Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Чжао Мин
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС БАЯННО-АККОРДЕОННОГО ИСКУССТВА КИТАЯ
1.1. Прообразы баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая
1.2. Развитие аккордеона в Китае: Трансплантация (1890-1966)
1.3. Специализация аккордеона в Китае (1976-1999)
ГЛАВА II. МЕСТО БАЯНА (АККОРДЕОНА) В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1. Баян и аккордеон в китайской культуре нового тысячелетия. Общая характеристика
2.2. Оценка баянно-аккордеонного искусства Китая современными китайскими музыкантами:
проблемы и перспективы
ГЛАВА III. ЛИНИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ БАЯНА И АККОРДЕОНА В
КИТАЕ
3.1. «Возвращение к корням»: сближение баяна и аккордеона с национальными китайскими
традициями
3.2 Европеизация современных китайских произведений для баяна и аккордеона
3.3 Ассимиляция традиций в контексте диалога культур Востока и Запада
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Вопросы для анкетирования
Приложение 2. Ответы китайских аккордеонистов, представленные в виде таблицы с комментариями
Приложение 3. Ответы русских аккордеонистов, представленные в виде таблицы с комментариями

Во Введении обоснованы актуальность и новизна темы,
раскрыта степень изученности проблемы, сформулированы объект
и предмет исследования, его цель и задачи, методы, очерчен матери-
ал исследования, его теоретическая основа, а также теоретическая и
практическая значимость выполненной работы.
В Первой главе «Генезис баянно-аккордеонного искус-
ства Китая» рассмотрены исторические причины обращения ки-
тайских музыкантов к баяну и аккордеону. В § 1.1. «Прообразы
баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая»
выявлена генетическая связь баяна и аккордеона с древними китай-
скими инструментами — шэн, лушэн, юй. Обобщена информация
об истории возникновения древнекитайских язычковых инструмен-
тов, особенностях их конструкции, специфике техники исполнения.
На примере народной музыки для шэна «Счастливый праздник
Сонгкран» рассмотрены особенности музыкального языка произве-
дений. В области формы выявлены контрастный принцип постро-
ения, отсутствие репризности; в мелодии — обилие мелизмов, по-
певочное строение, в ритме — прихотливость ритмических фигур,
нерегулярная акцентность, в ладе — опора на пентатонику. Глав-
ная образная сфера китайских пьес для национальных язычковых
инструментов — созерцательность, пасторальность, философская
углубленность, опора на символы.
Во многом именно шэн стал прообразом современных
гармоник2, которые появились из-за адаптации к новым условиям
и трансформации. Затем в таком «модернизированном» виде гар-
моники возвращаются в Китай в конце XIX века. Этому процессу
развития баяна и аккордеона в период с конца XIX по конец XX ве-
ка посвящены два следующих раздела диссертации — § 1.2. «Раз-
витие аккордеона в Китае: Трансплантация (1890–1966)» и
§ 1.3. «Специализация аккордеона в Китае (1976–1999)». Опира-
ясь на классификации развития баяна и аккордеона в Китае, пред-
ложенные в работах Ван Дэцун и Чжана Цзыцяна, мы пришли к
выводу о необходимости уточнения хронологических границ трех
этапов становления аккордеона — «трансплантации», «адапта-
ции», «академизации» (данные этапы были предложены в работе
О. И. Спешиловой для описания процессов укоренения и развития
баяна и аккордеона на российской почве).
В частности, в работе было определено, что период 1950–
1960-х годов является отнюдь не этапом «специализации»3, а более
    Несомненно, эволюция музыкального инструмента была сложной и
включала в себя большое количество не китайских, а европейских предше-
ственников. Но именно родство с шэном послужило той основой, на которой
аккордеон, как инструмент западный, был воспринят и адаптирован в китай-
ской музыкальной культуре.
    Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления
национального аккордеонного искусства: дис. … канд. искусствовед. Н. Нов-
город, 2016. С. 23.
ранним этапом «адаптации» аккордеона в культуру Китая, потому
что в это время «аккордеонное искусство как самостоятельная от-
расль музыкальной культуры не имело крепких позиций»4.
С окончанием кризиса Культурной революции (1966–1976)
наступил новый этап интенсивного развития аккордеонного искус-
ства в рамках профессиональной музыки (1976–1999). Основываясь
на характеристике развития аккордеона в России О. И. Спешило-
вой, а также на данных о развитии баянно-аккордеонного искусства
в Китае, полученных из ряда китайских источников, мы пришли
к выводу, что этот этап может быть интерпретирован как «специ-
ализация» аккордеона. Он характеризуется налаженным производ-
ством национальных разновидностей аккордеона, формированием
основных звеньев музыкального образования по классу аккордеона
в Китае, массовым характер начального обучения, распространени-
ем нотной и методической литературы по аккордеону, появлением
профессиональных аккордеонистов, острой необходимостью наци-
онального репертуара, ростом интереса к инструменту в академи-
ческой среде.
Во Второй главе «Место баяна (аккордеона) в современ-
ной китайской музыкальной культуре» рассматривается совре-
менное состояние баянно-аккордеонного искусства в Китае. В § 2.1.
«Баян и аккордеон в китайской культуре нового тысячелетия.
Общая характеристика» предпринимается попытка по-новому
взглянуть на современный этап развития баянно-аккордеонного
искусства в Китае в дискуссии с Ван Дэцун, автором диссертации,
также дающим ей характеристику.
1999–2009 годы стали временным кризисом для развития
баянно-аккордеонного искусства, каковым являлся прежде пери-
од Культурной революции и кризис времен Антияпонской войны,
правда его существование неочевидно, поскольку не сопряжено с
явными политическими факторами и негативными тенденциями.
