«Эволюция творческого метода Н. А. Римского-Корсакова в контексте его эпохи»

Прокопьева Екатерина Павловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4

Глава 1 Творческий метод Н. А. Римского-Корсакова
как метод «готового слова» …………………………………………………………………………………………………. 19

§1. «Норма» в музыкальном творчестве эпохи реализма: …………………………………………….. 19

§2. «Мышление интонации» антириторической эпохи………………………………………………….. 25

§3. «Новый» композитор и «новая» музыка в эпоху реализма ……………………………………. 31

§4. Формирование творческого метода Н. А. Римского-Корсакова ……………………………. 43

§5. Мир искусства и мир природы: от реальности к мифу …………………………………………… 49

§6. «Готовое слово» в творчестве Римского-Корсакова …………………………………………………. 53

§7. «Наука о музыке» в творческом наследии Н. А. Римского-Корсакова:
от «Риторики» к «Физике» ……………………………………………………………………………………………………… 65

Глава 2 Творческий метод Н. А. Римского-Корсакова в произведениях
раннего периода ……………………………………………………………………………………………………………………….. 69

§1. Ранний период творчества композитора: дилетант или мастер? ………………………….. 69

§2. Симфоническая картина «Садко» op.5 …………………………………………………………………………. 77

§3. Вторая симфония «Антар» op.9 ……………………………………………………………………………………… 90

§4. Принципы «готового слова» в стиле ранних сочинений Н. А. Римского-
Корсакова ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 110

Глава 3 Творческий метод Н. А. Римского-Корсакова
в поздних операх-сказках …………………………………………………………………………………………………… 122

§1. Н. А. Римский-Корсаков и антириторическая культура на рубеже XIX–XX
веков …………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 122

§2. «Сказка о царе Салтане»…………………………………………………………………………………………………. 131

§3. «Кащей Бессмертный»…………………………………………………………………………………………………….. 153
§4. «Золотой петушок»…………………………………………………………………………………………………………… 167

§5. Принципы «готового слова» в позднем творчестве
Н. А. Римского-Корсакова ……………………………………………………………………………….180

