне и аккордеоне в исторической ретроспективе; он также позволяет проследить глубинную генетическую связь современных баянов и аккордеонов с шэном и другими древнекитайскими язычковыми инструментами;
2) системный метод, позволяющий выявить связь между западной и восточной музыкальной культурой и проявление их интеграции в произведениях для баяна (аккордеона) китайских композиторов;
3) музыкально-аналитический метод, направленный на выявление жанрово-стилевых особенностей современных произведений для баяна и аккордеона китайских композиторов;
4) социологический метод (интервьюирование), с помощью которого стало возможным выявление посредством сбора мнений авторитетных китайских и русских педагогов и исполнителей основных проблем и возможных перспектив развития баянного и аккордеонного искусства в Китае; 5) теоретические методы (обобщение), позволившие привести полученные в ходе интервью сведения в единую систему и сделать выводы на их основе о специфике и перспективах развития баянного и аккордеонного искусства.
Научная новизна исследования:
– Внесены ряд уточнений и обобщений основных сведений, связанных с историей возникновения первых язычковых инструментов в Древнем Китае, а также появлением и распространением современных аккордеонов и баянов в Китае в XIX–XXI вв. На основе полученных исторических данных предпринимается попытка осмыслить специфику развития баяна и аккордеона в современном Китае;
– В работе впервые предпринята попытка осмыслить процессы взаимопроникновения западных и восточных традиций в русле баянного и аккордеонного искусства. В работе было установлено, что данные традиции отражаются на жанрово-стилевых особенностях современных произведений.
– В работе на основе научных источников и частных авторитетных мнений дается оценка неоднозначного положения баяна и аккордеона в современной системе музыкального образования и исполнительства в Китае. Данные сведения существенно обогащают представление о современных проблемах и перспективах развития исполнительства на данных инструментах;
Теоретическая значимость работы.
Исходя из того, что вопросы зарождения, особенностей и будущих перспектив развития баянного и аккордеонного исполнительского искусства в Китае пока не были целостно представлены в научной литературе, данное диссертационное исследование, основанное на обобщении основных исторических сведений из трудов русских и китайских ученых в сфере музыкальной педагогики, исполнительства, истории музыки и иных смежных областей наук, представляет собой одну из первых попыток освещения
11

указанной проблемы. Работа расширяет представления о положении баяна и аккордеона в современной китайской музыкальной культуре.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных данных в образовательном процессе (в курсе истории музыки, истории исполнительского искусства, в классе по специальности). Выявленные в работе проблемы и недостатки современной системы обучения игре на баяне и аккордеоне могут быть учтены для дальнейшего совершенствования системы музыкального образования в Китае.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интерес к баяну и аккордеону в Китае обусловлен историческим развитием данных инструментов, их сохраняющаяся востребованность в Китае даже в кризисные этапы связана, прежде всего, с генетическим родством с традиционными древнекитайскими прообразами – шэном, люшэном и юй, культурно-политической атмосферой Китая XX столетия, а также социально- культурными факторами (в частности, тесными контактами с Россией, в которой искусство исполнительства на баяне и аккордеоне традиционно широко востребовано, а также взаимопроникновением западных и восточных традиций).
2. Современные проблемы баянно-аккордеонного исполнительства связаны с сильным давлением западной культуры, отсутствием завершенной системы трехступенчатого образования (какое представлено в России), отсутствием целиком сформировавшейся китайской композиторской школы (в том числе в русле баянно-аккордеонного искусства) и отсутствием акцента в образовании на изучении собственного национального наследия.
3. Согласно предлагаемой в настоящем исследовании периодизации,
первое десятилетие XXI века по ряду признаков представляет собой начало
этапа «академизации» баянно-аккордеонного искусства Китая, о чем
свидетельствуют процессы связанные с развитием собственной
композиторской школы и попытки преодоления противоречий китайского
баянно-аккордеонного образования.
12

4. Оценивая современное состояние китайской баянно-аккордеонной школы, современные китайские музыканты и педагоги считают, что выход современного исполнительства на баяне и аккордеоне на качественно новый уровень возможен: 1) в случае поиска собственного пути, с избирательным подходом к заимствованию русских и немецких традиций; 2) в случае значительного увеличения числа китайских произведений в исполнительском репертуаре, отличающихся высокой художественной ценностью; 3) в случае повышения качества образования и роста высококвалифицированных кадров в профессорско-преподавательском составе.
5. В современной китайской музыке для баяна и аккордеона особенности стиля и жанра произведений во многом обусловлены соединением китайских музыкальных традиций и западных влияний. Выделяются три основных направления развития: 1) «европеизация» баянно- аккордеонной музыки, 2) «возвращение к истокам» китайских музыкальных традиций 3) сбалансированный синтез восточных и западных приемов в создании произведений.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обусловлена изучением широкого спектра источников – фундаментальных музыковедческих трудов по истории и теории музыки на русском, английском и китайском языках, обращением к апробированным методам исследования, тщательным анализом нотного материала.
Отдельные результаты работы были изложены в ряде публикаций, а также на международных и всероссийских научных конференциях. Автор выступал с докладом на XX Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и наука» (Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2019), XXIV Нижегородской сессии молодых ученых (Нижегородский дом ученых, 2019), LXXIX Международной научно-практической конференции «Культура, наука
и искусство в образовательном процессе» (Казань), Международной научно-
13

практической конференции «Интеграция науки и практики в современных условиях» (Минск, НИЦ «Мир Науки»). По материалам диссертации опубликовано 8 статей, в том числе 4 публикации – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе «Генезис баянно-аккордеонного искусства Китая» дан исторический экскурс, определено место баяна в современной музыкальной культуре страны. Освещены предпосылки возникновения инструмента, его аналоги в традиционном национальном инструментальном искусстве. Отдельное внимание уделяется вопросу периодизации баянно- аккордеонного искусства в Китае. Предложен новый вариант периодизации.
Вторая глава «Место баяна (аккордеона) в современной китайской музыкальной культуре» раскрывает вопрос сложных взаимоотношений национальных китайских музыкальных традиций и ассимиляции опыта других стран. В первом параграфе отдельно рассмотрены проблемы современного развития баянно-аккордеонного искусства в Китае на основе многочисленных исследований китайских музыковедов, исполнителей и педагогов. Для уточнения и актуализации полученных сведений было проведено анкетирование 23 китайских педагогов и исполнителей на баяне и аккордеоне и 20 русских педагогов и исполнителей. Данные, выявленные в ходе анкетирования, изложены во втором параграфе Второй главы. В нем приведено сравнение развития баянно-аккордеонного искусства в Китае и России по таким аспектам, как исполнительство, репертуар, музыкально- образовательные системы и методическая база.
Третья глава «Линии развития современной музыки для баяна и аккордеона в Китае» носит аналитический характер. Опираясь на опыт исследования, проведенного в предыдущих главах, предстоит рассмотреть основные направления развития современной баянно-аккордеонной музыки. В третьей главе три параграфа, соответствующие трем основным направлениям
современной баянно-аккордеонной музыки – «возвращение к корням», «европеизация» и «ассимиляция». Анализ современных произведений для баяна и аккордеона, опубликованных в сборниках I и II национального конкурса композиторов позволяет сделать выводы о современном положении китайской баянно-аккордеонной музыки «изнутри».
В заключении подведены итоги исследования, даны рекомендации по развитию баянно-аккордеонного искусства в Китае. Приложением к работе являются список вопросов для анкетирования, полные результаты анкетирования китайских и русских баянистов и преподавателей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»