Анализ событий и мероприятий, связанных с аккордеон-
ным искусством, в 2010-е годы демонстрирует вновь определенные
положительные тенденции. Могут быть выявлены такие признаки
процесса «академизации» в отношении баянно-аккордеонного ис-
кусства как переход к общепринятой системе нотной записи, даль-
    Спешилова О. И. Особенности развития аккордеонного искусства в Рос-
сии: автореф. дис. … канд. искусствовед. Магнитогорск, 2006. С. 12.
нейшее совершенствование конструкции инструмента и повышение
качества инструментов китайского производства, окончательный
переход от диатонического к темперированному строю инструмен-
та, ориентированность на классические академические произведе-
ния как эстетические и художественные образцы, формирование
оригинального репертуара для аккордеона (баяна), раскрывающего
различные сферы применения инструмента (эстрадно-джазовое,
бытовое, академическое, фольклорное направление), его усложне-
ние и углубление содержания, функционирование китайского ис-
кусства внутри мировой баянно-аккордеонной мультикультуры.
В § 2.2. «Оценка баянно-аккордеонного искусства Китая
современными китайскими музыкантами: проблемы и перспек-
тивы» работы делается акцент на опросе ведущих музыкантов Рос-
сии и Китая и их оценке развития баянно-аккордеонного искусства
в Китае, основных проблемах и перспективах. В анкетировании
принимали участие двадцать три ведущих педагога из Китая и двад-
цать авторитетных педагогов из России.
Анкета для китайских респондентов позволила выявить
причины интереса к данному инструменту, оценку его развития на
современном этапе, а также проблемы и перспективы его развития,
основные направления конкурсной деятельности внутри Китая и на
европейских площадках, уровень популярности среди современной
молодежи, развитие композиторского творчества для аккордеона.
Ответы российских педагогов помогли составить независимый,
объективный взгляд «извне», позволили сравнить ситуацию в обла-
сти аккордеонного искусства в России и в Китае. Результаты анке-
тирования следующие:
1. Основной причиной обращения к аккордеону современных
исполнителей из Китая стали непосредственно их детские впечатле-
ния (11 чел., 47,8% опрошенных), в том числе родительское влияние
(7 чел., 30% опрошенных), что, несомненно, связано с былым инте-
ресом широких непрофессиональных кругов к аккордеону.
2. В основном китайские респонденты отмечают ма-
лую популярность аккордеона среди слушательской аудитории
(11 чел., 47,9%). 26% считают, что спрос у публики растет (26%),
а 26,1% — что интерес есть. При этом наиболее развит интерес к
аккордеону у слушателей в северо-западных регионах Китая (это,
по-видимому, можно объяснить сферой влияния культуры России),
а наименее — в юго-восточных приморских провинциях.
3. В сфере музыкального образования, большинство респон-
дентов из Китая отметили недостаток учеников (65,2% опрошен-
ных). Сравнение ответов русских музыкантов о росте спроса на обу-
чение баяну и аккордеону в России и ответов китайских музыкантов
о количестве учащихся Китая дает понять, что в Китае показатели
оказываются существенно ниже, чем в России, что пока выявляет
серьезные проблемы в музыкально-образовательной системе Китая.
4. 87% опрошенных китайских исполнителей подтвердили
существенное преобладание зарубежного репертуара над нацио-
нальным, что является значительной трудностью: отсутствие на-
циональной основы баянно-аккордеонного искусства не дает при-
житься инструменту на культурной почве Китая.
5. В Китае ансамбли с аккордеоном несхожи с устоявшимися
в России составами. В частности, русские исполнители значительно
меньше играют в ансамбле с фортепиано, в отличие от китайских
музыкантов. Можно предположить, что акцент на фортепиано в
китайском ансамблевом исполнительстве является не столько осоз-
нанным шагом, сколько модой на западную культуру.
6. Современные влияния в сфере музыкального образования
в Китае демонстрируют плюрализм и неустойчивость. Можно кон-
статировать, что в Китае нет пока собственной сильной аккордеон-
ной школы, более того, не представлены ее региональные центры.
Наличие таких центров баянно-аккордеонного искусства в России
(Н. Новгород, Новосибирск, Москва и др.) отмечается в ответах рус-
ских респондентов.
В Третьей главе «Линии развития современной музы-
ки для баяна и аккордеона в Китае» рассмотрены основные ли-
нии развития современной музыки для баяна и аккордеона в Ки-
тае — «возвращение к корням», «европеизация» и «ассимиляция».
Феномен «возвращения к корням», рассмотренный в
§ 3.1. «Возвращение к корням: сближение баяна и аккордеона с на-
циональными китайскими традициями» — закономерное течение
музыкального искусства, которое следует за интенсивным движени-
ем, направленным на освоение новаторского, а также чужого опыта.
Национальная самоидентификация в композиторском творчестве
для баяна и аккордеона Китая проявляется в отборе художественных
средств и тем схожих с фольклором, близости к реалистическому на-
правлению (темы произведений часто пересекаются с жизнью и на-
блюдениями за окружающим миром их создателя), тенденции к про-
граммности, редком обращении к религиозным темам, что обусловле-
но историческим развитием инструмента в русле светской культуры.
Процесс заимствования народных образцов проходит сразу
в нескольких направлениях:
1) внедрение в музыку для баяна и аккордеона элементов
китайского фольклора;
2) сближение с музыкой для шэна.
Одним из ярких примеров «возвращения к корням» стано-
вится пьеса «Цветочный сад» Цзюнь Мао. Об этом свидетельствует
тяготение к пейзажности, сквозному развитию, пентатонике, попе-
вочному строению мелодии.