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………. 189

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………. 197

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, ее научная новизна, устанавливаются цели и задачи представленной работы, определяется
методология исследования.
Первые три параграфа Первой главы «Творческий метод Н. А. Римско-
го-Корсакова как метод “готового слова”» посвящены описанию представле- ний о действительности, искусстве и композиторе современников
Н. А. Римского-Корсакова. В § 1 «“Норма” в музыкальном творчестве эпохи реализма» на основании высказываний русских композиторов и критиков вто- рой половины XIX века делается вывод об антириторическом характере твор- ческого метода эпохи, который отразил новые представления об истории и че- ловеке, сконцентрированные в ключевом для реалистического искусства поня- тии «жизни» как сплошного, непрерывного и непредсказуемого исторического или психологического процесса.
Индикатором формирования нового метода стало изменившееся отноше- ние композиторов и критиков XIX века к «готовому слову» — сюжетным, сти- листическим, композиционным и жанровым универсалиям, которые отражали риторическое представление об истории как о репликации мифологических по- ложений, в которых человек каждый раз был принужден играть одну из ролей. В естественных для композиторов риторической эпохи универсальных законах музыки многие современники Римского-Корсакова стали видеть навязчивые «школьные формы» и «условные схемы», которые сковывали творческую сво- боду нового автора в его стремлении воплощать изменчивую жизнь.
Потому, оглядываясь на «старое» искусство, композитор эпохи реализма мог или существенно обновлять прежние схемы, как делали П. И. Чайковский и И.Брамс, или же отказаться от них вовсе и создавать свои, как делали М. П. Мусоргский и Р. Вагнер. Но и в том, и в другом случае композитором ру- ководили не стоящие перед ним универсальные законы творчества, а собствен- ное, чаще всего интуитивное ощущение творческой «нормы», предопределен- ное индивидуальными представлениями художника о «жизни» мира и человека.
Таким образом, на смену риторическому методу «готового слова» прихо- дит новый, антириторический, сущность которого по отношению к музыкаль- ному искусству раскрывается в § 2 «“Мышление интонации” антириториче- ской эпохи». В этом разделе работы музыкальная интонация Яворского — Асафьева, открытие которой А. В. Михайлов полагал «гениальным достижени-
ем музыковедческой мысли»13, рассматривается как одна из функций в составе антириторического творческого метода. С этой точки зрения наиболее адекват- ным определением интонации становится косвенное, заключенное в определе- нии музыки как «искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Очевид- ные параллели, которые обнаруживаются между интонационной теорией и ее литературным «современником» — исторической поэтикой А. Н. Веселовского — помогают осознать двойственность значения крылатого выражения Асафье- ва. Ключевым для его понимания становится слово «смысл». В привычной се- годня трактовке этого слова как «содержания, сущности, сути» (С. И. Ожегов) «интонирование смысла» может рассматриваться как акт коммуникации. Одна- ко в значении «способность понимания, постиженье, разум» (В. И. Даль), ак- туального для времени зарождения интонационной теории, понятие «интони- рование смысла» подразумевает выражение в музыкальной интонации индиви- дуального авторского сознания, сформированного им образа действительности, что с точки зрения исторической поэтики Михайлова составляет существо реа- листического творческого метода. Его универсальным определением в музыке может стать присущий тому или иному автору способ «интонирования смыс- ла», или, по аналогии с «мышлением слова» Михайлова, способ «мышления интонации».
Реалистическое «мышление интонации» наделяло главных участников творческого процесса иными, по сравнению с методом «готового слова», функ- циями. Они нашли свое отражение в новых идеальных представлениях эпохи о современном композиторе и современной музыке, описанию которых посвящен § 3 «“Новый” композитор и “новая” музыка в эпоху реализма».
В этом разделе работы на основании сравнения высказываний В. В. Стасова, Г. А. Лароша, А. Н. Серова и др. утверждается, что идеальный композитор эпохи реализма должен был обладать сверхчувствительностью к явлениям окружающей действительности, стремлением к высоким жизненным
13 Михайлов А. В. [Музыка как конструкция] // Слово и музыка: Материалы научных конфе- ренций памяти А. В. Михайлова. Вып.2. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008. С. 238.

целям, индивидуальностью музыкального высказывания, ярким исполнитель- ским и импровизаторским талантом. Живым воплощением композиторского идеала для русской культуры стали Ф. Лист и Г. Берлиоз, а наиболее близкими к этому идеалу русскими музыкантами — М. А. Балакирев и А. Г. Рубинштейн, которые и сплотили вокруг себя главные творческие силы эпохи.
Многочисленные и противоречивые высказывания критиков о новой му- зыке объединяло одно — признание ее способности выражать «чувство жизни» («лирический порыв», «беспокойный поиск» и т. д.), которое противопоставля- лось «ровности», «спокойствию» и «холодности» музыки риторической эпохи. При этом способы достижения эффекта «второй реальности», описываемые критиками, могли быть различными, но чаще всего они подчинялись идее не- прерывного и непредсказуемого, как сама жизнь, музыкального развития, с ис- пользованием совокупности тонально-гармонических, ритмических, мелодиче- ских, темброво-фактурных средств. Именно специфические музыкальные приемы создания ощущения непредсказуемого течения жизни (а не вульгарное копирование «сырой» реальности») становятся частью самостоятельной, от- личной от литературной или живописной, стратегии воплощения идей реализма в композиторском творчестве, хотя в музыковедческих исследованиях все эти приемы традиционно относятся к сфере достижений музыкального романтизма.
Следующие четыре параграфа первой главы посвящены обоснованию ин- дивидуального творческого метода Н. А. Римского-Корсакова в его взаимосвя- зи с антириторическим творческим методом его эпохи. В § 4 «Формирование творческого метода Н. А. Римского-Корсакова» изучаются обстоятельства возникновения индивидуального «мышления интонации» композитора, которое сложилось вследствие несоответствия молодого музыканта его антириториче- скому идеалу, воплощенному в образе М. А. Балакирева. Идея настойчивого преодоления «дилетантизма», который казался Римскому-Корсакову главной причиной этого несоответствия, выстроила уникальную систему творческих представлений композитора, которая вступала в противоречие с характерными для его эпохи представлениями.
Во-первых, музыка стала видеться Римскому-Корсакову не средством свободного авторского самовыражения, а самодостаточной реальностью, орга- низованной в соответствии с универсальными законами, наблюдению, изуче- нию, формулированию и творческой интерпретации которых композитор по- святил свою «музыкальную жизнь».
Во-вторых, как показывается в § 5 «Мир искусства и мир природы: от реальности к мифу», через призму законов искусства, а не законов собствен- ной психологии, Римский-Корсаков стал воспринимать и живую действитель- ность, в том числе, реальность природы, которая узнавалась им в «готовой» структуре мифа14. Образ внутренней, психологической жизни человека также воспринимался Римским-Корсаковым в «готовых» формах искусства, о чем свидетельствовала, например, привычка композитора выражать свое эмоцио- нальное состояние в письмах при помощи отдельных созвучий и музыкальных цитат.
Складывавшиеся представления об искусстве и реальности у Римского- Корсакова объединяла общая идея — присутствие в искусстве «готовых» форм для постижения «жизни», внешней и внутренней. В исторической поэтике ли- тературы эта идея связана с феноменом «готового слова», которое, по выраже- нию Михайлова, есть «и целая речь, целое высказывание, и сюжет, и жанр, как форма, в которую отливается мысль, и самое мелкое единство смысла (пусть, например, имя собственное), если только это происходит из фонда традиции и заранее дано поэту или писателю, если только это заведомо для него “гото- во”»15. «Готовое слово», таким образом, составило основу индивидуального творческого метода Римского-Корсакова, его «мышления интонации».
Основные области проявления «готового слова» в творчестве композито- ра намечаются в §6 «“Готовое слово” в творчестве Н. А. Римского-
14 См., например, описание процесса сочинения музыки «Снегурочки» в «Летописи моей му- зыкальной жизни».
15 Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII—XIX веков // Антич- ность как тип культуры. М.: Наука, 1988. С. 311.