Гораздо ярче в настоящее время представлены произведе-
ния, тяготеющие к западным традициям, им посвящен § 3.2. «Ев-
ропеизация современных китайских произведений для баяна и
аккордеона». Здесь открываются сразу несколько основных направ-
лений работы композиторов:
1) работа с классическими канонами западноевропейской
музыки (внедрение тональной системы, мажора и минора, регуляр-
но-акцентной ритмики, квадратного строения, аккордовой фактуры
терцового строения, полифонии);
2) с авангардными западными техниками композиции (ми-
нимализм, додекафония, полифония, полистилистика);
3) с современной массовой музыкой (романтический тип
мелодии, аллюзии на образцы массовой музыки, элементы джаза и
аргентинского танго, сближение с китчем).
В процессе исследования было выявлено, что китайские
композиторы достаточно свободно работают с западноевропейской
классической гармонией («Домбра, песня моего сердца» Ци Вана),
фактурой (например, вальс в пьесе «Боро-тала во сне» Ци Вана) и
другими средствами языка.
Широко представлены массовые традиции европейской му-
зыки. Причем не всегда произведения данного направления оказы-
ваются удачными в художественном отношении, из-за чего приоб-
ретают характер эклектики («Пение родного города с табором» Ци
Вана). Критерием оценки таких произведений становится ориги-
нальное независимое претворение найденных элементов, западных
средств выразительности, и соединение их с собственным мышле-
нием, без потери «лица» и в то же время обусловленность выбора
средств идеей произведения.
Очевидно, что на китайских авторов оказала большое вли-
яние фигура А. Пьяццоллы. Об этом свидетельствует, например,
пьеса «Первая любовь» Ифэя Чжао для аккордеона. Характерны та-
кие приемы как активное использование контрапунктических голо-
сов, подголосков, использование мелодических связок с обильным
включением вспомогательных хроматизмов, что подводит к новому
проведению основной темы.
Восприятие китайскими авторами русских мелодий отраз-
илось на «Вариациях на тему песни «Подмосковные вечера»» Сяо-
нань Сюя. Для российских слушателей здесь совершенно неожи-
данно сочетаются жанры танго и эстрадной песни, джазовые стан-
дарты, аллюзии на «Либертанго». Можно говорить о проявлении в
данном произведении черт полистилистики.
Под влиянием современных западноевропейских техник на-
писано произведение «Лиана» композитора Тяньци Вана. Пьеса изо-
билует кластерами, шумами, vibrato, glissando и другими различными
приемами сонористики, создающими необходимый художественный
образ. Отзвуки полифонического письма в купе с серийной техникой
II ступени5 можно обнаружить в пьесе «Баркарола» Цзянан Тяня.
В § 3.3. «Ассимиляция традиций в контексте диалога
культур Востока и Запада» рассмотрено третье направление со-
временного китайского баянно-аккордеонного искусства. Принцип
«ассимиляции» в настоящее время оказывается наиболее актуаль-
ным. Многие произведения Сяонань Сюя служат примером орга-
ничного соединения своих и чужих традиций в рамках музыкально-
го сочинения. Это взаимодействие и взаимопроникновение культур
осуществляется на всех уровнях работы. Например, жанр фантазии,
избранный им в Фантазии № 1 и принадлежащий западной тради-
ции, соединяется с исключительно восточным принципом формо-
образования — «свободным развертыванием» с преобладанием
импровизационности построений, сквозного развития и возникно-
вением «случайных» элементов формы6. Между тем, в произведе-
    Серийная техника II ступени широко использует интервальные и мотив-
но-структурные соотношения, основывается на употреблении групп тонов
меньше 12, то есть микросерий, в отличие от додекафонии.
    Син Синь. Некоторые вопросы специфики музыкальной формы в китай-
ской традиционной музыке // Вестник культуры и искусств. 2018. № 4 (56).
С. 136.
нии широко используются как национальные черты (пентатоника,
попевочность, прихотливая ритмика), так и западноевропейские
(сонорные элементы).
Заключение
Баян и аккордеон в XXI веке становятся все более востребо-
ванными инструментами, они развиваются в русле массового искус-
ства, академического направления и народных музыкальных тради-
ций, привлекая внимание музыкантов своей универсальностью и
удобством современных конструкций. Между тем формированию
высокого интереса к баяну и аккордеону в стране способствовали
исторические предпосылки.
Рассмотренная в первой главе история развития китайских
прародителей современных язычковых инструментов, а затем – соб-
ственно баяна и аккордеона в XX веке и анализ выявленных истори-
ческих особенностей развития позволили обосновать новый вари-
ант периодизации. Используя терминологию О. И. Спешиловой, мы
выделяем три периода развития китайского баянно-аккордеонного
искусства:
1) с 1890-х по 1976 год — «трансплантация»7 аккордеона
на почве китайской национальной культуры (период «транспланта-
ции» состоит из четырех этапов: этапа «заимствования аккордеона,
получившего развитие на китайской территории», кризисного эта-
па Антияпонской войны, этапа «адаптации» аккордеона и кризиса
Культурной революции);
2) с 1976 по 2000-е годы — «специализация»8 баяна и ак-
кордеона (то есть «обретение самостоятельных позиций, когда ин-
струмент и искусство игры на нем получают самобытные черты»);
3) 2010-е годы — «академизация»9 баяна и аккордеона
(«достижение ими высокохудожественного уровня»).
Новая периодизация значительно проясняет общую картину
и перспективы развития баянно-аккордеонного искусства в Китае
во второй половине XX века и в новом тысячелетии.