Корсакова» и § 7 «Наука о музыке в творческом наследии Н. А. Римского- Корсакова: от “Риторики” к “Физике”». В первую очередь, «готовым сло- вом» для Римского-Корсакова стал славянский миф, который лег в основу «го- тового» содержания произведений композитора, композиционных и драматур- гических решений в самых разных жанрах. Музыкальным же «готовым сло- вом» оказался национальный фольклор и интонационные идеи из сочинений композиторов антириторической эпохи (Г. Берлиоза, Ф. Листа, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского. Р. Штрауса и др.), которые композитор активно использовал в качестве исходного музыкального материа- ла в своих сочинениях.
Присущее «готовому слову» неразрывное единство формы и содержания выражается в появлении в музыке Римского-Корсакова «топосов» (в значении «готовых» способов музыкального выражения определенной области внемузы- кального содержания), которые в творчестве композитора приобретают норма- тивный характер. Среди них — «готовые» музыкальные описания окружающей действительности (моря, города, звезд, птиц), эмоциональных состояний героев и т.д., некоторые из которых уже были описаны исследователями.
Принципы «готового слова» в произведениях Римского-Корсакова регу- лируют структуру музыкального высказывания композитора, основанного не на «горизонтальном» непрерывном развитии музыкального образа, а на ряде смысловых «вертикалей», каждая из которых представляет собой разновид- ность эмблемы. Эмблематическое мышление композитора, которое проявляется и в его письмах, сопровождающихся рисунками и музыкальными загадками, объясняет системное единство присущих корсаковскому стилю качеств дис- кретности, изобразительности, декоративности.
Творческая активность «готового слова» ограничила область проявлений авторской свободы Римского-Корсакова, вследствие чего в его облике прояви- лись черты композитора риторической эпохи — подчеркнуто профессиональ- ный, ремесленный подход к музыкальному искусству, точность, техницизм.
Стремление к изучению и описанию универсальных музыкальных «норм» является еще одним проявлением творческого метода композитора как метода «готового слова». Однако направление научной мысли Римского-Корсакова было задано антириторическими представлениями его эпохи о музыке как во- площении «жизни». Потому аристотелевская «Риторика» в музыкально- теоретических и эстетических представлениях композитора, которые формули- ровались не только в специальных теоретических работах, но и в отдельных высказываниях Римского-Корсакова, уступает место «Физике» — поиску му- зыкальных «первоначал», универсальных правил сочинения музыки, которые были интуитивно найдены композитором еще в начале его творческого пути и в конце концов приобрели в его представлениях нормативный характер. Эти по- иски, которые осуществлялись в период неудержимого обновления и развития музыкального языка в русской и западноевропейской культуре, сближают Рим- ского-Корсакова с его младшим современником — С. И. Танеевым.
Вторая глава «Творческий метод Н. А. Римского-Корсакова в произве- дениях раннего периода» посвящена изучению ранних сочинений композитора, в которых впервые обнаруживают себя системообразующие линии его творче- ства — симфонической картины «Садко» и Второй симфонии «Антар». Эти произведения изучаются с точки зрения проявления в них индивидуальных свойств «мышления интонации» Римского-Корсакова. При этом в § 1 «Ранний период творчества композитора: дилетант или мастер?» замечается, что вопреки мнению об относительной творческой несамостоятельности Римского- Корсакова в ранних сочинениях, именно в этот период складывается его твор- ческий метод.
Ранние сочинения Римского-Корсакова создавались под влиянием реали- стических идей «Могучей кучки», среди которых центральное место занимала «музыкальная правда»: под ней понималась, скорее всего, способность интона- ции воссоздавать течение «жизни», ее непредсказуемость и «капризность». Путь создания «музыкальной правды», который Римский-Корсаков имел воз- можность наблюдать на собраниях кружка — балакиревский путь спонтанной
импровизации — носил интуитивный характер и не мог быть передан в процес- се обучения. Поэтому молодой композитор стал искать свой способ сочинения, с одной стороны, пользуясь «чужими» музыкальными решениями, а с другой — наблюдая над собственным творческим процессом. Результат наблюдений ком- позитор сформулировал в одном из писем Балакиреву, где он признал сущест- вование в его сознании «готового слова» — интуитивных музыкальных «идеа- лов», в основном жанрового происхождения.
§ 2 «Симфоническая картина “Садко” op.5» и § 3 «Вторая симфония “Антар” op. 9» посвящены анализу сочинений композитора с точки зрения ав- торской трактовки «готовых» сюжетов и способов работы с заимствованными интонационными моделями, на которые указал сам композитор в «Летописи моей музыкальной жизни»16.
Результаты наблюдений обобщаются в § 4 «Принципы “готового слова” в стиле ранних сочинений Н. А. Римского-Корсакова», где формулируются основные принципы «мышления интонации» в ранних сочинениях Римского- Корсакова.
Первый принцип заключается в сознательном использовании «готового» материала — типичных «кучкистских» сюжетов и интонационных решений конкретных образов, заимствованных из фольклорных сборников и произведе- ний других композиторов. Второй — в подчинении «готового» материала «го- товым» же мифологическим структурам и нормам музыкального стиля, интуи- тивно существующим в сознании композитора.
Совокупность этих принципов представляет собой разновидность стили- зации — «подчинения формы формату» (В. Г. Власов), где роль «формы» игра- ет заимствованный материал, а роль «формата» — интуитивные музыкальные «идеалы» Римского-Корсакова. В процессе работы с «готовым» материалом композитор нивелирует его эмоциональную субъективность и превращает в ин- тонационный «архетип» — паттерн. Его повторения в формате заданного
16 См., например, Н. А. Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни». М.: Музыка, 1982. С. 67, 78–79.