Проведенное во второй главе анкетирование ведущих педа-
гогов и исполнителей на баяне и аккордеоне позволило выявить и
    Спешилова О. И. Особенности развития аккордеонного искусства в Рос-
сии: автореф. дис. … канд. искусствовед. Магнитогорск, 2006. С. 6.
    Там же. С. 7.
    Там же.
обобщить наиболее серьезные проблемы на данном этапе, спрогно-
зировать дальнейшее развитие баянно-аккордеонного искусства.
Русские и китайские респонденты видят следующие сдер-
живающие факторы роста современного развития китайской баян-
но-аккордеонной музыки: недостаточная популяризация инстру-
мента, низкий профессионализм педагогов и исполнителей, отсут-
ствие баланса между массовой и элитарной музыкой, устаревшая
система обучения, необходимость синтеза своего и чужого опыта,
отсутствие национального репертуара. Преодоление данных про-
блем по мнению большинства исследователей позволит выйти ки-
тайской баянно-аккордеонной школе на новый уровень.
На основании тщательного исследования современных про-
изведений для баяна и аккордеона были выявлены три основных на-
правления его развития в Китае. Развитие этих линий связано с так
называемым «периодом открытости»10 (с 1976 года), когда началось
активное взаимодействие китайской культуры с Западом. В связи с
этим зародились два противоположных направления развития ки-
тайской музыки, как пишет Дай Юй:
1) «новая волна» (авангардное направление с активным
процессом вестернизации);
2) «возвращение к корням» (реакционное движение, свя-
занное с использованием образцов китайской и особенно древнеки-
тайской музыки).
Может быть выделен также третий путь — их «органичный
сплав»11, который в настоящей работе назван «ассимиляцией».
В соответствии с указанными направлениями в Третьей гла-
ве были рассмотрены произведения китайских композиторов, в ко-
торых отразились данные тенденции. Как представляется, третий
путь китайской баянно-аккордеонной музыки оказывается наибо-
лее перспективным ввиду его сбалансированности и широты поля
для экспериментов. Тенденция к европеизации и американизации в
музыке китайских композиторов может повлечь опасность потери
собственного «лица». Возвращение к китайскому фольклору и орто-
доксальности создает ограниченность современной китайской му-

    Дай Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музы-
ке «периода открытости»: автореф. дис. … канд. искусствовед. Н. Новгород,
2017. С. 12.
    Там же. С. 13.
зыки и уже оказывается не столь актуальным, как в конце XX века,
в свете процессов глобализации, где все культуры взаимопроникают
друг в друга и влияют друг на друга. По нашему мнению, соблюде-
ние этого баланса и возвращение от «полюсов» к некоторому маги-
стральному пути поможет китайской баянно-аккордеонной музыке
существенно продвинуться не только в Китае, но и в мировой куль-
туре.
Обобщая все вышесказанное, в целом можно говорить о
трех возможных сценариях развития баянно-аккордеонного искус-
ства в Китае:
1. Положительный сценарий. Формирование когорты креп-
ких исполнителей и педагогов, впитавших лучшие традиции «чу-
жих» исполнительских школ. Баян и аккордеон — «национальные
символы Китая» (А. Д. Лукашевич). Формирование региональных
исполнительских школ Китая. Разработка крепкой методической,
педагогической и исполнительской базы для развития искусства.
Осуществление государственной поддержки преподавателей и
исполнителей, стимулирующей дальнейшее развитие баянно-ак-
кордеонной школы, популяризация инструмента среди населения.
Утверждение баяна и аккордеона в русле национальной традиции.
Появление широкого круга высокохудожественных произведений
для баяна и аккордеона, отражающих тембровую специфику ин-
струмента и его природу.
2. Нейтральный сценарий. Единичные случаи формиро-
вания региональных баянно-аккордеонных культурных центров.
Часть исполнителей и педагогов, вернувшихся из-за рубежа, будут
способствовать формированию собственной исполнительской и
педагогической школы, однако этот процесс будет менее интенсив-
ным. Методическая и педагогическая база будут созданы, однако
будут не решены некоторые внутренние проблемы, которые будут
существенно тормозить развитие школ. Снижение государственной
поддержки преподавателей и исполнителей. Появление высокохудо-
жественных произведений для баяна и аккордеона носит несистема-
тический, скорее случайный характер.
3. Негативный сценарий. Отсутствие государственной под-
держки талантливых педагогов и исполнителей. «Утечка» высоко-
квалифицированных кадров за рубеж, снижение количества про-
фессиональных исполнителей. Разрушение устоявшихся центров
баянно-аккордеонного искусства на северо-востоке Китая. Отсут-
ствие методико-педагогической базы, обучение игре на баяне и ак-
кордеоне будет носить эмпирический характер. Возвращение баяна
и аккордеона к статусу «маргинальных» инструментов. Отчуждение
аккордеона и баяна от национальной музыкальной традиции. От-
сутствие интереса к инструменту профессиональных композиторов.
Реализация положительного сценария возможна только при со-
вместной работе по достижению положительного результата во
всех сферах баянно-аккордеонного искусства — в образовательной
системе, в исполнительской профессиональной среде, в научно-ме-
тодической работе. Как нам кажется, достижение таких благопри-
ятных условий для развития китайского баянно-аккордеонного ис-
кусства вполне реализуемо, потому что в настоящее время многие
китайские студенты, обучающиеся за рубежом по классу баяна и
аккордеона, нацелены на возвращение в Китай. По возвращении
они будут внедрять новые эффективные методы обучения и форми-
ровать крепкую исполнительскую базу в своих регионах. Китайская
культурная политика также благоприятна: осуществляется целый
ряд мер по поддержке иностранных студентов. Поэтому мы увере-
ны в реализации первого сценария.

Актуальность исследования. В настоящее время китайская баянно-
аккордеонная школа и пути ее становления представляют особый интерес в современном китайском музыковедении. Это связано, прежде всего, с небывалым расцветом исполнительского искусства и музыкальной педагогики в данном государстве. Его история необычайно молода: по мнению ряда китайских исследователей, она ограничена рамками последнего столетия1. За столь короткий промежуток времени путем проб и ошибок современное китайское музыкальное образование достигло определенных успехов, пройдя путь от зарождения первых музыкально-культурных центров (консерваторий) до установления достаточно высокого уровня профессионализма на всех ступенях образования с дальнейшими перспективами развития. Историческое осмысление этого пути в рамках общего формирования китайской музыкальной культуры и отдельной из его сфер – исполнительства на баяне и аккордеоне – представляется широким полем для исследования.
В сфере китайской музыкальной педагогики и исполнительства игра на баяне и аккордеоне занимает особое место. Это может быть объяснимо следующими причинами:
1. Возросшая популярность данных инструментов была подготовлена благоприятными условиями – реформами в области музыкального образования и культуры.
2. Генетически современные язычковые инструменты, такие как баян и аккордеон, связаны со своими китайскими прообразами – шэном, люшэном, юй, поэтому их развитие в русле китайской музыкальной культуры воспринимается как закономерное. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2012. – No 2. – С. 155-159. 3. Можно справедливо указать, что еще одной существенной причиной интереса к данным инструментам стало тесное политическое, экономическое и культурное взаимодействие Китая и России (СССР), ведь последнее из названных государств особенно славится богатыми традициями баянно- аккордеонной школы.
Для музыкальной культуры Китая развитие баянной и аккордеонной исполнительской школы – это явление относительно новое и довольно сложное, требующее серьезного теоретического осмысления. С одной стороны, оно воспринимается как нечто привнесенное извне, как ассимиляция музыкальных традиций европейских стран. С другой стороны, как было отмечено выше, некоторые традиционные китайские народные инструменты, имея сходство с баяном и аккордеоном, подготовили почву для его освоения. Рассмотрение генезиса китайского баянно-аккордеонного искусства, его сложной структуры, основанной на взаимовлиянии разных национальных культур, представляется целесообразным и актуальным в условиях современной глобализации. Баян и аккордеон в Китае приобретают все большую популярность, о чем свидетельствует количество международных конкурсов, создание педагогических ассоциаций.
Китайские композиторы все больше обращают внимание на этот инструмент и обогащают репертуар новыми произведениями в самых разных жанрах. В то же время сравнительно небольшое количество исследований посвящено изучению жанрово-стилевых особенностей произведений для баяна и аккордеона китайских композиторов, что затрудняет понимание общей картины развития китайской музыки и основных ее тенденций, а также оценку наиболее значимых в художественном отношении сочинений для баяна и аккордеона.
Не менее важным представляется исследование современных проблем китайской музыкальной педагогики и исполнительского искусства на баяне и аккордеоне. Эти проблемы касаются, в первую очередь, методического
оснащения и необходимости совершенствования самого процесса музыкального образования. Также из-за «абсолютизации возможностей»2, открытых благодаря научно-технической революции, утрачиваются некоторые важнейшие традиции. Остается актуальным, несмотря на свою разработанность, и вопрос интеграции западных традиций и китайской музыкальной культуры оценка положительных и отрицательных сторон этого процесса. Он требует глубокого осмысления в более узкой сфере баянного и аккордеонного искусства. Наконец, не менее важным является прогнозирование дальнейшего пути развития искусства исполнения на баяне и аккордеоне и исследование его перспективы.
В соответствии с вышесказанным актуальность настоящей работы обусловлена:
– вновь возрастающей популярностью баяна и аккордеона в системе современного музыкального образования после некоторого спада в 2000-е годы, а также расцветом исполнительского искусства в Китае;
– необходимостью теоретического обобщения вопросов происхождения, развития и современного состояния баянно-аккордеонного искусства в Китае;
– потребностью в углублении изучения основных тенденций развития китайской музыки для аккордеона и баяна;
– важностью выявления насущных проблем в сфере музыкального образования и исполнительского искусства в Китае.
Степень научной разработанности темы. Целостное исследование баянного и аккордеонного исполнительского искусства в Китае в аспекте изучения его возникновения, особенностей музыкального языка, а также проблем и перспектив развития до настоящего времени не было представлено в работах на русском языке. Для всестороннего осмысления данного феномена было необходимо изучить широкий круг источников, включающих научные работы по следующим категориям: Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2012. – No 2. – С. (155-159). Первая группа – книги, посвященные истории баянно-аккордеонного исполнительства Китая. На русском языке она представлена монографией М. И. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства» 3 и диссертацией Ван Дэцун «Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства» 4 . Масштабное исследование Имханицкого затрагивает широкий спектр вопросов истории и современного состояния аккордеонного искусства разных стран, однако в нем содержится лишь упоминание о язычковых инструментах Китая. В диссертации Ван Дэцун истории китайского аккордеонного исполнительства посвящена отдельная глава. В ней подробно рассматривается процесс становления этой инструментальной школы от предпосылок возникновения (искусство древних язычковых инструментов) до современности (2000-е годы).