структурного ритма образуют декоративный музыкальный орнамент. Таким образом, главные отличительные особенности корсаковского музыкального стиля — декоративность и орнаментальность — являются прямым следствием его творческого метода.
Репрезентативной природой «готового слова» обусловлена и дискрет- ность музыкальной ткани, которая в ранних произведениях Римского- Корсакова преобладает над широким симфоническим развитием. Соединения отдельных музыкальных построений производится в «Садко» и «Антаре» раз- личными способами, некоторые из которых (прием стыкового монтажа и на- плыва) носят новаторский характер.
Таким образом, вопреки распространенному мнению, творческая индиви- дуальность Римского-Корсакова, обусловленная его творческим методом «го- тового слова», ярко и последовательно обнаружила себя уже в первых значи- тельных и самостоятельных по стилю сочинениях композитора — симфониче- ской картине «Садко» и Второй симфонии «Антар».
В центре исследовательского внимания в Третьей главе «Творческий метод Н. А. Римского-Корсакова в поздних операх-сказках» находится функ- ционирование «готового слова» в «Сказке о царе Салтане», «Кащее Бессмерт- ном» и «Золотом петушке», которые создавались в особом культурно- историческом контексте. Его описанию посвящен § 1 «Н. А. Римский-Корсаков и антириторическая культура на рубеже XIX–XX веков», где рубеж XIX— XX веков представлен как новый этап развития русской музыкальной культу- ры.
По мере укрепления антириторических представлений они переживали ряд трансформаций. Во-первых, прежде интуитивные принципы «мышления интонации» в ряде случаев стали оформляться в т. н. «индивидуальные ритори- ки» (С. С. Аверинцев) — авторские интонационные системы, в рамках которых индивидуальные принципы воплощения различных образов приобретали нор- мативный характер, как это происходило, например, в творчестве Р. Вагнера или поздних сочинениях П. И. Чайковского. Во-вторых, художественные прин-
ципы воплощения «жизни» в ряде случаев начали трактоваться как художест- венное воплощение принципов жизни как таковой, т. е. «индивидуальные рито- рики» стали восприниматься как подобие философских систем, что произошло в эпоху Серебряного века по отношению к творчеству Р.Вагнера или Ф. М. Достоевского.
Своя «индивидуальная риторика» к рубежу веков сложилась и в творче- стве Н. А. Римского-Корсакова. Стилистические и мифологические представ- ления композитора к этому времени приобрели характер относительно закон- ченной системы, которая проецировалась на широкий круг явлений культуры, различных в историческом и национальном отношении.
Рубеж веков обнажил существующее противоречие между «риториче- скими» основаниями творчества Римского-Корсакова и антириторическими устремлениями современной ему культуры. Сам композитор выразил это про- тиворечие в антитезе «божеских» (объективно существующих) и «человече- ских» (субъективных, авторских) законов творчества, которые рассматривались Римским-Корсаковым не только в сугубо эстетическом, но и национальном, ис- торико-философском, и даже моральном аспекте17.
Столкновение «риторического» и «антириторического» на различных уровнях художественного целого происходит и в поздних сказочных операх композитора, анализу которых посвящены § 2 «Сказка о царе Салтане», § 3 «Кащей Бессмертный», § 4 «Золотой петушок».
В § 5 «Принципы “готового слова” в позднем творчестве Н. А. Рим- ского-Корсакова», где обобщаются результаты анализа, утверждается, что творческий метод «готового слова» Римского-Корсакова в поздних операх- сказках выступает на новом уровне осознанности, чему способствует резонанс, возникший между творческим методом композитора и творческим методом либреттиста его поздних опер — В. И. Бельского.
17 Примечательно в связи с этим известное выражение Римского-Корсакова о потерявшем «музыкальную совесть» Р. Вагнере.

Ведущим принципом сочинения для композитора остается стилизация, которая в поздних сказочных операх подвергся существенному переосмысле- нию. Маститый композитор, Римский-Корсаков не нуждается в явных заимст- вованиях чужой «музыкальной правды», как в ранних сочинениях. Тем не ме- нее колоссальный музыкальный опыт и авторское «чутье» неизменно ведут его к созданию собственных музыкальных решений на основании интонационных идей, которые уже получили свое авторское воплощение в музыке М. И. Глинки, А. П. Бородина, и особенно Р. Вагнера, М. П. Мусоргского и Р. Штрауса.
В тех случаях, когда возникающие интонационные параллели сопровож- даются очевидными сюжетными, лексическими, композиционными стилиза- циями в либретто опер, можно утверждать преднамеренность обращения Рим- ского-Корсакова и Бельского к «чужим» сочинениям, несмотря на то, что авто- ры оставляют лишь немногочисленные косвенные указания на объекты стили- зации. В поздних операх-сказках, таким образом, «готовым словом» для Рим- ского-Корсакова становится не только «чужая» интонация, но и «чужой» музы- кальный образ, который подчиняется «формату» корсаковского замысла. Так, в «Сказке о царе Салтане» и «Кащее Бессмертном» объектами авторской стили- зации становятся фрагменты из опер Р. Вагнера и русских композиторов XIX века, а в «Золотом петушке» — М. П. Мусоргского и Р. Штрауса.
Стилизации отдельных образов, а иногда и целых фрагментов из извест- ных сочинений, сообщали поздним операм Римского-Корсакова дополнитель- ные смысловые пласты, между которыми возникали множественные экзегети- ческие связи, характерные для жанра эмблемы. Например, ориентация на «го- товые» интонационные и сюжетные модели позволяет сопоставить концепции «Сказки о царе Салтане» и «Кольца нибелунга». Сложное смысловое единство составляет образ Кащея, в ариозо которого совмещаются интонационные моде- ли каватины Берендея и лейтмотива кольца. Начало первого акта «Золотого пе- тушка» пародирует сцену смерти Бориса Годунова из оперы Мусоргского, что дополнительно подчеркивается соответствующими текстовыми и музыкальны-
ми отсылками: роль Бориса здесь достается Додону, а роль Пимена, пришедше- го с вестью о спасительном Чуде — Звездочету. Второй же акт оперы образует параллели с «Саломеей» Штрауса, где Додон-царь Ирод и Полкан-Иоканаан испытывают на себе действие чар Шемаханской царицы-Саломеи.
Главным драматургическим стержнем каждой из опер, объединяющим различные плоскости толкования отдельных образов, становятся отношения главного героя (Гвидона, Кащея, Додона) с его «волшебным помощником» (Лебедью, Бурей-Богатырем, Золотым петушком), которые выстраиваются на различных основаниях: любви и доверии в «Салтане», подчинении в «Кащее», договоре в «Золотом петушке». Ключевая для поздних опер Н. А. Римского- Корсакова идея взаимоотношений человека и таинственного, чудесного, потус- тороннего соединяет их в эмблему высшего порядка, в которой утверждается мысль о необходимости отречения от эгоизма и рациональности во имя Любви и Веры, которые только и могут избавить мир и человека от грядущей катаст- рофы. Эта же мысль нашла свое выражение и в условиях сюжета с совсем ины- ми жанровыми основаниями — в опере «Сказание о невидимом граде Китеже», которая включается в эмблему позднего творчества Н. А. Римского-Корсакова как еще одно индивидуальное истолкование одной из сложных и важных для антириторической культуры проблем — проблемы смысла исторической жизни и ее неизбежного конца.
В Заключении формулируются основные выводы исследования.
1. Творческий метод Н. А. Римского-Корсакова — это метод «готового слова», который стал одним из уникальных авторских способов «интонирова- ния смысла» в эпоху интенсивного развития реалистических идей в русской культуре.
2. Эволюция творческого метода Римского-Корсакова заключалась в из- менении представлений о «готовом слове» — мифе, «готовых» интонационных идеях из фонда антириторической музыкальной традиции и музыкальных «нормах» творчества. В процессе эволюции менялись степень осознанности «готового слова», цели его использования, область проявлений авторской сво-
боды. В результате, по мере укрепления творческой индивидуальности компо- зитора действие принципов «готового слова» становится у него все более сис- тематичным, а сфера их действия шире.
3. Восприятие творчества Римского-Корсакова его эпохой было обуслов- лено, прежде всего, эволюцией реалистических представлений русской культу- ры XIX — начала XX века. В ранний и зрелый период творчества композитора они носили радикально антириторический характер, выразившийся в распро- странении идеалов интуитивного творчества и непредсказуемости музыкально- го развития, которым уникальные свойства музыки Римского-Корсакова со- ставляли заметное противоречие. На рубеже XIX–XX веков прежний интуи- тивный модус антириторического творчества был отчасти уравновешен рито- рическим рационализмом. Не только «жизнь» как таковая, но и «нормы» ее ху- дожественного воплощения — «готовые» сюжеты и принципы авторских, ис- торических и национальных стилей — попали в поле внимания художников Серебряного века и стали почвой для распространения мифологического мыш- ления и стилизации. Между искусством рубежа веков и творчеством Римского- Корсакова, таким образом, возник резонанс.
4. В то же время процессы, происходившие в антириторической культуре, оценивались Римским-Корсаковым с позиции собственного творческого мето- да. В ранний период творчества принципы «готового слова» существовали в сознании композитора лишь интуитивно, не препятствуя его увлечению реали- стическими идеями «Могучей кучки». Но на рубеже веков, когда «готовое сло- во» в творчестве Римского-Корсакова оказалось уже на новом уровне осмыс- ленности, вера композитора в существование непреложных законов творчества вступила в противоречие с главным принципом эпохи реализма — полной творческой свободой автора — который в русской культуре рубежа веков стал новой «нормой». Это противоречие для композитора имело не только музы- кальный, но и философско-исторический смысл, который нашел свое отраже- ние в поздних операх Римского-Корсакова.