В китайском музыковедении история баянно-аккордеонного искусства освещена гораздо подробнее. В многочисленных статьях, монографиях и диссертациях приводятся интересные и редкие факты, наглядно демонстрирующие различные исторические периоды аккордеонной школы. Среди источников наиболее значимы диссертации Гао Цзе 5 и Шань Цзяньсиня6, статьи Чэнь Имин7, Линь Цзян8, Ван Мин – Чэнь И. Шэн9. Вопросы истории культуры рассматриваются в китайских трудах изолированно от исполнительства и композиторского творчества.
3 Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. – 519 с. 4 Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства: дис. канд. искусств. Н. Новгород, 2016. 163 с.
5 Гао Цзе. История китайского аккордеонного искусства: диссертация доктора искусствоведения. Пекин: Центральная консерватория, 2003. 174 с.
6 Шань Цзяньсинь. Экзотический инструмент аккордеон в контексте политики Китая // Китайское музыковедение. 2013. No 1. С. 110-114.
7 Чэнь Имин. Распространение, национальные особенности, характеристика времени создания двух произведений для аккордеона Ван Юйпина // Ци Лу. 2000. No 4. С. 46-48.
8 Линь Цзян. История аккордеона в Китае //Музыкальные новинки (Временник Сычуаньской консерватории). Специальное приложение. 2007. No 1. С. 174-177.
9 Ван Мин, Чэнь И. Шэн и аккордеон: взаимодействие китайской и западной культур // Китайская музыка. 2008. No 1. С. 75-77.
6

Вторая группа – исследования по теории китайской музыки. Различным аспектам теории китайской музыки посвящены монографии Ван Юйхэ10, Ван Яохуа11, Лю Синьсиня – Лю Сюэцина12, Яо Хэнлу13, Дэн Гуанхуа14, Фэн Цзыкая 15 и других авторов. В них уделяется внимание вопросам ладогармонических, структурных и тематических особенностей. Большинство работ основаны на материале народной музыки. Творчество современных китайских композиторов, в особенности пишущих для баяна и аккордеона, значительно реже попадает в поле зрения музыковедов. На русском языке оно рассматривается лишь в диссертации Пэн Чэна16 и только с точки зрения ладовой организации.
Третья группа исследований посвящена изучению баянных произведений современных китайских композиторов. Их анализ в ряду исследований Ван Дэцун17 (на русском языке). Достоинство этих работ в том, что данный материал изучается в связи с различными аспектами национальной музыкальной культуры Китая. Автор выявляет специфику баянных произведений на уровне эстетики, формообразования и музыкального языка. На основе анализа Ван Дэцун создает убедительную классификацию композиций. Однако в данных исследованиях изучаются лишь сольные сочинения. Для полноты картины не хватает примеров ансамблевой и концертной музыки крупных форм.
10 Ван Юйхэ. Современные китайские произведения. Пекин: Издательство народной музыки, 2009. 362 с.
11 Ван Ци. Анализ произведения Ли Юйцю «Богиня рассыпает лепестки цветов» для аккордеона // Образование в сфере искусства. 2006. No 7. С. 60-61
12 Лю Синьсинь, Лю Сюэцин. Истории развития западной музыки в Харбине. Пекин: Издательство народной музыки, 2002. 403 с.
13 Яо Хэнлу. Анализ техники композиции в XX веке. Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 2000. 313 с.
14 Дэн Гуанхуа. Китайская народная музыка. Пекин: Высшее образование, 2002. 424 с.
15 Фэн Дэган. Альбом китайской народной музыки для аккордеона. Шанхай: Издательство Шанхайской
музыки, 1999. 90 с.
16 Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. – СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013. – 220 с.
17 Ван Дэцун. К истории развития аккордеонного репертуара в Китае (1949-1966) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2014. – No 3 (33). – С. 50-56.
7

В китайском музыковедении современный баянно-аккордеонный репертуар исследуется в ряде статей Чэнь Имина18, Чжоу Синьтина19, Шэнь Бо20, У Шоучжи – У Цзе21, Ван Ци22, Цзэн Цзиньфаня23, Тань Иминя24, Лю Циня 25 , Ма Лили 26 и других. В них с разной степенью подробности рассматриваются отдельные композиции. С начала XXI века корпус аккордеонных произведений значительно пополнился высокохудожественными образцами. Их анализ представляется необходимым для понимания специфики современного китайского аккордеонного искусства в целом.
В разной степени с темой диссертации соприкасаются работы по истории музыки и культуры Китая на русском – У Ген-Ира 27 , Цзо Чжэньгуаня28, Е. В. Завадской29 – и китайском языках – Чэнь Цишэ30, Гао Юнхо 31 , Лан Мао 32 , У Годуна 33 и других авторов. Перечисленные исследования позволяют вписать проблематику баянно-аккордеонного искусства в контекст китайской культуры, глубже понять его специфические
18 Чэнь Имин. Руководство игры на аккордеоне. Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 2005. 299 с.
19 Синьтин. Как воплотить музыкальный образ на аккордеоне в китайском стиле (на примере произведения
«Цзю куан» для аккордеона Мао Чжу) // Музыкальное творчество. 2015. No 7. С. 137-139.
20 Шэнь Бо. Создание китайских произведений для аккордеона и ихэстетика // Вестник Юньнаньской художественной академии. 2000. No 3. С. 62-66.
21 У Шоучжи, У Цзе. Обзор развития китайского аккордеонного искусства // Музыкальные новинки (временник Сычуаньской консерватории). 1996. No 5. С. 24-38.
22 Ван Ци. Анализ произведения Ли Юйцю «Богиня рассыпает лепестки цветов» для аккордеона // Образование в сфере искусства. 2006. No 7. С. 60-61.
23 Цзэн Цзиньфань. Обзор китайской народной музыки для аккордеона // Китайская музыка. 1994. No 4. С. 60- 61.
24 Тань Иминь. Аккордеон и китайская музыка XX века // Народная музыка. 2010. No 6. С. 29-31.
25 Лю Цинь. Интерпретация произведения «Легенда Гуанлин» для аккордеона // Хуанчжун (Временник Уханьской консерватории). 1998. No 2. С. 77-79.
26 Ма Лили. Деятельность аккордеонистов в группах любителей губной гармоники в Шанхае // Ишу Байцзя. 2011. No 4. С. 242-244.
27 У Ген-Ир. Китай // История музыки Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. – СПб.: Лань, 2011. – С. 21- 79.
28 Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. – СПб.: Композитор, 2014. – 336 с.
29 Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. – 168 с.
30 Чэнь Цишэ. О цветовых характеристиках китайской народной музыки // Китайская музыка. 2012. No 7. С. 15-19.
31 Гао Юнхо. Формирование и развитие китайской этномузыкологии // Музыкальные исследования. 1980. No 8. С. 8-25.
32 Лан Мао. Происхождение китайского профессионого музыкального творчества // Музыкальное искусство. 1981. No 1. С. 12-21.
33 У Годун. Развитие теории китайской народной музыки в академической мысли XX века. Часть II // Музыкальные исследования. 2001. No 3. С. 43-52.
8

черты. В то же время, на сегодняшний момент отсутствуют научные работы, в которых систематизируются сведения по истории музыки и искусства Китая, нет единой периодизации и классификации различных культурных явлений.
Таким образом, несмотря на довольно широкий спектр литературы на китайском языке и отдельные работы российских музыковедов, связанные с темой диссертации, необходимо систематизировать сведения о баянно- аккордеонном искусстве КНР, изучить его генезис, проблемы и перспективы.
Объектом исследования является китайское баянно-аккордеонное искусство, как целостный феномен, включающий в себя образовательную систему, исполнительство и научно-методическую базу. Предмет диссертации – процесс зарождения, развития этого феномена и его перспективы.
Цель диссертации – выявить генезис китайского баянно-аккордеонного искусства, периодизацию его развития, современное состояние и перспективы, а также основные тенденции современной китайской музыки для баяна и аккордеона.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
– рассмотреть основные прообразы баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая;
– выявить этапы развития аккордеонного и баянного искусства в Китае с конца XIX до XXI века в сравнении с периодизацией Ван Дэцун и с теоретически обоснованными этапами развития баянно-аккордеонного искусства, предложенными О. И. Спешиловой на российской почве;
– определить место баяна (аккордеона) в современной китайской музыкальной культуре;
– выявить основные проблемы современного баянно-аккордеонного искусства Китая в аспекте исполнительского и композиторского творчества, педагогики;
– обозначить основные национальные истоки, нашедшие отражение в
современном китайском баянно-аккордеонном искусстве; – проследить, как интегрировались традиции других национальных культур в современном китайском баянно-аккордеонном искусстве;
– проанализировать современный китайский репертуар для баяна и аккордеона с точки зрения наличия в нем жанрово-стилевого синтеза культур Востока и Запада.
Материал исследования. Исследование опирается на широкий круг источников: музыкальные энциклопедии, словари и справочники; научные статьи на русском и китайском языках посвященные исполнительству на баяне (аккордеоне); учебники, методические пособия; интернет-источники; ноты народной музыки и авторских сочинений для баяна (аккордеона); сведения, полученные в ходе бесед с исполнителями и преподавателями-баянистами (аккордеонистами).
Методология. В данной работе используется комплекс различных методов исследования, который включает в себя:
1) исторический метод, который делает возможным изучение формирования и развития исполнительского искусства на баяне и аккордеоне в исторической ретроспективе; он также позволяет проследить глубинную генетическую связь современных баянов и аккордеонов с шэном и другими древнекитайскими язычковыми инструментами;
2) системный метод, позволяющий выявить связь между западной и восточной музыкальной культурой и проявление их интеграции в произведениях для баяна (аккордеона) китайских композиторов;
3) музыкально-аналитический метод, направленный на выявление жанрово-стилевых особенностей современных произведений для баяна и аккордеона китайских композиторов;
4) социологический метод (интервьюирование), с помощью которого стало возможным выявление посредством сбора мнений авторитетных китайских и русских педагогов и исполнителей основных проблем и возможных перспектив развития баянного и аккордеонного искусства в Китае; 5) теоретические методы (обобщение), позволившие привести полученные в ходе интервью сведения в единую систему и сделать выводы на их основе о специфике и перспективах развития баянного и аккордеонного искусства.
Научная новизна исследования:
– Внесены ряд уточнений и обобщений основных сведений, связанных с историей возникновения первых язычковых инструментов в Древнем Китае, а также появлением и распространением современных аккордеонов и баянов в Китае в XIX–XXI вв. На основе полученных исторических данных предпринимается попытка осмыслить специфику развития баяна и аккордеона в современном Китае;
– В работе впервые предпринята попытка осмыслить процессы взаимопроникновения западных и восточных традиций в русле баянного и аккордеонного искусства. В работе было установлено, что данные традиции отражаются на жанрово-стилевых особенностях современных произведений.
– В работе на основе научных источников и частных авторитетных мнений дается оценка неоднозначного положения баяна и аккордеона в современной системе музыкального образования и исполнительства в Китае. Данные сведения существенно обогащают представление о современных проблемах и перспективах развития исполнительства на данных инструментах;
Теоретическая значимость работы.