Актуальность исследования. Изучение творчества Н. А. Римского-
Корсакова и русской культуры его эпохи, то есть второй половины XIX — начала
XX века, имеет длительную историю, продолжающуюся по сей день. За более чем
вековой период, в течение которого мысль о музыке развивалась под влиянием
различных факторов (в том числе идеологических), сложилось несколько точек
зрения на характер эволюции русской культуры и ту роль, которую сыграло в ней
творчество Римского-Корсакова.
Творческая деятельность Римского-Корсакова укладывается в рамки боль-
шого культурно-исторического периода, начало которого ознаменовалось рефор-
мами Александра II, а конец — Первой мировой войной и последующими рево-
люционными событиями. Единство этого периода неочевидно. В истории искус-
ства он обычно разделяется на две части, каждая из которых по-разному оценива-
лась в то или иное время. Русский XIX век, объединяющей идеей которого в со-
ветской историографии был художественный реализм, в работах начала XXI века
предстает периодом разнонаправленных тенденций и поисков, а «гнилой» дека-
данс рубежа веков превращается в венчающий эти поиски русский духовный ре-
нессанс.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    «Мое декадентство» «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова
    Музыкальная академия. — 2— No — С. 92–Прокопьева Е. П. Ранние симфонические произведения Н.А. Римского- Корсакова сквозь призму его творческого метода // Музыковедение. — 2— No — С. 30
    Римский-Корсаков и реализм: к вопросу о творческом методе композитора
    Музыка и время. — 2— No — С. 9

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»