Исходя из того, что вопросы зарождения, особенностей и будущих перспектив развития баянного и аккордеонного исполнительского искусства в Китае пока не были целостно представлены в научной литературе, данное диссертационное исследование, основанное на обобщении основных исторических сведений из трудов русских и китайских ученых в сфере музыкальной педагогики, исполнительства, истории музыки и иных смежных областей наук, представляет собой одну из первых попыток освещения
11

указанной проблемы. Работа расширяет представления о положении баяна и аккордеона в современной китайской музыкальной культуре.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных данных в образовательном процессе (в курсе истории музыки, истории исполнительского искусства, в классе по специальности). Выявленные в работе проблемы и недостатки современной системы обучения игре на баяне и аккордеоне могут быть учтены для дальнейшего совершенствования системы музыкального образования в Китае.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интерес к баяну и аккордеону в Китае обусловлен историческим развитием данных инструментов, их сохраняющаяся востребованность в Китае даже в кризисные этапы связана, прежде всего, с генетическим родством с традиционными древнекитайскими прообразами – шэном, люшэном и юй, культурно-политической атмосферой Китая XX столетия, а также социально- культурными факторами (в частности, тесными контактами с Россией, в которой искусство исполнительства на баяне и аккордеоне традиционно широко востребовано, а также взаимопроникновением западных и восточных традиций).
2. Современные проблемы баянно-аккордеонного исполнительства связаны с сильным давлением западной культуры, отсутствием завершенной системы трехступенчатого образования (какое представлено в России), отсутствием целиком сформировавшейся китайской композиторской школы (в том числе в русле баянно-аккордеонного искусства) и отсутствием акцента в образовании на изучении собственного национального наследия.
3. Согласно предлагаемой в настоящем исследовании периодизации,
первое десятилетие XXI века по ряду признаков представляет собой начало
этапа «академизации» баянно-аккордеонного искусства Китая, о чем
свидетельствуют процессы связанные с развитием собственной
композиторской школы и попытки преодоления противоречий китайского
баянно-аккордеонного образования.
12

4. Оценивая современное состояние китайской баянно-аккордеонной школы, современные китайские музыканты и педагоги считают, что выход современного исполнительства на баяне и аккордеоне на качественно новый уровень возможен: 1) в случае поиска собственного пути, с избирательным подходом к заимствованию русских и немецких традиций; 2) в случае значительного увеличения числа китайских произведений в исполнительском репертуаре, отличающихся высокой художественной ценностью; 3) в случае повышения качества образования и роста высококвалифицированных кадров в профессорско-преподавательском составе.
5. В современной китайской музыке для баяна и аккордеона особенности стиля и жанра произведений во многом обусловлены соединением китайских музыкальных традиций и западных влияний. Выделяются три основных направления развития: 1) «европеизация» баянно- аккордеонной музыки, 2) «возвращение к истокам» китайских музыкальных традиций 3) сбалансированный синтез восточных и западных приемов в создании произведений.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обусловлена изучением широкого спектра источников – фундаментальных музыковедческих трудов по истории и теории музыки на русском, английском и китайском языках, обращением к апробированным методам исследования, тщательным анализом нотного материала.
Отдельные результаты работы были изложены в ряде публикаций, а также на международных и всероссийских научных конференциях. Автор выступал с докладом на XX Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и наука» (Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2019), XXIV Нижегородской сессии молодых ученых (Нижегородский дом ученых, 2019), LXXIX Международной научно-практической конференции «Культура, наука
и искусство в образовательном процессе» (Казань), Международной научно-
13

практической конференции «Интеграция науки и практики в современных условиях» (Минск, НИЦ «Мир Науки»). По материалам диссертации опубликовано 8 статей, в том числе 4 публикации – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе «Генезис баянно-аккордеонного искусства Китая» дан исторический экскурс, определено место баяна в современной музыкальной культуре страны. Освещены предпосылки возникновения инструмента, его аналоги в традиционном национальном инструментальном искусстве. Отдельное внимание уделяется вопросу периодизации баянно- аккордеонного искусства в Китае. Предложен новый вариант периодизации.
Вторая глава «Место баяна (аккордеона) в современной китайской музыкальной культуре» раскрывает вопрос сложных взаимоотношений национальных китайских музыкальных традиций и ассимиляции опыта других стран. В первом параграфе отдельно рассмотрены проблемы современного развития баянно-аккордеонного искусства в Китае на основе многочисленных исследований китайских музыковедов, исполнителей и педагогов. Для уточнения и актуализации полученных сведений было проведено анкетирование 23 китайских педагогов и исполнителей на баяне и аккордеоне и 20 русских педагогов и исполнителей. Данные, выявленные в ходе анкетирования, изложены во втором параграфе Второй главы. В нем приведено сравнение развития баянно-аккордеонного искусства в Китае и России по таким аспектам, как исполнительство, репертуар, музыкально- образовательные системы и методическая база.
Третья глава «Линии развития современной музыки для баяна и аккордеона в Китае» носит аналитический характер. Опираясь на опыт исследования, проведенного в предыдущих главах, предстоит рассмотреть основные направления развития современной баянно-аккордеонной музыки. В третьей главе три параграфа, соответствующие трем основным направлениям
современной баянно-аккордеонной музыки – «возвращение к корням», «европеизация» и «ассимиляция». Анализ современных произведений для баяна и аккордеона, опубликованных в сборниках I и II национального конкурса композиторов позволяет сделать выводы о современном положении китайской баянно-аккордеонной музыки «изнутри».
В заключении подведены итоги исследования, даны рекомендации по развитию баянно-аккордеонного искусства в Китае. Приложением к работе являются список вопросов для анкетирования, полные результаты анкетирования китайских и русских баянистов и преподавателей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»